№ 2 - 2015 г. 14.00.00 Медицинские науки (14.04.00 Фармацевтические науки)
УДК 615.12:339.18
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПЕРЕДАЧИ НА АУТСОРСИНГ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕГМЕНТЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
РЫНКА
И. А. Джупарова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В статье рассматриваются вопросы разработки алгоритма передачи на аутсорсинг государственной услуги. На основе метода экспертных оценок выявлена приоритетность факторов для оценки целесообразности привлечения организации-аутсорсера к оказанию государственных услуг.
Ключевые слова: аутсорсинг, государственные услуги, лекарственные препараты.
Джупарова Ирина Алексеевна — доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]
Введение. В условиях ограниченности бюджетных средств, с одной стороны, и необходимости исполнения социальных обязательств государством, повышения качества предоставляемых бюджетных услуг, с другой стороны, особую актуальность приобретает вопрос о повышении результативности бюджетных расходов в системе размещения и исполнения заказов на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Частично эту проблему решают: Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который кардинально изменил систему закупок, переведя её на принципы конкуренции и обеспечения эффективности расходования бюджетных средств; Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», являющийся нормативной основой совершенствования государственной политики в вопросах предоставления населению и юридическим лицам государственных услуг и др. [1, 2]. Однако в условиях сохранения высокой зависимости доходов бюджетов всех уровней
от внешнеэкономической конъюнктуры, недиверсифицированной структуры экономики и роста государственных расходов на закупки товаров, работ, услуг решение задачи создания контрактной системы государственных закупок объективно требует применения новых методов и создания соответствующих институтов, обеспечивающих повышение результативности бюджетных расходов. К числу таких способов относится аутсорсинг, который позволяет обеспечить экономию ограниченных бюджетных средств за счет привлечения внешних поставщиков посредством конкуренции между бюджетными учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, привлекаемыми на конкурсной основе.
Аутсорсинг — это передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).
Цель исследования заключается в разработке методики обоснования передачи
на аутсорсинг государственных услуг в некоммерческом сегменте фармацевтического
рынка.
Материалы и методы. Разработка методики обоснования передачи на аутсорсинг государственных услуг в некоммерческом сегменте фармацевтического рынка осуществлялась с применением системного и процессного подходов, методов — экспертно-аналитического, статистического, экспертных оценок. Объектами исследования служили Министерство здравоохранения Новосибирской области и организации, обеспечивающие предоставление государственных услуг (Новосибоблфарм).
Результаты и их обсуждение. Предлагаемый алгоритм передачи на аутсорсинг государственной услуги включает этапы: обоснование целесообразности передачи видов государственных услуг на аутсорсинг; передачу государственной услуги на аутсорсинг; разработку и внедрение системы мониторинга и контроля качества услуг, переданных на аутсорсинг в некоммерческом сегменте фармацевтического рынка. На основе метода экспертных оценок выявлена приоритетность факторов (качество услуг, цена, возможность осуществление услуги с использованием собственных производственных мощностей, полнота соблюдения условий), определяющих целесообразность привлечения организации к оказанию государственных услуг с учетом оценки качества реализации государственной услуги при передаче на аутсорсинг.
Государственные учреждения могут передавать на аутсорсинг через систему государственного заказа следующие функции:
• бухгалтерский учет и расчет налогов;
• юридическое обеспечение деятельности;
• расчет заработной платы сотрудников;
• управление персоналом;
• информационные системы и управление базами данных;
• маркетинговые коммуникации и связи с общественностью;
• управление проектами от разработки до реализации;
• вопросы экономической и информационной безопасности;
• управление логистикой и доставкой.
В процессе изучения аутсорсинга разработана схема алгоритма передачи на аутсорсинг
государственной услуги (см. рис.). Предлагаемый алгоритм включает наличие следующих последовательных процедур.
Алгоритм передачи на аутсорсинг и мониторинга контроля качества государственной
услуги
Этап 1. Обоснование целесообразности передачи видов государственных услуг на аутсорсинг. На этом этапе проводится углубленный анализ рынка услуг аутсорсинга; оценка влияния перехода на аутсорсинг; оценка эффективности расходования бюджетных средств.
В результате анализа и оценки всех факторов, влияющих на оказание услуг, принимается
обоснованное решение о целесообразности передачи конкретной государственной услуги бюджетного учреждения на аутсорсинг. В случае положительно принятого решения последует стадия передачи государственной услуги аутсорсеру. Этап 2. Передача государственной услуги на аутсорсинг.На этом этапе происходит разработка описания количественных и качественных требований к услугам, предполагаемых для передачи на аутсорсинг; разработка требований к аугсорсеру; проведение конкурса по отбору аутсорсера и заключение с ним контракта; разработка и внедрение организационно-структурных, кадровых и других административных решений, связанных с передачей на аутсорсинг. По их результатам заключается контракт на аутсорсинг.
Этап 3. Непосредственная разработка и внедрение системы мониторинга и контроля качества услуг, переданных на аутсорсинг в системе государственного заказа. В качестве основных методов использовали:
• социологические опросы потребителей о качестве предоставляемых государственных услуг;
• мониторинг соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг административным регламентам по оказанию государственных услуг;
• контрольные мероприятия по проверке соответствия административным регламентам.
После обобщения и анализа полученных результатов осуществляется оценка соответствия критериям качества предоставляемой услуги. Откуда на выходе возможны два варианта: расторжение контракта и уведомление поставщиков о предстоящем конкурсе (в случае несоответствия показателей качества установленным критериям) или дальнейшее управление контрактом на оказание услуг посредством аутсорсинга. При оценке целесообразности привлечения организации-аутсорсера к оказанию государственных услуг предлагается использовать следующие факторы:
1. стоимость услуг;
2. качество услуг;
3. сроки и характер оплаты;
4. полнота перечня оказываемых услуг;
5. деловая репутация поставщика;
6. квалификация персонала и кадровая политика;
7. характеристика производственных мощностей поставщика услуг;
8. соблюдение гигиенических требований и требований безопасности;
9. условия оплаты (возможные скидки и т. п.);
10. возможные риски;
11. степень охвата рынка;
12. территориальное расположение организации-аутсорсера;
13. форма собственности;
14. полнота соблюдения условий контракта;
15. занимаемая доля на рынке услуг;
16. возможность осуществлять услуги с использованием собственных производственных мощностей.
Приоритетность учета того или иного фактора выявлена с помощью ранжирования на основе метода экспертных оценок, который позволил произвести сравнение эффективности и предпочтительности заключения контракта
с организацией-аутсорсером. Исходя из рассчитанной минимальной и максимальной численности, количество экспертов в группе составило 10 — это специалисты
государственной службы, а также ученые (в том числе 1 доктор фармацевтических наук, 3 кандидата фармацевтических наук). Все эксперты имеют высшее образование, большой опыт теоретических исследований и практической работы в области, рассматриваемой в исследовании.
Выявлено, что при анализе факторов передачи услуги на аутсорсинг максимальную оценку получили следующие (расположены по убыванию степени важности): качество услуг; цена услуг; возможность осуществлять услуги с использованием собственных производственных мощностей); полнота соблюдения условий контракта. К дополнительным факторам отнесены условия оплаты (возможные скидки и т. п.); соблюдение гигиенических требований и требований безопасности; территориальное расположение поставщиков услуг относительно потребителей. Предлагаемая методика позволяла структурировать и выделить услуги, которые возможно и целесообразно передать на аутсорсинг. Важно отметить, что на практике количество потенциальных поставщиков услуг и их оценочных показателей велико, поэтому предлагаемый способ обоснования выбора поставщика позволяет минимизировать затраты на функционирование бюджетных учреждений с учетом оценки качества передачи государственных услуг на аутсорсинг. Выводы. Разработан алгоритм передачи на аутсорсинг государственной услуги. Посредством метода экспертных оценок выявлена приоритетность факторов (качество услуг, цена, возможность осуществление услуги с использованием собственных производственных мощностей, полнота соблюдения условий), определяющих целесообразность привлечения организации к оказанию бюджетных услуг с учетом оценки качества реализации государственного заказа при передаче на аутсорсинг.
Список литературы
1. Кузнецова Ю. В. Различные формы взаимодействия в рамках модели аутсорсинга / Ю. В. Кузнецова // Экономический анализ : теория и практика. — М. : ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2010. — № 38. — С. 51-55.
2. Кузнецова Ю. В. Модель оптимизации управления процессом перехода на аутсорсинг / Ю. В. Кузнецова, Б. И. Вайсблат // Экономика, статистика и информатика. Вестн. УМО. — М. : Московский государственный университет экономики, статистики
и информатики, 2012. — № 2. — С. 101-104.
DEVELOPMENT OF TECHNIQUE OF TRANSFERING THE STATE SERVICES
ON OUTSOURCING IN NONCOMMERCIAL SEGMENT OF PHARMACEUTICAL MARKET
I. А. Dzhuparova
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk)
Development of algorithm of transferring the state service on outsourcing is considered in the article. Priority of factors for an assessment of expediency of involvement of the outsourcer organization to rendering the state services is revealed on the basis of method of expert evaluations.
Keywords: outsourcing, state services, medicines.
About authors:
Dzhuparova Irina Alekseevna — doctor of pharmaceutical science assistant professor, head of department of management and pharmaceutics economy, medical and pharmaceutical merchandizing at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Kuznetsova Y. V. Various forms of interaction within outsourcing model / Y. V. Kuznetsova // Economic analysis : theory and practice. — M. : JSC Publishing House FINANCE and CREDIT, 2010. — N 38. — P. 51-55.
2. Kuznetsova Y. V. Model of management optimization to transition to outsourcing / Y. V. Kuznetsova, B. I. Vaisblat // Economy, statistics and informatics. Bulletin of UMO. — M. : Moscow State University of economy, statistics and informatics, 2012. — N 2. — P. 101-104.