Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ТАЗОВСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ТАЗОВСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА (КМНС) / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Веникова К.Э.

В статье рассматриваются актуальные проблемы коренных малочисленных народов Севера Тазовского района, в области социальной политики, к которым относятся вопросы: жилищной политики, социальной защиты, образования, занятости, традиционной культуры и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ТАЗОВСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

8. Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3 / под ред. М.М. Скорева. - Ставрополь: Логос, 2014. -С.27-61.

Веникова К.Э. студент

Институт дистанционного образования Тюменский государственный университет

Россия, г. Тюмень РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ТАЗОВСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера (КМНС), социальная политика, проблемы, Управление.

В статье рассматриваются актуальные проблемы коренных малочисленных народов Севера Тазовского района, в области социальной политики, к которым относятся вопросы: жилищной политики, социальной защиты, образования, занятости, традиционной культуры и здравоохранения.

Вопросами сферы социальной политики в муниципальном образовании Тазовский район [3] занимаются: Департамент социального развития Администрации Тазовского района; Управление культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и туризма, которому подведомственны: «МБУ Централизованная сеть культурно-досуговых учреждений Тазовского района», МБУ «Централизованная библиотечная сеть», «МБУ Дирекция по физической культуре и спорту», МБУ «Молодежный центр»; Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики и подведомственное ему МКУ «Дирекция жилищной политики Тазовского района»; Департамент образования Администрации Тазовского района, подведомственное учреждение МКУ «Дирекция по финансово экономическому сопровождению и организационно-техническому обслуживанию муниципальной системы образования». В структуру системы образования входят: 2 средние общеобразовательные школы, 3 школы-интерната среднего (полного) общего образования, 1 школа-интернат начального общего образования, МБОУ ДОД «Тазовский районный дом детского творчества», 9 дошкольных образовательных организаций; ГБУЗ «Тазовская центральная районная больница».

В целях обеспечения деятельности в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни населения, проживающего на межселенных территориях и территориях сельских населенных пунктов, не наделенных статусом поселений и не входящих в состав поселений, а также исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Ямало-Ненецкого автономного округа создано Управление по работе с населением межселенных территорий и

традиционными отраслями хозяйствования Администрации Тазовского района, являющееся отраслевым (функциональным) органом [8].

Управление является уполномоченным органом, ответственным за реализацию муниципальной программы «Реализация муниципальной политики в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и агропромышленного комплекса на 20152025 годы» (далее - Программа), утвержденной постановлением Администрации района от 30 октября 2014 года № 520 [5]. Аналогичная программа на 2014-2016 годы была утверждена постановлением Администрации Тазовского района от 03 февраля 2014 года № 59 [6].

Целью программы является обеспечение социально-экономических условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Тазовского района на основе комплексного решения проблем сохранения их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, сохранения культурного наследия и пропаганды культурных ценностей, сохранения и развития традиционных видов хозяйственной деятельности.

В рамках программы реализуются следующие подпрограммы:

1. Подпрограмма «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Тазовского района».

2. Подпрограмма «Развитие агропромышленного комплекса в Тазовском районе»;

3. Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования»;

4. Подпрограмма «Административно-правовое и финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и агропромышленного комплекса»;

5. Подпрограмма «Обеспечение реализации муниципальной программы».

При этом необходимо отметить, что Бюджет района имеет социальную направленность (в 2014 году на финансирование отраслей социальной сферы направлено 3 млрд. 335 млн. 822 тыс. руб., в т.ч. на социальную политику -807 млн. 825 тыс. рублей (12,1 %) [4]. Для реализации программы осуществляются следующие мероприятия:

— производится оплата или возмещение расходов на оплату обучения студентам, обучающимся по очной и заочной формам обучения в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, специальностям, востребованным в районе;

— производится приобретение и безвозмездная выдача новогодних подарков неорганизованным детям, проживающим с родителями на межселенной территории района, продуктов питания, товаров первой необходимости, предусматривается приобретение и выдача брезента на

захоронение, оплата за изготовление ненецких гробов, цинковых ящиков, приобретение пиломатериала, приобретение медицинских аптечек, оплата оказанных медицинских услуг консультативного, профилактического и лечебного характера, оплата или возмещение расходов на услуги по медицинскому осмотру при трудоустройстве или поступлении в учебные заведения впервые, оплата фотографирования граждан из числа коренных малочисленных народов Севера Тазовского района на документы;

— в целях сохранения культуры и языка коренных малочисленных народов Севера во время праздничных мероприятий организуется работа чумов, где граждан других национальностей знакомят с бытом, традициями и обычаями коренных народов, проводятся соревнования среди тундрового населения по национальным видам спорта;

— в рамках программных мероприятий осуществлено строительство объекта «Сестринское отделение в п. Тазовский», предназначенное для длительного пребывания рожениц, вывезенных из межселенной территории Тазовского района на роды (госпитализация с 36 недель беременности и после родов), в ожидании санитарного рейса по окончании госпитализации;

— в целях сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, приобретаются комплектующие части для чума - традиционного жилища, сетекуклы для осуществления традиционного рыболовства, приборное сукно для пошива национальной летней одежды и праздничных мужских сорочек, кожа юфть и сыромять для изготовления упряжи и т.п.;

— а также предоставляются денежные выплаты на приобретение горюче-смазочных материалов для мини-электростанций и др.

Однако, несмотря на принимаемые меры, остаются проблемы, во многом связанные с тем, что отраслевые правовые акты и программы не учитывают особенности и специфику территорий, остановимся на некоторых из них:

1. Проблема трудоустройства молодых специалистов. По окончании обучения выпускники образовательных организаций не могут трудоустроиться в предприятия и организации района, в связи с отказом приема на работу за неимением стажа по полученным специальностям.

Так, например, в 2014 году 10 выпускников окончило образовательные организации, из них 3 - трудоустроены по специальности, 3 - не по специальности и 4 - на сегодняшний день не трудоустроены (специальности - экономика и бухгалтерский учет, менеджмент, финансы и кредит, юриспруденция). В текущем году закончило 5 выпускников, из них 2 -трудоустроены не по специальности, 3 - не трудоустроены (специальности -ГМУ, социальный работник).

Для решения указанной проблемы необходимо руководителям предприятий и организаций района рассмотреть вопрос о выделении квоты

для трудоустройства молодых специалистов. Департаменту образования Администрации Тазовского района активизировать профориентационную работу с выпускниками школ района по приоритетным отраслям экономики района в сельских поселениях района, в частности селах Гыда и Антипаюта.

2. Еще одной проблемой является вопрос образования. В адрес Управления поступают письма от МКОУ «Тазовская школа-интернат среднего общего образования» об оказании помощи во взаимодействии с родителями, несовершеннолетние дети которых не приступили к учебному процессу. Также на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Тазовского района школа-интернат ходатайствует о переводе в учебно-консультационный пункт либо об отчислении вышеуказанных детей.

В целях исключения подобных ситуаций предлагаем Департаменту образования Администрации Тазовского района разработать бланк заявления и в случае вынужденных отказов в получении образования заблаговременно регулировать данный вопрос, например, в августе, во время сбора детей на учебный процесс, так как Управление может провести информационную работу с родителями, лишь, когда они приезжают в населенные пункты за товарами первой необходимости.

3. Третьей проблемой, на которой бы хотелось остановиться, является проблема медицинского обслуживания. В части обслуживания пациентов в ГБУЗ ЯНАО «Тазовская ЦРБ» основной проблемой является обмен полисов ОМС старого образца на единый для детей, находящихся в школах-интернат как в п. Тазовский, так и в поселениях.

Для получения полиса ОМС дети от 0 до 14 лет имеют право через своего представителя обращаться в страховую медицинскую организацию или к представителям данной организации. Полис ОМС можно оформить при наличии свидетельства о рождении, документа удостоверяющего личность одного из родителей или законного представителя, СНИЛС (при наличии).

Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.

Для решения вышеобозначенной проблемы Департаменту образования Администрации Тазовского района следует организовать работу по переоформлению и получению детьми полисов ОМС нового образца.

4. Еще одной насущной проблемой представителей коренных малочисленных народов Севера является - жилищная.

Неработающие граждане из числа коренных малочисленных народов

Севера, ведущие традиционный образ жизни, не могут улучшить жилищные условия путем участия в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [1]. В данную категорию попадают и пенсионеры - ветераны отрасли, отработавшие на предприятиях агропромышленного комплекса более 20 лет.

Работающие дети не могут включить родителей в состав своей семьи, так как в большинстве случаев родители имеют несовершеннолетних детей, а это по законодательству другая семья. Единственная возможность решения проблемы - строительство домов для работников АПК и ветеранов отрасли в селах Антипаюта и Гыда.

Обеспечение жильем лиц из числа коренных малочисленных народов Севера в рамках реализации Государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» [2] осуществляется крайне медленно. Возможность решения проблемы - уделить больше внимания реализации данного направления на окружном уровне.

Пенсионеры из числа коренных малочисленных народов Севера, которые по состоянию здоровья не могут вести кочевой и полукочевой образ жизни, не могут быть размещены в доме системы социального обслуживания населения, так как имеют детей, обязанных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа содержать их и оказывать им необходимую помощь, но данные дети также ведут кочевой и полукочевой образ жизни и не имеют жилья в поселениях.

В данном случае, возможно расширить перечень лиц, имеющих право на проживание в социальном доме, включив в него пенсионеров из числа коренных малочисленных народов Севера, которые по состоянию здоровья не могут вести кочевой и полукочевой образ жизни, имеющих детей, которые также ведут кочевой и полукочевой образ жизни, и не имеют жилья.

Оказание поддержки в решении жилищной проблемы семей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, имеющих детей - инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В рамках Государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 20142020 годы» [2] мерами социальной поддержки пользуются молодые семьи, имеющие детей-инвалидов.

Вместе с тем есть семьи, имеющие детей-инвалидов, возраст родителей которых старше 35 лет.

Особенно остро вопрос предоставления жилья стоит для семей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, которые ухаживают за детьми-инвалидами в

тундре, проживая в чуме.

Финансирование данной программы возможно только при поступлении в бюджет района внебюджетных источников. В 2015 году обеспечено жильем 3 семьи данной категории.

На территории района в 2012 году была реализована ведомственная программа «Обеспечение жильем инвалидов 1, 2 группы, имеющие 5 и более несовершеннолетних детей» [7], которая была подготовлена для софинансирования приобретения жилья семье из Гыданской тундры, где мать является инвалидом 1 группы. Большая часть денежных средств была выделена из Резервного фонда Правительства автономного округа.

Решение жилищного вопроса возможно либо включением данной категории в Государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа, либо на условиях софинансирования мероприятий путем принятия ведомственной программы.

Использованные источники:

1. О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года": Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598: по сост. на 16 января 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 30. (часть 2). - Ст.4110.

2. Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014 - 2020 годы»: постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П: по сост. на 16 июня 2015 г. // Красный Север. - спецвыпуски N 88/2, 88/3. - 2013.

3. Устав муниципального образования Тазовский район: принят Решением Собрания представителей муниципального образования Тазовский район 23 мая 2005 года № 4-17-29: по сост. на 26 августа 2015 г. - [Электронный ресурс] - URL: http://tasu.ru/government/2294/ (дата обращения: 4.12.2015)

4. О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2014 год и их планируемых значениях на период 2015-2017 годов: Доклад Главы Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа - [Электронный ресурс] - URL: http://tasu.ru/evolution/3133/ (дата обращения: 4.12.2015)

5. Реализация муниципальной политики в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и агропромышленного комплекса на 2015-2025 годы: постановление администрации Тазовского района от 30 октября 2014 года № 520 - [Электронный ресурс] - URL: http://tasu.ru/government/921/960/ (дата обращения: 21.11.2015)

6. Об утверждении муниципальной программы Тазовского района «Реализация муниципальной политики в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и агропромышленного

комплекса на 2014-2016 годы»: постановление Администрации Тазовского района от 03 февраля 2014 года № 59- [Электронный ресурс] - URL: http://tasu.ru/government/921/960/ (дата обращения: 21.11.2015) (Утратило силу)

7. Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем граждан - инвалидов 1, 2 группы, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, на 2013 год»: постановление Администрации Тазовского района № 267 - [Электронный ресурс] - URL: http://tasu.ru/government/921/960/ (дата обращения: 21.11.2015)

8. Об утверждении Положения об Управлении по работе с населением межселенных территорий и традиционными отраслями хозяйствования Администрации Тазовского района: Решение Районной Думы от 16.06.2015 года № 7-4-37 - [Электронный ресурс] - URL: http://tasu.ru/government/921/962/ (дата обращения: 23.11.2015)

Веретина Т.С. магистрант 3 курса факультет «очно-заочный» кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается понятие учетно-аналитических систем, взаимодействие учетно-аналитических систем, место учетно-аналитической системы в общей системе управления коммерческой организаци.

Ключевые слова: учетно-аналитическая система, система учета затрат, калькулирование себестоимости, налоговый учет, бухгалтерский учет, финансовый результат,аналитическая, отчетная и контрольная подсистемы.

Теоретические аспекты формирования и развития учетно-аналитических систем активно изучаются и анализируются учеными по всему миру.

Значительный вклад в изучение учетно-аналитических систем труды Л.В. Поповой, Б.Г. Масловым и И.А. Масловой. Учетно-аналитическая система, по их мнению - это система, которая базируется на анализе бухгалтерской информации, включает оперативные и учетные данные, которые можно использовать для принятия управленческих решений. Суть состоит в объединении учетных и аналитических операций в один процесс, проведении оперативного микроанализа, обеспечении непрерывности этого процесса и использовании его результатов при выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. При этом общая методология и нормативные положения учета и анализа совершенствуются для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.