Социальная инфраструктура
*
арктических регионов
Е. Е. ТОРОПУШИНА,
кандидат экономических наук,
Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН,
г. Апатиты
E-mail: [email protected]
Достойные условия жизни населения - доступное и качественное медицинское обслуживание, образование, жилье, в соответствии с Конституцией РФ, являются важнейшими социальными правами человека, наряду с правами на труд и его достойное вознаграждение, благоприятную окружающую среду, свободу интеллектуальной деятельности и пр. Уровень развития социальной инфраструктуры, как и уровень жизни населения, характеризует общую социально-экономическую ситуацию и, в перспективе, определяет дальнейшее развитие любой территории.
В арктической зоне России проживает около 2,7 млн чел.**, здесь сконцентрирована значительная часть общероссийских запасов минерально-сырьевых ресурсов. Зона исключительно важна для экономики и безопасности страны. Одной из форм социальных компенсаций за работу и проживание в неблагоприятных условиях является высокоразвитая социальная инфраструктура. Уровень ее развития в Арктике должен быть как минимум не ниже уровня, достигнутого в обжитых регионах РФ. Нерешенность проблем в этой сфере, помимо ряда негативных социальных и экономических последствий, несет в себе угрозу обезлюдивания территорий арктической зоны и, как следствие, - потерю важнейшего стратегического ресурса государства - территории.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование жилищной политики на Севере России в современных условиях», № 09-02-43206а/С.
** Север: арктический вектор социально-экологических исследований / Отв. ред. В. Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2008. С. 18.
Программы есть, результатов не видно
В настоящее время, в соответствии с современными международными соглашениями, территория арктической зоны России составляет 9 млн км2: 4,9 млн км2 - континентальная часть, 0,2 - острова, 4,0 - море. Вместе с тем, южные границы Арктики определяются лишь условно (общепринятая концепция проведения границы - по распределению тундры). В статье речь пойдет о следующих территориях субъектов РФ (отнесенных к арктической зоне в соответствии с проектом ФЗ «Об арктической зоне РФ»): г. Мурманск, Кольский, Ло-возерский, Печенгский районы (Мурманская область), закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) города Заозерск, Островной, Скалистый, Снежногорск, Полярный, Североморск (Мурманская область); Ненецкий автономный округ; г. Воркута Республики Коми; г. Лабытнанги, г. Салехард, Приуральский, Тазовский и Ямальский районы Ямало-Ненецкого автономного округа; г. Норильск Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа Красноярского края; Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский, Оленекский, Усть-Янский улусы Республики Саха (Якутия); Чукотский автономный округ; Олюторский район Корякского автономного округа.
Хотя в последние годы действует ряд программ, направленных на социальное развитие как страны в целом, так и ее регионов, многие из проблем территорий арктической зоны заметно обострились.
Во-первых, это обусловлено основным принципом формирования адресных программ в рамках реализуемых нацпроектов и большинства федеральных целевых программ - паритетным софинансированием со стороны региона. Реализация такого принципа приводит к тому, что реципиентами помощи из федерального бюджета становятся регионы с приемлемыми финансовыми ресурсами и, как правило, с развитой социальной инфраструктурой. В то же время многие регионы арктической зоны относятся к депрессивным и достаточными ресурсами не обладают.
Во-вторых, значительная часть собственных средств субъектов Федерации и средств, получаемых из федерального
бюджета, направляется на развитие объектов социальной инфраструктуры, находящихся в административных центрах, хотя в небольших населенных пунктах низкий уровень развития социальной инфраструктуры ощущается наиболее остро.
В-третьих, передача вопросов развития социальной инфраструктуры на местный уровень сказалась на арктической зоне крайне отрицательно. Объем полномочий муниципальных образований в большинстве случаев не подкрепляется материально-финансовыми ресурсами - ведь многие районы арктической зоны являются высокодотационными. В муниципальных образованиях таких районов нет необходимых ресурсов не только для развития объектов социальной сферы, но и для поддержания на прежнем уровне (зачастую не соответствующем даже минимальным социальным стандартам).
Кроме того, при распределении доходных источников между уровнями бюджетной системы РФ не учитываются специфические особенности районов арктической зоны - экстремальные природно-климатические условия, большие территории, низкая плотность заселения. В результате влияния всего комплекса природных, институциональных, социально-экономических факторов в большинстве муниципальных образований и населенных пунктов арктической зоны сложилась следующая картина: ограниченные возможности для получения качественного медицинского обслуживания, образования, для досуга и отдыха, нехватка не только современного, но, зачастую, и элементарно благоустроенного жилья.
Для арктической зоны, как и в целом для РФ, характерны значительные различия территорий, муниципальных образований, населенных пунктов по уровню развития социальной инфраструктуры.
В лучшем положении оказались административные центры субъектов РФ - Анадырь, Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, а также города Норильск, Воркута, Лабытнанги и др. (где присутствуют социально ответственные корпорации, градообразующие предприятия). Обеспеченность основными объектами социальной инфраструктуры, деятельность учреждений здравоохранения, образования, жилищно-коммунального комплекса, культуры и спорта соответствуют уровням, достигнутым
в обжитых регионах РФ. В 2008 г. обеспеченность врачебными кадрами составляла: Норильск - 41,4 чел. на 10 тыс. населения, Салехард - 48,1, Мурманск - 75,9, Анадырь - 148,1 (в РФ - 49,8 в 2007 г.). В Норильске 86,4% жителей удовлетворены медицинским обслуживанием; все амбулаторные учреждения г. Лабытнанги имеют медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащенности.
Для большинства городов характерен высокий уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного (90-95%) и общего образования (90-98%). Показатель обеспеченности населения жильем относительно высок -в среднем на 1 жителя приходится 20-25 м2 (в РФ - 21,5).
К группе относительно благополучных относятся и муниципальные образования Чукотского автономного округа, где по большинству показателей обеспеченности объектами социальной сферы муниципальные образования занимают не только лидирующие позиции среди арктических территорий, но и первые места по РФ. В 2008 г. на территории автономного округа на 10 тыс. человек приходилось 57,1 врачей, за исключением Анадыря, где этот показатель составил 148,1; обеспеченность больничными койками - 234,0 и 252,9, соответственно (в РФ - 107,2); охват детей дошкольным образованием - 92,4 и 77,2% (в РФ - 59,2); обеспеченность жильем - 31,0 и 23,9 м2, соответственно.
Однако и здесь налицо проблемы развития отдельных объектов социальной инфраструктуры. Так, лишь 25% амбулаторных учреждений Норильска имеют медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащенности. В Воркуте обеспеченность врачебными кадрами составляет всего 27,1 на 10 тыс. человек населения. В Салехарде лишь для 67,8% детей в возрасте от 3 до 7 лет доступно дошкольное образование. Всего 49% населения Мурманска и 51% - Воркуты удовлетворены качеством медицинского обслуживания. Крайне низка доля населения, регулярно занимающегося спортом, -лишь 11,9% жителей Норильска (в РФ - 14,8), 16,5 - г. Лабытнанги, 15,2 - Салехарда, 24,2% жителей Воркуты. В Норильске и Воркуте жилищное строительство не ведется в связи с недостаточным обеспечением земельных участков для
жилищного строительства инженерной инфраструктурой, нехваткой финансовых средств, в том числе вследствие снижения доступности кредитных и ипотечных средств, вызванного финансовым кризисом.
В закрытых административно-территориальных образованиях арктической зоны - ЗАТО Североморск, Полярный, Островной, Заозерск, Снежногорск, Скалистый Мурманской области - проблемы социальной сферы обостряются, хотя уровень обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры там достаточно высок. Главным образом, это следствие муниципальной реформы, обусловившей значительное сужение налоговой базы ЗАТО, а также «раздвоение» их статуса: с одной стороны, это территории, выполняющие задачи национальной безопасности и курируемые федеральной властью, с другой - обычные городские округи с типовым набором вопросов местного значения.
Уровень медицинского обслуживания жителей ЗАТО невысок: удовлетворены качеством медицинских услуг в Севе-роморске - 49,4% населения, в Полярном - 50,6, в Скалистом - 51, в Заозерске - 54, в Островном - 55, в Снежногор-ске - 67%.
Крайне низок уровень дошкольного образования: его качество устраивает лишь 28% населения Островного, 35- Северо-морска, 57% - Заозерска. С общим образованием дела обстоят не лучше: его качество устраивает 22% населения Северомор-ска, 30 - Островного, 66,7 - Заозерска, 68,4% - Снежногорска.
Во всех ЗАТО Мурманской области расходы населения за коммунальные услуги в 2,5-3 раза выше средних по региону. Продолжающееся сокращение объектов Минобороны России, численности населения и как следствие снижение числа потребителей тепловой и электрической энергии только усугубляют ситуацию.
Но острее всего чувствуют проблемы развития социальной инфраструктуры жители труднодоступных сельских поселений, которые составляют большинство населенных пунктов арктической зоны. Там зачастую вовсе отсутствуют объекты социальной инфраструктуры - стационарные медицинские учреждения, аптеки, банковские учреждения, предприятия связи и пр.
Доступность и качество услуг учреждений здравоохранения
Во многих муниципальных образованиях обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом находится на низком уровне. Так, в Ловозерском и Печенгском районах Мурманской области обеспеченность врачами составляет всего около 23 чел. на 10 тыс. населения; в Заполярном районе Ненецкого автономного округа - 24,7, Усть-Янском улусе Республики Саха - 25,9, Ямальском и Тазовском районах Ямало-Ненецкого автономного округа - около 33, Олю-торском районе Корякского автономного округа - 38,7.
Обеспеченность населения медицинскими кадрами в большинстве муниципальных образований в 1,5-2 раза ниже, чем в среднем по субъекту РФ, к которому они относятся. При этом большая часть медицинского персонала работает в региональных/муниципальных центрах. Например, в Ненецком автономном округе из 163 врачей 125 работают в Нарьян-Маре (47,1 на 10 тыс. населения). Соответственно, для остальных муниципальных образований обеспеченность врачами составляет всего 24,7 на 10 тыс. населения (при среднем показателе по Ненецкому автономному округу - 38,8). Обеспеченность населения средним медицинским персоналом не лучше, обновление медицинских кадров происходит крайне медленно. В большинстве районов арктической зоны отсутствуют медицинские учебные заведения, а привлечь специалистов из других регионов не удается (низкая заработная плата, отсутствие нормальных условий проживания).
Слабая материально-техническая база медицинских учреждений - еще одна проблема. Например, медицинское оборудование, соответствующее табелю оснащенности, имеется лишь в 30% амбулаторных учреждений Усть-Янского улуса Республики Саха, в 33,3% - в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края все медицинские учреждения недоукомплекто-ваны медицинским оборудованием (по отдельным позициям,
в соответствии с табелем оснащенности). Значительной части учреждений здравоохранения требуется капитальный ремонт.
Уровень качества услуг здравоохранения население оценивает как невысокий: удовлетворены качеством медицинского обслуживания лишь 31% населения Тазовского и 56% - Ямальского районов Ямало-Ненецкого автономного округа, 44% - Ловозерского и 58% - Кольского районов Мурманской области, 65% - Усть-Янского улуса Республики Саха.
Проблема низкой доступности медицинской помощи наиболее остро стоит перед кочующим населением, представители которого лишь изредка бывают в поселках (в местах компактного пребывания кочующего населения медицинских пунктов, как правило, нет). Отсутствуют помещения для работы и проживания медицинских работников, обустройство получаемых мобильных медицинских пунктов происходит крайне медленно. (Хотя создание действенной системы медицинского санитарно-эпидемиологического обслуживания ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 г.» названо одной из первоочередных мер, на практике формирование и оснащение необходимым оборудованием, лекарственными препаратами медицинских бригад должно осуществляться за счет местных бюджетов. То есть развитие медицинского обслуживания зависит, главным образом, от финансовых возможностей муниципальных образований, способности оплачивать транспортные расходы, доля которых в структуре выездных медицинских услуг достигает 80%.)
В Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа 5,6 тыс. человек (34,6% всего населения района) -представители коренного населения, ведущие кочевой образ жизни; в Тазовском районе - 5,2 тыс. человек (29,7% всего населения района). Среди этой группы населения наблюдаются высокий уровень смертности (в том числе детской и младенческой) и заболеваемости, низкий охват вакцинацией (особенно - детей) основными видами профилактических прививок.
Услуги учреждений образования, культуры и спорта
В дошкольных образовательных учреждениях арктических регионов не хватает мест. Получают дошкольные образовательные услуги в Ямальском районе - 53,3% детей от 3 до 7 лет, Тазовском - 55,1, Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа - 61,2, Заполярном районе Ненецкого автономного округа - 54,9, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края - 61,3, Анабарском улусе Республики Саха - 69%.
Охват детей коренных национальностей дошкольным образованием еще ниже: в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа - лишь 49,3% детей коренной национальности в возрасте от 3 до 7 лет. Качество дошкольного образования в ряде муниципальных образований находится на невысоком уровне: им удовлетворены всего 23% населения Ло-возерского и 63% - Кольского районов Мурманской области; 67% - Тазовского и 71% - Ямальского районов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Качество общего образования жителей в основном устраивает: это отметили 100% населения Булунского улуса, 86% - Анабарского, 85% - Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия); 80% - Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, 75% населения Печенгского района Мурманской области. Хотя есть исключения: лишь 24,6% населения Ловозерского и 53,7% - Кольского районов Мурманской области, 64% населения Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворены качеством общего образования.
Благоустройство зданий общеобразовательных учреждений находится на невысоком уровне. В Ненецком автономном округе лишь 36,8% из них оборудовано канализацией и 28,9% -водопроводом; в Республике Саха (Якутия)- 38,6% и 40,3%, соответственно. Большинство школ являются малокомплектными (в отдельных классах обучается, как правило, менее 10 человек), их содержание экономически не выгодно. Однако проблема сохранения и развития школ в небольших поселе-
ниях арктической зоны имеет приоритетное значение, поскольку школы, в большинстве случаев, являются определяющим фактором в выживании поселков, их наличие снижает уровень социальной напряженности, способствует улучшению демографической обстановки. Помимо решения образовательных и воспитательных задач школа влияет на закрепление молодежи на местах проживания, развитие производственной и социальной инфраструктуры поселений.
Качество предоставляемых услуг в сфере культуры население оценивает по-разному. Удовлетворены им лишь 27% населения Ловозерского района, 36,3% - Кольского и 36,7% -Печенгского районов Мурманской области; 64% - Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В Усть-Янском улусе «довольных» - 76%, в Анабарском улусе - 80%, в Бу-лунском улусе Республики Саха (Якутия) - 85%, в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа - 100% населения удовлетворены качеством услуг сферы культуры.
Систематически занимающихся спортом в Арктике немного: 10,6% населения в Приуральком районе, 12% -в Ямальском и 30% - в Тазовском районах Ямало-Ненецкого автономного округа; 13,9% - в Булунском и 24% в Ана-барском улусах Республики Саха (Якутия); 17% населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Исключение составляет лишь Усть-Янский улус Республики Саха (Якутия), где регулярно занимаются спортом 53,9% населения.
Жилищно-коммунальный комплекс
Уровень обеспеченности жильем - крайне низкий: так, в среднем на одного жителя Тазовского района приходится всего 11,5 м2 жилья, Ямальского - 13,0, Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа - 14,4, Олюторского района Корякского автономного округа - 15,7, Анабарского улуса - 13,0, Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия) - 24,3, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края - 18,7, Печенгского района - 20,5, Кольского -21,9, Ловозерского района Мурманской области - 22,2 м2.
РЕГИОН
5 ЭКО №8, 2009
Одна из особенностей жилищно-коммунального хозяйства районов арктической зоны состоит в массовости ветхого и аварийного жилья. Так, в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа ветхий муниципальный жилищный фонд составляет 30,9 тыс. м2 (проживает 2400 граждан), общий износ жилого фонда превышает 48%. В отдаленных селах Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа доля ветхого и аварийного жилищного фонда достигает 60-70% (в РФ - 3,2%). Растущий уровень износа жилищного фонда не преодолевается за счет капитального ремонта и нового строительства, высок моральный износ жилья. В свою очередь, нарастающее обветшание жилищного фонда и коммунального хозяйства требует в районах арктической зоны существенно более высоких удельных затрат на капитальный ремонт. (Из-за низкой рентабельности рыночные механизмы привлечения инвестиций здесь не действуют.) Жилье, в том числе индивидуальное, практически не строится, так как подведение к жилым объектам инженерных сетей составляет 30-40% от стоимости жилого дома.
Большая часть жилого фонда - это полублагоустроенные или неблагоустроенные дома (таблица). И если в Ненецком автономном округе отсутствие электроплит компенсируется наличием газа, то для Республики Саха характерна крайне низкая обеспеченность и тем и другим.
Уровень благоустроенности жилья в Ненецком автономном округе и Республике Саха (Якутия), %
Наличие инженерных сетей Ненецкий АО Республика Саха (Якутия)
Водопровод 34,7 53,0
Канализация 34,3 51,6
Ванна (душ) 30,2 50,0
Горячее водоснабжение 25,7 50,3
Электроплиты 2,5 28,0
Газовые плиты 64,8 25,2
Таким образом, для арктической зоны России характерна значительная дифференциация муниципальных образований по уровню развития социальной инфраструктуры.
В административных центрах субъектов РФ и муниципальных образованиях, где осуществляют хозяйственную деятельность социально ответственные корпорации, инфраструктурные показатели соответствуют уровням, достигнутым в обжитых регионах РФ, как и обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и эффективность деятельности отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса и пр.). Для закрытых административно-территориальных образований, с пока еще приемлемым уровнем обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры, проблемы ее развития нарастают.
Острее всего проблема социальной инфраструктуры стоит в поселениях с малой численностью населения (особенно -в местах проживания представителей коренных малочисленных народов), а таких в арктической зоне большинство. Уровень и доступность большинства видов социальных услуг там крайне низки, услуги здравоохранения, образования, культуры в большинстве муниципальных образований малодоступны.
Обеспеченность населения врачами, средним медицинским персоналом недостаточная, материально-техническая база медицинских учреждений - слабая, отсутствуют стимулы для привлечения медицинских кадров из других регионов. Во многих поселениях нет помещений для работы и проживания медицинских работников. Транспортная доступность специализированной и срочной медицинской помощи - крайне низкая.
В сфере образования основными проблемами являются: низкий уровень охвата детей дошкольным образованием, особенно - детей коренных национальностей, неблагоустроенность зданий образовательных учреждений, низкие уровень и качество жизни педагогических работников, слабая материальная база образовательных учреждений.
Доля ветхого и аварийного жилья в ряде поселений достигает 70%, значительная часть жилых домов - полублагоустроенные или неблагоустроенные. Уровень обеспеченности жильем - крайне низкий. Уровень капитальных ремонтов не соответствует необходимому, жилищное строительство неразвито, модернизация и реконструкция коммунальных сетей фактически не осуществляются.
РЕГИОН
5*
В целом для значительной части муниципальных образований арктической зоны услуги отраслей социальной сферы малодоступны, а их качество неудовлетворительно. Сегодня ресурсов недостает не только для развития отраслей социальной сферы, но даже для поддержания существующих объектов социальной инфраструктуры на минимальном, жизненно необходимом уровне. Большинство районов арктической зоны относятся к депрессивным и высокодотационным, а бюджеты органов местного самоуправления (в ведении которых находятся расходные полномочия по развитию социальной инфраструктуры) являются дефицитными.
Задачи развития социальной инфраструктуры арктической зоны России
Существующий уровень развития социальной инфраструктуры ведет к снижению качества человеческого потенциала, провоцирует миграционный отток населения, не позволяет сохранять уже имеющиеся трудовые ресурсы, привлекать и закреплять квалифицированные кадры, специалистов, молодежь для освоения и развития Арктики. Бездействие в этой сфере приведет к крайне негативным последствиям не только для территорий арктической зоны, но и для страны в целом.
На федеральном уровне следует:
- разработать и принять федеральный закон «Об арктической зоне РФ», установить для субъектов Федерации, территории которых полностью или частично входят в арктическую зону, отдельный правовой режим регулирования экономической, социальной, природоохранной и прочих видов деятельности;
- существенно усилить меры государственного регулирования и протекционизма в вопросах развития социальной инфраструктуры территорий арктической зоны РФ, направленные на тотальное повышение качества и доступности социальных услуг (здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и др.), значительный рост удовлетворенности населения их качеством и доступностью;
- обеспечить проведение дифференцированной государственной политики в этой сфере, учитывающей специфические особенности арктических территорий (в том числе низкие финансовые возможности, слабый кадрово-инфраструктурный потенциал, удаленность большинства поселений от крупных центров, демографические характеристики и пр.);
- разработать и внедрить специализированные меры государственной субсидиарной поддержки, обеспечивающие качественно новый уровень развития социальной инфраструктуры труднодоступных сельских поселений, малых городов, закрытых административно-территориальных образований, включая создание и развитие современных медицинских, дошкольных, образовательных, культурно-досуговых учреждений, развитие транспортной инфраструктуры арктических районов, строительство современного жилья;
- при формировании в рамках федеральных целевых программ адресных программ, направленных на развитие социальной инфраструктуры труднодоступных сельских поселений арктической зоны России, отойти от принципа паритетного софинансирования со стороны субъектов Федерации, к которым указанные поселения территориально относятся;
- при разработке нормативных показателей кадрово-инф-раструктурной обеспеченности отраслей социальной сферы учитывать необходимость применения в районах арктической зоны более высоких их значений.
На региональном и местном уровнях необходимо:
• разработать и реализовать программы, направленные на создание и развитие современных, отвечающих высоким требованиям, медицинских, дошкольных, образовательных, куль-турно-досуговых учреждений в труднодоступных сельских поселениях, малых городах, ЗАТО; обеспечить соответствие качества услуг системы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального комплекса высочайшим стандартам;
• значительно повысить доступность качественных социальных услуг; организовать оказание первичной, скорой и специализированной медицинской помощи, создать условия для улучшения диагностики и профилактики заболеваний; организовать предоставление общедоступного и бесплатного
дошкольного, общего, дополнительного и начального профессионального образования, в том числе на основе внедрения гибких форм образования в труднодоступных сельских районах и поселениях арктической зоны;
• повысить кадровый потенциал учреждений социальной сферы - внедрять программы целевой подготовки медицинских и педагогических кадров из числа местных жителей, включая представителей коренных малочисленных народов Севера, содействовать созданию условий для закрепления высококвалифицированных кадров, в том числе на основе значительного повышения уровня и кардинального изменения условий жизни населения;
• обеспечить качественно новый уровень развития материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, культуры, направленный на тотальное повышение качества и доступности социальных услуг; обеспечить учреждения здравоохранения новейшим медицинским оборудованием, лекарственными средствами и пр., учреждения образования - учебно-лабораторным оборудованием, информационной техникой и др.;
• создать максимально благоприятные условия для строительства индивидуального жилья, строить новое современное муниципальное жилье, применять эффективные строительные конструкции и технологии; создать условия для модернизации и реконструкции коммунальных сетей и за счет этого сократить затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства, улучшить качество жилищно-коммунальных услуг;
• разработать и внедрить программы, направленные на стимулирование саморазвития субъектов Федерации, муниципальных образований, поселений, поддержку инициатив местных сообществ и бизнеса по развитию социальной инфраструктуры; повысить жизнеспособность градообразующих предприятий, развивать существующие и создавать новые малые и средние предприятия, в том числе в сфере малого инновационного предпринимательства.
Российские учёные об экономических кризисах
В 1901 г. в Германии на немецком языке вышла книга М. И. Туган-Барановского «Промышленные кризисы в Англии и их влияние на народную жизнь». В ней он заметил, что Германия приближается к промышленному кризису, и кризис последовал в том же 1901 г. Раньше им был предсказан кризис в российской промышленности, который и произошёл в 1898 г. А позже он предсказал американский кризис 1907 г.
«Самой загадочной и поражающей воображение особенностью капиталистического развития является свойственная ему цикличность. Рост капиталистического производства идёт не по прямой, а волнообразно. Последовательные подъёмы и падения этих волн совершаются с такой правильностью, что напоминают явления скорее природного, а не социального характера».
«Размеры рынка отнюдь не определяются размерами народного потребления, так как общественный продукт состоит также и из средств производства. Поэтому проблема реализации может быть решена при соблюдении определённой пропорциональности между отраслями в общественном производстве».
«Правильно чередующиеся периоды промышленного подъёма и упадка можно назвать капиталистическим циклом. Цикл закономерно проходит несколько неизменно сменяющих друг друга фазисов -подъёма, кризиса и депрессии. Чем обусловлена периодичность?»
«Чтобы начался подъём, необходимо достаточное количество свободных капиталов, который, при необходимой величине, способен привести в движение промышленность, прежде всего, в основных отраслях, производящих средства производства».
«По мере усиления подъёма и расширения производства, происходит постепенное исчерпание свободного капитала, что приводит к росту ссудного процента. Предложение постепенно начинает опережать спрос, рыночная конъюнктура ухудшается, товарные цены падают ниже издержек производства. Кризисные явления перерастают в кризис».
«Симптомами промышленного подъёма являются оживление деловой активности, повышение товарных цен, рост общественного спроса, прежде всего, сказывающиеся на производстве железа».
«Гораздо большее значение в промышленных кругах приобрёл симптом приближающегося кризиса: прекращается повышательное движение биржевых курсов (иногда приводящее к биржевому кризису), начинается неуклонный рост дисконтного (учётного) процента, обнаруживается тенденция понижения товарных цен».
Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. 5-е изд.
Петроград, 1918. С. 538, 519.
Подготовила М. А. Рогачевская, Новосибирск