Научная статья на тему 'Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале ХХI В. В Красноселькупском районе ЯНАО'

Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале ХХI В. В Красноселькупском районе ЯНАО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE SELKUPS / ETHNOGRAPHY / SOCIAL POLICY / TRADITIONAL ECONOMY / CURRENT SITUATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова О. Б.

Введение: в настоящем исследовании анализируются отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в Красноселькупском районе ЯНАО в течение первых пятнадцати лет XXI в.Цель: целью работы было проанализировать политику государства по отношению к северным народам Красноселькупского района ЯНАО в XXI в. и подведение ее итогов.Материалы исследования: статья написана на основе полевых материалов автора.Результаты и научная новизна: вслед за советским государством власть современной России признала необходимость мощной социальной помощи народам Севера, большинство представителей которых оказались не способны адаптироваться к новым экономическим реалиям ни со своими традиционными методами ведения хозяйства, ни отказавшись от них. Современное государство в лице властей Ямало-Ненецкого автономного округа на средства предприятий топливно-энергетического комплекса в течение рассматриваемого периода осуществило в границах округа и конкретно в Красноселькупском районе грандиозный социальный проект. Были созданы сельхозпредприятия с традиционными направлениями хозяйственной деятельности, мощной материально-технической базой, хорошо продуманной системой дотаций/субсидий и логистикой произведенного продукта, что обеспечило работой и заработком многие селькупские семьи и внесло в их трудовую деятельность заинтересованность и смысл. Помимо создания сельхозпредприятий в Красноселькупском районе был реализован целый комплекс мер помощи коренным жителям Севера, включавший прямую денежную помощь («кочевое» пособие), медицинскую помощь, обеспечение жильем, поддержку детского образования и традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relations between the state and the indigenous people of the North at the beginning of the XXI century in Krasnoselkupsky District of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug

Introduction: the research analyzes the relationship between the state and the indigenous people of the North in Krasnoselkupsky District of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug during the first fifteen years of XX century.Objective: to review the state policy towards the northern peoples of the Krasnoselkupsky District of YamaloNenets Autonomous Okrug in XXI century and to sum up its results.Research materials: the article is written on the field materials of the author.Results and novelty of the research: following the Soviet state, the power of modern Russia recognized the need for powerful social assistance to people of the North, most of whose representatives were unable to adapt to their new economic realities either with their traditional methods of farming or by abandoning them. The modern state,represented by the authorities of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, financed the enterprises of the fuel and energy complex during the period under review, carried out a grandiose social project within the boundaries of the Okrug and specifically in Krasnoselkupsky District. Agricultural enterprises were established with traditional business activities with a strong material and technical base, a well-designed subsidy system and logistics, which provided jobs and earnings for many Selkup families. In addition to the creation of agricultural enterprises in Krasnoselkupsky District, a whole range of measures was implemented to help the indigenous people of the North, including direct cash assistance, medical assistance, housing, support for children’s education and traditional culture.

Текст научной работы на тему «Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале ХХI В. В Красноселькупском районе ЯНАО»

УДК 39(=512.211)

DOI: 10.30624/2220-4156-2018-8-2-365-374

Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале ХХХ в. в Красноселькупском районе ЯНАО

О. Б. Степанова

Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]

АННОТАЦИЯ

Введение: в настоящем исследовании анализируются отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в Красноселькупском районе ЯНАО в течение первых пятнадцати лет XXI в.

Цель: целью работы было проанализировать политику государства по отношению к северным народам Красноселькупского района ЯНАО в XXI в. и подведение ее итогов.

Материалы исследования: статья написана на основе полевых материалов автора.

Результаты и научная новизна: вслед за советским государством власть современной России признала необходимость мощной социальной помощи народам Севера, большинство представителей которых оказались не способны адаптироваться к новым экономическим реалиям ни со своими традиционными методами ведения хозяйства, ни отказавшись от них. Современное государство в лице властей Ямало-Ненецкого автономного округа на средства предприятий топливно-энергетического комплекса в течение рассматриваемого периода осуществило в границах округа и конкретно в Красноселькупском районе грандиозный социальный проект. Были созданы сельхозпредприятия с традиционными направлениями хозяйственной деятельности, мощной материально-технической базой, хорошо продуманной системой дотаций/субсидий и логистикой произведенного продукта, что обеспечило работой и заработком многие селькупские семьи и внесло в их трудовую деятельность заинтересованность и смысл. Помимо создания сельхозпредприятий в Красноселькупском районе был реализован целый комплекс мер помощи коренным жителям Севера, включавший прямую денежную помощь («кочевое» пособие), медицинскую помощь, обеспечение жильем, поддержку детского образования и традиционной культуры.

Ключевые слова: селькупы, этнография, социальная политика, традиционное хозяйство, современное положение.

Благодарности', исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурно-сложные общества. понимание и управление». Автор выражает благодарность анонимным рецензентам своей работы.

Для цитирования. Степанова О. Б. Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале XXI в. в Красноселькупском районе ЯНАО // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. N° 2. С. 365-374.

Relations between the state and the indigenous people of the North at the beginning of the XXI century in Krasnoselkupsky District of Yamalo-Nenets

Autonomous Okrug

O. B. Stepanova

Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS, Department of Siberia,

Saint-Petersburg, Russian Federation, [email protected]

АBSTRACT

Introduction: the research analyzes the relationship between the state and the indigenous people of the North in Krasnoselkupsky District of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug during the first fifteen years of XX century.

Objective: to review the state policy towards the northern peoples of the Krasnoselkupsky District ofYamalo-Nenets Autonomous Okrug in XXI century and to sum up its results.

Research materials: the article is written on the field materials of the author.

Results and novelty of the research: following the Soviet state, the power of modern Russia recognized the need for powerful social assistance to people of the North, most of whose representatives were unable to adapt to their new economic realities either with their traditional methods of farming or by abandoning them. The modern state,

represented by the authorities of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, financed the enterprises of the fuel and energy complex during the period under review, carried out a grandiose social project within the boundaries of the Okrug and specifically in Krasnoselkupsky District. Agricultural enterprises were established with traditional business activities with a strong material and technical base, a well-designed subsidy system and logistics, which provided jobs and earnings for many Selkup families. In addition to the creation of agricultural enterprises in Krasnoselkupsky District, a whole range of measures was implemented to help the indigenous people of the North, including direct cash assistance, medical assistance, housing, support for children's education and traditional culture.

Key words: the Selkups, ethnography, social policy, traditional economy, current situation.

Acknowledgements: the research was performed within the framework of the Program of fundamental research of the Presidium of the RAS "Cultural complex societies: understanding and governance". The author expresses gratitude to the anonymous reviewers of the article.

For citation: Stepanova O. B. Relations between the state and the indigenous people of the North at the beginning of the XXI century in Krasnoselkupsky District of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2018; 8(2): 365-374.

Введение

В данной публикации социальная политика государства по отношению к КМНС будет рассмотрена на примере Красноселькупского района ЯНАО, где проживает большая часть народа северные селькупы, и где они составляют большинство жителей, относящихся к КМНС. На 1 января 2015 г. во всем районе проживало 1749 человек из числа КМНС, в том числе селькупов 1590 человек, из них в с. Красноселькуп -779 чел., в с. Толька - 533 чел., в с. Ратта - 190 чел., на фактории Кикки-Акки - 44 чел. [ПМА 1: Иванова].

Материалы и методы

Тема современного положения коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) отрабатывалась автором как приоритетная в ходе восьми экспедиций к северным селькупам (2004, 2005, 2008, 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 гг.). После каждой поездки выполнялся первичный анализ и обобщение собранных материалов, проводились исследования лежащих в русле темы вопросов, результаты этих исследований регулярно публиковались [например, 5; 6 и др.]. Рубеж пятнадцатилетия наблюдаемых в среде северных селькупов процессов и солидный объем накопленного материала, как считает автор, обязывают ее подвести некоторые итоги.

Результаты

Исконными видами хозяйственной деятельности северных селькупов являются таежные рыболовство, охота и оленеводство. С традиционными занятиями связан полукочевой образ жизни, определяемый сезонными передвижениями с одного производственного участка на другой. В дореволюционный период северные селькупы жили очень бедно, зажиточных, с большими

стадами оленей, в сотни голов, среди них было лишь несколько человек. Многие селькупы были безоленными.

В конце 20-х годов ХХ в. у селькупов были созданы колхозы, а потом крупные совхозы, что не помешало им сохранять традиционный образ жизни. Селькупы рыбачили, охотились, содержали оленей (совхозные стада насчитывали несколько тысяч голов, личные - от 2-3 до 40 голов), собирали ягоду, сдавали свою продукцию государству и получали за это деньги. По единодушным воспоминаниям сегодняшних пенсионеров, «жили тогда нормально».

Национальные совхозы были нерентабельны. Тому существовало множество причин, главными из которых были транспортная проблема - места проживания селькупов не были связаны с «большой землей» дорогами, и энергетическая - топливо сюда завозилось. Политика советского государства в отношении северных селькупов была полностью дотационной - государство, не считаясь с расходами, вывозило производимую ими рыбу и мясо на самолетах и вертолетах, регулярно закупало оленей для совхозных стад, рыбаки, охотники и оленеводы обеспечивались всеми необходимыми на промысле вещами, заболевших людей с угодий вывозили санрейсами авиации и пр. Топливо, продукты и товары широкого потребления привозили сюда северным завозом, но цены на весь товар были государственные, такие же, как на «большой земле».

Нынешние селькупские села Красноселькупского района - Красноселькуп, Толька, Ратта были основаны в 1930-е годы, в каждом из сел были контора колхоза, больница или фельдшерский пункт, школа или школа-интернат, заготконтора, магазин, клуб и радиостанция. В 1970-е гг. в районе начала действовать

Ви1Шт о/ и^с Studies. Уо1. 8, № 2. 2018.

масштабная геологоразведочная экспедиция, после чего резко выросла численность приезжего населения.

Несмотря на минусы проводимой советским государством политики (имеются в виду попытки перевода селькупов на оседлость, отлучение детей через интернаты от привычной культурной среды, приоритет коллективной собственности, ведущий к бесхозяйственности, появление и укоренение иждивенческой психологии и т.д.), плюсов было все-таки больше. Это показали 1990-е годы, когда поддержки государства не стало.

В 1990-е годы северные селькупы оказались на грани вымирания. Совхозы развалились, поголовье оленей, и совхозных, и личных, было утрачено, рыбу никто не покупал и не вывозил, средства производства пришли в негодность, топливом, моторами, ружьями, патронами, брезентами, солью и прочими необходимыми в тайге вещами коренных жителей обеспечивать перестали, цены на все товары взлетели. Селькупов охватила тотальная безработица и нищета. Это привело к их массовому исходу из леса в поселки, пьянству и культурной деградации. Смертность значительно выросла и превысила рождаемость. Средняя продолжительность жизни коренных северян упала тогда до 34 лет [3, 9]. Государство пыталось поддерживать коренное население края, но в условиях экономического кризиса эти попытки не приносили желаемых результатов.

Стабилизация экономической ситуации в стране была связана с ростом мировых цен на углеводородное сырье, произошедшим в начале XXI в. ЯНАО, бюджет которого пополнялся за счет отчислений предприятий топливно-энергетического комплекса (далее предприятий ТЭКа), превратился в один из самых богатых субъектов РФ. Власти ЯНАО стали активно решать социальные проблемы населения округа, в том числе проблемы КМНС.

В 2010 г., когда губернатором Ямала был назначен Д. Н. Кобылкин, он подписал с Газпромом, Лукойлом, Новотеком и Газпромнефтью соглашение о сотрудничестве в деле поддержки КМНС. С появлением этого соглашения сектор помощи КМНС Ямала получил регулярные капитальные вложения, распределяемые из центра в районы на развитие сельского хозяйства, малых поселений и пр.

Направления поддержки КМНС были разработаны государством на исходе 1990-х. Были приняты три федеральных закона - «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»

(1999 г.), «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (2000 г.) и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (2001 г.). На их основе субъекты федерации и их районы (на территории которых проживали КМНС), каждый на своем уровне стали разрабатывать собственные законы и программы развития, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Например, в 2005 г. в Красноселькупском районе политика властей по отношению к КМНС определялась следующими федеральными, окружными и районными целевыми программами/подпрограммами: «О социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера до 2011г.», «Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера», «Развитие агропромышленного комплекса ЯНАО в 2002-2005 гг.» (с подпрограммами «Сохранение оленеводства в ЯНАО в 20022005 гг.», «Развитие рыбного хозяйства ЯНАО в 2002-2005 гг.», «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса ЯНАО на 2002-2005 гг.», «Сохранение этноса селькупов, обеспечение трудовой занятости КМНС Красноселькупского района ЯНАО», «Охрана оленьих пастбищ от лесных и тундровых пожаров ЯНАО на 2002-2005 гг.»), «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в 2000-2005 гг.», межрайонная программа «Сотрудничество», «О государственной поддержке малых предпринимателей из числа КМНС» и др.

Суть у всех принимаемых в этой области документов была одна. Поскольку, как показали предшествующие периоды истории, КМНС в большинстве своем плохо адаптируются к реалиям современной жизни, программы заявляли главным направлением поддержки КМНС возрождение и сохранение традиционных видов хозяйства и традиционного образа жизни. Для этого предполагалось создать сельскохозяйственные предприятия (в том числе общины), направлениями деятельности которых стали бы в первую очередь рыболовство, охота и оленеводство. Для ведения полноценной деятельности руководству района надлежало обеспечить этим предприятиям крепкую материально-техническую базу (закупить для них транспортные средства и оборудование, прежде всего холодильное, а также обустроить угодья и фактории). За каждый килограмм произведенной продукции

сельхозпредприятиям полагались дотации, оказывалась помощь в поисках рынков для ее сбыта. Сельхозпредприятия должны были обеспечить жителей района из числа КМНС работой и заработком, поднять их уровень жизни. Кроме того, всему кочующему населению полагалась материальная поддержка в виде выплаты «кочевого» пособия и выдачи товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), необходимых для жизни на угодьях, а также другие социальные льготы.

В 2005 г. президентом России В. В. Путиным была сформулирована Программа приоритетных национальных проектов, по определению писателя А. Солженицына, названная также «программой сбережения народа». Приоритетные национальные проекты, в 2008 г. частично преобразованные в Государственные программы развития, каждым субъектом Российской Федерации были адаптированы под свои условия. В 2006 г. на Ямале статус Приоритетного национального проекта получила окружная программа «Культура, язык, традиционный образ жизни КМНС». В 2007 г частью ее стали районные программы «Развитие агропромышленного комплекса муниципального образования на 2007-2011 годы».

По истечении срока действия одних программ властями ЯНАО принимались следующие программы, аналогичные. К концу исследуемого периода, в 2016 г., в Красноселькупском районе ЯНАО отношения КМНС и власти координировались районной программой «Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынка с/х продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг.» (с 6-ю подпрограммами), адаптирующей на районном уровне региональную программу с тем же названием, а также подпрограммой «Защита прав и законных интересов КМНС ЯНАО, обеспечение их социальных и духовных потребностей за счет средств окружного бюджета на 2014-2020 гг.» к государственной программе «Реализация региональной политики на 2014-2020 годы». Поступающие по ним средства распределялись и контролировались Отделом по делам КМНС и развития АПК администрации района.

В первое 15-летие XXI в. основная помощь КМНС Красноселькупского района шла из окружного бюджета. Получая финансирование из округа, районная администрация могла также напрямую заключать соглашения с действующими в районе предприятиями ТЭКа и получать для этих целей дополнительные средства. Материально-техническая база для сельхозпредприятий

района начала создаваться с середины нулевых годов, но максимальные показатели поступавших денежных средств приходятся на начало второго десятилетия. К 2016 г. финансирование АПК района сократилось, потому что, как говорят чиновники, эксплуатация оборудования уже не требует тех денег, что его покупка.

Сегодня к сельскохозяйственным предприятиям района относятся ООО Агрофирма «Приполярная», ОАО Агрофирма «Толькинская», ОАО «Алькор» и ОАО «Верхнетазовская рыбодобыва-ющая компания».

В позднее советское время «головным» сель-хозпроизводством района считался совхоз «Полярный», контора и часть производств которого располагались в с. Красноселькуп. В конце 1990-х совхоз полностью развалился, в 2003 г. был реанимирован, его преемником стало муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Совхоз Полярный». В 2006-2007 гг. МУП «Совхоз Полярный» был обанкрочен (за задолженность энергетикам и долги по зарплате рабочим), и на его месте было образовано другое аналогичное предприятие ООО «Агрофирма «Приполярная». Она унаследовала от совхоза традиционные для народов Севера направления хозяйственной деятельности - рыбодобычу, охотпромысел, оленеводство (а также не традиционные - разведение крупного рогатого скота, свиноводство, полеводство и звероводство, которые в данной работе не рассматриваются). Крепкая материально-техническая база агрофирмы «Приполярная» была создана в 2003-2006 гг. ещё для её предприятия-предшественника, тогда были закуплены первые катера, будары, морозильники и холодильники, в том числе плавучие.

По словам начальницы Отдела по делам КМНС и развитию АПК администрации района Р.В. Ивановой, основные расходы на создание материальной базы «Приполярной» пришлись на 2011-2013 гг. «В 2009 г. на всю программу по поддержке КМНС была выделена сумма 393 тыс. руб., из них 100 тыс. - на студентов. Впоследствии суммы стали выделяться на эту программу на несколько порядков большие. Хорошее финансирование началось в 2010 г.» [ПМА 1: Иванова].

Сегодня флот агрофирмы «Приполярной» включает один теплоход самоходный рефрижератор, 2 несамоходные рефрижераторные баржи, 6 барж с холодильниками на 100, 50 и 30 т. и скороморозильными плиточными аппаратами на 5 т/сутки, в том числе баржи с носовым

аппарельным устройством и 3 катера, которые таскают эти баржи. Баржи ходят между рыбу-годьями, в связи с чем отпадает необходимость ставить холодильники на земле. Кроме того, у агрофирмы есть вездеходы, трактора, неводовы-борочные машины, мотоледорубы, аэролодки и другая техника.

В штате агрофирмы «Приполярной» в 2015 г. числилось 115 человек, среди них 38 селькупов и 12 ненцев. С учетом летних сезонников-договорников агрофирма обеспечивала трудозанятость около 200 человек. Списки нацсостава работающих ежегодно подаются в райадминистрацию [ПМА 1: Иванова].

Агрофирме «Приполярная» принадлежат две фактории - Сидоровск и Новая Часелька. Возрождение факторий было главной частью комплексного плана мероприятий заявленного государством курса поддержки КМНС. Север был знаком с факториями давно, они существовали, начиная с царских времен, и исчезли в 60-х годах ХХ в., оставив о себе добрую память. Смысл старых факторий заключался в отношениях обмена: жители тайги и тундры привозили и сдавали на фактории продукцию своих промыслов, обменивая ее на продовольствие, мануфактуру, ружья и боеприпасы. Советский период добавил факториям социальную составляющую, при факториях стала создаваться инфраструктура: начали открываться школы, медпункты, клубы, появляться администрации, превращая фактории в поселки.

Новые фактории должны были стать специально оборудованными станциями, опорными пунктами, базами, позволяющими кочевому населению, не выезжая в далекие поселки, сдавать продукцию традиционных промыслов, закупать продукты, получать медицинскую и техническую помощь. Фактории должны были сделать жизнь промысловиков благоустроеннее, а также заинтересовать рыбаков и охотников в результатах их труда. Сдать на факторию свою продукцию могли все желающие, независимо от того, работают они на сельхозпредприятии, или нет.

Всего в Красноселькупском районе было создано и обустроено 4 фактории - Новая Часелька, Сидоровск, Кикки-Акки и Засольная (в местах существования в прошлом населенных пунктов). Фактория Кикки-Акки была поставлена под патронат агрофирмы «Толькинская», а Засольная - «Верхнетазовской рыбодобывающей компании». Автор посетила три из четырёх названных факторий района и удостоверилась, что идею факторий район реализовал в полном объеме.

На факториях работали холодильные и скороморозильные камеры, стояли жилые дома и балки, функционировала связь и магазины, имелся штат работников, промысловики привозили и сдавали пойманную рыбу.

Кроме двух факторий «Приполярная» оформила на себя 23 родовых рыболовных угодья своих работников. С помощью агрофирмы рыбаки построили здесь себе жилые дома. Рыбаки живут на угодьях круглогодично, с семьями. В штате агрофирмы, т.е. на постоянной работе по трудовой книжке, числятся все взрослые члены семей. Оплата труда у рыбаков сдельная, по договору. Старые рыбаки работают лучше молодежи, некоторые сдают за сезон 70 т рыбы. Многие рыбаки зарабатывают по 100 тыс. руб. в месяц. Зимой работники «Приполярной» ловят рыбу сетями на озерах. Продукты агрофирма привозит на угодья по заявкам. Рыбаки оплачивают их из заработанных денег или берут в счет зарплаты. Для приобретения дорогостоящей техники - снегоходов и лодочных моторов - агрофирма дает рыбакам ссуду с рассрочкой на 2-3 года и обеспечивает ди-зельгенераторами, горюче-смазочными материалами, спецодеждой.

Приемочные цены на рыбу в агрофирме в 2015 г. были следующие: щука, язь - 16-18 руб/ кг, мелочь (ерш, елец) - 8 руб/кг, карась - 18 руб/ кг, сырок - 28 руб/кг, налим 16-18 руб/кг. В зимнее время эти цены вырастают в 2 раза. Общий улов агрофирмы обычно составляет около 350 т рыбы в год. За каждый килограмм реализованной продукции сельхозпредприятие получает субсидии.

Рыбу «Приполярная» возит в Тюмень через пос. Тазовский, откуда начинается дорога на «большую землю». За доставку продукции в Тюмень агрофирме тоже идут субсидии.

В начале 2000-х гг. МУП «Совхоз «Полярный»» снаряжал своих работников на зимнюю охоту на соболя. Но от такой формы работы, в конце концов, отказались: она стала невыгодна как сельхозпредприятию, так и охотникам. Теперь охотники покупают на свои деньги лицензии и, если охота была удачной, сдают пушнину агрофирме (или другим закупочным организациям). Закупочные цены на пушнину в агрофирме в 2015 г. были такие: ондатра 50 руб., белый песец - 600 руб., соболь - 2000 руб. Белку никто не закупает. При охоте на лося, оленя и птицу, для которой тоже нужны лицензии, промысловики удовлетворяют в первую очередь потребности семьи; если добычи оказалось с избытком, сдают в агрофирму.

Еще одно основополагающее традиционное направление деятельности агрофирмы «Приполярная» - оленеводство. За последние 15 лет эта отрасль прошла в «Приполярной» нелегкий путь возрождения. Первое стадо в 1000 голов, купленное для сельхозпредприятия в 2005 г. на Таймыре, до района не дошло, погибло в пути. В 2007 г. в Тазовском районе было приобретено еще 1000 голов [1, 15], но и второе стадо оказалось неблагополучным. Информация о стаде в районе замалчивалась, что указывало на крупные неполадки в оленеводческой отрасли. Из официальных источников было известно о двух проблемах красноселькупского стада - закупаемые олени «плохие», и в районе прервалась преемственность в профессии оленеводов крупных стад [2, 15; 4, 6, 15].

В итоге оленеводческое направление агрофирма «Приполярная» все-таки оформила, но ее стадо содержится в тундрах Тазовского района и выпасается бригадой тазовских ненцев из 6 человек. В стаде насчитывается (по данным на 1 января 2015 г) 1863 оленя тундровой породы [ПМА 1: Иванова].

Пастухам агрофирма платит оклад по 25 тыс. руб. в месяц, плюс дает полное обеспечение, пастухи получают брезент и шкуры для чумов, снегоходы, спецодежду и т.д. Стадо перекочевывает 1 раз в 10 дней.

В окрестностях Красноселькупа есть два частных оленеводческих хозяйства, оба находятся на оз. Унда. В одном хозяйстве содержится 200 голов оленей, во втором 20 голов.

Кроме агрофирмы «Приполярной» в Красно-селькупе работает еще одно сельхозпредприятие, частное, - ООО «Алькор», начало его деятельности приходится на 2000 г. Хозяин и глава фирмы «Алькор» С. И. Клименко. «Алькор» специализируется на рыбодобыче и много лет дает стабильные цифры по трудоустройству рыбаков из числа КМНС: в 2008 г. в фирме работало 30 человек из КМНС, в 2012 г. - 28 человек, в 2015 г. - 30 человек (27 селькупов, 2 ненца, 1 эвенк). Компания оформила и закрепила за собой 33 рыбучастка сроком на 20 лет [ПМА 1: Клименко].

Материально-техническая база «Алькора» немногим уступает базе агрофирмы «Приполярной». Она включает 1 буксир, 2 самоходных катера с холодильниками по 20 т, 7 барж с плавучими холодильниками вместимостью от 10 до 30 т и оборудованием шоковой заморозки рыбы - плиточниками (замораживают рыбу в брикетах) на 5, 4 и 2 т/сутки. На одной из барж установлено

также оборудование воздушного охлаждения на 2 т/сутки.

Как и другим сельхозпредприятиям района, «Алькору» по программам поддержки КМНС положены субсидии: за реализованную рыбу, за мелиоративный лов (осуществляется для увеличения количества рыбы сиговых пород за счет уменьшения количества рыбы малоценных пород) и транспортная субсидия на доставку в Тюмень (компенсирует 1/3 часть затраченной суммы).

На рыбугодьях для своих работников «Аль-кор» строит дома, весной, на песках, рыбаки живут в палатках и чумах. Предприятие обеспечивает рыбаков всем необходимым для жизни и работы на угодьях - выдает спецодежду, горюче-смазочные материалы, моторы, сети, бураны, печки и т.д. На угодьях рыбаки проводят круглый год. Зимой на всех рыбучастках ведется подледный лов - сетями, неводами, запором (этот способ сейчас используют мало). Когда рыбалка запрещена законом - с 5 мая по 5 июня - рыбаки оформляют отпуск и едут охотиться на гусей. До июля «Алькор» работает на сетевом лове.

На лимитированные (сиговые) породы рыб - муксуна, щекура, сырка, пыжьяна все сельхозпредприятия района получают ежегодную квоту. Квоту распределяют по всему Ямалу в процентах. На хищные и малоценные породы (черную рыбу) просто пишут заявку. По черной рыбе половину своих квот «Алькор» не вылавливает, потому что не успевает - эта рыба идёт очень короткий период - 2 недели.

В будущем в «Алькоре» планируется устройство цеха по переработке рыбы, коптильного и провялочного цехов. Охотой в «Алькоре» не занимаются, охотничья продукция не принимается.

К национальным хозяйствам с. Красносель-куп можно отнести еще семейно-родовую общину «Лозы», объединяющую 3 семьи братьев Андреевых, возглавляет ее Я. К. Андреев (председатель красноселькупского отделения ассоциации «Ямал потомкам»). За общиной закреплено 3 рыбугодья, которые официально не оформлены. Тем не менее, участники этой общины тоже получают помощь от государства, как представители КМНС, ведущие традиционный образ жизни.

До 2016 г. всем гражданам ЯНАО, ведущим традиционный образ жизни выплачивалось «губернаторское» («кочевое») пособие в размере 2 тыс. руб. Как социальная выплата оно оформлялось и выдавалось районным Отделом социальной защиты населения. Его получали работники

сельхозпредприятий (сельхозпредприятия каждый год подавали в Отдел соцзащиты списки занятых) и те, кто вел традиционный образ жизни. «Кочевое» пособие не зависело от национальности, и выдавалось всем, кто соответствовал названным требованиям, хотя получали его в подавляющем большинстве представители КМНС. По данным Отдела социальной защиты населения Красноселькупского района, в 2012 г. на весь район таких было 212 человек, из них 64 человека в Красноселькупе, 110 человек в Тольке, 38 человек в Ратте [ПМА 1: Иванова].

Тем, кто был занят на сельхозработах в поселке - на животноводческой ферме, в теплицах -полагалось пособие в размере 600 руб. в месяц. В 2012 г. по району таких было 12 человек - 6 человек в Красноселькупе и 6 человек в Тольке.

«Губернаторское» пособие было учреждено в конце 1990-х гг., и статус тех, кто имел на него право, неоднократно менялся. Поначалу его выплачивали всем, кто относил себя к КМНС. Не раз за прошедшее время увеличивался размер пособия. До 2016 г. чтобы получить пособие, нужно было прийти в Отдел соцзащиты и написать заявление, которое здесь же и оформлялось.

С 1 января 2016 г. пособие для представителей КМНС, ведущих традиционный образ жизни, увеличилось до 3 тыс. руб., и изменилась система его оформления. В Салехарде был создан Окружной банк данных - Единая информационная система по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития КМНС ЯНАО, куда занесли всех представителей КМНС округа. Теперь заявления, написанные претендентами на пособие, собираются главами поселений и посылаются в районный Отдел по развитию АПК и делам КМНС, там их проверяют, обрабатывают и отправляют в округ (в Департамент по делам КМНС правительства ЯНАО) - в электронном виде и почтой (оригиналы). Округ проверяет эти заявления по Банку данных и готовит справки. Затем каждому заявителю индивидуально, по почте высылаются справки (подлинники). Электронные копии справок отправляются в Отдел по развитию АПК и делам КМНС района. На тех, кто подает заявление на пособие в первый раз, готовят документы в поселениях.

Выплата «кочевого» пособия имеет очень большое значение для КМНС. Для многих, если не для большинства, это пособие - единственный стабильный источник средств существования. Все, что за прошедшие годы делалось государством для того, чтобы у КМНС была работа

и заработок, имело переменный успех, не всех охватывало и не всех устраивало. Пока власть совершенствовала свои методы и ставила эксперименты, «кочевая» выплата позволяла КМНС выживать.

Еще одной ощутимой мерой помощи представителям КМНС является безвозмездная выдача ТМЦ тем из них, кто ведет традиционный образ жизни, но не трудится на сельхозпредприятиях. Получить эту помощь они могут через Отдел развития АПК и делам КМНС, написав заявление. В перечень ТМЦ входят: брезент, сукно, сетематериалы, печи, аптечки, минигенераторы, средства связи, кожа-юфть, кожа-сыромять (для оленеводов). До 2015 г. выделялись средства на приобретение для КМНС горюче-смазочных материалов. Моторы и снегоходы в этот перечень не входят, их выдают (по ссуде) на предприятиях.

Районный агропромышленный комплекс в селе Толька представляют два предприятия -ООО «Агрофирма Толькинская» и ООО «Верх-нетазовская рыбодобывающая компания».

К видам сельскохозяйственной деятельности агрофирмы «Толькинская» относятся рыбодобыча, оленеводство, свиноводство, коневодство, скотоводство (коровы), овощеводство, переработка. Агрофирма «Толькинская» была учреждена в 2006 г., приняв эстафету от предприятия-предшественника МУП «Толька-Агро», преобразованного когда-то из ГУП «Оленеводческий совхоз Толькинский». В течение первого десятилетия XXI в. в материально-техническую базу агрофирмы «Толькинская», определенно, вкладывалось меньше средств, чем в агрофирму «Приполярная», может быть потому, что она находилась не в районном центре и не была показательным предприятием района. В 2008 г. «Толькинская» работала на старых, еще совхозных, средствах производства, скопила большие долги по электроэнергии и зарплате и переживала очередную реорганизацию. Тогда толькинская агрофирма была «скорее мертва, чем жива».

В 2012 г. агрофирма «Толькинская» уже вполне крепко стояла на ногах. Агрофирма была оснащена тремя новыми 90-тонными холодильниками, имела коровник, свинарник, конюшню, минимолокозавод, картофельное поле. Она работала и выдавала продукцию. К ее потерям за этот срок можно отнести лишь закрытую звероферму. В 2016 г. из бесед с С. А. Семухиным - новым директором агрофирмы, заступившим на этот пост всего полгода назад, и С. В. Бельцевым, главным акционером агрофирмы «Толькинская», а также

одним из директоров Ветхне-Тазовской рыбодо-бывающей компании и директором «Пуррыбы», выяснилось, что агрофирма очень хорошо оснащена технически. В 2014 г. агрофирма получила новую площадку - рыбоприемный пункт (другие названия - плавбаза или баржа с рефрижератором), вместимость ее холодильника 80 т. Два года она стояла на фактории Засольной, ожидая спуска на Таз. По словам С. В. Бельцева, «баржа агрофирмы по Тазу ходить не будет, два скороморозильных контейнера с нее встанут на берегу у Тольки и будут принимать рыбу, из них рыба будет перегружаться в три 200-тонные холодильные камеры, установленные на баржах (плавают по Тазу в районе Тольки), их перетаскивают два катера агрофирмы» [ПМА 2: Бельцев].

За агрофирмой «Толькинской», как упоминалось выше, закреплена фактория Кикки-Акки. Агрофирме принадлежат также 13 рыбугодий.

Численность работников агрофирмы «Толь-кинская» на 1 января 2015 г. составляла 42 человека (из них 26 человек КМНС - все селькупы). Ежегодно на разные сроки агрофирма принимает на работу до 200 человек договорников (70 % из них - селькупы). Зимой рыбаки тоже работают и сдают рыбу. Мясо сдают, если есть лицензия на охоту. Своим работникам агрофирма выдает товарно-материальные ценности (бураны, моторы, бензин, спутниковые телефоны и пр.).

И в 2015, и в 2016 г. агрофирме выделялась квота на вылов рыбы объемом в 315 т. Помимо квоты у предприятия есть ежегодный план на 220 т, в 2015 г. он не был выполнен из-за большой воды.

Агрофирма «Толькинская» - оленеводческое предприятие. В 2008 г. агрофирме принадлежало 200 голов оленей, которые содержались по 10-30 голов в личных хозяйствах селькупов, живущих на лесных угодьях. В 2015 г. оленей в агрофирме было уже 584 головы, форма их содержания оставалась прежней - в семьях. В 2016 г. за «Толькин-ской» числилось 814 «семейных» голов оленей и 8 штатных оленеводов.

Агрофирма получает субсидии на производство молока, производство мяса крупного рогатого скота, на реализованную продукцию рыбо-добычи, на поддержание северного оленеводства и на возмещение транспортных затрат. Субсидии даются на 1 кг добычи. Из Тольки продукция агрофирмы вывозится в Пуррыбу или по зимнику через Чертовы озера на «большую землю».

«Прописанная» в Тольке «Верхнетазовская рыбодобывающая компания» осуществляет лов

в системе Чертовых озер, на р. Ширта и в верховьях Таза. В сезон, во время путины в штате компании по договорам числится до 40 человек, из них 70 % селькупы.

Компании принадлежит одна фактория - Засольная, на которой имеются: плавхолодильник на 40 т на 200-тонной площадке (плавает в Чертовых озерах); холодильник на 40 т, который поставил рыбзавод Пуровского района («Пуррыба»); холодильные камеры в сумме на 15 т; скороморозильный контейнер на 500 кг (время заморозки 3,5 часа); магазин, жилые балки для рыбаков. Зимой на фактории работают 3 человека - начальник фактории, рабочий и дизелист.

Крупным оборудованием «Верхнетазовская рыбодобывающая компания» пользуется совместно с агрофирмой «Толькинской» или «Пур-рыбой», такая кооперация дает дополнительные возможности и оптимизирует работу всех трех предприятий.

Компания попадает в программы поддержки АПК и КМНС. Окружные субсидии и район помогают в приобретении сетеснастных материалов, техники и лодочных моторов.

Много лет назад в Тольке начали создавать общину. Ее долго оформляли, закупали оборудование, оно устаревало, снова выделяли средства, искали лидера на должность начальника и т.д. Но начать трудовую деятельность община никак не могла. По итогам 2015 г. территориально-соседская община «Лозыль-то» в Тольке была и объединяла 30 человек селькупов. Общинники, как здесь говорят, «исповедовали самозанятость»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ловили рыбу, охотились и собирали дикоросы

- для себя, а избытки сдавали в агрофирму «Толь-кинскую» по договору. По программам развития АПК помощь общине не оказывалась, её члены получали поддержку как физические лица из числа КМНС.

В третьем, самом маленьком селе Красносель-купского района - Ратте - уже много лет остро стоит проблема трудоустройства жителей из числа КМНС (из 295 чел. населения 193 чел. относятся к КМНС) [ПМА 1: Иванова]. В 1990-х - начале 2000-х гг. работодателем в Ратте было отделение неблагополучного тогда совхоза «Толькинский», в 2007 г свой охотничий участок здесь открыла «Верхнетазовская рыбодобывающая компания», приняв на работу 20 охотников, но он вскоре закрылся. В 2011 г. в Ратте была создана община. Предполагалось, что община будет иметь статус сельхозпредприятия и обеспечит работой все население Ратты, однако этого не произошло.

Община «Хэндыя» организовалась как маленькое семейно-родовое предприятие трёх братьев Карсавиных. Направлениями её деятельности заявлены традиционный образ жизни, рыболовство и сбор дикоросов. В штате община имеет трех человек - главу общины, приемщика и рабочего. По окружной поддержке община получила: 2 морозилки - на 10 и 20 тонн, одну установку шоковой заморозки на 100 кг и контейнер для переработки рыбы - цех, где рыбу моют и чистят. Также за общиной числится дизельгенератор на 100 квт. В 2016 г. он работал на котельную посёлка, так как в посёлке нет аварийного дизельгенератора, а поселковый сломался. По гранту 2014 г. община приобрела 2 мотора и 2 лодки, на денежную помощь от района были куплены два снегохода Ямаха, прицеп и сани к ним, невод и сети. За общиной закреплено два рыбучастка. Добытую рыбу не вывозят, а используют в посёлке: сдают в школу-интернат, продают в магазине. В 2016 г. община получила квоту на вылов 4 тонн рыбы.

Проблемы трудоустройства раттовских промысловиков община не решила, рыбу в общину сдают 5-6 местных жителей. Рыбаков Ратты в первую очередь не устраивают установленные в общине низкие закупочные цены. Поэтому пока большая часть раттовских семей живут разовыми заработками своих мужчин, пенсиями и пособиями, а также натуральным хозяйством.

Во всех посёлках Красноселькупского района в рассматриваемый период происходило бурное строительство жилых домов и зданий социального назначения (школ, школ-интернатов, детских садов и т.д.). Дома строились по долгосрочной федеральной программе (приоритетному национальному проекту) «Доступное и комфортное жильё - гражданам России», содержащей подпрограмму «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера», по федеральной программе расселения ветхого и аварийного жилья, а также на деньги по соглашениям с предприятиями ТЭКа.

Надежным работодателем для селькупов Красноселькупского района уже много лет служат медучреждения, учреждения культуры, образования и социальной помощи, но статуса

«сохраняющий традиционный образ жизни» их работники не имеют, государственная поддержка им, как представителям КМНС, не положена.

Большая работа проводится в районе с детьми из кочевых семей.

Во всех селах района ежегодно устраиваются национальные праздники - День оленевода [7] и День рыбака, очень любимые жителями.

Обсуждение и заключения

Итак, в исследовании была проанализирована политика государства, проводящаяся по отношению к КМНС Красноселькупского района ЯНАО, в течение первых 15 лет XXI в. Тема целиком рассматривалась на полевых материалах автора. Первым итогом проделанной работы стал вывод о преемственности современного государственного курса по отношению к северным народам и соответствующего направления политики советской власти. Вслед за советским государством власть современной России признала необходимость мощной социальной помощи КМНС, большинство представителей которых оказались не способны адаптироваться к новым экономическим реалиям ни со своими традиционными методами ведения хозяйства, ни отказавшись от них. Современное государство в лице властей ЯНАО на средства предприятий ТЭКа в течение рассматриваемого периода осуществило в границах округа и конкретно в Крас-носелькупском районе грандиозный социальный проект. Были созданы сельхозпредприятия с традиционными направлениями хозяйственной деятельности, мощной материально-технической базой, хорошо продуманной системой дотаций/субсидий и логистикой произведенного продукта, что обеспечило работой и заработком многие селькупские семьи и внесло в их трудовую деятельность заинтересованность и смысл. Кроме создания сельхозпредприятий в комплекс мер помощи КМНС вошли: прямая денежная помощь («кочевое» пособие), медицинская помощь, обеспечение жильем, поддержка детского образования и традиционной культуры. Оценку проделанной государством в этом направлении работе (несмотря на еще остающиеся нерешенными проблемы) можно дать самую высокую.

Список источников и литературы

1. Астафьева И. Отнесись к стране по-хозяйски. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 г. // Северный край: газета. 2006. № 30. С. 15-17.

2. Астафьева И. Подводя итоги, думаем о будущем // Северный край: газета. 2006. № 51. С. 15.

3. Жвирко А. Переломный этап позади // Северный край: газета. 2007. № 32. С. 9.

4. Марков Р. Мы должны друг друга ценить // Северный край: газета. 2007. № 25. С. 6, 15.

5. Степанова О. Б. Село Толька и не только // Материалы полевых исследований МАЭ. СПб. 2016. Вып. 16. С. 46-66.

6. Степанова О. Б. Селькупы села Совречка // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 3 (30). С. 126-134.

7. Dudeck S. Der Tag des Rentierzüchters: Repräsentation indigener Lebensstile zwischen Taigawohnplatz und Erdölstadt in Westsibirien. Fürstenberg/Havel: Kulturstiftung Sibirien. 2013. 351 p.

Полевые материалы автора

ПМА 1 - Экспедиция автора в Пуровский и Красноселькупский районы ЯНАО в 2015 г. (информанты: Р.В. Иванова; С.И. Клименко)

ПМА 2 - экспедиция автора в Красноселькупский район ЯНАО в 2016 г. (информанты: С.В. Бельцев; Г.С. Карсавин)

References

1. Astafyeva I. Otnesis 'kstranepo-hozyajski. Vserossijskaya sel'skohozyajstvennayaperepis'2006g. [Treat the state thriftily. All-Russian Agricultural Census of 2006]. Severnyj kraj: gazeta [Northern Territory: newspaper], 2006, no. 30, pp. 15-17. (In Russian)

2. Astafyeva I. Podvodya itogi, dumaem o budushchem [Summing up think about the future]. Severnyj kraj: gazeta [Northern Territory: newspaper], 2006, no. 51, p. 15. (In Russian)

3. Zhvirko A. Perelomnyj ehtap pozadi [The turning point is behind]. Severnyj kraj: gazeta [Northern Territory: newspaper], 2007, no. 32, p. 9. (In Russian)

4. Markov R. My dolzhny drug druga cenit' [We should appreciate each other/ Severnyj kraj: gazeta [Northern Territory: newspaper], 2007, no. 25, p. 6, 15. (In Russian)

5. Stepanova O. B. Selo Tol'ka i ne tol'ko [The Tolka settlement and not only].Materialypolevyh issledovanij MAEH [IAE field research materials], 2016, no. 16, pp. 46-66. (In Russian)

6. Stepanova O. B. Sel'kupy sela Sovrechka [The Selkups of the Sovrechka settlement]. Vestnik arheologii, antropologii i ehtnografii [Bulletin of Archeology, Anthropology and Ethnography], 2015, no. 3 (30), pp. 126134. (In Russian)

7. Dudeck S. Der Tag des Rentierzüchters: Repräsentation indigener Lebensstile zwischen Taigawohnplatz und Erdölstadt in Westsibirien. Fürstenberg/Havel: Kulturstiftung Sibirien. 2013. 351 p. (In German)

Field materials of the author

Field materials of the author 1 - Ekspeditsiya avtora v Purovskij i Krasnosel'kupskij rajony YaNАO v 2015 g. (informanty: R.V. Ivanova; S.I. Klimenko) [Expedition of the author to Purovsky and Krasnoselkupsky Districts of YaNAO in 2015 (informants: R. V. Ivanova, S. I. Klimenko)].

Field materials of the author 2 - Ekspeditsiya avtora v Krasnosel'kupskij rajon YaNАO v 2016g. (informanty: S. V. Beltsev; G. S. Karsavin) [Expedition ofthe author to Krasnoselkupsky District ofYaNAO in 2016 (informants: S.V. Beltsev; G.S. Karsavin)].

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:

Степанова Ольга Борисовна, научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб. д. 3), кандидат исторических наук

[email protected]

ORCID: 0000-0002-2130-2695

ABOUT THE AUTHOR:

Stepanova Olga Borisovna, Researcher, Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS (199034, Russian Federation, Saint-Petersburg, Universitetskaya emb. 3), Candidate of Historical Sciences.

[email protected]

ORCID: 0000-0002-2130-2695

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.