DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-1-125-139
УДК 37.01 ББК 74.66
Е.И. Антипова
(«Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Россия) Р.А. Литвак
(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Статья посвящена вопросам реализации современных социально-педагогических технологий поддержки различных категорий граждан как инструментов повышения эффективности социальной защиты. Авторами подчеркивается особое значение педагогического компонента технологий, заключающегося в формировании у граждан нового социального опыта, позитивной мотивации и активизации жизненных сил для решения проблем. Стратегические направления совершенствования системы социальной защиты населения связаны с повышением роли семьи в решении социальных задач; отказом от консервативных, стационарных форм оказания помощи и поддержки отдельным категориям граждан в пользу инновационных форм; апробацией и применением новых социально-педагогических технологий адаптации и реабилитации, направленных на всестороннее раскрытие и развитие потенциала личности, ее социализации.
С целью технологизации социально-педагогической работы и повышения эффективности внешних ресурсов, вкладываемых в государственную социальную поддержку, рассмотрена семейно-ориентированная социальная работа как форма оказания помощи семье, индивиду на основе активизации внутренних ресурсов человека. Определены особенности, виды и значение стационарозамещающей технологии «сопровождаемое проживание». Обозначены причины, препятствующие ее внедрению. Рассмотрена цирковая педагогика как новый и малоизученный метод решения проблем социализации, воспитания, адаптации и реабилитации детей.
Приведенные обзор литературы и уникальный опыт российских регионов по внедрению социально-педагогических технологий семейно-ориентированной социальной работы, сопровождаемого проживания людей с психофизическими особенностями, циркового творчества позволили сделать вывод о возможностях преобразования системы социальной защиты в русле инновационных и превентивных стратегий, подтвердив их жизнеспособность и социально-педагогический эффект. В интересах устойчивого 2 о
сопровождаемое проживание, цирковая педагогика, педагогическая валеология, воспи-
о с;
0 Ф
1 ч
х Ф
ф а.
н о
N
s го
го
о
развития социальной сферы сформулированы основные положения по повышению эф- ф ш фективностиреализации современных социально-педагогических технологий в области ° ^ социальной защиты населения, интенсифицирующие процесс реализации функций соци- | § ально-педагогической работы.
Ключевые слова: социально-педагогическая работа, социально-педагогические тех-
I 8
Ег £
о 1
о s
нологии, социальная защита, стратегия, семейно-ориентированная социальная работа, =г я
(О г—
тание, социализация. ф о
CL 1=
E.I. Antipova
(South Ural State Medical University of the Ministry of Education of Russia, Chelyabinsk, Russia) R.A. Litvak
(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)
REALIZATION OF SOCIAL PEDAGOGY TECHNOLOGIES TO ADAPT THE POPULATION TO A SOCIAL MEDIM
CO CD
< □L
ro m о
Ш
The issues of realization of the modern social pedagogy technologies to support different categories of citizens as the tools to increase social protection efficiency are discussed. The authors emphasize special importance of the pedagogical component of the technologies, implying the formation of new social experiences of the citizens, positive motivation and vitality enhancement for problem solving. Strategic directions to develop the population social protection system are linked with the rising family role in social problem solving; replacing the conservative stationary forms of helping and supporting certain categories of citizens with innovative ones; approbation and application of new social pedagogy technologies of adaptation and rehabilitation aimed at comprehensive revelation and development of personality potential and its socialization.
Family oriented social work is discussed as a form to render assistance to the family, individual on the basis of activation of inner human resources to technologize social pedagogical work and increase the outer resources efficiency contributed to the state social support. Specifics, kinds and significance of extra mural care replacement "assisted living" technology are defined. Reasons, hampering its introduction, are outlined. Circus pedagogy as a new underinvestigated metod to solve the problems of socialization, education, adaptation and rehabilitation of children is considered.
The cited publication review and the unique experiences of the Russian regions to introduce circus art into the social pedagogy technologies of family oriented social work, assisted living of psichophysiologically challenged people made it possible to conclude that transformations in the social protection system in the streamline of the innovative and preventive strategies are possible, proving their sustainability and socio pedagogical effect. Main provisions of increasing the modern social pedagogy technologies in the field of population social protection are formulated to intensify the process of realizing the functions of social pedagogical work.
Keywords: social pedagogical work, social pedagogical technologies, social protection, strategy, family oriented social work, assisted living, circus pedagogy, pedagogical valeology, education, socialization.
Современный этап развития отечественной социальной защиты населения характеризуется параллельностью процессов институционализации и профессионализации. Наблюдаются значительные преобразования в данной сфере с изменениями представлений о сущности социальной работы. Являясь механизмом, чутко реагирующим на вызовы
современности, социальная работа, с одной стороны, представляет собой гарант стабильности общества, с другой, может выступать фактором социального развития за счет трансляции инноваций, социализации личности.
Длительный период времени доминировала «традиционная» система социальной защиты, фокус внимания которой был
поставлен на решение выявленных проблем и их нивелирование. Данная система направлена на предоставление комплекса мер социальной поддержки. Следствиями данной практики могут выступать расширение патерналистских установок граждан, блокирование развития адаптационных возможностей клиентов.
В условиях вызовов современности требуются новые формы работы и социально-педагогические технологии, отдавая приоритет социальной профилактике, реабилитации, психолого-педагогическому сопровождению и активизации потенциала собственных возможностей каждого человека при решении проблем [27; 3; 24; 28].
Умелое использование ресурсов, их правильное комбинирование приводит к достижению наиболее эффективного результата. Выдвижение данной задачи на первый план - вопрос, связанный с определением стратегии действий. Осмысление проблемы социальной адаптации человека в социальной среде педагогической наукой определяется, прежде всего, теми процессами, которые происходят в обществе.
Реализация механизма социальной защиты происходит в рамках различных стратегий действий. Как отмечают М.В. Каргалова с соавторами, социальная политика, в том числе социальная защита, в настоящее время рассматривается «гораздо шире, чем было принято ранее, когда она сводилась к решению вопросов оплаты труда, пенсионного обеспечения и выплаты пособий» [18, с. 94]. При решении задач с ориентацией на государственный патернализм социальная защита реализовывалась в рамках стратегии стабилизации, оправданной и жизненно необходимой в условиях системного социального кризиса [23 с. 51]. При динамичности границ социальной деятельности и концептуальных изменениях в системе управления требуется иной сценарий действий.
На сегодняшний день перед системой социальной защиты стоит важная миссия,
заключающаяся в повышении качества жизни населения, создании психолого-педагогических условий для раскрытия потенциала личности человека, развития способностей осознавать процессы саморазвития и самореализации. Исполнение данной миссии возможно только с учетом применяемых государством инноваций и частных инициатив, а также приложения усилий членов семьи в решении социальных проблем. Все перечисленные механизмы являются составляющими стратегии развития.
Сегодня сформирован социальный запрос на продвижение инновационных практико-ориентированных технологий, но они, по мнению исследователей, недостаточно анализируются и освещаются [15, с. 4]. Альтернативой традиционным, консервативным подходам выступают семейно-ориентированные, стационарозамещающие, инновационные педагогические, социокультурные технологии, базирующиеся на интеграции ресурсов системы социальной защиты и самих граждан. Также они содержат компоненты социально-педагогической работы, сущность которой заключается в раскрытии, развитии, активизации, восстановлении потенциала личности человека, установлении гармоничных, конструктивныхотношенийссоциальным окружением.
Особым значением для нашего исследования являются психолого-педагогические теории социальной работы: теория анализа и проектирования профессиональной деятельности (С.Г. Ка-планов, В.Ф. Шаталов и др.); теория психолого-педагогической диагностики и профилактики (А.С. Белкин, И.В. Дубровина и др.); теория педагогических технологий (В.П. Беспалько, Е.Н. Ильин, Н.В. Кустова и другие). Различные аспекты социальной адаптации изучали педагоги и психологи К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, Т.А. Семикина и др.
Диссертационные исследования И.Г. Скороходовой [17], Г.И. Симоновой [16], О.А. Кожемякиной [9] посвящены техно-
о с;
0 Ф
1 ч
х Ф
ф а.
н о
го ч ф ш
_о го
S
о о
i 8 Ег £
о 1
0 s
1 t Л S I
с ^
го <о
Ф о
0_ 1=
го ш
<
го" со о с
Ш
логиям, педагогическим условиям, педагогическому сопровождению адаптации, социальной среде.
Ключевыми понятиями нашего исследования являются «социально-педагогические технологии» и «адаптация».
Понятие «социально-педагогические технологии» связано с такими понятиями, как «педагогические технологии» и «социальные технологии».
М.В. Кларин под педагогической технологией понимает «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [цит. по: 13, с.8].
Понятие «социальные технологии» возникло в социологии и также связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов. Одной из разновидностей социальных технологий являются технологии социальной работы, которые наиболее близки к социально-педагогическим технологиям, поскольку, как отмечалось выше, деятельность социального педагога и специалиста по социальной работе имеют много общего.
Мы трактуем понятие социально-педагогические технологии как инте-гративную разновидность технологии, обеспечивающую социально-педагогическую деятельность по созданию условий для адаптации личности в социальной среде.
Семья представляет собой не объект социальной работы, а субъект педагогического воспитания и социализации, изначально обладающий необходимым потенциалом для решения той или иной проблемы, но находящийся до некоторого времени в латентном состоянии.
Современная психолого-педагогическая теория представляет различные подходы рассмотрения собственного воспитательного потенциала семьи. В литературе используются такие термины как «социально-экономический потенциал
семьи», «жизненный потенциал семьи», «нравственный потенциал семьи» и др. Профессор В.С. Торохтий предлагает использовать интегративный подход к данному понятию. Важнейшим показателем семьи, как активной социальной системы, является ее функциональная сторона жизнедеятельности - совокупность функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, рекреационная и т.д.). Каждая функция, отражающая ту или иную сферу жизнедеятельности семьи, несет в себе потенциальные возможности воспитания. В выполнении семьей определенных функций состоит ее действительное бытие, определяющее сущность и содержание ее собственного потенциала [19, с. 123].
Целью семейно-ориентированной социальной работы является сохранение семьи как особой микросреды посредством решения семейных проблем, формирования психолого-педагогической культуры членов семьи, оказания родителям помощи в обучении и воспитании детей. При этом данный подход не приравнивается к «социальной работе с семьей» как одному из направлений деятельности органов и учреждений системы социальной защиты, также как его понимание не сводится только к области профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения. Практика семейно-ориентированной социальной работы строится на активизации внутренних ресурсов семьи с целью повышения эффективности внешних ресурсов, вкладываемых в государственную социальную поддержку.
Элементы семейно-ориентированной социальной работы активно применяются в различных областях научного знания и практических сферах - медицине, психиатрии, педагогике, дефектологии, специальной психологии, социальной педагогике и социальном управлении. Так, профессор Д.Ф. Хритинин с соавторами исследуют вопросы применения семейно-ориентированных технологий в реабилитации лиц с различными пси-
хическими расстройствами, отмечая, что неблагоприятная микросоциальная среда, стрессы, испытываемые в семье, могут явиться причиной различных психических нарушений [12, с. 27]. При переходе от медицинской к биопсихосоциальной модели оказания психиатрической помощи техники семейной терапии позволяют добиться клинической компенсации заболевания, сформировать у больного приспособительное поведение, не допуская увеличения социальной изоляции, дезадаптации.
Идеи семейно-ориентированной социальной работы используются в коррек-ционной работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, немецкие исследователи M. Seligman, R. Darling описывают стратегию построения работы с семьями, в которых воспитываются дети с различными нарушениями в развитии. Авторы концентрируют внимание на важности ухода от практик детоцентризма к рассмотрению семьи в целом и характера ее внутрисемейных отношений, взаимодействию с социальным окружением [26].
Отечественные ученые отмечают, что при организации работы с семьями, имеющими детей с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, необходимо осуществлять перенос реабилитационного процесса на семью через выстраивание партнерских отношений в триаде «дети - родители -специалисты». Считаем необходимым использование возможностей педагогической валеологии, изучающей вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.
Данный подход позволяет добиться повышения уровня локомоторных функций, снижения уровня тревожности у детей, улучшения психоэмоционального состояния родителей и повышения реабилитационного потенциала семьи [4, с. 1569].
Использование семейно-ориенти-рованного подхода в инклюзивном об-
разовании, в том числе при подготовке дефектологов для работы с людьми с инвалидностью, позволяет выстраивать партнерские отношения между семьей и образовательной организацией с целью формирования позитивной развивающей среды, преодоления трудностей социализации и дистанцированности родителей от детей [11, с. 46].
Семейно-ориентированная социальная работа основана на трех принципах: гуманизма, эмпауэрмента, трансформации жизненных сценариев. Ее эффективность достигается за счет применения данных принципов, что в комплексе позволяет не допустить накопления социальных проблем семьи до «снежного кома» и выработать стратегию выхода из сложной жизненной ситуации. При таком подходе в работе с семьей акцент производится не на проблемы, а на ее ресурсы и возможности, как актуальные, так и потенциальные. При этом задача специалистов - получить информацию об особенностях семейной ситуации, социальной истории клиента, определить выраженность рисков и степень нарушений. Профессионал (социальный педагог, воспитатель) работает вместе с семьей, а не вместо семьи.
На сегодняшний день семейно-ори-ентированная социальная работа представлена опытом отдельных регионов. Некоторые практики в рамках данного подхода реализуются на базе стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания: технология домашнего визитирования, семейные клубы, семейно-групповые конференции и др.
Яркими примерами реализации се-мейно-ориентированной социальной работы являются созданный на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга» комплекс клубов для детей и родителей, а также «Тайм клуб на Гражданском» для семей с детьми.
£ S
ф со
i 8 =Г Я о 1
2 ^
IX я го Ё
I
го го
го
CG
<t
го m о с
Ш
Открытые в учреждении клубы можно разделить на три группы: для детей; родителей с детьми; родителей. Так, для детей работает клуб «Хочу в школу», в рамках которого осуществляется психологическая подготовка будущего первоклассника к школьному обучению. В клубе «Мы такие разные» с подростками проводятся коммуникативные тренинги, позволяющие выстраивать эффективное общение со сверстниками, осознать собственные эмоции и мотивы поведения других людей.
В клубах для родителей с детьми проходят совместные арт-терапевтические и общеразвивающие занятия, а также индивидуальные занятия на специальном оборудовании на основе метода биологической обратной связи, рекомендуемые при психосоматических и психоэмоциональных нарушениях, для повышения работоспособности, контроля поведения и стрессоустойчивости, развития навыков публичных выступлений.
Третья группа клубов создана для родителей, в рамках которых проходят занятия для будущих мам, женщин с детьми до года, отцов и будущих отцов, опекунов и приемных родителей.
«Тайм клуб на Гражданском» - это одно из самостоятельных отделений центра социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга, представляющее собой единое пространство для общения, отдыха, занятий творчеством, мастер-классов, оборудованное современной мультимедийной техникой. Услугами психолога, социального педагога и других специалистов могут воспользоваться на бесплатной основе несовершеннолетние от 0 до 18 лет из семей любой категории, молодые мамы, родители. В клубе используются познавательные программы, учебные тренажеры, профориентационные стимуляторы. Так, например, педагогическая технология социализации-индивидуализации детей и подростков позволяет осуществлять коррекцию имеющихся социально-личностных проблем ребенка. Считаем эф-
фективными выделенные М.В. Шакуровой [21] субъектные, деятельностные и средовые социально-педагогические технологии. Данная практика направлена на повышение ресурсности семей и восстановление их социальной субъектности.
В настоящее время широкое применение на практике технология семейных клубов не получила. Как отмечают Л.С. Малик, Л.А. Мелкая, только 26,1 % специалистов системы социальной защиты населения Архангельской области используют технологию семейных клубов на постоянной основе, а 37,5 % специалистов вообще не используют ее в работе [11, с. 66].
Рассмотренная Санкт-Петербургская практика семейно-ориентированной направленности пока не растиражирована. Тогда как опыт деятельности указанного Центра является наглядным примером действий специалистов по социальной работе в рамках реализации стратегии инновационного развития социальной защиты.
Реализация семейно-ориентирован-ной социальной работы с оказанием на личностно-ориентированном уровне социально-педагогической поддержки всем членам семьи позволяет повысить эффективность социальной защиты, усиливая роль семьи в решении социальных задач, а также снизить расходы на применение консервативных практик. Она должна носить системный характер и получить широкое распространение как стратегическое направление развития системы социальной защиты населения.
Практические установки активизации ресурсов клиента не адресуются всем категориям населения в равной мере. В ходе исследований зарубежные ученые отметили, что если люди переживают какую-либо ситуацию, в которой их действия не оказывают влияния на происходящее с ними, то у них формируются представления об отсутствии должных результатов от их действий. Это приводит к нежеланию учиться полезному поведению в других ситуациях.
Люди могут утратить мотивацию и испытывать тревожность, подавленность. Люди, нуждающиеся в особой заботе государства, несут бремя наученной беспомощности. Выдвигая теорию наученной беспомощности, исследователи подчеркнули необходимость обогащения окружающей обстановки с помощью передачи клиентам опыта ситуаций, в которых при сопровождении они достигают более успешных результатов [25]. Поэтому в рамках системы социальной защиты населения апробируются инновационные технологии, в том числе стационароза-мещающие [2]. К ним относится сопровождаемое проживание, признаваемое востребованной формой предоставления социальных услуг маломобильным гражданам в условиях нестационарного проживания в объеме, необходимом и достаточном для нормализации их жизни [14; 8; 20].
Практика сопровождаемого проживания реализуется фрагментарно в отдельных регионах России, а общего понимания реализации данной технологии нет. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 69 субъектов России начали внедрять технологию сопровождаемого проживания (80 %). Однако только в 48 субъектах России осуществлен переход от этапа организации работы к реализации технологии, преимущественно на базе учреждений социального обслуживания [10, с. 51]. При этом в Пскове, Владимире, Санкт-Петербурге имеются социальные квартиры для постоянного проживания инвалидов, социальные деревни - в Бурятии, Ленинградской области, Мытищах, Иркутске [5; 8; 14]. В Челябинской области созданы тренинговые квартиры для детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, а также открыто отделение временного сопровождаемого проживания для лиц с ограниченными возможностями на базе областного детского дома-интерната.
Одним из первых российских регионов, вплотную занявшимся развитием со-
провождаемого проживания инвалидов, был Санкт-Петербург. На базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» было открыто отделение домашнего сопровождения и социального патронажа инвалидов трудоспособного возраста, представляющее собой две квартиры социального назначения в жилом доме с круглосуточным сопровождением социальными работниками. Но уникальность работы данного центра заключается в том, что помимо открытия указанного отделения, специалисты учреждения создали модель комплексного сопровождения и обслуживания инвалидов, организовав параллельно социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями «Карлсон». Большинство инвалидов, проживающих в квартирах социального назначения, трудятся в «Карлсоне». В отделении созданы постоянные специализированные рабочие места для 25 инвалидов I и II групп в возрасте от 18 лет и старше, занятых приготовлением пищи. Прием инвалидов на работу производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ на 0,25 ставки подсобного рабочего или официанта с учетом законодательства о социальном обслуживании граждан.
Наряду с трудовой реабилитацией «работникам отделения» оказывается психологическая, социально-педагогическая, медицинская помощь. Психолог проводит динамический контроль, оценку и анализ эффективности реализации индивидуальных планов развития.Эф-фективность деятельности и востребованность предоставляемых услуг клиентами побудили руководство учреждения создать еще подобное отделение - «Ми-нипрачечную» с рабочими местами для 12 инвалидов, занятых стиркой, глажкой, сушкой белья.
Расходы на сопровождаемое проживание ниже, чем в интернатах [5, с. 150].
го ч ф со
ф
Ч
ф
а
о
0
1 _0
го
о о
| 8 =Г Я
о 1
о ^
11
Го ь
§ I
с ^
го я
Ф о
О. 1=
го ш
<
го" ш о
I
<
ш
Стоимость обслуживания на дому в год в расчете на одного человека в среднем по России составляет 26,1 тыс. руб. Это гораздо меньше, чем оказание услуг в стационарных условиях - от 90,0 тыс. руб. до 193,5 тыс. руб. [22, с.8]. Соответственно, стационарозамещающие технологии носят более бюджетный характер и высокий социально-педагогический эффект.
Изучая региональный опыт и анализируя виды сопровождаемого проживания, предлагаем различать:
- постоянное сопровождаемое проживание, которое дифференцируется: постоянное (интенсивное) сопровождение как круглосуточное сопровождение лиц, которые не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в постоянном присмотре; регулярное сопровождение, при котором сопровождающий постоянно находится в одном помещении с сопровождаемым, помощь оказывается регулярно, но по мере необходимости в ней; периодическое сопровождение, при котором человек с ограниченными возможностями здоровья живет отдельно (в своей квартире, доме);
- временное сопровождаемое проживание (учебно-тренировочное), которое является базой для последующего постоянного проживания и может в дальнейшем снизить уровень потребности в поддержке со стороны сопровождающего, повышая самостоятельность и независимость сопровождаемого; может быть организовано на базе стационарных учреждений социального обслуживания, в системе образовательных организаций;
- кризисное (временное) сопровождаемое проживание, которое применяется в случае болезни членов семьи, для восстановления психоэмоциональных ресурсов, решения неотложных бытовых и других личных вопросов.
Принимая во внимание организационные, географические и иные особенности внедрения социально-педагогических технологий, количественные и качественные характеристики целевой аудитории, любые виды сопровождаемого проживания применимы, а в совокупности они представляют собой систему помощи людям с психофизическими особенностями.
Одной из причин, препятствующей внедрению сопровождаемого проживания, является отсутствие законодательной базы. Приказ Минтруда России № 847 от 14.12.2017 содержит рекомендации по организации сопровождаемого проживания, тогда как нормативно-правовое закрепление его форм и видов отсутствует. Неурегулированные правовые и организационные задачи влекут за собой вопросы финансового обеспечения.
Следует обратить внимание на проблему незаинтересованности ряда людей с инвалидностью и их законных представителей в сопровождаемом проживании. Данный факт отмечен в ходе социологических опросов в ответах специалистов учреждений социального обслуживания, а также в выступлениях родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на заседаниях экспертных советов, в том числе при Уполномоченном по правам человека в Челябинской области (2019 г.). Это объясняется необходимостью приложения усилий не только со стороны «опекаемого», но и со стороны «опекуна» - обучение новым навыкам, требующим времени, проявление активности семьи с целью социализации и интеграции в общество ребенка с инвалидностью. Вышеупомянутое подтверждается и анализом ответов людей с инвалидностью на вопрос планирования в будущем жить самостоятельно: 57 % респондентов ответили, что проживают вместе с родителями или родственниками и не планируют жить отдельно [7, с. 97].
Соответственно, корень проблемы реализации сопровождаемого прожи-
вания лежит не только в правовом, финансовом, организационно-техническом неурегулировании, но и в изменении взглядов на человека как на личность без учета «особенностей», имеющего право на жизнь в обществе. Опыт регионов по внедрению технологии сопровождаемого проживания является иллюстрацией действий органов власти и учреждений системы социальной защиты населения в рамках реализации стратегии инноваций. Уход от консервативных, стационарных форм оказания помощи и поддержки гражданам в пользу инновационных социально-педагогических форм является одним из стратегических направлений развития современной системы социальной защиты.
Современная социальная помощь является результатом развития педагогических технологий и развития отраслей педагогики (социальной, коррекцион-ной, возрастной, отраслевой и т.д.). Она должна фокусироваться не только на личности клиента, но и включать в себя действия, направленные на укрепление микросреды, выявление ресурсов, имеющих значение для воспитания, развития потенциала человека.
Существовавший медико-социальный подход при оказании помощи детям «группы риска», людям с ограниченными возможностями здоровья показал свою несостоятельность, формируя у граждан потребительские установки к обществу, нежелание нести ответственность за организацию собственной жизни. Данный подход не затрагивал педагогический аспект, духовную сферу личности, являющуюся стержнем жизненной устойчивости.
В настоящее время актуальным становится социокультурный подход, в рамках которого осуществляется «реабилитация» духовного мира человека, оказывая на него психоэмоциональное, педагогическое, культурное влияние. В рамках него применяются такие практики, как метод социально-культурной анимации, театрализованные постановки. При этом су-
ществует цирковая педагогика, которая используется крайне редко и остается в нашей стране неизученной.
Цирковая педагогика - новый метод решения проблемы социализации и адаптации детей. В рамках данной педагогики используются одновременно игровые, арт-терапевтические техники, технология дифференциации обучения, что позволяет говорить о действенности данного метода [6, с. 220].
Посредством цирковой педагогики создается пространство для физического воспитания, развития творческого мышления у детей, получения навыков командной работы и выстраивания коммуникаций со сверстниками, людьми старшего возраста и публичных выступлений, ориентации в сложных ситуациях и выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
Примером внедрения в социальную деятельность метода цирковой педагогики служит «Упсала-цирк» - это Санкт-Петербургская организация, открытая немецкой студенткой А. Шорни и российским театральным режиссером С. Афанасьевой. Она создана для работы с детьми «группы риска», с особыми потребностями, подростками, нарушившими закон и живущими в школе-интернате закрытого типа.
С помощью циркового творчества изменяется жизненный сценарий и социальный статус детей. Ребенок становится частью цирковой команды, приобретает новые жизненные навыки, выбирает цирк, а не улицу. Соответственно, проводится целенаправленная социально-педагогическая работа, которая носит превентивный характер и направлена на создание условий, обеспечивающих возможность проектировать успешную жизненную ситуацию.
Заметим, что «Упсала-цирк» является некоммерческой организацией. В российской системе социальной защиты населения на сегодняшний день функционирует только одно государственное бюджетное учреждение, в котором
го Ф со
ф
Ч
ф
а
о
0
1 _0
го
о о
ф
с; го ®
.0
^ X
о 1
о ^
« I
го
со
С
го Ч го
го ш
<
го" со о с
Ш
в полной мере применяются средства цирковой педагогики в процессе социокультурной реабилитации детей. Этим учреждением является Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю.В. Никулина» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В центре воспитываются более 120 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых есть дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники осваивают различные жанры циркового искусства: акробатику, иллюзию, эквилибр, жонглирование, воздушную гимнастику. Занятия выстраиваются с учетом возрастных особенностей обучающихся, оказывая положительное влияние на состояние их физического и психического здоровья. Так, занятия жонглированием улучшают координацию, связи между зрительными и моторными отделами головного мозга, повышают концентрацию внимания, развивают ловкость и выносливость, вестибулярный аппарат, крупную и мелкую моторику, способствуют снятию напряжения глаз, улучшению осанки. С позиции психолого-педагогического подхода факторы риска в жизни воспитанников заменяются позитивными влияниями и навыками, которые могут защитить от социального неблагополучия, нивелировать негативные моменты их жизненных ситуаций.
На базе учреждения ежегодно проводится открытый цирковой фестиваль детского и юношеского творчества «Никулинская весна на Кузьминках», которому в 2019 году присвоен статус всероссийского мероприятия. Также реализуется социокультурный проект «Социоцирк», который заключается в использовании средств циркового искусства в социализации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, лиц пожилого возраста, что позволяет вовлекать участников в новые социальные
связи, заниматься творчеством, имеющим оздоровительный эффект [1, с.138].
Можно констатировать, что стратегическим направлением развития системы социальной защиты населения является апробация и применение новых социально-педагогических технологий воспитания и развития: технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С. Газман), гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлин-ского, воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караков-ский, Н.Л. Селиванова), шоу-технологии (С.Д. Поляков) и др.; адаптации и реабилитации граждан, направленных на всестороннее раскрытие и развитие нравственного, физического, эстетического потенциала личности. Цирковая педагогика представляет собой потенциальный ресурс, с помощью которого можно повысить эффективность социальной, воспитательной работы. Апробируя данную практику, система социальной защиты развивается в русле инновационных и превентивных стратегий.
Таким образом, для устойчивого развития социальной сферы система социальной защиты перестраивается, применяя новые экономически эффективные модели оказания поддержки, внедряя современные социально-педагогические технологии, тем самым развиваясь в русле стратегии развития, инновационных и превентивных стратегий. Рассмотренные современные социально-педагогические технологии, содержащие компоненты социально-педагогической работы, фокусируются не только на личности клиента, но и включают в себя действия, направленные на укрепление его микросреды, выявление психолого-педагогических, ресурсов, имеющих значение для развития потенциала человека.
Семейно-ориентированная социальная работа, сопровождаемое проживание, социально-педагогические технологии, прикладные отрасли педагогики (цирковая педагогика, педагогическая валеология, педагогическая эргономи-
ка) являются перспективными направлениями в работе с различными категориями граждан, поскольку располагают высокой степенью результативности и эффективности в содержательном, организационном и финансовом планах. Чтобы стать стимулом для развития «новой» модели социальной защиты, инновационные технологии должны стать основой действующей системы. Для этого необходима институционализация «продвинутых» практик и выработка механизма их реализации.
Итак, повышению эффективности социальной защиты населения будут способствовать:
- реализация инновационных и превентивных стратегий органов и учреждений системы социальной защиты, параллельное снижение расходов на применение консервативных практик;
- совершенствование нормативно-правового регулирования с акцентированием внимания на финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств;
- применение семейно-ориентиро-ванных, стационарозамещающих и социокультурных технологий, ориентированных на активизацию реализации человеческого потенциала;
- продуктивное использование современных социально-педагогических практик, а не реализация их в проектном режиме;
- оценка результативности социально-педагогической деятельности по параметрам включенности личности, семьи в специально организованное социально-педагогическое пространство; повышения социальной активности; конструктивного влияния технологии на личность человека;
- межведомственное взаимодействие при решении проблем граждан;
- непрерывное профессиональное образование специалистов орга-
нов и учреждении системы социальной защиты населения. Обозначенная область технологиза-ции профессиональной социальной работы с разными категориями населения представляет лишь часть того безграничного технологического пространства, освоение возможностей которого возможно интегративными усилиями специалистов-практиков, ученых и самих граждан.
Библиографический список:
1. Акопянц И.А. (2019) Социокультурный проект «Социоцирк» как средство формирования социальной успешности детей-сирот. Апгрейд социальных проектов: этапы старта-па (24-25 октября). - М.: Зебра, 2019.
2. Антипова Е.И. Развитие стационаро-замещающих технологий социальной работы с маломобильными гражданами (опыт Челябинского городского округа) // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6.
3. Антипова Е.И., Лапшина Н.Д. Инновационные технологии социальной работы: социальный контракт и приемные семьи (опыт Челябинской области) // Вопросы государственного и муниципального управления. -2016. - № 4. С. 197-210.
4. Грицань И.И., Павлов Ю.И., Холопов А.А., Анфимова И.А. Организационная технология семейно-ориен-тированной реабилитации детей с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 1-8. С. 1566-1570.
5. Демина Э.Н., Джавид О.С. Сопровождаемое проживание - новый сервис для инвалидов. Обзор литературы // Сервис PLUS. - 2018. - Т. 12. - № 3. С. 146-152.
6. Зуйкова И.С., Кондрашкина А.А. Цирковая педагогика в системе социокультурной деятельности // Труды научного конгресса «21-й Международный научно-промышленный форум "Великие реки'2019"». В 3 т. Т. 2 /
о с;
о ф
X Ф
ф а.
н о
го ч ф ш
_о го
S
J
о о
i 8
Ег £
о 1
0 s
1 t Л S I
с ^
го <о
Ф о
Q_ 1=
го m
<t □L
го" ш о
I
<
ш
Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. А. А. Лапшин. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2019. - С. 219-221.
7. Калинина Ю.А., Мазайлова, Т.А., Сиротина, Т.В., Чуканова Т.В. Сопровождаемое проживание инвалидов как инновационная технология социального обслуживания (по результатам исследования в Алтайском крае в 2017-2018 гг.) // Уровень жизни населения регионов России. - 2018. - № 4 (210). С. 93-100.
8. Клочко Е.Ю. Жизнь без барьеров: о перспективах и изменениях в положении детей с инвалидностью и инвалидов с детства // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 1. -Т. 21. С. 94-107.
9. Кожемякина О.А. Технология социальной адаптации депривированных подростков средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2011. -22 с.
10. Кожушко Л.А., Владимирова, О.Н. Оценка доступности технологий сопровождаемого проживания инвалидов в субъектах Российской Федерации // Инновационные технологии реабилитации: наука и практи-ка.18-19 апреля 2019: сборник статей II международной научной конференции. - СПб: ООО «ЦИАЦАН», 2019. - С. 49-54.
11. Малик Л.С., Мелкая Л.А. Методология семейно-ориентированной социальной работы: от опыта реализации к подготовке специалистов: монография. - М.: Перо, 2019. - 170 с.
12. Микросоциальная среда и психиатрическая помощь / Д.Ф. Хритинин: монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 176 с.
13. Педагогика: учебное пособие / Авт.-сост. З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева, Н.Н. Тулькибаева, - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2014. - 283 с.
14. Романычев И.С. Модель сопровождаемого проживания инвалидов как
альтернатива стационарному проживанию // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия, достижения. - 2017. С. 279-286.
15. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Теория и методология практики медико-социальной работы: монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 236 с.
16. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Киров, 2006. - 49 с.
17. Скороходова И.Г. Социально-педагогические условия адаптации бывших военнослужащих и членов их семей: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. -240 с.
18. Старый свет - новые времена. Социальная Европа в XXI веке / Отв. редактор М.В. Каргалова: монография. - М.: Весь Мир, 2011.
19. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 488 с.
20. Чечерина О.Б. Сопровождаемое проживание как эффективная альтернатива психоневрологическим интернатам // Практика социальной работы. Открытый методический ресурс. -2017. - № 1.
21. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. -145 с.
22. Шамонова Е.А. Стационарозамеща-ющие технологии предоставления социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам // Вестник социального обслуживания Югры. - 2016. -№ 1(9). С. 8-12.
23. Шапаров А. Е. Стратегии формирования социальной политики // Социум и власть. - 2008. - № 4. С. 50-54.
24. Kazakova I.S., Lotorev E.N. Social state in the Russian Federation and abroad: modern approaches to defining
criteria // Contemporary Problems of Social Work. - 2017. - Vol. 3. - No 4 (12). P. 52-60.
25. Marshak L.E., Seligman M. Counseling persons with physical disabilities, theoretical and clinical perspectives // Journal of Rehabilitation. - 1995. -Vol. 61. - No 1. P. 67.
26. Seligman M., Darling R.B. Ordinary families, special children: a systems approach to childhood disability (3rd ed.). - New York, 2007. - 433 p.
27. Spolander G., Engelbrecht L., Pullen Sansfaçon A. Social work and macro-economic neoliberalism: beyond the social justice rhetoric // European Journal of Social Work. - 2016. -Vol. 19. - No 5. P. 634-649.
28. Stark C. The neoliberal ideology, its contradictions, the consequences and challenges for social work // Ljetopis Socijalnog Rada. - 2018. - Vol. 25. -No 1. P. 39-63.
Поступила 10.03.2022
Об авторах:
Антипова Евгения Игоревна, аспирант кафедры педагогики и этнокультурного образования Челябинского государственного института культуры, начальник управления по внеучебной, воспитательной и социальной работе, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск, Россия), [email protected]
Литвак Римма Алексеевна, профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования, Челябинский государственный институт культуры (Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Для цитирования: Антипова Е.И., Литвак Р.А. Реализация социально-педагогических технологий по адаптации населения в социальной среде // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 1. С. 125-139. DOI: 10.7442/2071-96202022-14-1-125-139
References:
1. Akopyants I.A. Socio-cultural project "Socio-circus" as a means to form social success of orphan children. Apgreid sotsyalnykh proektov: etapy startapa. - M.: "Zebra 24-24 October, 2019. [in Russian]
2. Antipova E.I. Development of extra mural care replacement technologies of working with mobility impaired people (experiences of Chelyabinsk urban district) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 6 (electronic journal). [in Russian]
3. Antipova E.I., Lapshina N.D. Innovative technologies of social work: social contract and foster families (experiences of Chelyabinsk region) // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya. - 2016. - № 4. P. 197-210. [in Russian]
4. Gritsan I.I., Pavlov Yu.I., Kholopov A.A., Anfimova I.A. Organization technology of family oriented rehabilitation of children with congenial musculoskeletal diseases // Fundamentalnye issledovaniya. - 2015. - № 1-8. P. 1566-1570. [in Russian]
5. Demina E.N., Dzhavid O.S. Assisted living - a new service for physically challenged people. Literature review // Servis PLUS. - 2018. - Vol. 12. - № 3. P. 146-152. [in Russian]
6. Zuikova I.S., Kondrashkina A.A. Circus pedagogy in the system of socio-cultural activities. Conference proceedings. "21 Mezhdunarodnyi nauchno-promyshlennyi forum "Velikie reki 2019". - Vol.2. - N.Novgorod: NNGASU, 2019. - P. 2198-221. [in Russian]
7. Kalinina Yu.A., Mazailova T.A., Sirotina T.V., Chukanova T.V. Assisted living of as an innovative technology of social service for physically challenged people (research results in Altay area in 2017-2018) // Uroven zhisni naseleniya regionov Rossii. - 2018. - № 4 (210). P. 93-100. [in Russian]
8. Klochko E.Yu. Life without barriers: on the prospects and changes in the situation of physically challenged children congenial physically challenged people // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie. - 2016. - № 1. - Vol. 21. P. 94-107. [in Russian]
9. Kozhemyakina O.A. Social adaptation technology of deprived teenagers by means of cultural leisurely activities. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. - Novosibirsk, 2011. - 22 p. [in Russian]
10. Kozhushko L.A., Vladimirova O.N. Assessment of technological accessibility of assisted living technology for physically challenged people in the subjects of the Russian Federation // Innovatsionnye tekhnologii reabilitatsii: nauka i praktika. Conference proceedings. - SPb.: TSIATSAN, 2019. P. 49-54. [in Russian]
11. Malik L.S., Melkaya L.A. Methodology of family oriented social work: experiences of training specialists. - M.: Pero, 2019. - 170 p. [in Russian]
12. Micro-social environment and psychiatric support. - M.: GEOTAR-Media, 2015. - 176 p. [in Russian]
13. Pedagogika. Ed. By Bolshakova Z.M., Grevtseva G.Ya., Tulkibaeva N.N - Chelyabinsk, Izd-vo ChGPU, 2014. - 283 p. [in Russian]
14. Romanychev I.S. A model of assisted living of physically challenged people as an alternative to extra mural care // Nauka I innovatsii v 21 veke: aktualnye voprosy, otkrytiya, dostizheniya. - 2017. P. 279-286. [in Russian]
15. Sigida E.A., Lukyanova I.E. Theory and methodology of medical social work practices. -M.: INFRA-M, 2013. - 236 p. [in Russian]
16. Simonova G.I. Pedagogical support of social adaptation of students of the educational institutions: theory and practices. Author's transcript. Dis ... dokt.ped.nauk. - Kirov, 2006, 49 p. [in Russian]
17. Skorokhodova I.G. Social and pedagogical conditions of adaptation of former military men and their families. Dis ... kand.ped.nauk. - Moscow3, 1998. - 240 p. [in Russian]
18. Old World -new times. Social Europe in the 21st century. Ed. Kargalov M.V. - V.: "Ves Mir", 2011. [in Russian]
19. Torokhtiy V.S. Social work with the family. Psychological and pedagogical support. -M.: Yurait, 2018. 488 p. [in Russian]
20. Checherina O.B. Assisted living as a n efficient alternative to psychoneurological residential institutions // Praktika sotsialnoi raboty. Open methodological resource. -2017. - № 1 (electronic journal). [in Russian]
21. Shakurova M.P. Methods and technology of the work of social pedagogue. - Voronezh, Voronezhskii gosudarstvennyi universitet, 2002. - 145 p. [in Russian]
22. Shamonova E.A. Residential care technological substitutes providing social services to senior citizens and physically challenged people // Vestnik sotsialnogo obsluzhivaniya Yugry. - 2016. - № 1(9). P. 8-12. [in Russian]
23. Shaparov A.E. Startegies of forming the social policy // Sotsium i vlast. - 2008. - № 4. « P. 50-54. [in Russian]
s 24. Kazakova I.S., Lotorev E.N. Social state in the Russian Federation and abroad: modern
< approaches to defining criteria // Contemporary Problems of Social Work. - 2017. -^ Vol. 3. - No 4 (12). P. 52-60.
g 25. Marshak L.E., Seligman M. Counseling persons with physical disabilities, theoretical =! and clinical perspectives // Journal of Rehabilitation. - 1995. - Vol. 61. - No 1. P. 67.
< 26. Seligman M., Darling R.B. Ordinary families, special children: a systems approach s to childhood disability (3rd ed.). - New York, 2007. - 433 p.
27. Spolander G., Engelbrecht L., Pullen Sansfaçon A. Social work and macro-economic neoliberalism: beyond the social justice rhetoric // European Journal of Social Work. - 2016. - Vol 19. No 5. P. 634-649.
28. Stark C. The neoliberal ideology, its contradictions, the consequences and challenges for social work // Ljetopis Socijalnog Rada. - 2018. - Vol. 25. - No 1. P. 39-63.
About the authors:
Antipova Evgeniya Igorevna, postgraduate student, Department of Pedagogy and Ethno-Cultural Education, Chelyabinsk State Institute of Culture, Head, Department of Extracurricular, Educational and Social Work, South Ural State Medical University of the Ministry of Education of Russia, Chelyabinsk, Russia, email: [email protected]
Litvak Rimma Alekseevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy and Ethno-Cultural Education, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, email: [email protected]
For citation: Antipova E.I., Litvak R.A. Realization of social pedagogy technologies to adapt the population to a social medim // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 1. P. 125-139. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-1-125-139
о ц
о x
о ф
т
s s
ф m
ф с;
<3 £
_о
J ™ о 1 о s
«I I
с ч го я Ф о CL 1=