Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ/ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ / СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логинова Екатерина Тофиковна, Матвеева Марина Викторовна

Раскрываются вопросы подготовки кадров для становления системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов / детей-инвалидов, ранней помощи детям и их родителям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации, психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов. Цель - проработка вопросов подготовки кадров с позиции нормативно-правового, научно-методического и практико-ориентированного сопровождения. Представленные материалы являются актуальными и значимыми в настоящее время. В свете модернизации федеральных и региональных законодательных актов возрастает потребность в оказании качественной помощи лицам с инвалидностью, что требует в свою очередь подготовки высококвалифицированных кадров. В материалах статьи используются статистические данные о потребности всех субъектов Российской Федерации в подготовке их руководителей и ведущих специалистов к реализации данных видов мероприятий. Производится анализ потребности в подготовке кадров для системы образования, здравоохранения, социальной защиты. Ценность представленных материалов позволит разработать новые технологии и подходы к системе подготовки кадров. Направления работы, приведенные в статье, имеют большую практическую ценность и свидетельствуют о том, что технологии, предлагаемые сотрудниками Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов, являются эффективными и могут быть мультиплицированы на территории Российской Федерации. В процессе дальнейшего исследования планируется разработка профессиональных стандартов для специалистов системы образования, здравоохранения и социальной защите в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов / детей-инвалидов, ранней помощи детям и их родителям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации, психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Логинова Екатерина Тофиковна, Матвеева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE QUESTION OF TRAINING FOR THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE REHABILITATION AND HABILITATION OF DISABLED

The article reveals the issues of personnel training for the formation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled / disabled children, early assistance to children and their parents, accompanied living, social and vocational rehabilitation, psychological rehabilitation, technical means of rehabilitation of disabled people. The purpose and main task of our research is to study the issues of personnel training from the standpoint of regulatory, scientific, methodological and practice-oriented support. The presented materials are relevant and significant at the present time. In the light of the modernization of federal and regional legislative acts, the need to provide quality assistance to persons with disabilities is increasing, which in turn requires the training of highly qualified personnel. The materials of the article use statistical data on the needs of all constituent entities of the Russian Federation in the preparation of their leaders and leading specialists for the implementation of these types of activities. The study analyzes the need for training personnel for the education system, health care, and social protection. The value of the materials presented will make it possible to develop new technologies and approaches to the personnel training system. The areas of work given in the article are of great practical value and indicate that the technologies offered by Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts, employees are effective and can be multiplied on the territory of the Russian Federation. In the process of further research, it is planned to develop professional standards for specialists in the education system, health care and social protection in the field of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people / disabled children, early assistance to children and their parents, accompanied by living, social and vocational rehabilitation, psychological rehabilitation, technical means of rehabilitation disabled people.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»

УДК 378.046.4

https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-4/03

Логинова Е.Т., Матвеева М.В.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Loginova E.T., Matveeva M.V.

NEW APPROACHES TO THE QUESTION OF TRAINING FOR THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE REHABILITATION AND HABILITATION OF DISABLED

Аннотация. Раскрываются вопросы подготовки кадров для становления системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов / детей-инвалидов, ранней помощи детям и их родителям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации,

психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов. Цель -проработка вопросов подготовки кадров с позиции нормативно-правового, научно-методического и практико-ориентированного сопровождения.

Представленные материалы являются актуальными и значимыми в настоящее время. В свете модернизации федеральных и региональных законодательных актов возрастает потребность в оказании качественной помощи лицам с инвалидностью, что требует в свою очередь подготовки высококвалифицированных кадров. В материалах статьи используются статистические данные о потребности всех субъектов Российской Федерации в подготовке их руководителей и ведущих специалистов к реализации данных видов мероприятий. Производится анализ потребности в подготовке кадров для системы образования, здравоохранения, социальной защиты. Ценность представленных материалов позволит разработать новые технологии и подходы к системе подготовки кадров. Направления работы, приведенные в статье, имеют большую практическую ценность и свидетельствуют о том, что технологии, предлагаемые сотрудниками Санкт-

Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов, являются эффективными и могут быть мультиплицированы на территории Российской Федерации. В процессе дальнейшего исследования планируется разработка

профессиональных стандартов для специалистов системы образования, здравоохранения и социальной защите в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов / детей-инвалидов, ранней помощи детям и их родителям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации,

психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов.

Abstract. The article reveals the issues of personnel training for the formation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled / disabled children, early assistance to children and their parents, accompanied living, social and vocational rehabilitation, psychological rehabilitation, technical means of rehabilitation of disabled people. The purpose and main task of our research is to study the issues of personnel training from the standpoint of regulatory, scientific, methodological and practice-oriented support. The presented materials are relevant and significant at the present time. In the light of the modernization of federal and regional legislative acts, the need to provide quality assistance to persons with disabilities is increasing, which in turn requires the training of highly qualified personnel. The materials of the article use statistical data on the needs of all constituent entities of the Russian Federation in the preparation of their leaders and leading specialists for the implementation of these types of activities. The study analyzes the need for training personnel for the education system, health care, and social protection. The value of the materials presented will make it possible to develop new technologies and approaches to the personnel training system. The areas of work given in the article are of great practical value and indicate that the technologies offered by Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts, employees are effective and can be multiplied on the territory of the Russian Federation. In the process of further research, it is planned to develop professional standards for specialists in the education system, health care and social protection in the field of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people / disabled children, early assistance to children and their parents, accompanied by living, social and vocational rehabilitation, psychological rehabilitation, technical means of rehabilitation disabled people.

Ключевые слова: профессиональная подготовка кадров, комплексная реабилитация и абилитация инвалидов/ детей-инвалидов, ранняя помощь детям и их родителям, сопровождаемое проживание, социальная и профессиональная реабилитация, психологическая реабилитация, технические средства реабилитации инвалидов. Сведения об авторах: Логинова Екатерина Тофиковна, д-р пед. наук, Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов, г. Санкт-Петербург, Россия, etloginova@list.ru; Матвеева Марина Викторовна. канд. пед. наук, Санкт-Петербургский институт

усовершенствования врачей-экспертов, г. Санкт-Петербург, Россия, zavkab@mail.ru

Keywords: professional training, comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled / disabled children, early assistance to children and their parents, accompanied accommodation, social and vocational rehabilitation, psychological rehabilitation, technical means of rehabilitation of disabled people.

About the authors: Loginova Ekaterina Tofikovna, Dr. habil., Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts, St. Petersburg, Russia, etloginova@list.ru; Matveeva Marina Viktorovna, Ph.D., Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts, St. Petersburg, Russia, zavkab@mail.ru

Логинова Е.Т., Матвеева М.В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 4(56). С. 27-36. https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-4/03

Loginova, E.T., & Matveeva, M.V. (2021). New Approaches to the Question of Training for the System of Comprehensive Rehabilitation and Habilitation of Disabled. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (4(56)), 2736. (in Russ.). https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-4/03

Введение. Вопрос подготовки квалифицированных кадров, владеющих профессиональными компетенциями с учетом современных требований и технологий для реализации мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов/детей-инвалидов, ранней помощи детям и их родителям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации, психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов приобретают особую актуальность, в связи с развитием и совершенствованием сферы услуг, оказываемых лицам с инвалидностью на разных этапах их жизнедеятельности и разными службами субъектов Российской Федерации [2; 11; 12; 18-20].

Материалы и методы исследования. Анализ нормативно-правовых актов федерального уровня: государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»; государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительством РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (с изменениями и дополнениями от: 31 марта, 30 июня, 9 августа, 17 ноября, 13 декабря 2017 года; 19 января, 5 февраля, 27 февраля, 30 марта, 8 сентября, 29 ноября, 29 декабря 2018 года, 28 марта, 8 мая, 28 августа, 30 ноября, 13 декабря, 27 декабря 2019 года; 16 марта, 31 марта, 19 августа, 29 августа, 9 сентября, 15 октября, 21 декабря, 31

декабря 2020 года; 20 января, 5 февраля, 13 февраля, 13 марта, 31 марта 2021 года) подпрограмма 1 «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»; приказа Минтруда России № 778н от 13 ноября 2020 г. «Об утверждении перечня документов, представляемых одновременно с государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и формы заявки о перечислении субсидии», приказа Минтруда России № 194 от 10 апреля 2020 г. «О внесении изменений в методику разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовую программу субъекта Российской Федерации), утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 875», показал, что основной приоритетной целью является не только оказание услуг в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов), но и подготовка кадров, реализующих данные услуги.

Данный факт говорит о необходимости совершенствования системы дополнительного профессионального образования в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, о формировании базовой основы соответствующих дополнительных профессиональных программ, не имеющих аналогов в силу новизны и недостаточности распространенности информации об имеющихся новациях и эффективных современных подходах, применяемых в том числе за рубежом, в данной сфере деятельности [6, с. 31]. Это определяет основное направление подготовки кадров, отвечающим современным требованиям профессиональных стандартов: «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», утвержденного приказом Минтруда России от 18.06.2020 № 352н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» и профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», квалификационных требований, указанных в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» .

Проведенный анализ потребности субъектов Российской Федерации в повышении квалификации специалистов социальной сферы по новым программам повышения квалификации, разработанным ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, таким как ранняя помощь детям и их семьям, сопровождаемое проживание, социальная и профессиональная реабилитация, психологическая реабилитация, технические средства реабилитации инвалидов, реабилитация и абилитация инвалидов, показал высокую нуждаемость всех регионов в высококвалифицированных кадрах по вышеперечисленным направлениям подготовки [14-17].

Так, потребность в подготовке кадров субъектов Российской Федерации на 2022 год составляет в общем 15 859 человек, из них по направлению «Ранняя помощь детям и их

семьям» - 1646 человек, «Сопровождаемое проживание» - 1507 человек; «Социальная и профессиональная реабилитация» - 4114 человек; «Психологическая реабилитация» - 3036 человек; «Технические средства реабилитации инвалидов» - 1780 человек; «Реабилитации и абилитации инвалидов» - 3776 человек.

Потребность в подготовке кадров субъектов Российской Федерации на 2023 год составляет в общем 12262 человека, из них по направлению «Ранняя помощь детям и их семьям» - 1298 человек, «Сопровождаемое проживание» - 1069 человек; «Социальная и профессиональная реабилитация» - 3240 человек; «Психологическая реабилитация» - 2483 человек; «Технические средства реабилитации инвалидов» - 1286 человек; «Реабилитации и абилитации инвалидов» - 2886 человек.

Потребность в подготовке кадров субъектов Российской Федерации на 2024 год составляет в общем 10100 человек, из них по направлению «Ранняя помощь детям и их семьям» - 987 человек, «Сопровождаемое проживание» - 940 человек; «Социальная и профессиональная реабилитация» - 2682 человека; «Психологическая реабилитация» -2235 человека; «Технические средства реабилитации инвалидов» - 1026 человек; «Реабилитации и абилитации инвалидов» - 2230 человек. Более подробный анализ приведен в таблице.

Таким образом, можно отметить, что в субъектах Российской Федерации сохраняется достаточно высокий спрос на подготовку специалистов социальной сферы [9; 10].

Учитывая высокую актуальность проблемы, представляется не целесообразным организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по данным направлениям подготовки по «контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Вопросы сопровождаемого проживания, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям и др., являются недостаточно разработанными и требуют использования в процессе обучения не только научно-методического обеспечения, но и практической базы для отработки полученных знаний [14, с. 9].

В случае же объявления конкурсной процедуры, конкурс могут выиграть организации, не обладающие достаточной методической и практической базой, кадровым резервом и материально-технической базой. Поэтому представляется целесообразным подготовка кадров субъектов Российской Федерации по всем шести направлениям в рамках государственного задания.

Таблица

Потребность субъектов Российской Федерации в подготовке кадров на 2022-2024 годы (по данным опроса учреждений подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации)

I. Реабилитация и абилитация инвалидов

II. Ранняя помощь детям и их семьям

III.

Сопровожд

аемое проживание

IV. Социальная и про фессиональная реабилитация

V.

Психологич

еская реабилитаци я

VI. Технические средства реабилитации инвалидов

Наименование

курса

а

т

и

би

а

е р в о

« д

о и

н

с

к

е

ол

ри о а ви е

§

ь

тук

и

ипр

а х ¡£

о 0

о н К о

И и нор

&о« ¡¡^

¿ли рд

5Т о

е к

с к

т

ие и

Кой оюн ди

а I

а

О &

н В

дн о

ора

н

нду

жд е

2

ад ве

вор р

у ф

2022

2023

2024

ВСЕГО

При организации системы дополнительно профессионального образования в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) необходимо учитывать ее высокую практикоориентированность [4; 5], заключающуюся, в первую очередь, в удовлетворении потребностей профессионального развития специалиста в области комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а во вторую, в обеспечении соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [17, с. 172].

При подготовке кадров в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) обязательным является совершенствование трудовых функций, таких как:

- социальная реабилитация уязвимых категорий населения (обобщенная трудовая функция);

- организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населениям (обобщенная трудовая функция).

Для определения комплекса педагогических условий, способствующих эффективной подготовки специалистов по комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации, психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов важно определить совокупность мер, позволяющих осуществить переход образовательной системы на качественно иной уровень. Это изменение компонентов системы, их связи друг с другом и возникновение новых компонентов [1; 3; 7; 8]. Условно можно выделить две группы условий: организационно-содержательные и ценностно-педагогические.

Организационно-содержательные условия предусматривают фундаментализацию содержательно-смысловой системы знаний, проектирование содержания и результатов обучения [13].

Основными показателями знания содержания образования являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- направленность на достижение целостности восприятия научной картины мира;

- направленность на обеспечение системности знаний;

- высокая степень обобщенности структурных единиц знаний и явлений действительности;

- направленность на обеспечение гибкости знаний, т. е. готовности будущего специалиста к самостоятельному определению стратегии поведения, действия, а также способности самостоятельно находить или конструировать новое знание или умение;

- формирование способности синтезировать знания из других областей.

В результате подготовки по программам дополнительного профессионального обучения специалисты системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) совершенствуют свои профессиональные качества, которые включают в себя компетенции:

- в социально-технологической области деятельности, т.е.: готовности к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшать условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

- в организационно-управленческой деятельности, т. е. готовности к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих мероприятия комплексной реабилитации и абилитации;

- в исследовательской деятельности, т. е. готовности выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

- в педагогической деятельности, т. е. готовности к применению научно-педагогических знаний в комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

- в социально-проектной деятельности, т. е. готовности к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области комплексной реабилитации и абилитации, а также усовершенствование и пополнение знаний о понятиях, направлениях, формах и методов комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов и диагностических критериях реабилитационного прогноза.

Требования к организации образовательного процесса сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) программ ординатуры, согласно которым, при обучении необходимо использовать симуляционные технологии, фантомную и симуляционную технику. Согласно п. 7.3.1. ФГОС ВО программ ординатуры (утверждены приказами Минобрнауки № 1060, 1062, 1083, 1084, 1092, 1100 от 25.08.2014 г., 1109, 1110 от 26.08.2014 г.), минимально необходимый для реализации программы ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя «специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:

- аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально);

- аудитории, оборудованные фантомной и симуляционной техникой, имитирующей медицинские манипуляции и вмешательства, в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально».

Заключение. Таким образом, организация комплекса таких условий, способствующих эффективной подготовки специалистов по комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации, психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов позволит подготовить высококвалифицированных специалистов для организаций социальной сферы, здравоохранения, образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдаров В.И. Психолого-педагогические и организационно-медицинские условия психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья. Казань: Печать-сервис XXI век, 2016. 116 с.

2. Ахметова Д.З., Артюхина Т.С., Бикбаева М.Р., Сахнова И.А., Сучков М.А., Зайцева Э.А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №2. С. 141-150. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-141-150

3. Бахмутский А. Е., Чечева Н. А. К вопросу о поддержке профессионального развития педагога // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2019. №9. С. 2763-2763.

4. Введенский А.И. Аксиология здоровья в системе ценностей работников социальной сферы // Общественное здоровье и здравоохранения. 2021. №1. С. 9-13.

5. Введенский А.И. Корпоративные программы профилактики профессиональных заболеваний // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28. № 2. С. 202-206. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-202-206

6. Владимирова О.Н., Шошмин А.В., Лорер В.В., Малькова С.В., Ачкасов Е.Е., Пузин С.Н. Управление системой комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации программным методом // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2019. № 4. С. 30-42. https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019.4.30-42

7. Дружинина А.А. Зарубежный и российский опыт развития управленческой культуры лидеров социальной сферы как основа для проектирования образовательных программ в общественных организациях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. №1. С. 186-195.

8. Дружинина А.А. Формирование управленческой культуры кадров социальной сферы в образовательной среде вуза: концептуальная модель и педагогические условия реализации. Тамбов: Державинский, 2018. 186 с.

9. Катахова С.С. Психологическая компетентность как фактор эффективного управления медицинским учреждением // Мир образования-образование в мире. 2018. № 4. С. 188-193.

10. Криворучко Ю.Д., Филаткина Н.В. Инвалидность взрослого населения вследствие психических расстройств и расстройств поведения и аспекты медико-социальной реабилитации // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2019. № 3. С. 47-60. https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019.3.47-60

11. Максимова Н.А. Особенности профессиональной деятельности педагогических работников в условиях инклюзивного образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 86-89.

12. Масленникова В.Ш., Айдаров В.И. Принципы синергетического подхода в психолого-педагогическом обеспечении оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2019. Т. 29. № 2. С. 212-218. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-212-218

13. Сахнова И.А. Развитие информационно-коммуникативной компетенции педагога в системе инклюзивного образования // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 141-146.

14. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Чукардин В.А., Владимирова О.Н. Об исследовании потребностей в повышении квалификации кадров в системе социального обслуживания населения в сфере комплексной реабилитации и абилитации // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2020. № 2. С. 8-13. https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2020.2.8-13

15. Фадин Н.И. Развитие подходов к трудовой реабилитации инвалидов: опыт СССР и Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 3. С. 37-45.

16. Филаткина Н.В., Криворучко Ю.Д. Реабилитационная деятельность среднего медицинского персонала психоневрологического интерната // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2019. № 3. С. 101-109. https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019.3.101-109

17. Хорькова О. В., Карасаева Л. А. Нерешённые проблемы в системе оказания медико-социальной помощи инвалидам пожилого возраста // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2017. Т. 20. № 4. С. 172-175. https://doi.org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-172-175

https://doi.org/10.36906/2311 -4444/21-4/03

floauHoea E. T., Mameeeea M.B.

18. Gutman, E., Aidarov, V., Minzaripov, R., Yudintsev, A. Psychological and Pedagogical Features of a Person with Disabilities // Journal of Research in Applied Linguistics. 2019. Vol. 10. №. Proceedings of the 6th International Conference on Applied Linguistics Issues (ALI 2019) July 19-20, 2019, Saint Petersburg, Russia. P. 529-535. https://dx.doi.org/10.22055/rals.2019.15090

19. Shibankova L.A., Ignatieva A.V., Belokon I.A., Kargapoltsev S.M., Ganaeva E.A., Beroeva E.A., Kozlova E.B. Institutional mechanisms of university teacher professional development // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 4. P. 1061-1068. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.74145

20. Vaganova O.I., Korostelev A.A., Chelnokova E.A., Bugoslavskaya A.V., Melnikova A.Y. Technology for compiling supporting abstracts in the organization of students' independent work // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. № 27. P. 376-382. https://doi.org/10.34069/AI/2020.27.03.41

REFERENCES

1. Aidarov, V.I. (2016). Psikhologo-pedagogicheskie i organizatsionno-meditsinskie usloviya psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya optimizatsii kachestva zhizni lichnosti s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Kazan'. (in Russ.).

2. Akhmetova, D.Z., Artyukhina, T.S., Bikbaeva, M.R., Sakhnova, I.A., Suchkov, M.A., & Zaitseva, E.A. (2020). Digitalization and Inclusive Education: Common Ground. Higher Education in Russia, 29(2), 141-150. (in Russ.). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-141-150

3. Bakhmutskii, A.E., & Checheva, N.A. (2019). K voprosu o podderzhke professional'nogo razvitiya pedagoga. Pis'ma v Emissiya. Offlain, (9), 2763-2763. (in Russ.).

4. Vvedenskii, A.I. (2021). Aksiologiya zdorov'ya v sisteme tsennostei rabotnikov sotsial'noi sfery. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhraneniya, (1), 9-13. (in Russ.).

5. Vvedenskii, A.I. (2020). Korporativnye programmy profilaktiki professional'nykh zabolevanii. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 28(2), 202-206. (in Russ.). https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-202-206

6. Vladimirova, O.N., Shoshmin, A.V., Lorer, V.V., Malkova, S.V., Achkasov, E.E., & Puzin, S.N. (2019). Management of the system of complex rehabilitation and habilitation of disabled people in the subject of the russian federation by the program method. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, (4), 30-42. (in Russ.). https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019A30-42

7. Druzhinina, A.A. (2019). Foreign and Russian experience of development of administrative culture of leaders in the social sphere as a basis for designing educational programs in public organizations. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, (1), 186-195. (in Russ).

8. Druzhinina, A.A. (2018). Formirovanie upravlencheskoi kul'tury kadrov sotsial'noi sfery v obrazovatel'noi srede vuza: kontseptual'naya model' i pedagogicheskie usloviya realizatsii. Tambov. (in Russ).

9. Katakhova, S.S. (2018). Psikhologicheskaya kompetentnost' kak faktor effektivnogo upravleniya meditsinskim uchrezhdeniem. Mir obrazovaniya-obrazovanie v mire, (4), 188-193. (in Russ.).

10. Krivoruchko, Yu.D., & Filatkina, N.V. (2019). Invalidnost' vzroslogo naseleniya vsledstvie psikhicheskikh rasstroistv i rasstroistv povedeniya i aspekty mediko-sotsial'noi reabilitatsii. Vestnik vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, (3), 47-60. (in Russ.). https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019.3.47-60

11. Maksimova, N.A. (2019). Features of professional activity of teaching employees in the context of inclusive education. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, (1), 86-89. (in Russ.).

12. Maslennikova, V.Sh., & Aidarov, V.I. (2019). Principles of synergetic approach in the psychological and pedagogical support of optimization of the quality of life of a person with disabilities. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya "Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika", 29(2). 212-218. (in Russ.). https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-212-218

13. Sakhnova, I.A. (2019). The development of information and communicative competence of the teacher in inclusive education system. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, (3), 141-146. (in Russ.).

14. Starobina, E.M., Gordievskaya, E.O., Chukardin, V.A., & Vladimirova, O.N. (2020). Ob issledovanii potrebnostei v povyshenii kvalifikatsii kadrov v sisteme sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya v sfere kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, (2), 8-13. (in Russ.). https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2020.2.8-13

15. Fadin, N.I. (2020). Development of Approaches to Labor Rehabilitation of Disabled People: the Experience of the USSR and the Russian Federation. Problemy ekonomiki i yuridicheskoi praktiki, 16(3), 37-45. (in Russ.).

16. Filatkina, N.V., & Krivoruchko, Yu.D. (2019). Psycho-neurological boarding-house. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, (3), 101-109. (in Russ.). https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019.3.101-109

17. Horkova, O.V., & Karasaeva, L.A. (2017). Unresolved issues in the provision of medical-social assistance to disabled elderly persons. Medical and Social Expert Evaluation and Rehabilitation, 20(4). 172-175. (in Russ.). https://doi.org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-172-175

18. Gutman, E., Aidarov, V., Minzaripov, R., Yudintsev, A. (2019). Psychological and Pedagogical Features of a Person with Disabilities. Journal of Research in Applied Linguistics, 10(Proceedings of the 6th International Conference on Applied Linguistics Issues (ALI 2019) July 19-20, 2019, Saint Petersburg, Russia), 529-535. doi: 10.22055/rals.2019.15090

19. Shibankova, L.A., Ignatieva, A.V., Belokon, I.A., Kargapoltsev, S.M., Ganaeva, E.A., Beroeva, E.A., ... & Kozlova, E.B. (2019). Institutional mechanisms of university teacher professional development. Humanities & Social Sciences Reviews, 7(4), 1061-1068. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.74145

20. Vaganova, O.I., Korostelev, A.A., Chelnokova, E.A., Bugoslavskaya, A.V., & Melnikova, A.Y. (2020). Technology for compiling supporting abstracts in the organization of students' independent work. Amazonia Investiga, 9(27), 376-382. https://doi.org/10.34069/AI/2020.27.03.41

Дата поступления: 01.08.2021 Дата принятия: 27.10.2021

© Логинова Е.Т., Матвеева М.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.