Научная статья на тему 'СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕРМСКОГО КРАЯ)'

СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕРМСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
739
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бронников В.А., Григорьева М.И.

Формирование региональной политики в отношении людей с инвалидностью в России до недавнего времени осуществлялось исключительно на федеральном уровне. В настоящее время все большая часть полномочий передается на уровень региона, что требует формирования своих территориальных подходов. В статье с позиций современных теоретико-методологических подходов, прежде всего в социологии, представлена современная ситуация в сфере реабилитации и абилитации людей с инвалидностью, рассмотренная авторами на примере Пермского краевого центра комплексной реабилитации инвалидов. Данный подход характеризуется динамичностью, формированием научного обоснования процесса и его всестороннего социологического анализа. Система реабилитации людей с инвалидностью в регионе характеризуется как совокупность элементов организационного, правового, социального, медицинского, финансово-экономического, информационного, психологического, педагогического, институционального и функционального характера, направленных на создание возможностей для реализации их индивидуальных потребностей. Формирование и развитие системы комплексной реабилитации происходит в настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне закладываются организационные, правовые и методологические основы, обеспечивается информационно-методическое сопровождение. Региональный уровень представлен развитием системы с учетом региональной специфики. В то же время показана взаимосвязь федерального и регионального уровней в данной области. В статье не проводится анализ вопросов, связанных с развитием реабилитации на муниципальном уровне. Это является отдельной темой исследования, хотя повышение доступности реабилитационных услуг, степени удовлетворенности людей с инвалидностью реабилитационными услугами, формирование муниципального реабилитационного пространства - перспективные направления развития системы комплексной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бронников В.А., Григорьева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION SYSTEM FOR PERSONS WITH DISABILITIES: SOCIOLOGICAL ANALYSIS (THE CASE OF THE PERM KRAI)

Until recently, the formation of a regional policy for people with disabilities in Russia was carried out exclusively at the federal level. Currently, more and more powers are being transferred to the regional level, which requires the formation of their own territorial approaches. From the standpoint of modern theoretical and methodological approaches, primarily in sociology, the article discovers the current situation in the field of rehabilitation and habilitation of people with disabilities. The source of research data is the Perm Regional Center for Complex Rehabilitation of Disabled People. The approach taken features dynamism, the formation of a scientific basis for the process and its comprehensive sociological analysis. The system of rehabilitation of people with disabilities in the region is characterized as a set of elements of organizational, legal, social, medical, financial and economic, informational, psychological, pedagogical, institutional and functional nature, aimed at creating opportunities for the realization of their individual needs. The formation and development of a complex rehabilitation system is currently taking place at the federal, regional and local levels. At the federal level, organizational, legal and methodological foundations are laid, information support is provided. The regional level is represented by the development of the system, taking into account the regional specifics. At the same time, the relationship between the federal and regional levels in this area is shown. The article does not analyze the issues related to the development of rehabilitation at the municipal level, this being a separate research focus. That said, the promising avenues in improvements of a complex rehabilitation system are increasing availability of rehabilitation services and a rate of satisfaction of the disabled with rehabilitation services, the formation of a municipal rehabilitation space.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕРМСКОГО КРАЯ)»

DOI: 10.15593/2224-9354/2021.1.10 УДК 364.65-786-056.24

В.А. Бронников, М.И. Григорьева

СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Формирование региональной политики в отношении людей с инвалидностью в России до недавнего времени осуществлялось исключительно на федеральном уровне. В настоящее время все большая часть полномочий передается на уровень региона, что требует формирования своих территориальных подходов.

В статье с позиций современных теоретико-методологических подходов, прежде всего в социологии, представлена современная ситуация в сфере реабилитации и абилитации людей с инвалидностью, рассмотренная авторами на примере Пермского краевого центра комплексной реабилитации инвалидов. Данный подход характеризуется динамичностью, формированием научного обоснования процесса и его всестороннего социологического анализа. Система реабилитации людей с инвалидностью в регионе характеризуется как совокупность элементов организационного, правового, социального, медицинского, финансово-экономического, информационного, психологического, педагогического, институционального и функционального характера, направленных на создание возможностей для реализации их индивидуальных потребностей. Формирование и развитие системы комплексной реабилитации происходит в настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне закладываются организационные, правовые и методологические основы, обеспечивается информационно-методическое сопровождение. Региональный уровень представлен развитием системы с учетом региональной специфики. В то же время показана взаимосвязь федерального и регионального уровней в данной области. В статье не проводится анализ вопросов, связанных с развитием реабилитации на муниципальном уровне. Это является отдельной темой исследования, хотя повышение доступности реабилитационных услуг, степени удовлетворенности людей с инвалидностью реабилитационными услугами, формирование муниципального реабилитационного пространства - перспективные направления развития системы комплексной реабилитации.

Ключевые слова: инвалиды, реабилитация, комплексная реабилитация, система комплексной реабилитации, формирование системы комплексной реабилитации.

Анализ проблем людей с инвалидностью и их реабилитации осуществляется в научной литературе на стыке двух ключевых социологических концепций - социализации и инвалидизации [1, с. 6]. В процессе исследования инвалидности как социального феномена (поскольку инвалидность, по мнению Е.И. Холостовой и Н.Ф. Деменьтевой, с социологической точки зрения рассматривается как «ненормальная» норма или «нормальное» отклонение) акту-

© Бронников В.А., Григорьева М.И., 2021

Бронников Владимир Анатольевич - директор ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов», д-р мед. наук, профессор кафедры социальной работы и конфликтологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», е-таИ; info@rehabperm.ru.

Григорьева Милана Игоревна - старший преподаватель кафедры социальной работы и конфликтологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», е-таУ: milanagrekhova@list.ru.

ально рассмотрение понятия социальной нормы и девиаций, с разных сторон раскрываемых такими учеными, как Э.Дюркгейм, М.Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье [1, с. 6]. Анализ реабилитации инвалидов осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого социального явления - концепции социализации. Рассуждая на тему подходов к социализации инвалидов, О.М. Кирилюк делает важный вывод, отмечая, что процесс социализации инвалидов носит непрерывный характер и обусловлен объективными условиями социальной среды [2, а 10]. Полагаем, что необходимо рассмотреть теоретические аспекты, позволяющие выявить механизмы, влияющие на взаимодействие человека с инвалидностью и социальной среды, что вполне может стать основой формирования системы комплексной реабилитации.

В этой связи рассмотрим структурно-функциональный подход Т. Парсонса, который рассматривает систему как взаимодействие людей, в ходе которого индивид является как действующим, созидающим субъектом, так и объектом данного воздействия. При этом содержание и характер взаимодействия и их функционирование определяются и изменяются под влиянием внешней среды. «Фундаментальный принцип организации жизненных систем состоит в том, - отмечает он, - что их структуры дифференцируются в соответствии с требованиями, предъявляемыми им внешней средой» [3, с. 99]. Условиями же функционирования системы, по мнению Т. Парсонса, выступают, с одной стороны, ресурсы, с другой - нормативно-контролирующие «механизмы» или стандарты [4, с. 472].

Р. Мертон же полагает, что описание любой структуры должно осуществляться посредством анализа двух взаимосвязанных переменных: целей и институциональных средств достижения данных целей [5, с. 118-119]. При описании логики структурно-функционального анализа он обращает наше внимание на такие важные инструменты характеристики социальных систем, как понятие элементов анализа (в нашем случае - элементов системы комплексной реабилитации), понятие функций и дисфункций, которые он различает через наблюдаемые последствия, способствующие адаптации системы (функции) или препятствующие этому (дисфункции), функциональных требований, необходимых для «выживания» системы (например, общественные потребности как условия существования данной системы) и механизмов, благодаря которым система комплексной реабилитации инвалидов будет выполнять свои функции в ответ на запросы общества (в нашем случае, людей с инвалидностью) [6, с. 145-147].

Нельзя не согласиться и с мнением Н.И. Лапина, обосновывающего актуальность применения социокультурного подхода Э. Дюркгейма для описания общественных процессов, «функции и структуры должны обеспечивать балансируемое удовлетворение противоречивых потребностей, ценностей и интересов субъектов деятельности, входящих в эту систему» [7, с. 5], в частности, интересов и потребностей людей с инвалидностью как специфической социальной группы.

Вопросы реабилитации инвалидов, детей-инвалидов нашли отражение в исследованиях современных ученых. Так, комплексный подход к реабилитации был сформулирован Т.В. Зозулей [8], которая понятие «комплексная реабилитация» представила с точки зрения ее структуры, принципов и механизмов реализации. Процесс реализации реабилитационных мероприятий был описан Л.П. Храпылиной [9]. Вопросы социальной работы с инвалидами в контексте социальной модели инвалидности описаны исходя из нетипичности инвалидов Е.Р. Ярской-Смирновой [10]. Отметим также важность для исследуемой проблемы конструктивистского подхода к инвалидности, который предложен Е.Р. Ярской-Смирновой: он «позволяет представить инвалидность не статичным состоянием или как процессом ограничения возможностей, при этом катализирующая роль в данном контексте приписывается конкретной социальной среде», в рамках которого среда представляется фактором социального неравенства и социальной несправедливости [11, с. 39].

За рубежом сегодня выделяют два подхода к реабилитации людей с инвалидностью: традиционная институциональная реабилитация, т.е. оказание реабилитационных услуг и реализация реабилитационных мероприятий организациями и учреждениями (медицинскими и социальными реабилитационными центрами, центрами профессиональной реабилитации и «защищенными мастерскими», домами сестринского ухода, специальными школами для детей-инвалидов и т.д.) и community-based rehabilitation, реабилитация на уровне общин или, как мы ее называем, реабилитация по месту жительства инвалида, т.е. вовлечение в процесс реабилитационных мероприятий некоммерческих организаций, волонтеров, самих людей с инвалидностью и членов их семей, формирование реабилитационной среды по месту непосредственного проживания человека с инвалидностью, использование мультидисциплинарного подхода и механизмов межведомственного взаимодействия в процессе реабилитации и т.д., т.е. подход, исходящий не из возможностей реабилитационной среды, а из интересов и потребностей самих людей с инвалидностью [12].

Понятие системы комплексной реабилитации людей с инвалидностью нам представляется как совокупность методологических, нормативно-правовых, финансовых, организационных, институциональных и технологических компонентов, позволяющих реализовать основные принципы и направления комплексной реабилитации и абилитации на основе эффективного межведомственного взаимодействия.

Структурными элементами системы комплексной реабилитации и абили-тации, на наш взгляд, могут быть следующие компоненты:

1) национальные стандарты в области комплексной реабилитации, предоставления отдельных видов реабилитационных услуг, требований к качеству, измерению и оценке качества реабилитационных услуг;

2) нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующие сферу комплексной реабилитации (аби-литации) инвалидов, а также межведомственное взаимодействие в данной области;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, реализующие и обеспечивающие меры социальной политики в сфере социального обслуживания и оказания реабилитационных услуг на региональном уровне;

4) органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации, которые должны быть уполномочены осуществлять реабилитационные мероприятия;

5) государственные и негосударственные реабилитационные организации, поставщики реабилитационных услуг, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации и их специалисты;

6) получатели реабилитационных услуг, услуг ранней помощи, сопровождаемого проживания и социальной занятости;

7) организации, осуществляющие оценку качества реабилитации и/или абилитации;

8) организации, осуществляющие подготовку кадров в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Организационные основы системы комплексной реабилитации в регионах Российской Федерации были заложены в 2013 г., когда, по сути, были разработаны первые концептуальные подходы к реабилитации.

В Пермском крае Концепция мероприятий, направленных на развитие системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов, была принята в 2014 г., где в качестве элементов системы были выделены такие направления развития, как проведение мероприятий по предупреждению (профилактике) инвалидности, развитию системы медицинской реабилитации, развитию и совершенствованию системы комплексной реабилитации инвалидов, созданию условий для социальной интеграции и обеспечения жизнедеятельности инвалидов [13].

В целом же система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов в Пермском крае является нетипичной для России. Она включает в себя организации государственных и негосударственных поставщиков реабилитационных услуг, которые реализуют мероприятия по реабилитации инвалидов, детей-инвалидов в рамках десяти реабилитационных программ. При этом периодичность, количество и содержание услуг определяются возрастом инвалида, зависят от нозологии и группы инвалидности. Реабилитационные услуги предоставляются в условиях дневного или временного пребывания, что определяется возможностями реабилитационной организации. В соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реаби-

литации и абилитации инвалиду или ребенку-инвалиду выдаются направления или сертификаты на реабилитацию. Направления действуют для государственных организаций, сертификаты же можно реализовать в негосударственных реабилитационных организациях Пермского края [14].

Специфику Пермской региональной системы комплексной реабилитации отражает ее уровневый характер. Так, первый уровень реабилитации (базовый) -это система реабилитационных организаций (отделений реабилитационных центров и учреждений стационарного социального обслуживания), организаций службы занятости населения, муниципальных организаций системы здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (адаптивного), а также коммерческих и некоммерческих организаций, в рамках которых происходит социальная адаптация и интеграция человека с инвалидностью по месту его проживания. Цель социальной реабилитации в организациях первого уровня - реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации по месту проживания инвалида, социальная поддержка инвалидов, в том числе детей-инвалидов, помощь в оборудовании жилых помещений, социальное сопровождение, оказание услуг по правовому и психологическому консультированию, социальное посредничество.

Цель организации медико-социальной реабилитации на втором (расширенном) уровне реабилитации - обеспечение условий для качественной, эффективной и своевременной медико-социальной реабилитации в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилита-ции (ИПРА). На данном уровне реабилитация проводится по направлениям и сертификатам, предполагает возможность получения реабилитационных услуг у любого поставщика реабилитационных услуг в пределах региона. Третий уровень реабилитации (комплексный) предполагает сочетание практических и научно-методических подходов в рамках одного реабилитационного пространства, т.е. осуществление углубленной социально-медицинской диагностики, разработка реабилитационных маршрутов и программ для реализации в реабилитационных организациях второго и первого уровней с последующим мониторингом. Курсы реабилитации в краевом центре могут быть как краткосрочные (до 21 дня), так и долгосрочные (до 3 месяцев) в зависимости от потребности человека в восстановлении нарушенных функций и имеющихся ограничений жизнедеятельности (ОЖД).

Данная структурно-функциональная модель комплексной реабилитации была оформлена в рамках реализованного в Пермском крае федерального пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и аби-литации инвалидов, детей-инвалидов в 2017-2018 гг. [15]. Ее развитие наблюдается и сегодня: отрабатываются методологические подходы и принципы деятельности, совершенствуются механизмы функционирования (рис. 1).

Здравоохранение

Трудоустройство и социальная занятость

Сопровождаемое проживание

Адаптивная физическая культура и спорт

Культурные мероприятия

1 уровень реабилитации (базовый)

Реализация мероприятий ИПРА по месту жительства инвалида. Обеспечение условий для социальной интеграции и адаптации инвалидов, детей-инвалидов.

Социальная поддержка инвалидов, в том числе детей-инвалидов, помощь в оборудовании жилых помещений, социальное сопровождение, оказание услуг по правовому и психологическому консультированию, социальное посредничество при решении проблем инвалидов с семьёй, имеющих детей-инвалидов. Организация взаимодействия государственных и негосударственных организаций.

ОТ

СО

Отделения медико-социальной реабилитации

Центров реабилитации

Отделения медико-социальной реабилитации учреждений стационарного социального обслуживания

Социально-функциональные характеристики реабилитантов: - стойкая инвалидность -2,3 группа инвалидности -1, 2 степень ОЖД

. У

Отделения медико-социальной реабилитации

Центров реабилитации

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

2 уровень реабилитации (расширенный)

Реабилитация в специализированных реабилитационных организациях.

Реализации мероприятий по качественной, эффективной и своевременной медико-социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в соответствии с рекомендациями ИПРА с применением необходимого реабилитационного оборудования и реабилитационных технологий.

Государственные и негосударственные поставщики услуг по медико-социальной

реабилитации инвалидам, детям инвалидам

Социально-функциональные характеристики реабилитантов: -первичная и повторная инвалидность

- 2 группа инвалидности

- 2,3 степень ОЖД

3 уровень реабилитации (комплексный)

Учреждение реабилитации краевого уровня.

Экспертно-реабилитационная диагностика. Разработка реабилитационного маршрута и мониторинг его реализации. Реализация мероприятий качественной, эффективной и своевременной комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с использованием современного высокотехнологичного реабилитационного оборудования и технологий.

Научно-методическое сопровождение процесса комплексной реабилитации и оказания услуг ранней помощи; научно-методическое сопровождение формирования системы комплексной реабилитации и абилитации, межведомственного взаимодействия.

Научно-практический многопрофильный центр комплексной реабилитации

инвалидов Пермского края

Социально-функциональные характеристики реабилитантов: -первичная инвалидность -1 группа инвалидности - 3 степень ОЖД

О О

Ш сг

_с ф

о

N3 О N3

Рис. 1. Трехуровневая система комплексной реабилитации в Пермском крае

В Свердловской области, которая в 2017-2018 гг. также была участницей пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, система комплексной реабилитации инвалидов выстроена более традиционно.

Первый (территориальный) уровень системы социальной реабилитации и абилитации инвалидов включает все реабилитационные организации социальной защиты населения Свердловской области, негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, приближенные к месту жительства инвалидов, где им предоставляют реабилитационные (абилитационные) услуги по поддержке при включении в жизнь сообществ, в общественную и гражданскую жизнь, в процессах получения образования, трудоустройства или социальной занятости, получении социально-психологических услуг, направленных на профилактику социальных деприва-ций, участие в мероприятиях социокультурной реабилитации.

Второй (окружной) уровень системы социальной реабилитации и абили-тации инвалидов образуют реабилитационные организации сферы социальной защиты населения, негосударственные реабилитационные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, цель которых - предоставление реабилитационных (абилитационных) услуг инвалидам, проживающим на территории управленческого округа, которые функционируют в рамках расширенной или комплексной модели реабилитационного центра и обеспечивают формирование и/или восстановление у инвалидов (детей-инвалидов) навыков выполнения общих задач и требований, общения, мобильности и самообслуживания, навыков бытовой жизни и взаимодействия с людьми. Данный уровень собственно и предполагает реализацию основных реабилитационных мероприятий, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов.

Третий (региональный) уровень системы социальной реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области должен быть представлен многопрофильными реабилитационными центрами комплексной модели, в том числе негосударственными и социально ориентированными некоммерческими организациями, целевая группа которых - дети-инвалиды и инвалиды преимущественно трудоспособного возраста, проживающие на территории Свердловской области, которые, помимо прочего, должны готовить рекомендации по выполнению реабилитационных мероприятий лицам с инвалидностью, получавшим услуги в организациях территориального и окружного уровня, а также обеспечивают информационно-методическое сопровождение деятельности данных организаций [16, с. 206-211].

Комплексный подход в реабилитации в целом реализуется сегодня на макро-, мезо- и микроуровнях. Так, в стадии рассмотрения и обсуждения находятся поправки в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации». Нормы действующего закона будут дополнены положениями, закрепляющими и объясняющими понятия комплексной реабилитации инвалидов, системы комплексной реабилитации, комплексной реабилитационной услуги. Минтрудом РФ разработана и подготовлена для принятия концепция развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, сопровождения при организации их жизнеустройства на период до 2025 г. Цель концепции - определение приоритетных направлений и практических инструментов для развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и сопровождения при организации их жизнеустройства [17]. В современных условиях происходит формирование единого реабилитационного пространства Российской Федерации и нормативные документы являются его правовой основой.

На мезоуровне система комплексной реабилитации инвалидов развивается в рамках следующих направлений: профилактика инвалидности и развитие служб ранней помощи, развитие системы медико-социальной реабилитации, обеспечение занятости человека с инвалидностью и развитие технологий социального сопровождения (сопровождаемой занятости, сопровождаемого проживания).

Формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов в Пермском крае происходило постепенно. Ее развитию способствовали реализованные в регионе пилотные проекты по медицинской реабилитации, формированию системы комплексной реабилитации, а также международные образовательные проекты, касающиеся вопросов реабилитации, которые позволили сформулировать руководящие принципы системы комплексной реабилитации и которые могут быть реализованы на всех уровнях:

1. Использование биопсихосоциального подхода в реабилитации как основополагающего для всей реабилитационной деятельности.

2. Использование методологии международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья на макро-, мезо- и микроуровнях реабилитации.

3. Клиентоориентированность и индивидуальный подход к получателям реабилитационных услуг, ориентация на способности и возможности человека и ресурсы его окружения, а не на ограничения и барьеры, начиная с процесса постановки реабилитационных целей и заканчивая реализацией реабилитационного маршрута по месту жительства.

4. Повсеместное внедрение в практику мультидисциплинарного, междисциплинарного подхода к организации предоставления реабилитационных услуг.

5. Партнерство, межведомственное и межсекторное взаимодействие: вовлечение клиентов, пациентских сообществ, некоммерческих организаций инвалидов в процесс социальной реабилитации и интеграции людей с инвалидностью.

6. Компетентностный подход, совершенствование профессиональных качеств специалистов.

7. Формирование и развитие системы реабилитации по месту жительства инвалида.

Механизмом функционирования системы комплексной реабилитации и абилитации на мезоуровне должны стать правовые акты, регулирующие вопросы межведомственного взаимодействия, предметом - межведомственное и межсекторное взаимодействие по вопросам комплексной реабилитации инвалидов в процессе реализации ими мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации [15]. Формирование механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов в Пермском крае активно начало осуществляется в рамках реализации пилотного проекта в 2017-2018 гг., однако ввиду правовых и системных барьеров деятельность актуальна и в настоящее время. Межведомственное взаимодействие в системе комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, понимается нами как процесс обмена информацией и документами, в том числе в электронном виде, между исполнительными органами государственной власти и реабилитационными организациями по вопросам реализации на территории Пермского края мероприятий ранней помощи и индивидуальной программы реабилитации и абили-тации. Процесс формирования единого информационного реабилитационного пространства по вопросам реабилитации начался в 2017 г. В 2018 г. была создана Единая интегрированная система (ЕИС) информационного взаимодействия в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Пермском крае [18], которая в 2020 г. была легитимиризована, в настоящее время адаптируется к организационно-правовым условиям региона (рис. 2).

Эта система стала первым в России инструментом обмена информацией и мониторинга процесса реализации инвалидом мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации, однако из-за различной ведомственной подчиненности реабилитационных организаций, их принадлежности разным уровням (федеральный, региональный, муниципальный), различной организационно-правовой формы требуется совершенствование механизмов правового регулирования данного процесса, обеспечение функциональности созданной системы.

Для обеспечения эффективного функционирования системы комплексной реабилитации людей с инвалидностью необходимо наличие единого методологического инструмента. Согласно мировым стандартам, определяемым Всемирной организацией здравоохранения, единую концепцию социальной реабилитации и понимания принципов формирования реабилитационных программ представляет собой международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, которая содержит в себе разделы,

описывающие все основные сферы функционирования и жизнедеятельности человека, а также окружающей его среды, характеристики каждого раздела и инструменты оценки степени выраженности имеющихся нарушений или ограничений. Если определять ведущие ограничения согласно концепции международной классификации функционирования, то можно выделить основные виды активности (мобильность, самообслуживание, коммуникация) и участия (социальные взаимодействия, социальная и трудовая активность), ограничение которых приводит к формированию инвалидности. Каждый параметр активности и участия формирует определенные функции и структуры организма и их нарушения [19]. Таким образом, используя международную классификацию функционирования в качестве единого методологического инструмента, мы имеем возможность оценить реабилитационные возможности территорий и составить ее реабилитационный паспорт (мезоуровень), сформировать стандартизированные реабилитационные программы на основе имеющихся потребностей в реабилитации, которые определяются нарушениями тех или иных сфер функционирования человека (микроуровень, уровень реабилитационной организации и отдельного человека с инвалидностью).

Рис. 2. Система межведомственного взаимодействия в Пермском крае с использованием механизма ЕИС «Реабилитация» с интеграцией с Федеральным реестром инвалидов (ФРИ) (координатор - краевой ресурсно-методический центр ГБУ ПК «Центр комплексной

реабилитации инвалидов»)

С 2017 г. в Пермском крае в соответствии с требованиями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проводится оценка степе-

ни удовлетворенности системой комплексной реабилитации и абилитации инвалидов [20]. Данные опроса получателей реабилитационных услуг за 20192020 г. (Ы = 7461) показали, что 90,9 % опрошенных получают реабилитационные услуги там, где хотели. Выбор реабилитационного учреждения 62,6 % объяснили близостью к дому, 70,8 % - тем, что по их информации данное учреждение имеет хорошую реабилитационную базу с точки зрения наличия передового реабилитационного оборудования, 76 % - тем, что по их информации в данной организации услуги оказывают высокопрофессиональные специалисты по реабилитации; 79 % респондентов обращаются в учреждение повторно, ориентируясь на свой предыдущий опыт.

Большинство (91,9 %) респондентов удовлетворены организацией процесса получения реабилитационных услуг, они отметили, что при выдаче индивидуальной программы реабилитации и абилитации в бюро медико-социальной экспертизы и в территориальном управлении министерства социального развития Пермского края им предоставили необходимую информацию, касающуюся процесса реабилитации. Однако 57,9 % респондентов отметили транспортную недоступность реабилитационных организаций, высказали опасения о возможных транспортных барьерах.

Половина опрошенных на «хорошо» оценили процесс получения реабилитационных услуг в медицинских стационарах, столько же на «хорошо» -получение амбулаторных услуг по медицинской реабилитации в поликлиниках по месту жительства, на «отлично» - 16 и 15 % опрошенных соответственно.

В части социальной реабилитации 45 % респондентов оценили процесс получения услуг в реабилитационных организациях для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на «хорошо», 46 % - на «отлично». Из общего числа получавших реабилитационные услуги взрослых на «хорошо» оценили реабилитационные организации 49 %, на отлично - 34 %.

К сожалению, большинство респондентов отметили, что не обращались для получения реабилитационных услуг в организации сферы физкультуры и спорта, организации сферы культуры и образования, некоммерческие организации для детей и взрослых с инвалидностью. Это свидетельствует о необходимости повышения доступности данных организаций, необходимости информирования инвалидов и родителей детей-инвалидов о реабилитационных возможностях.

Среди опрошенных 55 % полностью удовлетворены качеством предоставленных реабилитационных мероприятий, 39 % скорее удовлетворены, чем

1 Среди опрошенных 416 чел. (55,8 %) - родители детей-инвалидов; 290 чел. (38,9 %) -инвалиды, среди которых 33 % - с первой группой инвалидности, 46,6 % - со второй, 23 % -с третьей группой; 40 чел. (5,4 %) - родственники людей с инвалидностью. Опрос проводится на базе территориальных управлений министерства социального развития Пермского края с августа 2019 г. по март 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нет, 5 % не удовлетворены, следовательно, необходимо глубже исследовать причины неудовлетворенности качеством реабилитационных услуг и принять меры по их повышению.

Г.Н. Пономаренко и О.Н. Владимирова отмечают, что комплексную реабилитацию и абилитацию сегодня отличают особые методологические подходы к ее организации:

а) проведение комплексной оценки (реабилитационной экспертной диагностики) нарушений функций и структур организма, затруднений в активности и участии, влияния барьеров и облегчающих факторов окружающей среды на жизнедеятельность индивидуума в разных сферах жизни;

б) комплексный подход при осуществлении реабилитационных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов;

в) участие в решении реабилитационных задач инвалидов на государственном уровне различных органов власти (в сфере охраны здоровья, социальной защиты населения, занятости, образования, физической культуры и спорта и др.);

г) особые технологии работы специалистов с инвалидами, которые носят комплексный междисциплинарный и даже межведомственный характер и требуют дополнительных профессиональных компетенций кадров [21].

Данная методология сегодня реализуется на микроуровне, в реализации комплексных реабилитационных услуг на уровне реабилитационных организаций [22]. Используя инструменты международной классификации функционирования, специалисты реабилитационных организаций применяют профили пациентов с различными нозологиями (например, для пациентов с черепно-мозговой травмой, с детским церебральным параличом, с последствиями инсульта, со спинномозговой травмой и др.), на основе утвержденных диагностических методик и оценочных шкал определяют степень нарушения функций человека, формулируют реабилитационные цели для человека и выстраивают процесс работы, применяют реабилитационные технологии в работе, проводят оценку эффективности проведенных реабилитационных мероприятий по итогам курса.

Таким образом, комплексная реабилитация инвалидов, детей-инвалидов развивается с использованием передовых российских и зарубежных подходов, для этого в Пермском регионе есть организационные, методологические, институциональные и правовые основы. Деятельность по комплексной реабилитации детей и взрослых с инвалидностью осуществляется как на базе реабилитационного центра, так и после того, как курс реабилитации в учреждении завершен, тем самым обеспечивается преемственность реабилитационных, адаптационных и интеграционных мероприятий. Перспективным направлением системы комплексной реабилитации является внедрение модели реабилитации по месту жительства людей с инвалидностью, выстраивание межведомственных связей, в том числе с использованием информационных систем и технологий.

Список литературы

1. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М., 2006. - 340 с.

2. Кирилюк О.М. Система реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Санкт-Петербург, 2007. - 22 с.

3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. - 1993. - Вып. 2. - С. 94-122.

4. Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 464-481.

5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - № 2. - С. 118-119.

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ; Хранитель, 2006. - 873 с.

7. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/020/ 174/1217/001 LAPIN.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

8. Комплексная реабилитация инвалидов / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В.Чешихина [и др.]; под ред. Т.В. Зозули. - М.: Академия, 2005. - 304 с.

9. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. - М., 2006. - 415 с.

10. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.

11. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/523/517/1217/ 005_Yarskaya-mirskaya.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

12. Jackson H. Approaches to Rehabilitation of People with Disabilities: A Review [Электронный ресурс]. - URL: https://www.semanticscholar.org/ pa-per/Approaches-to-Rehabilitation-of-People-with-A-Jackson/388de74f696c2e76c9b b8834a269a79ced40cb19 #citing-papers (accessed 20 December 2020).

13. Об утверждении Концепции мероприятий, направленных на развитие системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов на территории Пермского края на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]: постановление правительства Пермского края от 29 мая 2014 г. № 418-п // Архив документов правительства Пермского края. - URL: https://perm-gov.ru/doc/12468 (дата обращения: 20.12.2020).

14. Об утверждении порядков в сфере реабилитационных услуг: приказ м-ва социального развития Пермского края от 6 февраля 2015 г. № СЭД-33-01-03-31 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-прав. системы «Гарант». -URL: https://base. garant.ru/32716970/ (дата обращения: 20.12.2020).

15. Отчет о реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Пермском крае за 2017-2018 гг. / под ред. В.А. Бронникова; КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов». -Пермь, 2018. - 172 с.

16. Любушкина Т.Л., Онохова Т.С. Организационная модель системы социальной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области // Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»: материалы II науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Т.В. Рогачевой. - Екатеринбург, 2018. - С. 203-213.

17. Концептуальный подход к развитию в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов / Ж.В. Порохина, А.А. Ярков, Е.В. Морозова, Н.А. Баранник, И.Г. Новикова, О.Ю. Бутенко // Медико-социальные проблемы инвалидности. - 2020. - № 2. - С. 52-60.

18. О единой интегрированной системе информационного взаимодействия в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Пермском крае: постановление правительства Пермского края от 28 октября 2020 г. №826-п [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5900202010 290005 (дата обращения: 20.12.2020).

19. Бронников В.А., Григорьева М.И. Система комплексной реабилитации как основа восстановления функционирования для экономической независимости человека с инвалидностью // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: современные механизмы преодоления бедности: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. ученых, препод., спец., асп. / под ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2019. - С. 5-9.

20. Мониторинг развития системы комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов и детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. - URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/ 25/11 (дата обращения: 20.12.2020).

21. Пономаренко Г.Н., Владимирова О.Н. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов в Российской Федерации// Физическая и реабилитационная медицина. - 2019. - Т. 1, № 1. - С. 9-15.

22. Официальный сайт ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» [Электронный ресурс]. - URL: http://rehabperm.ru (дата обращения: 20.12.2020).

В.А. EpoHHurnoB, M.M. rpuropbeBa

References

1. Kholostova E.I., Dement'eva N.F. Sotsial'naia reabilitatsiia [Social reabilitation], Moscow, 2006, 340 p.

2. Kiriliuk O.M. Sistema reabilitatsii invalidov v Sankt-Peterburge: sotsiologicheskii analiz [The rehabilitation system for disabled people in St. Petersburg: Sociological analysis]. Abstract of PhD thesis. Saint Petersburg, 2007, 22 p.

3. Parsons T. The concept of society: The components and their interrelations (Russ. ed.: Parsons T. Poniatie obshchestva: komponenty i ikh vzaimootnosheniia. THESIS, 1993, iss. 2, pp. 94-122).

4. Parsons T. Functional measurement theory (Russ. ed.: Parsons T. Funktsional'naia teoriia izmereniia. Amerikanskaia sotsiologicheskaia mysl': Teksty. Moscow, Moscow State University, 1994, pp. 464-481).

5. Merton R. Social theory and social structure (Russ. ed.: Merton R. Sotsial'naia teoriia i sotsial'naia struktura. Sotsiologicheskie issledovaniia, 1992, no. 2, pp. 118-119.).

6. Merton R. Social theory and social structure (Russ. ed.: Merton R. Sotsial'naia teoriia i sotsial'naia struktura. Moscow, AST Moscow, Khranitel', Moscow, 2006, 873 p.).

7. Lapin N.I. Sotsiokul'turnyi podkhod i sotsietal'no-funktsional'nye [Sociocultur-al approach and social-functional structures]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/ da-ta/020/174/1217/001.LAPIN.pdf (accessed 12.20.2020).

8. Zozulia T.V., Svistunova E.G., Cheshikhina V.V. et al. Kompleks-naia reabilitatsiia invalidov [Comprehensive rehabilitation of disabled people]. Ed. T.V. Zozulia. Moscow, Akademiia, 2005, 304 p.

9. Khrapylina L.P. Reabilitatsiia invalidov [Rehabilitation of disabled people]. Moscow, 2006, 415 p.

10. Romanov P.V., Iarskaia-Smirnova E.R. Politika invalidnosti: sotsial'noe grazhdanstvo invalidov v sovremennoi Rossii [Disability policy: Social citizenship of disabled people in modern Russia]. Saratov, Nauchnaia kniga, 2006, 260 p.

11. Iarskaia-Smirnova E.R. Sotsial'noe konstruirovanie invalidnosti [Social construction of disability]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/523/517/1217/ 005_Yarskaya-mirskaya.pdf (accessed 12.20.2020).

12. Jackson H. Approaches to rehabilitation of people with disabilities: A review. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/ Approaches-to-Rehabilitation-of-People-with-A-Jackson/388de74f696c2e76c9bb8834a269a79ced40cb19#citing-papers (accessed 20.12.2020).

13. Ob utverzhdenii Kontseptsii meropriiatii, napravlennykh na razvitie sistemy profilaktiki invalidizatsii naseleniia i reabilitatsii invalidov na territorii Permskogo kraia na 2014-2016 gody [On approval of the Action Plan aimed to develop a system preventing disability of the population and fostering rehabilitation system of disabled people in the Perm region for 2014-2016]. Perm Goverenment

Resolution of May 29, 2014 no. 418-p. Available at: https://perm-gov.ru/doc/12468 (accessed 20.12.2020).

14. Ob utverzhdenii poriadkov v sfere reabilitatsionnykh uslug [On the approval of procedures in the field of rehabilitation services]. Order of the Social Development Ministry in Perm region of Feb. 6, 2015 no. SED-33-01-03-31. Available at: https://base.garant.ru/32716970/ (accessed 20.12.2020).

15. Otchet o realizatsii pilotnogo proekta po otrabotke podkhodov k formirovaniiu sistemy kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov, v tom chisle detei-invalidov, v Permskom krae za 2017-2018 gg [Report on the implementation of a pilot project to develop approaches to form a complex rehabilitation and habilitation system for people with disabilities, including disabled children, in the Perm region in 2017-2018]. Ed. V.A. Bronnikova. Perm, Centre for Complex Rehabilitation of Disabled People, 2018, 172 p.

16. Liubushkina T.L., Onokhova T.S. Organizatsionnaia model' sistemy sotsial'noi reabilitatsii i abilitatsii invalidov, v tom chisle detei-invalidov, v Sverdlovskoi oblasti [Organizational model of social rehabilitation and habilitation system of disabled people, including disabled children, in the Sverdlovsk region]. Ed. T.V. Rogacheva. Sistema kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov: opyt mezhvedomstvennogo vzaimodeistviia, innovatsii, tekhnologii. Proc. 2nd Int. Acad. Conf. (Yekaterinburg, Oct. 5-6, 2018). Yekaterinburg, 2018, pp. 203-213.

17. Porokhina Zh.V., Iarkov A.A., Morozova E.V., Barannik N.A., Novikova I.G., Butenko O.Iu. Kontseptual'nyi podkhod k razvitiiu v Rossiiskoi Federatsii sistemy kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov [Conceptual approach to the development of a comprehensive rehabilitation and habilitation system for the disabled in the Russian Federation].Mediko-sotsial'nyeproblemy invalidnosti, 2020, no. 2, pp. 52-60.

18. O edinoi integrirovannoi sisteme informatsionnogo vzaimodeistviia v sfere kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov v Permskom krae [On a single integrated system of information interaction in the field of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people in the Perm Territory]. Resolution of the Perm Territory Government of Oct. 28, 2020 no. 826-p. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Doc-ument/View/5900202010290005 (accessed 20.12.2020).

19. Bronnikov V.A., Grigor'eva M.I. Sistema kompleksnoi reabilitatsii kak osnova vosstanovleniia funktsionirovaniia dlia ekonomicheskoi nezavisimosti cheloveka s invalidnost'iu [Comprehensive rehabilitation system as the basis for the restoration of functioning for the economic independence of a person with disabilities]. Eds. Z.P. Zamaraeva, M.I. Grigor'eva. Sotsial'naia bezopasnost' i zashchita cheloveka v usloviiakh novoi obshchestvennoi real'nosti: sovremennye mekhanizmy preodoleniia bednosti. Proc. 11th Int. Acad. Conf. (Perm, Dec. 23, 2019). Perm, 2019, pp. 5-9.

20. Monitoring razvitiia sistemy kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov i detei-invalidov v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii [Monitoring development of the complex rehabilitation and habilitation system for disabled people and disabled chil-

dren in the members of the Russian Federation], Available at: https://mintrud.gov.ru/ ministry/programms/25/11 (accessed 12.20.2020).

21. Ponomarenko G.N., Vladimirova O.N. Kompleksnaia reabilitatsiia i abilitatsiia invalidov v Rossiiskoi Federatsii [Complex rehabilitation and habilitation of disabled people in the Russian Federation]. Fizicheskaia i reabilitatsionnaia meditsina, 2019, vol. 1, no. 1, pp. 9-15.

22. Tsentr kompleksnoi reabilitatsii invalidov [Center for the Complex Rehabilitation of the Disabled people]. Available at: http://rehabperm.ru (accessed 12.20.2020).

Оригинальность 75 %

Получено 30.12.2020 Принято 11.01.2021 Опубликовано 31.03.2021 V.A. Bronnikov, M.I. Grigoreva

REHABILITATION SYSTEM FOR PERSONS WITH DISABILITIES: SOCIOLOGICAL ANALYSIS (THE CASE OF THE PERM KRAI)

Until recently, the formation of a regional policy for people with disabilities in Russia was carried out exclusively at the federal level. Currently, more and more powers are being transferred to the regional level, which requires the formation of their own territorial approaches.

From the standpoint of modern theoretical and methodological approaches, primarily in sociology, the article discovers the current situation in the field of rehabilitation and habilitation of people with disabilities. The source of research data is the Perm Regional Center for Complex Rehabilitation of Disabled People. The approach taken features dynamism, the formation of a scientific basis for the process and its comprehensive sociological analysis. The system of rehabilitation of people with disabilities in the region is characterized as a set of elements of organizational, legal, social, medical, financial and economic, informational, psychological, pedagogical, institutional and functional nature, aimed at creating opportunities for the realization of their individual needs. The formation and development of a complex rehabilitation system is currently taking place at the federal, regional and local levels. At the federal level, organizational, legal and methodological foundations are laid, information support is provided. The regional level is represented by the development of the system, taking into account the regional specifics. At the same time, the relationship between the federal and regional levels in this area is shown. The article does not analyze the issues related to the development of rehabilitation at the municipal level, this being a separate research focus. That said, the promising avenues in improvements of a complex rehabilitation system are increasing availability of rehabilitation services and a rate of satisfaction of the disabled with rehabilitation services, the formation of a municipal rehabilitation space.

Keywords: disabled people, rehabilitation, complex rehabilitation, system of complex rehabilitation, formation of a complex rehabilitation system.

Vladimir A. Bronnikov - Doctor of Medicine, Director of the Center for Comprehensive Rehabilitation of Disabled People; Professor, Department of Social Work and Conflictology, Perm State National Research University, e-mail: info@rehabperm.ru.

Milana I. Grigorieva - Senior Lecturer, Department of Social Work and Conflictology, Perm State National Research University, e-mail: milanagrekhova@list.ru.

Received 30.12.2020 Accepted 11.01.2021 Published 31.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.