Социальная педагогика
УДК 37.013.42
Социальная политика как жизнедеятельностное пространство социальной педагогики
Social policy as the life activity sphere of a social pedagogy
Гайсина Г.И., Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,
Gaysina G., Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla, [email protected] DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.025
Ключевые слова: социальная политика, семейная политика, социальная педагогика, неблагополучная семья, социальная реабилитация.
Keywords: social policy, family policy, social pedagogy, dysfunctional family, social rehabilitation.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена социальным заказом на активизацию всех субъектов реализации государственной семейной политики в интересах поддержки и защиты семьи. Цель статьи заключается в обосновании места и роли социальной педагогики как научной теории и практики в реализации семейной политики. В основу исследования положен социально-педагогический подход как методологический принцип исследования проблем в системе «социальная среда - ребенок». Ведущими методами исследования являются анализ научной литературы, изучение и обобщение современного социально-педагогического опыта, включенное наблюдение. Определено понятие жизнедеятельностного пространства семейной политики, вскрыто его социально-педагогическое наполнение в аспекте теории и практики социальной педагогики. Выделены актуальные социально-педагогические проблемы российского общества и проблемное поле педагогических исследований. Обоснована идея о социальной реабилитации семей группы риска как важнейшем направлении в решении задач семейной политики. На основе анализа опыта регионов России по профилактике семейного и детского неблагополучия, социальной реабилитации семей выявлены принципы, содержание и инновационные технологии социально-педагогической деятельности. Доказано, что социальная педагогика способствует укреплению научной базы современной семейной политики, обеспечивает необходимую педагогическую компоненту в решении проблем семьи и детства. Статья адресована исследователям и специалистам-практикам в области социальной педагогики и социальной работы.
Abstract. Relevance of the article is determined by the social order to stir up all state family policy subjects for family support and protection. The article aims at the substantiation ofplace and role of a social pedagogy as a sphere of knowledge and sphere of practice in the state family police implementation. The analysis is based on a socio-pedagogical approach as a methodological research principle in the system «family - child». The key research methods are analysis of literary resources, learning of best socio-pedagogical practices, involved observation. Life-activity sphere of family policy is defined, its theoretical and practical socio-pedagogical content is substantiated. The actual socio-pedagogical problems of the Russian society and problematic pedagogical research field were determined. The social rehabilitation of dysfunctional families as the most important direction in solving problems of family policy is justified. Based on the analysis of regional experience in prevention offamily and children's problems as well as social rehabilitation, the principles, content and innovative technologies of socio-pedagogical activity are revealed. It was proved that the social pedagogy is contributing to the scientific base of modern family policy strengthening, providing the necessary pedagogical component in solving the problems of family and childhood. The article is intended for researchers and employees in the field of social pedagogy and social work.
Введение. В последние годы отмечается пристальное внимание российского государства и общества к положению, проблемам семьи и детства, перспективам развития демографической
ситуации в стране. В данном аспекте реализация глубоко и детально продуманной, научно обоснованной государственной семейной политики признается важнейшим условием
решения целого комплекса социальных проблем, равно как благополучного функционирования и развития современной семьи.
Современная государственная семейная политика в России - это самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства по укреплению и развитию самого института семьи. Реализуемая на федеральном, региональном и муниципальном уровнях она включает в себя систему принципов, направлений, задач и приоритетных мер по поддержке и защите семьи, сохранению традиционных семейных ценностей, повышению роли семьи и авторитета родительства, профилактике и преодолению семейного неблагополучия, улучшению условий и качества жизни семей. Вместе с тем справедливо будет отметить, что достижение каких-либо целей семейной политики без их координации с другими целевыми направлениями невозможно, так как все функции семьи реализуются под воздействием экономической и социальной политики.
Актуальные проблемы семьи и детства, задачи и меры по их решению, ведущие идеи государственной семейной политики нашли отражение в Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы, Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, а также Распоряжении Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» [1;3;12].
Острые социально-педагогические проблемы современного российского общества
центрированы в области защиты их прав и интересов, удовлетворения жизненно важных потребностей многих категорий детей, а также в сфере семейного неблагополучия [7]. Так, в 2018 году в отношении несовершеннолетних со стороны родителей и лиц, их заменяющих, совершено 52780 преступлений; возбуждено 1579 уголовных дел за жестокое обращение с детьми; лишены родительских прав 5154 лица; за неисполнение обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности было привлечено 454,6 тыс. лиц [1].
В числе актуальных и требующих конструктивного и более эффективного решения проблем семьи и детства в государственных документах отмечены:
- распространенность семейного неблагополучия;
- правонарушения в отношении детей в семье, жестокое обращение с детьми;
- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей;
- низкая эффективность профилактической и социально-реабилитационной работы с неблагополучными семьями и детьми;
- распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
- социальная исключенность уязвимых категорий детей;
- отклоняющееся поведение детей, подростков и молодежи.
Очевидно, что решение указанных проблем, а вслед за ними, и задач семейной политики по обеспечению эффективной профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной помощи семье, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в семье, требует дальнейших научно обоснованных и согласованных практических действий и мероприятий, опору на имеющийся в стране положительный опыт, а также инновационные социально-педагогические практики.
Вместе с тем разработка программ и планов мероприятий по их решению предполагают организацию соответствующего научного сопровождения, проведение не только прикладных, но и теоретических исследований, которые могут заложить основы для планирования и создания научного задела в области семейной политики. В последние годы в научных журналах опубликован ряд статей, посвященных: анализу современного состояния и перспектив развития семейной политики (Комов А.Ю., Чернова Ж.В. и Зеликова Ю.А., Зубарева О.Г.); семье как объекту семейной политики (Иванова А.А., Мустаева Ф.А., Чернова Ж.В., Касьянова П.И.); экономическому,
социологическому (Валиахметов Р.М.), тендерному (Чернова Ж.В.), аксиологическому (Волжина О.И. и Выборнова В.В., Горбунова Е.В.), социокультурному (Лексин В.Н.) анализу семейной политики в ее региональном (Тюменцева Г.И., Власюк И.В.) и муниципальном (Панькова Е.Г., Палибина А.С., Соловьева Т.В.) аспектах, в аспекте брачно-семейных отношений (Гурко Т.А.); проблемам реализации семейной политики и путям их решения (Беликова М., Печерская Н.В., Кузин СИ. и Кучмаева О.В., Стеценко В.В. и Мюрещенко Н.В.); критериям и
оценкам эффективности (Зорина Е.В., Кузьмина К.А., Кучмаева О.В.) и т.д. Вместе с тем мы отмечаем, что социально-педагогический аспект в исследовательском поле реализации семейной политики не столь широко представлен в научных изданиях, в то время как именно он обеспечивает необходимую педагогическую компоненту при принятии конкретных решений в социальной политике по проблемам семьи и детства.
Методология и методы исследования. Семейная политика является
жизнедеятельностным пространством ряда наук, специализирующихся на человеке и его жизнедеятельности в обществе, в числе которых особое место принадлежит социальной педагогике как отрасли научно-педагогического знания и области практической деятельности. Семья как приоритетная сфера и субъект социальных отношений, всей жизнедеятельности людей представляет собой достаточно обширную и многослойную сферу влияния социальной педагогики как теории и практики. Именно этот факт позволяет нам определить семейную политику как жизнедеятельное пространство социальной педагогики, ее функциональное проблемное поле.
В нашем понимании жизнедеятельностное пространство социальной педагогики - это сфера проявления теории и практики социальной педагогики, реализации и воздействия социально-педагогических механизмов и факторов на социальное развитие различных групп населения. В рамках обсуждаемой темы
жизнедеятельностное пространство социальной педагогики, охватывающее области реализации семейной политики, функционирует как на федеральном, региональном, муниципальном, так и на институциональном и межведомственном уровнях. Функционирование социальной педагогики в данном современном пространстве осуществляется в соответствии с ее научными принципами и методами. В связи с этим очертим научно-теоретическую компоненту ее функционирования.
Сложившаяся в стране социально-политическая ситуация на рубеже ХХ-ХХ1 вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человекознания. В современных условиях значимость социальной педагогики определяется, с одной стороны, социальной потребностью в гуманизации отношений динамично развивающегося общества и личности; с другой - универсальной значимостью социально-педагогических знаний в научно-педагогическом обеспечении развития
всех сфер социальной практики, в первую очередь, деятельности учреждений социальной сферы различной ведомственной
принадлежности, системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой и
многоплановым корпусом специалистов.
Теоретические позиции ученых в области социальной педагогики (Бочарова В.Г., Мустаева Ф.А., Мардахаев Л.В. и др.) основаны на результатах многолетних прикладных исследований, которые осуществляются в процессе социально-педагогической деятельности на базе учреждений различных ведомств в регионах России и направлены на разработку теоретических основ социальной педагогики как науки и сферы практической деятельности в различном социуме [9;10].
Социальная педагогика являет собой теоретическую основу достижения социального мира педагогическими средствами в условиях социальных конфликтов и напряженности. Тем самым мы подчеркиваем, что социально-педагогическая деятельность, как таковая, является социальной по своему существу и педагогической по технологическому, методическому ее обеспечению. С этих позиций социальная педагогика есть исходная теоретическая база для многих сфер практической социальной и педагогической работы.
Л.В. Мардахаев справедливо подчеркивает, что по своей сущности социальная педагогика представляет собой теорию и практику гармонизации взаимодействия ребенка и социальной среды, его подготовки к этому взаимодействию [5]. В данной сущности скрыта двойственная природа социальной педагогики. С одной стороны, она - часть педагогической науки, выросшая из педагогики и не утратившая с ней своих связей и исследующая социальные факторы личностного становления человека на этапе детства. С другой стороны, она - отрасль социальной науки, центрирующая свое внимание на особенностях процесса социализации взрослеющего человека в различных условиях социальной среды, его механизмах и факторах.
Современная отечественная социальная педагогика активно развивается как отрасль научно-педагогического знания. По мере оформления ведущих концепций социальной педагогики происходит усиление ее теоретико-методологической и методической базы, определение путей эффективного решения актуальных социально-педагогических проблем российского общества и, в первую очередь, проблем в сфере семьи и детства.
Исходя из ведущего теоретико-методологического положения о том, что процесс развития человека в социуме являет собой объект социальной педагогики, мы определяем в качестве ее цели повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Социальная педагогика как наука и практика, нацеленная на предотвращение социальной, личностной и нравственной деградации растущего человека в процессе его десоциализации, способствует решению злободневных социальных проблем его развития, а значит, и общества в целом [11].
Научные исследования в области социально-педагогических проблем опираются на теоретико-методологические подходы (системный, аксиологический, личностно-средовый,
личностно-деятельностный, субъектный,
проблемный, межведомственный и др.), дающие ученым и специалистам-практикам четкие принципы познания и преобразования социально-педагогической действительности, ориентиры, которые позволяют выявлять эффективные условия решения проблем целевых групп семей и детей в контексте взаимоотношений личности как с внутренней средой, так и внешними средами.
В совокупности методологических принципов исследования проблем семьи и детства значимое место призван занять и социально-педагогический подход. В нашем определении социально-педагогический подход как конкретно-научный принцип исследования проблем в системе «личность - социальная среда» представляет собой совокупность научно-теоретических положений и совокупность организационных мер, направленных на выявление характера и направленности воспитательного влияния социальной среды и усиление ее педагогического потенциала.
К ведущим положениям социально -педагогического подхода к исследованию насущных проблем реализации семейной политики в сфере профилактики и преодоления семейного неблагополучия мы относим:
- выявление и учет характера влияния десоциализирующих факторов семейного микросоциума на личностное и социальное развитие детей;
- учет существования определенной зависимости между характером внешних воздействий семейной среды и внутренними состояниями личности ребенка;
- признание того, что сознание личности формируется не столько под воздействием,
сколько при взаимодействии с окружающей средой и ее представителями;
- устранение причин, факторов и условий, препятствующих успешной социализации детей в микросоциуме;
- опора на идею субъектности процесса социализации и ресоциализации, значимости саморазвивающих усилий личности в данном процессе;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к семье при разработке программ профилактики (реабилитации, сопровождения);
- акцент на раннее выявление семейного неблагополучия, выявление семей на раннем этапе кризиса и др.
Реализация социально-педагогического
подхода как совокупности организационных мер по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи семье и детям, предполагает:
- сбор и глубокое изучение диагностической информации о проблемной семье, характере детско-родительских отношений, уровне воспитательного потенциала семьи;
- выявление социальных, психологических и педагогических проблем семьи и детей;
- планирование на комплексной и межведомственной основе деятельности по устранению причин и факторов, лежащих в основе проблем, а также оказанию профессиональной помощи в их решении, преодолении и минимизации негативных последствий;
- активное вовлечение семьи в диагностику собственных проблем, определение вместе со специалистами путей их решения, процесс реабилитации, ориентация на положительный результат;
- осуществление планомерной профилактической, коррекционно-реабилитационной, охранно-защитной или посреднической деятельности с детьми и родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи и достижения позитивных изменений в личностном и социальном развитии детей;
- привлечение воспитательных ресурсов социума.
Обозначенные выше положения
свидетельствуют о том, что социальная педагогика решает две основные группы задач: первая группа связана с развитием методологической и научно-теоретической базы самой социальной педагогики как науки; вторая -с исследованием практической (социально-педагогической) деятельности и обоснованием
путей ее совершенствования. Однако сегодня все активнее заявляет о себе как социально востребованная и значимая третья задача социальной педагогики - обоснование содержания профессионального образования и повышения квалификации социально-педагогических кадров (социальных педагогов, специалистов по социальной работе, специалистов по работе с семьей, специалистов органов опеки попечительства) и др. Как справедливо отметил И.А. Липский, в данном качественном состоянии социальная педагогика предстает как «образовательный комплекс» [4, с.305].
В рамках семейной политики как жизнедеятельностного пространства социальной педагогики нами выше были выделены социально-педагогические явления и проблемы, которые сегодня являются объектом научно -педагогических исследований, конкурсных проектов и программ, а также предметом профессиональных обсуждений и дискуссий. Современное исследовательское проблемное поле социальной педагогики достаточно широко и включает в себя как нерешенные, так и недостаточно глубоко исследованные проблемы в области социально-педагогической теории и практики. Среди них: социальное сиротство; социальная и правовая защита детей; профилактика семейного неблагополучия; десоциализирующее влияние неблагополучных семей; профилактика суицидального поведения детей и подростков; социальная дезадаптация семей и детей; социальные отклонения в поведении несовершеннолетних; аутоагрессивное поведение детей и подростков; социальная дезадаптация детей с ограниченными возможностями; жестокое обращение с детьми; сопровождение замещающих семей;
постинтернатная адаптация выпускников; подготовка учащейся молодежи к семейной жизни; приобщение молодежи к традиционным семейным ценностям и др. [2;6;8]. Выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация социально-педагогических условий, факторов, принципов, технологий и т.п. эффективного решения указанных проблем относятся к ее актуальным теоретическим задачам и тенденциям развития ее практики.
Указанные социально-педагогические
проблемы общества по своей сущности отличаются от чисто педагогических проблем, ибо заключаются в нарушенной социализации детей, затрагивают сферу отношений «ребенок и неблагополучная социальная (семейная) среда». Вместе с тем социально-педагогические
проблемы представляют собой отличительную разновидность социальных проблем, ибо они присущи значительной части общества, затрагивая проблемы особой ее части -несовершеннолетних.
Реализуя диагностическую, прогностическую и преобразующую функции, социальная педагогика решает задачи выявления и глубокого научного анализа актуальных социально-педагогических проблем; определения путей их конструктивного и наиболее эффективного решения; развития педагогического потенциала социума, разработки механизмов его реализации и условий его продуктивного использования. Диагностическая функция социальной педагогики заключается в глубоком изучении: личности и среды ее жизнедеятельности; характера и направленности социализирующих факторов; состояния и уровня решения проблем в сферах детско-родительских отношений, социализации детей группы социального риска или оказавшихся в трудной жизненной ситуации, защиты прав и интересов детей, эффективности используемых технологий работы.
Реализуя прогностическую функцию, социальная педагогика осуществляет
прогнозирование тенденций и возможных траекторий развития социально-педагогических явлений и проблем в ближайшей и отдаленной перспективе, особенно, при отсутствии должного к ним внимания.
Вместе с тем социальная педагогика как научная теория активно реализует преобразующую функцию, содействуя позитивному преобразованию социально-педагогической действительности, а также совершенствованию самой социально-педагогической деятельности в ее профилактическом, коррекционном,
реабилитационном, охранно-защитном и организационно-посредническом направлениях. Реализация данной важной функции науки сегодня находит выражение в повышении роли социальной педагогики в педагогическом обеспечении социальной практики.
Практика являет собой второе качественное состояние социальной педагогики. В данном аспекте целью социальной педагогики как практической области является гармонизация взаимодействия (взаимоотношений) человека и социума. Достижение этой цели обеспечивается решением различных задач, обусловленных спецификой такого взаимодействия:
профилактика, коррекция, реабилитация, сопровождение, поддержка, медиация, защита, просвещение, посредничество и др.
Если принципы и содержание семейной политики как стратегии в отношении улучшения качественного состояния семьи и детей представляет собой жизнедеятельностное пространство социальной педагогики как науки, то реализация семейной политики относится к области практической деятельности социальной педагогики. Указанная сфера социальной практики составляет ее функциональное проблемное практико-ориентированное поле.
Как любая другая отрасль научно-педагогического знания социальная педагогика вырабатывает свои, специфические
инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, влияния на ее развитие и совершенствование. Социальная педагогика относится к ряду наук, имеющих деятельностно-преобразующий характер и разрабатывающих способы влияния на социальные отношения, отрабатываемых на практике. В качестве такого деятельностного механизма выступает собственно социально-педагогическая
деятельность, имеющая свои сущностные и содержательные особенности, характерные для педагогики социальной как самостоятельной отрасли научного знания. Ее специфика заключается в том, что как область практической деятельности социальная педагогика
рассматривает личность в конкретной среде и ситуации. Она конкретизирует положения общей педагогики в личностно-средовом контексте, изучает человека в системе его социальных отношений и влияет на их гармонизацию (А.В. Мудрик).
По определению В.Г. Бочаровой [10, с.42], социально-педагогическая деятельность
представляет собой работу всех субъектов, оказывающих влияние на социальные отношения в различных сферах жизнедеятельности людей. Одной из основных сфер, являющихся одновременно сферами социально-
педагогического влияния и сопровождения, является семья как приоритетная сфера всей жизнедеятельности людей. Мы отмечаем, что в наши дни социальная педагогика как профессиональная социально-педагогическая деятельность активно участвует в реализации государственной семейной политики, реализуя ведущие теоретические положения и принципы работы с семьей по различным направлениям:
- превентивно-профилактический характер социально-педагогической поддержки,
ориентированной на все категории и контингенты семей и детей с целью возможно более раннего выявления неблагополучия;
- организация помощи, ориентированной на развитие внутренних ресурсов семьи, опора на собственную активность людей, участие в решении своих проблем совместно со специалистами;
- включение людей в процесс решения собственных проблем на принципах самопомощи как активных его субъектов; непримиримость ко всем формам проявления потребительской психологии;
- приоритет социально-педагогической работы с семьей, семейно-соседским сообществом;
- всемерное укрепление и восстановление возможностей семьи;
- опора на семью в работе со всеми контингентами населения, что способствует развитию духовно-нравственных отношений в социуме;
- развитие института социального партнерства при интеграции сил, ресурсов и возможностей различных государственных и негосударственных социальных институтов (особенно на муниципальном уровне, наиболее приближенным к семье, личности);
- повышение психологической и социально-педагогической компетентности всех категорий специалистов по работе с семьей и детьми.
Так, направление «Профилактика жестокого обращения с детьми» реализуется в рамках проведения практических мероприятий по профилактике и защите детей от жестокого обращения ресурсами социальных служб и учреждений, активному внедрению технологии работы со случаем жестокого обращения с ребенком. При этом оправдала себя работа по усилению внимания на развитие профилактической комплексной работы, раннему выявлению возможного проявления жестокости и насилия в семьях.
Мероприятия, проводимые по направлению «Профилактика социального сиротства детей», базируются на социально-педагогических принципах и направлены на предупреждение детского и семейного неблагополучия, сокращение числа лишений родительских прав, противодействие жестокому обращению с детьми и повышение ответственности родителей за жизнь, здоровье и развитие детей, их воспитание.
Крайне важной для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства является в наши дни деятельность специалистов по работе с семьей в рамках служб сопровождения, центров оказания медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи семьей и детям, создаваемых на
межведомственной основе. Содержание деятельности этих служб определяется в каждом конкретном случае индивидуальной программой сопровождения и социальной реабилитации, которая является комплексной и учитывает индивидуальные особенности семьи, что соответствует задачам и принципам семейной политики. Все чаще и активнее применяются в регионах страны технологии раннего выявления семейного неблагополучия. По-прежнему высока актуальность и эффективность служб экстренного реагирования (мобильных бригад), которые оказывают экстренную психологическую, правовую, социальную и педагогическую помощь семье и детям.
Результаты исследования. Изучение и обобщение результатов исследований, а также практического опыта регионов страны в проблемном поле восстановления и развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении, позволили сделать выводы о смене траектории научного поиска и практики в сторону такого направления социально-педагогической деятельности, как реабилитационная работа с кровными семьями и детьми с целью сохранения их друг для друга.
Работа с детьми, оказавшихся в сложной социальной или трудной жизненной ситуации, имеющими серьезные нарушения в поведении и признаки десоциализации, особо нуждается в разработке и применении адекватных психологических и социально-педагогических методов, методик и технологий, дающих положительный эффект в их социальной реабилитации, психическом и нравственном развитии. Следует отметить, что система комплексной социальной реабилитации кровной семьи ребенка, а также детей группы социального риска находится в нашей стране на этапе своего формирования и институализации. Однако в свете последних правительственных документов перед ней поставлен ряд задач в русле реализации государственной семейной политики,
обеспечения жизненно важных интересов детей.
Процесс социальной реабилитации неблагополучных семей с целью сохранения ее для ребенка и ребенка для семьи предусматривает комплексное воздействие:
- на самих родителей, чье отклоняющееся поведение «питает» неблагополучную внутрисемейную микросоциальную среду (ресоциализация, повышение воспитательного потенциала семьи, психолого-педагогическое и правовое сопровождение);
- на самого ребенка, находящегося под десоциализирующим влиянием как родителей,
так и внутрисемейной микросреды (ресоциализация, социальное воспитание и обучение, психолого-педагогическое
сопровождение, поддержка, коррекционная работа);
- на характер детско-родительских отношений и взаимодействий как внутри, так вне семьи (сопровождение жизнедеятельности семьи).
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная реабилитация ребенка -мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. Конкретизируя данное определение, можно добавить, что это процесс восстановления утраченных или нарушенных социальных навыков, социально значимых личностных качеств, являющихся условиями успешного развития ребенка, а также его включения в систему новых социальных отношений, способствующих формированию позитивных жизненных ценностей, планов и устремлений.
Социальная реабилитация является ответом на факт социальной дезадаптации ребенка, источником которой, как правило, бывает трудная жизненная ситуация. Главной причиной социальной дезадаптации ребенка в социальной педагогике признано нарушение или кризисное состояние естественной для нормального личностного роста и воспитания ребенка среды -семейных отношений, семейного благополучия, ввиду невозможности или нежелания родителей, как по объективным, так и субъективным причинам, выполнять свои родительские обязанности, удовлетворяя жизненно важные потребности их ребенка.
Принцип сохранения ребенка в семье и семьи для ребенка, вошедший в перечень основополагающих принципов семейной политики последних лет, напрямую связан с практикой социально-реабилитационной работы с детьми из семей социального риска, а также их родителями. Вместе с тем справедливо будет отметить, что социальная реабилитация является одним из сложных видов профессиональной деятельности, требующих достаточного уровня профессиональной компетентности
специалистов, владения психолого-
педагогическими и социально-педагогическими знаниями и умениями, современными технологиями реабилитации кровной семьи ребенка и детей в социальной кризисной ситуации, наличия профессионально значимых личностных качеств специалиста.
Анализ социально-педагогической практики показывает, что в субъектах Российской Федерации населению предоставляются новые реабилитационные услуги, такие как содействие в восстановлении эффективного
функционирования семьи; участковая социальная служба; социальная гостиница; кризисный центр; служба примирения (медиации), способствующая разрешению конфликтных ситуаций и использующая технологии «Восстановительная медиация», «Семейная медиация», «Круги сообщества», «Развивающий диалог» и др. для активизации внутреннего потенциала членов семьи. При этом, как отмечают специалисты, эффективность реабилитационных программ и технологий значительно возрастает при участии всех членов семьи - родителей, детей, ближайших родственников, так как результат социальной реабилитации семьи предполагает позитивные изменения семейной ситуации в целом.
В рамках реализации государственных программ и планов мероприятий по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, ранней профилактики детского и семейного неблагополучия, реабилитации кровной семьи ребенка отмечается активное применение как положительно зарекомендовавших себя на практике, так и поисковых инновационных социальных и социально-педагогических технологий, носящих семейно-ориентированный характер [6;8;9]. Как отмечено в Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год [1], формирование межведомственного партнерства учреждений социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, правоохранительных органов и общественных организаций, а также включение в работу взаимодействия родителей и детей с целью восстановления между ними конструктивных детско-родительских отношений позволяет добиваться позитивных результатов.
Обобщенный анализ ежегодных докладов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также сборников лучших конкурсных программ и проектов Фонда за последние годы позволил представить перечень апробированных в практике технологий работы с семьями и детьми, нуждающихся в профессиональной поддержке, сопровождении, реабилитации и эффективно внедряемых в регионах страны: «Профилактика отказов от новорожденных», «Раннее выявление семейного неблагополучия», «Раннее выявление случаев
нарушения прав ребенка», «Работа со случаем нарушения прав ребенка», «Работа со случаем жестокого обращения с ребенком», «Раннее вмешательство в кризисную ситуацию в семье», «Сопровождение замещающей семьи», «Сеть социальных контактов», «Реабилитация кровной семьи ребенка», «Реабилитация детей, пострадавших от домашнего насилия», «Сетевая семейная терапия», «Служба примирения», «Супервизия как инструмент обеспечения качества услуг в сфере защиты детства», «Интенсивная семейная терапия на дому», «Активная поддержка родителей», «Организация работы междисциплинарной команды специалистов со случаем нарушения прав ребенка», «Социальный контракт», «Детский адвокат», «Родительская приемная»,
«Социальный тьютер», «Социальный автобус» и другие.
Для сельской местности при отсутствии социально-реабилитационной инфраструктуры, крайне важными и эффективными показали себя следующие технологии и формы социальной реабилитации:
- мобильные команды специалистов, которые оказывают разного вида консультации, проводят социально-педагогическую диагностику, отслеживают динамику изменений в семье с ребенком, обеспечивают социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи;
- мобильные или передвижные специализированные кабинеты (например, консультативно-реабилитационная комната или лекотека);
- привлечение для работы с семьями и детьми в качестве волонтеров других, благополучных семей в данной местности;
- создание семейного клуба для социально неблагополучных семей с целью формирования среды позитивного общения, оказания психологической, педагогической и другой помощи.
К значимой коррекционно-реабилитационной и профилактической деятельности с неблагополучными семьями в условиях сельской местности авторы социальных проектов относят клубную рекреационную деятельность, активные занятия спортом, танцами, туризмом, творческие занятия рукоделием, живописью, кружки по интересам, ориентированные на совместное участие всех членов семьи. Очевидно, что при всем мощном восстановительном потенциале отмеченных технологий и форм работы со сложной в социальном плане категорией семей деятельность по их разработке и реализации является весьма трудоемкой как в
организационном, так и методическом плане. Она предполагает необходимое по своим объемам и качеству кадровое и материально-техническое обеспечение.
Как отмечают специалисты, перспективным направлением в профилактической и коррекционно-реабилитационной работе с семьей на селе может стать опора на национальный менталитет, национально-культурные традиции, которые выражают себя в системе ценностей, нравственных и психологических установках, носят социализирующий характер.
В субъектах Российской Федерации накоплен опыт реализации инновационных социальных программ, направленных на организацию работы по своевременному выявлению семейного неблагополучия на его ранних стадиях, установлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактике социального сиротства. Эффективные формы оперативного реагирования на наиболее острые проблемы детей и семей с детьми представлены в социальных проектах муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций в сфере поддержки детей и (или) семей с детьми, находящихся в трудных жизненных ситуациях, получившие поддержку и содействие со стороны различных фондов. В них аккумулируется богатый социально значимый опыт работы по различным аспектам улучшения их жизни, защиты прав отдельных категорий детей.
Заключение. Раскрытие научно-
теоретического и прикладного аспектов социальной педагогики в жизнедеятельностном пространстве современной семейной политики позволяет резюмировать следующее. Семейная политика, активно проводимая российским
государством, реализуется в широком научно-поисковом и деятельностном пространстве, открытом для научного и практического вклада различных наук и видов социальных практик. Социальная педагогика активно осваивает это пространство, обоснованно признав его пространством своей жизнедеятельности, способствует укреплению необходимой научной базы семейной политики, обеспечивает необходимую педагогическую компоненту при принятии конкретных решений в социальной политике по проблемам семьи и детства.
Своевременное выявление и диагностика актуальных социально-педагогических проблем российского общества, их анализ и осмысление позволяют не только предложить обоснованные решения, но и заложить теоретическую основу новых разделов социальной педагогики. Вместе с тем успешная разработка и широкомасштабное внедрение результатов научных исследований в процесс реализации семейной политики могут повлиять на расстановку приоритетов социальной политики регионов и государства в целом, а также содействовать реализации стратегической цели государственной социальной политики в области детства - обеспечение достойных социальных условий для жизни, развития и защищенности детей.
Вместе с тем предстоит дальнейшее теоретическое обоснование стратегий развития социальной педагогики как области активно развивающейся профессиональной деятельности, осуществление научно обоснованных
перспективных преобразований в ее содержании, механизмах и технологиях, способных эффективно решать актуальные проблемы и предстоящие задачи в области поддержки и защиты семьи и детства.
1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/1361
2. Козлова Т.З. Люди, лишенные родительских прав: их социализация и жизненные траектории: монография / Т.З.Козлова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. - 224 с.
3. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1678 97/1ae3172271088ff17d13f732abí826846524ab91/
4. Липский И.А. Социальная педагогика: логика формирования объекта и предмета: сб. науч. трудов / И.А. Липский // Понятийный аппарат педагогики и образования; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова.
- Вып. 6. Екатеринбург: изд-во «СВ-96», 2010. - С. 298-307.
5. Мардахаев Л.В. Методология социальной педагогики / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 1. - С. 4-14.
6. Мегаполис. Территория детства: сборник / Материалы Международного форума специалистов по вопросам защиты прав и интересов детей. - Уфа: Изд-во БИСТ, 2017. - 276 с.
7. Поддубная Т.Н. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации: справочник социального педагога и социального работника / Т.Н. Поддубная. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 509 с.
8. Разварина И.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / И.Н. Разварина, В.Н. Барсуков, Е.О.
Смолева, Л.Н. Фахрадова // Проблемы развития территории. - 2016. - Вып. 3 (83). - С. 81-96.
9. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография; под ред. Ф.А. Мустаевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 292 с.
10. Социальная педагогика: монография; под ред. В.Г. Бочаровой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
1. State report on the situation of children and families with children in the Russian Federation for 2018 [Electronic resource]. - Access mode: https://rosmintrud.ru/docs/1361
2. Kozlova T.Z. People deprived of parental rights: their socialization and life trajectories: monograph / T.Z. Kozlova. - M.: Publishing and trading corporation "Dashkov and Co", 2016. - 224 p.
3. The concept of state family policy in the Russian Federation for the period until 2025 [Electronic resource]. -Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf8 26846524ab91/
4. Lipsky I.A. Social pedagogy: the logic of the formation of the object and subject: Sat. scientific proceedings / I.A. Lipsky // The conceptual apparatus of pedagogy and education; open ed. E.V. Tkachenko, M.A. Galaguzova. - Vol. 6. Yekaterinburg: publishing house "SV-96", 2010. - C. 298-307.
5. Mardahaev L.V. Methodology of social pedagogy / L.V. Mardakhaev // Pedagogical education and science. -2011. - № 1. - S. 4-14.
6. The metropolis. The territory of childhood: collection / Materials of the International Forum of Specialists on the Protection of the Rights and Interests of Children. - Ufa: Publishing house BIST, 2017. - 276 p.
11. Социальная педагогика; под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. - 280 с.
12. Указ Президента РФ от 01.06. 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_130516/cff3c3b8ac6%9ec477c201981213b892084af63/
ces:
7. Poddubnaya T.N. Social protection of family and childhood in the Russian Federation: a reference book of a social educator and social worker / T.N. Poddubnaya. -Rostov n / a: Phoenix, 2015. - 509 p.
8. Razvarina I.N. The main directions of work with children and their families in difficult situations and socially dangerous situations / I.N. Razvarina, V.N. Barsukov, E.O. Smoleva, L.N. Fakhradova // Problems of the development of the territory. - 2016. - Issue. 3 (83). - S. 81-96.
9. The modern Russian family: the contradictions of functioning and development: a monograph; under the editorship of F. Mustaeva. - Magnitogorsk: MAU, 2013. -292 p.
10. Social pedagogy: monograph; under the editorship of V.G. Bocharova. - M.: Humanity. ed. VLADOS Center, 2004. - 368 p.
11. Social pedagogy; under the editorship of I.A. Lipsky, L.E. Sikorsky. - M.: Publishing and trading corporation "Dashkov and Co", 2017. - 280 p.
12. Decree of the President of the Russian Federation of01.06. 2012 No. 761 "On the National Strategy of Action for Children for 2012 2017" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_130516/cff3c3b8ac6969ec477c201981213b892084 af63/