январь №1 (214)
7
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В ГОРОДЕ МОСКВЕ
С.Г. Фокин, М.В. Ефимов
IMPLEMENTATION OF SOCIO-HYGIENIC MONITORING IN MOSCOW
S.G. Fokin, M.V. Efimov
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве
Механизмом реализации стратегической задачи развития гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения является ведомственная целевая программа «Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга в городе Москве» (ВЦП «Соцгигмониторинг»).
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, гигиеническая диагностика, санитарно-эпидемиологическая обстановка, электронная база.
The mechanism for implementing the strategic objective of the development of hygienic diagnostics of influence caused by environmental factors on human health is the departmental target program «Organization and socio-hygienic monitoring in Moscow» DTP «Sotsgigmonitoring»).
Keywords: sanitary-epidemiological welfare, hygiene diagnosis, sanitary-epidemiological situation, electronic database.
Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) является важнейшим инструментом по снижению негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения. Развитие гигиенической диагностики воздействия окружающей среды на здоровье населения является
стратегической задачей СГМ при достижении главной цели Роспотребнадзора — обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения [1].
Механизмом реализации стратегической задачи развития гигиенической диагностики
0
ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (214)
влияния факторов среды обитания на здоровье населения является ведомственная целевая программа «Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга в г. Москве» (ВЦП «Соцгигмониторинг»).
Система программных мероприятий ВЦП «Соцгигмониторинг» предусматривает решение следующих тактических задач:
— нормативно-методическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга;
— организация системы наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга, формирование и ведение электронных баз данных Московского регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга;
— повышение квалификации специалистов по вопросам социально-гигиенического мониторинга;
— информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга.
За время развития социально-гигиенического мониторинга как государственной системы в г. Москве налажено конструктивное взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, отработаны информационные потоки формирования Московского регионального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, создано единое информационное пространство органов и организаций Роспотребнадзора по г. Москве, обеспечено структурное и кадровое построение Службы в соответствии с современными требованиями.
В рамках социально-гигиенического мониторинга осуществляются научный анализ и оценка состояния здоровья населения, качества среды обитания, выявление причинно-следственных связей в системе «здоровье населения — среда обитания». Формируется комплекс эффективных мероприятий и управленческих решений по оздоровлению санитарно-эпидемиологической обстановки, принимаемых органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Реализация социально-гигиенического мониторинга в г. Москве проводится специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве и его 12 территориальных отделов совместно с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и его филиалами.
На основе соглашений об информационном взаимодействии с организациями, осуществляющими наблюдение за состоянием здоровья населения и среды обитания человека, в Московский региональный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга поступают сведения о состоянии здоровья населения, о качестве среды обитания человека и социально-экономическом положении г. Москвы и его административных округов.
На базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» формируется Московский региональный информационный фонд данных СГМ (МосРИФ СГМ). В нем объединены в единое информационное пространство сведения о состоянии факторов среды обитания и здоровья населения г. Москвы: многолетние данные об инфекционной, неинфекционной заболеваемости населения Москвы, медико-демографической ситуации, физическом развитии детей и подростков, санитарно-гигиеническом состоянии атмосферного воздуха, воды, почвы, качестве и безопасности продуктов питания, а также социально-экономических условиях жизни москвичей. Специалистами территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по городу Москве и филиалов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» проводится формирование окружных баз данных СГМ.
В соответствии с требованиями современной концепции ведения социально-гигиенического мониторинга большое внимание уделяется созданию полицевых баз данных о состоянии здоровья населения г. Москвы.
Наряду с действующей с 1999 г. автоматизированной информационной системы по-лицевой регистрации и учета инфекционных больных ведутся работы по созданию деперсо-нифицированных баз данных о случаях врожденных пороков развития среди детей и случаев смерти населения.
В целях обеспечения единого информационного пространства создана корпоративная телекоммуникационная сеть. В настоящее все учреждения и организации Роспотребнадзора по г. Москве охвачены каналами Московской опто-волоконной сети. Создан корпоративный Информационный портал Службы, на котором в режиме реального времени обеспечен доступ к нормативным документам, информационно-аналитическим материалам, данным и показателям социально-гигиенического мониторинга. На 1п1егпе1-сайте
ШИ №1 (214)
9
Управления Роспотребнадзора по г. Москве размещаются информационные материалы, отражающие результаты ведения социально-гигиенического мониторинга в г. Москве.
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» имеет аккредитацию органа по оценке риска здоровье от влияния факторов среды обитания, что позволяет широко использовать доказательные результаты методологии оценки риска при подготовке и обосновании проектов управленческих решений, направленных на улучшение здоровья москвичей.
Важнейшим аспектом, определяющим эффективность социально-гигиенического мониторинга, является принятие и реализация управленческих решений по минимизации негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
При этом информирование органов исполнительной власти о результатах социально-гигиенического мониторинга имеет первостепенное значение.
Управление Роспотребнадзора по г. Москве обеспечивает оперативное поступление аналитической информации (в т.ч. ежедневной и еженедельной) в заинтересованные службы города, осуществляет информирование органов исполнительной власти и местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической обстановке на территории города.
Результаты гигиенической оценки данных социально-гигиенического мониторинга включаются в ежегодный доклад Правительства г. Москвы «О состоянии здоровья населения г. Москвы».
В государственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в г. Москве» представлена оценка состояния здоровья населения в связи с влиянием факторов среды обитания, отражена роль региональных особенностей среды обитания в формировании здоровья, представлен анализ медико-демографической ситуации, дана оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. Аналогичные документы составляются по каждому административному округу г. Москвы.
Представляемые в Правительство г. Москвы, Московскую городскую Думу, префектуры административных округов и другие заинтересованные организации информационно-аналитические бюллетени отражают полученные в ходе реализации социально-гигиенического мониторинга обобщенные
результаты анализа состояния здоровья населения и среды обитания, оценку загрязнения атмосферного воздуха и его влияния на здоровье населения, состояние здоровья детского населения в связи с воздействием факторов окружающей среды, состояние здоровья москвичей в связи с алиментарными факторами, оценку неинфекционной, онкологической, инфекционной и паразитарной заболеваемости, анализ причин смертность населения г. Москвы и административных округов, оценку экономической значимости инфекционных болезней и нанесенного экономического ущерба.
В представленном в Правительство г. Москвы и префектуры административных округов Атласе «Здоровье населения г. Москвы и среда обитания» в иллюстративном отображении на основе ГИС-технологий представлены обобщенные результаты анализа показателей социально-гигиенического мониторинга.
Координация деятельности органов исполнительной власти при решении задач по охране здоровья москвичей, в том числе от воздействия неблагоприятных факторов в г. Москве осуществляется Межведомственной комиссией под руководством Первого заместителя Мэра г. Москвы в Правительстве г. Москвы, руководителя Комплекса социальной сферы Л.И. Швецовой при участии специалистов нашей Службы. В административных округах на коллегиях префектур регулярно рассматриваются вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Результатом этой деятельности являются Комплексные целевые программы по гигиене окружающей среды и охране здоровья населения, Планы природоохранных мероприятий. Такие программы действуют во всех административных округах.
Анализ данных и показателей ведения системы социально-гигиенического мониторинга в г. Москве свидетельствует о наличии неблагоприятного воздействия на население токсичных химических соединений, содержащихся в объектах окружающей среды, особенно в атмосферном воздухе и питьевой воде. Данное воздействие может проявляться неспецифическими эффектами воздействия химических веществ, сопровождающимися ухудшением общего состояния организма с развитием острых и хронических форм соматических заболеваний, уменьшением продолжительности жизни, а также специфическими эффектами воздействия на организм человека с развитием таких тяжелых патологических форм, как онкологические заболевания.
10
ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (214)
Результаты мониторинга здоровья населения г. Москвы в 2009 г. показывают положительные сдвиги в состоянии неинфекционной заболеваемости, к которым относятся: устойчивая тенденция стабилизации у взрослого населения, как показателей общей первичной заболеваемости, так и распространенности; стабилизацию заболеваемости по обращаемости в ЛПУ с болезнями системы кровообращения и органов дыхания, в т.ч. астмы. У детей и подростков наблюдается стабилизация показателей заболеваемости хроническими болезнями органов дыхания, снижение первичной заболеваемости детей астмой и астматическим статусом; стабилизация показателей заболеваемости астмой подростков и взрослого населения; снижение показателей заболеваемости детей болезнями крови; стабилизация первичной заболеваемости детей и взрослых болезнями органов пищеварения, эндокринной системы.
Об эффективности реализации СГМ должны свидетельствовать управленческие решения, принимаемые Правительством города Москвы. С использованием результатов СГМ органами исполнительной власти и местного самоуправления г. Москвы в 2009 году было принято 82 управленческих решения, направленных на снижение неблагоприятного влияния факторов среды обитания на здоровье населения [3].
В качестве примеров эффективности СГМ в целях улучшения состояния среды обитания и снижения заболеваемости москвичей можно привести следующие результаты управленческих решений. В целях снижения влияния шумовой и химической нагрузки от автотранспорта на увеличение заболеваемости населения болезнями системы кровообращения и органов дыхания:
— устанавливаются на магистралях, приближенных к жилым домам, в больших масштабах противошумовые экраны;
— осуществляется комплекс мер, направленных на совершенствование организации движения автотранспорта;
— проводится строительство транспортных развязок и подземных переходов; своевременный ремонт дорожных покрытий;
— усилен контроль производства моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, при использовании которого автотранспортом, на порядок меньше загрязняется атмосферный воздух города.
Проводятся шумозащитные мероприятия на объектах социальной сферы, например, ЛПУ г. Москвы; мероприятия по снижению шума, инфра- и ультразвука, вибрации электромагнитного излучения систем инженерного оборудования зданий, встроено-пристроенных к существующим жилым и общественным зданиям.
Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на замену обеззараживания питьевой воды хлором на озонирование. Проводится мониторинг радиоактивности воды артезианских скважин.
Осуществляется реализация мероприятий по сокращению количества промышленных зон и созданию санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Например, проведен комплекс мероприятий по снижению выбросов сероводорода и бензола на МНПЗ; в результате достигнута безопасность для здоровья населения принятой санитарно-защитной зоны.
Проводится перебазирование, реформирование или ликвидация предприятий оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения. В частности, принято решение о перебазировании АЗС № 513 в связи со строительством поблизости Медицинского центра НИИ детской гематологии.
По предложению Управления Роспотреб-надзора по г. Москве, в рамках программы «Комплекс программных мероприятий по охране труда в г. Москве» на базе Медико-санитарной части № 51 создан Московский городской центр профпатологии.
Правительством Москвы принято постановление «О создании Межведомственной комиссии по организации обеспечения государственных учреждений социальной сферы г. Москвы качественными и безопасными пищевыми продуктами».
В условиях перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, повышается роль социально-гигиенического мониторинга как системы комплексной оценки конечного общественно значимого результата деятельности Службы в целом [2, 4].
При этом методическую и практическую основу планирования деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения составляет социально-гигиенический мониторинг. Анализ показателей здоровья населения, среды его обитания, определение факторов, обусловливающих
январь №1 (214)
11
риск для здоровья, является основой для формирования цели и задач ведомственных целевых программ. С использованием данных социально-гигиенического мониторинга, учитывая долевой вклад факторов среды обитания в ухудшение состояния здоровья населения, определяются приоритетные проблемы, и причины, их обусловившие. Достижимость поставленных задач обосновывается с учетом динамики и прогноза показателей и имеющихся ресурсов. На основе системного анализа и оценки риска здоровью, устанавливающих территории, возрастные групп и факторы риска, реализуется принцип целенаправленности планируемых мероприятий. Индикаторными показателями результативности реализации ведомственных целевых программ определены показатели социально-гигиенического мониторинга. Важнейшим конечным результатом бюджетирования, ориентированного на результат, являются показатели здоровья населения.
Решение этих задачи требует практической реализации.
Наиболее важными, по нашему мнению, направлениями дальнейшего развития социально-гигиенического мониторинга в настоящее время являются:
1. Наряду с использованием сгруппированных данных и сведений статистической отчетности, перспективным и качественно расширяющим аналитические возможности является формирование банков данных на основе полицевых сведений и фактических рядов показателей.
2. Развитие научного и методического обеспечения, ориентированного на использование в практической деятельности.
3. Реализация методологии оценки риска здоровью населения при многосредовом воздействии негативных факторов.
4. Оценка эффективности деятельности органов и организаций Роспотребнадзора по реализации социально-гигиенического мониторинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Онищенко Г.Г. Социально-гигиенический мониторинг в Российской Федерации: проблемы и задачи //Гигиена и санитария. 2006. № 6. С. 3—7.
2. О порядке использования социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на результат. Методические рекомендации. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения. 2007. 24 с.
3. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Москве в 2009 году //Государственный доклад. М.: Управление Роспотребнадзора по городу Москве, 2010. 223 с.
4. Порядок применения данных социально-гигиенического мониторинга в планировании работы, реализации ведомственных целевых программ и оценке деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат. Методические рекомендации. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, 2008. 13 с.
Контактная информация.
Фокин Сергей Геннадьевич, тел.: 687-40-35
Contact information.
Fokin Sergei Gennad'evich, phone: 687-40-35