Научная статья на тему 'Реализация ведомственных целевых программ в 2007 году в рамках пилотного проекта'

Реализация ведомственных целевых программ в 2007 году в рамках пилотного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верещагин А. И., Куликов С. Н., Хорошавипа Г. И., Середина Т. А., Глушакова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация ведомственных целевых программ в 2007 году в рамках пилотного проекта»

8

ЗЬиСС

август № 8 /185/

РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В 2007 ГОДУ В РАМКАХ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА

А. И. Верещагин. С.Н. Куликов, Г.И. Хорошавшш. ТА. Середина, Е.Н. Глушакова

ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора

В целях повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления при помощи бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), Роспотреб-надзором издан приказ от 12 января 2007 г. № 6 «О мерах по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат».

Этим приказом определены 14 пилотных территорий (Амурская, Вологодская, Воронежская, Липецкая, Ленинградская, Новосибирская, Московская, Тюменская, Ярославская области, Пермский, Красноярский края, Удмуртская Республика, города Москва и Санкт-Петерубрг), которые с 2007 г. приступили к работе по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и надзора на потребительском рынке в рамках девяти ведомственных целевых программ (ВЦП).

ВЦП были разработаны на основе анализа существующей санэпидобстановки, состояния здоровья населения, обеспечения кадрами органов и организаций Роспотребнадзора, их деятельности. Определены индикативные показатели, которые планировалось достичь в ходе реализации программ.

В рамках выделенных бюджетных ассигнований финансовые средства распределены по девяти ВЦП. Кроме того, на реализацию ВЦП использовались средства из внебюджетных источников.

В среднем по 14 пилотным территориям распределение финансовых средств на реализацию мероприятий ВЦП выглядит следующим образом: «Гигиена и здоровье» - 35,7 %, «Санитарный щит» - 23,0%, «Стоп-инфек-

ция» - 18,0%, «Соцгигмониторинг» - 6,5%, «Защита прав потребителей» - 5,4 %, «Сан-охрана» - 4,1 %, «СПИДу - нет» - 2,5 %, «Регистрация для здоровья» - 2,4 %, «Лицензирование для здоровья» - 2,4 %.

Для подведения итогов деятельности 14 пилотных территорий по реализации ВЦП Федеральным центром гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора была разработана ведомственная форма статистического наблюдения № 11-БОР «Сведения о реализации ведомственных целевых программ при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат», по которой собраны данные за 2007 год.

Анализ статистической отчетности за 2007 г. по этим территориям показал, что на реализацию мероприятий девяти ВЦП использовано 4021612,8 тыс. рублей, из них 1102332,4 тыс. рублей из внебюджетных источников, что составляет 27,4% общей суммы использованных средств.

Анализ данных формы ведомственного статистического наблюдения № 11-БОР показал, что в ходе реализации мероприя тий ВЦП по 14 пилотным территориям в ряде случаев удалось добиться планируемых индикативных показателей.

Реализация мероприятий ВЦП «Санитарный щит» позволила повысить укомплектованность кадрами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с 86,4 до 87,9 %. Низкий процент укомплектованности остается в Красноярском крае (74,0%), Амурской области (75,0%), Московской области (77,0%), г. Москве (76,1 %).

август № 8 /185/

Только Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области укомплектовано на 100%.

Укомплектованность кадрами ФГУЗ ЦГиЭ в субъектах Российской Федерации составляет 97,5 % и остается на уровне базового показателя, семь территорий укомплектованы на 100% (Ленинградская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Тюменская, Ярославская области, Пермский край).

Не достигнут планируемый показатель по повышению квалификации гражданских служащих (58,8%) за счет Московской области, где из планируемых 315 человек прошли подготовку только 5 человек.

Показатель повышения квалификации специалистов ФГУЗ ЦГиЭ в субъектах Российской Федерации выполнен полностью.

Несколько недовыполнен показатель приобретения компьютерной техники (98,6 %), низким остается процент установки лицензионных программ, который составил всего 50,0 %, а в Удмуртской Республике -12,7 %, Вологодской области - 18,6 %.

Выполнение мероприятий ВЦП «Гигиена и здоровье» охватывает деятельность органов и организаций по выполнению надзорных (контрольных) функций и деятельность ФГУЗ ЦГиЭ в субъектах Российской Федерации по проведению лабораторных исследований и инструментальных измерений в рамках Госсанэпиднадзора.

В результате выполнения программы по 14 пилотным территориям произошло в целом снижение удельного веса объектов III группы по санитарно-гигиенической характеристике с 8,6 до 7,2 % (планируемый показатель - 7,7 %). Несколько увеличилась (с 82,4 до 83,2 %) доля населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой. Охват

9

школьников горячим питанием возрос с 69,4 до 77,8 %.

Применение мер административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санэпидблагополучия населения возросло на 17,4 %.

Одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора является организация и ведение социально-гигиенического мониторинга (СГМ).

Результаты СГМ используются при разработке ВЦП, планировании работы и оценке деятельности органов и организаций Роспотребнадзора при переходе на БОР.

Уровень ведения СГМ оценивается по наличию данных, которые используются в работе.

Рекомендуемое количество баз данных в целом по 14 пилотным территориям - 280 (по 20 - на одну территорию). На 2007 г. базовый показатель для пилотных территорий составил 470, запланировано и фактически ведется и сопровождается 505, что в 1,8 раза больше рекомендуемого.

Меньше рекомендованного количества баз данных велось и сопровождалось на четырех территориях: в Удмуртской Республике, Амурской, Ленинградской, Московской областях.

Проведены работы по оценке риска для здоровья и приняты управленческие решения по результатам работ в 7 субъектах Российской Федерации: Вологодской, Воронежской, Московской, Новосибирской областях, Красноярском и Пермском краях, г. Москве. Начаты работы по оценке риска для здоровья в Ленинградской области.

Базовый показатель по принятию управленческих решений в 2007 г. был равен 32, планируемый - 39, фактически выполнено 56, что в 1,4 раза больше планируемого.

З^иРО

В целом по 14 пилотным территориям по результатам ведения СГМ принято 648 управленческих решений, что в 1,6 раза больше запланированного (412), при базовом показателе 228.

В Липецкой и Новосибирской областях, г. Санкт-Петербурге фактическое выполнение запланированных мероприятий по ВЦП «Соц-гигмониторинг» составило 100 %.

Реализация ВЦП «С о цг и гмо н итори н г» позволила выявить приоритетные направления деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации на планируемый период.

ВЦП «Лицензирование для здоровья» предусматривает обеспечение 100-процент-ного охвата лицензированием объектов, деятельность которых связана с использованием возбудителей инфекционных заболеваний 3-4 групп патогенности и объектов, использующих источники ионизирующих излучений.

Охват лицензированием объектов, деятельность которых связана с использованием возбудителей инфекционных заболеваний

групп патогенности, составил в среднем 67,1 %. По 14 пилотным территориям в 2007 г. он составил 77,0 %, что ниже запланированного (81,6 %).

На ряде территорий этот показатель выше среднего и составляет в Воронежской области 90,0 %, Новосибирской области - 98,9 %, Тюменской области - 100 %, городе Москве -99,7 %.

Значительно ниже среднего показатель в Красноярском крае - 44,0 %, Амурской области - 58,3 %, Ленинградской области -66,0 %.

Охват лицензированием объектов, использующих источники ионизирующего излучения, также не достиг 100 % и составил 74,5 %.

август № 8 /185/ Только в Воронежской, Тюменской областях этот показатель равен 100 %.

Низкие показатели отмечены в Удмуртской Республике - 43,4 %, Ленинградской области - 45,0 %, Амурской области - 49,2 %.

Контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований должен был осуществляться в 100% случаев, фактически выполнено 57,7 %; только на пяти территориях достигнут показатель 100% (Воронежская, Ленинградская, Липецкая, Новосибирская, Тюменская области). Крайне низок этот показатель в Красноярском крае - 10,3 %, Московской области - 15,8%, Ярославской области - 20,0 %, Удмуртской Республике -13,4%.

По профилактике и стабилизации инфекционных и паразитарных заболеваний задействовано три программы: «Стоп-инфекция», «СПИДу - нет», «Санохрана».

В соответствии с программой «Стоп-инфекция» пилотными территориями проведено более 12,5 тысяч плановых контрольно-надзорных мероприятий, при этом внеплановых контрольно-надзорных мероприятий проведено в 2,5 раза больше.

Анализ состояния инфекционной заболеваемости проводился по трем показателям: количество нозологических форм, по которым зарегистрировано снижение заболеваемости, стабилизация заболеваемости и рост заболеваемости.

В целом при реализации ведомственной целевой программы «Стоп-инфекция» в 14 субъектах Российской Федерации наибольшее количество нозологических форм, по которым зарегисгрировано снижение заболеваемости, достигнуто в городе Москве (48), Вологодской (35), Ленинградской (27) и Новосибирской (23) областях.

август № 8 /185/

Снижение заболеваемости на всех пилотных территориях произошло в основном в группе инфекций, управляемых средствами специфической профилактики: корь, эпидемический паротит, вирусный гепатит В, краснуха и дифтерия. В группе кишечных инфекций отмечено снижение заболеваемости дизентерией в 9 из 14 субъектов.

Остается стабильно низкой заболеваемость природно-очаговыми инфекциями (туляремией, бруцеллезом, псевдотуберкулезом). В сравнении с 2006 г. отмечен рост заболеваемости ГЛГТС в 6 субъектах (Воронежской, Липецкой, Московской, Ярославской областях, Москве и Санкт-Петербурге) и клещевым вирусным энцефалитом - в 5 субъектах (Московской, Ярославской, Вологодской, Ленинградской и Новосибирской областях).

В целом отмечено превышение количества нозологических форм с ростом заболеваемости в сравнении с планируемыми по ВЦП в 2007 г. подъемами в Удмуртской Республике, Вологодской, Липецкой, Московской, Тюменской областях.

Так, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в группе кишечных инфекций зарегистрирован рост заболеваемости:

сальмонеллезом - в 8 субъектах (Липецкой, Воронежской, Московской, Новосибирской и Ярославской областях, Красноярском крае. Удмуртской Республике, г. Москве);

ОКИ установленной этиологии - в 12 субъектах (кроме Красноярского края и Вологодской области);

ОКИ неустановленной этиологии - в 13 субъектах (кроме Пермского края).

Из группы социально обусловленных болезней в 2007 г. отмечен рост заболеваемости туберкулезом в 5 субъектах - Воронежской, Липецкой, Московской, Ярославской и Новосибирской областях.

11

В 10 субъектах (кроме Вологодской, Ленинградской областей, Пермского края и г. Санкт-Петербурга) зарегистрировано 48 чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций, наибольшее число - на территории Красноярского края (12), Московской (11) и Воронежской (7) областей.

Не было зарегистрировано завозных случаев карантинных и других особо опасных инфекций, а также завоза и реализации товаров, биологических, химических веществ, радиоактивных материалов и других грузов, ввозимых из-за рубежа.

В Российской Федерации сохраняется напряженная эпидемическая ситуация по заболеваемости ВИЧ-инфекцией, которая в целом по стране не имеет тенденции к снижению.

Одной из главных задач государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является усиление эффективности надзора и контроля за всеми направлениями деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, стабилизация эпидпроцесса и снижение темпов прироста новых случаев ВИЧ-инфекции.

В связи с этим за короткий срок был принят целый ряд нормативно-правовых и распорядительных документов, в том числе федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» (2007-2011 гг.), подпрограмма «ВИЧ-инфекция», а также третий год проводятся мероприятия по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ». В рамках реализации программ и приоритетного национального проекта органами и учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации осуществлялся

санэпиднадзор с помощью многоуровневой системы мониторинга и оценки мероприятий, проводимых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации,

На 14 пилотных территориях органами Роспотребнадзора отрабатывалась система мониторинга и оценки проводимых мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в рамках ВЦП, причем были достигнуты определенные результаты.

Так, в 2007 г. при росте заболеваемости выявленной ВИЧ-инфекцией в 1,3 раза и бессимптомного иммунного статуса выявленного ВИЧ - на 12,4 % отмечается снижение числа ВИЧ-инфицированных в Вологодской, Липецкой, Московской областях и г. Санкт-Петербурге, стабилизация числа случаев в Амурской, Тюменской, Ярославской, Ленинградской областях, Пермском крае и г. Москве и рост числа случаев в Воронежской, Новосибирской областях, Красноярском крае и Удмуртской Республике.

Несмотря на то, что 14 пилотных территорий в 2007 г. работали по 9 ВЦП, планирование их деятельности осуществлялось по проблемно-целевому принципу, за исключением Новосибирской области, план управления которой был составлен по программно-целевому принципу.

В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 5 декабря 2007 г. № 345 «О совершенствовании деятельности по эффективному расходованию бюджетных средств» органы и организации Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с 1 января 2008 г. перешли к управлению деятельностью по

август № 8 /185/ результатам, обеспечивающим эффективное расходование бюджетных средств и достижение запланированных индикативных показателей, соответствующих целям и задачам ВЦП.

Идеология реализации ВЦП требует соответствующего планирования - по программно-целевому принципу.

Анализ планов работы управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации на 2008 г. показал, что 23 управлениями по субъектам Российской Федерации планы составлены по программ но-целевому принципу, 33 управления - по проблемно-целевому принципу, но по каждому мероприятию указана принадлежность к той или иной программе.

Учитывая, что все территории перешли на работу по ведомственным целевым программам, разработанным на 2008-2010 гг., целесообразно с 2009 г. планирование деятельности осуществлять по программно-целевому принципу, для чего необходимо внести изменения в МУ 5.1.2031-05 «Планирование деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Так как с 2008 г. для финансирования ВЦП используются только бюджетные средства, уточнены некоторые индикативные показатели, возникла необходимость пересмотра ведомственной отраслевой формы статистического наблюдения № 11-БОР «Сведения о реализации ведомственных целевых программ при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.