Научная статья на тему 'Бюджетирование, ориентированное на результат, и экономические технологии организации и управления деятельностью учреждений'

Бюджетирование, ориентированное на результат, и экономические технологии организации и управления деятельностью учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрохин О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование, ориентированное на результат, и экономические технологии организации и управления деятельностью учреждений»

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ,

И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ

О.В, Митрохин

Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека

В целях реализации административной и бюджетной реформ в Российской Федерации, совершенствования организации деятельности и системы управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций в 2006-2007 гг. и в 2008 г. проведена значительная работа.

Утверждена и реализуется Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008 гг. и на период до 2010 г., ежегодно утверждаются основные направления деятельности, определяются индикативные показатели и разрабатываются мероприятия по их достижению.

Планы работы органов и организаций Роспотребнадзора готовятся с учетом программ-но-целевых методов бюджетного планирования, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования.

В целях перехода на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР):

разработаны и внедрены в практическую работу ряд методических рекомендаций, в том числе «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат», «Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия

человека», «Система оценки деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора» и др.;

проведены совещания и семинары с руководителями всех органов и организаций Роспотребнадзора по переходу на БОР;

подготовлены и реализуются 9 ведомственных целевых программ по каждому из субъектов Российской Федерации, а также планы перехода на БОР;

осуществлен пилотный проект внедрения перехода 14 территориальных органов и организаций Роспотребнадзора на БОР в Вологодской, Липецкой, Воронежской, Новосибирской, Амурской, Тюменской, Московской, Ленинградской, Ярославской областях. Пермском и Красноярском краях. Удмуртской Республике, городах Москве и Санкт-Петер-бурге, который показал свою эффективность в расходовании бюджетных средств;

подготовлены приказы Роспотребнадзора, проведены совещания и семинары по переходу на БОР.

Утверждены методические рекомендации «Подготовка доклада о результатах и основных направлениях деятельности органов и организаций Роспотребнадзора». Подготовка докладов осуществляется для расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.

Непосредственной задачей подготовки докладов является обеспечение органов власти информацией, необходимой для составления доклада Правительства Российской Федерации о результатах и целях бюджетной политики, проектов перспективного финансового плана и федерального бюджета на очередной финансовый год исходя из наиболее эффективного использования средств федерального бюджета.

Осуществленные мероприятия позволили разработать и внедрить единую методологию планирования деятельности и результативных принципов управления. Разработан и реализуется поэтапный переход от сметного планирования к бюджетному, ориентированному на достижение социально значимых конечных результатов.

Принятые меры по эффективному расходованию бюджетных средств позволили привести число филиалов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в соответствие с числом территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, оптимизировать число ставок на внебюджетных источниках финансирования.

Внедрение системы управления деятельности по результатам, обеспечивающим эффективное расходование бюджетных средств в органах и организациях Роспотребнадзора, позволило:

усовершенствовать систему учета и отчетности деятельности управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации;

контролировать объемы выполненных работ и достигнутые результаты деятельности;

получать информацию о выполнении плана работ, возникших проблемах, соответствии произведенных затрат и выполненных работ;

сравнивать показатели деятельности управлений и ФГУЗ с аналогичными показателями управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации;

усовершенствовать организацию деятельности, контроля и координации деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации со стороны управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;

ставить и достигать конкретных, общественно значимых, измеримых результатов;

определить перечень оборудования, необходимого для переоснащения лабораторий в целях повышения качества и достоверности лабораторных исследований;

определить перечень методов исследований, необходимых для внедрения в испытательных лабораторных центрах филиалов ФГУЗ для обеспечения деятельности территориальных отделов;

снизить в 2008 г. среднюю стоимость мероприятия по контролю по сравнению с 2007 г., используя систему расчета затрат при реализации БОР.

При переходе федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора на новую систему оплаты труда предполагается, что при расчете выплат стимулирующего характера, в том числе и при премировании руководителей и работников, будут использованы оценочные показатели их деятельности. При рассмотрении ходатайств о премировании руководителей ФГУЗ особое внимание будет уделено показателям оценки взаимодействия Управления и ФГУЗ, выполнения планов-заданий, выданных Управлением Роспотребнадзора для обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического

надзора, отсутствию жалоб на действия руководства ФГУЗ со стороны коллектива, выполнению качественно и в срок поручений Роспотребнадзора и др.

Проведенная Роспотребнадзором, его органами и организациями работа по совершенствованию деятельности и системы управления Службой и ее органов с введением новой системы оплаты труда бюджетных учреждений Роспотребнадзора позволит обеспечить ее внедрение во всех федеральных бюджетных учреждениях Роспотребнадзора.

Стремительные изменения в экономике Российской Федерации, обусловленные переходом на рыночные отношения, эффективное применение законов рынка в коммерческих структурах обусловливают поиск путей использования некоторых рыночных механизмов в бюджетных учреждениях.

Для понимания процессов, происходящих в экономике страны, использования наиболее эффективных и современных методов организации работы в бюджетных учреждениях необходимо иметь понятие об экономике, как о предмете знаний.

Специалисты по управлению (аналитики и практики) выделяют причину низкой организации труда - недостаток управленческой культуры и навыков организации труда, отсутствие опыта деятельности в условиях рыночной конкуренции, низкую квалификацию управленцев. Необходимо развивать менеджмент и готовить менеджеров.

Основным недостатком существовавшей до начала реализации административной реформы системы государственного управления в России являлась неэффективность системы управления, ее несоответствие экономическим (рыночным) реалиям.

В любой стране проходят волны увлечения новомодными управленческими концеп-

циями. Так, в СССР 60-е годы прошлого века увлекались научной организацией труда, далее - сетевым планированием и управлением. Затем было увлечение целевыми комплексными программами. Целесообразность и возможность использования тех или иных методов отходили на второй план. В 90-е годы наряду с другими концепциями управления наступила очередь менеджмента и маркетинга. Пришло время прицельного и эффективного использования данной концепции там, где это нужно и возможно.

Впервые в истории современной России о финансовом менеджменте на государственном уровне было заявлено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» от 9 марта 2007 г.: «Итогом бюджетной политики в 2000-2006 годах явилось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, и современных методов финансового менеджмента... Основным принципом бюджетной политики на 2008-2010 годы является начало работы по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности их деятельности».

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г. говорится: «Необходимо дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию Доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ВЦП, обоснований бюджетных

ассигнований. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их: достижения на всех этапах осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты. Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ВЦП, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств».

Развитие в России рыночных отношений в сфере производства и реализации товара, коренной переворот в курсе развития страны наложили отпечаток на все сферы жизнедеятельности. На современном этапе развития российского общества наиболее значимой считается экономическая составляющая любой жизненной концепции.

Экономическая сфера, являясь системообразующей, оказывает наибольшее влияние на все остальные области деятельности государства. Произошло распространение применения экономических категорий и понятий на многие другие области.

Необходимость изучения основ экономики, маркетинга, менеджмента и других экономических дисциплин обусловлена тем, что в дореформенных условиях обращение к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что основательно осмыслить новые реальности весьма затруднительно.

Многоаспектность проблемы исследуют специалисты по маркетингу, управлению качеством, менеджменту, макро- и микроэкономике, при этом никто из специалистов не

пытается выйти за рамки своей специальности. Однако накопленный большой научный и прикладной материал требует синтезировать подходы и применить его в системе государственного управления.

Развитие рыночной экономики в условиях российской действительности происходило исключительно экспериментальным способом, когда решения принимались, разработки внедрялись, а затем происходило теоретическое осмысление результатов.

Это же наблюдается и при современных технологиях организации деятельности учреждений, таких как аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг, франчайзинг и др.

Аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления административноуправленческих процессов, более эффективно контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание на основной деятельности, повысить качество услуг, сократить число административного и управленческого персонала, что приведет к существенной экономии бюджетных средств.

Разработанный образовательный стандарт высших учебных заведений по специальности «медико-профилактическое дело» предполагает увеличение часов обучения по специальности «экономика».

Нормативно-методическая база по переходу на БОР органов и организаций Роспотребнадзора может служить введением в основы классических и современных экономических технологий управления бюджетными организациями, которые могут быть использованы учреждениями госсанэпидслужбы. Современные условия развития государственной системы управления требуют широкого и повсеместного внедрения экономических механизмов организации и управления деятельностью учреждений госсанэпидслужбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.