Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов Михаил Юрьевич, Курдюкова Ольга Николаевна

В статье рассматривается внеклассная краеведческая работа школьников в контексте обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основной акцент делается на возможностях реализации системно-деятельностного подхода в процессе организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности школьников в области географического и биологического краеведения. Приводится личный опыт внеклассной краеведческой работы со школьниками Нижегородской и Ленинградской областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунов Михаил Юрьевич, Курдюкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN EXTRACURRICULAR LOCAL HISTORY WORK OF SCHOOLCHILDREN IN GEOGRAPHY AND BIOLOGY

The article examines the extracurricular local history work of schoolchildren in the context of the updated Federal State Educational Standard of basic general education. The main emphasis is placed on the possibilities of implementing a system-activity approach in the process of organizing independent educational and research activities of schoolchildren in the field of geographical and biological local lore. Personal experience of extracurricular local history work with schoolchildren of Nizhny Novgorod and Leningrad regions is given.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ»

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Коршунов Михаил Юрьевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург); доктор сельскохозяйственных наук, профессор Курдюкова Ольга Николаевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматривается внеклассная краеведческая работа школьников в контексте обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основной акцент делается на возможностях реализации системно-деятельностного подхода в процессе организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности школьников в области географического и биологического краеведения. Приводится личный опыт внеклассной краеведческой работы со школьниками Нижегородской и Ленинградской областей.

Ключевые слова: внеклассная краеведческая работа школьников, географическое краеведение, биологическое краеведение, самостоятельная учебно-исследовательская деятельность.

Annotation. The article examines the extracurricular local history work of schoolchildren in the context of the updated Federal State Educational Standard of basic general education. The main emphasis is placed on the possibilities of implementing a system-activity approach in the process of organizing independent educational and research activities of schoolchildren in the field of geographical and biological local lore. Personal experience of extracurricular local history work with schoolchildren of Nizhny Novgorod and Leningrad regions is given.

Key words: extracurricular local history work of schoolchildren, geographical local history, biological local history, independent educational and research activities.

Введение. Современные тенденции отечественного образования таковы, что школьник в настоящее время должен обладать не просто системой знаний, а уметь применять эти знания на практике, т.е. обладать системой действий. Это положение отмечается в новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором центральное место отводится системно-деятельностному подходу [9]. Предполагается, что ученик сможет находить необходимую информацию из различных источников, сумеет её анализировать и применять в стандартных ситуациях, а также критически оценивать условия учебных проблемных задач и творчески находить для них решение. Но в условиях ограниченности учебного времени, отводимого на отдельные предметы и темы внутри них (например, географии и биологии), возникает необходимость проведения дополнительной работы для решения поставленных задач. Одним из вариантов разрешения сложившейся ситуации вполне может стать внеклассная краеведческая работа. Достоинством внеклассной краеведческой работы является то, что в её рамках можно практически на каждом занятии организовать самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность школьников. Однако, учителя-предметники, организующие внеклассную работу одновременно по географическому и биологическому краеведению, испытывают методические затруднения по реализации системно-деятельностного подхода.

Изложение основного материала статьи. Школьное краеведение в учебное время, так и во внеклассной работе привлекало к себе внимание в прошлом и продолжает интересовать учёных, учителей и учащихся в настоящее время. Анализ публикаций, размещённых в открытом доступе, это подтверждает. На современном этапе активно занимаются школьным географическим краеведением Бадьин М.М., Винокурова Н.Ф., Волкова И.С., Зулхарнаева А.В., Коршунов М.Ю., Нестерова Е.А., Ступникова А.Д., Шевченко И.А. [3, 9, 11] и другие исследователи, а школьным биологическим краеведением значительно меньше - Алексеева Е.В., Бабакова Т.А., Носкова О.Л., Розенберг Г.С., Тяпкина А.П., Федяева Т.В. [1, 2, 10]. Однако публикаций, освещающих вопросы географического и биологического краеведения во внеклассной работе в их интеграции, практически отсутствуют. Таким образом, анализ публикаций, размещённых в журналах и сборниках конференций в открытом доступе, позволяет сделать вывод о том, что огромные возможности, которые представляет внеклассная работа по географическому и биологическому краеведению недостаточно полно раскрыты. В данной статье поделимся опытом по реализации системно-деятельностного подхода при изучении географического и биологического краеведения во внеклассной работе на примере Нижегородской и Ленинградской областей.

В самом начале внеклассной работы по географическому и биологическому краеведению необходимо рассмотреть методы изучения своей местности, которые могут достаточно хорошо освоить школьники. К ним относятся литературный, картографический, визуальный, экспедиционный и камеральный. Литературный метод предполагает изучение своего края по разнообразным литературным источникам (учебные пособия, монографии, справочники, определители, научные и публицистические статьи, интернет и т.д.). Применяя данный метод, школьники формируют умения по поиску и анализу географо-краеведческой и биолого-краеведческой информации и, следовательно, развивают свою читательскую грамотность. Картографический метод способствует отработке картографических умений учащихся по поиску и созданию картографических материалов (тематических карт, картосхем, картодиаграмм, топографических планов пришкольной территории и т.д.), посвященных родному краю. Использование картографического метода обеспечивает формирование картографической и математической грамотности школьников. Визуальный метод подразумевает развитие наблюдательности школьников, например, в процессе фенологических, нефологических и других наблюдений. Экспедиционный метод необходим для формирования практических умений школьников по использованию различных приборов, инструментов и приспособлений, с помощью которых обеспечивается вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность по изучению своей малой Родины. Визуальный и экспедиционный методы, тем самым, развивают естественно-научную грамотность школьников. Камеральный метод позволяет обработать, проанализировать, классифицировать и оформить географо- и биолого-краеведческий материал, собранный школьниками в процессе применения предыдущих методов. Таким образом, применение, названных методов изучения своего края во внеклассной работе по географическому и биологическому краеведению, в конечном результате способствует решению актуальной методической задачи - формированию функциональной грамотности школьников.

После изучения методов исследования необходимо начинать применять их на практике. Приведём некоторые примеры школьных учебно-исследовательских работ по географическому и биологическому краеведению. Яркое и образное выражение Н.Н. Баранского: «карта - это альфа и омега географии» определяет начало практических работ на местности по

развитию топографических умений учащихся. Целесообразнее сначала научить школьников проведению простейшей топографической съёмки на пришкольной территории, так как крупномасштабные топографические планы, как правило, отсутствуют, особенно в сельских школах. Для проведения топосъёмки мы использовали компас Адрианова, школьную астролябию, школьную мензулу, визирную линейку, полевой циркуль и канцелярские принадлежности (линейка, транспортир, циркуль, циркуль-измеритель, простой карандаш, набор цветных карандашей, ластик, полевой дневник). Топографическую съёмку проводили несколькими способами: полярным, обхода, ординат, створов. В результате были вычерчены настенный и настольные топографические планы пришкольной территории в масштабах 1:300 и 1:1500 соответственно. В дальнейшем эти планы были отрисованы в графическом редакторе CorelDRAW и тем самым переведены в цифровой формат. В последствии в этом же редакторе была создана карта административно-территориального деления своего района. Следующим шагом в данном направлении была организована небольшая выставка рядом с кабинетом географии, посвящённая географическому адресу своей местности. В выставке были использованы космический снимок Земли, карты административно-территориального деления России, Нижегородской области и Бутурлинского района, топографическая карта с. Ягубовка и топографический план пришкольной территории.

В качестве другого примера можно привести наблюдения (метеорологические, нефологические, фенологические), проводимые школьниками инструментально и визуально, т.е. как с помощью и приборов, так и без них. Как правило в большинстве школ практически отсутствуют приборы для проведения метеорологических наблюдений. Поэтому в начале можно ограничиться визуальными метеорологическими и фенологическими наблюдениями без применения приборов. Из метеорологических наблюдений мы проводили наблюдения за направлением и силой ветра, облачностью, облаками, атмосферными осадками и явлениями. Силу ветра определяли по шкале Бофорта, а виды облаков - с помощью атласа облаков. Фенологические наблюдения проводили за растениями (берёза обыкновенная, липа сердцевидная, дуб черешчатый, клён остролистный, рябина обыкновенная, мать-и-мачеха обыкновенная), птицами (грач, синица большая, воробей домовой, ласточка деревенская, коршун чёрный, аист серый) и гидрометеорологическими явлениями (заморозок, снежный покров, ледостав, ледоход, гроза). В журналах отмечались фенологические даты и фазы. В дальнейшем были приобретены метеорологические приборы (срочный, максимальный и минимальный, почвенные термометры, барометр-анероид, волосной и плёночный гигрометры, аспирационный психрометр, чашечный и индукционный анемометры, осадкомер, снегомерная рейка, термограф, барограф, гигрограф) и метеорологическая будка. Поэтому программа школьных наблюдений была значительно расширена. Результатом их стали календари погоды и природы.

Другим примером применения системно-деятельностного подхода во внеклассной краеведческой работе может быть гидрологическое направление, которое подразумевает не только изучение снежного покрова в бассейне местной реки, но и последующее прогнозирование подъёма уровня воды в реке во время весеннего половодья. Чтобы выполнить обозначенные объёмы учебно-исследовательских работ, необходимо выполнить следующие действия. В самом конце зимнего периода (конец февраля - начало марта) необходимо провести снегомерную съёмку в бассейне исследуемой реки. В процессе снегосъёмки определяется мощность, запас воды и плотность снежного покрова. Наиболее важным показателем является плотность снега. Далее во время весеннего половодья (чаще всего в начале апреля) следует каждый день наблюдать за подъёмом уровня воды в реке и отметить его наивысшее значение, например, несколькими колышками по урезу воды. Затем провести (лучше всего в конце мая) измерение высоты подъёма воды в реке во время весеннего половодья. Для этого необходимо найти колышки, оставленные ранее в месте границы воды с берегом, и определить относительную высоту от обычного уровня воды в русле реки до колышков. Для этого можно воспользоваться уже знакомым школьникам методом ватерпасовки. На следующий год ученики опять проводят снегомерную съёмку в конце зимнего периода во время наибольшей высоты снежного покрова, т.е. перед началом его таяния. И вот только после этого школьники смогут сделать простейший гидрологический прогноз относительно уровня подъёма воды в реке во время весеннего половодья. Для этого надо составить пропорцию, для которой надо взять следующие данные: плотность снега прошлой зимой, плотность снега этой зимой и высоту весеннего половодья прошлой весной. Поставив эти данные, школьники получат искомую величину.

Следующим примером внеклассной работы можно назвать геоботаническое направление, предполагающее изучение местной естественной и культурной растительности. Для полевых геоботанических исследований учащимся необходимо использовать гербарную папку для сбора растений, копалки для извлечения растений из почвы с корнями, нож, компас, планшет для глазомерной съёмки, топографическую карту местности, записную книжку, карандаш, ластик. В процессе геоботанических экскурсий школьники знакомятся с растительностью своей местности в естественных условиях, собирают растения для школьного гербария. После экскурсий собранный материал обрабатывается в камеральных условиях. У собранных растений по определителям определяется систематическое положение, а также из них создаётся гербарий типичных растений своего края. После того, как процесс сбора, определения и гербаризации достаточно хорошо освоен школьниками можно переходить к более сложному заданию по построению почвенно-растительных орографических профилей через отдельные достаточно крупные формы рельефа (долина реки, овраг, балка, карстовая воронка, холм и т.д.). Для выполнения данного задания школьники уже должны научиться строить орографический профиль местности, например, с помощью школьного нивелира и рулетки или методом ватерпасовки, используя две двухметровые рейки и уровень. Завершающим этапом геоботанических исследований может стать создание геоботанической карты своей местности с последующей её отрисовкой в графическом редакторе CorelDRAW.

Не менее интересным и достаточно сложным, но выполнимым, результатом внеклассной краеведческой работы может стать подготовка и издание учебного пособия по географическому или биологическому краеведению. В качестве примера можно привести пособия Коршунова М.Ю. [4, 5], подготовленные с использованием краеведческих материалов, полученных благодаря организации активной и продуктивной внеклассной краеведческой работы школьников. С другими направлениями по изучению своей местности учащимися во внеучебное время можно познакомиться, изучив следующие работы [6, 7, 8].

Выводы. Таким образом, в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования реализация системно-деятельностного подхода может найти отражение в разнообразной самостоятельной учебно-исследовательской деятельности школьников во внеклассной работе при изучении географического и биологического краеведения. Полученные результаты такой деятельности безусловно носят общественно значимый характер и способствуют повышению познавательного интереса как к географическому и биологическому краеведению в частности, так и к школьным курсам географии и биологии в целом. В конечном счёте формируется функциональная грамотность учащихся.

Литература:

1. Алексеева, Е.В. Изучение биологического разнообразия растений Нижегородского края средствами учебного предмета «Биологическое краеведение» / Е.В. Алексеева // Актуальные вопросы и инновации в биологии, экологии, химии, аграрных науках и естественнонаучном образовании: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - С. 142-146

2. Бабакова, Т.А. Экологическое краеведение / Т.А. Бабакова // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 60.

3. Коршунов, М.Ю. Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М.Ю. Коршунов. - Нижний Новгород, 2009. - 24 с.

4. Коршунов, М.Ю. Географическое краеведение. Ардатовский район: Учебное пособие для учащихся 6 класса / М.Ю. Коршунов. - Нижний Новгород: Типография «Поволжье», 2009. - 80 с.

5. Коршунов, М.Ю. Географическое краеведение. Бутурлинский район: Учебное пособие для учащихся 6 класса / М.Ю. Коршунов. - Нижний Новгород: Типография «Поволжье», 2008. - 80 с.

6. Коршунов, М.Ю. Изучение географического краеведения учащимися 6-го класса во внеклассной работе / М.Ю. Коршунов // Нижегородское образование. - 2008. - № 1. - С. 178-186

7. Коршунов, М.Ю. Учебно-методический комплекс школьного курса «Географическое краеведение» как средство развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса / М.Ю. Коршунов // География и экология в школе XXI века. -2012. - № 1. - С. 77.

8. Коршунов, М.Ю. Фенологические наблюдения как пример интеграции географии и биологии при изучении краеведения во внеклассной работе / М.Ю. Коршунов, О.Н. Курдюкова // XXVI Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина 2022. - Т. II. - С. 229-232

9. Нестерова, Е.А. Формирование культуры устойчивого развития в процессе изучения географического краеведения / Е.А. Нестерова, Н.Ф. Винокурова // Орфановские чтения - 2020: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Мартиловой Н.В., Шевченко И.А. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2021. - С. 161-165

10. Носкова, О.Л. Экологическое краеведение как составляющая экологического образования / О.Л. Носкова, Г.С. Розенберг // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 1-9. - С. 2309-2312

11. Ступникова, А.Д. Школьное географическое краеведение как условие достижения образовательных результатов школьников / А.Д. Ступникова // Грани познания. - 2019. - № 3 (62). - С. 25-28

12. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. - М.: ВАКО, 2022. - 160 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат философских наук, доцент Корякина Анжелина Анатольевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

К ВОПРОСУ О ПРЕЗЕНТАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. Современная социокультурная ситуация в якутском регионе на сегодня - это модернизационный переход от общества преимущественно традиционного типа к обществу преимущественно современного типа. Соответственно с изменениями, происходящими в обществе, меняется и его культура. Настоящая статья посвящена проблеме кризиса презентации традиционной культуры в современном обществе, когда она уходит на периферию современного социокультурного пространства. Автором сделан вывод о том, что к проблеме презентации ценностей традиционной культуры необходимо подключить средства массовой информации.

Ключевые слова: традиционная культура, модернизация, кризис традиционной культуры.

Annotation. The modern socio-cultural situation in the Yakut region today is a modernization transition from a society of a predominantly traditional type to a society of a predominantly modern type. As society changes, so does its culture. This article is devoted to the problem of the crisis of presentation of traditional culture in the modern society, when it goes to the periphery of the modern socio-cultural space. The author concludes that it is necessary to involve the mass media in the problem of presenting the values of traditional culture.

Key words: traditional culture, modernization, crisis of traditional culture.

Введение. Проблема сохранения и презентации традиционной этнической культуры остро стоит на повестке дня. Интенсификация мировых процессов еще более обострила ее. Важнейшая проблема современности на сегодня - это сохранение культурного наследия и повышение его влияния на формирование культурного фундамента настоящего и будущего. Процесс модернизации, или процесс формирования современного общества, препятствует полноценному сохранению традиционного этно-культурного наследия.

В научной литературе отражены более или менее сформулированные концептуальные схемы по различным теоретическим проблемам культуры в эпоху модернизирующегося общества [1; 6] и большой объем информации о традиционной культуре как определенном объекте социально-философского познания [2; 3; 4; 8; 10].

Идеи и концепции, рассматривающие вопросы сохранения традиционных культурных ценностей, также представлены в исследованиях. Работы авторов посвящены изучению особенностей культур и их взаимодействия [5; 7; 9;11; 12].

Однако следует констатировать, что вопрос презентации традиционной культуры в кризисных условиях современного общества в целом недостаточно изучен.

Автор данной статьи стремился исследовать проявления кризиса традиционной культуры и определить способы его возможного преодоления. В данной работе подчеркивается исключительная важность и актуальность данной проблемы и активизируется внимание к ней.

В целом, в работе представлен свой взгляд на проблему презентации традиционной культуры в современном обществе, и именно в этом заключается главное основание актуальности представленного исследования.

Изложение основного материала статьи. Обобщая различные подходы к пониманию традиции, заключим, что традиция - это определенные стереотипизированные социальные формы и способы накопления и передачи социального опыта и запретов при полном или частичном отсутствии рационально осмысленного содержания социального действия.

Известно, что традиционная культура - это система определенных норм и стереотипов поведения членов этносообщества и один из главных компонентов, образующих и сохраняющих определенный этнос. Это система социально выработанных механизмов и способов деятельности, благодаря которым программируется, стимулируется и реализуется активность людей в обществе.

В традиционных культурах регулирование свободы осуществляется силой традиции, обеспечивающей воспроизведение выработанных предшествующим развитием способов поведения. Традиции эффективно действуют на основе социального контроля, который предполагает существование индивида в относительно замкнутой общности. По мере развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.