Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ'

ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ / ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ / 6 КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов Михаил Юрьевич, Курдюкова Ольга Николаевна

В статье рассмотрена интеграция географии и биологии во внеклассной работе при изучении географического краеведения в 6 классе. Представлены возможные варианты организации внеклассной работы на междисциплинарной основе. Материалы статьи будут полезны учителям географии и биологии, руководителям методических объединений, а также студентам, изучающим внеклассную работу в курсах дисциплин по методике обучения географии и биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунов Михаил Юрьевич, Курдюкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF GEOGRAPHY AND BIOLOGY IN EXTRACURRICULAR WORK IN THE STUDY OF GEOGRAPHICAL LOCAL LORE IN THE 6TH GRADE

The article considers the integration of geography and biology in extracurricular work in the study of geographical local lore in the 6th grade. Possible options for organizing extracurricular work on an interdisciplinary basis are presented. The materials of the article will be useful for teachers of geography and biology, heads of methodological associations, as well as students studying extracurricular work in courses of disciplines on the methodology of teaching geography and biology.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ»

«партитуры», например спектакля, это серьезная звукорежиссерская работа, которую ученики выполняют с большим интересом. Многие из них ранее не пользовались авторитетом у одноклассников, стеснительные, замкнутые, вдруг раскрываются, понимая, что нельзя подвести, занимаясь важной частью большого дела в постановке спектакля или концерта, выставки или образовательной программы.

Известно, что многим учащиеся комфортнее общаться в Интернете, чем общаться с одноклассниками и учителями «вживую». С появлением новых форм коммуникации у педагога актуализируется задача, прежде всего, разобраться с общедоступными инструментами коммуникации, изучить возможности тех или иных сервисов, так, чтобы раскрыть риски «погружения» в новый формат гипермедиа для ученика. Меняются способы взаимодействия в обществе и дистанционное образование, вызванное, например, особыми социальными проблемами современной системы здравоохранения, требует развития и внедрения новых информационных технологий и обусловливает запрос на специалистов в этой области.

Особую значимость информационные технологии имеют для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечают исследователи в области инклюзивного образования, это обеспечение доступа к информационным ресурсам интернет, который раздвигает границы общения, имеющий жизненно важный и часто реабилитационный характер, ведь для таких детей возможность интернет-общения - единственный доступ к окружающему миру [4]. Формирование базы информационных ресурсов по эстетическому воспитанию: художественные альбомы, дидактическая литература, электронные издания, периодические издания по искусству, разработка путеводителей по электронным ресурсам обеспечивает детей нужной информацией.

Особое место в области художественного образования детей с особыми образовательными потребностями занимает проектная деятельность. С развитием информационных коммуникационных технологий появилась возможность формирования творческого мышления у детей и молодежи, имеющих опыт взаимодействия с техногенной средой (компьютерные игры, мультимедиа, телевидение и т.п.). Нельзя оставить этих детей без внимания, ведь у них, порой, уже сформировано другое восприятие, развитие которого невозможно без освоения «новых электронных средств выражения» [3].

Выводы. Идея педагогически организованной, творчески нацеленной образовательной среды, соединяющей виртуальные и реальные «живые» формы творческой деятельности, предполагает вовлеченность в актуальные для социума проблемы. Поддержка неблагополучных семей, шефство над дошкольными учреждениями, работа с ветеранами войн и старыми людьми - важная часть волонтерских движений в области музыкально-просветительской, театральной, изобразительной деятельности. Коллективное социокультурное виртуальное пространство, основанное на синтезе разных видов искусства с использованием современных мультимедийных возможностей как форма раскрытия творческого потенциала и детей, и взрослых, сегодня обретает особую социальную важность и требует насыщения этого пространства материалами, идущими от искусства, способными бороться с фальшь-культурой и низменными суррогатными образцами как во время очных, так и дистанционных форм просветительной работы с детьми, студентами и педагогами.

Литература:

1. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России: Монография / Т.А. Копцева. - М.: Альтекс, 2006. - 346 с.

2. Копцева, Т.А. Методические рекомендации по функционированию модели культурной воспитывающей среды образовательной организации в процессе реализации проекта «Передвижничество» / Т.А. Копцева, Е.В. Ковалев // Методические рекомендации для реализации практико-ориентированной вариативной модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях / науч. ред. Е.Н. Пирязева, общ. ред. Е.П. Олесина / Т.А. Копцева, Е.В. Ковалев. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. - 473 с.

3. Селиванов, Н.Л. Компьютерная педагогика в художественном образовании детей и подростков: Теоретические основы и опыт внедрения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20l26528 (дата обращения 01.12.2022).

4. Салахов, Р.Ф. Информационные технологии в процессе художественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Р.Ф. Салахов // В мире научных открытий - 2015. - №11. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25123163 (дата обращения 01.12.2022).

5. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н.Узнадзе. - Спб. и др.,: Издательский дом "Питер", 2001. - 416 с.

6. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 198 с.

7. Шацкая, В.Н. Программа и методическая записка о ведении хора / В.Н. Шацкая // Художественное воспитание в школе I ступени. Материалы к составлению программ. - М.: Работник просвещения, 1925. - С. 73- 82

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Коршунов Михаил Юрьевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург); доктор сельскохозяйственных наук, профессор Курдюкова Ольга Николаевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

Аннотация. В статье рассмотрена интеграция географии и биологии во внеклассной работе при изучении географического краеведения в 6 классе. Представлены возможные варианты организации внеклассной работы на междисциплинарной основе. Материалы статьи будут полезны учителям географии и биологии, руководителям методических объединений, а также студентам, изучающим внеклассную работу в курсах дисциплин по методике обучения географии и биологии.

Ключевые слова: внеклассная работа по географическому краеведению, интеграция географии и биологии, 6 класс. Annotation. The article considers the integration of geography and biology in extracurricular work in the study of geographical local lore in the 6th grade. Possible options for organizing extracurricular work on an interdisciplinary basis are presented. The materials of the article will be useful for teachers of geography and biology, heads of methodological associations, as well as students studying extracurricular work in courses of disciplines on the methodology of teaching geography and biology.

Key words: extracurricular work on geographical local history, integration of geography and biology, 6th grade.

Введение. Современный этап развития системы образования характеризуется эпохой реформирования. Одним из последних значимых преобразований является принятый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения и внедрённый с первого сентября 2022 года в школах нашей страны. Как и в предыдущем стандарте, так и в действующем основное место отводится системно-деятельностному подходу. Системно-деятельностный подход подразумевает активное вовлечение учащихся в различные виды познавательной самостоятельной деятельности. Это положение, следовательно, предполагает построение учебно-воспитательного процесса не в пассивном, а в активном формате. Современные школьники должны не просто знать определённый объём учебной информации, но и уметь её искать, преобразовывать и использовать для решения разнообразных учебных задач. В этом плане большими возможностями обладает школьное географическое краеведение во внеклассной работе путём интеграции географии и биологии.

Изложение основного материала статьи. Школьное краеведение в целом, так и географическое в частности, интересовало в прошлом и привлекает к себе внимание в настоящее время большое количество учёных, педагогов и учащихся. Это подтверждается публикациями в рецензируемых научных журналах, находящимися в открытом доступе, а также других научных работах. В статье Бекетовой С.И., Камахиной Р.С., Лохотской Л.А. [1] говорится о формировании научного мировоззрения школьников в процессе интеграции географии и биологии. Авторами проанализированы программы по географии и биологии учебно-методических комплексов «Сферы» и предложены возможные пути интеграции обозначеннных учебных предметов. Статья Бочкарёвой О.Н., Паниной М.В., Бергардт А.А. [2] освещает интеграцию физики, химии, биологии и географии в процессе организации и проведения краткосрочных полевых исследовательских школ. Авторами приводятся темы школьных проектов по изучению окружающей природной среды. В своей статье Брылёв В.А. и Ступникова А.Д. [3] отмечают, что основу регионального содержания школьной географии закладывает научное краеведение. На примере Волгоградской области показывают примеры организации учебного и внеклассного краеведения. Винокурова Н.Ф., Фадеева Е.А. и Асташина Д.А. [4] особое внимание уделяют географическому краеведению как средству формирования у школьников эстетического отношения к природе своей малой Родины. Авторами разработана методика и выделены этапы формирования эстетического отношения. Как отмечают Зулхарнаева А.В. и Федянцева О.О. [5] во время внеурочной деятельности в процессе изучения географического краеведения можно сформировать образ ландшафта своей местности через использование мировоззренческих идей и культурно-экологический подход. В работах Коршунова М.Ю. и Курдюковой О.Н. [6, 7, 8, 9] говорится об изучении географического краеведения шестиклассниками во внеклассной работе посредством вовлечения их в самостоятельную деятельность, описывается опыт работы на примере Бутурлинского района Нижегородской области; о применении исследовательского метода обучения при изучении географии своего края; об особенностях и перспективах организации фенологических наблюдений, учащихся во внеклассной работе. В своей статье Петрова Р.Ф. и Сергеева Т.Б. [10] делятся опытом проведения интегрированного урока по географии и биологии, а также проблемами его реализации. Авторами разработаны задания для викторины по теме «Многообразие млекопитающих». В статье Петунина О.В. [11] рассматриваются способы межпредметной интеграции школьных предметов (физика, химия, биология, экология, география). Автор акцентирует внимание на том, что интеграция естественнонаучных дисциплин является актуальной проблемой. В своей статье Сухов В.П. и Тимербаева З.Ш. [12] акцентируют внимание на интеграции школьных курсов биологии и географии на основе единства способов познания. Авторы подчёркивают важность интеграции учебных предметов и отмечают, что она является наиболее интенсивно развивающимся направлением на совремееном этапе развития школьного образования. В статье Тюньковой И.А. [13] выдвинуто положение об активном краеведении в школьном образовании. Автор приводит опыт организации соревнований школьников по городскому ориентированию. Вместе с тем, вопрос об интеграции географии и биологии в 6 классе при изучении географического краеведения во внеклассной работе ранее не рассматривался.

В соответствии с ФГОС основного общего образования результатами обучения любого школьного предмета являются предметные, метапредметные и личностные. Именно метапредметные результаты в контексте системно-деятельностного подхода предполагают освоение учащимися определённых способов деятельности на стыке нескольких школьных дисциплин. Поэтому в настоящее время наблюдается усиление межпредметных связей как школьных курсов вообще, так и географии с биологией в частности.

Огромным образовательным и воспитательным потенциалом во внеклассной работе по географическому краеведению с целью интеграции географии и биологии обладает природоведческий музей своей местности. Это объясняется тем, что, как правило, учитель географии в вопросах ботаники подготовлен слабее учителя биологии и испытывает определённые трудности в определении видов растений своей местности. В свою очередь, учитель биологии бывает в затруднении по определению типов почв, материнских пород, а также микроклиматических условий произрастания местных растений и в выявлении их географического положения. По меткому выражению классика отечественной педагогики К.Д. Ушинского «дать хорошие знания может только знающий учитель». Следовательно, для получения положительных результатов во внеклассной работе по изучению своего края необходима интеграция учителей географии и биологии. Именно под их совместным руководством учащиеся 6 классов, начинающие изучать начальные курсы географии и биологии, построенные на краеведческом принципе, смогут проявить свою познавательную самостоятельную деятельность на достаточно высоком уровне для их возраста.

В самом начале работы по созданию природоведческого музея своего края учителя географии и биологии должны организовать учащихся, чтобы подобрать научную литературу и картографические материалы, относящихся к территории исследования. После этого необходимо тщательно проанализировать собранную информацию и определить каких сведений не хватает для школьного природоведческого музея. Как только будут определены «белые пятна», следует вновь обратиться к источникам информации, но уже тех, в которых говорится о методах изучения своей местности. В заключении первого, достаточно продолжительного, организационного этапа мы рекомендуем провести промежуточную конференцию, на которой школьники расскажут о том, что уже известно о природе края, какой информации не хватает и какие нужно провести исследования, чтобы восполнить этот пробел. Данная конференция носит подготовительный пропедевтический характер.

На втором - основном - этапе происходит вовлечение школьников в поисковую исследовательскую деятельность. Этот период характеризуется многочисленными экскурсиями и походами по своей местности с целью изучения её природных комплексов. Школьники под руководством учителей географии и биологии, например, собирают типичные растения различных фитоценозов (луговых, степных, лесных, прибрежно-водных, водных и болотных).

Типичными растениями луговых фитоценозов являются: горошек мышиный (Vicia cracca L.), чина луговая (Lathyrus pratensis L.), клевер луговой (Trifolium pratense L.), тимофеевка луговая (Phleum pratense L.), мятлик луговой (Poa pratensis L.), лисохвост луговой (Alopecurus pratensis L.), пижма обыкновенная (Tanacetum vulgare L.), тысячелистник

обыкновенный (Achillea millefolium L.), нивяник обыкновенный (Leucanthemum vulgare Lam.), лютик едкий (Ranunculus acris L.), вероника длиннолистная (Veronica longifolia L.), зверобой продырявленный (Hypericum perforatum L.), колокольчик раскидистый (Campanula patula L.).

Типичными растениями степных фитоценозов являются: ковыль перистый (Stipa pennata L.), шалфей эфиопский (Salvia aethiopis L.), тюльпан Геснера (Tulipa suaveolens Roth), адонис весенний (Adonis vernalis L.), хвойник двухколосковый (Ephedra distachya L.), тимофеевка степная (Phleum phleoides (L.) H. Karst.), подмаренник настоящий (Galium verum L.), зверобой продырявленный (Hypericum perforatum L.).

Типичными растениями лесных фитоценозов являются: липа сердцевидная (Tilia cordata Mill.), дуб черешчатый (Quercus robur L.), береза повислая (Betula pendula Roth), сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.), черника обыкновенная (Vaccinium myrtillus L.), ландыш майский (Convallaria majalis L.), купена лекарственная (Polygonatum multiflorum (L.) All.), копытень европейский (Asarum europaeum L.), пролеска сибирская (Scilla siberica Haw.), чистотел большой (Chelidonium majus L.), недотрога обыкновенная (Impatiens noli-tangere L.), гравилат городской (Geum urbanum L.), земляника лесная (Fragaria vesca L.), норичник шишковатый (Scrophularia nodosa L.), купырь лесной (Anthriscus sylvestris (L.) Hoffm.), сныть обыкновенная (Aegopodium podagraria L.).

Типичными растениями прибрежно-водных фитоценозов являются: стрелолист обыкновенный (Sagittaria sagittifolia L.), частуха подорожниковая (Alisma plantago-aquatica L.), сусак зонтичный (Butomus umbellatus L.), аир болотный (Acorus calamus L.), калужница болотная (Caltha palustris L.), ирис ложноаирный (Iris pseudacorus L.), рогоз широколистный (Typha latifolia L.), тростник южный (Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud.), ежеголовник всплывающий (Sparganium emersum Rehmann).

Типичными растениями водных фитоценозов являются: кувшинка белая (Nymphaea alba L.), кубышка желтая (Nuphar lutea (L.) Sm.), рдест плавающий (Potamogeton natans L.), элодея канадская (Elodea canadensis Michx.), телорез алоэвидный (Stratiotes aloides L.), водокрас лягушачий (Hydrocharis morsus-ranae L.), турча болотная (Hottonia palustris L.), рогульник плавающий (Trapa natans L.), многокоренник обыкновенный (Spirodela polyrhiza (L.) Schleid.), ряска малая (Lemna minor L.), сальвиния плавающая (Salvinia natans (L.) All.).

Типичными растениями болотных фитоценозов являются: клюква болотная (Oxycoccus palustris Pers.), росянка круглолистная (Drosera rotundifolia L.), пушица стройная (Eriophorum gracile W.D.J. Koch), брусника обыкновенная (Vaccinium vitis-idaea L.), сфагнум болотный (Sphagnum palustre L.).

Третий - заключительный - этап предполагает обобщение и систематизацию собранных краеведческих материалов из литературных и картографических источников, полевых практических и камеральных работ, оформление полученных данных. После выполнения перечисленных видов работ мы рекомендуем организовать итоговую конференцию, на которой школьники представят результаты своих учебно-исследовательских работ, например, гербарии, коллекции беспозвоночных, фотографии растений и животных, флористические и фаунистические списки, описания экологической ситуации, картографические материалы района исследования, комплексные характеристики типичных природных комплексов своей местности. В ходе проведённых работ оформляется природоведческая тематическая выставка, которая в дальнейшем, с учётом пополнения новыми экспонатами, может перерасти в полноценный школьный природоведческий музей.

Выводы. Таким образом, такая многогранная деятельность, организованная во внеклассной работе по географическому краеведению на стыке географии и биологии, безусловно имеет не только общественно-полезное значение, но и повышает познавательный интерес школьников к изучению географии и биологии, мотивирует учащихся на проведение учебно-исследовательских работ, воспитывает патриотические чувства к своей малой Родине. Поэтому интеграция географии и биологии во внеклассной работе при изучении географического краеведения в 6 классе является важным направлением в дальнейших научно-педагогических исследованиях.

Литература:

1. Бекетова, С.И. Интеграция учебных предметов «География» и «Биология» как условие формирования научного мировоззрения учащихся / С.И. Бекетова, Р.С. Камахина, Л.А. Лохотская // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 1. - С. 42.

2. Бочкарёва, О.Н. Интеграция предметных областей физики, химии, биологии и географии при проведении полевых исследовательских школ / О.Н. Бочкарёва, М.В. Панина, A.A. Бергардт // Физика в школе. - 2019. - № 4. - С. 31-35

3. Брылёв, В.А. Научное краеведение как основа регионального содержания школьной географии / В.А. Брылёв,

A.Д. Ступникова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2 (145). -С. 60-65

4. Винокурова, Н.Ф. Географическое краеведение как средство формирования у учащихся эстетического отношения к природе / Н.Ф. Винокурова, Е.А. Фадеева, Д.А. Асташина // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 62-3. - С. 37-40

5. Зулхарнаева, А.В. Методика формирования образа ландшафта во внеурочной деятельности школьников по географическому краеведению / А.В. Зулхарнаева, О.О. Федянцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 146-149

6. Коршунов, М.Ю. Изучение географического краеведения учащимися 6-го класса во внеклассной работе / М.Ю. Коршунов // Нижегородское образование. - 2008. - № 1. - С. 178-186

7. Коршунов, М.Ю. Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Коршунов Михаил Юрьевич. - Нижний Новгород, 2009. - 24 с.

8. Коршунов, М.Ю. Учебно-методический комплекс школьного курса «Географическое краеведение» как средство развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса / М.Ю. Коршунов // География и экология в школе XXI века. -2012. - № 1. - С. 77.

9. Коршунов, М.Ю. Фенологические наблюдения как пример интеграции географии и биологии при изучении краеведения во внеклассной работе / М.Ю. Коршунов, О.Н. Курдюкова // XXVI Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. - Т. II. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 229-232

10. Петрова, Р.Ф. Интегрированный урок географии и биологии: опыт и проблемы реализации / Р.Ф. Петрова, Т.Б. Сергеева // География: развитие науки и образования. Коллективная монография по материалам ежегодной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции LXXII Герценовские чтения, посвященной 150-летию со дня рождения В.Л. Комарова, 135-летию со дня рождения П.В. Гуревича, 90-летию со дня рождения

B.С. Жекулина. - Т. II. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 432-436

11. Петунин, О.В. Способы межпредметной интеграции школьных естественнонаучных дисциплин / О.В. Петунин // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 2. -

C. 32-35

12. Сухов, В.П. Интегрированный курс географии и биологии: системно-деятельсностный подход / В.П. Сухов, З.Ш. Тимербаева // Биология в школе. - 2010. - № 4. - С. 19-22

13. Тюнькова, И.А. Активное краеведение в школьном образовании / И.А. Тюнькова // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - Т. 9. - № 2-2. - С. 239-243

Педагогика

УДК 372.881.111.1

старший преподаватель Котрикадзе Елена Важаевна

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (г. Москва); старший преподаватель Жаркова Людмила Ивановна

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В

ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования грамматической компетентности соискателей на занятиях по иностранному языку по профессиональному направлению, ведь неотъемлемой составляющей всех учебных ситуаций в процессе изучения иностранного языка является грамотное применение различных грамматических конструкций, без которых невозможно полноценное общение ни в устной, ни в письменной форме. Путем анализа и обобщения проведенных исследований показано, что грамматический аспект является основным принципом изучения английского языка студентами вузов; выделен методологический принцип изучения грамматики; выявлена необходимость усвоения грамматики с помощью обучающих упражнений.

Ключевые слова: грамматика английского языка, иноязычная грамматическая компетенция, грамматические навыки, грамматические знания, этапы работы, упражнения.

Annotation. The article considers the problem of the formation of grammatical competence of applicants in foreign language classes in the professional direction, after all, an integral component of all educational situations in the process of learning a foreign language is the competent use of various grammatical constructions, without which it is impossible to fully communicate either orally or in writing. By analyzing and summarizing the conducted research, it is shown that the grammatical aspect is the main principle of learning English by university students; the methodological principle of studying grammar is highlighted; the need for mastering grammar with the help of training exercises is revealed.

Key words: English grammar, foreign language grammatical competence, grammatical skills, grammatical knowledge, stages of work, exercises.

Введение. Современные приоритеты в области образования ориентированы на подготовку специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом, развитыми профессиональными компетенциями, способных к самореализации и саморазвитию. Рост потребностей в различных видах коммуникации между обществами и индивидами с различными языковыми и культурными особенностями вызывает потребность значительных перемен в подходах к методике преподавания и содержанию обучения иностранным языкам (ИЯ). В связи с чем знание ИЯ становится важнейшей предпосылкой межличностных, межкультурных и профессиональных коммуникаций.

При обучении иноязычному общению важное место в учебном процессе занимает грамматика, которая в определенной степени является тем каркасом, на котором основана лексика. Обучение грамматике, в том числе точному оформлению высказываний, осознанию грамматических форм в устной и письменной речи осуществляется в ходе развития грамматических навыков. Данный процесс сопровождается многочисленными трудностями, усугубленными наличием терминов и правил грамматики, а также значительным количеством исключений. Таким образом, одной из основных проблем достижения высокого уровня профессионального общения на ИЯ является совершенствование грамматического аспекта при изучении ИЯ по профессиональному направлению.

Грамотное применение различных грамматических конструкций является неотъемлемой составляющей всех учебных ситуаций в процессе изучения ИЯ по профессиональному направлению, ведь без знаний грамматики невозможно адекватное общение как в устной, так и в письменной форме. Именно поэтому формирование грамматической компетентности (далее - ГК) студентов неязыковых вузов является важной составляющей учебного процесса, одним из факторов формирования качественных, не поверхностных знаний ИЯ.

Таким образом, принимая во внимание задачи, которые определены в программе по английскому языку по профессиональному направлению, следует развивать ГК студентов вузов, которая необходима для эффективного участия в тех ситуациях профессионального направления, в которых должно оказаться студент-специалист. Поэтому возникла необходимость пересмотра подходов к формированию грамматической иноязычной компетенции студентов вузов.

Значимость проблемы формирования ГК привлекала внимание многих ученых, исследования которых были посвящены определению содержания обучения грамматического материала [9], поиску рациональных и эффективных методов преподавания [10]. Этот вид компетенции, как отмечено в [3], позволяет тем, кто ею обладает, чувствовать себя практически на уровне с носителями языка, что является шагом к адекватному владению ИЯ, то есть способностью оперировать изученным языком в повседневных ситуациях на уровне, максимально приближенном к уровню носителей языка.

Перечисленные исследования не исчерпывают всех аспектов проблемы формирования ГК, в частности, не рассмотренным остается вопрос формирования профессионально-ориентированной англоязычной ГК. Именно поэтому мы считаем актуальным и необходимым рассмотреть этот аспект указанной проблемы.

Целью статьи является исследование условий формирования англоязычной ГК студентов неязыковых вузов на практических занятиях по английскому языку.

При осуществлении исследования был выбран качественный подход к исследованию. В ходе исследования в соответствии с целью исследования через поисковую систему Google.com был осуществлен отбор источниковой базы исследования по ключевым словам «грамматика английского языка», «иноязычная грамматическая компетенция», «грамматические навыки», «грамматические знания».

Результаты исследования были получены посредством использования общенаучных методов анализа, синтеза, обобщения при изучении источниковой базы исследования по проблеме формирования ГК студентов в процессе изучения английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.