Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюкова Ольга Николаевна, Коршунов Михаил Юрьевич

В данной статье рассматривается экологическая направленность краеведческого материала при изучении школьных курсов биологии и географии. Предлагаются ряд направлений реализации краеведческого принципа экологической направленности в процессе изучения школьной биологии и географии. Приведены конкретные примеры тем из обозначенных курсов с целью продуктивного использования краеведческого материала. Материалы статьи будут интересны учителям биологии и географии, а также студентам, проходящим разнообразные практики в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курдюкова Ольга Николаевна, Коршунов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL FOCUS LOCAL HISTORY MATERIAL IN THE STUDY OF SCHOOL BIOLOGY AND GEOGRAPHY COURSES

This article examines the ecological orientation of local history material in the study of school biology and geography courses. A number of directions for the implementation of the local history principle of ecological orientation in the process of studying school biology and geography are proposed. Specific examples of topics from the designated courses are given for the purpose of productive use of local history material. The materials of the article will be of interest to biology and geography teachers, as well as students undergoing various practices at school.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ»

суждений, отсутствие авторитета должности или личности, влияющих на выбор альтернатив, и обобщить полученные результаты.

Сущность метода экспертных оценок заключается в индивидуальном и логическом анализе суждения экспертов и количественной их оценке по решаемой проблеме. Этот метод применяется при неопределенности значимости факторов.

Область применения экспертных оценок:

- для составления перечня возможных событий и определение временного промежутка наступления событий;

- для определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

- определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтительности;

- альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

- альтернативные варианты применения решения в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для математической обработки экспертной информации применяются следующие методы: усредненная оценка всех членов экспертной комиссии, определение результирующего экспертного мнения, которое наиболее близко к суждению каждого члена экспертной комиссии, статистические модели ранжирования альтернатив. Они располагаются в порядке возрастания. Затем из альтернатив отбирается более предпочтительная.

Данный метод в плане его реализации удобен и прост для отработки на практике принятия решения и формирования коллективной оценки в рамках таких дисциплин как «Финансовый менеджмент», «Финансовые риски», «Финансы организаций» и другие.

Выводы. Таким образом можно утверждать, что методы научного исследования, рассмотренные выше эффективны и широко применимы при изучении процессов финансово-экономического характера в рамках дисциплин профессионального блока профиля «Финансы и страхование». Постепенное включение исследовательской деятельности различных видов в практические занятия таких дисциплин как «Финансовый менеджмент», «Финансовые риски», «Финансы организаций», «Страхование» позволят не только качественно закрепить материал, изученный ранее, но и продемонстрировать практическую направленность использования математического, логического и финансового аппарата совместно, что даст более качественную подготовку и разовьет критическое мышление обучающегося.

Литература:

1. Винникова, И.С. Современные методы преподавания экономических дисциплин в вузе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, Е.В. Власова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. -Т. 9. - № 9-2. - С. 5-10

2. Зверева, Л.Г. Современные тенденции развития методики обучения математике / Л.Г. Зверева, Н.В. Корманенко, Ю.С. Кузнецова // The Scientific Heritage. - 2019. - № 40-3(40). - С. 16-18

3. Лабзина, П.Г. Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза / П.Г. Лабзина // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-4. (дата обращения 10.12.22). DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-4

4. Одинцова, Л.А. Организация исследовательской деятельности студентов как фактор освоения профессиональных компетенций / Л.А. Одинцова, О.В. Борисенко // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 44.

5. Шестакова, Л.Г. Сочетание теоретической и практической подготовки в обучении методике математики студентов непедагогических направлений / Л.Г. Шестакова // Актуальные проблемы математики и естественных наук: Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию доцента Р.А. Акбердина, Петропавловск, Барнаул, Сургут, Новосибирск, 04 февраля 2022 года. - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2022. - С. 485-490

6. Шкунова, А.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития / А.А. Шкунова, К.А. Плешанов // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4(21). - С. 4. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-4. (дата обращения 10.12.22). DOI 10.26795/2307-1281-2017-4-4.

Педагогика

УДК 372.891

доктор сельскохозяйственных наук, профессор Курдюкова Ольга Николаевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Коршунов Михаил Юрьевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ

КУРСОВ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается экологическая направленность краеведческого материала при изучении школьных курсов биологии и географии. Предлагаются ряд направлений реализации краеведческого принципа экологической направленности в процессе изучения школьной биологии и географии. Приведены конкретные примеры тем из обозначенных курсов с целью продуктивного использования краеведческого материала. Материалы статьи будут интересны учителям биологии и географии, а также студентам, проходящим разнообразные практики в школе. Ключевые слова: краеведческий материал, экологическое образование и воспитание, естественные науки. Annotation. This article examines the ecological orientation of local history material in the study of school biology and geography courses. A number of directions for the implementation of the local history principle of ecological orientation in the process of studying school biology and geography are proposed. Specific examples of topics from the designated courses are given for the purpose of productive use of local history material. The materials of the article will be of interest to biology and geography teachers, as well as students undergoing various practices at school.

Key words: local history material, environmental education and upbringing, natural sciences.

Введение. Экологическое образование и воспитание школьников на современном этапе развития системы образования занимает одно из ведущих направлений. Школьные курсы биологии и географии обладают огромным потенциалом в использовании разнообразного краеведческого материала с целью экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Через эколого-краеведческие материалы можно формировать не только определённую естественнонаучную картину мира, но и вовлекать в учебно-познавательную деятельность репродуктивного и творческого

характера, а также формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к природе своей местности. Именно через реализацию системно-деятельностного подхода в контексте Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования успешнее всего можно раскрыть образовательный и воспитательный потенциал краеведческого материала экологической направленности в школьных курсах биологии и географии.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе проблемой экологического образования и воспитания в биологическом образовании занимались Н.Д. Андреева, Е.Н. Дзятковская, Л.М. Дробышева, Т.В. Иванова,

A.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, О.С. Монгуш, И.Т. Суравегина, Л.В. Пивоварова, М.А. Якунчев, а в географическом -Г.Ю. Арнаутов, И.И. Баринова, С.В. Васильев, Н.Ф. Винокурова, Ю.Н. Гладкий, Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Т.С. Комиссарова, Б.И. Кочуров, О.М. Кривошапкина, А.М. Макарский, В.П. Максаковский,

B.В. Николина, Н.Н. Петрова, В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров и многие другие [1, 2, 3, 5, 6, 7, 11, 12, 13].

Одним из условий эффективного экологического воспитания и улучшения профессональной подготовки студентов является использование краеведческого материала [12]. Именно организации непосредственно эколого-краеведческой работы с обучающимися придается педагогами важнейшее и самостоятельное значение [4, 8, 9]. Краеведение рассматривается ныне как важнейший дидактический принцип экологического воспитания, а применение краеведческого материала дает возможность изучать проблемы окружающей среды на конкретных примерах в их историческом развитии [10, 12].

На его основе могут составляться различные иллюстрационные и демонстрационные материалы: гербарии, коллекции, карты, схемы, макеты, муляжи, фотографии, рисунки и т.д. При этом, слудует подчеркнуть, что в учебном процессе через содержание краеведческого материала реализуется не только развивающая и учебная цель, но и воспитательная. В частности, при проведении вечеров, конференций, викторин, олимпиад, посредством выпуска стенгазет по экологической тематике, экологических альманахов и т.д. [9, 10, 12].

Однако, опыт показывает, что в некоторых случаях учителя школ испытывают затруднения в выборе объектов экологической направленности из местной флоры при изучении ряда тем школьного курса ботаники, полезных ископаемых, почв и других объектов в курсе географии. В связи с этим нами предлагаются ряд направлений реализации краеведческого принципа экологической направленности при изучении школьных курсов биологии и географии.

В частности, использование краеведческого материала с эколого-краеведческой и воспитательной целью можно рассмотреть на примере изложения раздела «Растения» или курса ботаники. Так, при рассмотрении видового разнообразия растений (хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных) уместно использовать материалы местной флоры города Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Знакомство с хвощами, папоротниками и плаунами удобно проводить на таких распространенных местных видах, как хвощ лесной, хвощ полевой, хвощ луговой, кочедыжник женский, щитовник мужской, орляк обыкновенный, баранец обыкновенный, плаун булавовидный и др.

Во время изучения голосеменных следует напомнить о произрастании разных видов растений этого отдела в естественных лесах Ленинградской области и городских искусственных насаждениях: ели европейской, лиственницы европейской, можжевельника обыкновенного, пихты сибирской, сосны обыкновенной, туи западной и др.

Изучение разнообразия цветковых растений целесообразно рассматривать на примерах растительного мира садов и парков Санкт-Петербурга и его окрестностей, так как в них представлены многие весьма разнообразные семейства и рода покрытосеменных. При этом необходимо обязательно напомнить о дикорастущих газонных, декоративных, красивоцветущих (гребенник обыкновенный, клевер ползучий, лапчатка гусиная, маргаритка многолетняя, нивяник обыкновенный, первоцвет весенний, ветреница дубравная, шиповник морщинистый, вереск обыкновенный, льнянка обыкновенная и др.), лекарственных (ландыш майский, толокнянка обыкновенная, багульник болотный, лапчатка прямостоячая и др.), пищевых (малина лесная, черника обыкновенная, клюква болотная, брусника обыкновенная, лещина обыкновенная и др.), кормовых (ежа сборная, лисохвост луговой, тимофеевка луговая, клевер луговой и др.) и др. растениях. Эти растения целесообразно представлять и демонстировать в виде живых объектов, гербарных образцов и коллекций семян, акцентируя внимание на богатую городскую растительность, отражающую черты антропогенной трансформации и в то же время разнообразие местной бореальной и неморальной флоры.

Нельзя не обратить внимние и на редкие растения Ленинградской области, отметив, что среди них имеются виды, занесенные в Красную книгу (астрагал датский, вайда красильная, золототысячник обыкновенный, колокольчик болонский, незабудка ветвистая, фиалка топяная и др.). Эти растения необходимо показать на фотографиях и рисунках, тем самым доказывая необходимость бережливого отношения к растениям, недопустимость сбора их без специальных разрешений.

Интересно будет обучающимся узнать и об экзотических растениях, встречающихся на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, например, арония Мичурина, граб обыкновенный, клен сахарный, магония падуболистная, рододендрон даурский, самшит вечнозеленый, хамомелис японский и др., которые произрастают главным образом в садах и парках в небольших количествах.

Целесообразным является проведение экскурсий экологическими тропами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В даном случае обучающиеся не только будут воспринимать материал на слух, но и смогут его лучше усвоить благодаря зрительному восприятию. Известно, что обучающиеся запоминают приблизительно 10%, того, что слышат, 20% - того, что они читают, 50% - того, что видят, и 90% того, что делают [8].

В связи с этим, как во время занятий, так и в ходе экскурсий необходимо неоднократо подчеркивать, что растительный мир требует нашей охраны и бережливого отношения к нему с тем, чтобы число видов растений, которые заносятся в Красные книги, не становилось больше. При этом обучающимся в школьном возрасте необходимо закладывать понимание того, то человек способен как уничтожить, так и сохранить уникальный мир природы. Это в свою очередь способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде и накоплению собственного опыта решения экологических проблем.

При условии использования такого материала в обучающихся повышается заинтересованность, появляется потребность и готовность защиты и охраны природы.

Целесообразным является использование краеведческого материала и при изучении других естественных наук, что особенно характерно, например, для школьного курса «Общей географии». Так, при изучении темы «Недра и их охрана» в разделе «Оболочки Земли» очень важно представить коллекцию полезных ископаемых, с которых выделить породы, которые распространены в Ленинградской области: топливно-энергетические (торф, горючие сланцы), рудные (железо-марганцовые, бокситы, доломиты), природные строительные материалы (гранит, песчаник, известняк, песок, глина, облицовочный камень), агрохимическое сырье (фосфориты) и др. То же касается и почв. Необходимо представить коллекцию почв, обратив внимание на те, которые распространены в Ленинградской области (подзолистые, дерново-подзолистые, дерново-карбонатные, торфяные, болотные).

Во время изучения вод суши (рек, озер, болот) стоит демонстрировать картины, рисунки, фотографии ландшафтов и пейзажей рек, в частности Невы, Луги, Свири, Плюссы и др.; озер - Ладожского, Онежского, Суходольского, Мелководного, Красного, Вуокса, Отрадного и др.; прудов - Нижнего, Лебяжего, Большого, Дворцового, Ольгиного, Розовопавильонного др.; болот - Ламминсуо, Озерного, Гонтового, Глебовского, Мшинского, Лазоревского и др. При этом необходимо обратить внимание обучающихся на то, что Ленинградская область и Санкт-Петербург в силу геологического строения и климатических условий отличаются огромным числом рек, озер, прудов и болот. Посредством демонстрации картин, фотографий, декламирования стихов, зачитывания отрывков литературных произведений, в которых дается описание водных объектов Санкт-Петербурга и области, необходимо также привить понимание необходимости охраны водных ресурсов.

При изучении темы «Географическая оболочка» необходимо предусмотреть практическую работу на местности. Обучающиеся должны ознакомиться с компонентами природы своей местности, изучить связи между ними на примерах таких компонентов как пойма, овраг, озеро, лес и т.д.

Проведение практичекой работы со обучающимися для ознакомения с компонентами природы нами использовались также местные парки Нижний (Отдельный), Павловский, Александровский, Баболовский, где обучающиеся достаточно легко могли выявить связи между отдельными компонентами природы и влияния на них человека. Примером может быть: под хвойными лесами, где произрастают ели и сосны, при достаточном количестве осадков и умеренных температурах воздуха сформировались подзолистые почвы, нижний ярус растений на них представлен тенелюбивыми растениями (кислица обыкновенная, копытень европейский, марьянник лесной, одноцветка крупноцветковая и др.).

Влияние человека на природные компоненты четко прослеживается по наличию в составе фитоценозов ранее акклиматизированных и экзотических растений, несвойственных природным экосистемам (краснодев гибридный, подсолнечник однолетний, тимян ползучий, хоста волнистая и др.) и до сих пор произрастающих в этих парках, усиливая разнообразие флоры. Кроме этого, обучающиеся могут увидеть негативное влияние человека на природу: засоренность, захламленность, неконтролируемое или целенаправленное уничтожение естественной растительности при планировке, застройке парков, интенсином вытаптывании, скашивании и т.д.

По теме «Природа и население своей местности» также необходимо максимально использовать краеведческий материал: коллекции полезных ископаемых, насекомых, почв, гербарии, описание объектов, пейзажные фотографии, записи пения птиц, характерных для данной местности и т.д.

Выводы. Таким образом, на занятиях по ботанике или изучении раздела «Растения» в курсе биология целесобразно применять такие формы как демонстрация гербариев, макетов, рисунков, фотографий и методы - конференции, викторины, выпуск стенгазет на экологические темы и т.д. с использованием краеведческого материала, обращая внимание на коренные (аборигенные), раритетные и хозяйственно полезные компоненты растительного мира. Курс географии предусматривает использование краеведческого материала экологической направленности посредством таких методов как демонстрация коллекций минералов, почв, ландшафтных иллюстраций. Кроме этого, осуществлению экологического подхода способствуют запланированные практические работы на местности, во время которых закладываются основы ценностных ориентаций обучающихся, понимание ними взаимосвязей между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой и необходимость соблюдения в повседневной жизни правил поведения в природе.

Литература:

1. Васильев, С.В. Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования: монография / С.В. Васильев, М.И. Подболотова. - Москва: МГПУ, 2010. - 195 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Лес и человек: Учеб. пособие / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина. - Москва: Дрофа, 2008. - 128 с.

3. Винокурова, Н.Ф. Экологическое образование и просвещение школьников Нижегородской области: программно-технологическое обеспечение: Учеб. пособие / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова. - Нижний Новгород, 2017. - 176 с.

4. Гладкий, Ю.Н. Регионоведение: учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. - Москва: Гардарики, 2003. - С. 43-48

5. Дзятковская, Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования: монография / Е.Н. Дзятковская. - Москва: Образование и экология, 2010 - 152 с.

6. Егоренков, Л.И. Геоэкология / Л.И. Егоренков, Б.И. Кочуров. - Москва: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.

7. Комиссарова, Т.С. Полевые уроки по геоэкологии / Т.С. Комиссарова, А.М. Макарский. - Санкт-Петербург: Ленингр. обл. ин-т усоверш. учителей, 1995. - 163 с.

8. Лихачёв, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность / Д.С. Лихачёв // Русская культура. - Москва: Искусство, 2000. - С. 159-173.

9. Лихачёв, Д.С. Любить родной край / Д.С. Лихачёв // Отечество: краеведческий альманах, 1990. - Вып. 1. - С. 7-11

10. Мирная, Л.А. Экологическое образование как первый шаг на пути сбалансированного развития природы и общества / Л.А. Мирная, М.Ю. Битюк, В.О. Виркун // Химия и биология. - 2011. - № 1. - С. 11-14

11. Организация экологического образования в школе: монография / [И.Д. Зверев и др.]; под ред И.Д. Зверева. - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.

12. Шмакова, Г.В. Краеведение: учеб. пособие / Г.В. Шмакова. - Новосибирск: Юрайт, 2018. - 187 с.

13. Якунчев, М.А. Регионализация экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория и практика: Монография / М.А Якунчев. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2002. - 346 с.

Педагогика

УДК 373.1:372.8

кандидат педагогических наук Лапчик Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье обосновывается целесообразность применения технологии геймификации для обучения современных детей и подростков, которые относятся к поколению цифровых аборигенов. Анализируются основные характеристики и механизмы технологии геймификации, определяющие ее эффективность. Отмечаются преимущества и недостатки применения данной технологии в образовании. Выделаются перспективные методические направления применения геймификации при обучении информатике: разработка геймифицированных цифровых образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.