УДК 349.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В БИОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
ON USING THE OBJECTS OF ECOLOGICAL SYSTEM IN SAMARA REGION IN
BIOECOLOGICAL EDUCATION
© 2020
ВН. Ильина V.N. Ilina
Особо охраняемые природные территории Самарской области, представляющие собой основу экологического каркаса (экологической сети) региона, имеют не только высокую научную ценность, но и большое значение в образовании и воспитании населения. Наиболее «популярные» природные комплексы Самарской области хорошо изучены, их характеристика приведена в литературе, доступна для учителей, школьников и краеведов. Однако специфика современного (2010-2019 гг.) естественнонаучного школьного и вузовского образования не способствовала массовому выходу школьников в природу. Натурные исследования должны занять должное место как в системе подготовки учителей-предметников, так и в школьном курсе биологии, географии и экологии. Перспективным видом экологического обучения являются экологические тропы, созданные на территории ценных природных объектов. Их функции не ограничиваются предоставлением обучающимся природоведческих и краеведческих знаний, во время прохождения по ним осуществляется формирование экологоцентрического сознания и воспитание общей культуры, в том числе поведения людей в природе. Экологические тропы на особо охраняемых природных территориях, организованные по рекомендациям и под руководством ученых, с соблюдением требований безопасности для посетителей, могут также способствовать сохранению природных объектов Самарской области.
Ключевые слова: экологическая тропа; особо охраняемые природные территории; Самарская область; учебно-исследовательская деятельность; мониторинг; сохранение природы; рекреационная нагрузка; региональный уровень.
Specially protected natural territories of Samara region, which are the basis of the ecological network (ecological system) of the region, are not only of high scientific value, but also important for teaching and educating the population. The most "popular" natural complexes of Samara region are well studied, the characteristics of the o b-jects are given in reference books, they are available for teachers, schoolchildren and regional studies experts. However, the specifics of modern (2010-2019) natural science school and university education did not contribute to active schoolchildren involvement in nature. Field studies should become part of training subject teachers and of school courses in biology, geography and ecology. Ecological trails around the landmarks are perspective ways of raising environmental awareness. Their functions are not restricted to the information in natural history and regional studies given to students, when travelling people raise their ecological and cultural awareness, learn how to behave in the countryside. Ecological trails in specially protected natural areas, recommended and monitored by scientists, in compliance with safety requirements for visitors, can also contribute to conserving natural objects of Samara region.
Keywords: ecological trail; specially protected natural areas; Samara Region; educational research activities; monitoring; nature conservation; recreational load; regional level.
В условиях роста населения планеты в целом и отдельных регионов Российской Федерации в частности, увеличения масштабов промышленного и сельскохозяйственного производства, потребления энергии и природных ресурсов назрела глобальная экологическая проблема сохранения природно-территориальных комплексов (объектов) в близком к естественному виде. В некотором объеме данная проблема решается на административном (государ-
ственном или региональном) уровне - путем создания экологического каркаса, включающего особо охраняемые природные территории (ООПТ), которые полностью или частично изъяты из хозяйственного использования постановлениями органов государственной власти и для которых установлен особый режим охраны. На основе особенностей режима охраны и использования различают следующие категории (типы) ООПТ: государственные при-
родные заповедники (в том числе биосферные), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады [1 ; 2].
Экологический каркас Самарской области составляют ООПТ различных категорий, существующие на территории региона на протяжении длительного времени: Жигулевский государственный природный заповедник им. ИИ. Спрыгина, два природных государственных национальных парка («Самарская Лука» и «Бу-зулукский бор», частично расположенный в Самарской, частично в Оренбургской области), более 200 памятников природы регионального значения [1-3]. Все объекты экологического каркаса имеют природоохранную, научную, эстетическую, воспитательную значимость [1-7].
Вопрос о низкой доле охраняемых территорий в регионе поднимается учеными на протяжении нескольких десятилетий. Существующие ООПТ по площади не соответствуют задачам, поставленным Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 20122020 годы», в которой предусмотрено к 2020 году включить в ООПТ 13,5% площади России. Пока сложно оценить, насколько за эти годы выросли площади ООПТ в стране в целом, но для Самарской области, имеющей некоторый потенциал для расширения экологического каркаса, реального увеличения охраняемых территорий не произошло. Виной тому не только административная нерасторопность, но и низкая экологическая и краеведческая грамотность населения.
Мониторинг флоры, растительности, почвенного покрова различных особо охраняемых природных территорий осуществляется учеными Самарской области уже длительное время, но даже при активной работе исследователей в информации имеются пробелы. Тем не менее наиболее «популярные» природные комплексы Самарской области хорошо изучены, их характеристика объектов приведена как в специ-
альной, так и в учебно-методической литературе, она доступна для учителей, школьников и краеведов [см., например, 4 ; 8 ; 9].
В условиях городов экологическое образование молодого поколения нередко построено на «голой» теории, без выхода в природу. Следует признать, что и в сельской местности, несмотря на сравнительную доступность уникальных природных комплексов, в том числе ООПТ различного статуса, такая ситуация также не редкость. Причины - не только недобросовестность педагога, но и сложившаяся в России в целом система образования, которая длительное время не позволяет полностью использовать имеющиеся в муниципальных районах ресурсы (небольшое число часов по биологии и географии, недостаток молодых квалифицированных педагогов-предметников, вызывающая затруднения у педагогов подготовка экскурсий, которая включает такие аспекты, как получение разрешительной документации и согласия родителей школьников). Кроме того, инфантильность многих учащихся и их безразличие к изучению особенностей природы родного края также «ставит крест» на эффективном биоэкологическом образовании. Возникающие противоречия (нежелание учителя, но способность учеников; неактивные учащиеся, но грамотный педагог) не способствуют разрешению указанной проблемы.
Однако, несмотря на возникающие сложности, в Самарской области сформировался коллектив учителей-предметников (биологов, географов, историков) и педагогов дополнительного образования, желающих и способных грамотно и эффективно, целенаправленно, точечно или, напротив, в обзорном виде осуществить экскурсионный выход в природу, в том числе на ООПТ. В основном это зрелые, сложившиеся учителя, получившие обширные биоэкологические знания и достаточный навык полевых исследований при обучении в вузе, прежде всего в СГСПУ (ранее КГПИ).
С сожалением отметим, что при переходе от специалитета к бакалавриату продолжительность полевых (учебных) прак-
тик уменьшилась, о чем преподаватели вузов неоднократно говорили как о значительном недостатке ФГОС и, соответственно, учебных планов. Например, учебная (полевая) практика по ботанике (или ботанике с основами почвоведения) по некоторым профилям педагогического образования сократилась весьма существенно - с 26 (в начале 2000-х годов) до 4 дней. Отрадно, что в действующем в настоящее время ФГОСе 3++ по направлению Педагогическое образование совмещенной учебной практике по биологии (по разделам «Ботаника» и «Зоология») отводится уже два месяца. Надеемся, что это позволит более качественно подготовить студентов, обучающихся по профилю «Биология» (т.е. будущих учителей-предметников), к работе в природе. Однако следует признать, что учителя, в настоящее время наиболее активные в школах (в силу возраста), в свое время были лишены возможности полноценно освоить умения и навыки полевых исследований.
Сейчас экскурсии в природу со школьниками проводятся через экологические центры, визит-центры, кружки экологической и натуралистической направленности, летние экологические лагеря [10]. Однако не всегда они имеют необходимый научный уровень.
ООПТ Самарской области обладают высоким потенциалом для научно-исследовательской работы. На территории некоторых из памятников природы имеются богатый комплекс эколого-фитоценотиче-ских условий и разнообразная растительность. Это может обеспечить знакомство учащихся с различными экосистемами на сравнительно небольшой территории. Среди таких ООПТ следует назвать:
- «Каменный дол» (Кинельский район), где есть возможность изучения лесных, степных, луговых, прибрежно-водных, водных, пионерных экосистем, редких видов растений и животных, антропогенного влияния на природные комплексы;
- памятники природы «Гора Зеленая» (Елховский район), «Гора Красная», «Гора
Лысая» (Красноярский район), где можно познакомиться со степными, лесными природными комплексами и влиянием экологических факторов на состояние составляющих их элементов.
В связи с высоким разнообразием видового и ценотического состава большинства ООПТ Самарской области педагог может без труда найти интересный объект для изучения, позволяющий ему решить большое число образовательных и воспитательных задач.
Понятно, что поездка на Самарскую Луку из удаленных районов левобережной части Самарской области практически невозможна, так как зачастую она не может завершиться в один день. То, что памятники природы расположены близко к населенному пункту, где проживают потенциальные экскурсанты, изучение природных объектов и явлений на их территории имеет неоспоримые преимущества. По этой причине использование региональных ООПТ как образовательной среды должно стать приоритетом при разработке внеурочных и внеклассных мероприятий для учащихся.
Значимым и перспективным видом экологического обучения школьников можно назвать экологические тропы, которые в практике используются чаще всего.
Структура экологической тропы обычно включает природный ландшафт, художественное оформление и профессиональное сопровождение маршрута. Однако функции экологической тропы не ограничиваются тем, что экскурсовод предоставляет обучающимся природоведческие и краеведческие знания. Во время прохождения тропы необходимо формировать экологоцен-трическое сознание и воспитывать общую культуру экскурсантов, в том числе культуру поведения в природе. В связи с этим разработка и проведение экскурсий на экологических тропах, созданных именно на ООПТ, является перспективным направлением экологического обучения школьников и других групп населения, а также осуществления учебно-исследовательской деятельности [1 ; 4-6 ; 8 ; 10-13 и др.].
Кроме того, экологические тропы на ООПТ, которые организованы по рекомендациям ученых и под их руководством, с соблюдением требований безопасности для посетителей и прохождение по которым сопровождается знающим, активным экскурсоводом, могут способствовать сохранению биологического разнообразия и природных комплексов Самарской области. Правильная организация деятельности на экологической тропе всех членов группы позволит регулировать рекреационную нагрузку на природные объекты. При этом возможным становится и постоянный мониторинг компонентов экосистем в составе ООПТ.
Примером экологической тропы может послужить маршрут по излюбленному месту отдыха населения Самары - памятнику природы регионального значения «Сокольи горы и берег между Студеным и Коптевым оврагом». Возвышенный берег реки Волги здесь сильно расчленен глубокими оврагами, что придает местности характер настоящих гор. Самыми крупными оврагами являются Студеный и Коптев.
На данном объекте возможно изучение разнообразных форм рельефа (склонов, плато, оврагов, пещер и др.), горообразую-щих пород, а также фитоценотического состава, который представлен лесными, степными и лугово-степными сообществами. Лесные фитоценозы приурочены к плато-образной части Сокольих гор, а также занимают северные склоны и долины оврагов, спускающихся к Волге. Эти фитоцено-зы по характеру и составу отличаются от типичных лесных массивов Сокольих гор. В них роль эдификатора выпоняет клен платановидный, а липа мелколистная и
дуб обыкновенный занимают соподчиненное положение, в то время как в целом для Сокольих гор типичны дубово-липовые леса с примесью мелколиственных пород (березы повислой, осины).
Значительное место в сложении растительного покрова памятника природы занимают безлесные степные участки. В зависимости от рельефа, близости к облесенным склонам степи различаются по внешнему облику и растительным сообществам. На месте вырубленного леса склоны оврагов покрыты кустарниковой степью (ассоциации Спирейно-тырсовая и Караганниково-ковыльная). Особый интерес для изучения представляет флора и растительность каменистых степей, которые можно считать сообществами реликтового типа. В составе каменистых степей описаны две ассоциации: Кринитариево-ковыльная и Тимьяново-ковыльная.
К сожалению, в Самарской области специально грамотно созданных, а не стихийно возникших экологических троп не много. В основном они сосредоточены на территории Самарской Луки (в национальном парке и Жигулевском заповеднике). В настоящее время важной научно-практической задачей педагогов и ученых является совместная разработка, с соблюдением всех методических и природоохранных рекомендаций, новых экологических троп.
Без сомнения, правильная организация экскурсий на экологических тропах в составе ООПТ будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся на различных этапах обучения.
* * *
1. Ильина В.Н., Соловьева В.В., Митрошенкова А.Е. Ботаническое краеведение : учебное пособие. Самара : СГСПУ : Самарама, 2019. 220 с.
2. Эколого-туристический потенциал Самарской области: ресурсы растительного мира / С.В. Саксонов [и др.] // Самарский научный вестник. 2016. № 4(17). С. 60-64.
3. Шишкина Г.Н., Шишкин В.С., Ескабылова Ж.Б. Особо охраняемые природные территории Самарской области как объект изучения школьниками при краеведческой работе по биологии // Экологический сборник 6 : труды молодых ученых Поволжья. Тольятти : Кассандра, 2017. С. 426-429.
4. Царев курган : учебное справочно-методическое пособие для проведения экскурсий и походов / О.Н. Варенова [и др.]. Самара : СамГПУ, 1999. 64 с.
5. Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н. Ботаническое краеведение Самарской области: актуальные проблемы и перспективы развития // Самарский научный вестник. 2014. № 2(7). C. 71-74.
6. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся биоэкологической направленности / А.А. Семенов [и др.] // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4(25). С. 352-360.
7. Инновационные возможности экологического образования в интересах устойчивого развития / С.А. Сенатор [и др.] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3(20). С. 228-233.
8. Ильина В.Н., Ильина Н.С., Шишкина Г.Н. Опыт проведения ботанико-краеведческих работ со школьниками и студентами в аспекте формирования экологической культуры личности // Актуальные вопросы организации научно-методического обеспечения университетского образования : материалы междунар. науч.-практ. интернет-конференции (Минск, 26-27 октября 2017 г.). Минск : БГУ, 2017. С. 57-63.
9. Ильина В.Н., Макарова Е.А. Изучение природно-территориальных комплексов во время школьных экскурсий : методические рекомендации для студ. педагог. вузов. Самара : СГСПУ, 2019. 38 с.
10. Кудинова Г.Э., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Роль экологических троп на особо охраняемых природных территориях в экологическом образовании и воспитании // Проблемы развития предприятий: теория и практика : материалы 15-й междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 85-летию Самарского гос. экономич. ун-та. В 2 ч. Ч. 2. Самара, 2016. С. 35-38.
11. Боброва Н.Г. Методика интегрированных экскурсий в преподавании биологии и географии // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения : материалы всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием / отв. ред. А.А. Семенов. Самара : ПГСГА, 2012. С. 106-113.
12. Боброва Н.Г. Способы и формы краеведческой работы по биологии // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы : материалы 5-й междунар. науч.-практ. конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения д-ра биолог. наук, проф. Л.В. Вор-жевой и 125-летию со дня рождения канд. педагог. наук, доц. Г.Г. Штехера / отв. ред. С.И. Павлов. Самара : СГСПУ, 2016. С. 276-285.
13. Ильина В.Н. Краеведческая работа со школьниками по биологии: новые возможности // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 02(56). Ч. 2. С. 9-11.