Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ'

СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьное краеведение / географический кружок / окружающий мир / туристско-краеведческий подход / дополнительная образовательная программа.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Госман Анастасия Александровн

В статье представлена сущность школьного географического краеведения, как система знаний и умений в учебно-воспитательной работе в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения. Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества. В обучении географии краеведение – одно из средств осуществления воспитательной работы. Деятельность, связанная с изучением родного края, помогает формированию географических понятий у школьников. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться учителем географии в качестве примеров и иллюстраций на уроках. Для иллюстрации возможного варианта организации школьного географического краеведения представлена авторская дополнительная образовательная программа «Туристы и краеведы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ»

СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

ГОСМАН АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель географии, Новосибирский государственный педагогический университет,

Новосибирск, Россия Научный руководитель: И.В. ШИМЛИНА, д.п.н., профессор

Аннотация. В статье представлена сущность школьного географического краеведения, как система знаний и умений в учебно-воспитательной работе в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения. Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества. В обучении географии краеведение - одно из средств осуществления воспитательной работы. Деятельность, связанная с изучением родного края, помогает формированию географических понятий у школьников. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться учителем географии в качестве примеров и иллюстраций на уроках. Для иллюстрации возможного варианта организации школьного географического краеведения представлена авторская дополнительная образовательная программа «Туристы и краеведы».

Ключевые слова: школьное краеведение, географический кружок, окружающий мир, туристско-краеведческий подход, дополнительная образовательная программа.

Школьное краеведение как система знаний и умений в учебно-воспитательной работе представлена в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения. Перечисленные направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения (рис. 1) [11]. Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом; имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе [7].

По мнению В.П. Голованова [3], П.И. Истомина [4], Ю.С. Константинова [5], В.М. Куликова [6], А.А. Остапца-Свешникова [8] и др., школьное краеведение имеет следующие отличительные признаки: выполняет в системе непрерывного образования «восполняющую» роль; обеспечивает органичное сочетание основного и дополнительного образования в практической деятельности; расширяет возможности социальной среды, в которой ученик реализует и развивает потенциальные способности, приобретает полезный жизненный опыт, адаптируется к современным социально-экономическим условиям; характеризуется динамичностью, исторической обусловленностью, многоплановостью,

многофункциональностью, комплексностью, особой эмоционально-нравственной окрашенностью, обеспечивает взаимодействие воспитания и социализации в развитии личности; является средством активизации ученика в обучении, воспитании и развитии через освоение специфического содержания, форм, методов; позволяет школьнику ориентироваться по широкому спектру профессий региональной направленности, через социально-профессиональные пробы приобрести практический опыт начальной профессиональной деятельности.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении определенной территории своего края по разным источникам на основе непосредственных наблюдений под руководством педагога [1]. Рисунок 1. Система школьного краеведения, [составлено по: 2]

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Школьное краеведение

Природоведческ

Принципы обучения и воспитания

Планирование и руководство

Учебное (программное) Внеклассное

Методы

Формы Формы

Литературно -статистически

Визуальное наблюдение

Картографическая работа

Полевое исследование

Исходя из программы, состава обучающихся класса и местных возможностей, педагог определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует школьников на изучение родного края и руководит их работой. Краеведение для учителя может служить базой для организации научной исследовательской деятельности обучающихся. В процессе краеведческой работы школьники самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания [10].

В обучении географии краеведение - одно из средств осуществления воспитательной работы. Деятельность, связанная с изучением родного края, помогает формированию географических понятий у школьников. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться учителем географии в качестве примеров и иллюстраций на уроках, имеется больше возможностей для практического применения приобретенных знаний.

Для иллюстрации возможного варианта организации школьного географического краеведения представим дополнительную образовательную программу «Туристы и краеведы» кружка Муниципального казенного образовательного учреждения Поваренской средней общеобразовательной школы. Кружок предполагает работу с подростками 12-14 лет. Программа рассчитана на три года реализации. В структуре программы: пояснительная записка, учебно-тематический план, программа по годам обучения, список литературы.

Особенностью программы является формирование духовной нравственности воспитанников в процессе интегрированного обучения, в основу которого положены календарные праздники, художественные образы растений и животных края, история родного края, экскурсии. Занятия направлены на самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, учителя. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Новизна программы состоит в интеграции географического, биологического, исторического, художественного образования к изучению природных объектов и народной культуры родного края. Программа носит модифицированный характер, так как разработана на основе программ, рекомендованных министерством образования РФ:

1. Исследователи природы. - М.: Просвещение, 1983., 87 с.

2. Федотова Н.А. Образовательная программа «Природа глазами души». /Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования / Н.А.Федотова. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003 [9].

Цель программы: сформировать у подростков целостное представление об окружающем мире на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Основные задачи:

1. Формирование знаний:

- о географическом положении, хозяйству, населению Коченевского района

- создание представлений о главных вехах в истории села.

- знакомство с известными деятелями науки, культуры и искусства Новосибирской области 19 -20 в. в.

- расширение знаний о народной культуре, семье, тех, кто живет рядом с нами;

- сохранение памятников истории и культуры края, формирование уважения к культуре предков.

2. Формирование нравственно - эстетических норм:

- воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;

- восприятие красоты сохранившихся памятников;

- развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;

- соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе), музейной культуре;

- формирование навыков здорового образа жизни.

3. Формирования учебных умений:

- ориентироваться в селе;

- уметь работать с краеведческими источниками.

Программа предусматривает 136 часов в год, 4 часа в неделю. Она включает в себя составные части: теоретическую и практическую части. В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, исследования, создание проектов. Процесс обучения осуществляется по спирали: возвращаясь к пройденным темам, школьники глубже знакомятся с историей развития туризма в нашей стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, гигиены и медицинской помощи в походных условиях. Организация экскурсии проходит в три этапа:

1. Предэкскурсионный. На данном этапе, формулируют цель и задачи экскурсии, выбор маршрута и ознакомление с ним, определение количество остановок, деление на группы, составление индивидуальных и групповых домашних заданий.

2. Экскурсионный. Проведение экскурсии выполнение заданий, заполнение полевого дневника.

3. После экскурсионный. Подведение итогов, группы представляют отчёт о проделанной работе.

Учебно-тематический план программы включает: (таблица 1)

Таблица 1

Количество часов

№ Наименование темы Всего Теория практика

аудиторные внеаудиторные

1 Вводное занятие 3 3 - -

2 Урок - консультация на тему: «Подготовка к экскурсии» 8 6 2

3 Экскурсия: «Родной край-земля Новосибирская» 1 - 1 -

4 Презентация творческих работ 16 6 6 4

5 Урок - консультация на тему: «Подготовка к экскурсии» 8 4 2 2

6 Экскурсия: «Родное село» 2 - - 2

7 Фотовыставка «Родное село» 10 4 6 -

8 Урок - исследование на тему: «Топонимика Коченевского района» 16 8 4 4

9 Урок - круглый стол на тему: «Памятники истории и культуры Коченевского района» 14 6 6 2

10 Урок - практикум на тему: «Природа и мы» 14 4 6 4

11 Интеллектуальная игра «Красная книга Новосибирской области» 16 8 8

12 Урок-консультация на тему: «Подготовка к экскурсии» 8 6 2

13 Экскурсия: «Край мой -реки и озёра» 3 - - 3

14 Стенгазета «Неизвестное об известном: край мой -реки и озера» 8 3 5

15 Отчетно-выборное собрание 9 4 5 -

ИТОГО: 136 62 53 21

Программа первого года обучения

1. Вводное занятие. На водном занятии утверждается устав, план, работы кружка, выбирается актив кружка. Деятельность учащихся в рамках работы кружка составляют вместе с активом кружка. Проводится анкетирование.

2. Урок-консультация: «Подготовка к экскурсии». Проводится инструктаж по технике безопасности. Заполнение журнала. Законы туристов. Подготовка к экскурсии. Правила безопасного похода. Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т. п. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Обобщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов.

3. Экскурсия: «Родной край-земля Новосибирская». Виртуальная экскурсия по музею: «Родной край-земля Новосибирская». Посещение виртуальных экспозиций. Просмотр видеофильмов.

4. Презентация творческих работ. Авторские виртуальные «экспонаты» - три историко-культурных объекта Коченевского района, три природных объекта Коченевского района в форме видеофильмов и закадровым пояснением-характеристикой в целях пополнения залов виртуального музея «Родной край - земля Новосибирская».

5. Урок-консультация: «Готовимся к экскурсии». Создание картотеки «Историко-культурные памятники Коченевского района» с кратким описанием.

6. Экскурсия: «Родное село». Экскурсия по объектам села Поваренка. Посещение достопримечательных и памятных мест села.

7. Фотовыставка «Родное село». Отчёт по результатам экскурсии: фотоотчет, оформление фотовыставки «Родное село» с экспозицией «История и культура».

8. Урок-исследование: «Топонимика Коченевского района». Знакомство с топонимикой Коченевского района. Выделение административных единиц района. История возникновения названий. Работа с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Использование линейного и числового масштабов.

9. Урок - круглый стол: «Памятники истории и культуры Коченевского района». Изучение историко-культурных объектов Коченевского района. Обсуждение вопросов сохранения объектов истории и культуры. Создание интерактивной карты историко-культурных объектов Коченевского района.

10. Урок - практикум: «Природа и мы». Знакомство с картой области (района). «Путешествия» по карте. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Охрана природы. Закон об охране природы. Доклады кружковцев о природе и достопримечательностях края.

11. Интеллектуальная игра «Красная книга Новосибирской области». Флора и фауна в красной книге Новосибирской области. Красная книга Коченевского района. Памятники природы.

12. Урок-консультация: «Подготовка к экскурсии». Сбор информации. Создание картотеки «Природные объекты» с кратким описанием.

13. Экскурсия: «Край мой - реки и озёра». Экскурсия на реку, озера на территории Коченевского района.

14. Стенгазета «Неизвестное об известном: край мой - реки и озера». Отчёт по результатам экскурсии: оформление стенгазеты «Неизвестное об известном: реки и озёра».

15. Отчетно-выборное собрание кружка. Итоги за первый год кружка. Награждение

участников кружка. Проводится анкетирование.

Таким образом, школьное географическое краеведение необходимо рассматривать не

только как деятельность обучающихся, направленную на изучение края, но и как одно из

условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барков А.С. О научном краеведении. В кн.: Вопросы методики и истории географии / А.С.Барков - М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. С.134-135.

2. Васильев С.В., Кононова Г.А. Формирование образа территории в школьном краеведении. Ж. «География в школе», №6, 1995, - 265 с.

3. Голованов В.П., Стрельникова С.А. Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля // Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, С.35-36.

4. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников. Вопросы теории и методики. Текст. П.И. Истомин. М.: Педагогика. 1987., - 345 с.

5. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельности учащихся в системе дополнительно образования детей. Текст. Ю.С. Константинов. М.: ЦДЮТиК, 2001.-430 с.

6. Куликов В.М. Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния // Вестник детско-юношеского туризма в России № 3 (23), 1997, С. 123-125.

7. Методика обучения географии в общеобразовательной школе. Ред. Л.М. Пан М.: Просвещение; АО «Учебная книга», 1996. - 350 с.

8. Остапец-Свешников A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Текст. A.A. Остапец-Свешников. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. -С.211-214.

9. Федотова Н.А. Образовательная программа «Природа глазами души». /Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. /Н.А. Федотова.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - С.534-537.

10. Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. / Ю.А. Чурляев.- Воронеж: ВОИПКРО, 2002. - С.56-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся -важный фактор совершенствования современного обучения // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Просвещение, 1984. - С. 42-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.