Научная статья на тему 'Реализация рыночных механизмов в экономике Бурятии: проблемы и перспективы'

Реализация рыночных механизмов в экономике Бурятии: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / REPUBLIC BURYATIA / MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров А.Н.

В данной статье анализируется роль органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, как координатора и организатора долгосроч-ных взаимовыгодных отношений населения и бизнеса. Предложен механизм реали-зации проектов на основе принципов муниципального частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISATION OF MARKET MECHANISMS IN ECONOMY OF BURYATIYA: PROBLEMS AND PROSPECTS

In given article the role of public authorities and Republic Buryatiya local government, as co-ordinator and the organizer of long-term mutually advantageous relations of the popu-lation and business is analyzed. The mechanism of realisation of projects on the basis of principles municipal private partnership is offered.

Текст научной работы на тему «Реализация рыночных механизмов в экономике Бурятии: проблемы и перспективы»

УДК 338.242

© А. Н. Пивоваров

РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ БУРЯТИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В данной статье анализируется роль органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, как координатора и организатора долгосрочных взаимовыгодных отношений населения и бизнеса. Предложен механизм реализации проектов на основе принципов муниципального — частного партнерства.

Ключевые слова: Республика Бурятия, муниципально-частное партнерство.

A. N. Pivovarov

REALISATION OF MARKET MECHANISMS IN ECONOMY OF BURYATIYA: PROBLEMS AND PROSPECTS

In given article the role of public authorities and Republic Buryatiya local government, as co-ordinator and the organizer of long-term mutually advantageous relations of the population and business is analyzed. The mechanism of realisation of projects on the basis of principles municipal — private partnership is offered.

Keywords: Republic Buryatia, municipal-private partnership.

В своем выступлении на Сочинском форуме Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул, что особенностью нашего времени, является поиск и формирование новых приоритетов и новых подходов к решению проблем, возникающих перед Россией. Кризисное состояние экономики страны и региона в условиях геополитической напряженности, сопровождающихся введением международных экономических санкций, требует разработки адекватных мероприятий. Для Бурятии, это весьма актуальна, так как республика не может самостоятельно обеспечить бюджетную сбалансированность без привлечения трансфертов из федерального центра. Известные экономисты и бизнес — аналитики предлагают свое видение перспектив развития республики, ставят вопросы о необходимости формирования модели управления, с использованием всех доступных методов и средств из арсенала рыночной экономики. «Любой кризис, по выражению Ли Куан Ю — это не только шок, но и новые возможности. Появляется реальный шанс провести реформы, причем не только технологические, но и институциональные». Необходима структура управления (министерств и ведомств), «заточенных на зарабатывание» денег, на поиск путей привлечения в бюджет республики финансовых ресурсов из любых источников, на рачительное и бережное отношение к ним. Начатый, процесс по реформированию органов управления Бурятии, к сожалению, затягивается. Следовало бы перенять, к примеру, опыт соседней Иркутской области создавших Министерство туда и занятости. Статус министерства позволит более эффективно решать вопросы в федеральных структурах по привлечению дополнительных финансов в Бурятию, на выплату пособий по безработице и финансирование на переобучение и переподготовку лиц попавших под сокращение и лиц находящихся под

риском увольнения. Безработица, это, к сожалению, вечный спутник рыночной экономики. Другой не менее важной структурой в исполнительной власти республики, на наш взгляд, является создание «Министерства инновации и рыночной инфраструктуры Республики Бурятии». Формирование региональных органов власти не противоречит российскому законодательству. Данная структура должна непосредственно отвечать за разработку, внедрению и продвижение инновационных моделей рыночной экономики. Предлагаемое министерство должно быть сформировано путем объединения в эту структуру специалистов, из правительственных подразделений, без увеличения фонда заработной платы на содержание госаппарата. В рамках одной статьи можно лишь перечислить широко распространённые в мировой практике механизмы: как государственно (муниципальное) — частное партнерство с контрактом жизненного цикла, некоммерческая концессия (франчайзинг), региональные и муниципальные ценные бумаги, хотя они заслуживает отдельного и обстоятельного разговора.

Государственно(муниципально)-частное партнерство — это объединение материальных и нематериальных ресурсов государства или местного самоуправления и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ. В нынешних условиях с крайне ограниченным бюджетным финансированием принцип государственно (муниципального) — частного партнерства как никогда необходим. Это позволит снизить бюджетную нагрузку, решать инфраструктурные вопросы и прежде всего на муниципальном уровне. В Китае, например, создан фонд в 180,0 млрд. юаней для финансирования проектов государственного — частного партнерства.

Одним из инструментов государственно-частного партнерства является контракт жизненного цикла. Контракт жизненного цикла дает возможность развивать социальную инфраструктуру при ограниченном бюджете, что весьма выгодно для государственных и муниципальных органов. Суть данного подхода заключается в том, что проектирование, разработка и реализация осуществляется подрядчиком за свой счет, а государственное финансирование осуществляется только тогда, когда объект начинает функционировать. Денежные средства, которые должен привлечь подрядчик, стимулируют его на качественное выполнение работы в минимально короткие сроки. Кроме того, контракты жизненного цикла предполагают и стимулируют инновационный подход в решении поставленных задач.

Некоммерческая концессия — это повышение управляемости региональной экономикой, что особенно важно для республики Бурятия с её с негативной социально-экономической динамикой. Концепция нового государственного менеджмента предполагает возможность применения бизнес — технологий в государственном и муниципальном управлении, где активно используются рыночные механизмы, программно- целевой метод, стратегический менеджмент и другие инструменты бизнеса. Упрочение связей между органами государственного и муниципального управления позволит консолидировать усилия всех уровней власти, направленные на социально — экономическое развитие, более эффективно устранять возникшие противоречия, развивать муниципальное образование в интересах жителей всего региона, по-

лучая синергетический эффект от совместного развития. Франчайзинг — это способ организации и развития системы управления регионом, при котором администрация региона передает администрациям муниципальных образований право оказывать государственные и муниципальные услуги посредством системы управления, а также технологии, информационные и иные ресурсы. Франчайзинг, способен решать многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и региона в целом. Эффект достигается путем единовременного государственно — муниципального воздействия на те сферы жизнедеятельности, которые требуют приоритетного внимания в данный период времени, что весьма актуально для Республики Бурятия. В настоящее время франчайзинг практикуется во всех экономически развитых государствах, где он обеспечивает значительные доли национального продукта и занятости.

Региональные и муниципальные ценные бумаги. Это более прогрессивная и более эффективная форма финансирования расходов бюджета, нежели прямое кредитование. С помощью облигационного займа финансовые ресурсы привлекаются в регион на сравнительно льготных условиях, срок обращения таких облигаций сравнительно длительный, что обеспечивает возможность, финансировать социально значимые проекты. У администрации появляется свобода и самостоятельность. Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. У этих бумаг более высокая по сравнению с банковским депозитом доходность за счет налоговых льгот и они более надежны по сравнению с бумагами акционерных обществ или банков. В зависимости от модели займы подразделяются на:

• социально-экономические;

• жилищные;

• телефонные;

• арбитражные;

• ГКО-подобные;

• инвестиционно-промышленные;

• «сельские» облигации или агрооблигации.

К примеру, агрооблигации погашаются имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования; товарами и услугами предприятий района; акциями предприятий района, продуктами сельскохозтоваропроизво-дителей. Что весьма важно для социальной сферы района: общеобразовательных школ, школ интернатского типа, детских дошкольных учреждений, больниц. Это позволит снизить напряжение на бюджет района, за счет приемлемых закупочных цен, а населению придаст уверенность в завтрашнем дне, мотивируя развивать личные подсобные хозяйства, увеличивая тем самым объемы производства сельхозпродукции и, как следствие к сокращению миграционных настроений у жителей.

Как и любой другой рынок, рынок ценных бумаг складывается из спроса и предложения. Задача рынка ценных бумаг обеспечить, возможно, более полный и быстрый перелив сбережений в инвестиции. Эти рыночные механизмы позволяют активизировать внутренние резервы, они базируются на имею-

щемся потенциале территории, широко апробированы в других регионах страны. Образцом такой структуры может быть «Управление проектами государственно-частного партнерства и правового обеспечения» Правительства г. Санкт-Петербург [1]. Реализация региональных социально-экономических проектов за счет инвестирования привлеченных средств повышает авторитет администрации региона и органов местного самоуправления.

В своей деятельности Правительство республики определило одним из приоритетов своего развития — государственное — частное партнерство, как механизма привлечения внебюджетных инвестиций в экономику региона. Особенностью такого партнерства является ориентация на доверие и взаимную ответственность, стремление к достижению общей цели.

Все эти новые подходы особенно актуальны для решения новых задач, стоящих перед сельским хозяйством республики. Районы республики, обеспечивающие развитие сельского хозяйства, нуждаются в развитии инфраструктуры АПК, а это требует дополнительных финансовых вливаний.

Обеспечение устойчивых темпов развития сельского хозяйства в муниципальных образованиях невозможно без заинтересованного взаимовыгодного сотрудничества власти, частного бизнеса и населения. В Республике Бурятия 296 муниципальных образования, в том числе 21 муниципальный район, 2 городских округа 273 сельских и городских поселений [2]. Принятый в 2012 г. Закон Республики Бурятия № 2625-!У «О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия» определил основные правовые рамки государственно-частного партнерства в республике, сформулировал основные понятия, цели и принципы ГЧП, формы реализации проектов ГЧП; гарантии прав частных партнеров.

В реалии муниципальные образования, практически, не перешли на рыночную экономику. Нет ясного представления о роли органов местного самоуправления, как координатора способного наладить крепкие и долгосрочные взаимоотношения населения и бизнеса. Администрации районов порой не знают о возможностях сельских товаропроизводителей, имеет слабое представление о потребностях бизнеса в этой продукции. Хотя должны играть роль активного инвестиционного участника, непосредственно участвуя в проектах финансовыми ресурсами в виде «муниципального заказа», авансирования и закупки сельскохозяйственной продукции у личных подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств. Эти мероприятия позволят населению почувствовать уверенность в завтрашнем дне, развивать личные подсобные хозяйства, увеличивая тем самым объемы производства сельхозпродукции и, как следствие к сокращению миграционных настроений у жителей района. Муниципальные власти должны взять на себя роль связующего звена между различными партнерами: в предоставлении помещений для сбора информации о произведенной на территории района сельскохозяйственной продукции; о потребности в этой продукции бюджетных организаций: школ, детских садов, больниц и других организаций как для внутреннего потребления в районе, так и на «вывоз»; о возможности местного грузового автотранспорта взять «попутный» груз, избегая порожних рейсов; организацию товаропроводящей сети со складской инфраструктурой

в г. Улан-Удэ для аккумулирования «излишков» продукции с последующей её реализации за пределами района. Необходимо создание оптимальной логистической цепочки. «Сегодня затраты времени на собственное производство составляет в среднем от 2 до 5 процентов, а свыше 95 % времени приходится на логистические операции» [3]. Применение логистических подходов обеспечивает конечному потребителю: снижение себестоимости; гарантированные сроки поставки; отсутствие брака, порчи и кражи; возможность поставки мелкими партиями, а современные коммуникационные технологии, обеспечивают быстрое прохождение информационных потоков, позволяющих осуществлять контроль на всех этапах продвижения товаров. Это даст возможность получить существенный экономический эффект и в первую очередь у сельских товаропроизводителей. Данная работа требует более тесного контакта с ТОСами, которые непосредственно осуществляют свою деятельность в интересах жителей территории общественного самоуправления. Становится очевидным, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития территории, невозможны без заинтересованного партнерства муниципальных органов власти, частного бизнеса и населения [4]. Вопросы консолидации усилий государства, муниципалитетов и бизнеса в республике, весьма, актуальны и требуют своего решения.

Литература

1. Молчанов Ю. Опыт Санкт-Петербурга в реализации проектов с применением механизмов ГЧП // Государственное — частное партнерство: Практика. Проблемы. Перспективы: сборник издан при содействии: комитета Государственной Думы РФ по экономике, политике и предпринимательству // М.: Центр развития инфраструктурных проектов, 2011. С. 34.

2. Баженова В. С., Пивоваров А. Н. «Государственно-частное партнерство: теоретические основы, базовые принципы и практика реализации. Примеры реализации проектов ГЧП в России». СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 63.

3. Корсаков А. А. Логистика г. Московская промышленная академия, М., 2005. С. 12

4. Шаралдаев Б. Государственное — частное партнерство: проблемы и перспективы // Бурятия. 2015. № 117(5170). 21 окт.

Пивоваров Александр Николаевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры Бухгалтерского учета и финансов Бурятского государственного университета, e-mail: pivovarov1946@yandex. ru

Aleksandr N. Pivovarov, PhD in Economics, Professor Department of Accounting and Finances Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.