УДК 334.02
ФРАНЧАЙЗИНГ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Пивоваров Александр Николаевич, кандидат экономических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: pаnbgu@yandex.ru .
© Очирова Яна Андреевна, студент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: yana1394@gmail.com
Формирование новой модели туристического бизнеса Республики Бурятии, обеспечивающая согласованное взаимодействие государственных, научных и коммерческих структур, на основе принципов государственного — частного партнерства.
Ключевые слова: Республика Бурятия, франчайзинг, государственное — частное партнерство.
В рыночной экономике повышение региональной управляемости, весьма актуально. Концепция нового государственного менеджмента предполагает возможность применения бизнес — технологий в государственном и муниципальном управлении, где активно используются рыночные механизмы, программно- целевой метод, стратегический менеджмент и другие инструменты бизнеса. Упрочение связей между органами государственного и муниципального управления позволит консолидировать усилия всех уровней власти, направленные на социально — экономическое развитие, более эффективно устранять возникшие противоречия, развивать муниципальное образование в интересах жителей всего региона, получая синергетический эффект от совместного развития. Некоммерческий характер деятельности обеспечивает нейтралитет и беспристрастность, возможность конструктивного диалога всех заинтересованных сторон. Организация такой структуры позволит установить баланс между удовлетворением научно — исследовательской потребности туристов и стабильным экономическим развитием региона. Позволит вовлечь инфраструктурные туристические объекты в коммерческий оборот.
Основными принципами функционирования такой структуры должно быть:
- принцип согласования, заключающийся в необходимости взаимодействия трех основных субъектов (органов власти, научного сообщества и коммерческих структур.
- принцип саморегулирования и самоокупаемости, заключается в том, что любая туристическая дестинация ориентирована на собственную целевую
2016/2
аудиторию и функционирует как самостоятельная социально — экономическая система.
- принцип администрирования, заключается в осуществлении управления единым органом, включающим представителей государственной власти, представителей коммерческих структур, научных сотрудников и экспертов.
Такой структурой может стать франчайзинговая компания (рис. 1).
Франчайзинг — это способ организации и развития системы управления регионом, при котором администрация региона передает администрациям муниципальных образований право оказывать государственные и муниципальные услуги посредством системы управления, а также технологии, информационные и иные ресурсы.
Франчайзинг практикуется во всех экономически развитых государствах, где он обеспечивает значительные доли национального продукта и занятости. Эффект достигается путем единовременного государственно — муниципального воздействия на те сферы жизнедеятельности, которые требуют приоритетного внимания в данный период времени. Данный механизм способен решать многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и региона в целом. Деятельность фран-чайзинговой компании направлено, в том числе и на привлечении более широкого круга субъектов и их результативного взаимодействия.
Рис. 1. Организационная структура франчайзинговой компании Республики Бурятия
Применение франчайзинга в качестве инструмента развития региональной системы, позволяет привлечь дополнительные ресурсы (финансовые, трудовые, материально — технические и пр.) и найти альтернативные источники финансирования для текущей деятельности и конкретных мероприятий.
Эффективное функционирование франчайзинговой компании основанное на принципах государственного — частного партнерства обусловлено разделением функциональной нагрузки между участниками научного туризма. Применение франчайзинга в качестве инструмента региональной системы в туристическом бизнесе, позволит разделить функциональные нагрузки между
участниками и на этой основе достичь наиболее эффективного его управления, а именно:
- научное сообщество — отвечает за проведение научных исследований и участие в формировании туристического продукта. Развитие существующих и формирование новых — неосвоенных территорий функционирования научного туризма, совершенствование механизмов взаимодействия, включая организацию государственных и научных учреждений, высших учебных заведений в подготовке кадров (в частности синхронных переводчиков), малых предприятий в целях сохранения имеющегося наследия региона и
производства комплексного туристического продукта.
- партнёры — отвечает за организацию научных мероприятий, обеспечивая комплексную её подготовку, в том числе: управление бюджетом, рек-ламно — информационную поддержку, услуги секретариата и общую координацию. В состав партнёров могут входить: гостиницы, рестораны, транспортные компании, международный аэропорт.
- органы власти — за формирование положительного имиджа республики, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития инвестирования в проекты и программы региона.
Взаимодействие органов власти с другими структурами в рамках фран-чайзинговой компании будет осуществляться через наблюдательный совет.
Таблица 1
Источники и результаты франчайзинговой компании научного туризма
Источники средств Возможные представители Результаты франчайзинга
Бюджет Республики Бурятии Правительство Республики Бурятии - выделение денежных средств в рамках республиканских целевых программ.
Администрация г. Улан-Удэ и муниципальных образований. - выделение денежных средств. - оказание услуг.
Внебюджетные средства
Коммерческие структуры - инвестирующие и спонсирующие строительство туристических объектов.
Международные, национальные, местные фонды Фонд развития Республики Бурятии - информационная, методическая и консультационная поддержка.
Научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения. Бурятский научный центр. Бурятский государственный университет. Восточно — Сибирский государственный универ- - проведение научных исследований. - подготовки переводческих кадров - разработка и подго-
2016/2
Источники средств Возможные представители Результаты франчайзинга
ситет технологии и управления. Бурятская сельскохозяйственная академия; Восточно — Сибирская государственная академия культуры и искусств. товка документации по развитию территорий. - поддержка по охране природного наследия и биоразнообразия. - содействие подготовки кадров для приро-охранной и туристической деятельности. - предоставление оборудования и приборов.
Физические лица Инвесторы; Волонтеры; Меценаты. - выделение денежных средств. - время волонтеров. - предоставление товаров и услуг.
В структуру франчайзинговой компании, должны входить:
профессиональные организаторы научных мероприятий — компании, которые обеспечивают комплексную подготовку, включая управление бюджетом, рекламно — информационную поддержку, услуги секретариата и общую координацию. Оказание определенного набора услуг для планирования международных мероприятий на бесплатной основе является одной из важнейших функций франчайзинговой компании. На современном рынке международных встреч полнота и качество этих услуг являются одним из решающих факторов при выборе место проведения. В набор этих услуг входит: предоставление информационных материалов, культурно — развлекательных возможностях города; предоставление информации и содействии в выборе поставщиков услуг; предварительная аренда залов и бронирование гостиничных номеров; составление пакета документов по проведению научного мероприятия, а в некоторых случаях с предоставлением предварительного бюджета.
Предлагаемая структура франчайзинговой компании позволит:
- расширить возможности Республики Бурятии по продвижению своего туристического потенциала, не только на внутринем, но и на международных рынках туристических услуг;
- привлечь широкий круг участников туристического рынка;
- привлечь органы власти всех уровней республики через наблюдательный совет.
Ресурсные возможности Республику Бурятию позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием российских и иностранных туристов в несколько раз.
Литература
1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. №1230-р)
2. Закон РБ от 14.03.2011 № 1903-ГУ «О Программе социально-экономического развития на период до 2020 года»
3. Биржаков М.Б. Индустрия туризма / М. Б. Биржаков. М.: Герда, 2012.
4. Боголюбов В.С. Экономика туризма: учеб. пособие / В.С. Боголюбов. М.: Академия, 2013.
5. Дурович А. П. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бон-даренко, Т.М. Сергеева. — Минск : Новое знание, 2014.
6. Пивоваров А.Н. Очирова Я.А. «Некоторые проблемы туристического кластера Республики Бурятии и пути их решения» // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Экономика, Право, Экономика. Улан-Удэ, 2012. Вып. 2.
7. Пивоваров А. Н., Васильев А. В. Проблемы кадров в туристской отрасли Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Экономика, Право, Экономика. Улан-Удэ, 2012. Вып. 2.
8. Кряжев Е. Туризм в Бурятии // Байкал Медиа Консалтинг
9. e-baikal.ru
10. Наговицын В. В. Бурятию уже нельзя назвать депрессивным регионом. ЦКЬ: http://www.baikaltravel.ru (дата обращения 16.10.2015)
FRANCHISING IN THE TOURISM BUSINESS: PROBLEMS AND PROSPECTS
Pivovarov Aleksandr Nikolaevich, candidate of economic sciences,
Buryat State University
24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia
E-mail: panbgu@yandex.ru .
Ochirova Yana Andreevna, Student, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia E-mail: yana1394@gmail.com
Formation of a new model of tourism business of the Republic of Buryatia, ensure coordinated cooperation between government, academic and commercial structures, based on the principles of public — private partnership. Keywords: Republic of Buryatia, franchising, public — private partnership.