Научная статья на тему 'Франчайзинг в туристическом бизнесе: проблемы и перспективы'

Франчайзинг в туристическом бизнесе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ / ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / REPUBLIC OF BURYATIA / FRANCHISING / PUBLIC / PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров Александр Николаевич, Очирова Яна Андреевна

Формирование новой модели туристического бизнеса Республики Бурятии, обес-печивающая согласованное взаимодействие государственных, научных и ком-мерческих структур, на основе принципов государственного частного парт-нерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пивоваров Александр Николаевич, Очирова Яна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING IN THE TOURISM BUSINESS: PROBLEMS AND PROSPECTS

Formation of a new model of tourism business of the Republic of Buryatia, ensure coordinated cooperation between government, academic and commercial structures, based on the principles of public private partnership.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг в туристическом бизнесе: проблемы и перспективы»

УДК 334.02

ФРАНЧАЙЗИНГ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Пивоваров Александр Николаевич, кандидат экономических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: pаnbgu@yandex.ru .

© Очирова Яна Андреевна, студент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: yana1394@gmail.com

Формирование новой модели туристического бизнеса Республики Бурятии, обеспечивающая согласованное взаимодействие государственных, научных и коммерческих структур, на основе принципов государственного — частного партнерства.

Ключевые слова: Республика Бурятия, франчайзинг, государственное — частное партнерство.

В рыночной экономике повышение региональной управляемости, весьма актуально. Концепция нового государственного менеджмента предполагает возможность применения бизнес — технологий в государственном и муниципальном управлении, где активно используются рыночные механизмы, программно- целевой метод, стратегический менеджмент и другие инструменты бизнеса. Упрочение связей между органами государственного и муниципального управления позволит консолидировать усилия всех уровней власти, направленные на социально — экономическое развитие, более эффективно устранять возникшие противоречия, развивать муниципальное образование в интересах жителей всего региона, получая синергетический эффект от совместного развития. Некоммерческий характер деятельности обеспечивает нейтралитет и беспристрастность, возможность конструктивного диалога всех заинтересованных сторон. Организация такой структуры позволит установить баланс между удовлетворением научно — исследовательской потребности туристов и стабильным экономическим развитием региона. Позволит вовлечь инфраструктурные туристические объекты в коммерческий оборот.

Основными принципами функционирования такой структуры должно быть:

- принцип согласования, заключающийся в необходимости взаимодействия трех основных субъектов (органов власти, научного сообщества и коммерческих структур.

- принцип саморегулирования и самоокупаемости, заключается в том, что любая туристическая дестинация ориентирована на собственную целевую

2016/2

аудиторию и функционирует как самостоятельная социально — экономическая система.

- принцип администрирования, заключается в осуществлении управления единым органом, включающим представителей государственной власти, представителей коммерческих структур, научных сотрудников и экспертов.

Такой структурой может стать франчайзинговая компания (рис. 1).

Франчайзинг — это способ организации и развития системы управления регионом, при котором администрация региона передает администрациям муниципальных образований право оказывать государственные и муниципальные услуги посредством системы управления, а также технологии, информационные и иные ресурсы.

Франчайзинг практикуется во всех экономически развитых государствах, где он обеспечивает значительные доли национального продукта и занятости. Эффект достигается путем единовременного государственно — муниципального воздействия на те сферы жизнедеятельности, которые требуют приоритетного внимания в данный период времени. Данный механизм способен решать многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и региона в целом. Деятельность фран-чайзинговой компании направлено, в том числе и на привлечении более широкого круга субъектов и их результативного взаимодействия.

Рис. 1. Организационная структура франчайзинговой компании Республики Бурятия

Применение франчайзинга в качестве инструмента развития региональной системы, позволяет привлечь дополнительные ресурсы (финансовые, трудовые, материально — технические и пр.) и найти альтернативные источники финансирования для текущей деятельности и конкретных мероприятий.

Эффективное функционирование франчайзинговой компании основанное на принципах государственного — частного партнерства обусловлено разделением функциональной нагрузки между участниками научного туризма. Применение франчайзинга в качестве инструмента региональной системы в туристическом бизнесе, позволит разделить функциональные нагрузки между

участниками и на этой основе достичь наиболее эффективного его управления, а именно:

- научное сообщество — отвечает за проведение научных исследований и участие в формировании туристического продукта. Развитие существующих и формирование новых — неосвоенных территорий функционирования научного туризма, совершенствование механизмов взаимодействия, включая организацию государственных и научных учреждений, высших учебных заведений в подготовке кадров (в частности синхронных переводчиков), малых предприятий в целях сохранения имеющегося наследия региона и

производства комплексного туристического продукта.

- партнёры — отвечает за организацию научных мероприятий, обеспечивая комплексную её подготовку, в том числе: управление бюджетом, рек-ламно — информационную поддержку, услуги секретариата и общую координацию. В состав партнёров могут входить: гостиницы, рестораны, транспортные компании, международный аэропорт.

- органы власти — за формирование положительного имиджа республики, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития инвестирования в проекты и программы региона.

Взаимодействие органов власти с другими структурами в рамках фран-чайзинговой компании будет осуществляться через наблюдательный совет.

Таблица 1

Источники и результаты франчайзинговой компании научного туризма

Источники средств Возможные представители Результаты франчайзинга

Бюджет Республики Бурятии Правительство Республики Бурятии - выделение денежных средств в рамках республиканских целевых программ.

Администрация г. Улан-Удэ и муниципальных образований. - выделение денежных средств. - оказание услуг.

Внебюджетные средства

Коммерческие структуры - инвестирующие и спонсирующие строительство туристических объектов.

Международные, национальные, местные фонды Фонд развития Республики Бурятии - информационная, методическая и консультационная поддержка.

Научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения. Бурятский научный центр. Бурятский государственный университет. Восточно — Сибирский государственный универ- - проведение научных исследований. - подготовки переводческих кадров - разработка и подго-

2016/2

Источники средств Возможные представители Результаты франчайзинга

ситет технологии и управления. Бурятская сельскохозяйственная академия; Восточно — Сибирская государственная академия культуры и искусств. товка документации по развитию территорий. - поддержка по охране природного наследия и биоразнообразия. - содействие подготовки кадров для приро-охранной и туристической деятельности. - предоставление оборудования и приборов.

Физические лица Инвесторы; Волонтеры; Меценаты. - выделение денежных средств. - время волонтеров. - предоставление товаров и услуг.

В структуру франчайзинговой компании, должны входить:

профессиональные организаторы научных мероприятий — компании, которые обеспечивают комплексную подготовку, включая управление бюджетом, рекламно — информационную поддержку, услуги секретариата и общую координацию. Оказание определенного набора услуг для планирования международных мероприятий на бесплатной основе является одной из важнейших функций франчайзинговой компании. На современном рынке международных встреч полнота и качество этих услуг являются одним из решающих факторов при выборе место проведения. В набор этих услуг входит: предоставление информационных материалов, культурно — развлекательных возможностях города; предоставление информации и содействии в выборе поставщиков услуг; предварительная аренда залов и бронирование гостиничных номеров; составление пакета документов по проведению научного мероприятия, а в некоторых случаях с предоставлением предварительного бюджета.

Предлагаемая структура франчайзинговой компании позволит:

- расширить возможности Республики Бурятии по продвижению своего туристического потенциала, не только на внутринем, но и на международных рынках туристических услуг;

- привлечь широкий круг участников туристического рынка;

- привлечь органы власти всех уровней республики через наблюдательный совет.

Ресурсные возможности Республику Бурятию позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием российских и иностранных туристов в несколько раз.

Литература

1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. №1230-р)

2. Закон РБ от 14.03.2011 № 1903-ГУ «О Программе социально-экономического развития на период до 2020 года»

3. Биржаков М.Б. Индустрия туризма / М. Б. Биржаков. М.: Герда, 2012.

4. Боголюбов В.С. Экономика туризма: учеб. пособие / В.С. Боголюбов. М.: Академия, 2013.

5. Дурович А. П. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бон-даренко, Т.М. Сергеева. — Минск : Новое знание, 2014.

6. Пивоваров А.Н. Очирова Я.А. «Некоторые проблемы туристического кластера Республики Бурятии и пути их решения» // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Экономика, Право, Экономика. Улан-Удэ, 2012. Вып. 2.

7. Пивоваров А. Н., Васильев А. В. Проблемы кадров в туристской отрасли Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Экономика, Право, Экономика. Улан-Удэ, 2012. Вып. 2.

8. Кряжев Е. Туризм в Бурятии // Байкал Медиа Консалтинг

9. e-baikal.ru

10. Наговицын В. В. Бурятию уже нельзя назвать депрессивным регионом. ЦКЬ: http://www.baikaltravel.ru (дата обращения 16.10.2015)

FRANCHISING IN THE TOURISM BUSINESS: PROBLEMS AND PROSPECTS

Pivovarov Aleksandr Nikolaevich, candidate of economic sciences,

Buryat State University

24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia

E-mail: panbgu@yandex.ru .

Ochirova Yana Andreevna, Student, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia E-mail: yana1394@gmail.com

Formation of a new model of tourism business of the Republic of Buryatia, ensure coordinated cooperation between government, academic and commercial structures, based on the principles of public — private partnership. Keywords: Republic of Buryatia, franchising, public — private partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.