Научная статья на тему 'Механизм создания и функционирования государственно - частного партнерства (на примере Краснодарского края)'

Механизм создания и функционирования государственно - частного партнерства (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова Алена Геннадьевна

В настоящее время становится очевидным тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны и достижение стратегических целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм создания и функционирования государственно - частного партнерства (на примере Краснодарского края)»

риск-менеджмента для целей управления и оценки обычно выделяют два вида кредитного риска: индивидуальный кредитный риск - кредитный риск конкретного заемщика и совокупный кредитный риск - кредитный риск портфеля коммерческого банка.

Многообразие факторов, влияющих на кредитный риск, необходимо учитывать при разработке и применении методов оценки и управления кредитным риском, что является достаточно сложной задачей. В этой связи особую значимость приобретает предложенная систематизация факторов кредитного риска в разрезе компонентного состава его логической структуры кредитного риска и возможности построения на этой основе классификаций различных видов кредитного риска.

Список литературы

1. Васильева Е.Е. Кредитный риск: актуальные проблемы моделирования.// Финансы и кредит. 2015. №7(631) с.45-53.

2. Долгова Е.В. Распознавание ситуаций в оперативном управлении предприятием// Вестник ПГТУ. Электротехника, информационные технологии, системы управления. — 2008 .— № 2 .— С. 185-192.

3. Костюченко Н.С. Анализ кредитных рисков. - СПб.: ИТД «Скифия», 2010.- 440 с.

4. Кричевский М.Л. Финансовые риски. - М.: КНОРУС, 2013. - 247 с.

5. Четыркин Е.М. Финансовые риски: науч.-практич. пособие. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. - 176 с.

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Гудкова Алена Геннадьевна, аспирантка кафедры Производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанский государственный технологический университет

г. Краснодар

В настоящее время становится очевидным тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны и достижение стратегических целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

В рамках экономической глобализации усиливаются тенденции к активизации отношений между государством и частным бизнесом в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Одновременно изменяются функции государства и задачи, связанные с распространением и расширением влияния частного сектора на мировую экономику [1].

С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом по стране, так и в отдельных регионах.

Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить издержки всех уровней при реализации проектов [2].

В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов [3].

Опыт такого партнерства, успешно применяемый в мировой практике, необходимо адаптировать с учетом особенностей российской экономики и использовать как универсальный инструмент для социально-экономического развития. Концепция использования механизма государственно-частного партнерства для решения общественно важных задач страны получает в настоящее время все большее применение.

Большинство ученых и специалистов называют самые различные сферы и отрасли экономики, где подобный механизм в силу своих особенностей может оказать положительное влияние от кооперации государственного и частного секторов.

Особое значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения в области дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и водоочистных сооружений, охраны окружающей среды, жилищного строительства, энерго- и газообеспечения. При этом главная проблема, с которой сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач на уровне местного самоуправления стало обычной практикой во всем мире. Как показывает опыт развитых стран, именно на местном уровне обычно возникает дилемма: приватизировать объекты коммунальной собственности или искать другие пути привлечения материальных и финансовых ресурсов частного сектора, в

том числе инициируя проекты ГЧП. В качестве аргументов против прямой и полной приватизации чаще всего приводят риски сокращения числа рабочих мест, удорожания коммунальных услуг, замены монополии публичных служб частной монополией.

Характеризуя положение дел в сфере государственно-частного партнерства в России, следует отметить неоднозначность складывающейся здесь ситуации. С одной стороны, правительство и органы исполнительной власти приступили к созданию особых экономических зон, которые станут «инкубаторами» технических нововведений и изобретений, начинается разработка концессионных соглашений, очень важных для привлечения долгосрочных инвестиций в страну. С другой стороны, такая форма взаимодействия государства и бизнеса требует огромной законодательной работы (необходимо четко определить все аспекты контрактов, заключаемых между сторонами).

Таким образом, экспертами отмечается, что внедрение государственно-частного партнерства в России сталкивается с рядом проблем правового (отсутствие необходимой нормативной базы функционирования ГЧП), экономического (неразвитость рыночных отношений) и управленческого (слабое знакомство государственной бюрократии с принципами ГЧП и отсутствие у большинства чиновников профессиональной правовой подготовки для разработки соответствующих контрактов в данной области) характера.

Политический режим, в рамках которого осуществляется партнерство власти и бизнеса, может быть не только демократическим, но и авторитарным. В последнем случае конструктивные отношения правительства и компаний возникают в системе корпоративизма, способствующей установлению баланса интересов между государством и конституирующими политическую систему группами. Однако именно развитые формы демократии, правовой государственности предоставляют возможность выстраивать данные отношения, руководствуясь принципами равноправия сторон, добровольности принятия ими на себя обязательств, ответственности за их исполнение, соблюдения норм законодательства, свободы обсуждения проблем,

Согласно данным Министерства экономики Краснодарского края по состоянию на 2015 год экономическая система края относиться к числу наиболее динамично и устойчиво развивающихся, привлекательных в инвестиционном отношении систем современной России.

По итогам 2011 года среди российских регионов Краснодарский край занимал 3 место по привлечённым инвестициям в основной капитал, пропустив вперед Тюменскую область и город Москва.

Центром координирования вопросов ГЧП края является Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.

Задачами государственно-частного партнерства в Краснодарском крае являются:

- привлечение внебюджетного финансирования для реализации общественно значимых проектов;

- повышение эффективности использования государственного имущества Краснодарского края;

- эффективное использование бюджетных средств;

- развитие инновационной экономики, техническое и технологическое развитие общественно значимых производств;

- повышение уровня занятости населения.

Участие в государственно-частном партнерстве в Краснодарском крае основывается на следующих принципах:

- законность;

- равноправие сторон государственно-частного партнерства;

- равные условия участия в государственно-частном партнерстве, обеспечивающие конкурентную среду;

- соблюдение прав и законных интересов сторон государственно-частного партнерства;

- добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество сторон государственно-частного партнерства;

- эффективность государственно-частного партнерства;

- консолидация финансовых, материальных и организационных ресурсов сторон государственно-частного партнерства;

- разделение ответственности, рисков и достигнутых результатов между сторонами государственно-частного партнерства;

- прозрачность деятельности сторон государственно-частного партнерства.

В целях реализации инфраструктурных проектов путем использования инструментов государственно-частного партнерства, привлечения частных инвестиций в экономику Краснодарского края, а также повышения эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, была образованна в 2010 году краевая комиссия по государственно-частному партнерству Краснодарского края и утвержден ее состав. Существует довольно узкая законодательная база регулирующая государственно-частное партнерство в Краснодарском крае

Еще одним перспективным инструментом ГЧП являются особые экономические зоны. На территории Апшеронского района Краснодарского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона, в границах которой планируется развивать один из наиболее масштабных инвестиционных проектов в курортной сфере края -горноклиматический курорт Лагонаки [4]. Согласно концепции, на курорте будет построено 35 лыжных трасс протяженностью 165 км, а также 30 канатных дорог. По предварительным расчетам, будущий курорт будет

обладать пропускной способностью 28 тысяч человек в день и ежегодно принимать около 1 млн. туристов.

В рамках развития курортов и туризма с применением механизма государственно-частного партнерства также планируется реализация инвестиционных проектов, направленных на создание туристских кластеров в Краснодарском крае. В частности, предусматривается создание комплекса обеспечивающей и туристской инфраструктуры на территориях, планируемой к размещению туристских кластеров: «Абрау-Утриш» (Новороссийск, Анапа); «Лермонтово» (Туапсинский район), «Можжевеловая роща» (Геленджик), «Горячий Ключ» (Горячий Ключ).

В Краснодарском крае реализуется проект в форме государственно-частного партнерства «Строительство имущественного комплекса оптового продовольственного сельскохозяйственного рынка «Изумрудный город», инициатором которого выступило Законодательное Собрание края.

000 «Изумрудный город» - это многофункциональный центр для обслуживания граждан, имеющих крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, производящих круглогодично овощи и картофель, созданный по принципу частно-государственного партнерства [5].

Основными целями инвестиционного проекта являются:

1 Обеспечение гарантированного сбыта продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения Краснодарского края.

2 Повышение уровня благосостояния населения Краснодарского края.

3 Обеспечение зеленой и овощной продукцией предприятий оптовой и розничной торговли Краснодарского края, социальных объектов края, а также крупных городов и регионов Российской Федерации.

Департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края было поручено оказать организационное и техническое содействие в оформлении инвестиционного проекта строительства имущественного комплекса оптового продовольственного сельскохозяйственного рынка «Изумрудный город».

Между Администрацией Краснодарского края и ООО «Изумрудный город» было заключено инвестиционное соглашение, в рамках которого стороны приняли на себя ряд обязательств.

Следует также отметить, что реализация инвестиционного проекта позволила достичь основных целей проекта:

- объем выращиваемой продукции поставщиками в 2014 году по сравнению с 2006 годом увеличился в 2,5 раза.

- объем реализуемой продукции по сравнению в 2014 году с 2006 годом вырос в 3,5 раза.

Продукция поставляется в крупные торговые сети Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Астрахани, Тюмени.

Данной продукцией обеспечиваются объекты социальной сферы

Краснодарского края: школы интернаты, больницы, дома престарелых.

На сегодняшний день продолжается активное взаимодействие ООО «Изумрудный город» и Администрации Краснодарского края. Специалисты Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности оказывают помощь в определении специализации районов, выдают рекомендации по закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию.

Краснодарский край, как один из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, за последние годы реализовал и сейчас реализует ряд проектов ГЧП, привлекая при этом огромные инвестиции из федерального бюджета, иностранных компаний и инвесторов из других субъектов РФ.

Такие проекты, большей частью, осуществляются в крае на объектах социальной направленности, при строительстве автомобильных дорог, мостов и развязок, на объектах курортно-санаторного комплекса побережья Черного и Азовского морей.

На сегодняшний день повышается статус бизнеса, расширяется его роль в ключевых направлениях реализации политики повышения качества человеческого капитала. Для края - это одна из форм привлечения дополнительных инвестиционных средств в социальные программы и стратегически важные направления развития, создание дополнительных рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда, повышение спроса на высококвалифицированный персонал, в том числе и в сфере управления.

Список литературы

1. Калашникова Е. Развитие государственно-частного партнерства в России. Доклад на конференции "Благотворительность - лучшие традиции российского общества" http://ruskline.ru/analitika/2009/02/17/razvitie_gosudarstvenno-chastnogo_partnerstva_v_rossii

2. Прохорова В.В., Гудкова А.Г. Актуальные вопросы регионального развития (на примере туристической сферы региона). Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». Краснодар 2015. С.148-150

3. Прохорова В.В. Сущность и экономическое содержание территориальных систем современной России // Представительная власть - ХХ1 век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013 № 1(120). С. 26-28

4. Государственно-частное партнерство: плюсы и минусы // "Созидатель" № 4 http://www.sozidatel-krd.ru/news/?ELEMENT_ID=533

5. ООО Изумрудный город. Сельскохозяйственный портал. http://agrogalaxy.ru/ Й^/233.^Ш1

6. Сущность и экономическое содержание территориальных систем современной России/Прохорова В.В.// Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 1 (120). С. 26-28.

7. Перспективы постиндустриальных преобразований региональных экономических систем современной России с участием корпораций и сетевых организаций/Прохорова В.В., Хилько Н.А.//Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 4. С. 12-15.

8. Потенциал производственных клactepob в развитии территории/Прохорова В.В .//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 3. С. 326-328.

9. Управление муниципальной собственностью (отечественный и зарубежный опыт)/ Прохорова В.В.// Краснодар, 2003.

10. Субрегиональные ресурсы интенсификации развития территориальных экономических систем современной России/Прохорова В.В.// монография / Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионольного образования Южный институт менеджмента. Краснодар, 2009.

11. Кластеры в развитии экономики территории/ Прохорова В.В., Хачатурова М.С.// В сборнике: Экономическое развитие России на современном этапе Краснодар, 2010. С. 136-141.

12. Субрегиональные ресурсы интенсификации развития территориальных экономических систем современной России. монография/ Прохорова В.В.// Краснодар, 2012.

13. Интенсификация развития региональной экономической системы в условиях нестабильности/ Прохорова В.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 36. С. 62-65.

14. Экономика знаний как стратегический «ресурс» интенсификации развития территориальной экономической системы/ Прохорова В.В.// Экономика и предпринимательство. 2013. № 11-2 (40-2). С. 142-146.

15. Увеличение уставного капитала по закрытой подписке в акционерных обществах/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2010. № 6. С. 21-25.

16. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2009. № 7. С. 36-42.

17. Особенности взыскания заработной платы перед работниками в рамках действующего законодательства/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2009. № 9. С. 4143.

18. Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2009. № 6. С. 58-61.

19. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг, на которые не распространяется требование о раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2009. № 5. С. 42-46.

20. Роль представителя работников при рассмотрении дел о банкротстве/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2008. № 11. С. 52-54.

21. Правовые основы договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг/ Вавулин Д. А., Горохов А.А.// Право и экономика. 2007. № 3. С. 45-49.

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ И ДЕМОГРАФИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ДосумовЖ.К., доктор философии Phdпо юридической науке (административное право)

В Казахстане основная нагрузка в регулировании миграционных процессов приходится на Закон РК «О миграции населения». Он, несомненно, сыграл большую роль в урегулировании миграционных отношений. Продемонстрировав преимущества законодательного регулирования миграционных процессов как более действенного по сравнению с подзаконным и ведомственным регулированием. Закон способствовал упорядочению миграционных процессов, стимулировал правоохранительные органы к поиску способов защиты национальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.