Научная статья на тему 'Реализация регионального компонента образования через создание школьного музея'

Реализация регионального компонента образования через создание школьного музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Наталья Васильевна, Коробкова Екатерина Николаевна, Душанова Айслу Хасановна

В статье раскрывается суть национально регионального компонента образования, его важность в изучении истории. Авторы показывают способ реализации этого компонента, через создание школьного музея. Школьный музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Будучи тесно связанным с судьбами выдающихся личностей, он воспитывает у школьников любовь и уважение к ним, к своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Цели проекта: через создание музея способствовать формированию у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Наталья Васильевна, Коробкова Екатерина Николаевна, Душанова Айслу Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE REGIONAL COMPONENT BY EDUCATIONAL CREATING THE SCHOOL MUSEUM

In the article the essence of national regional educational component and its importance in history learning is described. The authors demonstrate the way of realizing this component by creating the school museum. School museum, according to its profile increases and improves students’ knowledge.Being connected with famous people’s lives, it cultivates love and respect to them, to their motherland and its historical past. The purpose of the project is to contribute to forming young generation’s independence and pride for the native country (by means of the school museum)

Текст научной работы на тему «Реализация регионального компонента образования через создание школьного музея»

бесцеремонный, широкая натура, любитель выпить.

- Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, невозмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный.

- Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, неинтересный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный.

Затем внимание было привлечено к необходимости выстраивать свои отношения на «надстереотипном» уровне. Для этого мы сделали подборку практических рекомендаций, содержащихся в путеводителях и руководствах, предлагаемых в туристических компаниях, например: в Египте нельзя спрашивать местных жителей про отношения между мужчинами и женщинами; в Италии не следует подробно рассказывать деловому партнеру о целях своей командировки; в Швеции с собеседником лучше вести разговор о музыке, машинах, детях; в Англии добрым знаком будет беседа о погоде или футболе. Обсуждение этих рекомендаций сопровождалось вопросом -

имеют ли они какое-либо отношение к стереотипам? Стереотипы какого рода принимают во внимание издатели подобных рекомендаций?

Результатом проведенной работы стало стремление обучающихся избегать обобщения и генерализованных выводов, оценивать личность, а не культурную группу, к которой она принадлежит. В любом случае, какой бы способ усвоения ценностей мы е рассматривали, принципиальным является то, что ценности, являясь регуляторами социального и профессионального поведения обучающегося.

Список литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студентов лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Зайцева Наталья Васильевна, Коробкова Екатерина Николаевна,

учителя истории и обществознания МОУ «Лицей № 7 Дзержинского района Волгограда»

Душанова Айслу Хасановна,

учитель истории и обществознания МОУ «СШ №76 Краснооктябрьского района Волгограда»

REALIZATION OF THE REGIONAL COMPONENT BY EDUCATIONAL CREATING THE SCHOOL MUSEUM Zaytseva Natalia, teacher of history and social science, Lyceum №7, Volgograd Korobkova Ekaterina, teacher of history and social science, Lyceum №7, Volgograd Dushanova Aislu, teacher of history and social science, School №76, Volgograd

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается суть национально - регионального компонента образования, его важность в изучении истории. Авторы показывают способ реализации этого компонента, через создание школьного музея. Школьный музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Будучи тесно связанным с судьбами выдающихся личностей, он воспитывает у школьников любовь и уважение к ним, к своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.

Цели проекта: через создание музея способствовать формированию у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество. ABSTRACT

In the article the essence of national regional educational component and its importance in history learning is described. The authors demonstrate the way of realizing this component by creating the school museum. School museum, according to its profile increases and improves students' knowledge.Being connected with famous people's lives, it cultivates love and respect to them, to their motherland and its historical past.

The purpose of the project is to contribute to forming young generation's independence and pride for the native country (by means of the school museum)

Ключевые слова: музей, патриотическое воспитание, краеведение.

Keywords: museum, patriotic education, local history

Вся история России - это история каждого, даже самого маленького населенного пункта. На уроках истории в полной мере осветить даже некоторые аспекты развития того или иного региона достаточно сложно, времени для этого очень мало. Понимание хода исторического процесса немыслимо без усвоения истории края.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Понимание хода исторического процесса немыслимо без усвоения истории края. Изучение региональной

истории позволяет ощущать себя не только представителем своего края, страны, но и всего мира.

На уроках истории в полной мере осветить даже некоторые аспекты развития того или иного региона достаточно сложно, времени для этого очень мало.

Методические пути реализации национально - регионального компонента образования разнообразны. Одним из направлений работы с учениками, является занятия в краеведческих кружках, группах, участие в работе школьного музея [7, с.53].

Реализация регионального компонента по различным предметам через проведение музейных уроков с использованием экспонатов музея и методического материала способна воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности.

Музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления, пропаганды достоверных материалов, имеющих воспитательную и научно - познавательную ценность. Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности обучающихся. Эта деятельность способствует привитию им умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации [3, с.15].

Обучение и воспитание в музее, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и её отдельных регионов ведётся на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придаёт полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идёт о молодёжи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступающий в жизнь, более чем кто-либо другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений.

Школьный музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Будучи тесно связанным с судьбами выдающихся личностей, он воспитывает у школьников любовь и уважение к ним, к своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного [2, с.34].

Одним из направлений работы с учениками в нашем лицее, является занятия в краеведческих кружках, группах. Восстановление музея осуществляется в рамках деятельности кружка «Патриоты Отечества». Данный кружок является составляющим элементом в системе патриотического воспитания учащихся в МОУ Лицее №7 и предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебно-воспитательном процессе, участие в выполнении программ патриотического воспитания детей и молодежи. Кроме того, школьный музей - это возможность овладеть навыками исследовательской деятельности.

История школьного музея, посвященного 51-й Гвардейской дивизии, началась в 1976 году. На его открытие в 1977 году приехало на встречу много ветеранов, в том числе и командир дивизии Н.Г.Таваркиладзе. С тех пор, почти ежегодно, особенно по памятным датам, происходили эти встречи, проходили Уроки мужества, посвященные Сталинградской битве, Дню Победы. В школе была создана группа «Поиск», велась обширная переписка

с ветеранами дивизии. Ветераны дарили музею свои личные вещи, документы.

Потом музей был расформирован, но сохранился архив. И по-прежнему ко 2 февраля в лицее проходят Уроки мужества, на которые лицеисты приглашают участников Сталинградской битвы, проводятся экспозиции по материалам музея, посвященные и дивизии, и Сталинградской битве. В настоящее время встала необходимость возрождения музея, посвященного 51-й Гвардейской дивизии.

Необходимость создания и функционирования музея в школе очевидна, так как в этом случае воспитание происходит не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.

Поэтому мы выбрали данный социальный проект, направленный на решение проблем воспитательного процесса в нашей школе по формированию патриотизма, уважительного отношения к родной культуре, ее героическому прошлому и настоящему.

Проект «Школьный музей»» направлен на вовлечение подростков в поисково-исследовательскую работу по изучению истории Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны в целом.

Музей, как социокультурный институт, предлагает более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности общества по направленному воздействию на личность с точки зрения становления патриотически воспитанной личности.

Направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать их в целостный образовательно- воспитательный процесс.

В школьном музее происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга [5, с.64].

Цели проекта: через создание музея способствовать формированию у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество; сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа. Задачи проекта:

- изучить историю музея 51-й Гвардейской дивизии школы №70;

- изучить краеведческую литературу по данной теме;

- вовлечь учащихся в работу по сбору экспонатов в

музей;

- создать первичный фонд экспонатов;

- подготовить буклет и методическую разработку, посвященную 51 Гвардейской дивизии;

- открыть музей и проводить экскурсии к знаменательным датам.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта ожидается, что:

- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;

- будет развиваться интерес к истории своего отечества и родного края;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

- будет пополнена материальная и методическая база музея.

Объект исследования: музей образовательного учреждения.

Предмет исследования: организация школьного музея в лицее.

Гипотеза: создание музея 51-й Гвардейской дивизии будет способствовать повышению интереса учащихся лицея к истории Сталинградской битвы, патриотическому воспитанию школьников. Тип проекта:

- по деятельности: практико-ориентированный;

- по предметно-содержательной области: исторический;

- по количеству участников проекта: групповой;

- по широте охвата содержания: внепредметный;

- по времени проведения: продолжительный;

- по характеру контактов (степени охвата): в рамках школы.

Методы, использованные в работе над проектом: поисковый, исторический, анкетирование.

Форма представления проекта: музей, виртуальный музей, презентация.

В 2011-2012 учебном году началась работа над проектом по созданию школьного музея 51-й Гвардейской дивизии. На подготовительном этапе проекта был создан план мероприятий проекта, определены возможные источники информации, подготовлена анкета для социологического опроса и вопросы для обсуждения на заседании кружка «Патриоты Отечества».

В ходе изучения общественного мнения было проведено анкетирование. Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея. На заседании кружка «Патриоты Отечества» приняли решение разработать проект создания школьного музея, была сформирована команда для разработки проекта.

Воссоздание музея 51-й Гвардейской дивизии осуществлялась в течение двух лет. За это время был проведен анализ состояния образовательных возможностей школьного музея, созданы рабочие группы, проводился поиск информации в различных источниках. Администрацией лицея велась подготовка помещения под музейную

комнату. Участниками кружка производился подбор материалов из архива для экспозиции, оформлялись стенды и витрины музея, велась подготовка экскурсоводов.

Открытие музея состоялось в день контрнаступления советских войск под Сталинградом 19 ноября 2012 года. В музее стали проводиться экскурсии и уроки мужества. Кроме того, на сайте лицея был создан виртуальный музей 51-й Гвардейской дивизии.

В числе важнейших мер предусматривается наиболее широкое использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. По нашему мнению, необходимо максимально использовать музей в учебно -воспитательном процессе. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями.

Предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами, «Вахта памяти» и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

В заключении хочется добавить следующее. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы и становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания.

Список литературы

1. Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин. -Социос. - 2004, № 10.

2. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 175с.

3. Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников - 2002, №3.

4. Корнилова, Г.Е. Историческое краеведение/ Г.Е. Корнилова. - Екатеренбург,2005. - 183 с.

5. Организация и деятельность школьных музеев: методические рекомендации. - Ярославль, ЦДЮТур и Эк, 2008. - 167с.

6. «От трагедии войны к культуре мира» (из опыта гражданско - патриотической работы) // Воспитание школьников, №2, 2010.

7. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 202с.

8. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004. - 216с.

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Зинкевич Елена Романовна

Канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский

университет», Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме использования клинико-педагогических ситуаций в содержании курсов повышения квалификации врачей - преподавателей медицинских вузов по педагогике и психологии высшей школы. В свою очередь, описание клинико-педагогической ситуации, рассматривается как средство приближения теоретической педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.