Научная статья на тему 'Деятельность школьного исторического музея в воспитании личности учащегося'

Деятельность школьного исторического музея в воспитании личности учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейная педагогика / музей-но-педагогический процесс / музейная среда / воспитание личности / музейно-педагогические принципы / методы и приемы / музей при учебном заведении. / museum pedagogies / museum and pedagogical process / museum environment / per-sonality education / museum and pedagogical prin-ciples / methods and techniques / the museum with institution of higher education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Антон Сергеевич

В статье освещаются музейно-педагогические принципы, методы и приемы при воспитании личности учащегося, а также условия эффективного применения музейно-педагогических технологий в практике школы, исследуется место и роль музейно-педагогических средств в учебно-воспитательном процессе, анализируется де-ятельность музеев при учебных заведениях как важного средства формирования всесто-ронне развитой личности, подаются основ-ные задачи школьного музея как динамичного, интерактивного образовательного про-странства, характеризуется деятельность музеев исторического профиля при учебных заведениях Макеевки Донецкой Народной Рес-публики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of the school history museum in the education of the student

The article highlights the museum-pedagogical principles, methods and techniques in educating the student’s personality, as well as the conditions for the effective use of museum-pedagogical technologies in the school’s practice, explores the place and role of museum-pedagogical tools in the educational process, ana-lyzes the activities of museums at educational insti-tutions, as an important means of forming a com-prehensively developed personality, the main tasks of the school museum are presented as a dynamic, interactive educational space, characterized by lnost museums historical profile at schools Make-yevka Donetsk People's Republic.

Текст научной работы на тему «Деятельность школьного исторического музея в воспитании личности учащегося»

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ XXI В.: РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

А.С. Саенко

Донецкий национальный университет

(г. Донецк),

МОУ «Средняя школа №29 г.Макеевка»

(г. Макеевка)

Деятельность школьного исторического музея в воспитании личности учащегося

В современных условиях реформирования образова-

тельной системы Донецкой Народной Республики, возникает вопрос о новых подходах к организации и содержанию учебно-воспитательной деятельности. Важное место среди них занимает одно из перспективных направлений современной

педагогики — музейная педагогика, решающая проблемы формирования личности, а именно: привлечение молодежи к исследовательской деятель-

Задача музейной педагогики вытекают из требований настоящего, мудрого использования исторического и культурного наследия нашего народа в системе воспитательной работы.

Российский исследователь музейной педагогики Б. Столяров исследовал и охарактеризовал музейно-педагоги-ческий процесс как системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся,

ности средствами музейной экспозиции с использованием информационных технологий, развитие их исследовательских умений и творческих способностей, выработки способности к самостоятельным суждениям и оценкам, навыков критического мышления.

Музейная педагогика имеет важное значение в системе образования и способствует всестороннему развитию личности учащегося, активному познанию окружающего мира.

Музейная педагогика — это научная дисциплина на пересечении музееведения,

педагогики и психологии, которая рассматривает музей как образовательную систему.

Термин «музейная педагогика» впервые ввел в научный оборот в 1934 г. К. Фризен (Германия). Это отрасль деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода

й ориентированное на формиро-

вание в условиях музейной среды творчески развитой личности. Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, он опирается на следующие гуманистические принципы:

— принцип личностной ориентации, в основе которой лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентаций, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности и т.д.;

— принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей зрительской аудитории опирается на понятие «общее» (присуще группе одного возраста) и «особенное» (индивидуальное, неповторимое);

— принцип развития личности в действии исходит из понимания необходимости активного участия учащихся в действии исходит из понимания необходимости активного

через педагогический процесс в условиях музея [3].

участия учащихся в музейном образовательном процессе;

УДК 069.12

DOI 10.24411/9999-035A-2019-10909

В статье освещаются музейно-педагогические принципы, методы и приемы при воспитании личности учащегося, а также условия эффективного применения музейно-педагогических технологий в практике школы, исследуется место и роль музейно-педагогических средств в учебно-воспитательном процессе, анализируется деятельность музеев при учебных заведениях как важного средства формирования всесторонне развитой личности, подаются основные задачи школьного музея как динамичного, интерактивного образовательного пространства, характеризуется деятельность музеев исторического профиля при учебных заведениях Макеевки Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: музейная педагогика, музей-но-педагогический процесс, музейная среда, воспитание личности, музейно-педагогические принципы, методы и приемы, музей при учебном заведении.

A.S. Sayenko

Donetsk National University (Donetsk), Secondary school No. 29 of Makeevka (Makeevka)

The activities of the school history museum in the education of the student

Abstract: The article highlights the museum-pedagogical principles, methods and techniques in educating the student's personality, as well as the conditions for the effective use of museum-pedagogical technologies in the school's practice, explores the place and role of museum-pedagogical tools in the educational process, analyzes the activities of museums at educational institutions, as an important means of forming a comprehensively developed personality, the main tasks of the school museum are presented as a dynamic, interactive educational space, characterized by lnost museums historical profile at schools Make-yevka Donetsk People's Republic. Key words: museum pedagogies, museum and pedagogical process, museum environment, personality education, museum and pedagogical principles, methods and techniques, the museum with institution of higher education.

© АС Саенко

37

Саенко Антон Сергеевич,

студент Донецкого национального университета, учитель истории МОУ «Средняя школа №29 г. Макеевка» (г. Донецк)

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙXXI В.: РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Музейная среда включает в себя следующие компоненты:

— около музейное пространство, организует внимание зрителя;

— собственно музейное помещение, настраивает на восприятие произведений искусства;

— экспозицию как презентацию музейных памятников.

Таким образом, компоненты музейно-педагогического процесса обладают внутренним взаимосвязью, что обеспечивает преобразования культурного опыта в личные качества человека, который еще формируется.

В основе музейно-

педагогического процесса лежат следующие исторически сложившиеся педагогические принципы:

— интерактивность, ведь человек запоминает только то, что делает;

— комплексность, что означает здесь включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный);

— программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ [5, с. 108].

Важным условием эффективного применения музейно-педагогических технологий в практике школы является выбор соответствующих дидактических методов и приемов, ведь музейное пространство требует специальной методики проведения занятий. Отечественные педагоги, пользующиеся элементами музейной педагогики на практике, разработали собственные подходы к этому актуальному вопросу. Это метод «погружения» в историческую эпоху, который обеспечивает посетителю символический доступ в пространство другой культуры и при этом дает ему возможность не только визуально почувствовать эпоху, но и

задействовать почти все органы чувств. Метод моделирования, который позволяет группе посетителей провести музейное исследование с помощью мнимого построения ситуаций, событий, явлений, исторических процессов, «привлечь к работе» свою память и воображение. Это делает возможным не только проверку полноты своих знаний по определенному предмету, но и способствует развитию практических умений их свободно применять.

К собственно музейно-педагогическим методам также относятся: ролевая «жизнь» исторических и культурных событий, информационный, продуктивный, репродуктивный, исследовательский, реконструкции, сравнительных аналогий, ассоциативный, сравнительного анализа, опережающего поощрения [2, с. 28].

Общепедагогические методы в основном согласуются с методами, которые используют на музейной экспозиции. Следуя классификации дидактических методов по источнику знаний и характеру мыслительной и познавательной активности учащихся, можно провести параллели по их применению в музее.

Так, рассказ и беседу как словесные методы можно использовать при изучении истории экспоната, характеристики исторической эпохи; методы иллюстрации и демонстрации - для непосредственного показа экспозиции; проблемно-поисковый — для раскрытия определенной идеи экспозиции и особенностей ее воплощения, выявление собственного впечатления от увиденного и тому подобное.

Исследователь музейной педагогики А. Караманов выделяет 7 музейно-педагогических приемов:

— прием показа — главный прием и главная составляющая музейного занятия, направляет

внимание на черты и признаки предметов;

— прием комментирования используют тогда, когда экспонат демонстрируют в процессе развития или движения. Прием комментирования целесообразно использовать на экспозиции, где «чувствуется» развертывание исторических событий, эволюционных процессов, например, на выставке механических приборов, народных изделий в контексте их изменений и совершенствования в течение определенного времени;

— прием движения: с его помощью узнают музейный объект и закрепляют знания, а внимание акцентировано на отдельных деталях;

— прием реконструкции заключается в воспроизведении события или эпохи путем образного рассказа, с помощью которого музейный педагог бы делал слушателя действующим лицом какого-то события, ситуации;

— прием локализации событий характеризуется особенно сильным эмоциональным воздействием, заключается в «привязке» определенного исторического события к определенному месту;

— прием сравнения заключается в сопоставлении различных признаков одного и того же экспоната или различных объектов между собой. Сравнивать можно признаки и особенности определенных предметов в разные исторические эпохи, выражение похожих чувств различными авторами в различных экспонатах;

— прием цитирования позволяет обострить интерес слушателей на каком-либо факте, событии, явлении, придает больше авторитетности высказываниям педагога [1, с. 10].

Все методы и приемы работы в музее имеют практическую значимость и эффективность, однако проблема заключается в их апробации, дальнейшем со-

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ XXI В.: РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

вершенствовании в ходе постоянного практического применения в учебно-воспитательном процессе, детализации приемов для различных категорий посетителей.

Применение современных технологий в музейной педагогике требует практической реализации опыта всего культурно-образовательного потенциала музея, своеобразной «трансляции» информации, которая сосредоточена в музейных экспонатах. Условиями этого является повышение значения музейного предмета как своеобразного символа той или иной эпохи, культуры. Очевидно, что такой подход будет способствовать расширению мировоззрения учащихся, воспитанию людей, способных активно познавать и понимать окружающий мир, чувствовать глубину мировой и национальной культуры.

В ходе музейно-

педагогического диалога появляется возможность продемонстрировать, как идет процесс поиска и интерпретации информации о каждом музейном экспонате, как влияют на его понимание индивидуальные особенности и свойства памятники истории, как следует организовывать работу с музейным экспонатом с целью увеличения его эмоционального воздействия. Музей является уникальным средством обучения и воспитания: ценные экспонаты дают возможность непосредственно прикоснуться к учебному материалу, изучаемому на уроках истории, краеведения и др. Эмоциональные впечатления после увиденного способствуют выполнению образовательных и воспитательных задач учебного заведения, педагога.

Музеи при учебных заведениях являются творческой лабораторией воспитания учащихся, в которой на основе личностно ориентированных подходов и применения различных видов

практической деятельности педагоги прививают подрастающему поколению качества сознательных граждан. Такие музеи являются важным средством учебно-воспитательной работы, формирования всесторонне образованной личности, воспитания подрастающих граждан Донецкой Народной Республики.

Основными задачами музеев при учебных заведениях являются:

— привлечение молодежи к краеведческой, научно-исследовательской, художественно-эстетической и природоохранной работе;

— формирование у молодежи социального опыта на примерах исторического прошлого Донбасса и России;

— изучение, экспонирование и популяризация историко-культурных и природных достояний родного края средствами учебной, воспитательной и просветительской работы;

— расширение и углубление общеобразовательной и допро-фессиональной подготовки молодежи средствами внеклассной, внешкольной работы;

— оказание помощи педагогическим коллективам учебных заведений во внедрении активных форм работы с учащимися;

— привлечение детей, учащихся и молодежи к формированию, сохранению и рациональному использованию Музейного фонда;

— проведение культурно-просветительской работы среди детей и молодежи, других слоев населения [4].

Сейчас музейная педагогика рассматривает школьный музей как динамическое, интерактивное образовательное пространство, имеющее определенные преимущества по сравнению с государственными музеями. Среди них можно определить следующие: существование постоянной аудитории, возмож-

ность использования коллекции музея для организации и осуществления учебно-воспитательных мероприятий, участие школьников в сохранении музейных коллекций, возможность проверить себя в будущей профессии, комфортная атмосфера для диалога учителя с учащимся, посетителя с музейным экспонатом, личные нормы поведения и др. Все это способствует тому, что школьный музей является идеальным местом для творческой самореализации молодежи, когда учащийся не только потребляет продукт музейной деятельности, но является его активным творцом.

В каждом регионе существует богатое историческое наследие, которое нужно использовать в работе с учащимися. Ни один учебник, пособие или даже электронный носитель не даст школьникам того богатого исторического материала, о котором расскажут музейные экспонаты. Памятники истории и культуры помогают учителю более ярко раскрыть перед учащимися историческое наследие, понять процесс развития общества от древнейших времен до современности. Музейные экспонаты являются отражением выдающихся событий истории Отечества, героических подвигов и трудовых свершений народа. Музейные реликвии — своеобразные «голоса истории», которые представляют собой значительный иллюстративный материал. Орудия труда, оружие, одежда, предметы быта, личные вещи выдающихся исторических деятелей, документы, награды, фотографии, различные источники помогают детям почувствовать историческую эпоху и оказывают на них большое впечатление.

Учитывая все аспекты использования элементов музейной педагогики, это направление является весьма важной частью

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ XXI В.: РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

системы гражданско-

патриотического воспитания, поскольку благодаря непосредственной связи с духовными достижениями и историческим прошлым, позволяет научно иллюстрировать те или иные события и факты. По мнению профессора Ф. Левитаса, одним из актуальных вопросов более эффективного использования новейших методов работы является создание скоординированной системы сотрудничества музея и учебных заведений. Организация экскурсий, лекций, конференций с учетом особенностей школьной программы будет способствовать модернизации учебно-воспитательного процесса в целом [2, с. 51].

Особенностью деятельности школьных музеев является то, что они комплектуются, создают экспозиции и используют их в соответствии с учебно-педагогическими и воспитательными задач школы. Лучшие школьные музеи функционируют как школьные учебно-методические центры и лаборатории, которые предоставляют значительные возможности по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Важную роль при этом играет самостоятельная работа школьников под руководством педагога.

Современная концепция музейной педагогики предполагает максимальное использование возможностей образовательного пространства школьного музея для освоения всех видов музейной деятельности. Приоритетными признаны такие направления: поисково-исследовательская, фондовая и экспозици-онно-выставочная работа, культурно-образовательная деятельность.

Например, большую работу в воспитании подрастающего поколения ведут музеи, созданные

в годы советской власти на базе школ № 7, 46, 59, 108 и др.

Музей боевой славы 54-й Макеевской Гвардейской стрелковой дивизии, созданный в школе № 59 долгое время возглавляли учитель английского языка Л.Н. Яковлева и учитель русского языка и литературы, и Н.Г. Матюшина, которые по крупицам собирали материал о солдатах дивизии, освобождавших город от немецко-фашистских захватчиков. Благодаря энтузиазму его руководителей, неравнодушию местных жителей, активному участию в пополнении фондов музея самих ветеранов дивизии, их семей удалось сохранить уникальную информацию, материалы, личные вещи, письма солдат, образцы вооружения и предметы быта советских граждан военных лет. Сегодня музей имеет историко-краеведческий профиль и считается одним из лучших школьных музеев в регионе.

Аналогичным музею 54-й гвардейской стрелковой дивизии является музей боевой славы макеевской школы № 108 имени Первой гвардейской армии. В 1966 г.на ее базе был основан военно-патриотический клуб «Патриот», который и сейчас активно продолжает свою работу.

В 1976 г. в школе был открыт музей «Боевой путь Первой гвардейской армии». Его создание инициировали директор школы Р.Н. Дронова, заместитель директора по воспитательной работе, Т.А. Кардашевская и военный руководитель В.Н. Колесников. 80-е гг. открыта новая страница в жизни учебного заведения. Делегация чехословацких генералов и трижды герой Советского Союза, маршал авиации А.И. Покрышкин, офицеры из Румынии и многочисленные гости из разных уголков бывшего Советского Союза посетили школу. Их записи в книгах отзывов и по сей день хранятся в музее.

Формы работы в перечисленных выше школьных музеях самые разнообразные: викторины, инсценировки, тематические занятия по истории, литературе и т.д. Специфической формой работы является музейное дело. Учащиеся средних и старших классов осваивают его и приобретают умения в организации поисково-исследовательской деятельности, экскурсионно-просветительской работе, в налаживании связей с государственными музеями и общественностью.

Экспонаты, собранные в музее позволяют учащимся ознакомиться с редкими, малоизвестными документами, фотографиями, прикоснуться к истории через письма фронтовиков. Все это, несомненно, играет важную роль в воспитательном процессе учащейся молодежи.

Таким образом, деятельность школьных музеев в сохранении народной памяти и воспитании подрастающего поколения важ-

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ XXI В.: РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

на в наше время, но требует большей поддержки со стороны государства, общественности. В особом внимании нуждается, несомненно, соблюдение принципа преемственности форм научно-просветительной работы, основное требование, которого состоит в том, чтобы все каналы воздействия на школьников были тесно связаны между собой. Это даст возможность учащимся различных возрастных групп постепенно и каждый раз на качественно новом уровне осваивать музейную информацию. Принцип преемственности делает систему «музей — школа» действенной на всех этапах обучения ребенка. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки цельной программы работы для всех учебных групп школьников, начиная с младших классов и заканчивая выпускниками. Наибольший эффект дает музейная работа со школьниками, организованная на основе

цикловых форм: лекториев, клубов или кружков при музеях.

Литература:

1. Караманов О. Музейна педагопка в навчально-виховному процеа загально освггньо1 школи // Освгга та педагопчна наука. 2012. №3 (152). С. 5-12.

2. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музей - культура, общество: СПб. науч. тр. М., 1992. 360 с.

3. Кудрина Т.А. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. 221 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Положення про музе1 при дошюльних, загальноосвп'тх, позашюльних та професшно-техтчних навчальних закладах, якi перебувають у сферi управлiння Мiнiсгерсгваосвiги i науки Укра'ши // Наказ Мшютерства освiги i науки Укра'шивщ 22.10.2014 № 1195.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.