Научная статья на тему 'Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России'

Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7690
819
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МУЗЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING / EDUCATION / MUSEUM / PEDAGOGICAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF A MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGY / RESEARCH AND PRACTICE OF A CONTEMPORARY MUSEUM / REALIZATION OF THE EDUCATIONAL FUNCTION VIA MUSEUM AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич

В статье раскрывается педагогическое и культурнообразовательное значение музеев, освещена история эволюции музеев, их влияние на повышение культурного и образовательного уровня населения. Рассматривается проблема формирования культурного и образовательного потенциала личности средствами музейной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ROLE OF MUSEUMS IN SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF MODERN RUSSIA

The article reveals the pedagogical and cultural and educational value of existing museums, the history of the evolution of museums, their positive influence on the cultural and educational development of the population. Discusses the problems of formation of cultural and educational potential of personality by means of museum pedagogy.

Текст научной работы на тему «Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

К.Ю. Милованов

УДК 069.1

Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России1

В статье раскрывается педагогическое и культурно-образовательное значение музеев, освещена история эволюции музеев, их влияние на повышение культурного и образовательного уровня населения. Рассматривается проблема формирования культурного и образовательного потенциала личности средствами музейной педагогики.

Ключевые слова: воспитание, обучение, музей, педагогические и образовательные возможности музея, музейная педагогика, научно-практическая деятельность современного музея, осуществление образовательной функции через музейно-педагогическую деятельность.

Современная динамика общественного развития, значительное увеличение масштабов инновационных процессов в образовательно-культурной среде предопределяют необходимость распознавать актуальные тенденции в музейной педагогике. В настоящее время одним из ведущих трендов в развитии практических оснований музейной педагогики является переход от единичных посещений музеев к созданию разветвленной системы музейного просвещения. Музейная педагогика является особым разделом педагогической науки, предметом которого является педагогическая деятельность специалистов в условиях музея. Особенность музейной педагогики как научной дисциплины определяется по следующим направлениям: учет возрастных и личностных особенностей музейной аудитории; практическая реализация диалогового стиля общения; ориентация на развитие творческих способностей личности; обеспечение взаимодействия с семьей и школой. Научно-методическим основанием педагогического воздействия в культурно-образовательной среде современного музея должно стать проектирование содержательного диалога, ведущими участни-

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-36-01070, тип — а1 «Научно-теоретические аспекты музейной педагогики в современной России»).

© Милованов К.Ю., 2013

ками которого являются учащиеся, музейные педагоги, учителя и музей-но-образовательное пространство.

В научной литературе бытует мнение о том, что развитие музейной педагогики возможно только лишь в оптимальных условиях крупных «статусных» музеев. Тем не менее можно указать как на преимущества, так и на недостатки каждого из типов музея. В связи с этим представляется плодотворной идея о том, что необходима активная интеграция музей-но-педагогической и культурно-просветительской деятельности музейных учреждений различного типа и ведомственной принадлежности (федеральных, региональных, муниципальных, частных и школьных музеев) в форме сетевой организации.

Многим исследователям не вполне удачным и даже неоднозначным представляется и само понятие «музейная педагогика». Отдельные ученые-педагоги возражают против размывания методологических контуров педагогики, деления ее на многочисленные «педагогики» по профессиональному признаку или узкой специализации (использования психолого-педагогических закономерностей в школе, семье, трудовом коллективе, музее или ином социальном институте). В культурологической среде превалирует позиция тех специалистов, кто опасается, что музейная педагогика укрепится в официальном статусе самостоятельной научной дисциплины (что уже фактически давно и произошло).

Формирование целостной системы культурно-образовательной и воспитательной деятельности, а также бурное поступательное развитие теории музейной педагогики на рубеже ХХ—ХХ1 веков привели к интеграции традиционных экскурсионных и инновационных интерактивных форм интериоризации культурных и исторических ценностей. Методологические основы музейной педагогики органично соединили в себе фундаментальные принципы философии образования, теоретической педагогики и специфику музейно-образовательного пространства. Музейная педагогика как научная дисциплина выстраивается с учетом особенностей развития современного музея, в котором созидается уникальная предметно-пространственная среда, на основе открытого культурного диалога и взаимодействия с предметами искусства. Одним из принципиальных «вопросов в истории существования Музея, стимулом его развития является осуществление принципа «диалога эпох» путем проведения постоянных научных исследований, опирающихся на наследие прошлого, а также участие в «диалоге-интерпретации» музейного посетителя» [1, с. 820].

В музейном пространстве обеспечены максимальная доступность, открытость и свобода выбора содержания и форм общения с предметами старины. Музейная педагогика стабильно следует в фарватере общецивилиза-ционных норм и деятельно реализует их в условиях современного музея. По своей внутренней природе каждый музей так или иначе с различной степенью эффективности осуществляет культурно-просветительскую и образо-

вательную функцию. Однако этот процесс в основном носит фрагментарный характер и оставляет у посетителя музея самое общее представление об увиденном. Разрешить данное противоречие помогает музейная педагогика, вводящая человека в целесообразно организованный педагогический процесс комплексного восприятия историко-культурных ценностей.

Сущностная методологическая направленность музейной педагогики идет не от общества, как в процессе социализации, а от культурных запросов самой личности, ее интересов, потребностей и способностей. Индивид по собственному желанию выбирает интересующий его профильный музей, свободно определяет объем, виды и содержание информации, которую он хотел бы получить, свободно выбирает формы и время общения с культурными ценностями. Приоритетные задачи развития музейной педагогики направлены в основном на то, чтобы максимально и успешно удовлетворить интеллектуальные запросы и предпочтения личности.

Музейная педагогика является педагогикой открытой культурно-образовательной среды, ибо она не ограничена стенами музея и наиболее эффективно проявляет себя в условиях сотрудничества школы и музея, единения культурных и образовательных учреждений, создания целесообразно организованного культурно-педагогического пространства. Музейные учреждения, выполняющие функцию сохранения и сбережения культурной среды, «ставят целью деятельности не только хранить, собирать и изучать самые разнообразные артефакты, но и влиять на сообщество, пробуждая творческие интересы школьников и студентов, стимулируя их самоопределение и самореализацию» [5, с. 133].

В настоящее время необходимо объединение усилий музейных педагогов и школы; привлечение к реализации потенциала музейной педагогики широких кругов родительской общественности; комплексная подготовка школьных педагогов к посещению музея совместно с учащимися; организация совместных программ по учебной и культурно-просветительной деятельности музеев различного вида и административной подчиненности. Деятельностные принципы музейной педагогики могут быть реализованы более эффективно только лишь при условии функционирования музея как открытой социально-педагогической системы, органично включенной в культурно-образовательную среду и работающую в постоянном и тесном контакте с семьей, школой, а также другими культурными учреждениями. При образовательной работе в музейном пространстве необходимо учитывать единство художественного восприятия, мышления и практической деятельности учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, опираться на сотворчество индивида и музейного педагога.

Следствием активной интеграции музеев и современного социума является значительное расширение образовательно-воспитательной функции музея. Статистические данные обнаруживают количественный рост посетителей музеев во всем мире, но гораздо важнее качественные изменения

моделей взаимоотношения между музеем и его аудиторией. Отражением вхождения музея в социальное пространство стало интенсивное развитие музейной педагогики, которая особое внимание уделяет изучению сотрудничества и сотворчества музейного педагога и посетителя. Музейная педагогика выступает методологической основой разработки специальных программ и проектов с учетом психолого-педагогических и социологических характеристик музейной аудитории. Создание интерактивных выставок и внедрение передовых музейно-педагогических технологий, предусматривающих деятельное ознакомление с культурно-образовательным пространством музея, способствует преодолению устаревших форм восприятия музейной информации.

В последнее время происходит консолидация единого музейного пространства. Возрастание роли музея в социокультурной сфере проявляется через реализацию его образовательно-воспитательной функции в форме создания специальных надмузейных и внутримузейных организационных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются центры музейной педагогики, общества традиционной культуры и прикладного искусства. Подобные структурные образования действуют как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Их деятельность направлена на формирование системы взаимосвязанных организационных и информационно-коммуникационных каналов интеграции музеев и образовательной деятельности. Активно идет создание формальных и неформальных организаций, наблюдается увеличение роли частно-партнерских отношений, форсирование процесса обмена межмузейной информацией. Мощной формой межмузейной коммуникации становятся различного рода тематические конкурсы, которые проводятся в различных регионах Российской Федерации и странах мира, способствуя интенсификации музейной жизни и укреплению музейной сетевой организации. В центре музейно-педагогического процесса всегда должен находиться исторический или культурный артефакт. В музейной педагогике ярко проявляется феномен единства культурного, информационно-логического и образно-эмоционального воздействия на разум и чувства посетителей музея. В музейном пространстве подаваемая информация приобретает черты образности и наглядности, активизируется визуальное восприятие музейного материала. Информационная компонента музейного визуального ряда становится одним из эффективных средств преемственности культуры и диссеминации эстетического опыта.

Обращение к первичным музейным средствам формирования общих основ культуры исходит от музейных и школьных педагогов, а также и от самих учащихся. Они начинают собирать различные предметы определенной тематической направленности, устраивать их временные, а затем и постоянные места хранения и экспозиции, которые в дальнейшем могут перерасти в организацию музея общеобразовательного учреждения. Самостоятельное участие в творческой поисково-исследовательской работе

и мероприятиях по «музеефикации» и коллекционированию представляющих исторический и краеведческий интерес артефактов способствует достижению достаточно высокого уровня общей культуры, создавая условия для ее последующего поступательного развития.

В настоящее время «перед музейными учреждениями встала задача изыскания новых средств и методов просветительской, образовательной и воспитательной деятельности, новых форм работы по становлению у разных групп населения, и в первую очередь у детей и молодежи, национального самосознания, национальной самоидентификации, создания условий для понимания роли места культуры в человеческом сообществе» [2, с. 153—154]. Современный музей — это уже не просто хранилище памяти поколений, путеводитель по истории и собрание исторических древностей, способных удовлетворить познавательные и эстетические потребности индивида, повысить его интеллектуальный уровень, сформировать его восприятие культурно-исторической среды, а мощная созидательно-движущая и культуроформирующая сила. С годами меняется музей, изменяются формы его взаимодействия с различными социальными институтами и общественными группами. Происходит расширение зон социокультурного воздействия, так как современный музей выходит за классические рамки экспозиционно-выставочной работы.

На современном этапе развития музейного дела функциональная деятельность музея сводится не только к созданию фондов, организации экскурсий и выставок, но это еще и серьезная научно-исследовательская, просветительская и культурно-образовательная работа. Такой подход приводит к научному осмыслению целей и задач культурно-педагогической деятельности музея, способствуя координации усилий различных культурных и образовательных учреждений. Приоритетное внимание необходимо уделять не только новизне и инновационным идеям в жизни современного музея, но и актуальной интерпретации музейных экспонатов. Большой интерес для посетителей музеев представляют собой такие научно-практические мероприятия, как «тематические экскурсии, выставки экспонатов, беседы по отдельным содержательным элементам национальной культуры, лекции, встречи с историками, этнографами...» [10, с. 212].

Посетители в основном воспринимают музей как место, где можно познакомиться с предметом, коллекцией или выставкой. Музей становится тем местом, где можно продолжить и углубить обучение и провести культурный досуг. Среди посетителей музеев различного культурного и социального статуса все популярнее становится идея о музее как месте для организации активного межкультурного взаимодействия. В процессе общения с музейными коллекциями у посетителя проявляется «своеобразие художественного развития в процессе самообразования: интериоризация культурно заданных норм общения с искусством, повышение интереса к классическому искусству, повышение уровня знаний об изобразительном

искусстве» [6, с. 254—255]. На современном этапе развития музейной педагогики музеи все активнее становятся наиболее эффективной и открытой информационной площадкой в условиях информального и дополнительного образования.

В настоящее время придается особое значение музейно-педагоги-ческим технологиям по разработке различных деятельностных стратегий работы с посетителями. Отечественные музееведы пришли к мысли о необходимости создания различных методик по изучению особенностей восприятия отдельных категорий посетителей, а также их интересов, устремлений и мотивации при посещении музея. При построении системы информационно-коммуникативной деятельности необходимо умело сочетать решение стратегических задач развития музея, удовлетворяя запросы различных категорий посетителей, постоянно следить за изменением спроса и деятельно влиять на него. В современной России «художественно развитый человек сам сознательно или интуитивно устанавливает для себя некую оптимальную норму... посещений музея и т. п.» [9, с. 154].

В рамках популяризации музейных коллекций и фондов может осуществляться также издательская деятельность. С развитием информационно-коммуникационных технологий сведения о музейном собрании становятся доступными широкой публике не только в нашей стране, но и за рубежом. Успех воплощения каждой конкретной формы музейно-образо-вательной деятельности во многом определяется оптимальным подбором средств и приемов ее осуществления. Будущее музея зависит от эффективности работы с постоянными посетителями, от расширения целевой аудитории, от укрепления связей с местными общественно-культурными организациями, от доступности музея для тех, кто в силу каких-либо причин до сих пор не был в музее, а также от востребованности самого музея в современном социуме. Таким образом, научно-методическая и образовательная деятельность музея является базовой основой социальной и культурной адаптации. Музей своей социально-культурной деятельностью поднимает значение искусства как фактора духовного воспитания общества, значительно расширяя свое влияние в образовательной среде. В подавляющем большинстве музеев общенационального значения уже созданы или «создаются центры эстетического воспитания, берущие на себя научную постановку проблем музейной педагогики.» [8, с. 112].

Отражая происходящие социальные трансформации в обществе и культуре, музеи также претерпевают сущностные изменения в структуре, содержании и деятельности. Вполне очевидно, что прикладная культурология музейной деятельности приобретает все большее социокультурное значение, значительно возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации, культурной идентификации, а также и в педагогическом процессе. Современный музей фактически становится подлинным центром образо-

вания, информационно-коммуникационных технологий в области культуры и креативных инноваций.

Появление разнообразных музеев, в том числе и виртуальных, а также развитие новых форм музейно-образовательной деятельности происходит во многом спонтанно, без осознания и осмысления внутреннего единства. Необходимо глубинное осмысление социальных и культурно-исторических закономерностей эволюции музейной работы, а также непосредственной деятельности музея как социокультурного института. Пространственная и временная активность музея, преодолевающая институциональные рамки, неизбежно сочетается с социальной мобильностью, что наиболее ярко проявляется в феномене «открытого музея». Содержательным результатом поиска новых форм взаимодействия музея и общества стало возникновение музеев, которые создаются силами муниципальных образований. Ресурсом поступательного развития таких музеев является социальная и гражданская позиция жителей конкретной местности и их заинтересованность в сохранении уникальной специфики данной локальной территории. Экспонаты в таких музеях воспринимаются не только как некий музейный предмет, они несут значительную смысловую и символическую нагрузку, а образуемое собрание становится своеобразным историко-культурным паспортом конкретной местности или локальной территории, ее истории, культуры и окружающей среды.

Поступательное развитие межмузейного пространства идет параллельно с возникновением и стремительным ростом информационной культурно-образовательной среды. Инновационным способом преодоления замкнутого типа музея становится современное электронное информационное пространство. Вхождение посетителя музея в электронное музейное сообщество происходит через веб-ресурсы музеев. При этом многие из музейных сайтов построены на принципах интерактивности и открытости коммуникативной информации. Информационная компонента со временем отходит на второй план, а регулярный посетитель сайта музея становится участником интерактивного музейного сообщества. На сегодняшний день в современной информационной среде посетитель становится активным пользователем и социальным партнером музейного веб-пространства, встроенного в культурно-образовательный процесс и способного оказывать на него определенное влияние.

Изменение вектора сотрудничества музея и социума проявляется в делегировании части полномочий по управлению музеями профильным общественным ассоциациям, фондам и частным лицам. Во многих странах мирового сообщества, в том числе и в Российской Федерации, создаются общества друзей музея с целью содействия его развитию, созданию и поддержанию современного имиджа. Ярко проявившаяся в последнее время тенденция к созданию интегрированного музейно-образовательного пространства предполагает использование теоретических подходов различных социально-гуманитарных, общественных и точных наук, и в связи с этим возникает на-

сущная необходимость квалифицированной подготовки музейного педагога нового типа. При этом необходимо отметить рост удельного числа музейных специальностей, которые ориентированы на взаимодействие с социумом.

Культурно-историческое пространство современного музея постоянно обращено к подлинным ценностям, накопленным и хранимым человечеством, что способствует полномасштабному социокультурному развитию. Динамика современных социокультурных трансформаций объективно повышает интерес к музейным ценностям и культурному наследию нашей страны. Модернизация отечественной системы образования актуализирует роль образовательных учреждений в деле формирования личности во всей полноте ее интеллектуального, культурного, психологического и социального развития с обращением к национальным традициям и ко всей культуре в целом. В одном и том же музейно-образовательном пространстве могут сосуществовать и взаимодействовать различные культуры, мен-тальности и духовные практики. Специфическое пространство музея дает возможность соединения базовых представлений об общечеловеческой и народной культурах, различных субкультурах и личностной культуре отдельного человека. Музей не только хранит в определенных материальных предметах различные представления о духовном мире, но и предлагает различные способы и методы к познанию бытия.

Предназначение музея состоит в том, чтобы помочь человеку освоить пространство окружающего мира, «расшифровать» знаки и коды предметов, решить сложные и необходимые задачи по исследованию мира духовной и материальной культуры. Невербальный, знаковый и символический характер музейной информации требует своей особой специфики в ее использовании. Все, что происходит в музейном пространстве, должно быть связано с непосредственным восприятием фактов и явлений, присутствующих в настоящем времени. Важно, чтобы посетители музея осваивали культурное пространство, приобретая внутренние смыслы и ценностные ориентиры нравственного порядка. Через музейно-образовательную и просветительскую деятельность сущностной линией проходит «воспитание памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирование представлений у учащихся о быте, культуре, образе жизни собственного народа, воспитание бережного отношения к предметам старины» [10, с. 211].

В искусственном организованном социокультурном пространстве музея достигается полнота и единство всех видов реальности — объективной, физической, субъективной, социальной, исторической и виртуальной, что и составляет бытие человека независимо от его возраста, пола, образовательного ценза и культурных предпочтений. Музейным педагогам, которые создают условия для возникновения информационной, образовательной и воспитательной среды, важно использовать необходимые технологии и методики для развития детей и взрослых в контексте приобщения их к музейной культуре.

Новейший период развития социокультурного пространства современного музея требует, чтобы музейные экспозиции были мобильными, нелинейными и нестандартными, давали возможность удивляться и переживать положительные эмоции. Музей может и должен служить задаче обретения нового культурно-образовательного пространства в процессе приобщения личности к образцам высокой культуры. Музей создает единое коммуникационное поле межсубъектных состояний и взаимодействий, приводя к появлению насыщенной экзистенциональной информации, а это, в свою очередь, уже позволяет обеспечить новое качество эмоциональных переживаний, так как в процессе взаимного общения между людьми бытие опредмечивается, наполняется жизнью и человеческими смыслами.

Современная социокультурная парадигма, отражающая сущность бытия в контексте гуманитарных отношений, дает возможность человеку осваивать все уровни данной ему социальной реальности. Немаловажно, что такая возможность позволяет музею выбирать предметную технологию, наиболее соответствующую сознанию ребенка или взрослого. Проблема выбора оптимальных прикладных технологий в музейном деле, на наш взгляд, является не только профессиональной, но и онтологической, так как музейное пространство должно духовно совпадать с жизненным пространством каждого из посетителей музея.

Музей может стать идеальным местом для получения тех или иных знаний, так как он осредствляет конкретные факты природы и культуры, обнаруживающие определенную структуру своих взаимосвязей и присущие только им характерные признаки. Полипредметность музейного пространства способствует развитию процесса освоения исторических знаний и формированию новых культурных традиций в проблемном поле современного музея. Проблемность создается благодаря функциональной включенности индивида в музейную среду в условиях моделирования совместной деятельности и необходимости диалогового общения.

Пребывание в культурно-образовательном пространстве музея способствует возникновению у посетителей, объединенных общим эмоциональным переживанием, возникшим на основе созерцания культурных и исторических ценностей, взаимного движения к осмыслению себя в качестве развивающихся и самосовершенствующихся индивидов, а это уже позволяет благотворно влиять на духовный мир личности. Музейно-образователь-ная среда создает сферу совместного творчества, влияет на мировоззрение индивида, дополняет получаемую им информацию новыми смыслами, связанными с культурными и духовными традициями всего человечества, страны, народа или отдельной семьи, делая знание животворным.

В условиях современной социокультурной ситуации усиление культурной составляющей в системе российского образования позволит интегрировать достижения культуры, искусства, научных знаний и духовного опыта. Это может мотивировать подрастающее поколение на развитие в

себе качеств «человека культуры», то есть человека гуманного, креативно мыслящего, духовно богатого, готового к активной профессиональной деятельности в определенном культурно-образовательном пространстве. Как отмечают отдельные специалисты, на смену музейному учреждению прошедших времен приходит новый «живой музей, то есть такой музей, который не был бы свалкой или холодным хранилищем пыльных экспонатов, а объединил бы вокруг себя многих — детей и взрослых» [7, с. 135].

Взаимодействие национальной системы образования и отечественной культуры является важнейшим условием формирования целостного мировоззрения развивающейся личности. Данное взаимодействие может осуществляться по следующим направлениям культурного развития: приобщение к миру культуры и воспитание личности на школьных уроках; введение растущего человека в мир искусства посредством учреждений культуры, в том числе и музеев; творческое развитие личности и ее успешная социальная и культурная адаптация в современном мире.

В рамках научно-методических принципов музейной педагогики следует различать способы воздействия на посетителей разных возрастов, разной степени подготовленности к усвоению ценностей культуры и истории, а главное, специфику музеев различных типов. В связи с развитием культурно-образовательного пространства современного музея возникает насущная необходимость наряду с учетом общепедагогической компоненты и принципа наддисциплинарности дифференцировать музейно-педагогическую деятельность по профильной и видовой специфике музеев. В настоящее время стал весьма актуальным полихудожественный характер вовлечения музейных посетителей в мир культуры и социально-культурной деятельности.

Одним из эффективных методов взаимодействия системы образования и отечественной культуры является связь школы с музеями различного профиля и разной тематической направленности — историческими, краеведческими, художественными, литературными, мемориальными, народного искусства, музеями художественного творчества, природными и ландшафтными заповедниками. Каждый крупный музей обладает своей оригинальной системой работы с посетителями разных возрастов, обусловленной профилем музея и сложившимися традиционными формами популяризации музейного знания.

Российская система образования, к сожалению, нечасто использует музеи в качестве экспериментальных площадок для изучения проблем художественного и эстетического восприятия, творческого развития одаренных детей. Перспективы взаимодействия системы образования и отечественной культуры можно видеть в расширении научно-исследовательской проблематики. Необходимо в полной мере реализовывать возможности данного взаимодействия на уровне школы, семьи, музеев, театров и других учреждений культуры в деле по формированию мировоззрения современного молодого поколения.

Принцип векторности ориентации музея на каждого посетителя вне зависимости от культурных предпочтений нашел свое отражение в программах по работе музеев с разными социальными и возрастными группами. Так, для дошкольников и младших школьников предназначены различные конкурсы и игровые программы, где в яркой и увлекательной форме ненавязчиво внедряются элементы просвещения. Школьников среднего возраста заинтересуют многоплановые познавательно-игровые программы, ориентированные на формирование способностей в постижении обширного и богатого мира культуры и истории. Учащиеся старших классов оценят просветительную программу, которая ставит перед собой задачу научить их анализировать и систематизировать исторический и регионально-краеведческий материал, создавать условия для стимулирования развития способностей самостоятельного мышления, оценки современных событий через призму историзма, формировать историческое сознание и уметь вырабатывать нравственную позицию.

Музейно-образовательная среда должна способствовать социальной организации и адаптации различных слоев и возрастных групп, а также посредством деятельного тренинга социальной активности средствами музейной педагогики помочь им найти свое место в современном социуме, осознать себя как патриота и гражданина. Неоспорим тот факт, что «музеи занимают важное место в формировании у учащихся патриотизма, дружбы народов и гражданственности» [3, с. 377]. Многие учащиеся, заинтересовавшись музейной проблематикой, неоднократно обращаются к музейным экспозициям, фондам и хранилищам, консультируются у экскурсоводов и научных сотрудников музеев. Некоторые из них становятся деятельными помощниками музея, активными пропагандистами его культурно-просветительского и образовательного опыта. Школьники приобретают ценный опыт практической научно-исследовательской деятельности и самостоятельного творчества, становятся полноправными субъектами историко-культурного познания, в чем и заключается основная задача творческого сотрудничества музея и общеобразовательного учреждения.

Музейная среда формирует образ увлекательного путешествия в прошлое, опираясь на богатейшие коллекции и экспозиции, на современные интерактивные методы обучения, дополненные занятиями с различными формами творческо-поисковой деятельности. На сегодняшний день при органичном соединении вербального и визуального воздействия на каждого посетителя появляется возможность закрепить полученные знания путем детального изучения экспозиции, фондовых и архивных материалов музея. Эмоционально-чувственные переживания в музейном пространстве не дают смотреть на мир тускло, буднично и безразлично. Тем не менее в общении с музейными ценностями эмоциональная компонента должна подкрепляться культурно-эстетическим вкусом. Необходимо не только восхищаться, но и уметь постигнуть увиденное, а это требует определен-

ных знаний, сформированных качеств и свойств, некоей общекультурной эрудиции, которая создается и развивается в течение всей жизни в условиях непрерывного образования.

В третьем тысячелетии цивилизационная миссия современного музея направлена на его деятельностное развитие как важнейшего исторически сложившегося социокультурного института, который функционирует в пространственно-временном континууме. По мнению профессора Н.В. Бурова, «активная позиция музея XXI века предопределяется необходимостью защитить гуманистическую сущность человека, его духовные начала, эмоциональную сферу в условиях противоречий современной цивилизации» [2, с. 153]. Эпоха информационно-коммуникационных технологий нивелировала возрастные границы посетителей музея, так как в него пришли и дошкольники, и младшеклассники. Дети как посетители музея стали нормой не только для ведущих стран Запада, но и для современной России. Безусловно, что характерные особенности восприятия детьми музейного пространства потребовали специфического построения выставок и экспозиций, использования содержательно новых педагогических методик и образовательных технологий. Таким образом, появился новый тип музея, в котором превалирует развлекательно-образовательный и ненавязчиво обучающий элемент, а выставленные экспонаты и предметы стали понятнее и доступнее для детей.

Активно транслируя накопленный человечеством за многие века своего существования социокультурный и духовный опыт, современный музей исходит из признания за каждым временным отрезком истории собственной картины мира. Культурно-образовательное пространство музея не только представляет собой визуальную среду, где индивид выступает в роли наблюдателя множества культурных и исторических предметов иных эпох и времен, но и живую ткань современного социокультурного пространства, обладающего мощной силой информационно-коммуникационного и эмоционально-чувственного воздействия.

Музейная среда создает средства для социальной адаптации индивида к культурному пространству, как надежное духовное убежище в быстро меняющемся социуме, как фактор стабильности в сохранении фундаментальных ценностей традиционной культуры. Музейная сфера создает эффект духовно насыщенного общения с цивилизационным слоем. Необходимо всеми средствами поддерживать исторически присущую специфику музея как фундаментального социокультурного института, который собирает, хранит, проводит научно-исследовательскую работу, реставрирует и выставляет предметные свидетельства развития материальной и духовной культуры. Современный музей не может находиться вне системы непрерывного образования. Музей активно воздействует на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, способствует стимулированию и формированию ценностно-целевого отношения индивида к прошлому и к современным реалиям трансформируемого социума.

Активное и профессионально организованное использование инновационных информационно-коммуникационных технологий в музейно-об-разовательной среде значительно повышает интерес к музею, формирует оптимальные условия для преодоления определенной ограниченности воздействия музейного пространства. Широкое внедрение интерактивных методов вовлечения индивидов в социокультурное творчество способствует формированию их креативности, создает возможности реального взаимовлияния, эмоционального осмысления музейной экспозиции и культурно-эстетического восприятия.

Формирование на базе музеев объединений дополнительного образования, различного рода тематических кружков, клубов по интересам и иных культурно-творческих объединений создает реальную возможность усилить воспитательное воздействие музейно-образовательной среды. Подбор новейших методик просветительской работы, включение индивида в культуросозидающую деятельность, в процессе которой знания о той или иной эпохе преобразуются в твердые гражданские убеждения, нормы и принципы социальной деятельности, позволит воспитать активного патриота. Вместе с тем в музее необходимо усматривать не только некий общественно-государственный институт по пропаганде традиционных культурных ценностей, но и открытую педагогическую систему, способную успешно решать задачи формирования гармонично развитой личности в условиях постиндустриального общества.

В череде социокультурных институтов, формирующих и воздействующих на личность, музей занимает хотя и существенное, но, к сожалению, отнюдь не ведущее место. Вполне понятно, что весьма трудно сравнивать объективно сложившиеся условия воспитательной среды музея и семьи, школы или коллектива. Тем не менее современная тенденция развития музея как открытого культурно-образовательного пространства показывает нам, что в настоящее время не вполне адекватно ограничивать этот центр сосредоточения духовной и культурной жизни лишь жесткими рамками просветительской работы.

Современный музей способен обеспечить не только кратковременное, но и стабильное воздействие на посетителей, создать эффект не только культурного, но и педагогического воздействия. Культурно-просветительная деятельность музея дополняется включением значительного числа посетителей в социокультурное творчество, в процессе которого полученные на экскурсии культурно-исторические знания преобразуются в культурно-эстетические приоритеты. Деятельность музея уже не ограничивается эпизодическим воздействием, так как в музейную среду прочно вошла творческая педагогика, в рамках которой посетитель музея задействован наряду с экскурсоводом или музейным педагогом.

В настоящее время музееведческая методология и различные методики проектирования музейного дела априори отвергают любое механичес-

кое перенесение методов современной предметно-отраслевой дидактики или частных методик в канву содержания музейной экспозиции. Естественно, что в музейно-образовательном пространстве все строится на интересе, на определенной свободе выбора, на личностной позиции посетителя музея воспринимать лишь только то, что представлено в экспозиции и имеет некий интерес. Социокультурная сфера современного музея «приобретает индивидуальный, личностный характер, основой которого является интериоризация культурного пространства музея через эмоциональное восприятие и интеллектуальное постижение» [4, с. 217]. Используя актуальные педагогические технологии, музей может и должен решать образовательно-воспитательные задачи, способствуя вовлечению человека в сотворчество.

Исходя из своей внутренней природы и сущностной специфики, музеи различного профиля способны играть значительную роль в духовно-нравственном, культурно-эстетическом и патриотическом просвещении. Однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от умения реализовать свой деятельностный потенциал, превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения человека, стать реальной культу-роформирующей силой. Фактический уровень работы большинства музеев значительно отстает от заложенных в них потенциальных возможностей. Это ставит новые задачи не только перед музееведением, но и современной психолого-педагогической наукой, которая должна стать своего рода посредником между музеем и личностью, оживить и осовременить музейные экспозиции, обосновать теоретические и практические механизмы включения человека в мир культуры посредством музейной педагогики.

В научной и методической литературе за музеем прочно закрепился образовательно-воспитательный функционал, который обладает широчайшими возможностями в преодолении существующей монополии вербаль-ности традиционной школы. Однако образование предполагает определенную формализацию познавательной деятельности и строится на принципах современной дидактики постиндустриального общества. Музей является социальным институтом, который дополняет и углубляет воспитательную деятельность общеобразовательных учреждений, вводит музейного педагога, экскурсовода и посетителя в единое поле межсубъектных отношений и активно реализует свой культурно-образовательный и воспитательный потенциал. Накопленное столетиями в музеях культурное наследие обладает характерным свойством, оно должно взаимодействовать с современным социумом, так как только в этом случае оно будет генерировать духовные силы, обогащать социокультурные процессы, способствовать появлению новых стимулов и направлений общественно значимой деятельности.

В настоящее время объективно важно как можно более полно и эффективно использовать социокультурный потенциал музея в деле воспитания подрастающего поколения. Следует учитывать то обстоятельство, что молодежь начала третьего тысячелетия непросто чем-либо заинтересо-

вать или удивить. На нее влияет значительный объем различной информации, поступающей с помощью телевидения, печатных средств массовой информации, Интернета и интерактивных игр. Всему этому существуют альтернативы, укорененные в отечественной культуре и учитывающие особенности российского менталитета. Данные альтернативы помогут не раствориться в агрессивно продвигающей себя унифицированной массовой культуре. Одной из таких альтернатив являются музеи, однако вопросы эффективного раскрытия их культурно-образовательного потенциала средствами организации социокультурной деятельности подрастающего поколения далеко не так однозначны. Для того чтобы музейная экспозиция притягивала к себе внимание, она должна быть в меру дидактична и побуждать растущего человека к интеллектуальному творчеству и духовно-нравственному развитию, а для музейного педагога необходим высокий уровень профессионального мастерства.

Явно недооценен и не в достаточной мере используется важнейший принцип взаимодополняемости музея и общеобразовательного учреждения. Одним из поводов для серьезной критики обучения в современной школе является определенная изолированность содержания отдельных учебных предметов, отсутствие подлинной полипредметной интеграции. Однако в ближайшее время вряд ли откажутся от предметного обучения как такового. В отличие от традиционных учебных предметов гуманитарно-общественного цикла, где процесс цивилизационного развития предстает перед учащимися раздробленным на отдельные разделы для удобной подачи учебного материала, музей представляет собой некий целостный организм, базирующийся на культуроформирующем принципе. Школьнику необходимо показать, как богат и многообразен органичный мир современного музея, созданного людьми и для людей. Таким образом, «музей возрождает те позитивные ценности, которые сложились в истории народов... вырабатывает новые, соответствующие духу времени традиции» [3, с. 376].

Очевидно, что музей занимает свое особое место в процессе формирования и сохранения духовно-нравственного здоровья российских граждан. Поддержка культурно-просветительской деятельности музеев является видимым фактором ответственного отношения государства к отечественной истории. Музей это не столько своеобразный реликварий или место хранения ценных артефактов, сколько место встречи с интересными людьми разных профессий и возрастов. Музей не только показывает многогранное и самобытное культурное наследие, завещанное нам предыдущими поколениями, но и является важнейшим звеном в интегрированном культурно-образовательном процессе. Изучение той или иной эпохи, культурного или исторического слоя через материальные предметы и факты должно происходить не только путем наблюдения и освоения новой информации, но и через прикосновение к этим предметам, реконструируя исторические вехи из жизни минувших столетий.

Несомненно, что педагогические, методические и воспитательные преимущества музейных экскурсий чрезвычайно велики. При соприкосновении с музейными коллекциями и экспозициями раскрывается подлинная воспитательно-интегративная сущность народной культуры. Целенаправленная музейно-образовательная деятельность формирует базу для дальнейшего развития личности, активно участвует в развитии ее творческого мышления. Проведение в музейно-образовательном пространстве экскурсий, тематических семинаров и открытых уроков позволяет учащимся приобщиться к традициям российской культуры. Музейные коллекции и экспозиции предоставляют уникальную возможность на богатом конкретно-историческом материале изучить творческие приемы, технологии изготовления и историю шедевров, а также сформировать свое культурно-историческое видение.

Музейный фонд России является богатейшим, подлинно «золотым» запасом нашей страны, который не только не подвержен девальвации, но и неисчерпаем, как и сама отечественная культура. Музейный фонд играет важнейшую культуроформирующую роль гаранта преемственности и непрерывности культурно-цивилизационных процессов в государстве и обществе. Концептуальная миссия российских музеев заключается в сохранении и достойной презентации на основе современных музейных технологий нематериального и материального историко-культурного наследия страны: памятников истории и культуры, богатейших народных традиций, ремесел и промыслов, многообразной этнокультурной среды и геокультурного ландшафта.

В настоящее время отечественные музеи в общественной жизни страны занимают особое место, являясь одним из наиболее доступных и эгалитарных видов учреждений культуры, совмещая в себе разнообразные функции — научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации культурного досуга и отдыха, места проведения различного рода общественных и государственных мероприятий.

Будущее музейной педагогики как «пограничной» научной дисциплины видится в способности разработать и реализовать интегративную систему образования и воспитания человека. Данная система должна органично соединить в себе все то конструктивное, что было наработано и в системе образования, и в сфере социокультурной деятельности, обеспечив насыщение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулировать развитие креативных качеств и творческого потенциала личности, включить ее в процесс освоения и воспроизводства духовных ценностей. Значительная роль в решении этой сложнейшей задачи должна принадлежать музейной педагогике. Следует отметить, что определение реальной роли музея во включении личности в социокультурную деятельность, создание технологий психолого-педагогического воздействия музея на развитие личности должны стать предметом пристального внимания со стороны научно-педагогической общественности, а также деятелей культуры и искусства.

Литература

1. Александров Д.Н. Высшая педагогика: Монография. М.: Экслибрис-Пресс, 2006.

2. Буров Н.В. Педагогическая культурология музейной деятельности. СПб.: Концерт, 2009.

3. Гельмутдинова З.З. Патриотическое воспитание учащихся в процессе деятельности школьного музея // Гельмутдинова З.З., Райманов Р.Ш. Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (25—26 ноября 2003 г.). М.: Межвузовский центр воспитания культуры межнационального общения, 2007.

4. Мастеница Е.Н. Музейное пространство как культурологическая категория // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докладов и сообщений. СПб.: ЭЙДОС, 2010.

5. Пахомова С.А. Моя малая родина: вклад музейной педагогики // Новые ценности образования: культуросообразная школа: Научно-методический сборник / Под ред. Н.Б. Крыловой. М.: Народное образование, 2002. Вып. 11.

6. Собкин В.С. Культурный досуг и художественные ориентации посетителей музея (по результатам социологического опроса посетителей выставки «Пикассо. Москва») / Собкин В.С. , Федотова А.В. Социология образования: Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. Т. 16. Вып. 28.

7. Терекян Б.С. Школьный музей как центр школьной жизни // Новые ценности образования: культуросообразная школа: Научно-методический сборник / Под ред. Н.Б. Крыловой. М.: Народное образование, 2002. Вып. 11.

8. Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и образование // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся: Сборник научных трудов. М.: ИХО РАО, 1998.

9. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России: Достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. СПб.: Алетейя, 2005.

10. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. М.: Педагогика, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.