Научная статья на тему 'Клинико-педагогическая ситуация в повышении квалификации врачей - преподавателей медицинских вузов'

Клинико-педагогическая ситуация в повышении квалификации врачей - преподавателей медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION / ВОЗНИКШАЯ В УСЛОВИЯХ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ / PEDAGOGIC SITUATION ENCOUNTERED IN CLINICAL PRACTICE / КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / CLINICAL-PEDAGOGICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинкевич Елена Романовна

Статья посвящена проблеме использования клинико-педагогических ситуаций в содержании курсов повышения квалификации врачей преподавателей медицинских вузов по педагогике и психологии высшей школы. В свою очередь, описание клинико-педагогической ситуации, рассматривается как средство приближения теоретической педагогики и психологии к практической педагогической деятельности врача преподавателя, реализуемой в клинических условиях. Автор описывает алгоритм воссоздания клинико-педагогических ситуаций врачами преподавателями с тем, чтобы использовать контекстные ситуации в содержании программы повышения квалификации этих специалистов по педагогике и психологии высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинкевич Елена Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the use of clinical-pedagogical situations in the content of courses of improvement of qualification of doctors medical teachers on pedagogy and psychology of higher education institutions. In turn, the description of clinical teaching was seen as a means of approximation of the theoretical pedagogy and psychology to practical pedagogical activity of the doctor (being a teacher), implemented in a clinical setting. The author describes an algorithm of the reconstruction of clinical pedagogical situations by medical teachers to use the context situations in the content of the training of improvement of qualification of these specialists in pedagogy and psychology of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Клинико-педагогическая ситуация в повышении квалификации врачей - преподавателей медицинских вузов»

- будет развиваться интерес к истории своего отечества и родного края;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

- будет пополнена материальная и методическая база музея.

Объект исследования: музей образовательного учреждения.

Предмет исследования: организация школьного музея в лицее.

Гипотеза: создание музея 51-й Гвардейской дивизии будет способствовать повышению интереса учащихся лицея к истории Сталинградской битвы, патриотическому воспитанию школьников. Тип проекта:

- по деятельности: практико-ориентированный;

- по предметно-содержательной области: исторический;

- по количеству участников проекта: групповой;

- по широте охвата содержания: внепредметный;

- по времени проведения: продолжительный;

- по характеру контактов (степени охвата): в рамках школы.

Методы, использованные в работе над проектом: поисковый, исторический, анкетирование.

Форма представления проекта: музей, виртуальный музей, презентация.

В 2011-2012 учебном году началась работа над проектом по созданию школьного музея 51-й Гвардейской дивизии. На подготовительном этапе проекта был создан план мероприятий проекта, определены возможные источники информации, подготовлена анкета для социологического опроса и вопросы для обсуждения на заседании кружка «Патриоты Отечества».

В ходе изучения общественного мнения было проведено анкетирование. Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея. На заседании кружка «Патриоты Отечества» приняли решение разработать проект создания школьного музея, была сформирована команда для разработки проекта.

Воссоздание музея 51-й Гвардейской дивизии осуществлялась в течение двух лет. За это время был проведен анализ состояния образовательных возможностей школьного музея, созданы рабочие группы, проводился поиск информации в различных источниках. Администрацией лицея велась подготовка помещения под музейную

комнату. Участниками кружка производился подбор материалов из архива для экспозиции, оформлялись стенды и витрины музея, велась подготовка экскурсоводов.

Открытие музея состоялось в день контрнаступления советских войск под Сталинградом 19 ноября 2012 года. В музее стали проводиться экскурсии и уроки мужества. Кроме того, на сайте лицея был создан виртуальный музей 51-й Гвардейской дивизии.

В числе важнейших мер предусматривается наиболее широкое использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. По нашему мнению, необходимо максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями.

Предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами, «Вахта памяти» и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

В заключении хочется добавить следующее. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы и становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания.

Список литературы

1. Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин. -Социос. - 2004, № 10.

2. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 175с.

3. Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников - 2002, №3.

4. Корнилова, Г.Е. Историческое краеведение/ Г.Е. Корнилова. - Екатеренбург,2005. - 183 с.

5. Организация и деятельность школьных музеев: методические рекомендации. - Ярославль, ЦДЮТур и Эк, 2008. - 167с.

6. «От трагедии войны к культуре мира» (из опыта гражданско - патриотической работы) // Воспитание школьников, №2, 2010.

7. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 202с.

8. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004. - 216с.

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Зинкевич Елена Романовна

Канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский

университет», Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме использования клинико-педагогических ситуаций в содержании курсов повышения квалификации врачей - преподавателей медицинских вузов по педагогике и психологии высшей школы. В свою очередь, описание клинико-педагогической ситуации, рассматривается как средство приближения теоретической педагогики

и психологии к практической педагогической деятельности врача - преподавателя, реализуемой в клинических условиях.

Автор описывает алгоритм воссоздания клинико-педагогических ситуаций врачами - преподавателями с тем, чтобы использовать контекстные ситуации в содержании программы повышения квалификации этих специалистов по педагогике и психологии высшей школы. ABSTRACT

The article deals with the use of clinical-pedagogical situations in the content of courses of improvement of qualification of doctors - medical teachers on pedagogy and psychology of higher education institutions. In turn, the description of clinical teaching was seen as a means of approximation of the theoretical pedagogy and psychology to practical pedagogical activity of the doctor (being a teacher), implemented in a clinical setting.

The author describes an algorithm of the reconstruction of clinical pedagogical situations by medical teachers to use the context situations in the content of the training of improvement of qualification of these specialists in pedagogy and psychology of higher education institutions.

Ключевые слова: курсы повышения квалификации по педагогике и психологии высшей школы, педагогическая ситуация, возникшая в условиях клинической практики, клинико-педагогическая ситуация, содержание педагогического образования.

Keywords: the courses of improvement of qualification on pedagogy and psychology of higher education institutions, pedagogic situation encountered in clinical practice, clinical-pedagogical situation, the content of pedagogical education.

Педагогический процесс в образовательном учреждении можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных контекстных педагогических ситуаций, последовательный анализ этих ситуаций, а затем и решение педагогических задач позволяет преподавателю управлять процессом обучения, воспитания и развития студентов.

Как правило, в педагогических вузах у будущих учителей и воспитателей формируют умения выделять педагогические ситуации в условиях реального образовательного процесса в школе или в детском саду, затем их обучают способам решения педагогических задач. Но в образовательной траектории врачей - преподавателей медицинского вуза подобная практика отсутствует, в связи с чем, мы решили актуализировать эту проблему на курсах повышения квалификации по педагогике и психологии высшей школы.

Нельзя не сказать, что обращение к контекстной ситуации необходимо для того, чтобы преподаватели - клиницисты убедились в возможности применения теоретических знаний по педагогике и психологии в своей педагогической деятельности, организованной в клинических условиях.

По нашему мнению, обучение врачей - преподавателей обнаружению контекстной педагогической ситуации с тем, чтобы найти оптимальные способы ее разрешения, - одна из главнейших задач последипломного педагогического образования, ведь феномен клинико-пе-дагогических ситуаций заключается в их уникальных особенностях активизировать личностный интерес субъектов к педагогическим явлениям.

На курсах повышения квалификации врачам - преподавателям было предложено описать педагогическую ситуацию в виде небольшого текста. С точки зрения Л.С. Выготского, мысль не только выражается, но и формируется в слове [1]. Необходимость создания письменного текста ставит врача - преподавателя перед проблемой самостоятельного и связного описания фрагмента своей педагогической деятельности, заставляет структурировать и обобщать свои педагогические наблюдения.

За этими последовательными педагогическими действиями скрывается понимание врачом - преподавателем, что такое «педагогическая ситуация», отражается его опыт систематического наблюдения за всем тем, что составляет клинико-педагогическую практику, наконец, демонстрируется его способность устанавливать причинно -следственные связи и зависимости между педагогическими действиями и педагогическими результатами.

Создание письменного текста близко и понятно врачу - преподавателю: каждый день он сталкивается с необходимостью оформления истории болезни пациента, но содержательная часть подобной деятельности является, безусловно, новой для преподавателя - клинициста.

Для облегчения этой задачи мы разработали алгоритм воссоздания педагогической ситуации, в него вошли следующие действия:

о вспомните случай из клинико-педагогической практики (своей или коллег), который вызывал у Вас эмоциональное переживание и заставил задуматься;

о опишите этот случай в нескольких предложениях, особо выделив конфликт или фрагмент взаимоотношений преподавателя и студента, находящихся в условиях клиники или больницы; о проверьте написанный Вам текст, с точки зрения его доступности для понимания коллегами. Ниже приведены педагогические ситуации, которые были воссозданы врачами - преподавателями на курсах повышения квалификации.

«Однажды дежурная медсестра привела группу опоздавших студентов ко мне в кабинет на отделение интенсивной терапии. На предложение объяснить причину опоздания один молодой человек сказал: «Что мы сделали? Опоздали всего на 15 минут. Мы на занятия в академию опаздываем, но там не делают из этого цирк!» Я задумалась над тем, что может лежать в основе этого поступка? Вспомнила, как мне - тогда еще студентке Педиатрического института, - профессор кафедры госпитальной терапии Л.Н. Валенкевич сказал: «Опоздаешь на минуту, - потеряешь жизнь человека...»;

«Как-то раз на лекции, посвященной детскому туберкулезу, профессор О.И. Король сделал замечание студенту, который на лекции болтал со своим соседом: «Молодой человек, в хорошей лекции каждое слово значительно, потому что подтверждается годами работы с детьми, страдающими этим заболеванием. Будьте к ним милосердны!».

Приведем суждение участника такого практического занятия, посвященного воссозданию педагогических ситуации и их анализу с точки зрения теории педагогики и психологии высшей школы: «Мое мнение было ошибочным: я думал, что педагогика как наука «хороша» лишь в теории, а, оказывается, на практике педагогика другая, человеческая. Сейчас понял: все зависит от глу-

бины педагогического знания, - тогда практика приобретает наукоемкие черты. Незнание и непонимание педагогики не означает ее отсутствия».

Все педагогические ситуации, которые были предложены преподаватели - клиницистами, мы разделили на группы, соответствующие компонентам педагогической деятельности:

о 1 группа - педагогические ситуации гностического характера;

о 2 группа - педагогические ситуации проектировочного характера; о 3 группа - педагогические ситуации конструктивного характера; о 4 группа - педагогические ситуации организационного характера; о 5 группа - педагогические ситуации коммуникативного характера [2].

Впоследствии педагогические ситуации, воссозданные врачами - преподавателями, использовались нами в ходе лекционных и практических занятий по педагогике и психологии высшей школы, что обеспечило профессиональный контекст работы со слушателями и профессиональную направленность занятий.

Тексты, воссозданные врачами - преподавателями являлись для них же прецедентными профессионально значимыми педагогическими текстами, в которых интегрировался профессиональный опыт клинициста и педагогический опыт врача - преподавателя, что способствовало развитию их педагогической компетентности и обеспечивало формирование необходимых педагогических компетенций.

Таким образом, можно резюмировать, что основной дидактической единицей содержания последипломного педагогического образования врачей - преподавателей должна выступать педагогическая ситуация, возникшая в условиях клинической практики и иллюстрирующая особенности клинической подготовки студентов.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. - 350 с.

2. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. - 32 с.

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ

НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Игнаткина Ирина Викторовна

старший преподаватель кафедры ИНО ПГУТИ, г. Самара

АННОТАЦИЯ

данная статья посвящена проблеме формирования межкультурной компетенции студентов неязыковых ВУЗов на занятиях по английскому языку. В данной работе акцент делается на методе проектов ABSTRACT

This article is devoted to the problem of intercultural competence of students at the lessons of foreign language at Technical Universities. This paper focuses on method ofprojects.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, игровая деятельность, проблемные ситуации, интерактивное обучение, метод проектов

Keywords: intercultural competence, playing activity, problem situations, interactive education, method of projects.

В настоящее время выпускник ВУЗа, несомненно, должен быть многосторонне образованным человеком, в арсенале которого - фундаментальная подготовка по своей специальности. При этом необходимым условием его профессионализма, позволяющее ему работать с огромным объемом информации, а также общаться с коллегами по профессии из зарубежных стран является знание иностранных языков. Очевидно, что проблема обучения иностранному языку является как чрезвычайно актуальной, так и довольно сложной.

Мир давно уже перестал быть закрытым для общения: студенты выезжают по обмену обучения в учебных заведениях других стран, волонтерское движение набирает силу и становится очень популярным у наших студентов, всевозможные программы «Work and Travel» - все это способствует общению. К сожалению, практика общения с иностранцами все чаще показывает, что знание иностранного языка не исключает непонимания, крайне необходимы знания особенностей культуры, практические навыки в межкультурном общении. Общение такого специалиста в международной среде не будет продуктивным, если не сформировать межкультурную компетенцию на основе иностранного языка.

«Изучение любого неродного языка должно сопровождаться изучением культуры народа — его носителя,

причем этот процесс должен протекать одномоментно, а не в раздельных, хотя бы и пересекающихся плоскостях [2, с. 12].

Процесс формирования межкультурной компетенции предполагает взаимодействие двух культур в следующих направлениях: знакомство с культурой страны изучаемого языка, их традициями, обычаями, праздниками; усвоение модели поведения представителей этой культуры; влияние иностранного языка и иноязычной культуры на развитие родного языка и модель поведения в рамках своей культуры.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит, прежде всего, с помощью аутентичных материалов (газетные статьи, письма, реклама, объявления и т. д.), которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на том или ином иностранном языке, а не специально созданные материалы для обучения этому языку [3, с. 152-153].

Большое значение здесь играет и определенная организация учебной деятельности, то есть преподавателю необходимо в своей работе использовать различные формы и методы обучения: индивидуальные и групповые, аудиторные и внеаудиторные. Так, целесообразно включать на занятии обучающие диалоги, составляемые по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.