Научная статья на тему 'Реализация реформы государственных предприятий в северо-восточном регионе Китая в начале XXI в. (на примере провинции Ляонин)'

Реализация реформы государственных предприятий в северо-восточном регионе Китая в начале XXI в. (на примере провинции Ляонин) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северо-Восточный Китай / провинция Ляонин / реформа госпредприятий / региональная политика / Northeast China / Liaoning Province / state-owned enterprise reform / regional policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудник Татьяна Александровна

В статье на примере пров. Ляонин анализируются результаты реформы государственных предприятий КНР, проводимой в начале XXI в. Госпредприятия данной провинции имеют важное значение для экономики Северо-Восточного Китая (Дунбэя), при этом ключевую роль играют компании, работающие в секторе тяжёлой промышленности (металлургия, энергетика, машиностроение и др.). После образования КНР именно её северо-восточный регион стал «колыбелью» индустриализации, а пров. Ляонин оказалась крупнейшим промышленным центром. С переходом к политике реформ и открытости степень участия Северо-Восточного Китая в экономике страны стала постепенно снижаться. В 1980—1990-е гг. приоритетное развитие получили восточные регионы Китая, а промышленность Дунбэя деградировала. Особенно сложной ситуация была на объектах государственного сектора — в первую очередь на предприятиях тяжёлой промышленности. После принятия «Стратегии возрождения старопромышленных баз Северо-Восточного Китая» началось усиленное преобразование госсектора региона. Основные меры были направлены на ликвидацию убыточных предприятий, повышение эффективности и качества производства, реорганизацию аппарата управления, борьбу с коррупцией, внедрение современных технологий, снижение долговой нагрузки и др. В результате проведённых реформ крупные госпредприятия Ляонина добились повышения эффективности, однако это вызвало негативные социальные последствия: рост безработицы и снижение уровня жизни части населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of State Enterprise Reform in the North-Eastern Region of China at the Beginning of the 21st Century (Case Study of Liaoning Province)

The article analyzes the results of state-owned enterprises reform in the People’s Republic of China (by the example of Northeast Liaoning Province) at the beginning of the 21st century. State-owned enterprises in Liaoning Province are important to the economy of Northeast China (Dongbei), and the key role is played by companies operating in the heavy industry sector (metallurgy, energy, engineering, etc.). Northeast China became the “cradle” of the country’s industrialization after the establishment of the PRC. Liaoning Province was the largest industrial center of both the country as a whole and the region in particular. With the Chinese government’s transition to a policy of reform and opening up the role of Northeast China in the country’s economy began to gradually decline. In the 1980s and 1990s, the eastern regions of China were prioritized, while Dongbei’s industry degraded. The situation was particularly difficult at public-sector facilities, primarily heavy industry enterprises. After the adoption of the “Strategy for the Revival of the Old Industrial Bases of Northeast China” an intensified transformation of the region’s public sector began. The main measures were aimed at eliminating unprofitable enterprises, improving the efficiency and quality of production, reorganizing the management apparatus, fighting corruption, using modern technology, reducing the debt burden and more. As a result of the reforms, Liaoning’s large state-owned enterprises have achieved better results. However, improving the efficiency of enterprises has social consequences: higher unemployment and lower living standards for part of the population.

Текст научной работы на тему «Реализация реформы государственных предприятий в северо-восточном регионе Китая в начале XXI в. (на примере провинции Ляонин)»

DOI 10 . 24412/2658-5960-2021-34-56-71 УДК 94:332 .1+339 .9

Татьяна Александровна Дудник1

tdudnik@list. ги

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ КИТАЯ В НАЧАЛЕ XXI в. (НА ПРИМЕРЕ ПРОВИНЦИИ ЛЯОНИН)

В статье на примере пров. Ляонин анализируются результаты реформы государственных предприятий КНР, проводимой в начале XXI в. Госпредприятия данной провинции имеют важное значение для экономики Северо-Восточного Китая (Дунбэя), при этом ключевую роль играют компании, работающие в секторе тяжёлой промышленности (металлургия, энергетика, машиностроение и др.). После образования КНР именно её северо-восточный регион стал «колыбелью» индустриализации, а пров. Ляонин оказалась крупнейшим промышленным центром. С переходом к политике реформ и открытости степень участия Северо-Восточного Китая в экономике страны стала постепенно снижаться. В 1980—1990-е гг. приоритетное развитие получили восточные регионы Китая, а промышленность Дунбэя деградировала. Особенно сложной ситуация была на объектах государственного сектора — в первую очередь на предприятиях тяжёлой промышленности. После принятия «Стратегии возрождения старопромышленных баз СевероВосточного Китая» началось усиленное преобразование госсектора региона. Основные меры были направлены на ликвидацию убыточных предприятий, повышение эффективности и качества производства, реорганизацию аппарата управления, борьбу с коррупцией, внедрение современных технологий, снижение долговой нагрузки и др. В результате проведённых реформ круп- ^

о

ные госпредприятия Ляонина добились повышения эффективности, однако это вызвало негативные социальные последствия: рост безработицы и сни- < жение уровня жизни части населения. § Ключевые слова: Северо-Восточный Китай, провинция Ляонин, реформа го госпредприятий, региональная политика. Ц

--Е?

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

Tatiana A. Dudnik 2

tdudnik@list . ru

IMPLEMENTATION OF STATE ENTERPRISE REFORM IN THE NORTH-EASTERN REGION OF CHINA AT THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY (CASE STUDY OF LIAONING PROVINCE)

The article analyzes the results of state-owned enterprises reform in the People's Republic of China (by the example of Northeast Liaoning Province) at the beginning of the 21st century. State-owned enterprises in Liaoning Province are important to the economy of Northeast China (Dongbei), and the key role is played by companies operating in the heavy industry sector (metallurgy, energy, engineering, etc.). Northeast China became the "cradle" of the country's industrialization after the establishment of the PRC. Liaoning Province was the largest industrial center of both the country as a whole and the region in particular. With the Chinese government's transition to a policy of reform and opening up the role of Northeast China in the country's economy began to gradually decline. In the 1980s and 1990s, the eastern regions of China were prioritized, while Dongbei's industry degraded. The situation was particularly difficult at public-sector facilities, primarily heavy industry enterprises. After the adoption of the "Strategy for the Revival of the Old Industrial Bases of Northeast China" an intensified transformation of the region's public sector began. The main measures were aimed at eliminating unprofitable enterprises, improving the efficiency and quality of production, reorganizing the management apparatus, fighting corruption, using modern technology, reducing the debt burden and more. As a result of the reforms, Liaoning's large state-owned enterprises have achieved better results. However, improving the efficiency of enterprises has social consequences: higher unemployment and lower living standards for part of the population.

Keywords: Northeast China, Liaoning Province, state-owned enterprise reform, regional policy.

Вплоть до начала политики реформ и открытости в 1978 г. государственные предприятия играли доминирующую роль в экономике Китая. Однако с началом эпохи открытости прежние способы ведения производства, неразвитая структура управления, высокий уровень избыточных производств привели к снижению эффективности государственных компаний и материальным убыткам, в связи с чем правительство КНР осознало необ-£ ходимость реформирования госсектора. Изменения были необходимы для § гармоничного и устойчивого формирования современной системы предприятий в масштабах всей страны. В этом отношении одним из ключевых ^ становится северо-восточный регион Китая (далее — СВК, Дунбэй). § В СВК расположена одна из старейших и крупнейших промышлен-

|д ных баз. Регион обладает ценными природными ресурсами и занимает

^ 2 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

выгодное географическое положение. С 1990-х гг. на долю госпредприятий региона приходилось примерно 14% от их общего числа в КНР [7, а 276]. Пров. Ляонин является крупнейшим промышленным центром СВК, при этом её социально-экономические проблемы совершенно типичны для остальных субъектов Дунбэя (пров. Цзилинь и Хэйлунцзян), вследствие чего анализ процесса реформирования госпредприятий мы осуществим именно на данном примере.

Исследования истории реформы госпредприятий КНР проводились З.А. Муромцевой и Шао Жань [10], Л.И. Кондрашовой [9], Хоу Цзиньгуа-нем [16], Г. Джефферсоном [24], однако в этих работах материалы по Северо-Восточному Китаю представлены фрагментарно. Обзоры экономического развития данного региона (и в частности пров. Ляонин) подготовили М.В. Александрова [1; 2], И.В. Ставров [13; 15] (в том числе в национальных районах СВК [14, а 70—93]). Справочники по Северо-Востоку КНР изданы коллективом ИИАЭ ДВО РАН [3; 11]. Политике Пекина в отношении Дунбэя посвящены труды С.А. Иванова [5; 6; 7], И.В. Ставрова [7; 12] и И.Ю. Зу-енко [4; 7]. В западной историографии изучению СВК уделяется мало внимания: наибольший интерес представляют статьи Чон Чжэ Хо и его соавторов [21], а также работы Р. Хассинка и Ху Сяохуэя [22], в которых анализируется стратегия Пекина по возрождению старопромышленной базы региона. Среди трудов китайских авторов выделяется монография Тань Вэньжуя [30], исследовавшего специфику реализации стратегии экономического развития Китая, а также аналитические доклады АОН КНР по северо-восточному региону в целом и пров. Ляонин в частности [26; 28].

Таким образом, в отечественной и зарубежной историографии реформа госпредприятий в региональном измерении изучена фрагментарно. Целью статьи является анализ реализации реформы государственных предприятий в СВК на примере пров. Ляонин.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СВК

В 1950-е гг. в КНР начался активный процесс индустриализации. Северо-восточный регион играл в нём важную роль благодаря наличию мощной промышленной базы и богатых сырьевых ресурсов, а также выгодному географическому положению. С начала политики реформ и от- ^ крытости отмечалось, что государственная собственность должна оста- ц ваться доминирующей, однако необходимо было также развитие частного и иностранного капитала, которые бы её дополняли. На XIV съезде КПК 2 в октябре 1992 г. был выбран курс на ускоренное создание социалистиче- § ской экономики с китайской спецификой [18, а 238—275]. д

Тем не менее СВК было сложно встроиться в новую систему. С начала 1990-х гг. государственные предприятия являлись ключевыми в реги- ^ оне, однако механизмы управления ими устарели, существовала техноло- ё

гическая отсталость, что мешало территории быть конкурентоспособной. К 1997 г. в СВК находилась 1/7 часть всех крупных и средних госпредприятий [7, с. 78]. Осенью 2003 г. на III пленуме ЦК КПК 16-го созыва была принята «Стратегия возрождения старопромышленных баз СевероВосточного Китая» [21].

Пров. Ляонин является наиболее развитым индустриальным районом КНР. Благодаря выгодному экономико-географическому положению и мощному промышленному фундаменту с развитой тяжёлой индустрией к Ляонину приковано особое внимание со стороны правительства КНР. Именно здесь долгое время была сосредоточена большая часть госпредприятий КНР (в 2003 г. — 63% в сфере промышленного производства) [17], которые вследствие отсталой технологической базы, низкого уровня управления, нерентабельности производства и ряда других проблем нуждались в существенных изменениях. Стоит также отметить, что показатели ВРП Ляонина — самые высокие в СВК — в 2018 г. составили примерно 2,53 трлн юаней [35].

В Ляонине выделяются три экономико-географических района: 1) высокоразвитый район с центром в г. Шэньяне; 2) развитый восток в прибрежном поясе с центром в г. Даляне; 3) слаборазвитая северо-западная часть, включающая г. Фусинь, Чаоян, Телин и др. [7, с. 169—173]. Шэньян является одним из самых масштабных центров тяжёлой промышленности и важным военно-стратегическим объектом в Китае. На его территории расположены крупные предприятия машиностроения, цветной металлургии, химической промышленности; развито сталелитейное и станкостроительное производство; в начале XXI в. началось активное развитие финансовой системы, внедрение высокотехнологичного оборудования. Государственные предприятия Шэньяна в основном сосредоточены в областях оборонно-промышленного комплекса, обрабатывающей промышленности и стройматериалов, фармацевтического производства, информационной отрасли, городского строительства, машиностроения, финансов и недвижимости; все они внесли значительный вклад в экономическое развитие города и всей провинции. Крупнейшими государственными компаниями являются: Shenyang Chemical Co., Ltd., осуществляющая деятельность в области переработки нефтяных, хлор-щелочных и новых химических материалов (в 2011 г. выручка от произведённой ею на продажу продукции превысила 1,58 млрд долл. США) [23]; Shenyang Aircraft Industry (Group) ^ Corp., Ltd., производящая по российской лицензии истребители СУ-27 под § названием «Цзянь-11» [23]; Shenyang Machine Tool (Group) Co., Ltd. — самый крупный в мире производитель станочного оборудования (продукция ком-g пании экспортируется в более чем 80 стран мира) [8]. g Приморский экономический пояс провинции включает ряд морских

g побережий с центром в г. Даляне; сюда входят порты Паньцзинь, Инкоу, Цзиньчжоу и др. В данном районе очень развиты такие отрасли, как судо-Ej строение, нефтехимическая промышленность, чёрная и цветная металлур-Ё гия, разведение аквакультуры [2]. В Даляне — важнейшем стратегическом

пункте на побережье — расположены судостроительные, нефтехимические предприятия, заводы по производству промышленного оборудования, электроники и др. Среди них крупнейшим госпредприятием считается Dalian Port (PDA) Со., Ltd., которое оказывает услуги в области погрузки и разгрузки контейнеров, хранения сырой и очищенной нефти, сжиженных химических веществ, контейнерной логистики и эксплуатации контейнерных складов, транспортировки и логистики и др. (общий объём активов компании в 2018 г. составил 35 млрд юаней) [19]. Ещё одно крупное предприятие — Dalian Huarui Heavy Industry Group Co., Ltd. — занимается производством технологического оборудования для химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, угольной, минеральной промышленности, удобрений, химикатов природного газа и т.д. [25]. В 2017 г. общий доход финансируемых государственных компаний Даляня достиг 57,7 млрд юаней, увеличившись за год на 4,3%, совокупная прибыль достигла 1,81 млрд юаней — она возросла на 12,1% по сравнению с предыдущим годом [36]. Другой важной зоной является промышленная база г. Инкоу, где осуществляется переработка сырьевых ресурсов, развито инновационное производство. Кроме того, на данной территории действуют госпредприятия в отрасли текстильной и лёгкой промышленности (хлопок, шёлк, пластик, бумага); производства электроники; фармацевтики (в том числе производящие и медицинское оборудование); пищевой промышленности; производства высококачественных материалов и др. Крупнейшими государственными компаниями в городе являются Shigang Jingcheng Equipment Development & Manufacturing Co., Ltd. (производит сталь, чугун и т.д.); Yingkou Hangsheng Technology Industrial Co., Ltd. (разрабатывает и производит высококачественные литий-железо-фосфатные катодные материалы); New Northeast Electric Group Co., Ltd. (занимается производством и торговлей в области машиностроения и энергетики) и др.

Территория в районе залива Цзиньчжоу включает в себя такие города, как Цзиньчжоу, Паньцзинь, Хулудао. В этом районе расположены предприятия (в том числе и государственные), специализирующиеся в следующих областях: портовое хозяйство, нефтехимическая промышленность, обработка сельскохозяйственного сырья. К крупнейшим госпредприятиям провинции можно отнести: Panjin Liaohe Tianyi Petroleum Equipment Co., Ltd. — компанию в области нефтяной промышленности; Huludao Guodi Pharmaceutical Co., Ltd. — биофармацевтическое предприятие. Активы госпредприятий г. Паньцзиня в 2018 г. составили 615,99 млн юаней, об- ^ щая операционная прибыль — 527,27 млн юаней [33]. g

В северо-восточном районе провинции стремительно развивается сельскохозяйственная промышленность, лесозаготовка и деревоперера- g ботка, производство автозапчастей и электроники, металлургия. Среди § крупных государственных компаний Ляо Сибэя3 можно отметить следу- g ющие: Benxi Steel Group Corp., которая является «колыбелью металлурги-

3 Ляо Сибэй (2W4fc) — северо-запад пров. Ляонин.

ческой промышленности в Китае»; Fuxin Jingda Instrument Co., Ltd., работающая в сфере электрического и цифрового оборудования; Tieling State Assets Management Co., Ltd. (операции с капиталом и управление, внутренняя торговля, консалтинговые услуги, аренда жилья и т.д.). Активы госпредприятий одного из городов северо-западной части провинции — г. Телина — на 2018 г. составляли 213 288 юаней, а операционный доход достиг 213 288 юаней [37].

Таким образом, отрасли производства пров. Ляонин, в которых задействованы государственные предприятия, достаточно разнообразны. Бо ль-шая их часть по-прежнему относится к вторичному сектору экономики.

Рассмотрим роль данных предприятий в экономике СВК. Следует обратить внимание на то, что статистические данные взяты за 2003 г. (начало четвёртого этапа реформы госпредприятий в КНР), а далее — лишь за 2016 г. Это связано с тем, что в период с 2011 по 2015 г. в провинции было заявлено о фальсификации официальных статистических данных, поэтому их учёт в данной статье нецелесообразен (см. рис. 1).

3000__2721 2862 2866

Т ■ I I 2224 2340 22000

1000

0

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рис. 1. ВРП пров. Ляонин (млрд юаней). Сост. по: [35]

По состоянию на 2016 г. в пров. Ляонин было 8025 предприятий всех форм собственности, из которых 589 — государственные, что составляет примерно 7% от общего числа предприятий в провинции и 41,9% в СВК [7, с. 180—181], количество госкомпаний с 2003 по 2016 г. сократилось на 12,2%. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что доля государственной собственности как в провинции, так и в регионе в целом значительно уменьшилась. В результате сокращения количества госпредприятий снизилась и численность персонала, занятого в госсекторе. Так, в указанный выше период количество сотрудников сократилось с 1,2 млн до ^ 900 тыс. чел. Что касается общей стоимости активов госпредприятий, то

1 в целом здесь прослеживается увеличение доли промышленного сектора, находящегося в собственности государства. Стоимость активов вы-

2 росла с 627,7 млрд юаней в 2003 г. до 1858,8 млрд юаней в 2016 г., доля | государственных активов в регионе увеличилась с 48,6 до 49,8%. Следу-2 ет отметить, что, несмотря на сокращение общего числа государственных

предприятий, государственные активы возросли. Это связано со слиянием и укрупнением мелких государственных производств. Основные данные о госпредприятиях пров. Ляонин приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Численность государственных предприятий, работников и стоимость активов госкомпаний Северо-Восточного Китая

Показатель Ляонин СВК

2003 2016 2003 2016

Численность госпредприятий, ед. 1334 589 3273 1406

Доля числа госпредприятий, % 19,5 7,3 28,0 7,8

Стоимость активов госпредприятий, млрд юаней 627,7 1858,8 1291,1 3726,3

Численность персонала госпредприятий, млн чел. 1,2 0,9 2,8 2,0

Сост. по: [7, с. 188].

Таблица 2

Характеристика промышленных государственных предприятий пров. Ляонин (2018 г.)

Число государственных предприятий, ед. Общий объём активов (млрд юаней)

Сектора промышленности Ляонин СВК Ляонин СВК

Общее: 614 1436 1722,90 3593,3

Лёгкая промышленность 66 — 45,10 —

Тяжёлая промышленность 548 — 1677,70 —

Угледобывающая и обогатительная промышленность 6 29 83,80 163,8

Нефтегазовая промышленность 1 9 38,30 376,4

Чёрная металлургия 8 — 53,20 —

Цветная металлургия 3 11 1,10 20,0

Нерудная промышленность 4 9 7,80 8,0

Переработка с/х продукции 15 61 7,20 30,6

Пищевая промышленность 7 21 0,70 12,4

Производство ткани и одежды 9 — 0,35 —

Деревообрабатывающая промышленность 1 19 0,17 10,1

Химическая промышленность 25 49 21,10 63,9

Производство неметаллической минеральной продукции 30 83 17,20 53,4

Выплавка и прокатка чёрных металлов 32 39 435,90 460,7

Выплавка и прокатка цветных металлов 17 23 13,10 22,3

Металлообрабатывающая промышленность 16 27 11,10 18,7

Производство оборудования общего назначения 43 73 90,08 142,1

Производство ж/д, корабельного, авиационного и других видов оборудования 31 51 63,70 134,5

Производство и поставка электроэнергии и теплоэнергии 147 491 334,50 723,8

Сост. по: [29; 35; 38].

Согласно статистике за 2018 г., в пров. Ляонин было расположено 614 промышленных государственных предприятий, что составляло 42,7% от общего количества в регионе (48% — по общей стоимости активов). Таким образом, мы видим, что на долю Ляонина приходится почти половина всех промышленных госкомпаний Дунбэя. В секторе тяжёлой промышленности по госпредприятиям провинция занимает лидирующую позицию, что говорит о высокой значимости её индустриальной базы для региона. В отрасли металлообрабатывающей промышленности госкомпании пров. Ляонин играют ключевую роль в СВК, они составляют примерно 60% от общего числа всех госпредприятий региона в этом секторе и имеют 59,3% совокупного объёма активов. В сфере производства разных видов транспорта и оборудования общего назначения провинция также показывает самые высокие результаты, на долю таких компаний в СВК приходится 59,6% (55,5% активов). Как уже отмечалось ранее, в Ляони-не активно развивается химическая промышленность, что подтверждает и статистика. Здесь расположено 30 госпредприятий, а общая стоимость их активов составляет примерно 26 млрд юаней (38% в регионе) [20].

В результате анализа данных можно сделать вывод о том, что в настоящее время промышленная база пров. Ляонин является самой мощной в Дунбэе. Государственные предприятия провинции занимают центральное положение в регионе и по основным экономическим показателям демонстрируют одни из самых высоких результатов, что определяет их первостепенную значимость для Северо-Востока КНР. Государственные компании, работающие в отрасли тяжёлой промышленности, по-прежнему остаются ключевыми как в самой провинции, так и в СВК, при этом и в секторах химической, пищевой, лёгкой промышленности, в агропромышленном комплексе также наблюдаются большие успехи. Кроме того, на современном этапе госпредприятия активно внедряют высокотехнологическое оборудование и совершенствуют инфраструктуру в соответствии с мировыми стандартами; благодаря высокому качеству производства многие госкомпании провинции (Benxi Steel Group Corp., Panjin Liaohe Tianyi Petroleum Equipment Co., Ltd., Shenyang Machine Tool (Group) Co., Ltd. и др.) уже достигли международного уровня. Все вышеупомянутые факторы оказывают положительное влияние на динамику экономического развития как самой пров. Ляонин, так и СВК в целом.

I ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ

^ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

< ПРОВИНЦИИ ЛЯОНИН В 2000-е гг.

д; С начала проведения политики реформ и открытости большое значение придавалось развитию Восточного Китая и практически не уделялось

^ внимание другим регионам страны, что впоследствии привело их к эконо-

Ё мическому отставанию. Северо-Восток КНР, который в 50—70-е гг. XX в.

был лидером в области развития тяжёлой промышленности, в период преобразований по темпам экономического и промышленного роста постепенно утратил свои позиции. Одной из основных проблем было господствующее положение госсектора в экономике региона. Социально-экономическая ситуация усугублялась тем, что за время реформ госкомпании столкнулись с убыточностью, сложностями реализации продукции, существенным устареванием мощностей производства, низкой возможностью повторного трудоустройства и социальной поддержки уволенных рабочих. По представлениям руководства страны, возрождение старой промышленной базы СВК должно было снизить социально-экономическую напряжённость, вызванную преобразованиями убыточного госсектора [6; 12].

В докладе о работе правительства (март 2000 г.) и в 10-м пятилетнем плане социально-экономического развития Китая (2001—2005) [12, с. 74] реформированию СВК уделялось небольшое внимание, однако установки были общими и затрагивали совершенствование структуры производства и управленческого аппарата на предприятиях. В ноябре 2002 г., после XVI съезда ЦК КПК, правительство КНР сформировало стратегию «возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая». В октябре 2003 г. на III пленуме ЦК КПК 15-го созыва было принято решение об активизации экономического развития Дунбэя, а в 2004 г. — об основании при Государственном совете КНР Канцелярии административной группы по регулированию и возрождению старопромышленных баз в СВК.

В 11-м пятилетнем плане (2006—2010) [12, с. 75—77] развитию северовосточного региона придаётся уже большее значение, документ акцентирует внимание на более детальных мерах в отношении повышения экономического уровня СВК, важнейшими из которых являлись: структурирование производства, реформирование, реорганизация и реконструкция госпредприятий. В начале 2006 г. были опубликованы «Предложения Канцелярии Госсовета по усилению дальнейшего расширения политики внешней открытости старопромышленной базы СВК». Согласно положениям документа: 1) участие зарубежного капитала в реорганизации госпредприятий было необходимым; 2) важную роль играло привлечение иностранных инвестиций в техническое преобразование компаний;

3) необходимо было укреплять международные контакты с партнёрами;

4) важно использовать выгодное географическое положение СВК (в нашем случае — пров. Ляонин); 5) большое значение имеет увеличение вложений

в инфраструктуру и создание благоприятного инвестиционного климата. ^ Вложения иностранных инвесторов в Дунбэе были невелики, тем не менее g средства направлялись в развитые отрасли: в пров. Ляонин это автомобилестроение, нефтехимическая и металлургическая промышленность. g Однако уже в 2010 г. были приняты документы «по вопросам возрожде- § ния старой промышленной базы Северо-Востока», в которых говорилось g о снижении роли зарубежного капитала, отмечалась необходимость привлечения высококлассных иностранных специалистов и создания сельско- ^ хозяйственных баз за границей. ё

12-й пятилетний план (2011—2015) [12, с. 75—77] предполагал не только регламентацию производственной структуры, но и повышение качества производства, также заявлялось о необходимости углубления реформы госкомпаний и усиления роли частного сектора: малого и среднего бизнеса. Эти приоритетные направления были зафиксированы в 13-м пятилетнем плане социально-экономического развития КНР (2016—2020) [12, с. 84]. Внимание было сосредоточено на обязательности укрепления инновационных секторов экономики, повышения эффективности старых промышленных госпредприятий, совершенствования деловой среды, привлечения талантливых специалистов, внедрения частного капитала. Так, например, 26 мая 2018 г. Комитет по контролю и управлению государственным имуществом (SASAC) и Бюро по трудоустройству пров. Ляонин провели «ярмарку вакансий». Были приглашены представители 28 местных госпредприятий. Среди них ключевыми стали Huachen Automobile Group, Liaoning Jiaotou Group, Northern Radio и Television Group, Zhongtian Securities. Предлагалось около тысячи рабочих мест в сфере финансов, автомобилестроения, внешней торговли, консалтинга, транспорта, угольной промышленности, компьютерных технологий и других отраслей. Впоследствии SASAC по пров. Ляонин подпишет соглашение о стратегическом сотрудничестве с Бюро по трудоустройству, чтобы продвигать дальнейшие реформы в области набора персонала на государственные предприятия, а также повышения квалификации сотрудников [32].

Руководитель Комитета по контролю и управлению госимуществом Китая в провинции Цуй Фэнлинь отмечает, что реформы были направлены на: 1) повышение эффективности производства основных крупных госпредприятий, роста их активов; 2) совершенствование производственной структуры и организации управления госкомпаниями; 3) увеличение количества предприятий совместного капитала (создание смешанной формы собственности); 4) выполнение задач по ликвидации «предприятий-зомби», погашению задолженностей и повторному трудоустройству [28]. В результате данных преобразований к 2018 г. издержки госпредприятий сократились на 3%, их прибыль, переданная центральному правительству, составила 2,5 млрд юаней, операционный доход местных госкорпораций увеличился на 5%, а общая прибыль — на 8% [27].

В дополнение к вышесказанному стоит отметить, что в январе — феврале 2017 г., согласно данным Комитета по контролю и управлению ^ госимуществом КНР, активы госпредприятий пров. Ляонин достигли § 56,48 млрд юаней, увеличившись на 14,5% по сравнению с прошлым годом, реализованная прибыль составила 1,26 млрд юаней [34]. Государ-g ственные компании Ляонина уже несколько лет осуществляют политику g «двойного роста», что является важным показателем их устойчивого раз-2 вития и повышения эффективности. В 2016 г. Партийный комитет и правительство пров. Ляонин предприняли меры по продвижению реформы Ej государственных предприятий, направленные на повышение качества Ё и эффективности производства и структурную перестройку.

По сообщению Финансовой эксперт-комиссии по контролю и управлению государственным имуществом пров. Ляонин, государственные предприятия обязаны ориентироваться на рынок, а их продукция должна отвечать запросам потребителей, в результате чего будет расти и прибыль. В качестве примера можно взять Bengang Group: в компании оптимизировалась управленческая структура, обновлялась маркетинговая модель, создавались новые методы продаж, активно развивались прямые поставки. Таким образом, только в 2016 г. её прибыль увеличилась на 2,7 млрд юаней [34].

Принимая государственные предприятия в качестве «лидера» возрождения, пров. Ляонин неуклонно делает их сильнее и лучше. «Двойной рост» в данном случае способствует укреплению госсектора. Реформа диверсификации акционерного капитала, интеграция и реструктуризация активов также дают мощный импульс для развития предприятий. Масштабы государственной экономики ещё больше расширились, а контроль и качество управления постоянно совершенствуются. В 2016 г. госкомпании в пров. Ляонин активно включились в реализацию реформы путём увеличения капитала (до 56,9 млрд юаней) и активизации сотрудничества с совместными предприятиями и т.д., а также продвигали реформу в области создания смешанной формы собственности. Продолжая благоприятную тенденцию января и февраля 2017 г., государственные предприятия в пров. Ляонин привлекли более 100 млрд юаней капитала в течение всего года, прирост капитала составил 2 млрд юаней [34].

Если рассмотреть результаты реформы госпредприятий на уровне экономических районов Ляонина, то можно увидеть следующую картину. Во-первых, в течение последних 10 лет данная реформа активно продвигалась в Шэньяне и достигла там успехов. Прежде всего, была снижена нагрузка на компании. Благодаря осуществлению разделения основного и вспомогательного производства и стимулированию реструктуризации долговых обязательств вспомогательные активы составили 2,55 млрд юаней, задолженность предприятий сократилась на 9,1 млрд юаней, а расходы на субсидии снизились на 540 млн юаней. Кроме этого, оптимизировалась структура государственного сектора, происходила перестройка и реорганизация госпредприятий, активно задействовались государственные активы, были образованы такие группы компаний, как Northen Heavy Industry Group, Water Group, Urban Public Group. В настоящее время более 90% госактивов г. Шэньяна сосредоточены в области обрабатываю- ^ щей промышленности, коммунального хозяйства и в финансовом секторе. g Так же непрерывно улучшаются качественные показатели государственных компаний, например, Dongfang Group стала размещать ценные бума- g ги в открытом доступе. Кроме того, достигли международного уровня та- § кие госпредприятия по станкостроению, как Machine Tool Group и Northen g Heavy Industry. По состоянию на конец декабря 2018 г. общие активы госкомпаний г. Шэньяна составили 373,4 млрд юаней, увеличившись на 18,7%, ^ чистые активы насчитывают 107,71 млрд юаней, поднявшись на 2,9% [31]. ё

Во-вторых, в условиях информатизации производства государственные предприятия приморского экономического пояса (в особенности г. Далянь) продолжают укреплять своё положение в цепочке создания стоимости и уже добились больших результатов в использовании высоких технологий, что способствует реформированию и модернизации данных госкомпаний. Совокупный объём инвестиций в исследования и высокотехнологичные разработки составил более 1 млрд юаней [36].

Подводя итоги, следует отметить, что госпредприятия пров. Ляонин имеют важное значение для экономики СВК, а ключевую роль играют компании, работающие в секторе тяжёлой промышленности (металлургия, энергетика, машиностроение и др.). С принятия «Стратегии возрождения старопромышленных баз Северо-Восточного Китая» началось усиленное преобразование госсектора региона. Основные меры были направлены на ликвидацию убыточных предприятий, повышение эффективности и качества производства, реорганизацию аппарата управления, борьбу с коррупцией, использование современных технологий, снижение долговой нагрузки и проч. В результате проведённых реформ крупные госпредприятия Ляонина достигли значительных результатов. Однако повышение эффективности предприятий имеет и негативные социальные последствия: рост безработицы и снижение уровня жизни части населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М.В. Внешнеэкономический комплекс провинции Ляонин: современное состояние и направление развития // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2011. № 16. С. 154—172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Александрова М.В. Северо-Восток Китая // КНР: Экономика регионов. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 145—237.

3. Головачёва Л.И., Каретина Г.С., Ткаченко Г.И. Китайская Народная Республика: Провинция Ляонин (современное состояние). Препринт. Владивосток, 1987. 80 с.

4. Зуенко И.Ю. Реализация политики Центра в китайских регионах: некоторые аспекты проблемы (в контексте строительства Нового Шёлкового пути) // Известия Восточного института. 2016. № 2. С. 4—12.

5. Иванов С.А. Распределение фискальных и административных ресурсов между центральной и местными властями КНР в период реформ // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. № 2—1. С. 41—48.

со

е 6. Иванов С.А. Северо-Восток в региональной политике центрального правительства Китая в 2000—2010-е гг. // Россия и АТР. 2017. № 4. С. 47—68.

< 7. История Северо-Восточного Китая XVII—XXI вв. Кн. 5. Северо-Восточный Ки-

тай в период возрождения старопромышленной базы / отв. ред. И.В. Ставров, § С.А. Иванов. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2018. 356 с.

со

< 8. Компания SMTCL — Shenyang Machine Tool. URL: https://megastanok.ru/

manufacturers/smtcl (дата обращения: 15.05.2020). U 9. Кондрашова Л.И. 30 лет экономической реформы в КНР: научный доклад. М.: £ Ин-т экономики РАН, 2008. 27 с.

10. Муромцева З.А., Шао Жань. Государственные предприятия КНР: реформы и развитие. М.: ИДВ РАН, 2017. 192 с.

11. Северо-Восточный Китай на рубеже XX—XXI вв.: науч. справочное издание / отв. ред. Г.П. Белоглазов. Владивосток: Дальнаука, 2005. 240 с.

12. Ставров И.В. «Возрождение Северо-Восточного Китая» в программных документах Пекина в начале XXI века // Россия и АТР. 2017. № 4. С. 69—87.

13. Ставров И.В. Основные результаты социально-экономического развития Северо-Восточного Китая в 2012 г. // Ойкумена. 2013. № 2. С. 137—148.

14. Ставров И.В. Реализация национальной политики КПК в северо-восточных провинциях КНР (1978—2002 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2007. 198 с.

15. Ставров И.В. Экономическое развитие провинции Ляонин КНР: планы и результаты // Россия и АТР. 2011. № 4. С. 118—125.

16. Хоу Цзиньгуан. Реформа государственных предприятий в КНР: дис. ... канд. экон. наук. М., 2000. 131 с.

17. Хузиятов Т.Д. Северо-Восточный Китай: стратегия повышения конкурентоспособности // Проблемы современной экономики. 2004. № 4. С. 200—207.

18. Цзян Цзэминь. Избранное. Пекин: Изд-во лит. на иностр. яз., 2010. Т. 1. 770 с.

19. Announcement of Annual Results for the Year Ended 31 December 2018. URL: http:// www.dlport.cn/sitefiles/1%e3%80%81e%20announcement%20of%20annual%20 results.pdf (дата обращения: 23.11.2019).

20. China State Owned Enterprises. URL: https://www.export.gov/article?id=China-State-Owned-Enterprises (дата обращения: 23.11.2019).

21. Chung Jae Ho, Lai Hongyi, Joo Jang-Hwang. Assessing the "Revive the Northeast" (Zhengxing Dongbei) Programme: Origins, Policies and Implementation // The China Quarterly. 2009. Vol. 197. P. 108—125.

22. Hu Xiaohui, Hassink R. New Perspectives on Restructuring of Old Industrial Areas in China: a Critical Review and Research Agenda // Chinese Geographical Science. 2017. Vol. 27. No. 1. P. 110—122.

23. Introduction of Shenyang Aircraft Industry Group Co., Ltd. URL: http://www.cccme. org.cn/shop/cccme5008/introduction.aspx (дата обращения: 13.05.2020).

24. Jefferson G. State-Owned Enterprise in China: Reform, Performance, and Prospects. Waltham: Brandeis University, 2017. 31 p.

25. Products and Services. URL: http://www.dhhi.com.cn/index.php?g=Portal&m=Com pany&a=index&id=26 (дата обращения: 17.05.2020).

26. 2013^Efgftt^ff^tfSSlo Efl^i = Экономика и общество пров. Ляонин в 2013 г.: анализ и прогноз. Синяя книга по пров. Ляонин. Пекин:

2012. 396 с.

27. 2018 — 2018 ^Ш70

= Доклад о работе правительства на 2018 г. Зачитан на первой сессии СНП пров. Ляонин 13-го созыва 7 января 2018 г. URL: http://www.ln.gov.cn/zfxx/ zfgzbg/szfgzbg/201802/t20180202_3156410.html (дата обращения: 02.05.2020).

28. 2016. = Доклад о развитии Северо-Восточ- ^ ного Китая в 2016 г. Синяя книга по Северо-Востоку. Пекин: § 2017. 418 с. 12

29. Статистический сборник пров. Цзилинь. URL: http://tjj.jl.gov.cn/ < tjsj/tjnj/index.html (дата обращения: 23.08.2021). о

30. ШХФо = Тан Вэньжуй. Политический анализ стра- ^ тегии регионального развития экономики Китая. Пекин: § 2011. 331 с.

31. # ШШ^^ЙШ^ = Отчёт Комитета по контролю и управлению государственным f^

имуществом г. Шэньян, изложенный на симпозиуме 2 ноября 2010 г. по вопросу совершенствования системы руководства госкомпаниями. URL: http://www.sasac. gov.cn/n2588025/n2588129/c2728192/content.html (дата обращения: 12.04.2020).

32. Ш^Ш = Агентство «Синьхуа». URL: http://www.xinhuanet.com/ (дата обращения: 17.04.2021).

33. ^РШ^^ШШЖ^ = Отчёт Комитета по контролю и управлению государственным имуществом г. Паньцзинь о совершении операций с государственным капиталом во втором квартале 2018 г. URL: http://gzw. panjin.gov.cn/art/2018/10/9/art_1805_402737.html (дата обращения: 26.05.2019).

34. = Отчёт Комитета по контролю и управлению государственным имуществом пров. Ляонин о стабилизации и восстановлении государственных предприятий в 2017 г. URL: http:// www.sasac.gov.cn/n2588025/n2588129/c2763822/content.html (дата обращения: 14.04.2020).

35. Й^гШ^^-Ш = Статистический сборник пров. Ляонин. URL: http://tjj.ln.gov.cn/ tjsj/sjcx/ndsj/ (дата обращения: 23.08.2021).

36. ^тк^шш^т 2018 ^-рш^вшш^да^^йшшадл

= Отчёт Комитета по контролю и управлению государственным имуществом г. Далянь о повышении в первом квартале 2018 г. общего объёма активов и операционного дохода госпредприятий. URL: http://www.gzw.dl.gov.cn/ news/view_91500.html (дата обращения: 25.05.2020).

37. ^^ДШШШШШ -

ÄtateffÄ = Публичное заявление Комитета по контролю и управлению государственным имуществом г. Телин об основных показателях экономической эффективности государственных предприятий в 2017 г. URL: http://www.tieling.gov. cn/tieling/zwgk62/gyqy22/gqyy/401667/index.html (дата обращения: 26.05.2019).

38. МЖДШ^^Ш = Статистический сборник пров. Хэйлунцзян. URL: http://tjj.hlj. gov.cn/tjsj/tjnj/ (дата обращения: 23.08.2021).

REFERENCES

1. Aleksandrova M.V. Vneshneekonomicheskiy kompleks provintsii Lyaonin: sovremen-noe sostoyanie i napravlenie razvitiya [Liaoning Province Foreign Economic Complex: Current State and Direction]. Kitay v mirovoy i regional'noy politike. Istoriya i sovremennost', 2011, no. 16, pp. 154—172. (In Russ.)

2. Aleksandrova M.V. Severo-Vostok Kitaya [China's Northeast Region]. KNR: Ekonomi-ka regionov [PRC: Economy of Regions]. Moscow, IDV RAN Publ., 2015, pp. 145—237. (In Russ.)

3. Golovacheva L.I., Karetina G.S., Tkachenko G.I. Kitayskaya Narodnaya Respublika: Provintsiya Lyaonin (sovremennoe sostoyanie) [People's Republic of China: Liaoning Province (Current State)]. Preprint. Vladivostok, 1987, 80 p. (In Russ.)

4. Zuenko I.Yu. Realizatsiya politiki Tsentra v kitayskikh regionakh: nekotorye aspek-§ ty problemy (v kontekste stroitel'stva Novogo Shelkovogo puti) [Implementation

of the Center's Policy in Chinese Regions: Some Aspects of the Problem (in the Con-< text of Silk Road Economic Belt Development)]. Izvestiya Vostochnogo instituta, 2016,

g no. 2, pp. 4—12. (In Russ.)

^ 5. Ivanov S.A. Raspredelenie fiskal'nykh i administrativnykh resursov mezhdu tseng tral'noy i mestnoy vlastyami KNR v period reform [Distribution of Fiscal and Administrative Resources between the Central and Local Authorities of the PRC dur-gj ing the Period of Reforms]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta, series £ "Politologiya. Religiovedenie", 2012, no. 2—1, pp. 41—48. (In Russ.)

6. Ivanov S.A. Severo-Vostok v regional'noy politike tsentral'nogo pravitel'stva Kitaya v 2000—2010-e gg. [North-East in the Regional Policy of the Central Government of China in the 2000s—2010s]. Rossiya i ATR, 2017, no. 4, pp. 47—68. (In Russ.)

7. Istoriya Severo-Vostochnogo Kitaya XVII—XXI vv. Kn. 5. Severo-Vostochnyy Kitay v period vozrozhdeniya staropromyshlennoy bazy [The History of Northeast China of the 17th—21st Centuries. Book 5. Northeast China during the Revival of the Old Industrial Base]. Executive ed. I.V. Stavrov, S.A. Ivanov. Vladivostok, IIAE DVO RAN Publ., 2018, 356 p. (In Russ.)

8. Companiya SMTCL — Shenyang Machine Tool [SMTCL — Shenyang Machine Tool Company]. Available at: https://megastanok.ru/manufacturers/smtcl (accessed 15.05.2020). (In Russ.)

9. Kondrashova L.I. 30 let ekonomicheskoy reformy v KNR: nauchnyy doklad [30 Years of Economic Reform in China: a Scientific Report]. Moscow, In-t ekonomiki RAN Publ., 2008, 27 p. (In Russ.)

10. Muromtseva Z.A., Shao Ran. Gosudarstvennye predpriyatiya KNR: reformy i raz-vitie [State-Owned Enterprises of the PRC: Reforms and Development]. Moscow, IDV RAN Publ., 2017, 192 p. (In Russ.)

11. Severo-Vostochnyy Kitay na rubezhe XX—XXI vv.: nauch. spravochnoe izdanie [North-Eastern China at the Turn of 20th—21st Centuries: Scientific Reference]. Executive ed. G.P. Beloglazov. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2005, 240 p. (In Russ.)

12. Stavrov I.V. "Vozrozhdenie Severo-Vostochnogo Kitaya" v programmnykh dokumen-takh Pekina v nachale XXI veka ["Renaissance of North-Eastern China" in the Program Documents of Beijing at the Beginning of the 21st Century]. Rossiya iATR, 2017, no. 4, pp. 69—87. (In Russ.)

13. Stavrov I.V. Osnovnye rezul'taty sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Severo-Vostochnogo Kitaya v 2012 g. [Main Results of Socio-Economic Development of North-Eastern China in 2012]. Oykumena, 2013, no. 2, pp. 137—148. (In Russ.)

14. Stavrov I.V. Realizatsiya natsional'noy politiki KPK v severo-vostochnykh regionakh KNR (1978—2002 gg.): dis. ... kand. ist. nauk [Implementation of the CPC's National Policy in the Northeastern Regions of the PRC (1978—2002): PhD in hist. sci. diss.]. Vladivostok, 2007, 198 p. (In Russ.)

15. Stavrov I.V. Ekonomicheskoe razvitie provintsii Lyaonin KNR: plany i rezul'taty [Economic Development of Liaoning Province of China: Plans and Results]. Rossiya i ATR, 2011, no. 4, pp. 118—125. (In Russ.)

16. Khou Tszin'guan. Reforma gosudarstvennykh predpriyatiy v KNR: dis. ... kand. ekon. nauk [Reform of State-Owned Enterprises in the PRC: PhD in econ. sci. diss.]. Moscow, 2000, 131 p. (In Russ.)

17. Khuziyatov T.D. Severo-Vostochnyy Kitay: strategiya povysheniya konkurentospo-sobnosti [North-Eastern China: A Strategy to Increase Competitiveness]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2004, no. 4, pp. 200—207. (In Russ.)

18. Tszyan Tszemin'. Izbrannoe [Selected Works]. Pekin, Izd-vo lit. na inostr. yaz. Publ., 2010, vol. 1, 770 p. (In Russ.)

19. Announcement of Annual Results for the Year Ended 31 December 2018. Available

at: http://www.dlport.cn/sitefiles/1%e3%80%81e%20announcement%20of%20 « annual%20results.pdf (accessed 23.11.2019). (In Eng.) |

20. China State Owned Enterprises. Available at: https://www.export.gov/article?id=China- ^ State-Owned-Enterprises (accessed 23.11.2019). (In Eng.) g

21. Chung Jae Ho, Lai Hongyi, Joo Jang-Hwang. Assessing the "Revive the Northeast" g (Zhengxing Dongbei) Programme: Origins, Policies and Implementation. The China ^ Quarterly, 2009, vol. 197, pp. 108—125. (In Eng.) §

22. Hu Xiaohui, Hassink R. New Perspectives on Restructuring of Old Industrial Areas in — China: a Critical Review and Research Agenda. Chinese Geographical Science, 2017, ¡J vol. 27, no. 1, pp. 110—122. (In Eng.) £

23. Introduction of Shenyang Aircraft Industry Group Co., Ltd. Available at: http://www. cccme.org.cn/shop/cccme5008/introduction.aspx (accessed 13.05.2020). (In Eng.)

24. Jefferson G. State-Owned Enterprise in China: Reform, Performance, and Prospects. Waltham, Brandeis University Publ., 2017, 31 p. (In Eng.)

25. Products and Services. Available at: http://www.dhhi.com.cn/index.php?g=Portal&m= Company&a=index&id=26 (accessed 17.05.2020). (In Eng.)

26. [Liaoning Province's Economy and Society in 2013: Analysis and Forecast. The Blue Book on Liaoning Province]. Beijing, Publ., 2012, 396 p. (In Chin.)

27. 2018^1 Я7 В

[Government Work Report 2018. Read Out at the First Session of the 13th Liaoning Provincial People's Congress on January 7, 2018]. Available at: http://www.ln.gov.cn/zfxx/ zfgzbg/szfgzbg/201802/t20180202_3156410.html (accessed 02.05.2020). (In Chin.)

28. ФШЖЛМКЖМШа'о 2016. ЖЛШЖ^ [Northeast China Development Report 2016. Blue Book on the Northeast]. Beijing, ±±—44^ЖШМ± Publ., 2017, 418 p. (In Chin.)

29. "affiMif^M [Statistical Collection of Jilin Province]. Available at: http://tjj.jl.gov. cn/tjsj/tjnj/index.html (accessed 23.08.2021). (In Chin.)

30. ФШКШИШАШМШпЯ-Ш [Tang Wenrui. A Political Analysis of the Strategy of Regional Development of China's Economics]. Beijing, ±±—

Publ., 2011, 331 p. (In Chin.)

31.

^ШЮ^З^^Ш'а [Report of the State Property Control and Management Committee of the City of Shenyang, Outlined at a Symposium on November 2, 2010 on Improving the Governance System of State-Owned Companies]. Available at: http://www.sasac. gov.cn/n2588025/n2588129/c2728192/content.html (accessed 12.04.2020). (In Chin.)

32. ffl^l [Xinhua News Agency]. Available at: http://www.xinhuanet.com/ (accessed 17.04.2021). (In Chin.)

33. [Panjin State Assets Control and Management Committee Report on State Capital Transactions in the Second Quarter of 2018]. Available at: http://gzw.panjin.gov.cn/art/2018/10/9/art_1805_402737.html (accessed 26.05.2019). (In Chin.)

34. [Liaoning Provincial State Property Control and Management Committee's Report on the Stabilization and Recovery of State-Owned Enterprises in 2017]. Available at: http://www.sasac.gov. cn/n2588025/n2588129/c2763822/content.html (accessed 14.04.2020). (In Chin.)

35. H^Mif^M [Liaoning Province Statistical Collection]. Available at: http://tjj.ln.gov. cn/tjsj/sjcx/ndsj/ (accessed 23.08.2021). (In Chin.)

36.

[Report of the State Property Control and Management Committee of the City of Dalian on the Increase in Total Assets and Operating Income of State-Owned Enterprises in the First Quarter of 2018]. Available at: http://www.gzw.dl.gov. 3 cn/news/view_91500.html (accessed 25.05.2020). (In Chin.)

37. шшшшштш -

ШШЫШШ [Public Statement of the State Property Control and Management Com-< mittee of Telin City. Thelin on the Main Indicators of Economic Efficiency of State-

g Owned Enterprises in 2017]. Available at: http://www.tieling.gov.cn/tieling/zwgk62/

^ gyqy22/gqyy/401667/index.html (accessed 26.05.2019). (In Chin.)

Í 38. MMttMif^M [Statistical Collection of Heilongjiang Province]. Available at: http:// tjj.hlj.gov.cn/tjsj/tjnj/ (accessed 23.08.2021). (In Chin.)

f

Ё Дата поступления в редакцию 30.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.