Научная статья на тему 'Реализация публично-правовых полномочий органами государственной службы'

Реализация публично-правовых полномочий органами государственной службы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / PUBLIC SERVICE / ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / PUBLIC AUTHORITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / PUBLIC LAW INSTITUTE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хетагурова И.Ю., Хетагурова Т.Г., Хетеев С.К.

Государство представляет собой целостный субъект управления, и его управленческая деятельность, реализуемая через отдельные функции, охватывает всю иерархию государственных органов, их звеньев и подсистем. Общественные функции государства как социального института воплощаются через реализацию его управленческих функций, которые оно выполняет как властный институт политической системы. В свою очередь функции государственного управления реализуются через управленческие функции государственных органов. При этом государственная служба обеспечивает реализацию функций и полномочий государства. Одна из основных задач государственного управления обеспечение социально-экономического развития, а инструментом решения данной задачи является государственная служба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хетагурова И.Ю., Хетагурова Т.Г., Хетеев С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PUBLIC LAW POWERS BY THE ORGANS OF PUBLIC SERVICE

The state is an integral subject of management, and its management activities, implemented through separate functions, covers the entire hierarchy of state bodies, their links and subsystems. The social functions of the state as a social institution are realized through the implementation of its administrative functions, which it performs as a power institution of the political system. In turn, the functions of public administration are implemented through the management functions of public bodies. At the same time, the state service ensures the implementation of the functions and powers of the state. One of the main tasks of public administration is to ensure social and economic development, and the tool for solving this problem is the public service.

Текст научной работы на тему «Реализация публично-правовых полномочий органами государственной службы»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

И.Ю. Хетагурова, канд. экон. наук, доцент Т.Г. Хетагурова, канд. экон. наук, доцент С.К. Хетеев, магистр

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет) (Россия, г. Владикавказ)

Аннотация. Государство представляет собой целостный субъект управления, и его управленческая деятельность, реализуемая через отдельные функции, охватывает всю иерархию государственных органов, их звеньев и подсистем. Общественные функции государства как социального института воплощаются через реализацию его управленческих функций, которые оно выполняет как властный институт политической системы. В свою очередь функции государственного управления реализуются через управленческие функции государственных органов. При этом государственная служба обеспечивает реализацию функций и полномочий государства. Одна из основных задач государственного управления - обеспечение социально-экономического развития, а инструментом решения данной задачи является государственная служба.

Ключевые слова: государственная служба, публично-правовой институт, публично-властные полномочия, профессиональная деятельность.

Государственная служба может рассматриваться широко - как крупномасштабная многофункциональная система, полностью обеспечивающая функционирование публичного сектора и выполняющая две основные функции -организационную и социального обслуживания, или узко - как профессиональная деятельность по обеспечению выполнения полномочий государственных органов [3, с. 387]. Таким образом, государственная служба должна олицетворять собой единство элементов двух групп. С одной стороны, - системы правовых институтов, определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти, а с другой, - совокупности людей, специально подготовленных и профессионально занятых в госаппарате для воплощения социальной роли государства. Такое единство придает государственной службе параметры социального публично-правового института, занимающего самостоятельное место среди государственных, правовых и общественных институтов.

Анализа различных точек зрения исследователей на сущность и понятие государственной гражданской службы показал, что существуют непреодолимые противоречия между пониманием государственной гражданской службы как публично-правового института (административно-правовой подход) и как разновидности служебной трудовой деятельности - особой категории наемных работников [1, с. 22]. Государственная служба представляет собой сложный публично-правовой институт, связанный с организацией, регулированием и функционированием профессиональной деятельности граждан в сфере выполнения внешних и внутренних функций государства, а также с механизмом поступления, прохождением и порядком ее прекращения [2, с. 902]. Проблему осуществления публично-властных полномочий органами государственной службы, предлагается решить исходя из комплексного, межотраслевого понимания государственной гражданской службы - как публичного института практической реализации задач и функций государства, осуществляемого посредством профессиональ-

ной служебной (трудовой) деятельности, содержанием которой является оказание государственных услуг, обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

Отметим, что перспективы институционального развития государственной гражданской службы, связаны с пониманием ее не только как вида социальной организации или деятельности по обеспечению работы органов государственной власти и управления, но и как публично-правового института, обла-

Участники правоотношений обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т. е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать политические, государственные, социально значимые задачи, которые открывают путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

Публичные государственные служащие должны выполнять на постоянной профессиональной основе только особо определяемый в законодательстве круг функций и задач, для чего требуется наличие властных публично-правовых полномочий у этих служащих. Им госу-

дающего имманентной общественной ценностью. Гражданская служба - это общественная система, особый институт, реализующий объективную общественную потребность в упорядочении и стабилизации общества (социума).

В данном контексте обозначим, что государственные служащие, следовательно, являются представителями публичного права, субъектами публичного (административного) права. Служащие находятся в стабильных, прочных отношениях с государством (с органами местного самоуправления).

дарство доверяет выполнение данных функций и задач, а служащие обязуются на принципе верности служить государству (такое положение устанавливается в присяге государственного служащего). Примером различия между публично-правовыми и частноправовыми отношениями на государственной службе является и то, что хотя и служащие и рабочие (технический персонал) находятся на государственной службе, они осуществляют, как правило, различные виды деятельности: служащие занимаются духовной деятельностью, а рабочие - физической.

Формирование органов управления государственной гражданской службы в организационно-правовом плане явля-

Таблица 1. Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления по уровням и структурам управления по РСО-Алания на конец

2016 г.

Показатель Человек В процентах к итогу

Все работники 3833 100

в том числе в органах:

государственной власти 2093 54,6

из них в органах:

законодательной власти 134 3,5

исполнительной власти 1797 46,9

судебной власти 60 1,6

в других государственных органах 102 2,6

местного самоуправления 1740 45,4

в том числе в органах:

представительных 62 1,6

исполнительно-распорядительных 1649 43,0

контрольных 29 0,8

иных - -

ется одним из важнейших условий ее эффективного развития, поскольку государственная служба как особый государственно-правовой институт не только реализует исполнение полномочий государственных органов, но и является публичной службой в интересах общества. Анализ проводимых мероприятий показал, что доля расходов на содержание органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в общем объеме собственных доходов консолидированного бюджета в бюджете за 2017 год составила 4,7%, что ниже установленного Министерством финансов Российской Федерации норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти на 1 процентный пункт. В 2016 году расходы на содержание органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания также сформированы ниже установленного норматива.

Хотя численность работников, замещавших должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания на 10 000 чел. населения выше, чем в среднем по СевероКавказскому федеральному округу и по России, расходы по статье «Общегосударственные вопросы» в расчете на одного жителя невысоки, в том числе из-за того, что Правительство республики на протяжении ряда лет не принимало решения об индексации заработной платы государственным служащим.

В то же время, хотя численность работников органов местного самоуправления не превышает средний уровень по России, в республике из 97 сельских поселений 25 имеют численность жителей до 700 человек, что приводит к высоким расходам на управление в расчете на одного жителя.

Таблица 2. Численность работников, замещавших должности государственной гражданской и муниципальной службы в региональных и местных органах исполнительной власти на 10 000 чел. Населения.

Территория Всего человек на В том числе Расходы кон-

10 000 жителей в органах ис- в органах солидирован-

полнительной местного ного бюджета

власти субъектов РФ самоуправления по статье «Общегосударственного вопросы», руб./чел.

Российская Федеpация 32 12 20 3 905

Северо-Кавказский феде- 32 13 19 2 692

ральный округ

Республика Дагестан 22 10 12 2 170

Республика Ингушетия 38 27 12 3 022

Кабардино-Балкарская Респуб- 32 14 18 2 878

лика

Карачаево-Черкесская Респуб- 50 17 33 2 931

лика

Республика Северная Осетия-Алания 40 20 19 2 169

Чеченская Республика 43 24 19 3 718

Ставропольский край 32 7 24 2 725

Как указывает И.Н. Барциц, «под публичной (публично-правовой) властью принято понимать власть государственную и муниципальную (местное самоуправление), от которой отличают власть, например, семейную (власть отца или матери), общественную (члены

общественной организации также подчиняются определенным нормам, установленным уставными документами, и должностным лицам, избранным в качестве руководителей) и др.» [4, с. 462].

Обобщенно, под системой государственного и муниципального управле-

13S

ния понимаются единство и взаимо- ления, поскольку присущи лишь пуб-связь органов государственного и му- личному управлению и отличают его от ниципального управления и тех управ- частного управления. От эффективно-ляемых объектов, в отношении которых сти выполнения поставленных перед они реализуют свои управляющие воз- институтом государственной службы действия: их сохраняют, изменяют или задач зависит оценка гражданами рабо-развивают. Практически в такой систе- ты государственных органов, удовле-ме осуществляется сложное взаимодей- творенность общества деятельностью ствие между органами государственно- системы государственного и муници-го и муниципального управления и пального управления [6, c.138], ста-управляемыми объектами, в которое бильность политического строя, взаи-каждая из сторон вносит свой «вклад» модействие граждан с действующей [5, с. 242]. властью, что в совокупности определяет

Именно публично-властные полно- социально-экономическое благополучие мочия выступают ключевым сущест- населения. венным признаком публичного управ-

Библиографический список

1. Хетагурова Т.Г., Кесаева Н.И. Монаторинг функционирования государственной и муниципальной службы в РФ // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 386-391.

2. Литвинцева Е.А. Оценка общественного доверия к государственным гражданским служащим: социологический анализ / Е.А. Литвинцева // Среднерусский вестник общественных наук. - Орел: Орловский филиал РАНХиГС при Президенте РФ. - 2016. - C. 21-29.

3. Хетагурова И.Ю., Хетагурова Т.Г., Дзукаева Д.М. Кадровая политика в рамках нового технологического уклада «Индустрия 4.0» и «Общество 5.0» // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 901-903.

4. Барциц, И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. Т. 1 / И.Н. Барциц. - М.: Изд-воРАГС, 2011. - 464 с.

5. Хетагурова И.Ю., Адилова А.З.Анализ современного состояния рынка труда. В сборнике: Научно-техническая конференция обучающихся и молодых ученых СКГМИ (ГТУ) "НТК-2017". Сборник докладов по итогам научно-исследовательских работ. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). 2017. С. 241-244.

6. Хетагурова И.Ю., Хетагурова Т.Г., Сущин Н.А. Бюджетное взаимодействие органов государственной и муниципальной власти. Труды СКГМИ (ГТУ). 2017. № 24. С. 138-141.

IMPLEMENTATION OF PUBLIC LAW POWERS BY THE ORGANS OF PUBLIC SERVICE

I.Y. Khetagurov, candidate of economic sciences, associate professor T.G. Khetagurova, candidate of economic sciences, associate professor S.K. Chetaev, master

North-Caucasus mining and metallurgical institute (State technological university) (Russia, Vladikavkaz)

Abstract. The state is an integral subject of management, and its management activities, implemented through separate functions, covers the entire hierarchy of state bodies, their links and subsystems. The social functions of the state as a social institution are realized through the implementation of its administrative functions, which it performs as a power institution of the political system. In turn, the functions of public administration are implemented through the management functions of public bodies. At the same time, the state service ensures the implementation of the functions and powers of the state. One of the main tasks of public administration is to ensure social and economic development, and the tool for solving this problem is the public service.

Keywords: public service, public law Institute, public authority, professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.