Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ЭКСПЕРТНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БИОМЕТРИЧЕСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорович Василий Юрьевич

Статья посвящена отдельным аспектам экспертной профилактики, направленным на совершенствование организационно-правового регулирования информационных систем криминалистического назначения. В статье показана необходимость выделения профилактической функции в таких системах, и на примере биометрических учетов предложены направления повышения эффективности их использования для профилактики правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A PREVENTIVE FUNCTION IN FORENSIC INFORMATION SYSTEMS

The article is devoted to certain aspects of expert prevention aimed at improving the organizational and legal regulation of information systems for forensic purposes. The article shows the need to allocate a preventive function in such systems, and on the example of the development of automated fingerprint records, the directions for improving the effectiveness of their use for the prevention of offenses are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

УДК 34 ББК 67

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельно сть

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10478 © В.Ю. Федорович, 2020

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Василий Юрьевич Федорович, заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12) E-mail: fevur@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектам экспертной профилактики, направленным на совершенствование организационно-правового регулирования информационных систем криминалистического назначения. В статье показана необходимость выделения профилактической функции в таких системах, и на примере биометрических учетов предложены направления повышения эффективности их использования для профилактики правонарушений.

Ключевые слова: теория судебной экспертизы, экспертная профилактика, информационные системы, биометрический учет.

IMPLEMENTATION OF A PREVENTIVE FUNCTION IN FORENSIC INFORMATION SYSTEMS

Vasiliy Yu. Fedorovich, Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: fevur@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to certain aspects of expert prevention aimed at improving the organizational and legal regulation of information systems for forensic purposes. The article shows the need to allocate a preventive function in such systems, and on the example of the development of automated fingerprint records, the directions for improving the effectiveness of their use for the prevention of offenses are proposed.

Keywords: theory of forensic examination, expert prevention, information systems, fingerprint accounting.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Федорович В.Ю. Реализация профилактической функции в информационных системах криминалистического назначения. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):185-8.

Система криминалистической регистрации, выступающая как специфическая деятельность органов внутренних дел с определенной процедурой учета, систематизации и обработки информации об объектах регистрации, включая экспертно-криминалистиче-ские учеты, предназначена для реализации задач технико-криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

В контексте рассматриваемого вопроса уместно вспомнить слова профессора В.Я. Колдина, который говоря об информационной природе представляемых исходных данных выделял следующие элементы ин-

формационно-познавательный структуры экспертного исследования, которые можно отнести к формируемым в учетах данных:

1) обнаружение источников информации о расследуемом событии;

2) извлечение информация о расследуемом событии из этих источников;

3) формирование частных информационных систем и установление отдельных обстоятельств расследуемого события;

4) формирование общей информационной системы и установление фактической структуры расследу-

емого события [1].

Понимание процессов сбора и представления информации о преступлении, выстраиваемых в различных тактических алгоритмах методик расследования, как правило определяется тремя основными источниками: места совершения преступления, личности преступника, данными о потерпевшем. Последнее заслуживает отдельного рассмотрения.

Количество потерпевших (за январь-июнь 2020 г.) по России — 784185 чел. (по Центральному федеральному округу (далее ЦФО) — 179195 чел.), из них погибших — 1,5% (по ЦФО — 1,34%), причинен тяжкий вред здоровью — 2,4 % (по ЦФО — 2%) [2]. Необходимо отметить, что согласно межведомственного нормативного акта, устанавливающего единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, основанием для учета потерпевших являются постановления о признании их потерпевшими; определения суда о признании потерпевшими; постановления о возбуждении уголовного дела по факту смерти лица, в случае, когда постановление (определение) о признании потерпевшим не выносилось [3].

Всего разыскивалось лиц (за январь — июнь 2020 г.) по России — 98835 чел. (по ЦФО — 23176 чел.), в том числе лиц, пропавших без вести — 37%, количество дел по установлению личности граждан по неопознанным трупам, находившихся на учете — 13617 дел (по ЦФО — 4967 дел, из них только 27% проверялось по базе данных автоматизированных дактилоскопических учетов). При этом установлено лиц из числа пропавших без вести — 13% (по ЦФО — 11,8%), прекращено дел в связи с установлением личности граждан по неопознанным трупам — 10% (по ЦФО — 8,8%) [4].

Анализ приведенных статистических данных показывает на необходимость дополнительного изучения возможностей использования специальных знаний для установления лиц, которые могли стать жертвами преступлений, и разработкой соответствующих превентивных мер.

Заслуживает отдельного рассмотрения законопроект «О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена)» [5].

Законопроект разработан Министерством здравоохранения Российской Федерации во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № Пр-81 по итогам встречи с представителями добровольческих (волонтерских) организаций и направлен на совершенствование взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций и волонтерских организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в ча-

сти, касающейся их поиска, установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией и малолетних детей.

Необходимо отметить, что по действующему законодательству информирование органов внутренних дел о фактическом нахождении в медицинской организации лица (в том числе без вести пропавшего) проводится, если в отношении него имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий [6], в остальных случаях это возможно только путем направления запроса в медицинскую организацию, что влечет за собой многократное увеличение сроков розыска указанных лиц, привлечение значительных сил и средств для установления обстоятельств безвестного исчезновения лица, в том числе и возможного совершения в отношении него преступления. Факты обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состояние его здоровья и диагноз, иные сведения составляют врачебную тайну, разглашению не подлежат, за исключением случаев, установленных законодательством. Внесение изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона №323-ФЗ, направлены на закрепление правовых оснований для медицинских организаций сообщать сведения о пациентах, которые по состоянию здоровья, возраста или иным причинам не могут сообщить данные о своей личности, а также в случаях смерти пациента, личность которого не установлена. Согласно пояснительной записке к законопроекту, с учетом широкого перечня причин, по которым пациент оказывается неспособным сообщить сведения о себе, предлагается расширенная формулировка «пациент, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности», уже применяемая в законодательстве Российской Федерации [7, 8].

Таким образом, своевременное поступление информации о таких пациентах из медицинских учреждений в органы внутренних дел существенным образом повлияет на результативность этой деятельности. Однако оценивая эффективность этой работы в целом, она должна быть проанализирована с позиции качества и достоверности поступающей криминалистической информации, возможности применения специальных знаний. Например, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственной генномной регистрации в Российской Федерации» обязательной регистрации по данному виду учетов подлежат только неопознанные трупы [9]. При этом живые лица, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить данные о своей личности, данной регистрации не подлежат. Учитывая, что в сложившейся практике органов внутренних дел отбор ДНК образцов без вести пропавшего осуществляют

сотрудники оперативных подразделений при поступлении заявления о безвестном исчезновении лица, весьма эффективной в плане обнаружения без вести пропавших лиц могла бы стать обязательная геномная регистрация таких пациентов. При этом практика регистрации неопознанных трупов уже достаточно отработана и этот опыт можно было бы применить на рассматриваемую категорию лиц. Необходимо отметить, что обязательная государственная геномная регистрация неопознанных трупов закреплена в статье 178 УПК РФ, где также неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию, при этом кремирование неопознанных трупов не допускается. Эффективность применения автоматизированных дактилоскопических учетов органов внутренних дел в целях установления неопознанных трупов по ЦФО за 9 месяцев 2020 года составила 38%, что показывает на имеющейся потенциал использования новых технологий в этом направлении.

Применение дактилоскопического учета регламентируется Федеральным законом от 25 июля 1998 г. №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Так в статье 6 Федерального закона №128-ФЗ указывается, что дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для решения рассматриваемой задачи: розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; установление личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа; установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности либо не имеющих документов, удостоверяющих личность; подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В статье 9 Федерального закона №128-ФЗ определены лица, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации, в частности, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно. Так, например, следы человека, изъятые с мест происшествий или места проживания разыскиваемого человека, после получения результатов первичной экспертизы, формируют базу данных следовой информации, которая после установления источников информации и проведения дополнительных экспертиз, составляет доказательственный блок по принятию необходимых процессуальных решений.

В дополнение к решению данных задач целесообразно обязать медицинские учреждения составлять

описания внешности человека с указанием особых примет, а также сохранять одежду и личные вещи таких лиц, с последующей передачей в органы внутренних дел в установленном порядке. В случаях невозможности сохранения одежды и вещей (например, при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих — паразитарными заболеваниями кожи, опасной инфекцией и т.п.) целесообразно осуществлять фотографирование и описание одежды и личных вещей пациента.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых устанавливается личность (биометрические персональные данные), могут использоваться без согласия субъекта персональных данных в установленном законодательством Российской Федерации случаях, в том числе при обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Исходя из содержания статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ считаем необходимым дополнить перечень возможного использования персональных данных без согласия субъекта информацией, полученной при обязательной государственной геномной регистрации.

Данная организационно-правовая модель должна меняться с учетом необходимости включения новых объектов исследования, в том числе фотоизображений проверяемых лиц и т.д. Особенно это важно учитывать при проведении специалистами реконструкций изображений измененного облика человека (болезненные, трупные и др. изменения) для использования в поисковом режиме по биометрическим базам данных. Техническая возможность осуществления такой работы, на наш взгляд, носит профилактический характер и влияет на организацию учетов в целом.

Таким образом, необходимость своевременного и полного использования результатов экспертных исследований, создающих основу отдельным криминалистическим учетам, определяет важность дальнейшего развития научного подхода в применении специальных знаний по реализации профилактической функции в информационных системах криминалистического назначения правоохранительных органов.

Литература

1. Колдин В.Я., Полевой Н.С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. М.,1985.

2. Информация о преступлениях, по которым имеются потерпевшие / Перечень статистических показателей, размещаемых в ЕМИСС в соответствии с пунктом 3.11 Федерального

плана статистических работ. URL://https://мвд. рф/opendata/7727739372-MVDGIAC310 (дата обращения: 01.11.2020).

3. Приказ Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 № 7339).

4. Информация о розыске лиц, скрывшихся от дознания, суда уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов / Перечень статистических показателей, размещаемых в ЕМИСС в соответствии с пунктом 3.11 Федерального плана статистических работ. URL://https://мвд. рф/opendata/7727739372-MVDGIAC311 (дата обращения 01.11.2020).

5. Законопроект № 1031221-7. О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена). URL://https:// sozd.duma.gov.ru/bill/1031221-7. (дата обращения 01.11.2020).

6. Пункт 9 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах».

9. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных».

References

1. Koldin V.Ya., Polevoy N.S. Information processes and structures in criminalistics. M., 1985.

2. Information about crimes for which there are victims / List of statistical indicators placed in the EMISS in accordance with paragraph 3.11 of the Federal plan of statistical work. URL://https:// MBg.p$/opendata/7727739372-MVDGIAC310 (accessed 01.11.2020).

3. The order of the Prosecutor General of Russia, Ministry of internal Affairs of Russia, EMERCOM of Russia, Ministry of justice of Russia, FSB of Russia, Ministry of economic development of Russia and Federal drug control service of Russia dated 29 December 2005 No. 39/1070/1021/253/780/353/399 "On the uniform account of crimes" (along with the "Model regulation on the common organization of reception, registration and check of messages on crimes", the "Regulation on the unified procedure for the registration of criminal cases and crime reporting", "Instruction on order of filling and representation of registration documents") (Registered in Ministry of justice of Russia 30.12.2005 No. 7339).

4. Information on the search for persons who have absconded from the investigation, court evading the execution of criminal penalties, missing persons, as well as on the identification of citizens and unidentified corpses / List of statistical indicators posted in the EMISS in accordance with paragraph 3.11 of the Federal plan of statistical work. URL://https://MBg.p$/ opendata/7727739372-MVDGIAC311 (accessed 01.11.2020).

5. Bill No. 1031221-7. About modification of articles 13 and 79 of the Federal law "About bases of protection of health of citizens in the Russian Federation" (regarding informing law-enforcement bodies about patients whose identity is not established) URL://https://sozd.duma.gov. ru/bill/1031221-7 (accessed 1.11.2020).

6. Item 9 of part 1 of article 79 of Federal law No. 323-FZ of November 21, 2011 "on the basics of public health protection in the Russian Federation".

7. Federal law No. 3-FZ of February 07, 2011 "On the police".

8. Federal law No. 180-FZ of June 23, 2016 "On biomedical cell products".

9. Federal law No. 242-FZ of December 3, 2008 "On state genomic registration in the Russian Federation".

10. Federal law No. 152-FZ of July 27, 2006 (as amended on 24.04.2020) "On personal data".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.