Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ЭКСПЕРТНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БИОМЕТРИЧЕСКИЙ УЧЕТ / THEORY OF FORENSIC EXAMINATION / EXPERT PREVENTION / INFORMATION SYSTEMS / FINGERPRINT ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорович Василий Юрьевич

Статья посвящена отдельным аспектам экспертной профилактики, направленным на совершенствование организационно-правового регулирования информационных систем криминалистического назначения. В статье показана необходимость выделения профилактической функции в таких системах, и на примере биометрических учетов предложены направления повышения эффективности их использования для профилактики правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорович Василий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A PREVENTIVE FUNCTION IN FORENSIC INFORMATION SYSTEMS

The article is devoted to certain aspects of expert prevention aimed at improving the organizational and legal regulation of information systems for forensic purposes. The article shows the need to allocate a preventive function in such systems, and on the example of the development of automated fingerprint records, the directions for improving the effectiveness of their use for the prevention of offenses are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

УДК 343.9 ББК 67.52

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10248

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Василий Юрьевич ФЕДОРОВИЧ,

заместитель начальника Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: fevur@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектам экспертной профилактики, направленным на совершенствование организационно-правового регулирования информационных систем криминалистического назначения. В статье показана необходимость выделения профилактической функции в таких системах, и на примере биометрических учетов предложены направления повышения эффективности их использования для профилактики правонарушений.

Ключевые слова: теория судебной экспертизы, экспертная профилактика, информационные системы, биометрический учет.

IMPLEMENTATION OF A PREVENTIVE FUNCTION IN FORENSIC

INFORMATION SYSTEMS

Vasiliy Y. FEDOROVICH,

Deputy head of Moscow University Ministry of internal Affairs of Russia named after V. J. Kikot, candidate of law, associate Professor E-mail: fevur@yandex.ru

Annotation. The article is devoted to certain aspects of expert prevention aimed at improving the organizational and legal regulation of information systems for forensic purposes. The article shows the need to allocate a preventive function in such systems, and on the example of the development of automated fingerprint records, the directions for improving the effectiveness of their use for the prevention of offenses are proposed.

Key words: theory of forensic examination, expert prevention, information systems, fingerprint accounting.

Система криминалистической регистрации, выступающая как специфическая деятельность органов внутренних дел с определенной процедурой учета, систематизации и обработки информации об объектах регистрации, включая экспертно-криминалистические учеты, предназначена для реализации задач технико-криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

В контексте рассматриваемого вопроса уместно вспомнить слова профессора В.Я. Колди-на, который говоря об информационной природе представляемых исходных данных, выделял следующие элементы информационно-познава-

тельной структуры экспертного исследования, которые можно отнести к формируемым в учетах данных:

(1) обнаружение источников информации о расследуемом событии;

(2) извлечение информация о расследуемом событии из этих источников;

(3) формирование частных информационных систем и установление отдельных обстоятельств расследуемого события;

(4) формирование общей информационной системы и установление фактической структуры расследуемого события [1].

Понимание процессов сбора и представления информации о преступлении, выстраиваемое в

№ 5/2020

различных тактических алгоритмах методик расследования, как правило, определяется тремя основными источниками: местом совершения преступления, личностью преступника, данными о потерпевшем. Последнее заслуживает отдельного рассмотрения.

Количество потерпевших (за январь—июнь 2020 г.) по России — 784 185 чел. (по Центральному федеральному округу (далее ЦФО) — 179 195 чел.), из них погибших — 1,5% (по ЦФО — 1,34%), причинен тяжкий вред здоровью — 2,4% (по ЦФО — 2%) [2]. Необходимо отметить, что, согласно межведомственному нормативному акту, устанавливающему единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, основанием для учета потерпевших являются:

■ постановления о признании потерпевшим;

■ определения суда о признании потерпевшим;

■ постановления о возбуждении уголовного дела по факту смерти лица, в случае когда постановление (определение) о признании потерпевшим не выносилось [3].

Всего разыскивалось лиц (за январь—июнь 2020 г.) по России 98 835 чел. (по ЦФО — 23 176 чел.), в том числе лиц, пропавших без вести, — 37%, количество дел по установлению личности граждан по неопознанным трупам, находившихся на учете, — 13 617 дел (по ЦФО — 4967 дел, из них только 27% проверялось по базе данных автоматизированных дактилоскопических учетов). При этом установлено лиц из числа пропавших без вести — 13% (по ЦФО — 11,8%), прекращено дел в связи с установлением личности граждан по неопознанным трупам — 10% (по ЦФО — 8,8%) [4].

Анализ приведенных статистических данных показывает необходимость дополнительного изучения возможностей использования специальных знаний для установления лиц, которые могли стать жертвами преступлений, и разработки соответствующих превентивных мер.

Заслуживает отдельного рассмотрения законопроект «О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена)» [5].

Законопроект разработан Министерством здравоохранения Российской Федерации во исполнение поручений Президента РФ от 21 января 2020 г. № Пр-81 по итогам встречи с пред-

ставителями добровольческих (волонтерских) организаций и направлен на совершенствование взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций и волонтерских организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в части, касающейся их поиска, установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией, и малолетних детей.

Необходимо отметить, что по действующему законодательству информирование органов внутренних дел о фактическом нахождении в медицинской организации лица (в том числе без вести пропавшего) проводится, если в отношении него имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий [6], в остальных случаях это возможно только путем направления запроса в медицинскую организацию, что влечет за собой многократное увеличение сроков розыска указанных лиц, привлечение значительных сил и средств для установления обстоятельств безвестного исчезновения лица, в том числе и возможного совершения в отношении него преступления. Факты обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состояние его здоровья и диагноз, иные сведения составляют врачебную тайну, разглашению не подлежат, за исключением случаев, установленных законодательством. Внесение изменений в ст. 13 и 79 Федерального закона № 323-ФЗ направлены на закрепление правовых оснований для медицинских организаций сообщать сведения о пациентах, которые по состоянию здоровья, возраста или иным причинам не могут сообщить данные о своей личности, а также в случаях смерти пациента, личность которого не установлена. Согласно пояснительной записке к законопроекту, с учетом широкого перечня причин, по которым пациент оказывается неспособным сообщить сведения о себе, предлагается расширенная формулировка «пациент, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности», уже применяемая в законодательстве Российской Федерации [7, 8].

Таким образом, своевременное поступление информации о таких пациентах из медицинских учреждений в органы внутренних дел существенным образом повлияет на результативность этой деятельности. Однако, оценивая эффективность этой работы в целом, она должна быть проанализирована с позиции качества и

№ 5/2020

достоверности поступающей криминалистической информации, возможности применения специальных знаний. Например, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» обязательной регистрации по данному виду учетов подлежат только неопознанные трупы [9]. При этом живые лица, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить данные о своей личности, данной регистрации не подлежат. Учитывая, что в сложившейся практике органов внутренних дел отбор ДНК-образцов без вести пропавшего осуществляют сотрудники оперативных подразделений при поступлении заявления о безвестном исчезновении лица, весьма эффективной в плане обнаружения без вести пропавших лиц могла стать обязательная геномная регистрация таких пациентов. При этом практика регистрации неопознанных трупов уже достаточно отработана, и этот опыт можно было бы применить на рассматриваемую категорию лиц. Необходимо отметить, что обязательная государственная геномная регистрация неопознанных трупов закреплена в ст. 178 УПК РФ, где также неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию, при этом кремирование неопознанных трупов не допускается. Эффективность использования автоматизированных дактилоскопических учетов органов внутренних дел в целях установления неопознанных трупов по ЦФО за девять месяцев 2020 г. составила 38%, что указывает на имеющейся потенциал новых технологий в этом вопросе.

Применение дактилоскопического учета регламентируется Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Так, в ст. 6 Федерального закона № 128-ФЗ указывается, что дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для решения рассматриваемой задачи:

■ розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

■ установления личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа;

■ установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по со-

стоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности либо не имеющих документов, удостоверяющих личность;

■ подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В ст. 9 Федерального закона № 128-ФЗ определены лица, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации, в частности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно. Следы человека, изъятые с мест происшествий или места проживания разыскиваемого человека, после получения результатов первичной экспертизы формируют базу данных следовой информации, которая после установления источников информации и проведения дополнительных экспертиз составляет доказательственный блок по принятию необходимых процессуальных решений.

В дополнение к решению данных задач отмечаем целесообразность обязать медицинские учреждения составлять описания внешности человека с указанием особых примет, а также сохранять одежду и личные вещи таких лиц с последующей передачей в органы внутренних дел в установленном порядке. В случаях невозможности сохранения одежды и вещей (например, при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, — паразитарных заболеваний кожи, опасной инфекцией и т.п.) целесообразно осуществлять фотографирование и описание одежды и личных вещей пациента.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут использоваться без согласия субъекта персональных данных в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в том числе при обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Исходя из содержания ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, считаем необходимым дополнить перечень возможного использования персональных данных без согласия субъекта информацией, получен-

№ 5/2020

ной при обязательной государственной геномной регистрации.

Данная организационно-правовая модель должна меняться с учетом необходимости включения новых объектов исследования, в том числе фотоизображений проверяемых лиц и т.д. Особенно это важно учитывать при проведении специалистами реконструкций изображений измененного облика человека (болезненные, трупные и другие изменения) для использования в поисковом режиме по биометрическим базам данных. Техническая возможность осуществления такой работы, на наш взгляд, носит профилактический характер и влияет на организацию учетов в целом.

Таким образом, необходимость своевременного и полного использования результатов экспертных исследований, создающих основу отдельным криминалистическим учетам, определяет важность дальнейшего развития научного подхода в применении специальных знаний по реализации профилактической функции в информационных системах криминалистического назначения правоохранительных органов.

Список литературы

1. Колдин ВЯ., Полевой Н.С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. М.,1985.

2. Информация о преступлениях, по которым имеются потерпевшие. Перечень статистических показателей, размещаемых в ЕМИСС в соответствии с пунктом 3.11 Федерального плана статистических работ. иКЬ://Ь^р8://мвд.рф/ opendata/7727739372-MVDGIAC310. (дата обращения: 01.11.2020).

3. Приказ Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/

1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2005 № 7339).

4. Информация о розыске лиц, скрывшихся от дознания, суда уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов. Перечень статистических показателей, размещаемых в ЕМИСС в соответствии с пунктом 3.11 Федерального плана статистических работ. иКЬ://Ь^рз://мвд.рф/ opendata/7727739372-MVDGIAC311 (дата обращения: 01.11.2020).

5. Законопроект №1031221-7. О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена). иКЬ://Ь^рз:// sozd.duma.gov.ru/bill/1031221-7 (дата обращения: 01.11.2020).

6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». П. 9 ч. 1 ст. 79.

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах».

9. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. №242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных».

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.