Научная статья на тему 'Характеристика убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан на объектах транспорта'

Характеристика убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан на объектах транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСК ЛИЦ / ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ / УБИЙСТВА / ТРАНСПОРТ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТА / УБИЙСТВА НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SEARCH FOR MISSING PERSONS / KILLINGS / TRANSPORT / TRANSPORT OBJECTS / MURDERS AT TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г.

В статье рассматривается одна из актуальных проблем для оперативных подразделений МВД России на транспорте выявление и раскрытие убийств, замаскированных под безвестное исчезновение граждан. Этому вопросу уделяется большое внимание, повышаются требования к розыскной работе, усиливается контроль за ее ходом и конечными результатами. Сегодня эффективность розыска без вести пропавших и раскрытие умышленных убийств обоснованно влияют на оценку населением деятельности органов внутренних дел на транспорте. Авторами рассматривается понятие «пропавший без вести» и дается своя трактовка данного определения. Также в статье приводятся причины исчезновения граждан и условия, при которых эффективность розыска указанных лиц на объектах транспорта будет значительно выше. Авторами проведен анализ уголовных дел, возбужденных в 2018 году по ст. 105 УК РФ в отношении без вести пропавших граждан на различных объектах транспортной инфраструктуры, в результате которого сделан вывод о наибольшем количестве подобных преступлений на объектах железнодорожного транспорта. Также авторами в статье рассматриваются некоторые проблемы в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан на объектах транспорта, и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF KILLINGS RELATED TO THE DISAPPEARANCE OF CITIZENS AT TRANSPORT FACILITIES

The article deals with one of the urgent problems for the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport the identification and disclosure of murders disguised as the disappearance of citizens. Much attention is paid to this issue, the requirements for investigative work are increasing, and control over its progress and final results is being strengthened. Today, the effectiveness of the search for missing persons and the detection of premeditated killings rightly affects the public’s assessment of the activities of internal affairs agencies in transport. The authors consider the concept of missing and gives their own interpretation of this definition. The article also gives the reasons for the disappearance of citizens and the conditions under which the effectiveness of the search for these persons at transport facilities will be significantly higher. The authors analyzed the criminal cases instituted in 2018 under Art. 105 of the Criminal Code of the Russian Federation in relation to missing citizens at various objects of transport infrastructure, as a result of which it was concluded that the greatest number of committing such crimes at railway facilities. The authors of the article also consider some problems in solving murders related to the disappearance of citizens at transport facilities and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Характеристика убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан на объектах транспорта»

УЖ

ы

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА УБИЙСТВ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗВЕСТНЫМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ГРАЖДАН НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

DESCRIPTION OF KILLINGS RELATED TO THE DISAPPEARANCE OF CITIZENS AT TRANSPORT FACILITIES

УДК 343.791

Н.А. МОИСЕЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Moiseev68@yandex.ru

NIKOLAY A. MOISEEV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Н.Г. НОВОСЕЛОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) nick.novoseloff2018@yandex.ru

NIKOLAY G. NOVOSELOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматривается одна из актуальных проблем для оперативных подразделений МВД России на транспорте - выявление и раскрытие убийств, замаскированных под безвестное исчезновение граждан. Этому вопросу уделяется большое внимание, повышаются требования к розыскной работе, усиливается контроль за ее ходом и конечными результатами. Сегодня эффективность розыска без вести пропавших и раскрытие умышленных убийств обоснованно влияют на оценку населением деятельности органов внутренних дел на транспорте. Авторами рассматривается понятие «пропавший без вести» и дается своя трактовка данного определения. Также в статье приводятся причины исчезновения граждан и условия, при которых эффективность розыска указанных лиц на объектах транспорта будет значительно выше. Авторами проведен анализ уголовных дел, возбужденных в 2018 году по ст. 105 УК РФ в отношении без вести пропавших граждан на различных объектах транспортной инфраструктуры, в результате которого сделан вывод о наибольшем количестве подобных преступлений на объектах железнодорожного транспорта. Также авторами в статье рассматриваются некоторые проблемы в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан на объектах транспорта, и пути их решения.

Ключевые слова: розыск лиц, пропавшие без вести, убийства, транспорт, объекты транспорта, убийства на объектах транспортной инфраструктуры.

Для цитирования: Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г. Характеристика убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан на объектах транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1. С. 56-60.

Abstract: the article deals with one of the urgent problems for the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport - the identification and disclosure of murders disguised as the disappearance of citizens. Much attention is paid to this issue, the requirements for investigative work are increasing, and control over its progress and final results is being strengthened. Today, the effectiveness of the search for missing persons and the detection of premeditated killings rightly affects the public's assessment of the activities of internal affairs agencies in transport. The authors consider the concept of missing and gives their own interpretation of this definition. The article also gives the reasons for the disappearance of citizens and the conditions under which the effectiveness of the search for these persons at transport facilities will be significantly higher. The authors analyzed the criminal cases instituted in 2018 under Art. 105 of the Criminal Code of the Russian Federation in relation to missing citizens at various objects of transport infrastructure, as a result of which it was concluded that the greatest number of committing such crimes at railway facilities. The authors of the article also consider some problems in solving murders related to the disappearance of citizens at transport facilities and ways to solve them.

Keywords: search for missing persons, killings, transport, transport objects, murders at transport infrastructure facilities.

For citation: Moiseev N.A., Novoselov N.G. Description of killings related to the disappearance of citizens at transport facilities // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 1. P. 56-60.

Деятельность подразделений МВД России на транспорте осуществляется в сложных условиях, которые выражаются в круглосуточной работе транспорта, его повышенной опасности, значительной концентрации пассажиров на вокзалах, станциях, в портах, динамичной миграции людей и значительной протяженности участков оперативного обслуживания.

Раскрытие преступлений и качественное расследование уголовных дел возможны лишь при комплексном использовании сил и средств, при постоянном совершенствовании тактики и методов оперативно-розыскной деятельности.

В 2019 году во взаимодействии с другими правоохранительными органами и силовыми структурами в целом был обеспечен контроль над оперативной обстановкой в стране. Сохранена положительная динамика последних лет по сокращению преступности. Снизилось число убийств и покушений на убийство, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбоев, грабежей, краж и ряда других преступных деяний. В январе -сентябре 2019 года в Российской Федерации зарегистрировано 1521683 (АППГ - 1381520) преступления, из них 28669 (АППГ - 25686) - на объектах транспортного комплекса. При этом темпы снижения зарегистрированных преступлений на объектах транспортного комплекса в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляют 6,8% на фоне темпов прироста по всей России, где идет увеличение совершенных преступлений на 2,1%1.

Одной из актуальных проблем для оперативных подразделений МВД России на транспорте

1 https://мвд.рф/reports/item/12167987/ (дата обращения: 01.10.2019).

является выявление и раскрытие убийств, замаскированных под безвестное исчезновение граждан. Этому вопросу уделяется большое внимание, повышаются требования к розыскной работе, усиливается контроль за ее ходом и конечными результатами [1].

Недостаточная результативность розыска без вести пропавших, раскрытия умышленных убийств обоснованно вызывает широкий общественный резонанс и отрицательные оценки населением деятельности органов внутренних дел на транспорте.

Успех борьбы с убийствами, связанными с безвестным исчезновением граждан, во многом зависит от эффективности и согласованности проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, причем и оперативно-розыскные мероприятия, и следственные действия должны осуществляться по заранее определенной тактической схеме, с использованием научно-технических средств, при строжайшем соблюдении законности.

Работа оперативных сотрудников МВД России на транспорте по раскрытию данных видов преступлений осложняется целым рядом негативных факторов, таких как дефицит времени, недостаток информации, высокая динамичность оперативной обстановки, а также отсутствие самого потерпевшего.

Безвестное исчезновение человека - это когда он по каким-либо причинам бесследно исчезает и больше никогда не появляется снова. Толковые словари разъясняют термины «безвестие», «безвестность» и «безвестное отсутствие» как «неимение вестей, сведений, известий» о конкретной личности, которая находится в безвестной отлучке, «пребывает в неизвестном месте» [2, с. 46].

В юриспруденции термин «пропавший без вести» определяет правовое положение гражданина, о местонахождении которого нет достоверной информации. Безвестное отсутствие такого лица - это «установленный судом факт длительного (по советскому и российскому праву не менее года) отсутствия лица и сведений о нем в месте его постоянного жительства» [3, с. 119].

По нашему мнению, безвестно пропавшим лицом будет являться лицо, которое пропало внезапно, без видимых причин и местонахождение которого для ближайшего окружения неизвестно.

В системе МВД России на транспорте розыск лиц, пропавших без вести, осуществляется подразделениями уголовного розыска. Эффективность действий по розыску указанных лиц на объектах транспорта зависит от ряда условий, а в частности:

• принятие неотложных мер по реагированию дежурных частей МВД России на транспорте и подразделений уголовного розыска о фактах безвестного исчезновения граждан;

• целенаправленное и комплексное осуществление первоначальных и последующих оперативно-розыскных мероприятий;

• взаимодействие как с подразделениями и службами транспортной полиции, так и с подразделениями территориальных органов внутренних дел;

• использование учетов органов внутренних дел на транспорте, а также учетов иных государственных и негосударственных учреждений;

• активная и планомерная работа по розыскным делам;

• комплексное использование в процессе розыска оперативных, процессуальных, криминалистических средств и методов;

• использование для установления без вести пропавших лиц помощи общественности, государственных органов и СМИ (печать, радио, телевидение).

Имеются различные причины исчезновения без вести пропавших граждан на объектах транспортной инфраструктуры, основными из которых являются:

1. Убийство - как на самих объектах транспортной инфраструктуры, так и на территории обслуживания территориальных органов внутренних дел.

2. Самоубийство.

3. Несчастный случай.

4. Госпитализация в различные медицинские учреждения.

5. Невозможность сообщить о себе сведения по состоянию здоровья, возрасту или иным

причинам (амнезия, потеря ориентира на местности и т.д.).

6. Нежелание сообщить о месте своего нахождения.

Данные причины не являются исчерпывающими и зависят от конкретной жизненной ситуации, в которую попал тот или иной гражданин.

Одной из основных причин снижения эффективности оперативно-служебной деятельности являются недостатки в организации и тактике оперативно-розыскной деятельности.

По статистическим данным, подразделениями МВД России на транспорте в 2018 г. объявлено в розыск 51 лицо, а всего находилось в розыске как без вести пропавшие 297 человек. Также необходимо отметить, что за рассматриваемый отчетный период было возбуждено 26 уголовных дел по ст. 105 УК РФ в отношении без вести пропавших граждан (УТ МВД России по ЦФО - 1, УТ МВД России по ЮФО - 6, УТ МВД России по СКФО - 6, УТ МВД России по ПФО - 10, УТ МВД России по СФО - 2, УТ МВД России по ДФО - 1, в остальных федеральных округах преступлений данного вида зарегистрировано не было).

Проведенный анализ показывает, что в основном разыскиваемыми лицами являются мужчины, а также среди данной категории пропавшими без вести числятся 3 женщины, 2 иностранных гражданина и 2 гражданина государств - участников СНГ.

Проведенным анализом было установлено, что в 2018 г. большинство уголовных дел были возбуждены по факту убийств, связанных с без вести пропавшими на объектах железнодорожного транспорта, незначительное количество - на объектах водного транспорта, а на объектах воздушного транспорта данные преступления носят единичный характер.

Статистические сведения позволяют сделать вывод о том, что из 95 преступлений рассматриваемого вида 18 были совершены на объектах водного транспорта, 7 - на объектах воздушного транспорта, остальные преступления были совершены на объектах железнодорожного транспорта.

На 1 января 2019 года сотрудниками оперативных подразделений МВД России на транспорте разыскивалось 17 лиц, находящихся в розыске и скрывающихся от следствия и суда за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 105, 106, 107 УК РФ.

Рассмотренные статистические данные и аналитические материалы дают основание предполагать, что без вести пропавшие граждане стали объектом преступления не на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, а, скорее всего, на территории обслуживания территори-

альных органов внутренних дел после того, как покинули транспортное средство. Совершенно другая ситуация по лицам, без вести пропавшим, последним местом пребывания которых являлись объекты водного транспорта.

Причинами исчезновения без вести пропавших на данных объектах являются:

1. Разыскиваемые лица стали жертвами преступления, совершенного членами команды либо пассажирами судна (корабля и т.д.).

2. Разыскиваемые лица стали жертвами несчастного случая (например, выпали за борт).

3. Разыскиваемые лица покончили жизнь самоубийством.

Рассмотренные выше данные подтверждают актуальность проблемы и вызывают серьезную озабоченность общества. Поиск без вести пропавших регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках.

Однако с учетом неочевидности обстоятельств исчезновения, недостатка информации об исчезнувшем и лицах, причастных к исчезновению, в условиях обнаружения трупов пропавших с выраженными гнилостными изменениями, затрудняющими их опознание и установление причины смерти, у правоприменителей по-прежнему возникают трудности как на этапе проверки поступившего сообщения, так и на стадии предварительного расследования2.

Безусловно, в последние годы в подразделениях МВД России на транспорте проводится большая работа по совершенствованию взаимодействия, направленного на раскрытия преступлений, связанных с исчезновением людей.

Одним из примеров совершенствования этой деятельности является совместный приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утвердивший Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц3.

Повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан, требует научно обоснованных, хорошо выверенных законода-

2 https://docplayer.ru (дата обращения: 01.10.2019).

3 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации от 16 января 2015 г. № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц». Зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2015 г. // Российская газета. 2015. № 6636 (65).

тельных мер. В настоящее время в следственных подразделениях Следственного комитета выработаны алгоритмы по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ и расследованию уголовных дел, возбуждаемых по сообщениям об исчезновении людей.

Подводя итог вышеизложенному, можно выделить следующие проблемы в данной сфере:

1. Подразделения МВД России на транспорте, на которые возложены функции осуществления розыска без вести пропавших лиц, работают неэффективно вследствие как субъективных, так и объективных причин (низкий уровень профессиональной подготовки и недостаток опыта практической работы).

2. Совмещение в деятельности оперативных сотрудников розыскной линии работы с другими линиями работы (например, по борьбе с незаконным оборотом оружия).

3. Основным негативным фактором, влияющим на раскрытие преступления, сбор и фиксацию доказательств, является неустановленное местонахождение потерпевшего либо его трупа, а также длительный период времени, прошедший с момента исчезновения лица и до принятия следователем решения о возбуждении уголовного дела.

Полагаем, что было бы правильным внести изменения в УПК РФ, а именно в статью 140, путем включения в нее самостоятельного основания для возбуждения уголовного дела - безвестное исчезновение лица, без ссылок на конкретную статью Уголовного кодекса.

4. Проблемой, тесно связанной с розыском безвестно пропавших лиц, является идентификация личности как живых лиц, так и неопознанных трупов. Решением этой проблемы может быть активное развитие и использование всеобъемлющих дактилоскопических и геномных учетных баз на основе обязательной дактилоскопической и геномной регистрации населения [4, с. 14].

Таким образом, необходимо отметить, что незамедлительное реагирование на сообщения о безвестном исчезновении людей, своевременное возбуждение по ним уголовных дел являются важнейшей процессуальной гарантией раскрытия преступления. Нельзя забывать и о моральной стороне данного подхода. Как отмечал выдающийся российский юрист XIX века А.Ф. Кони, главным в профессии должна быть справедливость и отношение к чужому горю как к горю собственному. Сегодня практическая значимость этих слов вполне очевидна. Оперативный сотрудник должен руководствоваться не только юридическими, но и нравственными законами, отдавая им предпочтение, отыскивая истину [5].

- Литература -

1. Парфенов А.В. Некоторые особенности построения и выработки версий по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан // Научный портал МВД России. 2012. № 2 (18). С. 50-56.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1: А-З. - Санкт-Петербург, 2002. С. 59.

3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров; редколл.: А.А.Гусев и др.-изд.4-е. - Москва: Сов. энциклопедия, 1987. С. 119.

4. Авдашкевич Л.А., Лепехин Д.И. Некоторые вопросы организации розыска без вести пропавших / Уголовная политика Российской Федерации на современном этапе и роль органов внутренних дел в ее реализации: сборник научных статей. -Москва: Акад. управ. МВД России, 2012. С. 324-326.

5. Бастрыкин А.И. Совершенствование деятельности следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации на этапе проверки сообщений о безвестном исчезновении малолетних // Вестник Российской правовой академии. 2015. № 2. С. 3-6.

6. Антипов В.П. Планирование расследования нераскрытых преступлений. - Москва: Юрлитинформ, 2011. С. 213-215.

7. Багмет А.М. Противодействие преступлениям, связанным с безвестным исчезновением граждан: проблемы и их решение / Противодействие преступлениям, связанным с безвестным исчезновением граждан, и методика их расследования: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 20 марта 2015 года). - Москва: Академия Следственного комитета Российской Федерации. 2015. С. 13-14.

8. Варшавец Д.Б. Соотношение розыскных мероприятий и мероприятий по раскрытию убийств, замаскированных под безвестное исчезновение граждан // Оперативник (сыщик). 2009. № 1 (14). С. 20-22.

9. Игуменов А.С. О некоторых вопросах информационно-аналитического обеспечения розыска без вести пропавших и установления личности неопознанных трупов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1. С. 67-70.

10. Тамбовцев А.И. Проблемы ведомственного регулирования розыска лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах / Актуальные проблемы раскрытия и расследования преступлений: межвузовский сборник научных трудов. -Омск: Омская академия МВД России. 2012. № 3. С. 3-5.

= References =

1. Parfenov A.V. Nekotorye osobennosti postroeniya i vyrabotki versij po raskrytiyu ubijstv, svyazannyh s bezvestnym ischeznoveniem grazhdan // Nauchnyj portal MVD Rossii. 2012. № 2 (18). S. 50-56.

2. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 tt. T. 1: A-Z. - Sankt-Peterburg, 2002. S. 59.

3. Sovetskij enciklopedicheskij slovar' / gl. red. A.M. Prohorov; redkoll.: A.A.Gusev i dr. - izd.4-e. - Moskva: Sov. enciklopediya, 1987. S. 119.

4. Avdashkevich L.A., Lepekhin D.I. Nekotorye voprosy organizacii rozyska bez vesti propavshih / Ugolovnaya politika Rossijskoj Federacii na sovremennom etape i rol' organov vnutrennih del v ee realizacii: sbornik nauchnyh statej. - Moskva: Akad. uprav. MVD Rossii, 2012. S. 324-326.

5. Bastrykin A.I. Sovershenstvovanie deyatel'nosti sledstvennyh podrazdelenij Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii na etape proverki soobshchenij o bezvestnom ischeznovenii maloletnih // Vestnik Rossijskoj pravovoj akademii. 2015. № 2. S. 3-6.

6. Antipov V.P. Planirovanie rassledovaniya neraskrytyh prestuplenij. - Moskva: YUrlitinform, 2011. S. 213-215.

7. Bagmet A.M. Protivodejstvie prestupleniyam, svyazannym s bezvestnym ischeznoveniem grazhdan: problemy i ih reshenie / Protivodejstvie prestupleniyam, svyazannym s bezvestnym ischeznoveniem grazhdan, i metodika ih rassledovaniya: materialy

Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva, 20 marta 2015 goda). - Moskva: Akademiya Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii. 2015. S. 13-14.

8. Varshavec D.B. Sootnoshenie rozysknyh meropriyatij i meropriyatij po raskrytiyu ubijstv, zamaskirovannyh pod bezvestnoe ischeznovenie grazhdan // Operativnik (syshchik). 2009. № 1 (14). S. 20-22.

9. Igumenov A.S. O nekotoryh voprosah informacionno-analiticheskogo obespecheniya rozyska bez vesti propavshih i ustanovleniya lichnosti neopoznannyh trupov // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 1. S. 67-70.

10. TambovcevA.I. Problemy vedomstvennogo regulirovaniya rozyska lic, propavshih bez vesti pri kriminal'nyh obstoyatel'stvah / Aktual'nye problemy raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. - Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii. 2012. № 3. S. 3-5.

(статья сдана в редакцию 27.01.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.