Grado) состоит из 4 лет обучения, в конце после защиты дипломной работы выпускнику выдается диплом инженера-техника (ingeniero tecnico). Вторая ступень занимает два года - это магистратура (Estudios oficiales de Master). После защиты дипломной работы выдается диплом инженера. Студенты стараются пройти обе ступени, чтобы получить полноценное шестилетнее инженерное образование и иметь перспективы хорошей работы.
Хотелось бы также отметить интересный испанский опыт бережного и уважительного отношения к профессорско-преподавательскому составу. В России, конечно, тоже имеется практика поощрений в виде премий, грамот, званий «ветеран университета» лучших университетских преподавателей, проработавших в вузе не одно десятилетие. В Мадриде же таким преподавателям по ходатайству Высшей технической школы Ученый совет университета присуждает звание «заслуженный профессор», и когда они уходят на пенсию, связь с вузом не обрывается, как в России. Это позволяет заслуженному профессору проработать еще три года, выполняя научно-методическую работу, не связанную напрямую с учебным процессом. Контракт составляется на год и продлевается еще два раза. По этому контракту заслуженный профессор получает примерно треть своей последней заработной платы, сохраняя полностью свою пенсию. За ним остается его рабочий кабинет, мебель, компьютер и бесплатный доступ в Интернет. После трех лет он может продолжить эту работу, но уже вне штата. Неплохо бы и российской стороне перенять этот положительный опыт испанских коллег, что добавит уважения к профессии преподавателя вуза и сослужит хорошую службу делу преемственности поколений.
Tendencies of high engineer education development
Carlos Vega Vicente, PhD, prof., Madrid Polytechnic University
Nina Valentinovna Dobatkina, PhD, prof., Moscow Technical University of Communications and Informatics
The report is dedicated to comparative analysis of European and Russian high engineer education development. Experience of The High Telecommunications Engineer School of the Madrid Polytechnic University and the Moscow Technical University of Communications and Informatics is used as an example.
Keywords: High Education System, Tendency of High School development, Engineer education, bachelor, master, faculty.
УДК 37.06
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Юлия Анатольевна Иванова, магистр, e-mail: Y.Ivanova@fcpf.ru, Финансовый университет при правительстве РФ, http://www.fa.ru
В статье описывается ключевые аспекты новых возможностей привлечения частных инвесторов в сферу физической культуры и спорта.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; муниципально-частное партнерство; спорт.
DOI: 10.21777/2500-2112-2017-2-14-17
Актуальность
При решении задач социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетных направлений является воспитание здорового молодого поколе-
ния посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Мировая практика реализации проектов в данной отрасли показывает, что возможно привлечение частного капитала для реализации инфраструктурных проектов. Возросшая заинтересованность бизнес-сообщества к подобным проектам с низкими рисками и гарантированным денежным потоком в долгосрочной перспективе позволяет более активно формировать проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в данной отрасли.
Государственно-частное партнерство в сфере физической культуры и спорта
Проводя анализ проектов ГЧП, находящихся на различных стадиях реализации, в сфере физической культуры и спорта, в разрезе видов спорта, стоит отметить, что
наиболее востребованными в настоящее время являются проекты по различным видам спорта на льду, водным видам спорта, футболу и другим игровым видам спорта.
Данные свидетельствуют о незначительной доле проектов физической культуры и спорта в общей массе проектов, при том что социальная значимость объектов физической культуры и спорта имеет одно из преимущественных значений в сфере объектов социальной инфраструктуры. Среди факторов, препятствующих активному привлечению частных партнеров для реализации проектов данной сферы, можно отметить следующие:
• на законодательном уровне не урегулирован порядок определения уровня будущих денежных потоков, позволяющих частному партнеру обеспечить окупаемость вложенных инвестиций и получение нормы доходности;
• отсутствие единых стандартов в части строительства объектов спортивной инфраструктуры, в результате чего стоимость строительства одного квадратного метра существенно отличается в зависимости от региона;
• отсутствие типовых проектов, представленных к тиражированию, что препятствует прогнозированию со стороны частного партнера в отношении своих затрат и доходности;
• отсутствие систематизации проработанных мер государственной поддержки, применяемых для проектов ГЧП в разных регионах;
• недоверие потенциального инвестора к «модному» инструменту ГЧП, а также высокие банковские риски проекта ГЧП, структурированного на условиях проектного финансирования.
В то же время за счет развития ГЧП в спортивной отрасли национальная экономика получает несколько полезных эффектов, таких как:
• снижение государственного финансирования разнообразных физкультурно-спортивных программ федерального и местного уровня;
• развитие социально значимой сферы предпринимательской деятельности, за счет которой население становится более здоровым, создаются новые рабочие места;
• увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет развития спортивной отрасли.
Принимая во внимание наличие указанных выше полезных эффектов от реализации проектов ГЧП в сфере физкультуры и спорта, основной проблемой на текущий момент остается нехватка бюджетного финансирования строительства новых спортивных стадионов, площадок, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также реконструкция и модернизация существующих. В такой ситуации государству необходимо дать органам местного самоуправления четкие полномочия и предоставить возможность действовать самостоятельно при решении вопросов, связанных с заключением соглашений на условиях ГЧП. Несмотря на указанные выше проблемы и несовершенство законодательства, данный альянс позволяет решить поставленные задачи перед государством в социальной сфере по выполнению общественно-значимых услуг, а для частного сектора находить новые сферы вложения инвестиций, а также создавать новые рабочие места.
Структурирование проектов государственно-частного партнерства в сфере физкультуры и спорта на примере создания водноспортивных оздоровительных комплексов
Рассмотрим структурирование проектов государственно-частного партнерства в сфере физкультуры и спорта на примере конкретного инвестиционного проекта «Строительство водноспортивных оздоровительных комплексов», реализуемого в Ростовской области на условиях государственно-частного партнерства (далее - Проект), который направлен на создание спортивной инфраструктуры путем осуществления мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов водноспортивных оздоровительных комплексов (ВСОК).
В рамках выбора организационно-правовой модели реализации Проекта, учитывая отечественную практику формирования проектов ГЧП, были рассмотрены следующие формы (юридические модели) ГЧП: BOLT («обратная аренда»), Концессионное соглашение с прямым сбором платы с пользователей («direct toll concession»), Концессионное соглашение с платой концедента («availability payment concession»), Концессионное соглашение с платой концедента и сбором платы с пользователей.
При расчете основных показателей финансовой эффективности Проекта получены следующие значения бюджетных параметров при реализации Проекта (налоги в региональный бюджет, связанные с реализацией Проекта), отраженные в табл. 1.
Таблица 1
Поступления в региональный бюджет
Концессионное Концессионное Концессионное
Бюджет BOLT («обратная аренда») соглашение с прямым сбором платы с пользо-вателй («direct соглашение с платой концедента («availability payment соглашение с платой концедента и сбором платы с пользо-
toll concession») concession») вателей
Поступления в бюджеты всех уровней, тыс. руб. 3 396 754 4 220 137 4 095 065 4 220 137
НДС Частного партнера, тыс. руб. 1 789 623 2 117 032 2 034 233 2 117 032
Налог на прибыль, тыс. руб. 915 275 961 752 919 479 961 752
Налог на имущество, тыс. руб. 677 875 677 875 677 875 677 875
Страховые выплаты, тыс. руб. 9 754 323 356 323 356 323 356
Подоходный налог, тыс. руб. 4 227 140 121 140 121 140 121
Поступления в региональный бюджет, тыс. руб. 1 505 215 1 662 555 1 624 509 1 662 555
Налог на прибыль, тыс. руб. 823 747 865 577 827 531 865 577
Налог на имущество, тыс. руб. 677 875 677 875 677 875 677 875
Подоходный налог, тыс. руб. 3 593 119 103 119 103 119 103
Таким образом, в результате проведенных экономических исследований определены следующие модели реализации Проекта, отвечающие требованиям максимальной бюджетной эффективности и инвестиционной привлекательности Проекта: Концессионное соглашение с прямым сбором платы с пользователей («direct toll concession»); Концессионное соглашение с платой концедента («availability payment concession»); Концессионное соглашение с платой концедента и сбором платы с пользователей.
Наиболее предпочтительной схемой в рамках реализации Проекта является Концессионное соглашение с платой концедента и сбором платы с пользователей, что подтверждается относительно невысоким уровнем совокупной бюджетной нагрузки и высокими показателями инвестиционной привлекательности Проекта. Важно учитывать, что полученные показатели возможны при наличии дополнительной инфраструктуры, способной генерировать коммерческий доход, и организации эффективного предоставления услуг населению посредством привлечения частного оператора на стадии эксплуатации объектов ВСОК.
Литература
1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: ФЗ № 224.
2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р.
3. Соловьев А. А. Актуальные проблемы систематизации законодательства о спорте в России и за рубежом // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 4. С. 26-29.
4. Алексеев С. В. Зарубежный опыт организации и регулирования профессиональной спортивной деятельности // Спортивное право России. Учебник. 3-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2014.
5. Агеев В. Способы финансирования профессионального спорта. Зарубежная практика // GR Sport: информ.-аналит. журнал. 2015. № 03 (10). С. 3-9.
Realization of projects in the field of physical culture and sports with application of mechanisms of state-private partnership
Julia Anatol'evna Ivanova, student Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation»,
This article describes the key aspects of the new opportunities to attract private investors in the field of physical culture and sports.
Keywords: public-private partnerships, municipal-private partnerships, sports.
УДК 004.77
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Юрий Львович Ижванов, канд. техн. наук, первый заместитель директора по научной работе, e-mail: izh.yury@bk.ru, ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика», http://www.informika.ru
Целью данной обзорной статьи является анализ современного состояния и изменений, происходящих в национальных компьютерных научно-образовательных сетях (National Research and Educational Networks - NREN), а также определение тенденций их развития.
Ключевые слова: компьютерные сети; научно-образовательные сети; опорная инфраструктура; инфраструктура доступа; сетевые сервисы.
DOI: 10.21777/2500-2112-2017-2-17-27
Феномен научно-образовательных сетей возник еще до появления сети Интернет, и первые вузовские сети строились на иных, нежели TCP/IP, протоколах. Тем не менее компьютерные научно-образовательные сети именно как значимое явление в масштабах государства появились с возникновением и развитием стека протоколов TCP/IP. Собственно, само рождение Интернета явилось, как известно, результатом проекта Агентства передовых научных исследований (ARPA) США, участниками которого были несколько университетов и исследовательских центров (а именно Калифорнийский технологический университет, Университет Юты, Калифорнийский университет Санта-Барбары, Стэндфордский исследовательский центр). История возникновения и развития Интернета хорошо описана во множестве монографий, учебников, а также в научно-популярной литературе. Здесь читателя можно переадресовать в частности к [1-3] и другим источникам. Собственно, именно в рамках научно-образовательных сетей какое-то время и развивался Интернет, пока на него не обратили внимания коммерческие