Научная статья на тему 'Реализация моделей государственно-частного партнерства в ведомственных спортивных организациях'

Реализация моделей государственно-частного партнерства в ведомственных спортивных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СПОРТЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / DEPARTMENTAL SPORTS ORGANIZATIONS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN SPORTS / THE EFFECTIVENESS OF SPORTS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косогорцев Владимир Игоревич, Моисеева Ольга Александровна

В статье проводится исследование моделей реализации государственно-частного партнерства для повышения эффективности деятельности ведомственных спортивных организаций. Обосновывается идея, что на современном этапе развития экономики ведомственные спортивные организации должны стремиться не только повысить коммерческую эффективность, но и сохранить социальную направленность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косогорцев Владимир Игоревич, Моисеева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP MODELS IN DEPARTMENTAL SPORTS ORGANIZATIONS

The article conducts a study of models of the implementation of public-private partnerships to increase the effectiveness of departmental sports organizations. The idea is substantiated that at the present stage of economic development departmental sports organizations should strive not only to increase commercial efficiency, but also to preserve the social orientation of activity.

Текст научной работы на тему «Реализация моделей государственно-частного партнерства в ведомственных спортивных организациях»

Косогорцев В.И., Моисеева О.А.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ВЕДОМСТВЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье проводится исследование моделей реализации государственно-частного партнерства для повышения эффективности деятельности ведомственных спортивных организаций. Обосновывается идея, что на современном этапе развития экономики ведомственные спортивные организации должны стремиться не только повысить коммерческую эффективность, но и сохранить социальную направленность деятельности.

Ключевые слова. Ведомственные спортивные организации, государственно-частное партнерство в спорте, эффективность спортивных организаций.

Kosogortsev V.I., Moiseeva O.A.

IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP MODELS IN DEPARTMENTAL SPORTS ORGANIZATIONS

Abstract. The article conducts a study of models of the implementation of public-private partnerships to increase the effectiveness of departmental sports organizations. The idea is substantiated that at the present stage of economic development departmental sports organizations should strive not only to increase commercial efficiency, but also to preserve the social orientation of activity.

Keywords. Departmental sports organizations, public-private partnership in sports, the effectiveness of sports organizations.

К настоящему времени строительство объектов общественной инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) получило широкое распространение во всем мире. В России ГЧП стало развиваться сравнительно недавно, однако уже сейчас существуют примеры эффективного использования прогрессивного опыта в сфере физической культуры и спорта. После принятия Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», механизм публично-частного партнёрства получил возможность перейти из теоретической плоскости в сферу практического внедрения.

Проводя анализ возможностей применения механизма ГЧП для финансирования ведомственных спортивных организаций, необходимо исходить из условий проекта, инвестиционной модели и участников соглашения. За рубежом наблюдается тенденция к расширению практики осуществления партнерства в сфере физической культуры и спорта между государственными учреждениями и частными инвесторами, однако необходимо принимать во внимание, что простое заимствование популярных моделей ГЧП без учета специфики отечественной практики может привести к негативным последствиям.

ГРНТИ 06.71.55

© Косогорцев В.И., Моисеева О.А., 2018

Владимир Игоревич Косогорцев - старший преподаватель кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Ольга Александровна Моисеева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Косогорцев В.И.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-42-83. E-mail: fculture@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 12.11.2018.

Под ведомственными спортивными организациями в рамках настоящего исследования авторы понимают бюджетные спортивные организации, которые подчиняются вышестоящим организациям (ведомствам), посредством которых осуществляется координация взаимодействий между учреждениями одной отрасли, регулирование, контроль и координацию их деятельности. К подобным организациям необходимо можно спортивные организации, созданные на базе ВУЗов.

При разработке механизма финансирования с использованием ГЧП, в первую очередь, необходимо рассмотреть концессионное соглашение как базовую модель для реализации проекта [2]. В соответствии с данной основной моделью, частный инвестор или концессионер за свой счет строит или реконструирует спортивное сооружение и осуществляет предпринимательскую деятельность, которая связана с его эксплуатацией, получая права пользования и владения. При этом право собственности на спортивное сооружение сохраняется за государством (концедентом). Государство имеет право принять на себя часть расходов по созданию и / или эксплуатации объекта соглашения и предоставляет частному инвестору государственные и муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Данная модель может быть использована в ведомственных спортивных организациях с использованием ГЧП для минимизации рисков, которые связаны с особенностями финансирования сферы физической культуры и спорта. Законодательством предусматривается, что отдельные права государства могут быть осуществлены юридическими лицами, которые уполномочены нормативно-правовыми актами соответствующих концендентов, что дает возможность ввести в структуру концессионной сделки на стороне концедента государственные учреждения.

Одной из перспективных моделей ГКЧ, которая может применяться в РФ, является осуществление частными инвесторами работ по реконструкции ведомственных спортивных организаций, а также передача прав по эксплуатации и обслуживанию инфраструктуры ведомственных спортивных организаций в течение срока, который окупает финансовые вложения инвесторов. В данном случае спортивная организация при отсутствии необходимых ресурсов для самостоятельной реконструкции не осуществляет инвестиций.

Также в российской практике можно использовать модель, при которой государство осуществляет строительство ведомственной спортивной организации за свой счет, а впоследствии передает ее частному партнеру в доверительное управление с правом выкупа. Данную модель целесообразно использовать, если у государства нет инвестора на начальном этапе реализации проекта, при этом существует оперативная необходимость в строительстве или реконструкции ведомственной спортивной организации, а у государства нет возможности обеспечить эксплуатацию спортивной организации и оказывать услуги населению без привлечения частного партнера.

Кроме того, большим потенциалом обладает модель, когда строительство ведомственной спортивной организации реализуется частным партнером по заданию государства, а по окончанию процесса строительства и ввода в эксплуатацию инфраструктура передается партнеру, получающему право на управление и оказание услуг. В данном случае планируемая прибыль должна покрыть затраты и обеспечить необходимый уровень рентабельности инвестиций с учетом имеющихся рисков.

Необходимо отметить, что совершенствование деятельности вузовских спортивных организаций должно быть увязано с повышением уровня социальной защиты студентов в части возможности потребления таких социально важных благ, как услуги спортивных организаций. Поэтому в данном исследовании мы придаем важное значение повышению качества услуг, которые предоставляются студентам ВУЗов, посредством проведения анализа потребительского поведения студентов. Проведя анализ предполагаемых моделей использования ГЧП, можно перейти к рассмотрению их применения на примере НП «Спортивный клуб «Грифон».

Необходимо отметить, что при условии постоянного развития спортивно-оздоровительной сферы, неудовлетворенный спрос сохраняется в сегменте экономического класса. Именно эта ниша может быть использована НП «Спортивный клуб «Грифон» при разработке механизма финансирования с использованием ГЧП. В данном случае можно использовать две схемы:

1. НП «Спортивный клуб «Грифон» может быть передан в эксплуатацию частном партнеру. В данном случае частный партнер получает доходы и от социальных посещений (бюджетное финансирование занятий физической культурой и спортом), и от коммерческих посещений. При

условии внедрения данной модели государство осуществляет только финансирование в размере нормативных затрат на оказание социальных услуг по физической культуре и спорту для студентов ВУЗа;

2. Инвестиции в проект осуществляет и государство, и частный партнер в различных долях. В этом случае частный инвестор может получить возврат своих инвестиций в форме концессионной платы. Однако данная форма не предусматривается, если производимые спортивно-оздоровительные услуги реализуются по регулируемым ценам (тарифам): в данном случае прибыль от оказания социальных спортивно-оздоровительных услуг будет отличаться от прибыли от платных услуг в силу разной стоимости для конечного потребителя.

С целью выбора механизма внедрения ГЧП в НП «Спортивный клуб «Грифон» необходимо провести анализ уровня рентабельности для выбора модели. План по единовременным инвестиционным расходам на реконструкцию НП «Спортивный клуб «Грифон» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Единовременные расходы по проекту

Статьи затрат Сумма, тыс. руб.

Дизайн, реконструкция помещения, ремонт 1 500

Затраты на закупку оборудования 2 400

Затраты на мебель 400

Создание и продвижение сайта 150

Затраты на рекламу 160

Итого инвестиции 4 610

Дальнейший расчет расходов производится на основании заключения соглашения с частным партнером сроком на 10 лет. Соответственно, в состав инвестиций включаются расходы по эксплуатации спортивной организации сроком на 10 лет. Структура ежемесячных расходов НП «Спортивный клуб «Грифон» представлена в таблице 2. А план по доходам НП «Спортивный клуб «Грифон» представлен в таблице 3.

Таблица 2

Структура ежемесячных расходов спортивной организации

Статьи затрат Сумма, тыс. руб.

Арендная плата ВУЗу 150

Заработная плата тренеров 200

Коммунальные расходы 115

Заработная плата сотрудников 100

Расходы на рекламу и продвижение сайта 50

Затраты на текущий ремонт и материально-техническое обеспечение 45

Прочие расходы 43

Итого расходов 703

Таблица 3

План по доходу НП «Спортивный клуб «Грифон» (тыс. руб. / месяц)

Статьи доходов Сумма

Доход от занимающихся студентов в рамках обязательных занятий физкультурой и спортом 2,25

Доход от студентов и сотрудников, посещающих дополнительные занятия 80,0

Доход от сторонних клиентов 830,0

Доход от организации спортивных мероприятий для ВУЗа не задано

Итого 830,25

Рассмотрим структуру дохода спортивного клуба более подробно. Доход от студентов, занимающихся в рамках обязательных занятий физической культурой. Данный вид занятий предусмотрен для студентов 1-2 курсов. Их количество в ВУЗе составляет около 1500 человек. За каждого студента ВУЗ вносит оплату за счет бюджетных средств и средств федеральных целевых программ. Объем финансирования на 1 человека составляет 150 рублей в месяц. Стоимость абонемента для сотрудников и студентов составляет 200 рублей за месяц. Предполагается, что дополнительно в клубе будут заниматься около 400 человек. Стоимость абонемента для сторонних клиентов составит 500 рублей в месяц. Предполагается, что в клуб будет привлечено 1500 постоянных клиентов, оплачивающих абонемент. Доход от организации спортивных мероприятий в рамках привлечения к занятиям спортом молодежи планируется получать за счет финансирования целевых программ. Однако предположить его размер на настоящем этапе достаточно сложно, поскольку для каждого мероприятия необходим расчет источников доходов и расходов.

Проанализировав данные по планируемым доходам и расходам НП «Спортивный клуб «Грифон», можно произвести расчет рентабельности для инвестора по двум вариантам:

1. Расчет рентабельности при условии передачи спортивной организации в эксплуатацию [5]:

Я = (Ргком + РГсоц) / I,

где Ргком, Ргсоц - прибыль от коммерческих и социальных посещений соответственно, I - размер инвестиций.

Расчет рентабельности производится на основании данных за период 10 лет: Я = (2,25 х 12 х 10 + 830 х 12 х 10) / 88 970 = 1,12 или 112%.

Таким образом, реализуя проект по данной модели, инвестор получает возможность получить доход в размере 10676,4 тыс. рублей за 10 лет.

2. Расчет рентабельности по модели, когда инвестиции осуществляет и частный инвестор, и государство [5]:

Я = (РГком - РГсоц - КП) / I - X,

где Ргком, Ргсоц - прибыль от коммерческих и социальных посещений соответственно, I - размер инвестиций, КП - концессионная плата, взимаемая концессионером, X - доля участия государственного партнера.

Концессионная плата в случае с НП «Спортивный клуб «Грифон» взиматься не будет, поскольку данные услуги студентам будут предоставляться по тарифам государства. Тогда:

Я = (830 х 12 х 10 - 2,25 х 12 х 10) / 88 970 - 88 970 х 20% = 1,4 или 140%.

В данном случае доля финансирования проекта со стороны ведомственной спортивной организации составит 20%. Следовательно, спортивная организация также примет участие и в распределении прибыли. Софинансирование расходов в данном случае составит 17 794 тыс. рублей. Уровень дохода по проекту за 10 лет при условии рассчитанной рентабельности составляет 35 588 тыс. рублей. Тогда ведомственная спортивная организация за рассматриваемый период получает доход в размере 7117,6 тыс. рублей, а инвестор - в размере 28470,4 тыс. рублей.

Безусловно, второй вариант является более приемлемым для инвестора, однако в данном случае НП «Спортивный клуб «Грифон», по итогам деятельности, понесет убытки в размере 10676,4 тыс. рублей или будет вынужден привлечь финансирование из других источников.

Инструментом софинансирования реализации проекта по данной модели ГЧП могут стать федеральные и региональные целевые программы, в частности, федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в России до 2020 года». Цель данной программы заключается в содействии укреплению здоровья посредством развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта. Данная программа финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

С точки зрения авторов исследования, более целесообразным является первый рассмотренный вариант, при котором НП «Спортивный клуб «Грифон» передается в управление частному инвестору, при этом право собственности сохраняется за ВУЗом. Социально-экономический эффект от реализации проекта планируется достигнуть за счет следующих показателей:

1) ежегодно в спортивный клуб планируется привлекать на спортивные мероприятия около 5000 студентов и молодых людей, что даст возможность способствовать достижению целей Федеральной целевой программы по росту числа занимающихся спортом;

2) дополнительные спортивные занятия дают возможность повысить качество жизни студентов и будут способствовать формированию человеческого капитала;

3) создание новых рабочих мест;

4) увеличение налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга.

На основании соглашения о ГЧП с частным инвестором предполагаются следующие источники финансирования деятельности НП «Спортивный клуб «Грифон»:

1. Бюджетные средства. Они выделяются ведомственной спортивной организации на основе законодательства, согласно которому ВУЗ получает средства на физкультурную, оздоровительную и культурно-массовую работу со студентами в размере двух стипендиальных фондов.

2. Доходы от коммерческой деятельности. К этим доходам в рамках ведомственной спортивной организации относится продажа абонементов на дополнительные занятия для студентов и сотрудников вуза, а также для сторонних клиентов, оказание дополнительных услуг, проведение массовых мероприятия.

Таким образом, механизм финансирования ведомственной спортивной организации с использованием ГЧП позволяет преодолеть ограниченные финансовые возможности государственного образовательного учреждения при реализации проектов в сфере физической культуры и спорта. Кроме того, это дает возможность использовать управленческие опыт и навыки частного инвестора с целью повышения эффективности деятельности ведомственной спортивной организации и улучшения качества предоставляемых услуг.

В результате применения механизма ГЧП появляется возможность перенести часть рисков с ведомственной спортивной организации на частного инвестора и наладить тщательный контроль за использованием бюджетных средств. В свою очередь, для частных инвесторов возможность участия в ГЧП-проекте и оценка экономической обоснованности финансирования ведомственной спортивной организации дает возможность осуществить долгосрочные финансовые вложения и получать предсказуемую доходность на протяжении длительного периода времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р.

2. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. М.: ООО «МИЦ», 2010. 117 с.

3. РучинA.B. Социальный проект институциализации российского предпринимательства: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Саратов, 2009. 19 с.

4. Хорева Л.В. Сфера социальных услуг: формирование и направления регулирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

5. Щепалина А.Н. Рентабельность ГЧП-проектов в сфере физкультуры и спорта // Экономика, управление и социальная политика. - 2015. № 6. С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.