Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018, № 3 (51), с. 107-111
107
УДК 316.4.062
МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© 2018 г. А.А. Болозин
Болозин Андрей Александрович, соискатель Южного федерального университета, Ростов-на-Дону
andrew-bolozin@mail. т
Статья поступила в редакцию 19.02.2018 Статья принята к публикации 18.07.2018
Рассматриваются мероприятия по развитию массового спорта на территории Российской Федерации. Целью работы является рассмотрение механизма повышения доступности массового спорта для молодежи в современной России. Изучены материалы социологических исследований по тематике статьи, проведен анализ сайтов. Научная новизна заключается в том, что государственно-частное партнерство с привлечением некоммерческих спортивных организаций рассматривается как механизм развития массового спорта - создания бесплатной спортивно-массовой инфраструктуры в шаговой доступности (спортивные площадки во дворах, некоммерческие спортивные клубы по месту жительства). Делается вывод о перспективности данного механизма в формировании ресурсного потенциала развития массового спорта и повышении его доступности для молодежи в современной России.
Ключевые слова: массовый спорт, «дворовый спорт», ГТО, молодежь, доступная «спортивная среда», некоммерческие организации, государственно-частное партнерство.
Введение
Молодежь является важным звеном в формировании и воспроизводстве общества, становление и развитие ее происходит в рамках базовых социальных институтов, среди которых особое место принадлежит институту физической культуры и спорта. Спорт в современном обществе развивается по двум направлениям: спорт высших достижений и общедоступный спорт (массовый). Именно массовый спорт, выступая в качестве общедоступной формы спортивной деятельности, играет роль агента социализации, при этом в процессе массовой спортивной деятельности происходит развитие не только физических способностей, но и социальных качеств молодых людей.
В сложившейся ситуации социально-экономических и политических реформ в современной России существенным направлением социальной политики государства является развитие массового спорта, а приоритетными задачами становятся: продвижение в обществе ценностей физического и духовного здоровья нации; формирование здорового образа жизни; вовлечение в занятия массовым спортом большего числа молодых людей.
Однако недостаточное развитие материально-технической базы, предназначенной для нужд именно массового спорта, расширение доли платных услуг в сегменте массового спорта, слабый профессиональный уровень тренерских кадров, осуществляющих физкультурно-
спортивную деятельность, не позволяют обеспечить необходимый уровень вовлеченности молодежи в регулярные занятия массовым спортом и отражаются на общем качестве тренировочного процесса [1].
Мероприятия по развитию массового спорта на территории Российской Федерации
В соответствии с государственными программными документами, включающими Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [2] и государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [3], доля населения России, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть к 2020 г. 40%, а среди молодежи - 80%.
В этой связи в качестве основных стратегических ориентиров в развитии ФКиС в РФ определены следующие:
- увеличение доли граждан Российской Федерации, регулярно применяющих средства физической культуры и спорта, в общей численности населения до 40% в 2020 г.;
повышение количества граждан, которые занимаются в специализированных спортивных организациях, в общей численности данной возрастной категории до 50%;
- доведение объема недельной двигательной активности населения до 6-12 часов при не менее чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан;
— расширение существующей сети спортивной инфраструктуры и повышение уровня ее доступности для населения страны, исходя из единовременной пропускной способности, до 48%.
Особое значение сегодня приобретает массовый спорт, который выступает в качестве основного резерва для спорта высших достижений, но главное - является одним из основных факторов формирования здоровья и жизненных сил молодежи. Поэтому важно на сегодня обеспечить максимальный доступ молодого населения к массовому спорту как к необходимому элементу развития и сохранения жизни.
Повышению доступности массового спорта для молодежи будет способствовать еще большее развитие материально-технической базы, предназначенной для массового спорта.
Результатом исполнения мероприятий ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» стало создание новой спортивно-массовой инфраструктуры. Так, например, значительно выросло количество спортивных объектов, в частности физкультурно-оздоровительных комплексов для нужд массового спорта в ряде регионов России (например, на территории Нижегородской области).
При этом существенно важно отметить тот факт, что высокий уровень дифференциации в развитии массового спорта в различных регионах Российской Федерации влияет на общую картину состояния спортивно-массового сектора [4].
По словам президента РФ Владимира Владимировича Путина, «государственное финансирование должно идти на развитие физической культуры и массового спорта, а не на профессиональный спорт» [5]. По его убеждению, финансирование физической культуры и массового спорта необходимо увеличивать за счет снижения затрат регионов и компаний с государственным участием на профессиональный спорт [5].
Тем не менее, чтобы отрасль массового спорта развивалась, становилась еще более доступной для молодых людей, необходимы новые проекты, разработка инновационных концепций. Одной из значимых инициатив в этой сфере является возрождение комплекса ГТО [6].
В целом, как свидетельствуют данные социологических исследований последних лет, население благоприятно воспринимает инициативу возрождения комплекса «Готов к труду и обороне». Следует отметить, что, по данным ФОМ1, 11% опрошенных россиян уверены, что комплекс ГТО поможет создать доступную среду для занятий физической культурой и спортом [7].
Государственно-частное партнерство
как механизм повышения доступности массового спорта для российской молодежи
Запуск программы ГТО актуализирует вопрос о площадках для занятий массовым спортом, создании доступной «спортивной среды». Необходима сеть некоммерческой физкультур-но-спортивной инфраструктуры: клубов по местам жительства, работы или службы, то есть в шаговой доступности. Следует создать спортивные сооружения, современные, удобные для занятий массовым спортом, в том числе на открытом воздухе. Формирование инфраструктуры для «дворового» спорта во многом обеспечит максимальный охват молодежи массовым спортивным движением. Дворовый спорт представляет собой социально-спортивное, массовое явление. Для развития массового спорта, увеличения количества молодежи, ведущей здоровый образ жизни и участвующей в спортивно-массовой деятельности, «дворовый» спорт имеет огромное значение. Важность данного проекта была подчеркнута президентом РФ В.В. Путиным, который отметил, что дворовый спорт выполняет не только физкультурно-спортив-ные задачи, но и, что не менее важно, способствует консолидации молодежи по месту жительства, укреплению национальных традиций [8].
В настоящее время физкультурно-спортив-ные организации, функционирующие на территории Российской Федерации, могут осуществлять свою деятельность как на коммерческой, так и некоммерческой основе. Коммерческие организации предоставляют физкультурно-спортивные услуги, но осуществляются данные услуги на коммерческой (платной) основе, и поэтому они зачастую становятся недоступными широким слоям населения.
Некоммерческие организации (НКО) совмещают коммерческие методы ведения деятельности с развитием социально значимых направлений физкультурно-спортивной деятельности. Некоммерческие организации в сфере физической культуры и спорта действуют в разных формах: общественные союзы и ассоциации, фонды, клубы или организации специального профессионального образования и т.п. [9].
Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, является необходимым условием соз-
дания новой национальной системы физкуль-турно-спортивного воспитания населения [2].
В современных условиях из-за нехватки бюджетных средств бизнес может не только помогать государству и муниципалитетам в создании материальной базы для развития физической культуры и спорта, но и проявлять частную инициативу, расширять перспективы предпринимательской деятельности.
Развитие социально значимых услуг, с одной стороны, является приоритетной задачей государства, направленной на повышение жизненного уровня населения, с другой стороны, может быть экономически выгодно для бизнес-партнеров [9].
Этому способствует использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Практика его применения показывает, что инициатива и финансирование, как правило, исходят от частного партнера. Вопросы применения государственно-частного партнерства, как одного из механизмов развития социальной инфраструктуры, в том числе в создании современной материальной базы для привлечения населения к массовому спорту, довольно часто рассматриваются в современной России. Необходимо отметить, что указанное направление характеризуется следующими особенностями:
с одной стороны, существуют высокие экономические и политические риски для бизнеса, недостаточно проработаны механизмы возвратности инвестиций и привлечения частного сектора к ГЧП, развитие рынка проектов ГЧП ограничено возможностями и компетенциями администраций;
с другой стороны, государство или муниципалитет берет на себя риски, обусловленные недобросовестностью исполнения обязательств частным партнером. Высокая степень представленного риска обусловлена тем, что на практике частный партнер за счет собственных средств обеспечивает лишь до 30% от общего объема финансирования, остальные 70% представлены заемными средствами, которые требуют государственных гарантий [9].
Привлечения бизнеса в формирование спортивной инфраструктуры можно добиться с помощью некоммерческих организаций, которые зарекомендовали себя как социально ориентированные организации. Законодательной базой в использовании потенциала таких организаций может служить Федеральный закон № 275-ФЗ от 30.12.2006 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». На практике это позволит получить следующие преимущества:
активно привлекать внебюджетное финансирование спортивных объектов;
стимулировать общественную инициативу в развитии физической культуры и спорта;
снизить риски неэффективного управления финансами и нецелевого использования бюджетных средств;
повысить ответственность за техническое и экологическое обоснование проектов спортивных сооружений, оптимизировать планируемые затраты;
повысить качество исполнения работ и услуг;
- снизить стоимость объектов за счет экономии капитальных и текущих затрат в целом по реализации проектов строительства и реконструкции спортивных сооружений;
использовать налоговые льготы, предусмотренные Федеральным законом № 275-ФЗ от 30.12.2006 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
не распределять прибыль НКО между участниками, а направлять на решение социальных задач, в том числе на повторное инвестирование в рамках ГЧП [10].
Некоммерческие физкультурно-спортивные организации решают целый комплекс задач:
- предоставляют населению физкультурно-
спортивные и оздоровительные услуги;
- осуществляют пропаганду и популяриза-
цию физической культуры и спорта среди насе-
ления;
- обеспечивают необходимые условия для
физического совершенствования населения;
участвуют в развитии физической культуры
и спорта на территории Российской Федерации;
- реализуют региональные и государствен-
ные целевые программы в сфере физической
культуры и спорта [10].
Анализ деятельности НКО на территории Российской Федерации показывает, что они на 50% зависят от внебюджетных источников. В условиях кризиса бюджетных ассигнований не всегда бывает достаточно для полноценной работы спортивной организации, поэтому данная проблема решается за счет благотворительных взносов и доходов от предпринимательской деятельности [9].
Некоммерческие организации в сфере физической культуры и спорта обладают некоторыми отличительными особенностями.
Во-первых, несмотря на то, что НКО могут вести предпринимательскую деятельность и, соответственно, получать от нее прибыль, они не могут аккумулировать заработанную при-
быль среди своих участников или управляющих [10]. Поэтому НКО объективно не ориентированы на коммерческую деятельность, а прежде всего руководствуются общественными и идейными соображениями. Финансовые расходы необходимы НКО в первую очередь для осуществления проектов, связанных с пропагандой и популяризацией физической культуры и массового спорта, обеспечением необходимых материально-технических условий для физического совершенствования населения.
Во-вторых, источники доходов НКО отличаются от таковых для государственных учреждений и коммерческих структур [11]. В частности, некоммерческими организациями используются добровольные пожертвования, а привлеченные волонтеры помогают существенно снизить затраты на содержание организации и оказывают содействие в проведении мероприятий.
В-третьих, главной особенностью в комплектовании кадров некоммерческих организаций является привлечение значительного числа добровольцев [11], которых нет в распоряжении коммерческих структур и которые менее интенсивно используются государственными учреждениями.
В-четвертых, условия налогообложения некоммерческих организаций намного благоприятнее, чем для всех видов коммерческих организаций [11]. Следовательно, создание некоммерческой организации является перспективным, так как имеется возможность почти неограниченного использования прибыли, полученной от ее деятельности, на уставные цели.
Некоммерческие организации в сфере физической культуры и спорта могут предоставлять следующие типы услуг:
проведение занятий по физической культуре и спорту;
- проведение спортивно-зрелищных мероприятий;
организация и проведение учебно-тренировочного процесса;
- предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению;
информационно-консультативные и образовательные услуги;
- организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (за исключением тестирования, выполнения нормативов комплекса ГТО);
- оказание прочих спортивных услуг [12].
Заключение
На сегодня бизнес может оказывать государству поддержку в создании материальной базы
для развития массового молодежного спорта. Этому способствует использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
Привлечения бизнеса в формирование спортивной инфраструктуры можно добиться с привлечением некоммерческих организаций (НКО), которые зарекомендовали себя как социально ориентированные организации. Государственно-частное партнерство с привлечением некоммерческих организаций на практике позволит получить ряд преимуществ: активно привлекать внебюджетное финансирование спортивных объектов, стимулировать общественную инициативу в развитии физической культуры и спорта, снизить риски неэффективного управления финансами и нецелевого использования бюджетных средств, повысить ответственность за техническое и экологическое обоснование проектов спортивных сооружений, оптимизировать планируемые затраты, повысить качество исполнения работ и услуг, снизить стоимость объектов за счет экономии капитальных и текущих затрат в целом по реализации проектов строительства и реконструкции спортивных сооружений, использовать налоговые льготы, направлять прибыль НКО на решение социальных задач, в том числе на повторное инвестирование в рамках ГЧП.
Вышеизложенное позволяет рассматривать государственно-частное партнерство с привлечением некоммерческих организаций в формирование ресурсного потенциала развития массового спорта как перспективный механизм повышения доступности массового спорта для молодежи в современной России.
Примечание
1. Опрос граждан РФ от 18 лет и старше 12 января 2014 г.; 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3.6%.
Список литературы
1. Ганин П.А. Проблемы развития массового спорта в России // Омский научный вестник. 2015. № 4. С. 239-240.
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/ 2/26363/
3. Постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 420248844.
4. Итоги реализации ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/View Fcp/View/2009/191
5. «Путин выступил за сокращение финансирования профессионального спорта из бюджета» / Информационное агентство RNS. 11 октября 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// rns.online/sports-economy/Putin-vistupil-za-sokrasche nie-finansirovaniya-professionalnogo-sporta-iz-byudzhe ^-2016-10-11/
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Российская газета. 2014. Федеральный выпуск № 6405.
7. ГТО: Готов к труду и обороне или Горжусь тобой, Отечество. Как люди относятся к идее вернуть программу ГТО? И хотели бы попробовать сдать
нормы ГТО? / ФОМ. 12 января 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/Zdorove-i-sport/11311
8. Дворовый спорт: специальный проект, по материалам сайта http://dvorsport.ru
9. Синько А.С. Проблемы обеспечения деятельности некоммерческих спортивных организаций финансовыми ресурсами // Молодой ученый. 2016. № 13. С. 509.
10. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 287 с.
11. Долгов А.А., Конгулов А.С., Ткаченко М.В. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. 13 с.
12. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2016. С. 100.
MECHANISM FOR INCREASING THE ACCESSIBILITY OF MASS SPORTS FOR YOUNG PEOPLE IN MODERN RUSSIA
A.A. Bolozin
Southern Federal University
The article deals with the development of mass sports in the Russian Federation. The aim of the work is to examine the mechanism for the development of mass youth sports in modern Russia. For this purpose, we have analyzed the materials of sociological research and a number of websites. The scientific novelty lies in the fact that public-private partnership involving non - profit sports organizations is considered as a resource for the development of «domestic sports», - the creation of free sports and mass infrastructure within walking distance (sports grounds in yards, non-profit sports clubs at the place of residence). The author makes the conclusion about the prospects of this mechanism in the formation of the resource potential for the development of mass sports and improving its accessibility for young people in modern Russia.
Keywords: mass sports, «domestic sports», GTO, youth, accessible «sports environment», non-profit organizations, public-private partnership.