РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
А.В. Лошкарев, канд. юрид. наук, доцент О.Н. Гостева, магистрант
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11133
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы реализации в Самарской области национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», показано развитие и проникновение цифровых технологий во все ключевые сектора экономики и социальной сферы на региональном уровне и возникающие при этом основные проблемные вопросы. Обоснована возможность применения новых цифровых технологий в государственном управлении. Обозначены перспективы развития цифровых технологий в регионе. Охарактеризованы результаты создания «сквозных» (платформенных) цифровых технологий на основе отечественных разработок.
Ключевые слова: цифровой двойник региона, трансформация, цифровой паспорт, телемедицина, умный город, информационная безопасность, компьютерные атаки.
Самарская область по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрению информационных технологий занимает одно из ведущих мест не только в Приволжском федеральном округе, но и в Российской Федерации. В 2017 году уровень проникновения Интернета в Самарской области составил 81,8%, что выше среднего по России и выше, чем в Приволжском федеральном округе.
Доля граждан, постоянно проживающих на территории Самарской области и использующих мобильные и стационарные устройства, подключенные к сети Интернет, приблизилась к 95%. При этом повысилась защищенность устройств для работы в сети, количество защищенных от удаленного проникновения третьих лиц и вредоносного программного обеспечения устройств достигло 60% от общего количества всех устройств. Одновременно с этим продолжается процесс подключения к высокоскоростному интернету социальных, культурных и медицинских объектов, а также иных учреждений муниципального и областного подчинения.
Созданы комплексные системы финансирования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающие в себя вен-
чурное финансирование и иные институты развития.
Департаментом информационных технологий и связи Самарской области в 2018 году сформирован цифровой паспорт населенных пунктов Самарской области с численностью населения от 100 до 1000 человек, содержащих объекты социальной инфраструктуры (фельдшерско-
акушерские пункты, школы, органы власти, подразделения Росгвардии, МЧС, МВД).
Конечной целью цифровизации на региональном уровне является создание на территории Самарской области системы «Цифровой двойник региона», позволяющей сформировать комплексную электронную модель региона. Ее создание необходимо для быстрого и эффективного вовлечения ресурсов (земель, инфраструктуры и пр.) в инвестиционную деятельность [1]. Для этого ведется разработка на федеральном уровне отдельной государственной программы, в рамках которой необходимо на базе 20 крупнейших субъектов Российской Федерации создать цифровые карты, включая:
- геоинформационные слои;
- точные градостроительные планы;
- неиспользуемые объекты, в том числе сельскохозяйственные угодья;
- кадастровые границы муниципальных образований;
- объекты инфраструктуры, в том числе туристической;
- имеющиеся ограничения для использования земельных участков.
Основными направлениями развития цифровизации экономики региона в среднесрочном и долгосрочном периоде являются:
1. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок.
Самарская область готова к внедрению технологий 5G, развертывание которых начнется с городских округов Самара, Тольятти и продлится в течение ближайших 10 лет. Одновременно с ростом пропускной способности сетей сотовой связи продолжится развитие проводных сетей. К 2030 году в регионе должна быть решена проблема «последней мили», технологии, позволяющие ее решить, уже существуют. С помощью этих технологий будет обеспечено необходимое дублирование для повышения надежности передачи данных и увеличения пропускной способности внутрирегиональных сетей в целом.
Создание полной цифровой карты Самарской области и системы ее обновления в период до 2020 года позволит не только более эффективно использовать имеющиеся сельскохозяйственные и промышленные площади, но и упростит процедуры определения границ участков, постановки на кадастровый учет, процедуры перевода земель из категории в категорию.
2. Внедрение сквозных цифровых технологий и платформенных решений преимущественно на основе отечественных разработок в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги.
В период до 2022 года планируется первичное внедрение на территории Самарской области системы телемедицины, ко-
торая позволит жителям региона получать консультации квалифицированных специалистов ведущих медицинских клиник и центров. Одновременно, при условии наличия сертифицированных центров обработки данных, начнут внедряться полностью электронные медицинские карты пациента. Внедрение цифровых технологий в систему здравоохранения области существенно повысит доступность медицинских услуг для населения, способствуя снижению заболеваемости и смертности за счет ранней диагностики заболеваний. Синхронизация элементов цифрового здравоохранения с цифровыми системами предоставления социальных услуг позволит оптимизировать распределение трудовых ресурсов, а также снизить издержки, возникающие в связи с временной нетрудоспособностью граждан.
Системы дошкольного и дополнительного образования обладают высоким потенциалом цифровой трансформации. Внедрение цифровых систем в этих сферах прогнозируется уже к 2030 году, что обеспечит более раннее развитие детей. Внедрение единой цифровой платформы в системе дополнительного образования даст возможность равного доступа детей к новейшим цифровым и роботизированным технологиям вне зависимости от места их проживания в регионе. Существенно повысится эффективность системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей. Снизится отток молодежи из малых городов.
Одна из серьезных задач цифровизации Самарской области заключается во внедрении цифровых технологий в область сельского хозяйства. Ожидается, что внедрение распределенных систем вычислений, а также оснащение сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств цифровыми программно-аппаратными комплексами (разработаны в Самарской области в 2018 году) приведет к общему сокращению издержек сельхозпроизводителей не менее чем на 15%, позволит нивелировать влияние неблагоприятных погодных условий и рельефа местности. Это, в свою очередь, приведет к вовлечению неиспользуемых земель в сельскохозяйственный
оборот за счет высвобождающихся дополнительных ресурсов.
Крупные предприятия Самарской области продолжат процесс перехода к организации «цифрового производства», который станет катализатором повышения цифровизации предприятий малого и среднего бизнеса.
Увеличение пропускной способности сетей в отдаленных районах области создаст необходимые условия для расширения спектра использования элементов электронной коммерции. Упрощение совершения финансовых операций через мобильные устройства приведет к росту объема совершаемых операций и в период до 2030 года будет обеспечено вовлечение дополнительного (не менее 5%) населения региона в практику использования электронных платежей.
3. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, развития городского хозяйства и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства.
В области государственного управления продолжится цифровая трансформация самих процессов управления. В первую очередь он затронет социально и бизнес-чувствительные сферы: сбор, хранение и обработка информации о социальных категориях граждан с целью предоставления государственных социальных услуг. Одним из следствий этого станет начало цифровизации деятельности сектора некоммерческих организаций, также занимающихся предоставлением социальных услуг. Еще одна тенденция развития - облегчение взаимодействия бизнеса и власти как в плане упрощения учета государством деятельности бизнеса, так и в плане дальнейшего развития механизмов упрощения процедур различных согласований.
Возникновение единых цифровых платформ вокруг крупных производств, а также внедрение органами государственной власти единых цифровых стандартов сделают возможным создание к 2030 году комплексных систем управления городскими хозяйствами с учетом всех процес-
сов, протекающих в отдельных муниципалитетах региона.
С 2019 года началось внедрение в муниципалитетах элементов управления и технологий «умного города», что приведет к росту объемов капиталовложений в инфраструктуру в периоде 2019-2022 годов. При этом уже к 2027 году будет заметна существенная экономия на целом ряде постоянных затрат, что к 2030 году покажет чистую экономию с учетом вложенных средств. Муниципальные образования -участники проекта «умного города» будут располагать собственными или арендованными центрами обработки данных и ситуационными центрами, что позволит после 2022 года начать внедрение элементов искусственного интеллекта в жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт и другие. Внедрение элементов искусственного интеллекта в сочетании с центрами обработки данных позволит добиться высокого уровня прозрачности в обеспечении взаиморасчетов потребителей и поставщиков энергоресурсов, взаимодействия с обслуживающими компаниями. Большое влияние на повышение качества строительства и развитие городской среды окажет широкое использование в строительстве технологий информационного моделирования (В1М-технологий).
4. Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Увеличение количества ИКТ-проектов потребует большого количества новых специалистов по обслуживанию соответствующих программно-аппаратных комплексов [2]. Таким образом, численность занятых в ИКТ-секторе будет увеличиваться на 1-1,5 человека на 100 работающих каждые 4 года (сейчас около 4 занятых на 100 работающих).
В 2018 году дефицит специалистов в ИКТ-сфере составлял 2500-3000 человек в год. Суммарно высшие и средне-специальные учебные заведения готовят на текущий момент около 3000 специалистов в год. К 2025 году необходимо удвоить количество выпускаемых в год специалистов, а с учетом требований к опережающему развитию к 2030 году довести
количество подготовлен-
ных/переподготовленных в год специалистов до 7500 в год. Процесс цифровой трансформации высшего образования приведет к появлению в течение ближайших 5 лет новых цифровых технологий, позволяющих не только перенести большую часть процесса высшего и средне-специального образования в виртуальное пространство, но и повысить конкурентоспособность вузов Самарской области за счет внедрения более гибких программ обучения. Большинство не-ИКТ специальностей дополнятся курсами «продвинутых пользователей» передовых цифровых технологий, что повысит конкурентоспособность выпускников.
5. Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства [3].
В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646, одной из задач государственных органов является оценка состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, предотвращение и ликвидация их последствий.
Так, на территории Самарской области за 2018 год были выявлены свыше 5 млн. событий информационной безопасности, из них около 400 тыс. высокого уровня критичности. С начала 2019 года выявлено свыше 700 тыс. событий, из них более 450 тыс. высокой критичности.
Внедрение и расширение областей применения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая неприкосновенность частной жизни, а также при обра-
ботке персональных данных с использованием информационных технологий.
В период до 2024 года существенно возрастет использование средств защиты информации в государственных информационных системах и ресурсах, будут созданы новые сервисы для граждан, гарантирующие защиту персональных данных.
При сохранении динамики цифровиза-ции систем наблюдения и контроля произойдет прорыв в обеспечении безопасности жителей городских округов Самара, Тольятти и Новокуйбышевск. Начнут внедряться системы безопасности конструкций в местах массовых скоплений людей, а также комплексные системы безопасности в отдельных жилых домах, имеющие полную совместимость с городскими и областной цифровыми платформами.
К 2024 году предполагается обеспечить переход органов государственной власти и органов местного самоуправления Самарской области на отечественное программное обеспечение и компьютерное оборудование.
При этом ведомственный центр Государственной системы обнаружения предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, созданный на базе Центра обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы и ресурсы Самарской области обеспечит штатное функционирование данных систем, а также обнаружение, предупреждение и ликвидацию последствий компьютерных атак на информационные системы и ресурсы Самарской области.
Основными проблемными вопросами, озвученными гражданами в ряде населенных пунктов муниципальных образований Самарской области, являются отсутствие или плохое качество сотовой связи (439), предоставление доступа к сети Интернет (307), отсутствие в населенном пункте отделения почтовой связи (90). При этом необходимо отметить, что в соответствии с проектом по устранению цифрового «неравенства» в 2018 году завершены работы по установке точек доступа к сети Интернет по технологии Wi-Fi в 15 населенных пунктах Самарской области. Общее число
введенных в эксплуатацию точек доступа временных форм организации государст-составляет 95. В рамках реализации дан- венного и частного секторов экономики. В ного проекта построено в общей сложно- частности, в Самарской области создание сти 950 км новых волоконно-оптических региональной составляющей цифрового линий связи. профиля гражданина и юридического лица
Цифровые технологии в регионе стали позволило снизить транзакционные из-неотъемлемой частью во всех сферах жиз- держки при оказании государственных и ни общества. Введение и использование муниципальных услуг, функционировании цифровых технологий в экономической сервисов, а также при реализации функций деятельности привело к структурным из- и полномочий государственных и муници-менениям во многих сферах бизнеса, по- пальных структур. литики, общества, и появлению более со-
Библиографический список
1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Инструменты оценки управленческих решений в системе распределенных ситуационных центров // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Уфа, 24-25 мая 2018). - Уфа: Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН, 2018. -С. 50-58.
2. Магомедов Р.М. Совершенствование подготовки кадров в области информационных технологий в условиях профессионального образования: Монография // Р.М. Магомедов, ММ. Ниматулаев. - М.: «Известия», 2015. - 124 с.
3. Тырсин А.Н., Никулина Н.Л., Печеркина М.С. Оптимизационное моделирование как инструмент управления экономической безопасностью региона // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2018. - №4. - С. 99-107.
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2602-р (ред. от 05.12.2014) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий»».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № 57 «О создании Российского фонда развития информационных технологий» (вместе с «Уставом Российского фонда развития информационных технологий»).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 № 516-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами».
12. «Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2016 № 392 «О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
IMPLEMENTATION OF DIGITAL TRANSFORMATION PROJECTS IN PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SAMARA REGION
A.V. Loshkarev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor O.N. Gosteva, Graduate Student Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The article discusses the main stages of implementation of the national project "Digital economy of the Russian Federation" in the Samara region, shows the development and penetration of digital technologies in all key sectors of the economy and social sphere at the regional level and the main problematic issues that arise. The possibility of using new digital technologies in public administration is proved. The prospects for the development of digital technologies in the region are outlined. The results of creating "end-to-end" (platform) digital technologies based on domestic developments are described.
Keywords: digital twin of the region, transformation, digital passport, telemedicine, smart city, information security, computer attacks.