УДК: 330.341.42 ББК 65
Гаджиев Г.Н. - кандидат экономических наук, заместитель начальника Контрольного управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан
Gadzhiev GN - Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Control Department of the Administration of the Head and Government of the Republic of Dagestan
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье рассмотрены роль и возможности цифровой экономики, определены перспективы и направления развития цифровой экономики в Республике Дагестан, в частности, обоснована необходимость разработки новой государственной программы «Цифровая экономика Республики Дагестан на 2019-2024 годы», определены ее основные задачи.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, государственная программа
The role and possibilities of the digital economy are considered in the article, the prospects and directions of the development of the digital economy in the Republic of Dagestan are determined, in particular, the necessity of developing a new state program "Digital Economy of the Republic of Dagestan for 2019-2024" is grounded, its main tasks are defined. Keywords: digital economy, digital technologies, state program
О важности реализации мероприятий по развитию цифровой экономики упомянул еще в декабре 2016 года в своем послании Президент Российской Федерации В.В. Путин, отметив необходимость «...запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики.. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова - нашего будущего» [1].
По мнению Кудрина А.Л. «.из всех факторов, которые подействуют на российскую экономику в ближайшие 10-15 лет самым серьезным образом, «примерно треть приходится на цифровизацию». Вместе с тем, по темпам «цифровизации» Россия отстает от передовых экономик в 10 раз. «Мы становимся страной, отстающей в техническом развитии, мы теряем свои позиции во многих отраслях, не можем выйти в те ниши, которые сегодня очень быстро развиваются» [2].
В мае 2017 года Указом Президента РФ утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.
В Указе дано и определение, согласно которому «цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором
производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа, которые позволяют существенно повысить эффективность производства, технологий, продаж, доставки товаров и услуг и т.д.» [3].
То есть, условно говоря, произошел переход из информационной эры в цифровую. Разница в том, что раньше технологии лишь давали нам информацию для принятия решений и помогали минимизировать ошибки, а теперь умеют обрабатывать сырые данные. Кроме того, они перестали быть лимитированными с точки зрения стоимости и доступности.
Данные становятся полезными, когда превращаются в информацию. Чтобы стать информацией, сырые данные должны быть проанализированы, уложены в таблицы и последовательности.
Скоро не останется ни одной отрасли, которую не затронули бы новые подходы к обработке данных. Мы уже можем анализировать саму человеческую сущность и определять тип личности человека,
Тип личности можно предсказать на основе лайков из «Фейсбука». 11-12 ваших лайков достаточно, чтобы предсказания модели совпали с мнением ваших коллег. 230 лайков достаточно, чтобы охарактеризовать вас на уровне вашего мужа или жены.
Среднестатистический житель мегаполиса ежедневно производит около 500 мегабайт данных: это удары сердца, паузы в наборе текста, неотправленные сообщения.
Данные уже называют новой нефтью экономики, главным драйвером роста и новым ресурсом. Стремительно растет стоимость информационных компаний. Если в ноябре 2007 года Газпром стоил $307, Google - $211, Apple - $152, Amazon - $34, Facebook - $15, то сейчас, через 10 лет: Apple стоит $904, Google - $782, Microsoft -$681, Amazon - $628, Facebook - $518, а Газпром - $52.
Есть такое популярное выражение: каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии.
История показывает, что с каждой новой фазой технологического развития человечество переходит к новым, более эффективным методам хозяйствования. Сейчас идет четвертая промышленная революция, которая характеризуется кульминацией развития информационных технологий, проникновением интернета во все сферы жизни, развитием интернета вещей, технологий искусственного интеллекта, ЗД-принтинга, робототехники и т.д.
Под влиянием цифровой трансформации сегодня кардинально меняются традиционные отрасли экономики, финансы, транспорт, здравоохранение, образование, торговля, государственное управление.
В июле 2017 г. Правительством России утверждена федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р).
Основными сквозными цифровыми технологиями определены: системы распределенного реестра (блокчейн), большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, промышленный интернет, технологии виртуальной и дополненной реальности, компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, квантовые технологии.
Это огромный инфраструктурный проект, который, в конечном счёте, призван обслуживать всю экономическую деятельность в целом.
Большое значение цифровой экономике уделено в новом «майском» Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где оно обозначено среди 12 основных направлений развития страны и регионов.
Задачами по развитию цифровой экономики Указом обозначены
[4]:
- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Каковы перспективы развития цифровой экономики в Дагестане?
По статданным за 2016 год удельный вес домохозяйств, имевших широкополосный доступ к интернету, в Дагестане составляет 61,5%, при среднем по РФ - 70,7%. Удельный вес домохозяйств, имевших персональный компьютер, в Дагестане составляет 59,1%, при среднем по РФ - 74,3% [5].
Число персональных компьютеров с доступом в Интернет на 100 работников в Дагестане составляет всего 21, при среднем по РФ - 32. Это самый низкий показатель среди субъектов РФ.
Затраты на информационные и коммуникационные технологии в Дагестане составили всего 0,9 млрд рублей. Для сравнения в соседней Чеченской Республике - 1,3 млрд руб., Ставропольском крае - 5,5 млрд руб., Республике Крым - 7,2 млрд руб., Краснодарском крае - 15,6 млрд руб., Республике Татарстан - 24,7 млрд рублей [5].
Сегодня в Дагестане в ИТ-отрасли трудится 1,5 тыс. человек или 0,15% от занятых в экономике Дагестана. В среднем по РФ доля ИТ-специалистов в общей занятости составляет 1,4%, что также считается невысокой. К примеру, в США этот показатель составляет 3,7%, в Германии - 3,1%, в Польше - 2,8%, Турции - 1,7%, а в Норвегии - 4,8%
[5].
Если довести долю ИТ-специалистов в общем числе занятых до 2 % (более 20 тыс. человек), в республике не просто появится новый сектор экономики, а сегмент, оказывающий серьезное влияние на все отрасли экономики, социальной сферы, государственного и муниципального управления, общественной жизни.
В Республике Дагестан посредством цифровизации всех сфер жизни за короткий период можно решить многие накопившиеся проблемы - заметно улучшить качество оказываемых услуг в здравоохранении, образовании, городском хозяйстве и ЖКХ (включая проблему неплатежей), общественном транспорте, государственном и муниципальном управлении, в вопросах поддержки предпринимательства и продвижении их продукции (услуг), налаживании прозрачной отчетности, проведении инвентаризации,
снижении теневой экономики и коррупционной составляющей в большинстве сфер.
В то же время, принятая ранее и действующая в республике государственная программа Республики Дагестан «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан на 2017-2022 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 февраля 2017 г. № 47, не отражает основных направлений и положений, принятых в последнее время вышеназванных документов, не отвечает в полной мере вопросам развития цифровой экономики в республике.
Неоднократные реорганизации Минкомсвязи РД, слияния с другими министерствами (включая последнее слияние с Минпечати РД), смены руководства, переезды, недофинансирование программных мероприятий ухудшили управляемость важнейшей сферой современной экономики, не позволяют динамично развиваться отрасли, привели к отставанию от других субъектов РФ.
В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным разработать и утвердить государственную программу «Цифровая экономика Республики Дагестан на 2019-2024 годы» (вместо действующей программы «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан на 2017-2022 годы»).
В программе определить следующие основные задачи: создание опорной инфраструктуры цифровой экономики (подведение скоростного интернета во все населенные пункты, лечебно-профилактические, образовательные учреждения, объекты культуры, органы государственной и местной власти);
модернизация образования, обновление образовательных программ с учетом требований к компетенциям цифровой экономики, широкая подготовка специалистов ИТ-отрасли, повышение цифровой грамотности населения;
внедрение ИТ-технологий в государственное и муниципальное управление, реализация мероприятий цифрового правительства, цифрового муниципалитета;
реализация мероприятий по развитию цифрового здравоохранения, внедрение современных технологий телемедицины, цифровых медицинских сервисов;
поддержка региональных операторов связи, местных стартапов, ИТ-компаний, осуществляющих разработку и внедрение программных продуктов;
создание информационных платформ для реализации продвижения продукции (услуг) дагестанских производителей и брендов;
внедрение информационных технологий в сфере ЖКХ, общественного транспорта и безопасности.
Результатом реализации программы должны стать:
1) наличие высокоскоростного и недорого интернета во всех уголках Дагестана;
2) максимальное количество людей, обладающих нужными знаниями и навыками, специалистов высокой квалификации в ИТ-отрасли и различных секторах экономики, где идет внедрение новых технологий;
3) цифровизация всех секторов и сфер общественной жизни, социальной сферы, экономики, государственного управления.
Список литературы:
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 1 декабря 2016 г. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/
2. https://tass.ru/ekonomika/4053044
3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы". 11 мая 2017 // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570//#ixzz5QmMKMpvD
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5QmMqlV2F
5. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru