УДК 316.6 ББК 51.1
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "БОЛЬНИЧНЫЙ КЛОУН" СТУДЕНТАМИ ГБОУ ВПО
ЮУМУ МИНЗДРАВА РОССИИ*
Д. А. КИЛИНА - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: dasha-kilina@mail. ru О. А. БЕЗБАБНАЯ - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: [email protected]
Аннотация
Рассмотрена эффективность проекта "Больничный клоун" как способа реабилитации больных детей, проходящих лечение в стационаре. Так же приведены основные методы взаимодействия с детьми и доказана их эффективность путем анкетирования родителей и дальнейшей статистической обработкой результатов.
Ключевые слова: больничный клоун, психологическая поддержка, реабилитация, госпитализм, психотерапия.
Введение. В жизни ребенка, который полноценно жил и развивался в условиях семьи и образовательных учреждений, болезнь, вызывающая необходимость госпитализации в стационар, а особенно на длительный срок, приводит к изменению смысла жизни, нарушению гармоничного функционирования в обществе, появлению психологических и социальных проблем. Врачи и медперсонал по причине собственной загруженности лечебным процессом просто не в силах помочь им в сложившейся ситуации в полной мере. Это подтверждено многими существующими клинико-психологическими исследованиями детей, страдающих различными соматическими заболеваниями [2, 3, 11].
Дети, находящиеся в условиях стационара, подвержены состояниям подавленности и депрессии, что негативно сказывается на процессах лечения и выздоровления. А так же маленькие пациенты ограничены в общении со своими сверстниками и меньше проводят времени на свежем воздухе, в особенности это относится к детям с онкогематологическими патологиями, но и имеет место у детей, находящихся в стационарах другой направленности. В условиях воздействия психической травмы, учитывая, что адаптивные механизмы важнейших регуляторных систем (нервной, эндокринной, иммунной) и висцеральной системы организма у детей находятся на стадии становления, необходимо оказывать помощь в реабилитации детей попавших в трудные жизненные ситуации в результате болезней и чрезвычайных ситуаций. Считается, что при таком стрессе ребенок может восстановиться либо в связи со стрессоустойчивостью, либо под влиянием методов психологической защиты. Поэтому такая помощь пациенту и его семье должна осуществляться многими специалистами [9].
Одним из видов психологической терапии во многих странах мира давно существует организация "Больничный клоун", основной целью которой является профессиональная помощь в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям. Кроме того осуществляется помощь в социализации и гармонизации детей-сирот в детских домах и детских психиатрических больницах. В Америке это направление терапии существует уже 30 лет, в Европе - 25, а в настоящее время активно развивается и в России. Присутствие
* Научный руководитель: к.м.н. О.В. Пешиков
больничных клоунов в детских отделениях в России одобрено ведущими медицинскими учреждениями страны, такими как: Российская детская клиническая больница (г. Москва), Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева (г. Москва).
В работах о движении больничных клоунов имеются достоверные подтверждения того, такая форма взаимодействия с детьми, проходящими длительное лечение в стационарах эффективна и создает для пациентов благоприятную психологическую обстановку в условиях клиники [13, 14].
Одно из направлений центра волонтерства и добровольчества ГБОУ ВПО ЮУМУ Минздрава России (г. Челябинск) является проект "Больничный клоун" (начальник центра -Фахрутдинова Ю.Н., студент 6 курса, начальник проекта "Больничный клоун" - Килина Д.А., студент 4 курса, заместитель начальника проекта - Безбабная О.А., студент 4 курса). Цель проекта - психологическая поддержка детей, родителей и ближайших родственников на время прохождения длительного и агрессивного лечения в онкогематологическом, травматологическом и ЛОР-отделениях ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница" (г. Челябинск).
Для реализации данной цели студенты 1-4 курсов ГБОУ ВПО ЮУМУ Минздрава России ставят перед собой следующие задачи:
1. Психологическая гармонизация больных детей в условиях стационара посредством игр и интерактивного общения.
В конкретном случае психологическая гармонизация - это многозадачный процесс, включающий в себя непосредственную психологическую помощь и поддержку пациента, целью которого является эмоциональная и психологическая гармония.
2. Сокращения сроков синдрома госпитализма и периода пребывания между этапами хирургического и консервативного лечения.
Синдром госпитализма (Р.А. Шпитц) - характеризуется грубыми нарушениями общего психического развития, соматическими нарушениями, изменениями речевой деятельности, крайне низким уровнем социализации ребенка, обусловлен длительным пребыванием его в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома. Профилактика синдрома госпитализма заключается, прежде всего, в том, чтобы пребывание ребенка в лечебном учреждении было как можно более коротким и психологически комфортным [4, 5, 10].
3. Развитие добровольческого духа студентов.
Включает привитие студентам таких моральных качеств как: отзывчивость, гуманность и нравственность. Постоянная работа волонтеров с пациентами, безусловно, стимулирует формирование фундаментальных морально-нравственных качеств, так необходимых и столь дефицитных в современном мире.
Задачи проекта реализуются командой студентов-волонтеров, регулярно организующих централизованные выходы в ГБУЗ ЧОДКБ (г. Челябинск) с 2012 года (рис. 1). Формат выходов вариабельный: шоу-представления с играми и конкурсами, арт- и смехотерапия, психологические тренинги, проведение праздников, а также обучающих мастер-классов, все эти мероприятия успешно сочетаются с индивидуальной работой с детьми в палатах. Индивидуальная работа основана на взаимодействии подготовленной пары клоунов, которые разыгрывают небольшие миниатюры, играют с ребенком в игры и в довершение всего награждают юного пациента фигуркой из шаров для моделирования. Работа студентов с детьми включает проведение благотворительных акции, направленных на сбор игрушек и канцтоваров для детей.
Рисунок 1. Команда студентов-волонтеров ГБОУ ВПО ЮУМУ Минздрава России, принимающих участие в проекте "Больничный клоун".
Кроме типичных методов и приемов больничной клоунады, таких как импровизация в паре Белый и Рыжий, показ фокусов и т.д., мы используем несколько другие подходы, такие как проведение мастер-классов (МК) и тематических праздников (рис. 2).
МК обычно не используются клоунами в своей деятельности, однако наш опыт показал, что это прекрасный способ работы с детьми. Они занимают особое место в нашей деятельности, так как они не только развивают личностные качества ребенка, но и способствуют расширению кругозора, позволяет развить их творческие способности и найти с ними контакт. Кроме того свои поделки они дарят родителям или ближайшим родственникам, что так же является положительным моментом в работе, ведь ребенок воспринимает мир через маму и папу, а если счастливы они, то, соответственно - и он. Для лучшего понимания механизмов данного подхода рассмотрим его действие на конкретных примерах.
Рисунок 2. Команда студентов-волонтеров ГБОУ ВПО ЮУМУ Минздрава России, проводит новогодний праздник.
Волонтерами проведено большое количество интересных и познавательных МК. Один из них это искусство фотографии. Для его проведения был специально приглашен известный профессиональный фотограф Челябинска. МК состоял из двух частей: обучение и отработка полученных теоретических знаний на практике. Необычно было то, что дети не только обучились основам искусства фотографирования, а так же узнали необычную технику "сквозь мыльный пузырь".
А самым необычным МК был "Театр теней". Сначала пациентам рассказывают интересную легенду о возникновении таких театров и показывают русскую народную сказку "Гуси-лебеди", а затем раскрывают ребятам все секреты этого искусства, при этом каждый получил возможность побывать за кулисами, почувствовать себя настоящим актером, тем самым доставить удовольствие своим родителям, сидящим в рядах зрителей. Так же благодаря локальному освещению в общей темноте создается особая психологически безопасная для ребенка атмосфера, по-своему сказочная и волшебная, на этот час и дети и родители забывают, что они на самом деле находятся в больнице. Поэтому такой МК стал уже традиционным, и в своих выходах волонтеры проводили его не один раз. Так же дети очень любят МК, связанные с декоративно-прикладным творчеством, результатом которых в руках ребенка непременно оказывается оригинальная поделка, выполненная своими руками. Кроме того благоприятное значение имеет участие родителей в МК, как в качестве помощников своему ребенку, так и в качестве учеников. Особо тщательно происходит выбор тематики МК, необходимо учитывать возраст детей, подобрать неопасные, простые в обращении материалы, а также желательно, если это будет необычная и не всем известная методика, например декупаж и квиллинг. Исходя из полученного опыта, мы настоятельно рекомендуем данный способ психотерапии, однако он подходит далеко не для всех отделений, так как состояние болеющих детей должно позволить им выйти из палаты и пройти в игровую комнату, также необходимо наличие самой игровой комнаты, что встречается не всегда.
Другой формой общения с детьми, несвойственной обычным больничным клоунам - это проведение праздников. Такие мероприятия являются своеобразным психологическим "громоотводом". На протяжении всей работы нашего проекта команда волонтеров поздравляла детей с каждым календарным праздником. Самый грандиозным торжеством был новый год. Предварительно мы провели благотворительную акцию "Подари новый год детям!", которая заключалась в сборе новогодних подарков. Акция проводилась в стенах медицинского университета, где была организована выставка детских рисунков на новогоднюю тематику и развешаны рекламные плакаты
Мы активно используем все остальные принципы больничной клоунады. Двумя основными методами работы больничных клоунов являются юмор и игра. Игра является основным способом ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Многие психологи выделяли игру как особую деятельность, рассматривая её с различных точек зрения, выдвигали различные гипотезы её происхождения и функций. Мы будем придерживаться идеи Г.Л. Лэндреда, что игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Во время игры дети совершают самостоятельную мотивированную деятельность, подстраиваясь определенным образом, чтобы решить поставленную задачу. Из этого следует, что терапия игрой представляется в роли динамической системы взаимоотношений в структуре ребенок - терапевт. Доктор, использующий игру в качестве терапии, предоставляет маленьким пациентам игровые материалы и помогает в построении безопасных отношений. Все это способствует наиболее полному выражению и познанию ребенком своего внутреннего "Я". Игра является простым примером коммуникации, организации опыта и построением личного мира. Кроме того во время игры малыши ощущают свой контроль над сложившейся ситуацией [1, 6, 8, 15].
В целом, можно отметить, что игровая терапия основывается на следующем положении: игра - это естественное средство самовыражения детей. Эта возможность дается ребятам, чтобы они "проиграли" свои чувства и проблемы, точно так же как человек "выговаривает" свои трудности в некоторых типах терапии взрослых.
В один из выходов наша команда разыграла несколько веселых и развивающих сценок поучительного характера по мотивам сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино". Ребята не только смогли насладиться веселым и зажигательным выступлением волонтеров, но и поиграли в игры, конкурсы, угадывали загадки. А самое главное это то, что представление завершилось поучительным выводом, что самое дорогое в жизни - это знания. И, кроме того, каждый клоун имеет огромный багаж самых разнообразных игр, с помощью которых можно и чему-то научить ребенка, привязав к конкретной ситуации, и познакомиться с детьми, и выявить скрытые таланты, и многое другое.
Часто различные виды игр входят в специальные психологические тренинги, направленные на адаптацию ребенка в негативной обстановке больницы, позволяют ребятам раскрыться, не бояться общаться и рассказывать о себе. Программа психологических тренингов построена по классическим принципам их проведения, с учетом особенностей детского возраста, целью и задачами проекта.
Ещё один вид эффективной психотерапии - это арт-терапия. Это особая форма работы с детьми, основанная на использовании разнообразных приемов изобразительного творчества. Благодаря тому, что с красками можно проделать огромное количество интересных вещей, арт-терапия является одним из лучших методов детской психотерапии. Можно получать новые цвета, смешивая краски, размазывать, разбрызгивать, делать отпечатки, подбирать цвета в соответствие со своим настроением. А так как мы работаем с детьми различных возрастов, в один из выходов, для самых маленьких мы предусмотрели раскраски разных уровней сложности. Особенностью является то, что для рисования ребята не использовали кисточки, а рисовали пальчиками, что стимулирует развитие мелкой моторики рук [7, 12].
Несмотря на то, что мы располагаем всеми необходимыми методами и подходами в работе с болеющими детьми, крайне важна способность клоуна импровизировать, быстро находить выход из различных ситуаций, и, соответственно, уметь находить общий язык как с детьми, так и со взрослыми. Необходимы элементарные знания гигиены, норм лечебно-охранительного режима, понимание специфики болезней каждого отделения, в которое запланирован выход. Следует отметить, что студенты медицинских ВУЗов имеют преимущество перед остальными студентами, так как обладают всей необходимой информацией в данной области. Кроме того, в рамках проекта проводится обучение волонтеров, включающее в себя теоретические и практические занятия, где ребята учатся всем необходимым навыкам, которые пригодятся для работы в больнице. Для того чтобы оценить эффективность нашей работы, мы разработали анкету и после одного из выходов в онкогематологическое отделение ГБУЗ ЧОДКБ (г. Челябинск) провели анонимное анкетирование 53 родственника больных детей: 41 (77,36%) матерей, 3 (5,66%) отцов и 9 (16,98%) бабушек. Преимущественный возраст родственников детей 25-32 года -35 (66,04%) человек. Большая часть опрошенных проживает в городе - 36 (67,92%), остальные - в сельской местности - 17 (32,08%).
Возраст 26 (49,06%) детей, находящихся на лечении, не превышает 5 лет, 15 (28,3%) - от 6 до 10 лет, 9 (16,98%) и 3 (5,66%) детей в возрасте от 10 до 15 и после 15 лет соответственно. Из них на момент опроса 39% процентов детей лежат в отделении онкогематологии в течение месяца, 32% в течение полугода, 21% - течение недели, остальная часть пациентов периодически проходит курс лечения.
На вопрос "Часто ли ваш ребенок участвует в мероприятиях "Больничный клоун" или ему подобных, приводимых студентами?" 43% опрошенных ответили, что раз в месяц, 32% -через неделю, а 17% показали, что их ребенок участвует в подобном мероприятии в первый
В результате тестирования большинство родителей - 34 (64,15%) оценивают, что эмоциональное состояние ребенка после участия в нашем мероприятии
улучшилось, 12 (22,64%) -отмечают, что улучшилось незначительно, 6 (11,32%) -не отметили изменения эмоционального состояния
□ Улучшилось
□ Незначительно улучшилось
□ Не изменилось
□ Ухудшилось
Рисунок 3. Как изменилось эмоциональное состояние вашего ребенка после проведения мероприятия "Больничный клоун"?
ребенка, и лишь 1 (1,89%) - ответил, что эмоциональное состояния ребенка ухудшилось (рис. 3).
Работа нашего проекта продолжается в настоящее время, мы не останавливаемся на достигнутом уровне, а развиваемся в соответствии с поставленными нами целью и задачами. Доказано, что позитивный настрой и доброжелательный психологический фон необходимы для эффективности лечения и сокращения сроков течения болезни.
Ребенок, заряженный энергией, излучает бодрость, проявляет интерес к окружающему миру, к игре, он менее склонен к переживанию болевых ощущений. Это просто необходимо во время реабилитации маленьких пациентов, когда нужно постоянно поддерживать и повышать мотивацию ребенка на лечение и борьбу с тяжелой болезнью.
Исходя из этого, мы можем смело говорить о значительном психологическом эффекте, двусторонне оказываемом как на детей и их родителей, так и на студентов волонтеров. В процессе существования данного проекта хорошо заметно как меняются волонтеры и их отношение к работе в команде, готовность взять на себя большую ответственность, и с каждым выходом видна всё большая отдача общему делу. А это, несомненно, положительная сторона нашей работы.
Список литературы
1. Волкова В.М. Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с нарушениями слуха / Специальное образование. - 2009. - №2. - с. 14-18.
2. Горлач Н.А. Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №55. - с. 372-376.
3. Грищенкова Е.Н. Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях, осуществляющих стационарное лечение / Молодой ученый. - 2011. - №7, т. 2. - с. 90-94.
4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага. - 1974. - с. 290-296.
5. Максимова Н.А. Педагогические условия преодоления негативных установок у детей с особыми образовательными потребностями / Грани познания. - 2009. - №2 (3). - с. 47-51.
6. Либлинг М.М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения / Дефектология. - 2014. - № 3. - с. 30-44.
7. Лысых Н.В., Баркова Е.А. Арт-терапия в работе социального педагога / Успехи современного естествознания. - 2013. - №10. - с. 176-177.
8. Лэндред Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия. - 1994.
9. Мирошниченко Е.А. Эмоциональное состояние детей с нарушениями желудочно-кишечного тракта: результаты экспериментально-психологического исследования / Фундаментальные исследования. - 2014. - №8-1. - с. 217-220.
10. Овчаренко В.И. Госпитализм / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. под ред. Н. Д. Твороговой, ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. -М.: ПЕРЭС. - 2007.
11. Пахомова М. А. Психологическое состояние родителей детей, находящихся на лечении в отделении реанимации / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - №1. - с. 169-175.
12. Перепелкина Т.Е. Арт-терапия как одно из направлений социально-реабилитационной работы в условиях социально-реабилитационного центра / Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2013. - №34. т. 4. - с. 1176-1180.
13. Седов К.С., Трутаева Л.Н., Александрова К.О. Возможности психотерапевтических методов в предоперационной подготовке и постоперационной реабилитации у детей младшего школьного возраста / Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. -2013. - №3. - с. 10-11.
14. Трутаева Л.Н., Седов К.С., Александрова К.О. Больничная клоунада как психотерапевтический метод коррекции у детей старшего дошкольного возраста / Медицинский совет. - 2013. - №2-3. - с. 122-124.
15. Черных К.А. Особенности эмоционального состояния детей с онкологическими заболеваниями и неврологическими нарушениями в условиях игровой терапии / Медицинская реабилитация, курортология, физиотерапия. - 2013. - №2 (74). - с. 23-26.
REALIZATION OF THE PROJECT "HOSPITAL CLOWN" MEDICAL UNIVERSITY
STUDENTS SUSMU
D.A. KILINA - SUSMU E-mail: dasha-kilina@mail. ru O.A. BEZBABNAYA - SUSMU E-mail: [email protected]
Abstract
Effectiveness of "Hospital clown" project was reviewed in this article. This project was the way of rehabilitation of sick children who receive treatment in a hospital. There were also considered methods of communication with children and efficiency of them was proved by questionnaires among their parents and statistical data processing.
Keywords: hospital clown, psychological support, rehabilitation, hospitalism, psychotherapy.
References
1. Volkov V.M. Play therapy as a means of psychological prevention and overcoming anxiety in children with hearing / Special Education. - 2009. - №2. - p. 14-18.
2. Gorlach N.A. The psychological state of children and adolescents with cystic fibrosis / Proceedings of the Russian State Pedagogical University. Herzen A.I. - 2008. - №55. - p. 372-376.
3. Grishchenkova E.N. Activities of the social teacher in medical facilities providing inpatient treatment / Grishchenkova E.N. // Young scientist. - 2011. - №7, v. 2. - p. 90-94.
4. Konechnii R., Bouhal M. Psychology in medicine. - Prague. - 1974. - p. 290-296.
5. Maksimov N.A. Pedagogical conditions of overcoming negative attitudes of children with special educational needs / Facets of knowledge. - 2009. - №2 (3). - p. 47-51.
6. Liebling M. Games holding therapy in autism: methodological features and ethical aspects of the application / Defectology. - 2014. - № 3. - p. 30-44.
7. Bald N.V., Barkov E.A. Art therapy in the social educator / Successes of modern science. - 2013. - №10. - p. 176-177.
8. Lendred G.L. Play therapy: The art of relationships, M.: International Pedagogical Academy. -1994.
9. Miroshnichenko E.A. The emotional state of children with disorders of the gastrointestinal tract: results of experimental psychological research / Basic research. - 2014. - №8-1. - p. 217-220.
10. Ovcharenko V.I. Hospitalism // psychological lexicon. Encyclopedic Dictionary: 6 volumes. / Ed. ND Tvorogova, red.-status. Karpenko L.I.; under the total. Ed. Petrovsky.A.V. - М.: Peres. -2007.
11. Pakhomov M.A. The psychological state of the parents of children who are receiving treatment in the intensive care unit / Bulletin of St. Petersburg State University. Episode 12: The Psychology. Sociology. Pedagogy. - 2010. - №1. - p. 169-175.
12. Perepelkina T.E. Art therapy as one of the areas of social and rehabilitation work in a social rehabilitation center / Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2013. - №34. v. 4. - p. 1176-1180.
13. Sedov K.S., Trutaeva L.N., Alexandrova K.O. The possibility of psychotherapeutic methods in preoperative and postoperative rehabilitation of children of primary school age / Pediatrics. Supplement to the Consilium Medicum. - 2013. - №3. - p. 10-11.
14. Trutaeva L.N., Cedov K.S., Alexandrov K.O. Clown Care as a psychotherapeutic method of correction in children preschool age / Medical Council. - 2013. - №2-3. - p. 122-124.
15. Black K.A. Features of the emotional state of children with cancer and neurological disorders in a play therapy / medical rehabilitation, balneology and physiotherapy. - 2013. - №2 (74). - p. 2326.