Научная статья на тему 'Реализация проекта "Больничный клоун" студентами ГБОУ ВПО ЮуМу Минздрава России'

Реализация проекта "Больничный клоун" студентами ГБОУ ВПО ЮуМу Минздрава России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬНИЧНЫЙ КЛОУН / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ГОСПИТАЛИЗМ / ПСИХОТЕРАПИЯ / HOSPITAL CLOWN / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / REHABILITATION / HOSPITALISM / PSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Килина Д. А., Безбабная О. А.

Рассмотрена эффективность проекта "Больничный клоун" как способа реабилитации больных детей, проходящих лечение в стационаре. Так же приведены основные методы взаимодействия с детьми и доказана их эффективность путем анкетирования родителей и дальнейшей статистической обработкой результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE PROJECT "HOSPITAL CLOWN" MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS SUSMU

Effectiveness of "Hospital clown" project was reviewed in this article. This project was the way of rehabilitation of sick children who receive treatment in a hospital. There were also considered methods of communication with children and efficiency of them was proved by questionnaires among their parents and statistical data processing.

Текст научной работы на тему «Реализация проекта "Больничный клоун" студентами ГБОУ ВПО ЮуМу Минздрава России»

УДК 316.6 ББК 51.1

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "БОЛЬНИЧНЫЙ КЛОУН" СТУДЕНТАМИ ГБОУ ВПО

ЮУМУ МИНЗДРАВА РОССИИ*

Д. А. КИЛИНА - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: dasha-kilina@mail. ru О. А. БЕЗБАБНАЯ - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: verol2008@yandex.ru

Аннотация

Рассмотрена эффективность проекта "Больничный клоун" как способа реабилитации больных детей, проходящих лечение в стационаре. Так же приведены основные методы взаимодействия с детьми и доказана их эффективность путем анкетирования родителей и дальнейшей статистической обработкой результатов.

Ключевые слова: больничный клоун, психологическая поддержка, реабилитация, госпитализм, психотерапия.

Введение. В жизни ребенка, который полноценно жил и развивался в условиях семьи и образовательных учреждений, болезнь, вызывающая необходимость госпитализации в стационар, а особенно на длительный срок, приводит к изменению смысла жизни, нарушению гармоничного функционирования в обществе, появлению психологических и социальных проблем. Врачи и медперсонал по причине собственной загруженности лечебным процессом просто не в силах помочь им в сложившейся ситуации в полной мере. Это подтверждено многими существующими клинико-психологическими исследованиями детей, страдающих различными соматическими заболеваниями [2, 3, 11].

Дети, находящиеся в условиях стационара, подвержены состояниям подавленности и депрессии, что негативно сказывается на процессах лечения и выздоровления. А так же маленькие пациенты ограничены в общении со своими сверстниками и меньше проводят времени на свежем воздухе, в особенности это относится к детям с онкогематологическими патологиями, но и имеет место у детей, находящихся в стационарах другой направленности. В условиях воздействия психической травмы, учитывая, что адаптивные механизмы важнейших регуляторных систем (нервной, эндокринной, иммунной) и висцеральной системы организма у детей находятся на стадии становления, необходимо оказывать помощь в реабилитации детей попавших в трудные жизненные ситуации в результате болезней и чрезвычайных ситуаций. Считается, что при таком стрессе ребенок может восстановиться либо в связи со стрессоустойчивостью, либо под влиянием методов психологической защиты. Поэтому такая помощь пациенту и его семье должна осуществляться многими специалистами [9].

Одним из видов психологической терапии во многих странах мира давно существует организация "Больничный клоун", основной целью которой является профессиональная помощь в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям. Кроме того осуществляется помощь в социализации и гармонизации детей-сирот в детских домах и детских психиатрических больницах. В Америке это направление терапии существует уже 30 лет, в Европе - 25, а в настоящее время активно развивается и в России. Присутствие

* Научный руководитель: к.м.н. О.В. Пешиков

больничных клоунов в детских отделениях в России одобрено ведущими медицинскими учреждениями страны, такими как: Российская детская клиническая больница (г. Москва), Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева (г. Москва).

В работах о движении больничных клоунов имеются достоверные подтверждения того, такая форма взаимодействия с детьми, проходящими длительное лечение в стационарах эффективна и создает для пациентов благоприятную психологическую обстановку в условиях клиники [13, 14].

Одно из направлений центра волонтерства и добровольчества ГБОУ ВПО ЮУМУ Минздрава России (г. Челябинск) является проект "Больничный клоун" (начальник центра -Фахрутдинова Ю.Н., студент 6 курса, начальник проекта "Больничный клоун" - Килина Д.А., студент 4 курса, заместитель начальника проекта - Безбабная О.А., студент 4 курса). Цель проекта - психологическая поддержка детей, родителей и ближайших родственников на время прохождения длительного и агрессивного лечения в онкогематологическом, травматологическом и ЛОР-отделениях ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница" (г. Челябинск).

Для реализации данной цели студенты 1-4 курсов ГБОУ ВПО ЮУМУ Минздрава России ставят перед собой следующие задачи:

1. Психологическая гармонизация больных детей в условиях стационара посредством игр и интерактивного общения.

В конкретном случае психологическая гармонизация - это многозадачный процесс, включающий в себя непосредственную психологическую помощь и поддержку пациента, целью которого является эмоциональная и психологическая гармония.

2. Сокращения сроков синдрома госпитализма и периода пребывания между этапами хирургического и консервативного лечения.

Синдром госпитализма (Р.А. Шпитц) - характеризуется грубыми нарушениями общего психического развития, соматическими нарушениями, изменениями речевой деятельности, крайне низким уровнем социализации ребенка, обусловлен длительным пребыванием его в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома. Профилактика синдрома госпитализма заключается, прежде всего, в том, чтобы пребывание ребенка в лечебном учреждении было как можно более коротким и психологически комфортным [4, 5, 10].

3. Развитие добровольческого духа студентов.

Включает привитие студентам таких моральных качеств как: отзывчивость, гуманность и нравственность. Постоянная работа волонтеров с пациентами, безусловно, стимулирует формирование фундаментальных морально-нравственных качеств, так необходимых и столь дефицитных в современном мире.

Задачи проекта реализуются командой студентов-волонтеров, регулярно организующих централизованные выходы в ГБУЗ ЧОДКБ (г. Челябинск) с 2012 года (рис. 1). Формат выходов вариабельный: шоу-представления с играми и конкурсами, арт- и смехотерапия, психологические тренинги, проведение праздников, а также обучающих мастер-классов, все эти мероприятия успешно сочетаются с индивидуальной работой с детьми в палатах. Индивидуальная работа основана на взаимодействии подготовленной пары клоунов, которые разыгрывают небольшие миниатюры, играют с ребенком в игры и в довершение всего награждают юного пациента фигуркой из шаров для моделирования. Работа студентов с детьми включает проведение благотворительных акции, направленных на сбор игрушек и канцтоваров для детей.

Рисунок 1. Команда студентов-волонтеров ГБОУ ВПО ЮУМУ Минздрава России, принимающих участие в проекте "Больничный клоун".

Кроме типичных методов и приемов больничной клоунады, таких как импровизация в паре Белый и Рыжий, показ фокусов и т.д., мы используем несколько другие подходы, такие как проведение мастер-классов (МК) и тематических праздников (рис. 2).

МК обычно не используются клоунами в своей деятельности, однако наш опыт показал, что это прекрасный способ работы с детьми. Они занимают особое место в нашей деятельности, так как они не только развивают личностные качества ребенка, но и способствуют расширению кругозора, позволяет развить их творческие способности и найти с ними контакт. Кроме того свои поделки они дарят родителям или ближайшим родственникам, что так же является положительным моментом в работе, ведь ребенок воспринимает мир через маму и папу, а если счастливы они, то, соответственно - и он. Для лучшего понимания механизмов данного подхода рассмотрим его действие на конкретных примерах.

Рисунок 2. Команда студентов-волонтеров ГБОУ ВПО ЮУМУ Минздрава России, проводит новогодний праздник.

Волонтерами проведено большое количество интересных и познавательных МК. Один из них это искусство фотографии. Для его проведения был специально приглашен известный профессиональный фотограф Челябинска. МК состоял из двух частей: обучение и отработка полученных теоретических знаний на практике. Необычно было то, что дети не только обучились основам искусства фотографирования, а так же узнали необычную технику "сквозь мыльный пузырь".

А самым необычным МК был "Театр теней". Сначала пациентам рассказывают интересную легенду о возникновении таких театров и показывают русскую народную сказку "Гуси-лебеди", а затем раскрывают ребятам все секреты этого искусства, при этом каждый получил возможность побывать за кулисами, почувствовать себя настоящим актером, тем самым доставить удовольствие своим родителям, сидящим в рядах зрителей. Так же благодаря локальному освещению в общей темноте создается особая психологически безопасная для ребенка атмосфера, по-своему сказочная и волшебная, на этот час и дети и родители забывают, что они на самом деле находятся в больнице. Поэтому такой МК стал уже традиционным, и в своих выходах волонтеры проводили его не один раз. Так же дети очень любят МК, связанные с декоративно-прикладным творчеством, результатом которых в руках ребенка непременно оказывается оригинальная поделка, выполненная своими руками. Кроме того благоприятное значение имеет участие родителей в МК, как в качестве помощников своему ребенку, так и в качестве учеников. Особо тщательно происходит выбор тематики МК, необходимо учитывать возраст детей, подобрать неопасные, простые в обращении материалы, а также желательно, если это будет необычная и не всем известная методика, например декупаж и квиллинг. Исходя из полученного опыта, мы настоятельно рекомендуем данный способ психотерапии, однако он подходит далеко не для всех отделений, так как состояние болеющих детей должно позволить им выйти из палаты и пройти в игровую комнату, также необходимо наличие самой игровой комнаты, что встречается не всегда.

Другой формой общения с детьми, несвойственной обычным больничным клоунам - это проведение праздников. Такие мероприятия являются своеобразным психологическим "громоотводом". На протяжении всей работы нашего проекта команда волонтеров поздравляла детей с каждым календарным праздником. Самый грандиозным торжеством был новый год. Предварительно мы провели благотворительную акцию "Подари новый год детям!", которая заключалась в сборе новогодних подарков. Акция проводилась в стенах медицинского университета, где была организована выставка детских рисунков на новогоднюю тематику и развешаны рекламные плакаты

Мы активно используем все остальные принципы больничной клоунады. Двумя основными методами работы больничных клоунов являются юмор и игра. Игра является основным способом ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Многие психологи выделяли игру как особую деятельность, рассматривая её с различных точек зрения, выдвигали различные гипотезы её происхождения и функций. Мы будем придерживаться идеи Г.Л. Лэндреда, что игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Во время игры дети совершают самостоятельную мотивированную деятельность, подстраиваясь определенным образом, чтобы решить поставленную задачу. Из этого следует, что терапия игрой представляется в роли динамической системы взаимоотношений в структуре ребенок - терапевт. Доктор, использующий игру в качестве терапии, предоставляет маленьким пациентам игровые материалы и помогает в построении безопасных отношений. Все это способствует наиболее полному выражению и познанию ребенком своего внутреннего "Я". Игра является простым примером коммуникации, организации опыта и построением личного мира. Кроме того во время игры малыши ощущают свой контроль над сложившейся ситуацией [1, 6, 8, 15].

В целом, можно отметить, что игровая терапия основывается на следующем положении: игра - это естественное средство самовыражения детей. Эта возможность дается ребятам, чтобы они "проиграли" свои чувства и проблемы, точно так же как человек "выговаривает" свои трудности в некоторых типах терапии взрослых.

В один из выходов наша команда разыграла несколько веселых и развивающих сценок поучительного характера по мотивам сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино". Ребята не только смогли насладиться веселым и зажигательным выступлением волонтеров, но и поиграли в игры, конкурсы, угадывали загадки. А самое главное это то, что представление завершилось поучительным выводом, что самое дорогое в жизни - это знания. И, кроме того, каждый клоун имеет огромный багаж самых разнообразных игр, с помощью которых можно и чему-то научить ребенка, привязав к конкретной ситуации, и познакомиться с детьми, и выявить скрытые таланты, и многое другое.

Часто различные виды игр входят в специальные психологические тренинги, направленные на адаптацию ребенка в негативной обстановке больницы, позволяют ребятам раскрыться, не бояться общаться и рассказывать о себе. Программа психологических тренингов построена по классическим принципам их проведения, с учетом особенностей детского возраста, целью и задачами проекта.

Ещё один вид эффективной психотерапии - это арт-терапия. Это особая форма работы с детьми, основанная на использовании разнообразных приемов изобразительного творчества. Благодаря тому, что с красками можно проделать огромное количество интересных вещей, арт-терапия является одним из лучших методов детской психотерапии. Можно получать новые цвета, смешивая краски, размазывать, разбрызгивать, делать отпечатки, подбирать цвета в соответствие со своим настроением. А так как мы работаем с детьми различных возрастов, в один из выходов, для самых маленьких мы предусмотрели раскраски разных уровней сложности. Особенностью является то, что для рисования ребята не использовали кисточки, а рисовали пальчиками, что стимулирует развитие мелкой моторики рук [7, 12].

Несмотря на то, что мы располагаем всеми необходимыми методами и подходами в работе с болеющими детьми, крайне важна способность клоуна импровизировать, быстро находить выход из различных ситуаций, и, соответственно, уметь находить общий язык как с детьми, так и со взрослыми. Необходимы элементарные знания гигиены, норм лечебно-охранительного режима, понимание специфики болезней каждого отделения, в которое запланирован выход. Следует отметить, что студенты медицинских ВУЗов имеют преимущество перед остальными студентами, так как обладают всей необходимой информацией в данной области. Кроме того, в рамках проекта проводится обучение волонтеров, включающее в себя теоретические и практические занятия, где ребята учатся всем необходимым навыкам, которые пригодятся для работы в больнице. Для того чтобы оценить эффективность нашей работы, мы разработали анкету и после одного из выходов в онкогематологическое отделение ГБУЗ ЧОДКБ (г. Челябинск) провели анонимное анкетирование 53 родственника больных детей: 41 (77,36%) матерей, 3 (5,66%) отцов и 9 (16,98%) бабушек. Преимущественный возраст родственников детей 25-32 года -35 (66,04%) человек. Большая часть опрошенных проживает в городе - 36 (67,92%), остальные - в сельской местности - 17 (32,08%).

Возраст 26 (49,06%) детей, находящихся на лечении, не превышает 5 лет, 15 (28,3%) - от 6 до 10 лет, 9 (16,98%) и 3 (5,66%) детей в возрасте от 10 до 15 и после 15 лет соответственно. Из них на момент опроса 39% процентов детей лежат в отделении онкогематологии в течение месяца, 32% в течение полугода, 21% - течение недели, остальная часть пациентов периодически проходит курс лечения.

На вопрос "Часто ли ваш ребенок участвует в мероприятиях "Больничный клоун" или ему подобных, приводимых студентами?" 43% опрошенных ответили, что раз в месяц, 32% -через неделю, а 17% показали, что их ребенок участвует в подобном мероприятии в первый

В результате тестирования большинство родителей - 34 (64,15%) оценивают, что эмоциональное состояние ребенка после участия в нашем мероприятии

улучшилось, 12 (22,64%) -отмечают, что улучшилось незначительно, 6 (11,32%) -не отметили изменения эмоционального состояния

□ Улучшилось

□ Незначительно улучшилось

□ Не изменилось

□ Ухудшилось

Рисунок 3. Как изменилось эмоциональное состояние вашего ребенка после проведения мероприятия "Больничный клоун"?

ребенка, и лишь 1 (1,89%) - ответил, что эмоциональное состояния ребенка ухудшилось (рис. 3).

Работа нашего проекта продолжается в настоящее время, мы не останавливаемся на достигнутом уровне, а развиваемся в соответствии с поставленными нами целью и задачами. Доказано, что позитивный настрой и доброжелательный психологический фон необходимы для эффективности лечения и сокращения сроков течения болезни.

Ребенок, заряженный энергией, излучает бодрость, проявляет интерес к окружающему миру, к игре, он менее склонен к переживанию болевых ощущений. Это просто необходимо во время реабилитации маленьких пациентов, когда нужно постоянно поддерживать и повышать мотивацию ребенка на лечение и борьбу с тяжелой болезнью.

Исходя из этого, мы можем смело говорить о значительном психологическом эффекте, двусторонне оказываемом как на детей и их родителей, так и на студентов волонтеров. В процессе существования данного проекта хорошо заметно как меняются волонтеры и их отношение к работе в команде, готовность взять на себя большую ответственность, и с каждым выходом видна всё большая отдача общему делу. А это, несомненно, положительная сторона нашей работы.

Список литературы

1. Волкова В.М. Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с нарушениями слуха / Специальное образование. - 2009. - №2. - с. 14-18.

2. Горлач Н.А. Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №55. - с. 372-376.

3. Грищенкова Е.Н. Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях, осуществляющих стационарное лечение / Молодой ученый. - 2011. - №7, т. 2. - с. 90-94.

4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага. - 1974. - с. 290-296.

5. Максимова Н.А. Педагогические условия преодоления негативных установок у детей с особыми образовательными потребностями / Грани познания. - 2009. - №2 (3). - с. 47-51.

6. Либлинг М.М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения / Дефектология. - 2014. - № 3. - с. 30-44.

7. Лысых Н.В., Баркова Е.А. Арт-терапия в работе социального педагога / Успехи современного естествознания. - 2013. - №10. - с. 176-177.

8. Лэндред Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия. - 1994.

9. Мирошниченко Е.А. Эмоциональное состояние детей с нарушениями желудочно-кишечного тракта: результаты экспериментально-психологического исследования / Фундаментальные исследования. - 2014. - №8-1. - с. 217-220.

10. Овчаренко В.И. Госпитализм / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. под ред. Н. Д. Твороговой, ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. -М.: ПЕРЭС. - 2007.

11. Пахомова М. А. Психологическое состояние родителей детей, находящихся на лечении в отделении реанимации / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - №1. - с. 169-175.

12. Перепелкина Т.Е. Арт-терапия как одно из направлений социально-реабилитационной работы в условиях социально-реабилитационного центра / Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2013. - №34. т. 4. - с. 1176-1180.

13. Седов К.С., Трутаева Л.Н., Александрова К.О. Возможности психотерапевтических методов в предоперационной подготовке и постоперационной реабилитации у детей младшего школьного возраста / Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. -2013. - №3. - с. 10-11.

14. Трутаева Л.Н., Седов К.С., Александрова К.О. Больничная клоунада как психотерапевтический метод коррекции у детей старшего дошкольного возраста / Медицинский совет. - 2013. - №2-3. - с. 122-124.

15. Черных К.А. Особенности эмоционального состояния детей с онкологическими заболеваниями и неврологическими нарушениями в условиях игровой терапии / Медицинская реабилитация, курортология, физиотерапия. - 2013. - №2 (74). - с. 23-26.

REALIZATION OF THE PROJECT "HOSPITAL CLOWN" MEDICAL UNIVERSITY

STUDENTS SUSMU

D.A. KILINA - SUSMU E-mail: dasha-kilina@mail. ru O.A. BEZBABNAYA - SUSMU E-mail: verol2008@yandex.ru

Abstract

Effectiveness of "Hospital clown" project was reviewed in this article. This project was the way of rehabilitation of sick children who receive treatment in a hospital. There were also considered methods of communication with children and efficiency of them was proved by questionnaires among their parents and statistical data processing.

Keywords: hospital clown, psychological support, rehabilitation, hospitalism, psychotherapy.

References

1. Volkov V.M. Play therapy as a means of psychological prevention and overcoming anxiety in children with hearing / Special Education. - 2009. - №2. - p. 14-18.

2. Gorlach N.A. The psychological state of children and adolescents with cystic fibrosis / Proceedings of the Russian State Pedagogical University. Herzen A.I. - 2008. - №55. - p. 372-376.

3. Grishchenkova E.N. Activities of the social teacher in medical facilities providing inpatient treatment / Grishchenkova E.N. // Young scientist. - 2011. - №7, v. 2. - p. 90-94.

4. Konechnii R., Bouhal M. Psychology in medicine. - Prague. - 1974. - p. 290-296.

5. Maksimov N.A. Pedagogical conditions of overcoming negative attitudes of children with special educational needs / Facets of knowledge. - 2009. - №2 (3). - p. 47-51.

6. Liebling M. Games holding therapy in autism: methodological features and ethical aspects of the application / Defectology. - 2014. - № 3. - p. 30-44.

7. Bald N.V., Barkov E.A. Art therapy in the social educator / Successes of modern science. - 2013. - №10. - p. 176-177.

8. Lendred G.L. Play therapy: The art of relationships, M.: International Pedagogical Academy. -1994.

9. Miroshnichenko E.A. The emotional state of children with disorders of the gastrointestinal tract: results of experimental psychological research / Basic research. - 2014. - №8-1. - p. 217-220.

10. Ovcharenko V.I. Hospitalism // psychological lexicon. Encyclopedic Dictionary: 6 volumes. / Ed. ND Tvorogova, red.-status. Karpenko L.I.; under the total. Ed. Petrovsky.A.V. - М.: Peres. -2007.

11. Pakhomov M.A. The psychological state of the parents of children who are receiving treatment in the intensive care unit / Bulletin of St. Petersburg State University. Episode 12: The Psychology. Sociology. Pedagogy. - 2010. - №1. - p. 169-175.

12. Perepelkina T.E. Art therapy as one of the areas of social and rehabilitation work in a social rehabilitation center / Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2013. - №34. v. 4. - p. 1176-1180.

13. Sedov K.S., Trutaeva L.N., Alexandrova K.O. The possibility of psychotherapeutic methods in preoperative and postoperative rehabilitation of children of primary school age / Pediatrics. Supplement to the Consilium Medicum. - 2013. - №3. - p. 10-11.

14. Trutaeva L.N., Cedov K.S., Alexandrov K.O. Clown Care as a psychotherapeutic method of correction in children preschool age / Medical Council. - 2013. - №2-3. - p. 122-124.

15. Black K.A. Features of the emotional state of children with cancer and neurological disorders in a play therapy / medical rehabilitation, balneology and physiotherapy. - 2013. - №2 (74). - p. 2326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.