Научная статья на тему 'Больничная клоунада в структуре технологий социокультурной реабилитации'

Больничная клоунада в структуре технологий социокультурной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1667
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬНИЧНАЯ КЛОУНАДА / КЛОУНОТЕРАПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ВОЛОНТЕРСКАЯ БОЛЬНИЧНАЯ КЛОУНАДА / HOSPITAL CLOWN / CLOWN THERAPY / ART THERAPY / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION / PROFESSIONAL AND VOLUNTEER HOSPITAL CLOWN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долженкова Марина Игоревна

Целью является обобщение опыта реализации технологий больничной клоунады и клоунотерапии в практике социально-культурной деятельности. Раскрыты особенности развития технологий больничной клоунады в отечественной и зарубежной практике социально-культурной реабилитации. Явление больничной клоунады рассмотрено с точки зрения его задач, функций, эволюции в России и зарубежных странах. Выявлены особенности подготовки волонтеров и профессионалов в области клоунотерапии; проанализированы наиболее эффективные подходы и приемы. Представлен анализ деятельности международных организаций в области клоунотерапии. Рассмотрен опыт деятельности ведущих специалистов в области больничной клоунады П. Адамса, У. Барни, К. Симон и В.М. Ольшанского, К. Седова и др. Показано, что ведущими направлением деятельности организаций больничной клоунады является оказание регулярной социальной поддержки и помощи в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям. Данный вид социально-культурной реабилитации предполагает помощь в социализации и гармонизации детей-сирот в детских домах и детских психиатрических больницах; содействие адаптации и абилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации в результате чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSPITAL CLOWN IN THE STRUCTURE OF TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL REHABILITATION

The aim is generalization of experience of realization the technologies of hospital clown and clown therapy in the practice of socio-cultural activity. The features of development the technologies of hospital clown in the Russian and foreign practice of social-cultural rehabilitation are open up. The phenomenon of the hospital clown is studied as a system of its tasks, functions, evolution in Russia and foreign countries. The features of the education of volunteers and professionals are investigated in area of clown therapy; the most effective approaches and receptions were analyzed. The analysis of activity of international organizations in the area of clown therapy is given. The experience of activity of leading specialists in the area of hospital clown (P. Adams, W. Bernie, C. Simonds, V.M. Olshansky, K. Sedov and others is considered. The main direction of activity of the organizations of hospital clown providing of regular social support and help in the hospitals and in the hospices for children with heavy diseases and their parents are presented. This type of socio-cultural rehabilitation supposes a help in socialization and harmonization of children-orphans in child’s houses and child’s funny houses; assistance of adaptation and rehabilitation the children, getting in difficult vital situations as a result of emergencies.

Текст научной работы на тему «Больничная клоунада в структуре технологий социокультурной реабилитации»

УДК 379.8.092.2

БОЛЬНИЧНАЯ КЛОУНАДА В СТРУКТУРЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

© Марина Игоревна ДОЛЖЕНКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: post@tsutmb.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры культуроведения и социокультурных проектов

E-mail: dolgenkovam@mail.ru

Целью является обобщение опыта реализации технологий больничной клоунады и клоунотера-пии в практике социально-культурной деятельности. Раскрыты особенности развития технологий больничной клоунады в отечественной и зарубежной практике социально-культурной реабилитации. Явление больничной клоунады рассмотрено с точки зрения его задач, функций, эволюции в России и зарубежных странах. Выявлены особенности подготовки волонтеров и профессионалов в области клоунотерапии; проанализированы наиболее эффективные подходы и приемы. Представлен анализ деятельности международных организаций в области клоунотерапии. Рассмотрен опыт деятельности ведущих специалистов в области больничной клоунады - П. Адамса, У. Барни, К. Симон и В.М. Ольшанского, К. Седова и др. Показано, что ведущими направлением деятельности организаций больничной клоунады является оказание регулярной социальной поддержки и помощи в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям. Данный вид социально-культурной реабилитации предполагает помощь в социализации и гармонизации детей-сирот в детских домах и детских психиатрических больницах; содействие адаптации и абилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации в результате чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: больничная клоунада; клоунотерапия; арт-терапия; социально-культурная реабилитация; профессиональная и волонтерская больничная клоунада

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -7/8( 159/160)-84-94

Традиционно больничную клоунаду или клоунотерапию (англ. Hospital Clown) называют особым видом социально-культурной реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии и игротерапии.

Профессиональные больничные клоуны впервые появились в США в 1986 г. Сейчас клоунотерапия как вид социально-культурной реабилитации детей с тяжелыми заболеваниями широко используются во всех странах мира, тридцатилетний мировой опыт больничной клоунады доказал ее эффективность и позитивное воздействие на психоэмоциональное самочувствие и физическое состояние тяжелобольных детей.

Организации больничной клоунады оказывают помощь детям, проходящим длительное интенсивное лечение; оставшихся без попечения родителей; находящимся в кризисных ситуациях; нуждающимся в адаптации к условиям больницы посредством проведения психологических, реабилитационных, социально-культурных и развлекательных мероприятий. В задачи больничной клоунады входит:

- купирование шоковых состояний при первой и последующих госпитализациях ребенка;

- сокращение продолжительности «больничного синдрома» между этапами хирургического и консервативного лечения;

- отвлечение и психологическая разгрузка ребенка непосредственно в реанимации в предоперационный и послеоперационный периоды;

- отвлечение и снятие болевого синдрома при проведении медицинских манипуляций, воспринимаемых ребенком как агрессия;

- психологическая адаптация ребенка к больнице посредством игры и интерактивного общения;

- мотивация детей к регулярному, правильному и позитивному (веселому) приему лекарств и пищи;

- оказание помощи в социальной адаптации ребенка после выписки из больницы в направлен и физического совершенствования и развития навыков коммуникации [1].

Европейская федерация организаций больничной клоунады (EFHCO) была основана 3 марта 2011 г. в целях продвижения на

европейском уровне профессиональной деятельности клоунотерапевтов в сфере здравоохранения (уход за госпитализированными детьми, помощь их семьям и другим незащищенным и больным людям). Тогда восемь организаций больничной клоунады, руководствуясь общими целями, сочли необходимым объединить свои усилия, знания и опыт, чтобы создать федерацию. Основополагающие идеи этого движения были обсуждены на саммите лидеров организаций больничной клоунады, состоявшейся в Сан-Паулу (Бразилия) в 2013 г. EFHCO ведет активную работу. Так, в марте 2016 г. в Лиссабоне (Португалия) прошло Международное совещание по больничной клоунаде, призванное объединить усилия организаций-членов федерации, представляющих различные направления деятельности в области больничной клоунады. В апреле 2016 г. в Осло (Норвегия) состоится совещание EFHCO по проблемам фандрайзинга, в рамках которого состоится обмен информацией о передовом опыте фан-драйзеров в европейских организациях больничной клоунады. В октябре 2016 г. состоится ежегодное общее собрание EFHCO.

Существенную поддержку технологиям клоунотерапии оказывает Всемирная Клоунская Ассоциация. В настоящее время в мире существует более 30 организаций больничной клоунады, как волонтерских, так и профессиональных. Наиболее известными из них стали - Cliniclowns (Бельгия), Hôpiclowns (Женева), Danske Hospitalsklovne (Копенгаген), Nariz Vermelho (Португалия), Zdravotní Klaun (Прага), Sykehusklovnene (Осло), CliniClowns (Амерсфорт, Нидерланды), Hearts & Minds [Сердца и Умы] (Эдинбург, Шотландия), KlinikClowns (Бавария, Фрайзинг, Германия), Lе Rire Médecin (Париж, Франция), Rote Nasen Clowndoctors (Вена, Австрия), Soccorso down Societa (Флоренция, Италия Фонд Theodora (Lonay, Швейцария), Funny Nose и Доктор Неболит (Белоруссия), Big Apple Circus (США), Де Аллегрия (Бразилия), Фонд «Доктор-клоун» (Львов и Запорожье, Украина), «Доктор-клоун» (Москва, Санкт-Петербург, Чебоксары Россия), автономная некоммерческая организация «Больничные Клоуны» (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, Орел). Организации больничной клоунады

также работают в Великобритании, Канаде, Австралии, Турции и арабских странах [2].

Программы больничной клоунады реализуются в 16 ведущих детских клиниках по всей территории США (в Пенсильвании, Нью-Джерси, Мэриленде, Северной Каролине, Калифорнии и штате Вашингтон) в рамках проектов общественной организации Big Apple Circus Clown, учрежденной в 1986 г. М. Кристенсеном. Посредством регулярных сеансов клоунотерапии больничные клоуны высмеивают и пародируют медицинские манипуляции, помогая детям адаптироваться и отвлекая их во время болезненных или страшных им процедур. Целительная сила юмора и смеха помогает побороть стресс, снизить боль, посредством выброса эндор-финов (природных болеутоляющих гормонов), стимулировать иммунную систему, улучшить параметры состава крови и другие факторы выздоровления.

Программы организации Big Apple Circus Clown получают финансовую поддержку за счет благотворительных взносов и пожертвований от фондов, корпораций и частных лиц и удостоены многочисленных наград (Премия Оби, Гуманитарная премия имени Рауля Валленберга, премия Рэд Скел-тон и гранты Национального фонда искусств). В 2000 г. клоунотерапевты Big Apple Circus Clown начали работу в стационарах паллиативной помощи. В рамках проекта "Smiles Around the World" они посетили госпитали Восточного Тимора (2000 г.) и Афганистана (2002 г.).

Под эгидой института Gesundheit (в г. Аспен, штат Колорадо, США), под руководством С. Кребачер функционирует организация «Милосердие и участие» (Mercy & Sharing). Она помогает детским домам, школам, поддерживает программы питания детей в больницах и отделениях для детей-сирот. Уникальным опытом этой организации стала поездка на Гаити: 16 больничных клоунов (опытные и начинающие) из Техаса посетили отделение для детей-сирот в больнице Университета Гаити (г. Порт-о-Пренс). В приюте клоуны работали с детьми из малообеспеченных семей. Это было контактное взаимодействие, игры, пение с детьми, страдающими неизлечимыми физическими или психическими заболеваниями, а также детьми, инфицированными ВИЧ или туберкулезом [3].

Очень активно программы больничной клоунады реализуются в Великобритании. В основанной в 1997 г. организации больничной клоунады «Сердца и носы» работает 21 доброволец. Эта организация гордится высоким уровнем квалификации клоунотерапев-тов, ориентацией импровизационных программ на интерактивное взаимодействие с ребенком, расширение возможностей участия последнего в клоунских представлениях. Бригада клоунотерапевтов сотрудничает на регулярной основе с крупнейшими национальными медицинскими центрами в Бостоне, Тафтсе, Францисканской детской больницей для детей и реабилитационной больницей в Сполдинге.

Также заслуживает обобщения опыт реализации программ больничной клоунады (с апреля 2013 г.) в детской больнице Great North, где по окончании каждой систематически осуществляемой программы клоуноте-рапии проводится строгий анализ ее эффективности, вносятся необходимые корректировки, выявляются ориентиры переподготовки и повышения квалификации клоунотера-певтов. Акценты в работе делаются на следующих аспектах:

- тесное взаимодействие больничного клоуна с лечащим врачом и медицинским персоналом, работающим в палате;

- целенаправленное развитие долгосрочного взаимодействия с маленькими пациентами и их родителями с тем, чтобы обеспечить мониторинг посредством достоверных данных хода, результатов и эффективности программы больничной клоунады;

- активное сотрудничество с воспитателями, детскими психологами и другими сотрудниками клиники, входящими в состав медицинского персонала, позволяет осуществлять мониторинг, контроль и оценку эффективности результатов реализации программ больничной клоунады, а также выявление детей, выздоровлению которых достоверно способствовали программы клоуноте-рапии;

- оптимизация и повышение качества воздействия клоунотерапии в процессе каждого посещения ребенка.

В Великобритании больничные клоуны также работают в Сандерлендском королевском госпитале и больнице Фримена (CHUF) (Ньюкасл). В последней клинике программы

больничной клоунады, финансируемые частными лицами и благотворительными организациями, проводятся для маленьких пациентов кардиологического отделения под руководством исполнительного арт-директора М. Уилсона. Инновационность программ основана на участии пациентов в театрализованной игре, избавляющей детей от страха и неуверенности, стимулирующей их возможности понять и принять свое состояние.

Заслуживает внимания также уникальный опыт международной организации лагерь «Кэмп Симха» (Великобритания). Этот финансируемый благотворителями лагерь радости и надежды, созданный в 1987 г., ежегодно организует рекреационные смены для детей, страдающих от онкологии или других опасных заболеваний, из Северной Америки, Израиля и Европы. Основатели этой организации (М. Пленси и Р. Пленси, А. Офштейн, Ш. Леви и С. Уитфилд) создали по всей Великобритании мощную (круглосуточную) сеть добровольческой поддержки и помощи семьям с больным ребенком. Для поиска средств «Кэмп Симха» устраивает благотворительные марафоны, средства от которых идут на закупку уникального медицинского оборудования.

Ежегодно посредством специальных программ клоунотерапии с игрушками и воздушными шарами обслуживается более 1000 детей в возрасте от 0 до 18 лет с любой формой рака или другого заболевания, опасного для жизни (мышечная дистрофия, кистозный фиброз, редкие генетические заболевания, серьезные заболевания сердца). Также предоставляется широкий спектр услуг, обеспечивающих практическую и эмоциональную поддержку родителей (важно не только помочь больному ребенку, но улучшить положение всех членов семьи). Премьер-министр Д. Кэмерон, а также президенты Дж. Буш-старший и Б. Обама публично поддержали деятельность этой благотворительной организации в Великобритании и США: крупнейшая в мире волонтерская организация "Points of Light" (Точки Света) - наградила «Кэмп Симха» специальной премией.

В Австралии больничные клоуны работают в клиниках Квинсленда. Пилотные проекты были осуществлены в 1996 г. - в Королевском госпитале в Хобарте, чуть позже - в Порт-Артуре, а с января 1997 г. - в Детской

больнице Сиднея. Более активно программы больничной клоунады в Австралии стали осуществляться с сентября 2006 г. В помощь им организуются благотворительные спортивные соревнования, забеги, все средства от которых передаются Детскому фонду, работающему на северо-востоке Австралии. Особенно яркими, волшебными и сказочными становятся рождественские программы. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход, ведется постоянное наблюдение за ним.

В Швейцарии широкое развитие получило шоу больничной клоунады "Hors-piste" («Бэккантри»). Программа, подготовленная под руководством П. Дорданя, представляет собой цикл пародий, последовательно воплощающих образы застенчивых юношей, подростков-хвастунов, заботливых родителей и отличается деликатностью, скромностью и эмоциональной чувствительностью.

Особое внимание в организациях больничной клоунады уделяется подготовке и переподготовке кадров. Претенденты на должность клоунотерапевта должны преодолеть тщательный кастинг. Затем следует шестимесячный курс подготовки непосредственно в детских клиниках, включающий лекции, обучающие семинары, а также практикумы клоунотерапии под наблюдением наставника [4]. Содержанием курса является обучение творческим навыкам, а также изучение обзорных программ по основам медицинских знаний. По завершении подготовки проводится специальная церемония, в ходе которой больничные клоуны получают выпускной сертификат и белый халат.

Больничная Клоунада в мире делится на любительскую и профессиональную. Основная дискуссия в сообществе клоунотерапев-тов связана с тем, кто должен работать в качестве клоунотерапевта - профессиональный клоун-доктор или волонтер. Основоположником непрофессиональной (волонтерской) социальной клоунады является американец П. Адамс. Его яростными противниками являются европейцы К. Симон и В.М. Ольшанский.

Одним из ведущих мировых исследователей проблематики больничной клоунады является Б. Уоррен - доктор философии, профессор драматического искусства в образовании и социуме (университет Виндзора,

Торонто, Канада), признанный в мире исследователь, писатель и педагог, научные и творческие работы которого посвящены использованию средств театрального искусства и клоунады в сфере здравоохранения. Основываясь на знании китайских и японских традиций целительства, а также на западноевропейских достижениях в области психологии и исполнительского искусства он обосновал и разработал технологии драмате-рапии и клоунотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями, пожилыми людьми и людьми, страдающими тяжелыми заболеваниями. С 2001 г. он сам работает в качестве клоунотерапевта в клиниках Юго-Западного Онтарио (Канада), а также преподает основы больничной клоунады студентам. С 2003 г. он реализует авторскую программу семейной клоунады "Fools For Health" [5], которая была удостоена гранта "Great Grant Award" организации "Ontario Trillium Foundation". Б. Уоррен является автором многочисленных книг и статей, среди которых "Using the Creative Arts in Therapy and Healthcare" [6], "Drama Games" [7], "The Clown Doctor Chronicles" (в соавторстве с К. Симон) [8].

Основатель и директор французской организации «Доктор-смех» К. Симон - известная актриса-клоун Жираф, работает во Франции более двадцати лет и убеждена в том, что социальной работой должны заниматься самые талантливые актеры, режиссеры и клоуны, потому что больной ребенок достоин только самого лучшего, самого талантливого и самого профессионального.

В больничную клоунаду она пришла после обучения на медицинском и театральном факультетах, а также индивидуальных занятий со знаменитым парижским актером-мимом Э. Декру. В течение 10 лет она гастролировала по всей Европе в качестве клоуна, музыканта и акробата уличного театра. Переехав в Нью-Йорк, она прошла кастинг для работы в группе больничной клоунады в организации "Big Apple Circus Clown", где после краткосрочного обучения начала работать в госпиталях Нью-Йорка в образе доктора-клоуна Жирафа, продолжая повышать собственную квалификацию. К. Симон пришла к убеждению, что клоунотерапевт должен обладать специальными компетенциями, поскольку зритель такого клоуна - больной

ребенок (прошедший реанимацию или умирающий), и если клоун понимает состояние ребенка, то работает гораздо тоньше.

По возвращении во Францию, Каролин убедила министерство культуры в необходимости развития в стране программ больничной клоунады. Вместе со своими учениками она создала компанию «Доктор-смех», которая осуществляет постоянную подготовку новых больничных клоунов. Для обучения используются технологии коучинга и тренировки. С каждым новым больничным клоуном работают десять педагогов-режиссеров, которые на протяжении двух лет учат и наблюдают, как работает клоун-стажер. Каждый ученик имеет персонального тренера-наставника, с которым можно поделиться по поводу возникающих личностных трудностей в работе: чтобы минимизировать профессиональное выгорание нужно уметь говорить, анализировать происходящее с клоуном. В организации «Доктор-смех» в настоящее время работает сотня клоунов, которые ежегодно дают примерно 75 тыс. индивидуальных спектаклей в сорока различных госпиталях [9].

К. Симон полагает, что дети часто боятся клоуна из-за яркого грима (традиционный театральный и цирковой грим рассчитан на то, что на артистов зрители смотрят издалека, а клоунотерапевты подходят к ребенку очень близко), поэтому клоунотерапевты почти не пользуются гримом, общаются и взаимодействуют с ребенком с помощью маленькой марионетки или игрушки.

К. Симон настаивает на том, что клоуны должны работать в паре, поскольку клоун, работающий в одиночку, постоянно испытывает соблазн наладить отношения, подружиться с ребенком, сделать моноспектакль, а это контрпродуктивно. В дуэте клоунов возникает театр с драматургическим конфликтом, что обусловливает актуальность продвижения наиболее сильных дуэтов клоунов, которые создают собственный театральный ход, свою игру. Чтобы не надоесть ребенку, клоуны провоцируют его к тому, чтобы он их выгнал: ребенку очень весело выгонять клоуна, командовать им. Клоун во время представления всегда должен быть по статусу ниже ребенка (менее красивый, глупый, неуклюжий), не должен смеяться, напротив, зрители должны смеяться над ним, его наив-

ностью, глупостью, малодушием, над его нескрываемыми желаниями. В этой профессии нужно постоянно искать подход, соответствовать потребностям ребенка (если ребенок испугался клоуна, клоунотерапевт должен поменяться ролями с ребенком: испугаться еще больше; если ребенок раздражен, озлоблен - эту злобу нужно не подавлять, а перенаправить, например, на того же клоуна). Требуется не просто насмешить малыша любой ценой, а подключить ребенка к игре, зажечь в нем искорку.

В.М. Ольшанский также является последовательным сторонником профессиональной больничной клоунады. Он уверен в том, что профессия клоунотерапевта требует особого таланта и определенных актерских и клоунских навыков, которые необходимо постоянно развивать, много работать над собой. В.М. Ольшанский российской публике хорошо известен как создатель, совместно с В. Полуниным, клоунской группы «Лицедеи». Большую часть своей жизни он посвятил медицинской клоунаде. В конце восьмидесятых этот известный актер-клоун, режиссер и педагог переехал в США, где стал одним из инициаторов профессиональной больничной клоунады. Последующие десять лет В.М. Ольшанский проработал в организации Clown Care Unit, основанной клоуном и жонглером М. Кристенсеном. Вместе со своим напарником П. Ньюманом В.М. Ольшанский активно участвовал в реабилитационных программах летнего лагеря для детей больных раком, организованного Clown Care Unit и имевшего название "Hole in the Wall" («Дыра в стене»). За эту работу В.М. Ольшанский был удостоен премии Р. Валленберга за вклад гуманитарную деятельность. Позже В.М. Ольшанский работал в различных больницах Нью-Йорка: госпитале Святого Люка, Детском пресветерианском госпитале в Коламбусе, госпитале Слоан Ке-теринг, госпитале Гарлема. Вершиной его карьеры стала должность супервайзера (руководителя) программы в крупнейшей детской больнице Нью-Йоркском пресвитерианском госпитале. В.М. Ольшанский разработал авторскую методику обучения актеров-клоунов и проводил специализированные мастер-классы в Университете Северной Каролины (США).

В 1996 г. В.М. Ольшанский учредил первую национальную профессиональную организацию больничной клоунады в Италии. Эта идея была с энтузиазмом подхвачена руководителями Флорентийской детской больницы А. Мейер. Это учреждение здравоохранения профинансировало пилотный проект, который В.М. Ольшанский реализовал в 1996-1997 гг. вместе с братом и актрисой К. Тури-Бикокки. Ольшанский создал некоммерческую организацию "Clown Aid" (Клоунская помощь), а также первую в Италии образовательную программу "Clown in Corsia", которая в 1999 г. была впервые реализована во Флоренции при поддержке Детской Больницы Майер и Национальной государственной итальянской театральной организации (ЕТИ). Подобную образовательную программу в Тоскане профинансировал Европейский Социальный Фонд. Уже в 2000 г. "Clown Aid" получила новый статус, была преобразована в общественную организацию "Soccorso Clown" («Неотложная Клоунда»), которая под художественным руководством В.М. Ольшанского работает во многих итальянских больницах. Клоунотерапевты обслуживают наиболее болезненные и тяжелые для ребенка процедуры и медицинские манипуляции. В 2010 "Soccorso Clown" становится одной из основателей Европейской Федерации Организаций Больничных клоунов (EFHCO) [10].

В середине 1990-х В.М. Ольшанский предпринял попытку ввести этот вид социального обслуживания в России, основываясь на опыте США. В ноябре 2007 г. в рамках фестиваля «Большая Перемена», при поддержке Фонда Галины Вишневской, и Итальянского Института Культуры в Москве, "Soccorso Clown" осуществила в России пилотный проект профессиональной больничной клоунады, представив свою программу в Москве: в Онкологическом Центре Блохина, Детском Радиографическом Центре, Эндокринологическом Центре и Нейрохирургическом центре Бурденко. До этого в российских больницах такого профессионального сервиса не было, хотя в некоторых из Московских больниц отдельные программ реали-зовывали самодеятельные клоуны и артисты.

В марте 2014 г. В.М. Ольшанский провел мастер-классы для больничных клоунов Риги - благотворительной общественной ор-

ганизации "Dr. Klauns", функционирующей в Латвии с осени 2012 г. Рижские клоунотера-певты отработали около тысячи часов в отделениях неотложной медицинской помощи, гематоонкологии, хирургии и кардиохирургии. Цель мастер-классов - распространить разработанную авторскую методику обучения медицинской клоунаде в разных странах мира. Мастер-классы стимулировали творческое сотрудничество и взаимный интерес, у латвийских клоунотерапевтов появились новые впечатления и идеи, связанные с продолжением учебы и повышением квалификации.

Авторская методика изложена В.М. Ольшанским в книге «Путь клоуна. История смехотерапии» [11], в которой автор описывает свой путь в медицинскую клоунаду. В солидном американском журнале "Pediatrics" вышла его большая статья о деятельности "Soccorso Clown", в которой автор подчеркивает, что посредством клоунотерапии у половины маленьких пациентов снижается стресс; сокращается потребление лекарств и время пребывания ребенка в госпитале.

Альтернативой профессиональной больничной клоунаде является социальная клоунада П. Адамса. Этот профессиональный врач, работает в больницах, приютах, домах престарелых, тюрьмах и горячих точках по всей планете. Он принципиально не берет плату со своих пациентов, основал собственную бесплатную больницу в Западной Вирджинии.

Там П. Адамс создал больничную коммуну, включавшую двадцать человек, из которых трое - профессиональные врачи ежемесячно принимали от 500 до 1000 пациентов. П. Адамс никогда не мыслил себя как профессиональный больничный клоун, просто старался максимально облегчить участь больных людей. Он убежден в том, что работать ради денег и власти - неправильно, важно работать ради любви. У П. Адамс сложилась своя технология. В его арсенале около тридцати видов смешных аксессуаров и игрушек. В арсенале П. Адамс 50 лекций и мастер-классов, с которыми он выступает по миру уже 29 лет по 300 дней в году. В 1998 г. о нем сняли фильм «Целитель Адамс» (режиссер Т. Шадиак), который прославил его по всему миру. После выхода фильма объем ежегодной благотворительной поддержки программ П. Адамс достиг около 1 млн долл.

П. Адамс требует свободы для волонтеров-клоунов, чтобы они могли творить. Он опасается, что профессиональная подготовка больничных клоунов приведет к тому, что от каждого волонтера будут требовать диплом. П. Адамс убежден, что волонтерам часто не хватает той уверенности, которая приходит только с опытом. Поэтому начинающие кло-унотерапевты должны работать в парах с наставниками. Сам П. Адамс почти всегда работает в одиночку.

Одним из инициаторов возникновения в России института больничных клоунов являлся известный клоун В.И. Полунин. Он внес существенный вклад в развитие отечественной клоунотерапии. В.И. Полунин является организатором Международного циркового форума в Петербурге, в рамках которого происходят дискуссии специалистов больничной клоунады из разных стран, обсуждались возможности развития клоуноте-рапии, технологии больничной клоунады и социального цирка; подготовки кадров в области больничной клоунады. Также обсуждался опыт разработки методической литературы и создания соответствующих добровольческих организаций.

В России технологии больничной клоунады сейчас активно развиваются. Присутствие больничных клоунов в детских отделениях в России одобрено ведущими медицинскими учреждениями страны, среди которых Российская детская клиническая больница, Федеральный научно-клинический центр им. Д. Рогачева, Центр трансплантации костного мозга им. Р. Горбачевой и др.

Необходимых материальных и кадровых ресурсов для создания мощной профессиональной сети организационной больничной клоунады в России пока нет. Тем не менее, в разных регионах страны функционируют профессиональные и волонтерские сообщества клоунотерапевтов. Движение больничных клоунов зародилось в России около 10 лет назад. Больничная клоунада становится важной отраслью клинической психологии, реально помогающей детям. Различные технологии клоунотерапии, а также опыт их применения российские волонтеры изучали в странах Европы и Израиле. Множество отечественных больничных клоунов постоянно совершенствуют свое мастерство, доводят его до уровня искусства. Клоунотерапия в

России основана на волонтерстве и благотворительности, за свою работу волонтеры получают небольшие деньги (за один выход в течение 4-х часов клоунотерапевт в Москве получает 2 тыс. руб., в регионах ставка гораздо меньше).

Наиболее известными являются две организации: «Доктор-клоун» под руководством Ю. Райской и М. Матвеева и Автономная некоммерческая организация помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах, «Больничные Клоуны» под руководством К.С. Седова. Созданные как волонтерские и непрофессиональные, в настоящее время эти организации меняют юридический статус, расширяют географию реализации программ социокльурной реабилитации, активно осваивают опыт западных клоунотерпевтов, проводят курсы, летние школы и мастер-классы по подготовке профессиональных больничных клоунов.

Автономная некоммерческая организация «Больничные Клоуны» является первой в России профессиональной организацией, практикующей регулярную и системную реабилитацию детей, находящихся на стационарном лечении, с помощью средств больничной клоунады, арт-терапии и игроте-рапии. Основными направлениями деятельности организации являются регулярная профессиональная помощь в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям; помощь в социализации и гармонизации детей-сирот в детских домах и детских психиатрических больницах; содействие реабилитации детей попавших в трудные жизненные ситуации в результате чрезвычайных ситуаций.

Руководит организацией один из первых профессиональных больничных клоунов в России К.С. Седов. Юрист по образованию (выпускник НИУ-ВШЭ), Константин начал свою деятельность больничного клоуна в 2005 г. после обучения в Школе-студии актерского мастерства при ВГИК (театр-студия Парадокс) и дополнительной подготовки в швейцарской организации больничных клоунов "Theodora". Тогда он в качестве волонтера пришел в больницу, и около полугода работал на общественных началах. Позже при больнице был создан благотворительный фонд, в рамках проектов которого К.С. Седов начал работать с тяжелобольными детьми в

качестве штатного аниматора по программам больничный клоунады. Позже к этой работе присоединились коллеги-волонтеры, возникли волонтерские школы клоунов. Обобщив зарубежный опыт, К.С. Седов создал профессиональную организацию, в которой работают профессиональные актеры, режиссеры и музыканты, люди других творческих профессий. Коллектив насчитывает более 50 человек, которые регулярно, 1-2 раза в неделю, посещают детей.

Важным творческим достижением АНО «Больничные Клоуны» стала подготовка спектакля «Приключения в пижаме» в постановке режиссера А. Хухлина. Этот спектакль был показан в ряде крупных детских медицинских учреждений Москвы и Петербурга.

Больничная клоунада важна и необходима во время реабилитации маленьких пациентов, когда нужно постоянно поддерживать и повышать мотивацию ребенка к лечению и борьбе с болезнью. «Больничные клоуны» выбирают для работы самых тяжелых детей, которые подолгу лежат в клинике (онкология, иммунология, ортопедия, задержка развития, задержка психоневрологического развития, дети из домов ребенка), диагноз которых не исключает летальный исход. Ко всем этим категориям больных разработаны особые подходы клоунотерапевтов. Работать с такими пациентами психологически тяжело, клоун постоянно испытывает внутренний дискомфорт: в палате не только больной ребенок, но и находящийся в отчаянии родитель. Клоуну же важно найти такой подход, чтобы не обидеть своими шутками, найти контакт, разговорить ребенка и родителя, попытаться вернуть ребенку детство. К.С. Седов уверен в том, что больничные клоуны должны быть не только хорошими актерами, но и психологами. Им должны быть свойственны такие качества, как обучаемость, стрессо-устойчивость, гибкость, мобильность, умение найти контакт с конкретным ребенком. Клоун должен быть открытым, но, в то же время, создать определенную дистанцию, защищающую от внешних факторов и спасающую от профессионального выгорания (когда клоун становится черствым, безразличным к уходу ребенка из жизни, или, напротив, когда клоун не способен смириться с уходом ребенка из жизни) [1].

С детьми ведется систематическая еженедельная работа, что приводит к аккумулированию позитивного эффекта. Все действия больничной клоунады обязательно согласовываются с руководством клиники, руководством отделения, лечащими врачами, с медсестрами, со всем персоналом. Прежде чем начать программу клоуны уточняют в ординаторской состояние пациентов: к кому можно идти, а к кому нельзя. По каждому ребенку индивидуально решается вопрос о количестве сеансов клоунотерапии. Ребенку ничего не навязывается: с помощью пантомимы и клоунады выявляются его интересы и потребности, которые, по мере возможности, удовлетворяются. Если ребенок интерактивен - следует один подход, если интро-вертичен - перед ним разыгрываются программы куклотерапии, сказкотерапии, элементы работы Playback театра1. Больничные клоуны работают, гримируются и используют костюмы, руководствуясь главным принципом - не напугать (не навредить).

Клоун приходит в палату как своего рода живая игрушка, играет с ребенком или играет (по желанию ребенка) с его игрушками, в его сказку или мечту. Иногда перед ребенком работает пара клоунов, за которыми он просто наблюдает. Клоуны разыгрывают представление вокруг сложившейся с ребенком ситуации, исходя из желаний ребенка. В программы клоунотерапии вовлекаются и родители, поскольку дети до трех лет копируют эмоциональное состояние родителя. Поскольку малыш психологически тесно связан и зависит от мамы, работа клоуна (оптимизирующая настроение и самочувствие родительницы) косвенно оказывает позитивное воздействие и на ребенка: если маме становится немного лучше, ребенок воспринимает это сознательно или бессознательно, что позитивно сказывается на его иммунитете. Клоуны стараются не смотреть на младенца более трех секунд, чтобы не напугать взглядом, больше работают с мамой.

Если мама встречает клоунов со скептицизмом - ребенок сразу напрягается, потому что воспринимает негативную реакцию в го-

1 Playback-театр - одна из форм современного неклассического театра основанная на спонтанной игре и импровизации актеров. При этом на сцене разыгрываются истории (зарисовки из жизни), непосредственно рассказанные самими зрителями.

лосе и мимике родительницы. Напротив, если мама позитивно встречает клоунов, улыбается, - аналогичная реакция следует и у ребенка. Поэтому бригада клоунов сначала очень аккуратно и ненавязчиво устанавливает контакт с мамой, а уж потом - с ребенком. В программах клоунотерапии также учитываются религиозные чувства и индивидуальные психологические особенности и ребенка, и родителей. Например, если врач разрешает программы клоунотерапии, а мама - отказывается, ее мнение оказывается решающим даже в том случае, если ребенок не прочь пообщаться с клоунами.

Во время медицинского обхода больничные клоуны отвлекают ребенка, пока родители в напряжении слушают лечащего врача. Врачи специально приглашают клоунов, когда необходимо осуществить с ребенком сложную, тяжелую процедуру или манипуляцию. Чтобы отвлечь ребенка, избежать истерики - нужен клоун. Если ребенок находится в боксе, клоуны общаются с ним, устанавливая контакт через стекло. В случаях работы в карантинном блоке, больничные клоуны покидают отделение, не общаясь с другими детьми, подвергают одежду санобработке, только после этого становится возможным перейти для продолжения работы в другое отделение клиники [12].

Клоунотерапевты организации «Больничные клоуны» только в Москве работают в 8 больницах, бригады клоунов также работают в Подмосковье, в Балашихе; две бригады активно работают в Ростове-на-Дону, также функционируют больничные клоуны в Казани, Орле, Санкт-Петербурге и Рязани.

В рамках международного проекта АНО «Больничные клоуны» с марта 2012 г. аналогичные программы реализуются в ряде больниц специализированных интернатов г. Иваново под руководством О. Егоровой. Проект направлен на оказание психологической помощи больным детям и их родителям. Работа клоунотерапевтов ориентирована на отвлечение маленького пациента от однообразия больницы и адаптация его к восприятию болезненных медицинских процедур, приему лекарственных препаратов посредством игры и общения. В проекте задействованы 10 больничных клоунов (педагоги, журналисты, программисты по профессии) в возрасте от 19 до 30 лет. Проект больничной клоунады

отмечен Благодарственным письмом Ивановской городской Думы за социальное партнерство при проведении благотворительного марафона «Ты нам нужен».

Создана специальная программа больничной терапии - клоуномобиль, позволяющий бригаде посещать ребенка на дому, а также работать в учреждениях для детей с задержкой развития, детские психоневрологические диспансеры. Для пациентов этих учреждений подготовлены специальные спектакли с участием четырех актеров с баяном, с бабочками, позволяющие воздействовать на визуальные, на слуховые и на тактильные ощущения. Этот спектакль с минимальными словами помогали создать дефектологи, психологи и педагоги, чтобы это был не просто какой-то текст, понятный и ребенку до 5 лет, либо ребенку с задержкой развития до 15 лет. Спектакль хорошо воспринимается пациентами, потому что он медленный, гибкий, интерактивный, ориентированный на обратную связь и взаимодействие с ребенком.

Финансирование программ клоунотера-пии связано с многочисленными грантами, организация ищет финансирование среди частных пожертвований, частных спонсоров, компаний, поскольку финансовая независимость позволяет работать в разных больницах и по разным направлениям.

Постепенно в России складывается система профессиональной подготовки специалистов в области больничной клоунады. При отборе в бригады клоунотерапии проводятся кастинги. В частности, кастинги, организованные в Петербурге, Орле, Ростове, Казани и Москве, оценивало жюри, состоящее из психологов, режиссеров и профессиональных актеров [13].

Кастинг, как правило, проходят только 10 % участников, среди них не только профессиональные актеры (не все выпускники театральных вузов обладают навыками импровизации и склонны к социальной работе). Тем не менее, бригады клоунов в основном состоят из актеров, педагогов, музыкантов, реже - психологов.

К.С. Седов вместе с другими преподавателями организации «Больничные клоуны» проводит мастер-классы по больничной клоунаде для инициативных групп из 14-ти городов России, включая Сибирь и Дальний Восток, а также для коллег из городов Бело-

руссии (Гомель, Витебск), Украины (Запорожье, Ровно, Кривой Рог) и Киргизстана (Бишкек). Работа с тяжелобольными детьми в больнице требует специальной подготовки. Обучение в школе больничных клоунов проходит в 2 этапа: семинары (3 блока) и стажировка. В течение нескольких блоков семинаров изучаются основы мастерства клоунады, а также особенности больничной клоунады. Обучение основывается на авторской программе, основанной на обобщении опыта европейских коллег. В программу входят занятия по направлениям: создание образа и формирование характера рыжего и белого клоуна; партнерство; фокусы; моделирование из шаров; пластика. Также проводятся лекции психолога, эпидемиолога и онколога, изучаются проблемы деонтологии. Обязательным элементом программы является моделирование ситуаций в больнице, отработка навыков коммуникации с детьми в самых непредсказуемых случаях. Заключительным этапом обучения и экзаменом является стажировка: стажеры обязаны совершить около 16 выходов в паре с преподавателем и самостоятельно, по результатам стажировки определяется степень готовности стажера к регулярной работе в больнице.

Для больничных клоунов, прошедших обучение в школе клоунов, регулярно проводятся различные формы повышения квалификации, включающие семинары с психологами, мастер-классы иностранных коллег, стажировки в других странах, выездные школы больничных клоунов. Преподаватели проводят также обучающие семинары для других регионов России и стран СНГ.

Таким образом, больничная клоунада за тридцать лет превратилась в специфический вид социокультурной реабилитации, получивший достаточное теоретическое обоснование, обладающий богатым опытом практической реализации, сформировавшимися методиками, учитывающими индивидуальные психологические и этнокультурные особенности пациента, его психофизические возможности, мотивы и устремления ближайшего окружения. Все это говорит о становлении нового технологического направления социально-культурной анимации и реабилитации, отражающие современные тенденции медико-социальных аспектов социально-культурной деятельности.

Список литературы

1. Седов К. Больничные клоуны: от волонтерст-ва к профессии... М.: АНО «Больничные клоуны», 2014. 56 с.

2. Redman Joseph Fungus So Many Children with No One to Hug Them // The Hospital Clown Newsletter, PO Box 8957, Emeryville, CA 94662. V. 11. № 4. Р. 16-17.

3. Ford K., Courtney-Pratt H., Tesch L., Johnson C. More than just clowns - Clown Doctor rounds and their impact for children, families and staff // Child Health Care. 2014. September 18. P. 286-296.

4. Kinsman R.A., Gregory D.M. Humor and laughter in palliative care: An ethnographic investigation // Palliative and Supportive Care. 2004. V. 2. P. 139-148.

5. Warren B. Fools for Health: Introducing Clown-Doctors to Windsor Hospitals // Creating A Theatre In Your Classroom & Community. North York: Captus University Publications,

2003. P. 225-246.

6. Warren B. Using the Creative Arts in Therapy: A Practical Introduction. London, 1993. 194 р.

7. Warren B. Drama Games: A practical introduction to drama games and activities for people of all ages and abilities (Revisited). Ontario: Captus Press, 1996. 202 p.

8. Simonds C., Warren B. The Clown Doctor Chronicles. Amsterdam; New York: Rodopi,

2004. 193 p.

9. Кушляева О., Постовалова Я., Козич С. Социальный цирк (Каролин Симон, Дитлинд Будде, Пэтч Адамс) // Петербургский театральный журнал. 2014. № 1 (75). С. 177-185.

10. European Federation of Hospital Clown Organizations (EFHCO). URL: http://www.efhco. eu/home (дата обращения: 12.01.2016).

11. Ольшанский В.М. Путь клоуна. История сме-хотерапии. М.: Зебра Е, 2013. 368 с.

12. Борисова Е. Больничный клоун - душевный специалист // Еженедельник «Аргументы и Факты». 2012. 24 октября. № 43. URL: http:// www.vlad.aif.ru/society/persona/64811 (дата обращения: 12.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сиротина Т.В., Миллер С.М. Больничная клоунада как технология адаптации и реабилитации ребенка в больничном учреждении // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6. № 6. URL: http://brj-bguep.ru/64811 (дата обращения: 12.01.2016).

References

1. Sedov K. Bol'nichnye klouny: ot volonterstva k professii [The Hospital Clown: from volunteering to profession]... Moscow, Hospital Clowns Publ., 2014. 56 p. (In Russian).

2. Redman Joseph Fungus So Many Children with No One to Hug Them. The Hospital Clown Newsletter,, PO Box 8957, Emeryville, CA 94662, vol. 11, no. 4, pp. 16-17.

3. Ford K., Courtney-Pratt H., Tesch L., Johnson C. More than just clowns - Clown Doctor rounds and their impact for children, families and staff. Child Health Care, 2014, September 18, pp. 286-296.

4. Kinsman R.A., Gregory D.M. Humor and laughter in palliative care: An ethnographic investigation. Palliative and Supportive Care, 2004, vol. 2, pp. 139-148.

5. Warren B. Fools for Health: Introducing Clown-Doctors to Windsor Hospitals. Creating A Theatre In Your Classroom & Community. North York, Captus University Publications, 2003, pp. 225-246.

6. Warren B. Using the Creative Arts in Therapy: A Practical Introduction. London, 1993. 194 p.

7. Warren B. Drama Games: A practical introduction to drama games and activities for people of all ages and abilities (Revisited). Ontario, Captus Press. 202 p.

8. Simonds C., Warren B. The Clown Doctor Chronicles. Amsterdam, New York, Rodopi, 2004. 193 p.

9. Kushlyaeva O., Postovalova Ya., Kozich S. Sot-sial'nyy tsirk (Karolin Simon, Ditlind Budde,

Petch Adams) [Social circus (Karolin Simon, Ditlind Budde, Petch Adams)]. Peterburgskiy teatral'nyy zhurnal, 2014. no. 1 (75), pp. 177-185. (In Russian).

10. European Federation of Hospital Clown Organizations (EFHCO). Available at: http://www. efhco.eu/home (accessed 12.01.2016).

11. Ol'shanskiy V.M. Put' klouna. Istoriya smekho-terapii [The path of clown. History of laughter therapy]. Moscow, Zebra E Publ., 2013. 368 p. (In Russian).

12. Borisova E. Bol'nichnyy kloun - dushevnyy spetsialist [The hospital clown - the heartwarming specialist]. Ezhenedel'nik "Argumenty i Fak-ty", 2012, 24 October, no. 43. Available at: http://www.vlad.aif.ru/society/persona/64811 (accessed 12.01.2016).

13. Sirotina T.V., Miller S.M. Bol'nichnaya klouna-da kak tekhnologiya adaptatsii i reabilitatsii re-benka v bol'nichnom uchrezhdenii [Hospital clowns as adaptation technology for child in the hospitals]. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 6. Available at: http://brj-bguep.ru/64811 (accessed 12.01.2016).

Поступила в редакцию 22.02.2016 г. Received 22 February 2016

UDC 379.8.092.2

HOSPITAL CLOWN IN THE STRUCTURE OF TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL REHABILITATION

Marina Igorevna DOLZHENKOVA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionaljnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: post@tsutmb.ru

Doctor of Pedagogy, Professor of Cultural Studies and Socio-Cultural Projects Department E-mail: dolgenkovam@mail.ru

The aim is generalization of experience of realization the technologies of hospital clown and clown therapy in the practice of socio-cultural activity. The features of development the technologies of hospital clown in the Russian and foreign practice of social-cultural rehabilitation are open up. The phenomenon of the hospital clown is studied as a system of its tasks, functions, evolution in Russia and foreign countries. The features of the education of volunteers and professionals are investigated in area of clown therapy; the most effective approaches and receptions were analyzed. The analysis of activity of international organizations in the area of clown therapy is given. The experience of activity of leading specialists in the area of hospital clown (P. Adams, W. Bernie, C. Simonds, V.M. Olshansky, K. Sedov and others is considered. The main direction of activity of the organizations of hospital clown - providing of regular social support and help in the hospitals and in the hospices for children with heavy diseases and their parents are presented. This type of socio-cultural rehabilitation supposes a help in socialization and harmonization of children-orphans in child's houses and child's funny houses; assistance of adaptation and rehabilitation the children, getting in difficult vital situations as a result of emergencies.

Key words: hospital clown; clown therapy; art therapy, socio-cultural rehabilitation; professional and volunteer hospital clown

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-84-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.