Научная статья на тему 'Социально-психологические качества больничных клоунов с разным стажем работы как критерий эффективности их деятельности'

Социально-психологические качества больничных клоунов с разным стажем работы как критерий эффективности их деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬНИЧНЫЙ КЛОУН / СТАЖ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / HOSPITAL CLOWN / WORK EXPERIENCE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурьева Екатерина Сергеевна

В данной научной статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических качеств больничного клоуна, и проведен сравнительный анализ по параметрам стажа работы клоунов и их успешности в профессии. Это были группы респондентов, занимающихся больничной клоунадой профессионально. В исследовании приняли участие две группы испытуемых с разным стажем работы в медицинских учреждения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITY OF HOSPITAL CLOWNS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE AS A CRITERION OF ITS EFFECTIVENESS

This research paper presents the results of empirical research on the socio-psychological qualities of the hospital clown and a comparative analysis of the parameters of work experience clowns and their success in the profession. This groups of respondents were involved in this hospital clowning professionally. The study involved two groups of subjects with different work experience in medical institutions of Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические качества больничных клоунов с разным стажем работы как критерий эффективности их деятельности»

УДК 316

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

БОЛЬНИЧНЫХ КЛОУНОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ

КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.С. Гурьева

Аннотация. В данной научной статье представлены результаты эмпирического исследования социально -психологических качеств больничного клоуна, и проведен сравнительный анализ по параметрам стажа работы клоунов и их успешности в профессии. Это были группы респондентов, занимающихся больничной клоунадой профессионально. В исследовании приняли участие две группы испытуемых с разным стажем работы в медицинских учреждения России.

Ключевые слова: больничный клоун, стаж работы, социально-психологические качества.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITY OF HOSPITAL

CLOWNS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE

AS A CRITERION OF ITS EFFECTIVENESS

E. Gureva

Abstract. This research paper presents the results of empirical research on the socio-psychological qualities of the hospital clown and a comparative analysis of the parameters of work experience clowns and their success in the profession. This groups of respondents were involved in this hospital clowning professionally. The study involved two groups of subjects with different work experience in medical institutions of Russia.

Keywords: hospital clown, work experience, socio-psychological qualities.

Больничный клоун - это специалист, организующий деятельность по социально-культурной реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии. Больничная клоунада в России существует около 10 лет, тогда как в мире эта деятельность развивается уже 40 лет и имеет статус профессии. В связи с этой ситуацией мы заинтересовались темой больничной клоунады вообще и личностью людей, выбирающих эту деятельность, в частности. Мы выдвинули следующую гипотезу: эффективность деятельности больничного клоуна с разным стажем работы зависит от его социально-психологических качеств.

Исследование проводилось в течение 2 лет с 2014 по 2016 годы. Выборка состояла из 60 человек - 40 женщин в возрасте от 22 до 45 лет и 20 мужчин в возрасте от 22 до 52 лет. Основная работа по апробации исследовательских результатов и практических принципов проходила на собеседованиях и отборе в Школу больничной клоунады в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, а также на этапах обучения и стажировки клоунов-стажеров [1-4]. Выборка была поделена на 2 группы в зависимости от стажа работы в больнице: первая группа - стаж больше 4 лет (п = 26); вторая группа - стаж менее четырех лет (п = 32), см. табл. 1.

Таблица 1. - Сравнительные показатели выраженности социально-психологических свойств у больничных клоунов с разным стажем работы

№ Показатели 1 группа (стаж больше 4 лет), ср.балл 2 группа (стаж менее 4 лет), ср.балл t-критерий Уровень значимости (р)

1 Эмоциональность Эмоциональная осведомленность 8,07 10,12 1,297 0,201

2 Управление эмоциями 2,15 5,53 1,969 0,05

3 Самомотивация 7,11 9,46 1,559 0,125

4 Эмпатия 8,84 8,78 0,051 0,958

5 Распознавание эмоций других людей 8,57 9,28 0,591 0,556

6 Общая эмоциональность 34,61 44,78 1,750 0,085

Продолжение таблицы 1

7 Лично стная креатив ность Риск 17,73 18,09 0,369 0,713

8 Любознательность 16,73 17,84 1,209 0,231

9 Сложность 14,96 17,21 2,421 0,019

10 Воображение 14,38 14,46 0,095 0,924

11 Общая креативность 63,61 67,62 1,467 0,147

12 Индивидуально-типологические свойства личности Аггравация 0,73 1,12 1,346 0,183

13 Экстраверсия 7,03 6,68 0,724 0,471

14 Интроверсия 3,84 3,43 0,899 0,372

15 Спонтанность 5,88 6,25 0,604 0,548

16 Агрессивность 5,57 5,21 1,028 0,308

17 Ригидность 4,65 4,56 0,275 0,783

18 Сензитивность 6,11 5,37 1,684 0,09

19 Тревожность 5,19 4,93 0,563 0,575

20 Лабильность 6,19 5,31 2,504 0,015

21 Лидерство 13,00 12,5 0,510 0,611

22 Неконформность 11,53 11,53 0,009 0,992

23 Конформность 10,23 9,78 0,762 0,449

24 Индивидуализм 8,5 8,00 1,048 0,299

25 Зависимость 9,96 8,81 1,683 0,09

26 Конфликтность 11,30 10,31 1,238 0,221

27 Компромиссность 11,38 10,25 1,949 0,05

28 Коммуникабельность 13,23 12,00 1,948 0,05

29 Нервно-психическая устойчивость 48,5 48,93 0,209 0,834

Рассмотрим эмоциональную сферу испытуемых. Почти по всем параметрам преимущество по средним баллам имеют испытуемые с меньшим стажем работы, что является несколько неожиданным на первый взгляд. Однако, внимательный анализ позволяет сделать вывод о том, что сама профессия больничного клоуна подвержена

эмоциональному выгоранию, потому что требует больших эмоциональных затрат в работе с больными детьми. В целом параметры эмоциональности в двух группах выражены достаточно ярко. Это видно по «эмпатии» (8,84 балла у первой группы и 8,78 балла - у второй); «распознавании эмоций других людей» (8,57 балла у первой группы и 9,28 - у второй); «эмоциональной осведомленности» (8,07 балла у первой группы и 10,12 балла у второй) и «самомотивации» (7,11 балла у первой и 9,46 балла у второй групп). Однако следует отметить, что низкие показатели наблюдаются по параметру «управление эмоциями» (2,15 балла у первой и 5,53 у второй групп). Причем это различие значимо (1 = 1,969; р < 0,05). Этот фактор показывает уязвимость в подготовленности кадров. По-видимому, с течением времени управлять эмоциями становится все труднее и труднее. Для этого требуются специально разработанные тренинговые занятия по управлению эмоциями. В целом по интегральному показателю эмоциональности преимущество на уровне тенденции имеют испытуемые с меньшим стажем

работы (1 = 1,750; р < 0,085). А теперь рассмотрим выраженность личностной креативности больничных клоунов. По всем параметрам преимущество (по средним баллам) наблюдается у группы испытуемых с меньшим стажем работы. Различия не значимы, кроме параметра «сложность» (1 = 2,421; р < 0,019). Говорить о том, что испытуемые с меньшим стажем работы более креативны, нет особых оснований. Однако параметр «сложность» означает, что испытуемые готовы и умеют справляться со сложными творческими задачами в своей практике. И преимущество испытуемых с меньшим стажем означает, что у них творческий потенциал имеется, и есть силы для его реализации. Более низкие показатели в первой группе означают, видимо, накопившуюся усталость в проявлении креативности в работе с детьми, что можно объяснить их большим эмоциональным выгоранием. Испытуемые второй группы с меньшим стажем работы в большей степени ориентированы на познание сложных явлений, любят принимать решения самостоятельно и настойчивы в достижении целей. Стоит отметить, что в своей работе больничный клоун может быть ориентирован на себя, партнера или ребенка. На этапе стажировки и в первые несколько лет работы клоуны часто ориентированы на себя или партнера. Они придумывают игры сами или находят их во взаимодействии с партнером. Осуществляют игры и ситуации по ролям и с предметами вокруг, используя реквизит клоуна. Чем дольше работает клоун в больнице, тем более

он автономен от реквизита и партнера, не усложняя ситуацию и не придумывая новые игры. Вместе со стажем приходит опыт и появляется еще один важный фокус внимания -ребенок. Теперь игры строятся от ребенка, от его интереса к чему-либо, а клоун лишь поддерживает эту игру вместе с партнером.

Практика работы больничных клоунов за рубежом (где больничная клоунада существует более 40 лет) показывает, что момент перехода фокуса внимания клоуна с себя и партнера на ребенка - важный момент профессионального роста его компетенций.

Рассмотрим индивидуально-типологические показатели свойств личности больничных клоунов. Наиболее ярко выраженными свойствами в 1 группе испытуемых с большим стажем работы являются «коммуникабельность» (13,23 балла) и «лидерство» (13,00 балла). И это не случайно. Трудно представить себе некоммуникабельного больничного клоуна. Что касается лидерских качеств, то здесь важно проявление способности не только организовывать процесс взаимодействия больничного клоуна с детьми, но и управление качеством этого взаимодействия. Ведь конечная цель заключается в реабилитации больных детей. Далее важными свойствами для 1 группы испытуемых, имеющими яркую выраженность, являются: неконформность (11,53 балла), компромиссность (11,38 балла), конфликтность (11,30 балла) и конформность (10,23 балла). Из всех перечисленных свойств личности только по компромиссности наблюдается значимое различие со 2 группой = 1,949; p < 0,05). Это говорит о том, что больничные клоуны с большим стажем работы в большей степени готовы к компромиссу по сравнению с испытуемыми с меньшим стажем. Компромисс в данном случае означает уступки ради достижения конечной цели - реабилитации больных детей. Это лучше проявляется у более опытных и с большим стажем работников.

Во 2 группе испытуемых с меньшим стажем работы ярко выраженными являются: «лидерство» (12,5 балла), «коммуникабельность» (12,00 балла). Чуть меньше «неконформность» (11,53 балла), «конфликтность» (10,31 балла), «компромиссность» (10,25). Низкое значение, также, как и в 1 группе, наблюдается по аггравации (1,12 балла). В целом параметры выраженности второй группы совпадают с первой. Это свидетельствует о важности перечисленных свойств личности для деятельности больничного клоуна. Из 17 параметров 1 группа имеет превосходство над 2-ой по 14 параметрам. К ним относятся

«лабильность» (Ь = 2,504; p < 0,015). У первой группы средний балл равен 6,19; у второй - 5,31. Лабильность как свойство личности важно для больничного клоуна как способность быть эмоциональным и мобильным. Например, подобными характеристиками личности часто обладают актеры, писатели, художники и другие творческие люди. Больничные клоуны, по сути, относятся к этой категории. Они переживают чувства глубоко и самозабвенно. При этом долгие переживания им не особенно свойственны. И это хорошо, потому что, как бы не было грустно сейчас, депрессивное настроение рано или поздно сменяется радостным, что немаловажно для их деятельности.

Следующими параметрами, имеющими значимое различие, являются компромиссность, о чем мы писали выше, и коммуникабельность (Ь = 1,948; p < 0,05). Средний балл у испытуемых первой группы 13,23; у второй - 12,00. Это означает, что работники с большим стажем работы более общительны. Их

коммуникабельность более выражена по сравнению с работниками с меньшим стажем. Они в большей степени способны к совместной работе. В данном случае это проявляется не только в нахождении контакта с больными детьми, а в большей степени организации совместных мероприятий, способствующих быстрейшему выздоровлению детей.

По нервно-психической устойчивости в обеих группах значимых различий не наблюдается (Ь = 0,209; p < 0,834). Баллы практически одинаковы (48,5 и 48,93 в 1 и 2 группах соответственно). Это говорит о том, что работники способны выдерживать достаточно большие

психологические нагрузки.

Резюмируя вышеизложенное, отметим следующее.

1. Успешность профессии «больничный клоун» зависит от индивидуально-личностных свойств, таких как лабильность, компромиссность, коммуникабельность, сензитивность, зависимость.

2. На этапе отбора и обучения клоунов важную роль играет работа с параметром «управление эмоциями», так как это напрямую связано с эмоциональным выгоранием клоунов. В связи с чем, необходимо ввести отдельные тренинговые упражнения на проработку эмоциональной составляющей в работе клоун-ребенок, клоун-клоун.

3. Эффективность и успешность деятельности больничного клоуна зависит и от его ориентации на ребенка, а не на себя. Это приобретается с опытом работы и тенденцию к нему можно отследить по уровню сложности в компоненте личностной креативности. Для этого необходимо

разработать и применять в обучении клоунов упражнения на смену фокуса внимания, а также на моделирование ситуаций, в которых

центральным объектом внимания будет ребенок и его интересы.

Литература:

1. Уракова Е.С. Больничная клоунада как метод эмоционального воздействия в реабилитации детей с онкопатологией: Материалы VI Всероссийского съезда онкопсихологов, 13-15 ноября 2014 г. / АНО «проект СО-действие» (г. Москва). - М.: АНО «Проект СОдействие», 2014. - 96 с.

2. Уракова Е.С. Больничные клоуны: игра или профессия? / Е.С. Уракова, К.С. Седов // Российский

журнал детской гематологии и онкологии. - М. - 2015. - С. 61-64.

3. Asted-Kurki P. Humour in nursing care / P. Asted-Kurki, A. Liukkonnen // Journal of Advanced Nursing. - 1994. - № 20. - P. 183-188.

4. Clowns for the preventional of preoperative anxiety in children: a randomized controlled trial / G.Golan [et al.] // Pediatric Anesthesia. - 2009. - № 19. - P. 262266.

Сведения об авторе:

Гурьева Екатерина Сергеевна (г. Казань, Россия), аспирант кафедры психологии развития и психофизиологии Казанского Инновационного Университета им. В.Г. Тимирясова, e-mail: ura-fro@ya.ru

Data about the author:

E. Gureva (Kazan, Russia), graduate of the Department of developmental psychology and psychophysiology of the Kazan Innovative University V.G. Timiryazeva, e-mail: ura-fro@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.