Научная статья на тему 'Эффективность проекта "Больничный клоун" на базе ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России'

Эффективность проекта "Больничный клоун" на базе ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬНИЧНЫЙ КЛОУН / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безбабная О. А., Килина Д. А.

Представлен проект "Больничный клоун" как способ реабилитации больных детей, проходящих лечение в стационаре. Так же приведены основные методы взаимодействия с детьми и доказана их эффективность путем анкетирования родителей и дальнейшей статистической обработкой результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность проекта "Больничный клоун" на базе ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России»

УДК 821.161.1-1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА «БОЛЬНИЧНЫЙ КЛОУН» НА БАЗЕ ГБОУ ВПО ЮУГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

О. А. Безбабная, Д. А. Килина

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Ключевые слова: больничный клоун, психологическая поддержка, реабилитация, госпитализация, психотерапия

Аннотация. Представлен проект «Больничный клоун» как способ реабилитации больных детей, проходящих лечение в стационаре. Приведены основные методы взаимодействия с детьми и доказана их эффективность путем анкетирования родителей и дальнейшей статистической обработки результатов.

EFFICIENCY OF THE PROJECT «HOSPITAL CLOWN» AT THE SUSMU

O. A. Bezbabnaya, D. A. Kilina SUSMU, Chelyabinsk, Russia

Keywords: hospital clown, psychological support, rehabilitation, hospitalism, psychotherapy

Abstract. Effectiveness of «Hospital clown» project was reviewed in this article. This project was the way of rehabilitation of sick children who receive treatment in a hospital. There were also considered methods ofcommunication with children and efficiency ofthem was proved by questionnaires among their parents and statistical data processing.

Актуальность. Усиление внимания к социальной работе в мировом сообществе в настоящее время вызвано обострением глобальных проблем человечества в экологической, демографической и коммуникативной сферах, обусловливающих противоречия социального развития. Дети, находящиеся в условиях стационара, подвержены состояниям подавленности и депрессии, что негативно сказывается на процессах лечения и выздоровления [3, 4]. Психологами доказано, что ребенок в возрасте от 3 до 17 лет испытывает множественные стрессы от перемены места пребывания; самым тяжелым в психологическом плане является стресс, полученный в результате расставания ребенка с близкими людьми. В этом плане пребывание ребенка в стационарных условиях способствуют возникновению ряда негативных эмоций. В условиях воздействия на ребенка психической травмы необходимо оказывать помощь в реабилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации в результате болезней и чрезвычайных ситуаций. Считается, что при таком стрессе ребенок может восстановиться либо в связи со стрессоустойчивостью, либо под влиянием методов психологической защиты. Поэтому такая помощь ребенку и его семье должна осуществляться многими специалистами, в том числе специально подготовленными людьми — социальными работниками [1, 2, 7].

Зачастую дети, попавшие в экстремальные ситуации, нуждаются в помощи специалистов. Экстренная психологическая помощь — это система краткосроч-

ных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации [5, 8]. Одним из видов психологической терапии во многих странах мира является давно существующая организация «Больничный клоун», основной целью которой является профессиональная помощь в больницах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям. Ребенок, заряженный энергией, излучает бодрость, проявляет интерес к окружающему миру, к игре, он менее склонен к переживанию болевых ощущений. Это просто необходимо во время реабилитации маленьких пациентов, когда нужно постоянно поддерживать и повышать мотивацию ребенка на лечение и борьбу с болезнью.

Юмор и смех — универсальные аспекты человеческой жизни, присутствующие во всех культурах и свойственные буквально каждому человеку во всем мире. Смех — характерный паттерн вокализации, который легко узнаваем и весьма заметен. С точки зрения возрастного развития смех—одна из первых форм социальной вокализации (после плача) у младенцев. Способность наслаждаться юмором и выражать его через смех является важной частью человеческой сущности [6]. Хотя позитивное влияние юмора на фи-

зическое здоровье не подтверждено исследованиями, существует множество доказательств важности юмора в отношениях. Исследования в этой области посвящены изучению общих социальных функций юмора в различных местах (Coser, 1959; Emerson, 1973; Yoels & Clair, 1995), отношению к юмору в лечебных учреждениях (Astedt-Kurki & Isola, 2001; Beck, 1997), изучению роли юмора в специфических заведениях, например психиатрических лечебницах (Dunn, 1993; Gelkopf et al., 1993; Griffiths, 1998; Critical care Major, 1998; Thornton & White, 1999), и в обучении медицине (Burston-Tolphin, 1993).

Целью проекта является психологическая поддержка детей, родителей и ближайших родственников на время прохождения длительного и агрессивного лечения в отделениях ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» (ЧОДКБ), г. Челябинск. Для реализации данной цели студенты ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России ставят перед собой следующие задачи:

1. Психологическая гармонизация больных детей в условиях стационара посредством игр и интерактивного общения.

2. Сокращения сроков синдрома госпитализма и периода пребывания между этапами хирургического и консервативного лечения.

3. Развитие добровольческого духа студентов.

Задачи проекта реализуются командой студентов-волонтеров.

Они регулярно организуют централизованные выходы в ГБУЗ ЧОДКБ (г. Челябинск) с 2012 г. Формат выходов вариабельный: шоу-представления с играми и конкурсами, арт- и смехотерапия, психологические тренинги, проведение праздников,

а также обучающих мастер-классов; все эти мероприятия успешно сочетаются с индивидуальной работой с детьми в палатах. Индивидуальная работа основана на взаимодействии подготовленной пары клоунов, Белого и Рыжего, которые разыгрывают небольшие миниатюры, играют с ребенком в игры и в довершение всего награждают юного пациента фигуркой из шаров для моделирования. Работа студентов с детьми включает проведение благотворительных акций, направленных на сбор игрушек и канцтоваров для детей.

Целью исследования была промежуточная оценка эффективности проекта «Больничный клоун».

Материалы и методы. Разработана анкета и проведено анкетирование среди больных и родственников онкогематологического, неврологического и травматологического отделений ГБУЗ ЧОДКБ (г. Челябинск). Исследование велось проспективно, проведено анкетирование родительского контингента, находящегося в указанных отделениях с больными детьми «по уходу» в связи с медицинскими показаниями. Анкетирование было сплошным, отказов не наблюдалось. Всего заполнено 111 анкет.

Результаты и обсуждение. При анализе результатов тестирования в онкогематологическом отделении (п = 53) большинство родителей на вопрос «Как изменилось эмоциональное состояние вашего ребенка после проведения мероприятия "Больничный клоун"?» ответили, что эмоциональное состояние ребенка улучшилось — 34 (64,15 %); 12 (22,64 %) отмечают, что улучшилось незначительно; 6 (11,32 %) не отметили изменения эмоционального состояния ребенка; и лишь 1 (1,89 %) родитель ответил, что эмоциональное состояния ребенка ухудшилось (рис. 1).

11,30 % 1,90 %

22,60 %

64,20 %

□ Улучшилось Ш Незначительно улучшилось □ Не изменилось ■ Ухудшилось

Рисунок 1. Оценка эффективности проекта «Больничный клоун» в онкогематологическом отделении ГБУЗ ЧОДКБ

В результате тестирования в неврологическом отделении (п = 37) большинство родителей считают, что эмоциональное состояние ребенка после участия в нашем мероприятии улучшилось — 26 (68 %);

8 (23 %) отмечают, что улучшилось незначительно; 3 (9 %) не отметили изменения эмоционального состояния ребенка (рис. 2).

23

9%

68%

□ Улучшилось О Незначительно улучшилось □ Не изменилось

Рисунок 2. Оценка эффективности проекта «Больничный клоун» в неврологическом отделении ГБУЗ ЧОДКБ

В результате тестирования в травматологическом (19 %) отмечают, что улучшилось незначительно; отделении (п = 21) большинство родителей считают, 1 (5 %) ответил, что эмоциональное состояния ребен-что эмоциональное состояние ребенка после участия ка ухудшилось (рис. 3). в нашем мероприятии улучшилось — 16 (76 %); 4

11,30 %

1,90 %

22,60 %

64,20 %

□ Улучшилось И Незначительно улучшилось ОНе изменилось ИУхудшилось Рисунок 3. Оценка эффективности проекта «Больничный клоун» в травматологическом отделении

В результате тестирования трех отделений (п = 111) большинство родителей считают, что эмоциональное состояние ребенка после участия в нашем мероприятии улучшилось — 74 (67 %); 24 (22 %) отмечают,

что улучшилось незначительно; 9 (8,1 %) не отметили изменения эмоционального состояния ребенка; и лишь 2 (1,9 %) ответили, что эмоциональное состояния ребенка ухудшилось (рис. 4).

8,10 %

1,90 %

22,00 %

67,00 %

□ Улучшилось О Незначительно улучшилось □ Не изменилось ИУхудшилось

Рисунок 4. Итоговый анализ результатов анкетирования родителей в целях изучения эффективности проекта «Больничный клоун» в ГБУЗ ЧОДКБ

Заключение. Исследование по промежуточной оценке эффективности проекта «Больничный клоун» было необходимо прежде всего самим участникам проекта. В результате они смогли убедиться, что проделанная и имеющая продолжение работа востребована и имеет положительный результат. Исследование показало, что позитивный настрой, доброжелатель-

ный психологический фон и положительные эмоции необходимы для позитивного восприятия лечения, положительной динамики общего состояния и даже сокращения сроков госпитализации. Можно смело утверждать, что проект имеет значимый позитивный психологический эффект, оказывающий влияние как на детей и их родителей, так и на студентов-волон-

теров — самих Больничных клоунов. Проект не закончен, а значит, принесет еще много пользы обеим сторонам. Авторы выражают благодарность своему научному руководителю О. В. Пешикову за реализацию научного подхода к данному проекту.

Литература

1. Килина Д. А., Безбабная О. А. Реализация проекта «Больничный клоун» студентами ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2014. — № 5 (7). — С. 81-88.

2. Мирошниченко Е. А. Эмоциональное состояние детей с нарушениями желудочно-кишечного тракта: результаты экспериментально-психологического исследования // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8-1. — С. 217-220.

3. Пешиков О. В. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» за 5 лет в Челябинской области // Медико-социальные аспекты оказания помощи пациентам с онкогематологической патологией : материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием : сб. статей. — Челябинск : ПЦ «ПринтМед», 2010. — С. 136-139.

4. Пешикова М. В. Клинико-иммунологические особенности инфекционных осложнений у детей с острым лимфобластным лейкозом и не-В-клеточ-ными неходжкинскими лимфомами, получающих химиотерапию по протоколу BFM-ALL-90(M) : авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — Челябинск : ГОУ ВПО ЧелГМА, 2004. — 24 с.

5. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей ред. Ю. С. Шойгу. — Москва : Смысл, 2007. — 319 с.

6. Род М. Психология юмора. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 269 с.

7. Соболева Е. В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2013. — Т. 5, № 2. — С. 129-135. — (Сер. «Образование. Педагогические науки»).

8. Соболева Е. В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2014. — № 3 (3). — С. 42-45.

УДК 316.356.2

ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КИБЕРАДДИКЦИИ У СОЦИАЛЬНО ДЕПРИВИРОВАННОГО ПОДРОСТКА

Л. И. Окунева, Е. С. Набойченко

СКГУ им. М. Казыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан

Ключевые слова: социально депривированный подросток, детерминанты кибераддикции, общение со сверстниками, образ физического «Я», семейная депривация

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования кибераддикции у социально депривирован-ного подростка. Приведены итоги тестирования социально депривированных подростков с целью выявления детерминант кибераддикции. Анализ эмпирических данных, представленных в статье, позволил выделить детерминанты формирования кибераддикции, характерные для социально депривированного подростка. Для социально депривированного подростка характерна заниженная самооценка, наличие внутриличност-ного конфликта, разобщенность в реальном и идеальном образе себя как личности. Подросток, находящийся в депривированной ситуации, оторванный от социума, ищет поддержку и понимание в интернет-среде.

DETERMINANTS OF FORMATION OF CYBERARTICLE THE SOCIO-DEBRELIBANOS TEEN

L. I. Okuneva, E. S. Naboychenko

NKSU named after M. Kazybaev, Petropavlovsk, Kazakhstan

Keywords: Socio-deprivirovannyj teenager, the determinants of cyberaddiction, communication with peers, the image of the physical self, family deprivation

Abstract. The article considers the problem of formation of cyberaddiction the socio-deprivileging of podrecca. Given the results of the testing of socially disadvantaged teenagers with the aim of identifying the determinants of cyberaddiction. The analysis of empirical data presented in the paper allowed us to highlight the following determinants of the formation of cyberaddiction characteristic of socio — debrelibanos adolescent. For socio-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.