УДК 338.433
реализация продукции зерна крупяных культур сельскохозяйственными предприятиями
© 2014
О.А. Кузьменко, преподаватель кафедры маркетинга и управления бизнесом
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: Существенное влияние на конкурентоспособность зерна крупяных культур осуществляют взаимоотношения между товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями при формировании цен на сырье. От эффективного функционирования всех имеющихся инфраструктурных составляющих, а именно сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий зависит гармоничное развитие всего общественного производства в системе обеспечения населения продуктами питания.
Ключевые слова: эффективность, зерно крупяных культур, цена реализации, рентабельность производства, конкурентоспособность продукции.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основной характеристикой современного мирового производства зерна является то, что оно увеличивается значительно меньшими темпами, чем потребление. Безусловно, такая ситуация возникла не случайно и ее можно объяснить лишь неудачными урожаями вследствие сложных погодных условий. В последних годах дефицит зерна крупяных культур приходилось компенсировать за счет запасов, такая ситуация спровоцировала рекордный рост цен на них.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В разное время вопросу состояния выращивания и реализации зерна крупяных культур посвятили свои исследования такие ученые:
A. Алтухова, В. Батурин, Г. Быстров, Г. Брагинский,
B. Витрянский, М. Гладий, В. Демьяненко, О. Дзера, М. Егоров, Б. Ерофеева, М. Козырь, В. Корниенко, П. Кулинич, В. Левченко, М. Лобас, В. Луць, Т. Лямцева, Л. Малек, В. Мамутов, В. Подопригора, А. Погребной, П. Саблук, В. Семчик, А. Стативка, В. Улюнаева, Л. Худолей, А. Шпичак, Г. Щур и др. При реализации зерна крупяных культур имеется большой круг нерешенных вопросов, главными из которых выступают интеграция межотраслевых отношений, что требует дальнейшего исследования существующих методов ее эффективности, дополнения и систематизации новыми хозяйственными аспектами.
Формирование целей статьи (постановка задания). Наличие дискуссионных проблем, а также объективная необходимость определения главных факторов эффективного выращивания и реализации зерна крупяных культур обусловили необходимость обоснования путей повышения его эффективности в сельскохозяйственных предприятиях.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Переход к рыночной экономике требует формирования соответствующего рыночного среды, без которого невозможен цивилизованный аграрный рынок. Сельскохозяйственные производители самостоятельно выбирают каналы реализации своей продукции, формы покупки-продажи ресурсов и используют различные посреднические структуры в своей хозяйственной деятельности. Все это обуславливает необходимость в сборе, накоплении и обработке возрастающих потоков информации, которую сельскохозяйственные предприятия должны эффективно и своевременно использовать. Различные вновь созданные институты, обеспечивающие продвижение аграрной продукции от производителя до конечного потребителя, и позволяют оптимизировать сам процесс аграрного производства, относят к рыночной инфраструктуры [1].
Несмотря на то, что зерновые культуры являются основой питания для населения и одним из основных кормовых компонентов в животноводстве, можно кон-
статировать, что мир предстал перед продовольственным кризисом, что уже приобрела системный характер. Несмотря на значительные объемы переработки зерновых ресурсов, можно утверждать о принципиально новых изменениях в сельском хозяйстве: теперь, кроме традиционного пищевого направления, его функции расширяются до энергетического компонента. Это усиливает спрос и является, безусловно, одним из факторов нынешнего дисбаланса между производством и потреблением.
Большая часть продукции растениеводства, в том числе и зерно крупяных культур, реализуется через оптовую торговлю. Роль посредников забирает на себя система оптовой и розничной торговли при продвижении товара. Оптовая торговля выступает как совокупность взаимоотношений юридических и физических лиц, которые определенный период хранят товар, а потом перепродают его. В основном заготовительные организации, перерабатывающие предприятия и товарные биржи осуществляют оптовые закупки продукции, что позволяет сельскохозяйственным производителям продавать свой товар непосредственно в местах ее выращивания.
Современные условия производства зерна и продуктов его переработки способствуют разработке новых действенных основ к повышению эффективности функционирования зернопродуктового подкомплекса путем создания и внедрения конкурентных преимуществ. В Украине прослеживается динамика ежегодного уменьшения количества потребления населением продуктов, основной причиной этого является уменьшение численности людей и ухудшение их платежеспособности. Рассмотрим объемы реализации зерна гречихи в Кировоградской области в динамике и ее долю в Украине (табл. 1).
Таблица 1 - Объемы реализации гречки, тыс. т
Года Vi рн: :- а Кировоградская область Часть ооластж Е целом по Украине, %
2000 157.0 13.6 8.6
2005 135,0 18.3 13.5
2007 106 0 8.0 7.5
200В 119.0 6.9 5.S
2009 150.0 10.8 7.2
2010 105.0 7.6 7.2
2011 102.2 6.3 6.1
2012 121.6 5.3 4.3
*Источник: рассчитано автором по данным Государственного службы статистики Украины и Главного управления статистики в Кировоградской области
Ситуация на рынке гречки является нестабильной. За исследуемый период наблюдаем тенденцию к снижению объема реализованного зерна, только в 2009 году произошло заметное улучшение, в Кировоградской области. Это можно объяснить незначительным повышением урожайности и посевной площади с одновременным улучшением маркетинговой деятельности. А вот по Украине в 2009 году наблюдалось сокращение
посевных площадей и снижение урожайности, поэтому можно утверждать, что реализовывалось зерно, которое могло оставаться на хранении с предыдущих периодов. Наибольшее количество реализовано зерна гречихи по Украине в 2000 году, а доля Кировоградского региона в этом году составила 8,6 %. В области реализовано больше всего гречихи в 2005 году - 18,3 тыс. т, что значительно повысило ее рейтинг среди других регионов Украины. В целом прослеживается тенденция к снижению доли реализации гречки в области в общей по Украине, но не смотря на это, данный показатель находится на среднем уровне, что свидетельствует о том, что резервы увеличения эффективности выращивания зерна крупяных культур не использованы.
Реализация зерна крупяных культур представляет собой систематизированный процесс товарно-денежных отношений, который происходит между субъектами во время производства, хранения, продажи зерна и характеризуется основами свободной конкуренции, собственным определением ценовой политики, выбором направлений реализации и государственным контролем за качеством зерна и условиями хранения. Реализация зерна является системой операций по обмену с помощью которой осуществляется купля-продажа зерна и продуктов его переработки, а так же процесс регулирования хозяйственной деятельности. Группировка сельскохозяйственных предприятий по цене реализации зерна гречихи приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Группировка сельскохозяйственных предприятий по цене реализации гречихи в Кировоградской области, 2012 г.
Группы предприятий по цене реализации гречихи грн/ц Количество предприятий в группе Средняя цена реализации. rpn.ii В среднему на предприятие Средняя себестоимость трн ц Уровень рентабельности.
Количество реали-зованой продукции. И Выручка от реализации, тис. трн
I (до 300) 13 226.8 243.8 55.7 260.9 -13.1
II (300,1-350) 11 323.7 226.7 73.4 268.5 20.6
III (350Д-400) 33 378.9 616.9 233.7 266.7 42.1
IV (свыше 400,1) 31 456.9 376.9 263.6 156.2 192.5
Вместе: 88 346.2 341.6 118.4 238.1 45.5
чению этого показателя на 49,9 п. п. В итоге уровень рентабельности производства гречихи предприятий IV группы выше сельськохазяйственных предприятий III группы на 150,4 п. п. Исследуем влияние объемов реализации гречихи на эффективность ее выращивания в Кировоградской области (табл. 3).
Таблица 3 - Влияние объемов реализованной гречки на эффективность ее выращивания в Кировоградской области за 2012 г.
Гр\ппы предприятий за о&ьемами реализации, ц Количество предприятий в труппе В среднему на предприятие Средняя себестоимость, трн Ц Цена реализации, грн/ц Уровень рентабельности. ао
количество реализовал ой продукции, ц выручка от реализации, тыс. трн
I —до 300 42 156.0 59.3 272.5 380.1 39.6
11-301-5(10 18 379.0 147.0 255.6 3S7.S 51.7
Ш — свыше 500 2S 1091.2 420.5 269.9 385.3 42.8
Всего 88 499.2 192.2 268.1 385.0 43.6
*Источник: рассчитано автором по данным Главного управления статистики в Кировоградской области
Средняя цена реализации гречихи по группам сельскохозяйственных предприятий колеблется от 226,8 до 456,9 грн/ц, что влияет на уровень рентабельности выращивания зерна, который изменялся от -13,1 до 192,5 %. Предприятия III и IV группы составляют 72,7 % из всех хозяйствующих субъектов, которые занимались выращиванием и реализацией гречихи, что свидетельствует о том, что на эффективное выращивание зерна в регионе повлиял именно данный фактор. Сельскохозяйственными предприятиями II группы достигнуто на 33,7 п. п. высшего уровня рентабельности чем предприятиями II группы. Это произошло в результате увеличения цен реализации на 42,7 %, что дало возможность повысить уровень рентабельности на 36,1 п. п., но рост себестоимости снизило рентабельность на 2,4 п. п. в сравнении с предприятиями, которые реализовы-вали гречиху по цене до 300 грн/ц.
Сельскохозяйственные предприятия IV группы достигли высокой рентабельности - 192,5 % за счет низкой себестоимости - 156,2 грн/ц, которая в 1,7 раза ниже ее уровня предприятиями II группы. По объемах реализации грачихи между предприятиями III - IV групп нет существеншх различий. Однако имеет место различие предприятий данных груп по уровню рентабельности, что обусловлено разной себестоимостью и ценой реализации гречихи. Так, более низкая себестоимость зерна на 58,6 %, в предприятиях IV группы по сравнению с III обусловила повышение рентабельности на 100,5 п. п., а рост цены реализации на 20,6 % привел к увели-
*Источник: расчеты автора по данным Главного управления статистики в Кировоградской области
Предприятиями III группы реализовано наибольшую массу продукции - 70 % от общего объема в регионе и получено 70 % всей выручки от реализации гречихи в Кировоградской области. В то же время уровень рентабельности производства в данной группе хозяйств является ниже среднего показателя по области. Отсюда можно сделать вывод, что хозяйства с объемами реализации свыше 500 ц идут экстенсивным путем развития крупяного производства. Предприятия II группы получили наивысший уровень рентабельности - 51,7 % за счет низкой себестоимости при одновременной высокой цене реализации - 387,8 грн/ц. Стоит отметить, что почти половина всех хозяйств региона относятся к I группе - с незначительными объемами производства гречки. В результате этого имеет место низкая эффективность производства гречихи. Из данной группировки видно, что увеличение массы реализованной гречихи приводит к росту цены реализации и снижению себестоимости продукции.
На основе данных за 2012 год корреляционная связь между рентабельностью гречихи и факторами влияния на эффективность ее выращивания установлено с помощью корреляционного уравнения, где: Уф - уровень рентабельности, % х1 - площадь сбора гречихи, га х2 - урожайность, ц/га х3 - себестоимость, грн/ц
х4 - удельный вес убранной площади гречихи в общей посевной, %.
У(х) = 96,86 - 0,14x1 + 2 1,37x2- 0,24x3 + 36,12x4.
R = 0,568.
Коэффициент множественной корреляции для исследуемой совокупности составляет R = 0,568, что указывает на средний связь между результативным признаком и отобранными факторами. Из корреляционного уравнения видно, что при расширении площади сбора на 1 га уровень рентабельности уменьшается на 0,14 %, при повышении урожайности гречихи на 1ц/га уровень рентабельности увеличивается на 1,37 %. Уменьшение себестоимости на 1грн/ц приводит к росту уровня ее рентабельности на 0,24 %, а при увеличении удельного веса собранной площади гречихи на 1 % в общей площади посевов рентабельность возрастает на 36,12 %. Объемы реализации зерна крупяных культур непосредственно имеют влияние на ценовую ситуацию на крупы в Украине и регионах.
Отношения производителей гречихи и проса с партнерами во время их реализации устанавливаются в зависимости от направления дальнейшего использования, а именно: зерно передается перерабатывающим предприятиям, населению в счет оплаты труда, пайщикам в счет арендной платы, реализуется на рынке и через собственные магазины, а также другим хозяйствующим субъектам. Учитывая доходность каждого звена цепи
заключаются двусторонние соглашения между производителями и покупателями зерна.
Георгафия Кировоградской области в 2012 г свидетельствует о том, что основная масса производителей гречки сосредоточена вблизи Новоукраинского комбината хлебопродуктов (КХП). Районы, граничащие с Новоукраинским являются крупнейшими производителями гречки в регионе: Маловисковский - 835 т (15,7 % всего ее валового производства в области), Бобринецкий - 534 т (10,0 %), Добровеличковский - 407 т (7,6 %), и Новоукраинский - 1230 т (23,1 %). Это является свидетельством того, что продажа зерна Новоукраинскому КХП является выгодным для сельскохозяйственных товаропроизводителей благодаря территориальной близости, самым высоким в регионе ценам реализации зерна в 2012 году 5000 грн/т и удобными условиями доставки.
Новоукраинский КХП осуществляет покупку гречки двумя способами: давальческим и главным. Давальческая схема предусматривает переработку комбинатом зерна, предоставляемого предприятиями только на перевод его из сырья в готовые крупы. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители самостоятельно поставляют зерно на Новоукраинский КХП, предварительно составив договор на его переработку. По условиям договора гречиху поставляют на переработку в указанных кондициях: влажности, примесей мусора и зерна, или согласно тарифов комбината зерно доводят до готовности (очистки, сушки) за отдельную плату. Стоимость переработки гречихи Новоукраинским КХП в 2012 году составила 460 грн/т.
Главным способом обеспечения комбината сырьем, а населения крупами есть схема, что называется Договор совместного производства. Планово-экономический отдел Новоукраинского КХП проводит анализ эффективности работы сельскохозяйственных предприятий региона, следующим этапом является составление бизнес-плана по совместному выращиванию гречихи. В результате проверок аграриям предлагается заключить договор с производства зерна на форвардных условиях. Особенностями данного договора является то, что сельскохозяйственное предприятие обязуется выполнить работу по выращиванию зерна на собственных землях. Данный способ обеспечения перерабатывающего предприятия сырьем получил широкое распространение в странах западной Европы. За счет совместного производства обеспечивается 70-80 % потребности Новоукраинского КХП в зерне для переработки. Остальные 20-30 % удовлетворяются за счет индивидуальных договоров купли-продажи гречки на предпри-
ятии.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Основными этапами процесса эффективного выращивания зерна крупяных культур является ориентация на воспроизводство и модернизацию производства через трансформацию элементов государственных интервенций, а также обеспечения системного развития интегрированной системы взаимодействия или кооперации аграрных производителей сырья.
Эффективное выращивание зерна крупяных культур в Украине является не только основой решения большого количества накопленных экономических, финансовых и производственных проблем, но и способствует существенному росту валового внутреннего продукта. Без восстановления его в достаточном объеме и улучшения внутренне отраслевых экономических отношений в полной мере обеспечить продовольственную безопасность государства невозможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ульянченко А. В. Зернокрупяное производство как рычаг повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий / О. В. Ульянченко // Агроинком. - 2009. - № 9-12. - С. 9-13.
2. Саблук П. Т. Организационно-экономические трансформации и построение инновационной модели развития аграрного производства / П. Т. Саблук // Научный вестник ЛНАУ. - 2010. - № 16. - С. 3-5.
3. Долозина И. Л. Мукомольно-крупяная отрасль Украины: современное состояние, тенденции развития / И. Л. Долозина // Инновационная экономика. - 2012. - № 12(38). - С. 69-72.
4. Каминская А. И. Проблемы формирования и развития рынка крупяных культур в Украине / А. И. Каминская // Экономика АПК. - 2011. - №8. - С. 42-47.
5. Лебедев К. А. Эффективность производства и реализации продукции зерно-продуктового подкомплекса / К. А. Лебедева // Экономика АПК. - 2009. - № 5. - С. 33-37.
6. Орленко О. Методические положения в процессе повышения конкурентоспособности сырьевых зон крупяной отрасли / О. Орленко // Тернопольский институт АПП НААН, интернет-конференция 26-27 апреля 2012 г.
7. Сосновская О. О. Экономическая эффективность производства зерна и пути ее повышения в сельскохозяйственных предприятиях Полтавской области / О. О. Сосновская, С. О. Билун, О. П. Бурлака // Научные труды Полтавской государственной аграрной академии. -2011. - № 2. - Т. 1. - С. 284-290.
sales of grain crops by a agricultural enterprises
© 2014
O. A. Kuzmenko, lecturer in marketing and business management
Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)
Annotation: A significant impact on the competitiveness of grain provides the relationship between producers and processing enterprises in the formation of prices for raw materials. From the effective functioning of all existing infrastructure components, namely agricultural and processing enterprises depends on the harmonious development of the whole of social production in the system of providing the population with food.
Keywords: efficiency, grain cereals, selling price, profitability, competitiveness.