ОСОБЕННОСТИ КРУПНОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ
Н. И. БАСЮРКИНА
Статья посвящена анализу деятельности крупных пищевых предприятий, которые обеспечивают продовольственную безопасность Украины и специализируются на производстве хлебобулочных изделий, мясопродуктов, молочной продукции, растительного масла, плодоовощных консервов и безалкогольных напитков. На основе изучения экономических признаков, преимуществ и тенденций развития крупнотоварного производства выделены основные факторы эффективности бизнеса. Сделан вывод о необходимости государственного контроля процессов сверх концентрации агропромышленного производства.
Ключевые слова: крупно-товарное производство, продовольственная безопасность, продовольствие, пищевая промышленность.
В ХХ! в. в экономике Украины мало внимания уделяется вопросам пропорциональности экономики, которые достаточно детально были изучены в 80-х гг. прошлого столетия. В исследованиях этой проблемы нет однозначного мнения о механизмах обеспечения продовольственной безопасности, особенно с точки зрения концентрации производства, формирования крупнотоварного производства.
Академик И. И. Лукинов считал, что научной основой продуманной политики обеспечения стабильной продовольственной безопасности является моделирование процесса реформирования исключительно по критерию прироста эффекта - увеличение производства и глубокой промышленной переработки продукции, снижение ее себестоимости, формирование на здоровой рыночной основе необходимых доходов для уплаты налогов, создание внутрихозяйственных фондов накопления и потребления, которые являются реальным финансовым источником структурного и технологического обновления действующих и создания новых производств, пополнения бюджетных средств, расширенного воспроизводства всего агропромышленного сектора. Таким образом закладывается надежный фундамент сбалансированности внутреннего продовольственного рынка и увеличения экспортных возможностей [2].
Процессы укрупнения наблюдаются во всех секторах экономики Украины, однако до сих пор в законодательстве Украины нет четкого определения критериев крупнотоварного производства.
Среди преимуществ крупного производства выделяют признак устойчивости, определяющим критерием которого является высокая эффективность, следовательно, стабильное финансовоэкономическое состояние, социальное положение занятых. Экономические признаки и преимущества крупнотоварного производства:
- возможность формирования технологически обоснованной прогрессивной структуры основных фондов, свободного маневрирования имеющихся материально-технических ресурсов в производстве;
- применение прогрессивных технологий с целью рационального использования дорогой техники;
- обеспечение высокого уровня товарности производства, реализация продукции без посредников, что достигается благодаря высокой предпринимательской активности руководителей и специалистов, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, интеграции производства, переработки и реализации продукции.
Нами был проведен экономический анализ деятельности крупных пищевых предприятий, которые обеспечивают основной сегмент рынка продовольствия и продовольственную безопасность в Украине. Основные результаты приведены по рынку хлеба, мяса, молока, растительного масла, плодоовощной продукции и безалкогольных напитков.
Одной из наиболее успешных украинских компаний, работающих в хлебопечении, является ЗАО «Холдинг «Т и С». В течение последних пя-
ти лет предприятие успешно преодолело все препятствия и увеличило свою рыночную долю. Если в 2006 г. компания контролировала 6 % рынка, то в 2009 г. этот показатель уже составил 7 % [1]. Учитывая, что в хлебопечении в современных условиях работает большое количество самостоятельных предприятий, даже 1 % рынка имеет большое значение. После роста цен на зерно и тарифов на газ в сентябре в 2010 г. многие производители, в основном малые, ушли с рынка, а объемы производства крупных предприятий начали расти. В 2009 г. стартовали первые поставки кондитерских изделий ЗАО «Холдинг «Т и С» в страны ближнего зарубежья, и эта тенденция сохраняется. Среди основных факторов эффективности компании следует назвать техническое переоснащение производства, активное развитие фирменной торговой сети, развитие национальной дистрибуции, осуществление поставок в страны ближнего зарубежья и расширение ассортимента более рентабельных хлебобулочных изделий. Еще в 2004 г. компания провела полную реконструкцию своих хлебокомбинатов, что позволило сократить энергозатраты на 10 - 15 %. В 2010 г. компания завершила газификацию и модернизацию Белгород-Днестровского комбината в Одесской области. Всего за последние годы компания инвестировала 12,5 млн грн. Компания также активно развивала фирменную торговую сеть. Только в 2010 г. было открыто 13 новых магазинов в южных регионах Украины. Местные органы власти заинтересованы в таких магазинах, ведь их появление позволяет сдерживать торговые наценки и предоставить потребителям большой ассортимент продукции, в том числе социальные виды хлеба.
Высокий уровень эффективности продемонстрировала компания «Хлебные инвестиции». В течение 2005 - 2010 гг. холдинг концентрировал свои усилия на модернизации своих производственных звеньев и наращивании объемов выпускаемой продукции. В 2010 г. компания осуществила модернизацию цеха по производству хлеба формового и другие крупномасштабные проекты, инвестировав 50 млн грн. Рыночная доля компании «Хлебные инвестиции» оценивается на уровне 5,9 %.
Основными производителями молока, молочной продукции и масла являются предприятия, расположенные в Киевской, Винницкой и Черниговской областях, лидеры в производстве сыров -в Полтавской, Житомирской, Запорожской и Сумской областях, молочных консервов - в Полтавской, Харьковской, Николаевской областях.
В переработке молока также отслеживаются тенденции укрупнения предприятий, слияния и поглощения иностранными компаниями и финансовыми структурами. Компания «Милкиленд», которая является одним из ведущих производителей молочной продукции на рынках Украины и России, добилась успеха не только несколькими поглощениями других предприятий, но и присутствием на Варшавской фондовой бирже в 2010 г. «Милкиленд» - это 100 %-ное дочернее предприятие «Милкиленд-Украина», в состав которого входят 11 молокоперерабатывающих заводов и 75,23 % акций наибольшего в России производителя цельномолочной продукции ОАО «Остан-кинський молкомбинат». В 2010 г. компания «Милкиленд» осуществила опосредствованную покупку частей в уставных капиталах еще пяти компаний. В этом же году компания «Милки-ленд» начала привлечение иностранного капитала с помощью выхода на 1РО. В ходе первичного публичного размещения 22,4 % своих акций «Milkiland N.V» удалось привлечь 60 млн евро. На привлеченные средства компания построила сыродельное предприятие мощностью 20 тыс. т. на год в центральном округе России, где покупательная способность населения выше. Также средства были потрачены на двукратное увеличение поголовья собственного молочного стада и модернизацию действующих производственных мощностей.
Ситуация на масложировом рынке Украины за 2005 - 2010 гг. изменилась кардинально. Этому способствовала консолидация отрасли, пик которой приходится на период финансовоэкономического кризиса. Появились возможности увеличить свои рыночные доли для более стабильных и эффективных компаний за счет органического роста и за счет покупки слабых предприятий, которым стало сложно обслуживать свои долги. Например, компания «Кернел» приобрела 94 % акций одного из своих основных конкурентов на рынке подсолнечного масла Украины - компании «Alseeds Group». Кроме того, укреплению позиций компании способствовала конъюнктура на мировом рынке подсолнечного масла. Около 80 % этой продукции, произведенной в Украине, экспортируется, потому много отечественных предприятий в период кризиса были защищены от последствий девальвации гривны.
Крупные предприятия сектора, имеющие устойчивую кредитную историю и хорошую репутацию, даже в период кризиса имели доступ к кредитным ресурсам на выгодных условиях по
сравнению со многими локальными конкурентами. Пример эффективной деятельности продемонстрировало крупное предприятие АО «Днепропетровский маслоэкстракционный завод», который входит в состав компании «Bunge» и производит подсолнечное масло под торговой маркой «Олейна». Предприятие инвестирует средства в энергетические проекты. На предприятии работает котельная по сжиганию шелухи, что позволяет экономить на потреблении газа: в 2006 г. экономия составила 6,3, а в 2009 г. - 13 млн грн.
Производители мясной продукции испытали трудности в 2005 - 2010 гг. Невзирая на это, на рынке превалировали позитивные тенденции. Потребление мяса в Украине неуклонно увеличивается: с 35 кг мяса в год на одного украинца в 2003 г. до 48 кг в 2010 г. [3]. Этот рост связан не столько с повышением покупательной способности населения Украины, сколько со структурными изменениями в потреблении мяса. Поскольку мясо птицы на порядок дешевле, чем говядина и свинина, его потребление увеличилось с 29 % в общей структуре потребления в 2005 г. до 42 % в 2010 г. В то же время доля потребления говядины сократилась с 35 % в 2005 г. до 21 % в 2010 г. [3]. Неудивительно, что это привело к быстрому развитию птицеводства и стагнации в других секторах мясной промышленности. Следует отметить, что потребление мяса в Украине все еще остается на низком уровне, и это открывает большие перспективы перед компаниями-производителями. Например, если в Украине потребление этого продукта на душу населения составляет 48 кг в год, то в Евросоюзе - 80 кг, в США - 120 кг в год.
Еще один фактор, который был позитивным для украинских мясоперерабатывающих предприятий, - сокращение импорта в 2008 - 2009 гг. Это привело к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке и позволило крупным предприятиям увеличить свою долю и влияние внутри страны. В первую очередь это касается предприятий, ориентированных на производство мяса птицы. Их стратегическим преимуществом является полная вертикальная интеграция, что позволяет им минимизировать себестоимость и быть устойчивыми к колебаниям стоимости зерновых, потому что для производства 1 кг мяса птицы нужно 2 кг зерна.
Большие компании имеют возможность получить экономию от масштабов, им проще привлекать средства для развития производства, они могут позволить себе рекламные кампании национального масштаба. Например, узнаваемость бренда «Наша Ряба», который принадлежит холдингу «Мироновский хлебопродукт», в 2010 г.
составляла 95 %. Избранная компанией модель развития - глубокая вертикальная интеграция -прошла проверку финансовым кризисом. В кризисный 2008 г. объем производства вырос на 30 %, такой же рост наблюдался в 2009 г. Успех обеспечивает ориентирование на пессимистический сценарий развития событий и своевременную подготовку к возможным трудностям. Кроме того, компания активно инвестировала средства в строительство новых заводов и модернизацию действующих предприятий. За 2005 - 2010 гг. доля рынка холдинга «Мироновский хлебопродукт» в промышленном производстве куриного мяса в Украине выросла с 30 до 50 %. Компания ориентирована на внутреннего потребителя, но не отказывается от планов наладить экспорт своей продукции в страны ближнего зарубежья. Доля экспорта увеличена с существующих 8 - 10 % до 15 -20 %, к 2014 г. планируется ввести в эксплуатацию новые птицекомплексы, наращивать объемы земельного банка, повышая эффективность обрабатывания своих сельскохозяйственных угодий. Акции холдинга «Мироновский хлебопродукт» котируются с 2008 г. на основной площадке Лондонской фондовой биржи. В 2011 г. компания рефинансировала облигации и дополнительно привлекла финансовые ресурсы в виде еврооблигаций-2015. Холдинг «Мироновский хлебопродукт» является самим активным покупателем агрофирм и агрохозяйств Украины, приобретая сельскохозяйственные компании, занятые выращиванием зерновых, технических и крупяных культур. Наличие собственной сырьевой базы позволило холдингу увеличить рентабельность до 15 %, а свою долю на украинском рынке мясных изделий -до 25 % в 2012 г. [4].
На рынке плодоовощных консервов определено четыре лидера отрасли, около 10 крупных предприятий, также существуют предприятия, которые не претендуют на большую долю рынка, но удовлетворяют потребности покупателей на местном уровне. Продукция данной отрасли реализуется через сети супермаркетов, а также небольшие розничные пункты и магазины. Предприятиям нет необходимости создавать свои собственные фирменные магазины. Из общего объема поставок консервированной кукурузы 96 % продукции поставляет Венгрия, еще 4 % приходится на Таиланд и Россию. 92,1 % фасоли и 97 % горошка также импортируются из Венгрии. В целом, рынок консервированной продукции является насыщенным на 60 % [4].
В период кризиса предприятия понесли убытки в результате сокращения реализации продук-
ции и проблем с получением кредитов. У малых консервных предприятий трудностей больше, чем у крупных. Однако позитивным является уменьшение части импортной продукции и стабилизация темпов роста на уровне 3 - 8 % [3].
Стабилизация происходит за счет расширения работы стабильных крупных предприятий. Компания «ВondueПe» инвестировала в строительство завода по производству консервированных овощей 40 млн евро, компания «Чумак» - в приобретение консервных заводов.
Лишь некоторые крупные перерабатывающие предприятия сегодня принимают участие в улучшении состояния сырьевой базы. Например, холдингом «Мироновский КХП» была создана «Крымская фруктовая компания», в которую было инвестировано около 230 млн долл. для выращивания фруктов, ягод и винограда.
Реализация плодоовощного сырья в большинстве случаев происходит хаотически. Часто товар продается несвоевременно, а между сельхозпроизводителем и переработчиком появляется еще одно звено - посредники. Цена на сельхозпродукцию значительно увеличивается, аграрии недополучают необходимые средства, что останавливает дальнейшее развитие плодоовощной консервной промышленности.
Рынок консервов стабильно развивается, что дает возможность для входа на него новых предприятий. Надо учитывать, что на рынке уже сложились определенные предпочтения потребителей, и конкурентная борьба является жесткой. Естественно, вход на рынок требует значительных капиталовложений, что значительно снижает круг желающих.
К основным преимуществам Украины в производстве плодоовощных консервов можно отнести климатические условия, превышение темпов роста спроса на плодоовощную продукцию над ростом предложения, сравнительно низкую стоимость рабочей силы, наивысшие в строительной отрасли темпы строительства современных плодоовощных хранилищ в Украине (ежегодно площадь современных хранилищ увеличивается вдвое).
Крупнейшими производителями и узнаваемыми торговыми марками плодоовощных консервов являются: «Верес», «Чумак», «Нежин», «Во^иеПе», доля которых составляет 30 % рынка. Торговые марки «Именно тот», «Синьор Помидор», «Чигирин», «Бабушкин продукт», «Солоха», «Богуслав-ка», «ПрокЪ», «Господин Аппетит», «Дары ланов» занимают немногим более 15 % рынка.
На рынке безалкогольной продукции, а именно соков, выделяется четыре лидера: «Сандора»,
«Витмарк», «Биола» и «Кока-кола», которым принадлежит 90 % рынка. Основными факторами, которые влияют на неизменность рыночных позиций и увеличение продаж, являются широкий ассортимент и ценовые предложения, своевременное введение на рынок новых продуктов, новые технологии, сильная система дистрибуции и последовательность в соблюдении стратегии повышения эффективности.
На рынке безалкогольных напитков наблюдается тенденция увеличения размера предприятий и поглощения со стороны сильных конкурентов.
Компания «Сандора» входит в состав «PepsiCo», Моршинский завод минеральных вод - в «IDS Group», «Витмарк-Украина» - в «Витмарк», Свалявские минеральные воды - в «Украинские минеральные воды», Киевский завод безалкогольных напитков «Росинка» - в «Organic Group».
В таблице 1 приведены показатели крупнейших и наиболее эффективных компаний по производству основных продуктов питания, от эффективной деятельности которых зависит уровень продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности Украины. Анализ их деятельности иллюстрирует быстрые темпы роста показателей эффективности, в отличие от предприятий малого и среднего секторов экономики.
В результате анализа деятельности крупных и успешных пищевых предприятий выделены основные факторы эффективности бизнеса: инвестиции в производство высокорентабельной продукции, глубокая вертикальная интеграция, развитие собственной торговой сети и продвижение бренда, инвестиции в увеличение и модернизацию производственных возможностей, ориентирование на экспорт, наращивание земельного банка.
Проведенный анализ деятельности крупных агропромышленных формирований и пищевых предприятий свидетельствует, что данная форма ведения хозяйства имеет преимущества над другими. Высокая экономическая эффективность достигается за счет лучшей фондовооруженности производства, наличия оборотных средств, которые инвестируются в инновационные технологии выращивания сельскохозяйственных культур, содержания скота и птицы. Наличие собственных мощностей по хранению, переработке, транспортировке дает возможность крупным предприятиям воссоздавать замкнутый цикл производства, использовать все преимущества крупнотоварного производства за счет специализации, концентрации и агропромышленной интеграции производства.
Таблица 1
Показатели хозяйственной деятельности компаний-лидеров по производству основных пищевых продуктов в Украине в 2012 г. [1]
Промышленность, предприятие Чистый доход, млн. грп. Темпы роста, % Численность персонала, лиц Темпы роста, %
2005 г. 2010 г. 2005 г. 2010 г.
Хлебопекарная промышленность - холдинг «Т и С» 297,7 748,7 251,5 942,0 1156,0 122,7
Мясоперерабатывающая промышленность -холдинг «Мироновский хлебопродукт» 1742,9 5552,2 318,6 8750,0 20579,0 235,2
Молокоперерабатывающая промышленность - «Пирятинский сырзавод» 171,6 594,4 346,4 761,0 874,0 114,4
Масложировая промышленность - компания «Каргилл» 1692,0 4766,4 281,7 159,0 312,0 196,2
Безалкогольная промышленность - компания «Сандора» 753,9 1882,5 249,7 3200,0 4560,0 142,5
Вместе с тем для обеспечения продовольственной безопасности Украины как члена ВТО является целесообразным недопущение сверхконцентрации сельскохозяйственных угодий, которая создает угрозы национальной безопасности государства при снятии моратория на покупку-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Поддерживаем мнение многих ученых, которые считают целесообразным внести соответствующие изменения в Законы Украины «Об аренде земли», «Хозяйственный кодекс» и другие нормативно-правовые акты.
Литература
1. Исакова Д. Раздельное питание // ТОП-100. Рейтинг лучших компаний Украины. 2010. № 3. С. 130-135.
2. Лукінов І. І. Агропромилова політика у макро-структурних пріоритетах. К., 2007.
3. Соціально-економічний розвиток України за 2010 рік. Державний комітет статистики України. иКЬ: http://www.ukrstat.gov.ua
4. Харчовик. Портал харчової промисловості. URL: http://www.harchovyk.com
* * *
FEATURES OF LARGE COMMODITY PRODUCTION IN THE FOOD INDUSTRY OF THE UKRAINE
N. I. Basyurkina
Article is devoted to the analysis of activity of the large food enterprises which ensure food safety of the Ukraine and specialize on production of bakery products, meat products, dairy production, vegetable oil, fruit and vegetable canned food and soft drinks. On the basis of studying of economic signs, advantages and tendencies of development of large commodity production major factors of efficiency of business are allocated. The conclusion is drawn on need of the state control of processes over concentration of agro-industrial production.
Key words: large and commodity production, food security, food, food industry.