Научная статья на тему 'Тенденции производства, ценовая и неценовая конкуренция на рынке соков в Украине'

Тенденции производства, ценовая и неценовая конкуренция на рынке соков в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИНОК СОКіВ / КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ / ЦіНОВА КОНКУРЕНЦіЯ / НЕЦіНОВА КОНКУРЕНЦіЯ / ВИРОБНИЦТВО ПРОДОВОЛЬСТВА / РЫНОК СОКОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / FOOD PRODUCTION / JUICE MARKET / COMPETITIVE ABILITY / PRICE COMPETITION / NON PRICE COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Л.Л.

Проаналізовано тенденції виробництва, цінова та нецінова конкуренція на ринку соків і сокової продукції в умовах економічної кризи в Україні.Проанализировано тенденции производства, ценовая и неценовая конкуренция на рынке соков и соковой продукции в условиях экономического кризиса в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции производства, ценовая и неценовая конкуренция на рынке соков в Украине»

УДК 339.13

Панкратова Л.Л.,

к.э.н., доцент, Киевский славистический университет

ТЕНДЕНЦИИ ПРОИЗВОДСТВА, ЦЕНОВАЯ И НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

НА РЫНКЕ СОКОВ В УКРАИНЕ

Проанал1зовано тенденцй' виробництва, ц1нова та нецнова конкуренция на ринку cokîb i cokoboï продукци в умовах eKOHOMi4HOï кризи в Украïнi.

Ключовi слова: ринок союв, конкурентоспроможнють, цнова конкуреншя, не^нова конкуреншя, виробництво про-довольства.

Проанализировано тенденции производства, ценовая и неценовая конкуренция на рынке соков и соковой продукции в условиях экономического кризиса в Украине.

Ключевые слова: рынок соков, конкурентоспособность, ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, производство продовольствия.

The tendency of production, the price and non price competition on juice market in conditions of economic crisis in Ukraine was analysed.

Keywords: juice market, competitive ability, price competition, non price competition, food production

Исследование отдельных рынков готовой продукции в условиях постоянно изменяющейся внешней и внутренней конъюнктуры является частью прикладной экономики. Это и обуславливает актуальность данного исследования.

Анализ основных достижений и публикаций. Проблемам функционирования отраслевых рынков, маркетинга продовольственной продукции занимались такие украинские учённые, как O.M. Шпичак [2], Ю. Я. Гапусенко, В.О. Точилин [3], Т.А. Осташко, Л.Ю. Волощенко, А.В. Войчак, Р.С. Близкий, и другие. Вместе с тем детальный анализ отдельных "узких" рынков, в частности рынка сока и соковой продукции, встречается не так часто из-за ограниченности доступа к статистической информации.

Целью исследования является анализ современных тенденций прозводства на рынке соков и соковой продукции, определение производителей-лидеров, их конкурентных возможностей, а также перспектив данного рынка.

Изложение основного материала. Кризисные явления в экономике страны затронули почти все отрасли экономики и рынки благ. На некоторых из них продолжается деструктивное движение к спаду. Но есть рынки, где несмотря на продолжающиеся кризисные явления в экономике, наблюдается стабилизация и даже незначительный экономический рост. Конкурентоспособность продукции, а также предприятий-производителей, оперирующих на таких рынках, представляет значительный интерес.

Соковая продукция в Украине является самой востребованной среди видов продукции плодоовощной консервации. Её удельный вес составляет 64,6% в общей структуре производства продукции плодоконсервной отрасли и 52,4% её валовой стоимости. В последние годы этот показатель только увеличивался.

Следует отметить, что в исследуемом периоде государство не оказывало какой-либо ощутимой поддержки в рамках антикризисной программы отечественной перерабатывающей отрасли. Ожидается такая поддержка с 2012 г., поскольку в конце минувшего года было принято Кабинетом Министров Украины Распоряжения "Об одобрении Концепции развития овощеводства и перерабатывающей отрасли" от 31.10.2011 №1120-р (1). Целью Концепции является преобразование овощного комплекса на высоко эффективный экспортоориентированный и стабильный сектор экономики, и также в рамках Концепции предполагается и поддержка перерабатывающей отрасли.

Несмотря на закономерный спад, который произошел во всех сегментах рынка плодоовощной консервации, производство соков (кроме томатного)1 и соковой продукции в Украине восстанавливается и уже в 2010 г. превысило не

1 Томатный сок, согласно данных официальной статистики, входит в группу "томатная продукция".

Рисунок 1. Динамика производства соков (кроме томатного) и соковой продукции в Украине в 2006-2010 гг., тыс. тонн.

78 Економ1чний вюник университету | Випуск № 18/1

© ПанкратоваЛ.Л., 2012

только уровень 2009 г. - на 5,6%, но и уровень 2006 г. - на 7,2 % (рис. 1).

В региональном разрезе львиная доля соковой продукции производится в Николаевской области - 48,9% (рис.2.), что не удивительно, поскольку именно там размещены два завода по производству соков крупнейшего игрока в этом сегменте - компании "Сандора".

Рисунок 2. Региональная структура производства соков и соковой продукции в 2010 г., %

Второе место занимает Одесская область - 23,9% и именно в этом регионе расположены производственные мощности второго по величине игрока сокового рынка - холдинга "Витмарк-Украина".

Значительно отстаёт, но всё же на третьем месте, Винницкая область с долей 8,4% общего объема.

Характерно, что все пять областей (со значительной долей рынка) увеличили объёмы производства сока и соковой продукции по сравнению с 2009 г.: Николаевская - на 4,6%, Одесская - на 6,8%, Винницкая - на 2,6%, Днепропетровская - на 76,5%, Киевская - на 55,2%

Операторы рынка подчёркивают, что основными факторами рыночного роста были увеличение продаж брендов нижнего ценового сегмента с 44 до 55% [2] (рис. 3), а также увеличение продаж брендов, имеющих в своем портфеле большие форматы упаковки - так называемую "экономную семейную упаковку", и микшированные вкусы. Наблюдается перераспределение спроса в пользу большего потребления нектаров (в ущерб 100%-ным сокам), что, вследствие их относительной дешевизны, вполне объяснимо.

Нижний. (5,2-6,0 грн.) Средний (6,0-7,0 грн.) Верхний (более 7,0 грн.)

Нижний (5,5-6,2 грн.) Нижний (6,0-7,0 грн.)

Средний (6,2-8,2 грн.) Средний (7,0-8,5 грн.)

Верхний (более 8,2 грн.) Верхний (более 8,5 грн.)

Рисунок 3. Структура реализации соков и соковой продукции по ценовым сегментам в 2008-2010 гг., %

Товаропроизводители соковой продукции испытывают те же трудности, что и производители другой продукции, а это задержка расчетов торговых сетей с поставщиками соковой продукции, приостановка кредитования и т.п. Лишение национальных производителей кредитования со стороны банков, ограничило в развитии многие предприятия. Небольшие производители соковых продуктов вынуждены сворачивать свои инвестиционные проекты, а для отдельных предприятий замаячила перспектива возможного банкротства.

Следующий негативный момент - это резкая девальвация национальной валюты. Большинство предприятий нашей отрасли практически все оборудование и расходные материалы для производства покупают за валюту. В связи с этим для удержания ликвидности украинские компании вынуждены повышать стоимость своей продукции. А это в условиях общего снижения платежеспособности украинского населения, естественно, не способствует увеличению объемов продаж.

Не первый год явными лидерами в сегменте соковой продукции являются: OOO "Сандора" с долей 48,7% объёма производства и холдинг "Витмарк" с долей соответственно 22,7%. Характерно, что оба лидера продолжают наращивать объёмы производства соковой продукции и в 2010 г. их производственные показатели превысили уровень 2009 г.: OOO "Сандора" - на 4,9%, холдинг "Витмарк" - на 7,9%.

OOO "Сандора" - один из крупнейших в Украине производителей соковой продукции. Компания создана в 1995 году. В 2007-м стала частью компании "PepsiCo", международного производителя напитков и продуктов питания.

Производственные мощности компании "Сандора" включают:

1) завод по переработке фруктов, овощей и производству соков (в селе Николаевском Николаевской области);

2) завод по производству соков (в селе Мешково-Погорелово Николаевской области);

3) два завода по переработке фруктов и овощей (в селе Родниковом в АР Крым; в селе Казачьи Лагеря Херсонской области).

Совокупная проектная мощность предприятий - около 1,5 млрд. пакетов безалкогольных напитков в год. На сегодня с конвейеров компании сходит более 4 млн. пакетов в сутки.

Пятую часть продукции "Сандора" поставляет на экспорт, что составляет больше половины всего экспорта сока из Украины. Продукцию компании потребляют в более, чем 20 странах мира, а в Беларуси, Молдове, Грузии, Азербайджане, Армении и Кыргызстане компания "Сандора" является одним из лидеров сокового рынка.

Второй лидер, компания "Витмарк-Украина", специализируется на производстве сокосодержащих продуктов питания, таких как: соки, нектары, сокосодержащие напитки, детское питание, пюреобразные и концентрированные полуфабрикаты. Год создания - 1994.

В холдинг входит четыре предприятия:

1) OOO "СП "Витмарк-Украина" (г. Одесса) - основная производственная и операционная единица холдинга. Имеет в своей структуре восемь филиалов (в Киеве, Oдессе, Львове, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Симферополе, Луганске). Во всех областных центрах и крупных райцентрах функционируют торговые представительства (общее количество - 30). Кроме того, в крупных городах работают приоритетные команды, которые обслуживают сети Ho-Re-Ca, гипермаркеты, опт, а также корпоративных заказчиков.

2) OAO "Oдесский консервный завод детского питания" (г. Oдесса) - производственная база холдинга по изготовлению соковой продукции и детского питания.

3) Кучурганский завод (с. Степановка Раздельнянского района Oдесской области) - второе по важности производственное подразделение холдинга. На этом предприятии сосредоточена большая часть производства продукции из местного (отечественного) сырья.

4) Рахнянско-Лесовой консервный завод (с. Рахны-Лесовые Винницкой области) специализируется на производстве яблочного концентрированного сока и пюреобразных полуфабрикатов (плодово-ягодная группа).

На предприятиях функционируют комплексные технологические линии по производству готовой продукции: 14 линий ТетраПак, одна линия по розливу в стеклобутылку, две линии по производству детского питания, а также целый ряд линий по производству пюреобразных и концентрированных полуфабрикатов. Холдинг самостоятельно производит все виды концентрированных соков и пюре из местных сортов овощей и фруктов, закупая только тропическое сырье.

Поставщики тропического сырья имеют сертификаты качества ISO-9000. В число стран-поставщиков входят Бразилия, Таиланд, Эквадор, Индия, Израиль, Греция, Испания, Италия, Китай, Чили, ЮАР и др.

Экспорт осуществляется в 15 стран мира. Из стран СНГ - в Россию, Беларусь, Молдову, Азербайджан, Казахстан и другие. Из стран дальнего зарубежья поставки осуществляются в Румынию, США, Израиль, Австралию.

В 2010 Компания "Витмарк-Украина", году получила доход от реализации продукции в размере 970 млн. грн., что почти на 16% больше, чем в 2009 году.

Со значительным отрывом от первых двух лидеров разместились два других предприятия: ЧAO "Эрлан" с долей -4,4% в общем объёме производства и ИН "Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед" с долей, соответственно, 4,4%.

Мелкие игроки рынка менее устойчивы, поэтому многие уменьшают объёмы производства и реализации продукции, а некоторые покидают рынок. Такие предприятия чаще всего поглощают лидеры рынка. Такая тенденция будет продолжаться и в ближайшие годы. В условиях кризиса крупным производственным компаниям выгоднее приобретать предприятия, нежели строить заводы с нуля и запускать новые торговые марки. Сегодня стоимость выставленных на продажу компаний в разы ниже уровня докризисных времён.

Главные лидеры сокового рынка находятся в перманентной конкурентной борьбе за рынок. Так, не первый год стороны ведут спор об использовании "Сандорой" упаковки, схожей с белыми пакетами соков Oдесского консервного завода детского питания ^КЗДП), входящего в "Витмарк".

По мнению "Витмарка", упаковка обновленной продукции "Николаевского сокового завода" (НСЗ) (производственная площадка компании "Сандора") практически идентична белым пакетам сока OKЗДП.

В компании "Сандора" сообщают, что изменение дизайна упаковки продукции "Сандора" связано с обновлением всей линейки соков под ТМ НСЗ. Потребность активизировать продажи в нижнем ценовом сегменте вызвана повышением спроса населения на более доступную продукцию - в связи с инфляцией.

Позиция "Витмарка" объясняется тем, что соки в белой упаковке OKЗДП занимают более половины в структуре продаж компании. В 2005-2006 гг. "Витмарк" в суде доказал неправомочность использования белой упаковки компанией "Виннифрут".

Некоторые предприятия данного сегмента рынка делают смелые шаги в поиске ниши для произведённой продукции. Группа компаний T.B.Fruit открыла завод мощностью 6 тысяч литров сока в час на территории предприятия "Яблуневий Дар" в г. Городок Львовской области. Oн будет производить первую в стране линейку соков прямого отжима (NFC, "не из концентрата"). Хотя NFC-соки достаточно востребованы в других странах - они занимают 17% мирового рынка соков и нектаров. T.B.Fruit инвестирует в запуск нового продукта, получившего название Galicia, порядка 4 миллионов евро.

OOO "Яблуневый Дар" занимает 55% украинского производства фруктовых концентратов и пюре и экспортирует продукцию в страны СНГ и Европы (входит в десятку крупнейших производителей концентрированного сока в Европе).

Выводы. Таким образом, сегодня ценовая конкуренция хоть и актуальна из-за снижения доходов населения в ре-

зультате экономического кризиса, но не менее важным является умение удачно позиционировать себя на рынке, имидж компании-производителя. Удачное позиционирование бренда и лояльный клиент дают компании возможность расти и развиваться даже в условиях экономического кризиса.

Сегодня почти все производители соков нуждаются в поиске своей ниши или улучшении позиционирования в тех из них, которые они уже заняли.

Мировые тенденции оказывают существенное влияние на развитие сокового рынка. К примеру, в Европе активно растет потребление, так называемых, функциональных напитков. Это и витаминизированные соки для детей, и напитки для пожилых людей, для беременных женщин с добавлением кальция, и сок с добавлением молока, и витаминные комплексы для повышения работоспособности с травами и другими компонентами. Пользуются популярностью смесь минеральной воды и сока, энергетические и спортивные напитки. Категория функциональных напитков будет постепенно отнимать рыночные доли у соков и нектаров. Поэтому компаниям- производителям нужно быть готовыми к новым запросам рынка и вовремя диверсифицировать производство с целью их удовлетворения.

В целом, рынок соков и соковой продукции демонстрирует достаточно хорошие показатели по сравнению с другими рынками продовольствия. Предприятия-производители на этом рынке успешно конкурируют с зарубежными операторами, вытесняя их с внутреннего рынка и расширяя масштабы своей деятельности не только на территории Украины, но и за её границами.

Литература

1. Розпорядження Кабинету М/н/стр/в Укра1ни "Про схвалення Концепц/1 розвитку овоч/вництва та переробно1 галу-зГ, в/д 31 жовтня 2011 р. №1120-р. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1120-2011-%D1%80

2. Поточна кон'юнктура / прогноз ринк/в с/льськогосподарсько1 продукцН та продовольства в Укра1н/ на 2005/06 мар-кетинговий р/к (випуск 16) /За ред. д-ра екон. наук. проф. О.М. Шпичака - К.: 1АЕ - 2010. - 203 с.

3. Формування галузевих ринк/в Укра1ни: перех/дний пер/од. Монограф/я / За ред. д-ра екон. наук. проф. В.О. Точил/на - К.: Фен/кс, 2004. - 332 с.

4. Дикаленко М. Сока мерники / Дикаленко М. Московчук Э. // Бизнес. - 2010. - №42(925).

5. Маринады в промышленных масштабах. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.prodinfo.com.ua/proiz-vodstvo/plodoovoshhnaya_promyishlennost/marinadyi_v_promyishlennyix_masshtabax.html

УДК 657.41:330

Перчук О.В.,

старший викладач кафедри обл1ку, аудиту та контрогингу ДВНЗ "Переяслав-Хмельницький ДПУ ¡мен Григсря Сковороди"

СУЧАСНА СИСТЕМА ОБЛ1КУ ЛЮДСЬКОГО КАП1ТАЛУ

Одн1ею з передумов капЬал1зацП та ключовим ¡ндикатором розвитку компан1й виступае людський каттал, що зумо-влюе потребу користувач^в у ¡нформацн про нього. У статт проанал1зовано можливост побудови та впровадження си-стеми облку людського капЬалу, дошджено проблему включення людського катталу до об'екш бухгалтерского облку на основi його вартсноi ошнки.

Ключовi слова: бухгалтерський облiк, капЬал, людський капЬал, людсью ресурси, нематерiальнi активи, система облiку трудовий потеншал.

Одной из предпосылок капитализации и основным индикатором развития компаний выступает человеческий капитал, что обуславливает у пользователей потребность информации о нем. В статье проанализированы возможности построения и внедрения системы учета человеческого капитала в число объектов бухгалтерского учета на основании его стоимостной оценки.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, капитал, человеческий капитал, человеческие ресурсы, нематериальные активы, система учета, трудовой потенциал.

One of the conditions for capitalization and key indicator of companies serving the human capital that determine the need for users to information about it. The article analyzes the possibilities of construction and implementation of human resource accounting, investigation of the inclusion of human capital to the objects of accounting based on its valuation.

Keywords: accounting, capital, human capital, human resources, intangible assets, accounting system, the labour potential.

Актуальнють проблеми. В умовах переходу до ¡нформацмноТ економки ефективний розвиток i функцюнування пщприемств в бтьшост випадюв залежить вщ нематер^льних чинниюв, зокрема людського катталу. Це пщтверджу-еться значним розривом м^ ринковою та балансовою вартютю св^ових компаый-лщерю. У результат таких тенден-цм вщбуваеться перехщ вщ парадигми управлшня людськими ресурсами до управлЫня розвитком людського капралу. Це визначае необхщнють вщображення ¡нформацп про людський каттал у систем¡ бухгалтерського облку на ос-нов¡ його вартюноТ оцшки.

Переважна бтьшють в^чизняних пщприемств не збирають адекватноТ ¡нформаци про наявний людський каттал своТх ствроб^ниюв не лише для внутршнього використання, але й для зовншньоТ зв^ностк Проте компанп, яю мо-жуть продемонструвати в зв^носл високий р^ень професюналюму своТх працюниюв, значно виграють на ринку.

Постановка проблеми. Вим^юючи вплив працюниюв на ф¡нансов¡ показники, пщприемство може обирати, управля-ти, оцшювати ¡ розвивати можливос^ своТх працюниюв з метою перетворення Тх людських якостей у вагом¡ ф¡нансов¡ ре-зультати пщприемства. Витрати на навчання персоналу ¡ пщвищення його квал^каци за правилами фЫансового обль ку слщ вщносити до витрат, а не до ¡нвестицм, хоча з погляду управлЫського обл^ Тх краще вщносити саме до ¡нве-

© Перчук О.В., 2012

Eкономiчний □¡сник университету | Випуск № 18/1

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.