Научная статья на тему 'Для защиты потребителей'

Для защиты потребителей Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / FOOD MARKET / УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / FOOD CONSUMPTION LEVEL
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Для защиты потребителей»

Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственный рынок; уровень потребления продовольствия.

Национальный фонд защиты потребителей провел независимую сравнительную экспертизу соков, нектаров и напитков сокосодержащих, реализуемых на потребительском рынке России и Москвы. Цель проекта - определение основных производителей и поставщиков соков, нектаров и сокосодержащих напитков (в том числе соковой продукции для детского питания), соответствия выпускаемой ими продукции требованиям качества и безопасности, а также сложившимся правилам ее оборота федеральному законодательству, актуальной нормативно-технической базе, практике продажи соковой продукции в странах ЕС и в мире.

По оценкам аналитиков, рынок соковой продукции в России последние годы активно растет; так, с 2003 по 2008 г. он увеличился более чем в 2 раза и составил 3028 млн л. Однако с конца 2007- начала 2008 г. аналитики и российские производители соков, нектаров и сокосодержащих напитков начали ощущать резкое замедление темпов роста, а в конце 2008 г. впервые за последние годы было отмечено сокращение продаж. По оценкам некоторых экспертов, рынок соков в 2009 г. ждет падение более чем на 10 %.

Более 80 % рынка соковой продукции России по итогам 2008 г. делят между собой 4 крупных производителя: ОАО «Лебедянский» (30 %), ОАО «Нидан» (16 %), ЗАО «Мултон» (22 %) и ОАО «Вимм Билль Данн продукты питания» (18 %).

Ежегодный уровень потребления соков в Европе составляет 25-30 л, в Москве этот показатель выше более чем на 30 % и составляет около 37 л на человека. В российских регионах потребление гораздо ниже - порядка 12 л на человека в год. По оценкам независимых экспертов и участников рынка соков, он близок к насыщению, конкурентная борьба производителей за потребителей обостряется.

Вместе с ростом рынка соков и соковой продукции крепла и развивалась нормативно-законодательная база по производству этой продукции, по контролю качества и безопасности соков, нектаров и напитков при обороте на рынке и в розничной продаже. Действующие в настоящее время в России требования к соковой продукции изложены в следующих основных документах:

УДК 664.1.037.1

Для защиты потребителей

• Федеральный закон «О техническом регулировании»;

• Федеральный закон «О защите прав потребителей»;

• Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

• Федеральный закон «О рекламе»;

• Федеральный закон «О санитарно-гигиеническом благополучии населения»;

• Федеральный закон «Технический регламент на соковую продукцию из овощей и фруктов»;

• ГОСТ Р 51074-2004 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»;

• СанПин 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

• ГОСТ Р 51398-99 «Консервы. Соки, нектары и сокосодержащие напитки. Термины и определения»;

• ГОСТ Р 52182-2003 «Консервы. Соки, нектары и сокосодержащие напитки овощные и овощефруктовые. Технические условия»;

• ГОСТ Р 52183-2003 «Консервы. Соки овощные. Сок томатный. Технические условия»;

• ГОСТ Р 52184-2003 «Консервы. Соки фруктовые прямого отжима. Технические условия»;

• ГОСТ Р 52185-2003 «Соки фруктовые концентрированные. Технические условия»;

• ГОСТ Р 52186-2003 «Консервы. Соки фруктовые восстановленные. Технические условия»;

• ГОСТ Р 52187-2003 «Консервы. Нектары фруктовые. Общие технические условия»;

• ГОСТ Р 52188-2003 «Консервы. Напитки сокосодержащие фруктовые. Общие технические условия»;

• ГОСТ Р 52474-2005 «Консервы. Соки, нектары и коктейли для питания детей раннего возраста. Технические условия».

При кажущейся масштабности действующих в России законодательных и нормативно-технических документов в этом сегменте рынка (8 из них разработаны по заказу, при участии и непосредственном финансировании фондом), сфера производства и оборота соковой продукции нуждается в разработке нормативных актов на функциональные соки, нектары и напитки сокосодержащие, а также на одноименную органическую продукцию.

А.Я. Калинин,

академик РАЕН Национальный фонд защиты потребителей

Основной задачей экспертизы было определение качества и безопасности продаваемой соковой продукции, сырьевого состава, физиологической полноценности и идентификации заявленному названию «натуральности». При реализации проекта анализировалась системная информация по выявлению барьеров выхода на рынок отечественных и зарубежных производителей, причин высокого уровня издержек оборота, особенностей ассортимента, недостатков контроля качества и сертификации, а также по вопросам классификации представленной продукции и достоверности информации для потребителей в части происхождения товара, применения, состава, условий хранения и т. п.

Порядок организации проводимой фондом независимой экспертизы выглядел следующим образом.

1. Идентификация присутствующих на рынке РФ соков и соковой продукции.

2. Отбор образцов идентифицированных соковых продуктов для проведения анализа и экспертной оценки.

3. Анализ отобранных образцов напитков в нескольких лабораториях по показателям их безопасности и показателям качества, в соответствии с утвержденным техническим заданием. Оформление протоколов испытаний, согласно действующим требованиям органов власти РФ.

4. Экспертная оценка полученных результатов анализов, с точки зрения их соответствия требованиям действующего законодательства, информации, приведенной на этикетке.

5. Подготовка экспертных заключений по результатам экспертизы.

^РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ^ТЕМА НОМЕРА

Образцы продукции

Наименование Производитель Количество

«Rich» Персиковый нектар» ЗАО «Мултон», г. Щелково, Московская обл. 2 уп. 0,2 л

«Я» Томат» 100 % сок с мякотью ОАО «Лебедянский», г. Лебедянь 2 уп. 0,2 л

«Сады Придонья» Сок яблочный прямого отжима ОАО «Сады Придонья», пос. Сады Придонья, Волгоградская обл. 2 уп. 0,2 л

«Тёма» Яблоко-слива» Детский сок ОАО «Компания «ЮНИМИЛ » (Филиал «Молочный комбинат «Петмол»), г. Санкт-Петербург 2 уп. 0,2 л

«J7» Яблоко» 100 % сок ОАО «Вимм Билль Данн», г. Раменское, Московская обл. 2 уп. 0,5 л

«Моя семья» Вишнево-яблочный нектар осветленный ОАО «Нидан Соки», г. Котельники, Московская обл. 2 уп. 0,5л

«Шиповник с таежными травами» Напиток на натуральном растительном сырье ООО ПК «Ниагара», г. Челябинск 2 бут. 0,5 л

«7Я» Гранатовый сок» Восстановленный ЗАО «Бородино» (завод «Спасо-Бородинские воды»), Бородинское поле, Московская обл. 2 уп 1,0 л

«Да!» Персик-яблоко» Нектар неосветленный ОАО «Нидан Гросс», г. Котельники, Московская обл. 2 уп. 2,0 л

«Да!» ТОМАТ» Сок с солью и мякотью гомогенизированный, восстановленный ОАО «Нидан Гросс», г. Котельники, Московская обл. 2 уп. 2,0 л

6. Подготовка, передача и направление соответствующих предложений государственным органам, в первую очередь структурам исполнительной власти по повышению качества и безопасности производства и оборота соковой продукции на потребительском рынке России, обеспечению роста индексов потребительского доверия к ним, определение мер по информационно-просветительской работе с потребителями соковой продукции в России и странах СНГ.

На первом этапе работ фонд провел несколько совещаний экспертов и специалистов, компетентных в данной сфере, по обсуждению содержания и организации экспертизы, согласованию положений технического задания и методологических особенностей выполнения экспертных исследований соковой продукции, в частности, на «натуральность».

По результатам маркетинговых исследований и предпочтений покупателей фонд организовал отбор, закупку, а затем проверку продукции (с учетом дополнительной закупки и хранения контрольных образцов) наиболее широко представленных на потребительском рынке брендов и торговых марок (таблица).

Отбор образцов проводился комиссией фонда в соответствии с действующим законодательством России, а также статьей 45 ФЗ «О защите прав потребителей».

Было отобрано 20 образцов десяти торговых марок восьми крупных товаропроизводителей. При покупке товар сопоставлялся с товарно-сопроводительными документами и сертификатами соответствия. Все отобранные об-

разцы оплачены фондом в установленном порядке, соответствующим образом упакованы, о чем составлены протоколы. Затем данные образцы продукции оперативно доставили в аккредитованные лаборатории, где передали по акту уполномоченным лицам для проведения экспертизы по договору с фондом. Экспертиза проводилась в соответствии с предварительно согласованным техническим заданием в течение 30 дн. С экспертами была четко согласована цель исследования: подтверждение соответствия критериям натуральности, ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей», положениям действующих ГОСТ Р на соковую продукцию, международным требованиям (кодекс AIJN Code of Practice). Дополнительно обсуждены вопросы использования действующих в России и за рубежом методов исследований.

Принадлежность представленной соковой продукции, ее идентификация проводились путем сравнения наименований соковой продукции, нанесенных на потребительские упаковки, с наименованиями видов соковой продукции из фруктов или овощей, предусмотренными статьей 4 и 5 ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей» с выполнением необходимых лабораторных исследований.

В целях подтверждения соответствия представленной соковой продукции своему наименованию и установления возможной ее фальсификации идентификация состава производилась по совокупной оценке физико-химических, органолептических показателей, показателей натуральности состава, состава ароматобразующих веществ.

На основании результатов исследований десяти наименований представленной продукции в двух вышеуказанных экспертных организациях. Национальный фонд защиты потребителей считает возможным сделать следующие заключения.

1. Семь образцов представленной соковой продукции (Персиковый нектар с мякотью «Rich»; Томатный сок с мякотью «Я»; Сок яблочный прямого отжима осветленный, для детского питания «Сады Придонья»; Сок яблочный 100 % «J7»; Персиково-яблочный нектар неосветленный «Да!»; Сок яблочно-сливовый с мякотью для детского питания «Тёма»; «Шиповник с таежными травами») соответствуют ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей» (статья 4, приложение 2, приложение 3, табл. 1 и 2) по своему наименованию, по физико-химическим, ор-ганолептическим показателям, характерным для соковой продукции, изготовленной из одноименных фруктов и овощей.

Указанная соковая продукция содержит натуральный состав, натуральные ароматобразующие вещества, произведена из одноименных фруктов и овощей.

Информация о составе соковой продукции, ее свойствах, указанных на потребительских упаковках, достоверно отражают заявленные качественные характеристики.

2. Три наименования соковой продукции не соответствуют статьям 4 и 5 ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей».

Вишнево-яблочный нектар осветленный «Моя семья» по идентификационным признакам не соответствует требованиям статей 4 и 5, приложение 2, приложение 3, табл. 1 и 2. Он представляет собой нектар вишнево-яблочный с массовой долей фруктового сока не более 20 % (заключение сделано на основании результатов хроматографического анализа содержания индивидуальных органических кислот, углеводов, сорбита, красителей и фенольных веществ в соответствии с кодексом AIJN Code of Practice). По достоверности информации на этикетке не соответствует требованиям ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей» (статья 11).

Сок гранатовый «7Я» по идентификационным признакам не соответствует требованиям статьи 5 ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей». В составе сока содержится добавленный сахар и синтетический краситель Е122 (кармуазин), а также консерванты (бензойная и сорбино-вые кислоты), не указанные на этикетке. Эксперты отмечают ненатуральный состав ароматической фракции. По

достоверности информации на этикетке не соответствует требованиям ТР «Ha соковую продукцию из фруктов и овощей» (статья 11).

Томатный сок с мякотью «Да!» по идентификационным признакам не соответствует требованиям статей 4 и 5, приложение 2, приложение 3, табл. 1 и 2 ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей». В составе сока присутствует добавленная сахароза, не заявленная на этикетке. По достоверности информации на этикетке не соответствует требованиям ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей» (статья 11).

Принадлежность представленной соковой продукции и одного напитка своим наименованиям, их экспертная идентификация, лабораторные испытания производились в соответствии с Национальными стандартами на методы исследований, необходимые для применения и исполнения ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей», указанными в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 690-р., а также международными нормами (кодексом AIJN Code of Practice).

Таким образом, можно сделать вывод, что в России разработана правовая и нормативно-техническая база, которая системно и в полной мере может обеспечить качество, требуемый уровень безопасности, право потребителей на информацию при производстве соковой продукции. Однако, как показала независимая экспертиза, не все товаропроизводители учитывают в работе требования федерального законодательства, а также действующих национальных стандартов в этой области. Определенные сложности возникают при определении соответствия соковой продукции своему наименованию и установления возможной ее

фальсификации, идентификация состава соковой продукции по показателям натуральности состава, состава ароматобразующих веществ.

При подборе экспертных организаций для проведения исследований фонд столкнулся с неготовностью более чем десяти лабораторий взяться за проведение таких исследований, что связано с отсутствием наработанных методик и эталонов веществ для проведения исследований, несовершенством ГОСТ на методы исследований, отсутствием опыта проведения подобных работ. По результатам сравнительных испытаний выявлена несходимость результатов экспертизы при определении отдельных показателей по отечественным и зарубежным методикам в разных лабораториях.

Результаты экспертизы показали, что следующими товаропроизводителями не выполняются должным образом требования ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей», в том числе требования в соответствии со статьями 4, 5, 7, 11 и приложениями 2, 3: ОАО «Ни-дан Соки», ЗАО «Бородино» (завод «Спасо-Бородинские воды».

Эксперты фонда считают, что контроль и надзор госорганов и влияние структур гражданского общества в сфере производства и торгового оборота соковой продукции должны быть усилены, в первую очередь - в части исполнения ТР «На соковую продукцию из фруктов и овощей» и предоставления объективной и полной информации для потребителей по идентификации продукции.

По результатам проведенной работы решено:

1. В соответствии со статьей 45 закона РФ «О защите прав потребителей» направить материалы по итогам независимой экспертизы соковой продукции для информации, возможного ис-

пользования в практической деятельности, а также предложения по устранению недостатков в этом сегменте рынка в адрес:

• федеральных государственных органов (структуры Администрации Президента России, Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ), в органы исполнительной власти, в том числе надзорные и правоохранительные;

• руководителей региональных органов власти;

• государственных научных центров;

• общественных объединений и негосударственных заинтересованных структур;

• товаропроизводителей;

• средств массовой информации.

2. Подготовить серию материалов для средств массовой информации и специалистов научных центров с целью широкого информирования потребителей России о результатах проведенной экспертизы и ситуации в сегменте соковой продукции.

3. Просить руководство Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ (Г.Г. Онищенко), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Г.И. Элькин), МВД РФ и других руководителей заинтересованных структур государственной власти усилить надзор и организовать проверку качества и безопасности соковой продукции в регионах Российской Федерации.

4. Информировать об итогах проведенной экспертизы соковой продукции учредителей фонда и участников его программ (Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, научные центры (всего 83 структуры).

Вниманию инженеров, конструкторов, практиков!

В Издательстве «ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ» выпущена монография канд. техн. наук Т.П. Турчаниновой

«Техника и технология бестарного хранения муки на предприятиях пищевой промышленности»

объемом 536 стр.

В книге представлено отечественное и зарубежное оборудование, предназначенное для производственного процесса в складах бестарного хранения муки на предприятиях пищевой промышленности. Излагаются основные направления механизации и автоматизации данного процесса на основе использования современных достижений науки и техники и передового опыта в области ПРТС-работ с сыпучим грузом.

8 монографии содержатся справочные данные по специальному оборудованию и приводятся практические рекомендации по эксплуатации установок и отдельных узлов; даны сведения об основах техники безопасности при эксплуатации рассматриваемых систем. Книга предназначена для работников научно-исследовательских институтов и инженерно-технических работников заводов, конструкторских бюро и проектных организаций, а также учащихся вузов.

Заявки на приобретение монографии просим присылать по адресу: 107053, Москва, 6. Черкизовская, д. 26а. ГОСНИИХП. Тел./факс: (S-499) 161-63-71; 161-13-98; e-mail: niihp@mail.ru Издательство «Пищевая промышленность» Тел, (495) 607-20-87, (8-916) 538-34-60; тел./факс (495) 607-28-61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.