Научная статья на тему 'Состояние и развитие продовольственного комплекса России'

Состояние и развитие продовольственного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и развитие продовольственного комплекса России»

Состояние и развитие продовольственного комплекса России

В.Г. Кайшев

Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза России

Пищевая и перерабатывающая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему производства продукции эти отрасли занимают второе место в экономике страны, а пищевая промышленность среди отраслей, производящих промышленную продукцию, — третье, уступая лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.

Пищевая и перерабатывающая промышленность обладает целым рядом специфических особенностей, в числе которых жесткая конкуренция с зарубежными поставщиками. Рынок ее продукции обладает высокой емкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным объектом для инвестиций.

Вхождение пищевой и перерабатывающей промышленности в рыночные реформы в 1990-е годы было сложным и трудным. Производство основных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, идущего на переработку, упало почти вдвое, снизилось инвестирование средств в развитие и техническое перевооружение, ухудшилось использование производственных мощностей. И только с 1999 г., преодолев спад производства, промышленность начала устойчиво наращивать выпуск продукции.

В этот период рост индекса физического объема производства продукции пищевой промышленности в целом по годам колебался в пределах 4-8 %. В 2005 г. он составил 5 %. По сравнению с 1998 г. этот показатель вырос на 55,6 %. Прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигала уровня 35,4-56 млрд руб. в год.

При росте производства практически всех важнейших видов пищевых продуктов по отдельным продуктам превышен уровень производства 1990 г. Так, в 2005 г. уровень 1990 г. превышен по сахару-песку в 1,5 раза, маслу растительному — в 1,9, пиву — в 2,6, минеральной воде — в 5,6, безалкогольным напиткам — в 1,7, папиросам и сигаретам — в 2,7, плодоовощным консервам — в 1,6 раза.

В 2005 г. предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности работали устойчиво. По сравнению с прошлым годом увеличилось производство мяса и субпродуктов I категории на 3 %, колбасных изделий — на 5, цельномолочной продук-

ции — на 5, сыров жирных — на 7, масла растительного — на 16, сахара-песка — на 16, крупы — на 4, кондитерских изделий — на 6, макаронных изделий — на 3, плодоовощных консервов — на 12, пива — на 7, безалкогольных напитков — на 19, минеральных вод — на 10 %. Выросло также производство и многих других пищевых продуктов, кроме отдельных видов алкогольных напитков.

В то же время, несмотря на высокие темпы роста, среднедушевое потребление таких важнейших продуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепро-дукты, сахар, масло растительное, овощи и фрукты, еще остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Наряду с этим среднедушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты, превышает рекомендуемые нормы, что в некоторой степени связано с низкой платежеспособностью большей части населения.

Динамичное развитие производства основных пищевых продуктов стало результатом целенаправленной работы федерального центра и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению возникающих проблем. Произошла адаптация работников агропродоволь-ственной сферы к рыночным условиям, изменилась психология хозяйствования. Повысилось внимание коммерческих банков, зарубежных и частных инвесторов к производству продуктов питания.

Шире и активнее стали применяться защитные меры отечественных производителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов.

Практика подтвердила, что переход от экономики централизованного планирования к социально ориентированному ры-

ночному хозяйству не может происходить стихийно, без государственного регулирования рыночных отношений. Государство должно компенсировать несовершенство рынка. Поэтому необходимо создавать систему государственного регулирования экономики страны, адекватную новым условиям, разумно воздействовать на ход ее развития и контролировать с учетом интересов общественного производства и хозяйствующих субъектов.

Формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, служит основной стратегической задачей в экономической области.

При этом государство исходит из возможностей увеличения внутреннего производства. В промышленности последовательно принимаются меры по созданию специализированных производств и осу-ществлениюразумного торгового протекционизма, не допускающего демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и недобросовестной конкуренции.

Большое внимание в отраслях уделяется улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, внедрению инновационных технологий, освоению новейших методов и видов упаковки. Эти меры позволяют не только завоевывать отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. Сегодня из России экспортируются мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнечное, папиросы и сигареты, водка и другие товары.

Динамичному наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия способствовали стабилизация общеэкономической ситуации в стране, повышение платежеспособности населения, создание условий для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, направляемых на развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Пищевая промышленность России относится к категории отраслей, производящих продукцию массового потребления, пользующуюся повседневным спросом населения,что способствует сравнительно быстрой оборачиваемости средств и окупаемости инвестиций. Сегодня к наиболее инвестиционно привлекательным отраслям относят табачную, пивобезалко-гольную, кондитерскую, масложировую, чайную, плодоовощную и некоторые другие. В развитие этих отраслей вложены значительные инвестиции, в частности в строительство иностранных предприятий, создание совместных производств, приобретение акций акционерных обществ.

Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в определяющей мере зависит от объемов производства сельскохозяйственного сырья отечественным АПК, его качества и стоимости. При производстве многих видов пищевой продукции в структуре ее себестоимости доля исходного сырья превышает 70 %. Поэтому развитие всех сфер АПК должно решаться в комплексе.

Динамичному развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в последние 6 лет способствовали меры, принятые законодательной и исполнительной властью. Сделаны серьезные шаги по совершенствованию государственного регулирования АПК.

На федеральном уровне были упразднены неэффективные прямые дотации. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального банка. Аналогичные решения и механизмы были внедрены и в регионах Российской Федерации.

С 2002 г. такой же механизм заработал и по отношению к долгосрочным инвестиционным кредитам сроком на 3-5 лет. С 2006 г. для строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) срок инвестиционных кредитов увеличен до 8 лет. Механизм оправдал себя и будет дальше развиваться и совершенствоваться.

Сформирована государственная финансово-кредитная система обслуживания АПК. Пять лет назад создан Россельхоз-банк. Сегодня банк представлен в 65 субъектах Федерации, в ряде регионов создана сеть и на районном уровне. По объемам кредитных ресурсов, предоставленных товаропроизводителям АПК, банк занимает второе место после Сбербанка России.

С 2002 г. развивается лизинговая система поставок техники и племенного скота, осуществлением которой занимается государственная компания «Росагролизинг».

Проводится значительная работа по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности на региональном уровне: разрабатываются специальные программы, для реализации которых предоставляется финансовая поддержка.

Продолжается процесс образования в АПК крупных холдинговых структур, которые объединяют в единую цепь производство сельхозпродукции, ее переработку и реализацию, что устраняет узкую специализацию организаций, составляющих эти формирования. С целью ускорения этого процесса предусматривается разработать концепцию государственной поддержки развития крупных агропромышленных структур холдингового типа.

В результате принимаемых мер растут финансовые вложения в развитие предприятий пищевой промышленности. В 2003 г. они составили 85,4 млрд руб., из

них почти половина — иностранные инвестиции. В 2004 г. в эту отрасль вложено более 100 млрд руб., в результате чего происходят положительные структурные изменения. Так, по сравнению с 1998 г. коэффициент обновления основных фондов возрос в 2 раза (с 2,1 до 4,2 %), в том числе машин и оборудования в 2,5 раза (с 2,4 до 5,9 %). Степень износа основных фондов за этот период снизилась с 46,9 до 35,5 %. В пищевой промышленности эти процессы идут заметно быстрее, чем в целом по промышленности.

Пивоваренная промышленность. В последние годы стабильно наращивает темпы производства и уверенно развивается пивоваренная отрасль. Производство пива в 2005 г. составило 892,4 млн дал, или 107 % к уровню 2004 г. Мощности по его производству в целом по России используются на 78 %.

Российские производители пива сделали работу предприятий по-настоящему эффективной, подняв качество продукции до международного уровня и сохранив почетное место пивоваренной отрасли среди передовых бюджетообразующих отраслей промышленности. На рынке появилось много качественного пива, и эта тенденция с каждым годом укрепляется.

Основные производители пива в России: пивоваренные компании «Балтика», «Хайнекен», «Вена», (Санкт-Петербург), «Очаково», «Пивоварня Москва-Эфес» (Москва), «Красный Восток» (Республика Татарстан), «Ярпиво» (Ярославль), «Калужская пивоваренная компания» (Калуга) и многие другие предприятия.

Усиление конкуренции между компаниями и предприятиями способствовало выпуску новых сортов пива. Так, в 2003 г. было выпущено шесть национальных брэндов, в 2004г. — десять, а в 2005г. — уже одиннадцать.

В настоящее время практически каждая крупная пивоваренная компания, работающая в России, поставила себе цель — в ближайшие несколько лет обеспечить свое производство отечественным пивоваренным солодом.

В последние годы государство активно проводит стратегию развития отрасли, опирающуюся на обеспечение пивоваренных заводов отечественным сырьем.

В целях обеспечения предприятий пивоваренной промышленности сырьем отечественного производства коллегией Министерства сельского хозяйства в феврале 2002 г. была принята «Отраслевая целевая программа обеспечения устойчивого производства пивоваренного ячменя и солода в Российской Федерации на 2002-2005гг. и на период до 2010 г.».

Главные задачи Программы — освоение в России новых современных технологий возделывания сортов пивоваренного ячменя, в том числе иностранной селек-

ции, а также модернизация и строительство солодовенных предприятий. Принятие Программы позволило пивоваренным компаниям начать масштабную работу по испытанию в России современных сортов пивоваренного ячменя, возделываемых в настоящее время в Европе.

К производству высококачественного пивоваренного ячменя с участием иностранных компаний, в частности французской группы «Суффле», приступили крупнейшие агрохолдинги страны: «Ру-сагро», «Агрос», «Зерос», «Орловская объединенная зерновая компания», «Ли-пецкспиртпром» и др.

Финская селекционная компания «Бореал» совместно с Инновационным центром «Хордес» на базе Курского НИИ «АПП Россельхозакадемии» начали работу по современной селекции сортов пивоваренного ячменя.

Положительные тенденции по активному инвестированию развития сырьевых зон и строительству современных солодовенных заводов продолжаются благодаря пивоваренным компаниям «Балтика» (в Тульской обл.), ЗАО «Очаково» (в Липецкой и Белгородской областях), «Красный Восток» (в Новосибирске), «Сан Ин-тербрю» (в Саранске). Банком «Авангард» построены солодовенные заводы в Московской, Воронежской и Орловской областях.

Все строящиеся и введенные в эксплуатацию солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудованием, позволяющим использовать современные технологии производства солода.

Безалкогольные напитки и минеральные воды. В последние годы производство безалкогольных напитков и минеральных вод развивается достаточно высокими темпами. Развитие рынка безалкогольных напитков и минеральных вод в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям. Запасы минеральных вод (лечебных, лечебно-столовых) в Российской Федерации практически не ограничены, а их уникальность предоставляет возможность для развития прямых связей с зарубежными странами по поставкам на экспорт. Постепенно восстанавливаются позиции национального русского напитка — кваса брожения с длительным сроком хранения. В последние годы вырос спрос на негазированные питьевые воды, притом, что 10 лет назад такой воды не производилось.

Производство безалкогольных напитков в 2005 г. составило 494,1 млн дал, или 119 % к 2004 г., минеральных вод — 4914,8 млн полулитров (110 %).

Высокие темпы роста производства безалкогольных напитков и минеральных вод связаны с оснащением предприятий современным оборудованием, освоением новых производственных мощностей, совершенствованием технологии производства, расширением географии использования и осво-

ения местных источников, особенно в Сибири, районах Урала и Дальнего Востока.

В условиях жесткой конкуренции российскими производителями ведется работа по расширению ассортимента отечественных безалкогольных напитков и минеральных вод, большое внимание уделяется повышению качества и улучшению дизайна оформления, наращиванию выработки напитков на натуральной основе и с использованием нетрадиционного сырья (витаминизированных премиксов, биологически активных добавок).

Мощности по производству безалкогольных напитков используются на 54 %, минеральным водам — на 58 %. В отрасли имеются внутренние резервы для дальнейшего их развития. Да и по уровню потребления минеральных вод и безалкогольных напитков Россия в настоящее время отстает от многих зарубежных стран.

Основные российские производители минеральных вод и безалкогольных напитков в России: ОАО «Кавминводы», ООО «Смирновская» (Ставропольский край), ЗАО «Висма», ТОО фирма «Меркурий» (Карачаево-Черкесская Республика), ОАО «Минеральные воды КБР» (Кабардино-Балкарская Республика), ЗАО «ОСТ-АКВА», ЗАО «Бородино», ООО «Мегапак» (Московская область), Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково» и многие другие.

Развитие рынка безалкогольных напитков в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям.

Производство чая и кофе. В 2005 г.

объемы производства и потребления чая и кофе оставались стабильными. По импорту чая Россия находится на втором месте в мире и входит в первую пятерку по его душевому потреблению. Емкость внутреннего рынка чая составляет порядка 170 тыс т. Структура рынка чая меняется в сторону потребления более дорогих, качественных продуктов.

Новый уровень дифференциации таможенных пошлин (20 % на готовую продукцию и 5 % на чайное сырье) привел к кардинальному изменению структуры ввоза чая. Поставки чайного сырья увеличились по сравнению с ввозом фасованной импортной продукции почти на 35 %.

По данным Росстата, чая натурального сортового фасованного выработано 109 тыс. т (на 22 % выше уровня 2004 г.). Производственные мощности по расфасовке чая в России сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. К ведущим компаниям на чайном рынке относят: «Орими Трэйд» (доля рынка 25 %), «Юниливер» (20 %), «Майский чай» (13 %), «Ахмад» (7 %). Создание в России новых производств и проведение модернизации на ряде чайных фабрик дали возможность компаниям конкурировать с мировыми лидерами, работающими в этом сегменте рынка. Значитель-

Итоги работы предприятий пивобезалкогольной отрасли России за 2005 г.

Январь-декабрь

Продукция Декабрь 2005 г. Темп, % (декабрь 2005 г. к 2004 г.) 2005 г. (отчет) 2004 г. (отчет) +, - (период 2005 г. к периоду 2004 г.) Темп, % (период 2005 г. к периоду 2004 г.)

Пиво, млн дал 70,2 112 892,4 837,9 54,5 107

Безалкогольные напитки, млн дал 41,5 120 494,1 415,5 78,6 119

Минеральные воды, млн полулитров 387,4 113 4914,8 4463,5 451,3 110

Напитки слабоалкогольные (до 9 %) 4,8 109,4 47,4 47,6 -0,2 99,6

Напитки винные (виноградные и плодовые), млн дал 0,21 103 1,9 2,4 -0,5 78,6

Чай натуральный фасованный, всего, тыс. т 9,8 104 109,0 89,1 19,9 122

^фе натуральный, т 1512 В 3,3 р. 20 134 4990 15 144 В 4 р.

Пищевые концентраты, тыс. т 4,52 101 55,3 55,2 0,1 100

Консервы, всего, муб 864,2 115 9167,0 8226,3 940,7 111

Плодоовощные консервы, муб 669,4 120 6941,8 6206,7 735,1 112

В том числе:

овощные 40,7 151 531,5 486,0 45,5 109

томатные 52,2 140 582,3 435,9 146,4 134

фруктовые 561,6 120 5439,4 5004,1 435,3 109

Плодоовощные консервы детские и диетические, муб 280,4 140 2599,6 2077,6 522,0 125

Папиросы и сигареты, млрд шт. 36,7 112 404,7 382,9 21,8 106

ным достижением чайных компании стало то, что на рынке появились отечественные торговые марки, завоевавшие признание и доверие российских покупателей, составившие достойную конкуренцию импортной чайной продукции.

В России производство чая первичной обработки в силу климатических условий осуществляется только в одном регионе — Краснодарском крае. Площадь чайных насаждений в плодоносящем возрасте составляет 1,4 тыс. га. Валовой сбор — 12 тыс. ц. Чая первичной обработки (сортового) вырабатывается около 280 т.

Российские фирмы установили прочные контакты с зарубежными производителями чая. Главные страны — импортеры чая: Шри-Ланка (42,8 %), Индия (25,6 %) и Индонезия (10 %).

Кофе натурального в 2005 г. выработано 20,1 тыс. т. Уровень прошлого года превышен в 4 раза. В основном прирост производства кофе обеспечен за счет ввода в эксплуатацию фабрики «Нестле Кубань» в Тимашевском районе Краснодарского края. Это предприятие с полным циклом производства кофе позволит швейцарской компании «Нестле» заместить импорт кофе NESCAFE Classic.

Следует отметить, что в отчетных данных Росстата не учтены значительные объемы производства натурального, растворимого кофе и кофейных напитков.

В настоящее время объем российского кофейного рынка составляет 105 тыс. т. По данным Ассоциации «Росчайкофе», на долю растворимого кофе и напитков при-

ходится примерно 80 %, молотого кофе — 20 %. На российском рынке растворимого кофе доминируют такие компании, как швейцарская Nestle, американская Kraft Foods и германская Tchibo. Они контролируют около 70 % этого сегмента.

Отечественные компании контролируют около 75 % сегмента молотого кофе. Только одна иностранная компания, финская Paulig, обладает большим весом в этом секторе.

С учетом мировых тенденций потребление молотого кофе будет постепенно увеличиваться. Российские покупатели все больший интерес проявляют к натуральному зерновому и молотому кофе. Изменение структуры потребления кофе может увеличить ввоз в страну зернового кофе.

Закупка по импорту зеленого кофе для производства кофепродуктов в последние годы возрастает. За 9 мес 2005 г. по импорту в Россию было ввезено 22,8 тыс. т зеленого кофе, что на 5,5 тыс. т (или на 32 %) превысило уровень прошлого года. Основные поставщики зеленого кофе: Индия, Вьетнам, Бразилия, Индонезия, Кот-д'Ивуар, Уганда.

Высокий уровень инвестиций крупнейших участников рынка в производство, совершенствование качества и активное продвижение кофе ведут к увеличению потребления кофе в России. Этому будет способствовать также принятое постановлением Правительства Российской Федерации № 814 от 28 декабря 2005 г. решение о введении с 2006 г. нулевой таможенной пошлины сроком на 9 мес на кофе нежареный. &

М- 2006

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.