Научная статья на тему 'Cостояние и перспективы развития отраслей пищевой промышленности'

Cостояние и перспективы развития отраслей пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cостояние и перспективы развития отраслей пищевой промышленности»

Состояние и перспективы развития отраслей пищевой промышленности

К.В. Колончин, канд. экон. наук

Директор Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза России

Пищевая промышленность России является важнейшей жизнеобеспечивающей сферой народнохозяйственного комплекса, оказывающей значительное влияние на состояние экономики страны, уровень продовольственной безопасности и благосостояние народа.

Устойчивое обеспечение всех слоев населения качественными и безопасными продуктами питания — важнейший фактор улучшения здоровья нации. Он оказывает решающее влияние на улучшение основных демографических показателей, что в настоящее время является приоритетом государственной политики.

В последние годы Правительство РФ предпринимает конструктивные меры, направленные на создание качественно новых предпосылок для дальнейшего устойчивого развития аграрной сферы экономики и увеличения объемов поставок сырья для отраслей пищевой промышленности.

С начала 2008 г. реализуется «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы».

Госпрограмма служит основным инструментом аграрной политики, определяющим основные приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства на пятилетний период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Плодотворная работа по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности проводится на региональном уровне. Органами исполнительной власти большинства субъектов Российской Федерации приняты и реализуются программы развития сельского

хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом основных положений Программы.

Продолжился процесс образования в АПК крупных холдинговых структур, позволяющих преодолеть узкую специализацию перерабатывающих предприятий, повысить эффективность производства.

Последствия мирового финансового кризиса отрицательно сказались на темпах промышленного производства.

В конечном итоге в 2008 г. индекс промышленного производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, составил 101,1 % против 106,1 % в 2007 г. Спад объемов производства составил 5 % и наблюдался в каждом третьем субъекте Российской Федерации.

По настоящее время большинство предприятий работает в условиях дефицита оборотных средств. Резкий рост дебиторской задолженности за поставленную организациям торговли продукцию вызван ухудшением платежной дисциплины в товаропроводящей сети, что негативно отражается на их производственной деятельности.

В целом предприятиями пищевой промышленности в 2008 г. было отгружено продукции на сумму 2641 млрд руб. в действующих ценах, или на 26,7 % больше, чем в 2007 г. (за 2007 г. рост составлял 31,2 %).

По данным Росстата, в январе — ноябре 2008 г. прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигла 126,9 млрд руб., или на 7,9 % больше, чем за соответствующий период 2007 г. (за 11 мес 2007 г. рост составил 40,2 %).

Средний уровень рентабельности за 9 мес 2008 г. составил 10,8 %, что на уровне соответствующего периода 2007 г.

За последние годы прослеживается позитивная тенденция по увеличению потребления населением России основных видов продуктов питания.

Объемы производства продукции пищевой промышленности из отечественного сырья, несмотря на его ежегодный прирост, по ряду позиций не позволяют в полной мере удовлетворить потребности населения.

Внутренний рынок России все еще характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта. За его счет формируется почти 40 % ресурсов на продовольственном рынке. Тенденция к росту импорта продовольственных товаров и сырья для их производства сохраняется.

Динамика развития важнейших отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности

Пивоваренная отрасль. За последние 10 лет пивоваренная индустрия России прошла путь от одной из отсталых отраслей пищевой промышленности до эффективно работающего сектора аграрно-промышленного комплекса.

С 1996 г. отрасль стабильно наращивает объемы производства и уверенно развивается. Однако в 2008 г. впервые за последнее время произошло снижение производства пива. Оно составило 1140,5 млн дал, или 99,4 % к соответствующему периоду 2007 г. Основная причина этого — емкость рынка пива России уже достигла своего оптимального состояния, а для дальнейшего развития отрасли пивоваренным компаниям необходимо активнее заниматься экспортом производимой продукции.

Наиболее существенное падение зафиксировано в Санкт-Петербурге (-9,3 %) и Москве (-11,1 %), Ивановской (-21,5 %), Омской (-18,4), Московской (-5,7 %), Калужской (-6,8 %) областях, Ставропольском крае (-23,7 %), Республике Чувашия (-12,1 %) и других регионах.

Рост производства пива достигнут в Воронежской (+58,9 %), Самарской (+30,8 %), Пензенской (+40,8 %), Нижегородской (+13,6 %) областях, в Республиках Татарстан (+15,4 %) и Башкортостан (+13,8 %), в Пермском крае (+12,9 %) и других регионах.

Мощности по производству пива в целом используются на 77 % — потенциальные возможности увеличения объемов не исчерпаны.

Один из показателей развития пивоваренной отрасли — уровень потребления пива на душу населения. В 2008 г. среднедушевое потребление пива превысило 80 л — Россия вошла в пятерку ведущих производителей пива в мире.

К числу важных тенденций в отрасли можно отнести стремление к консолидации пивоваренного рынка путем осуществления крупномасштабных слияний. Главные причины этого — ощутимое повышение цен на основное сырье (пивоваренный ячмень, солод и хмель), а также тароупаковочные материалы.

В результате консолидации шесть крупных компаний контролируют 90 % российского рынка пива: компании «Балтика» (38 %), «САНИнбев» (19 %), «Хайнекен» (14 %), «Эфес» (10 %), «САБ Миллер» (5 %), «Очаково» (4 %).

За последние годы наблюдается значительный прогресс в обеспечении отрасли солодом отечественного производства. Если в 2000 г. обеспеченность пивоваренной отрасли солодом российского производства не превышала 30 %, то в 2008 г. уже составила 85 %. Производство солода выросло с 490 тыс. т до 1,4 млн т, т.е. увеличилось почти в 3 раза. Этому способствовала реализация отраслевой целевой программы по обеспечению производства пивоваренного ячменя и солода в РФ.

Основной вклад в достижение этих целей внесли пивоваренные компании, которыми были построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы. Это компании «Балтика», «Очаково», «Эфес». Кроме того, компанией «Русский солод» построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы в Московской (пос. Вороново), Воронежской (пос. Элеваторный) и Орловской (пос. Знаменка) областях производственной мощностью по 100 тыс. т в год солода каждая. Все построенные солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудованием, внедрены современные технологии производства солода.

В то же время еще не удалось решить проблему увеличения отечественного производства хмеля. Потребность в нем почти полностью удовлетворяется за счет импорта преимущественно из Германии, США и Чехии. Поэтому основные направления в развитии пивоваренной отрасли — создание и внедрение в производство новых высокоурожайных сортов хмеля, применение новых современных технологий по его возделыванию и переработке.

Производство пива и напитков (алкогольных, безалкогольных и т.д.) в 2008 г.

Январь-декабрь

Продукция 2008 г. 2007 г. +, - период 2008 г. к периоду 2007 г. Темп, %, период 2008 г. к периоду 2007 г.

Пиво, млн дал 1140,5 1147,2 -6,7 99,4

Безалкогольные напитки, млн дал 601,8 598,2 3,6 100,6

Минеральные воды, млн полулитров 8005,8 7263,6 742,2 110,2

Плодоовощные консервы, муб 10307,4 10460,6 -153,2 98,5

В том числе:

овощные 902,7 757,1 145,6 119,2

томатные 1019,8 997,8 22,0 102,2

фруктовые 7954,6 8145,6 -191,0 97,7

Плодоовощные консервы детские и диетические, муб 3441,1 3444,5 -3,4 99,9

Чай натуральный фасованный, тыс. т 143,2 137,0 6,2 104,6

Кофе натуральный, тыс. т 35,3 44,4 -9,1 79,5

Вина виноградные, млн дал 50,3 51,3 -1,0 98,1

Вина плодовые, млн дал 4,0 3,4 0,6 118,3

Вина шампанские и игристые, млн дал 20,8 21,6 -0,8 96,3

Коньяки, млн дал 10,4 8,1 2,3 129,0

Водка и ликероводочные изделия, млн дал 121,5 131,5 -10,0 92,4

Спирт этиловый из пищевого сырья, млн дал 45,2 56,1 -10,9 80,6

Спирт этиловый технический, млн дал 8,4 5,0 3,4 167,4

Производство безалкогольных напитков и минеральных вод продолжает развиваться достаточно высокими темпами. По мнению экспертов, в ближайшие годы следует ожидать дальнейшего роста темпов производства на 10-12 % в год.

Производство безалкогольных напитков в 2008 г. составило 601,8 млн дал, или 100,6 % к выработанным в 2007 г., минеральных вод — 8005,8 млн полулитров, или 110,2 % к объему 2007 г.

Мощности по производству безалкогольных напитков используются лишь на 60 %, минеральных вод — на 55 %. Это показывает, что материально-техническая база по производству минеральных вод и безалкогольных напитков имеет значительный потенциал для увеличения объемов их производства.

По потреблению напитков на душу населения Россия значительно уступает зарубежным странам. Так, по минеральным и питьевым водам потребление в России составляет 20-22 л, тогда как в Германии, Франции — 100-120 л, Италии — 140-150 л.

Развитие рынка безалкогольных напитков в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям. В настоящее время потребители запрашивают высококачественную продукцию, удовлетворяющую потребности всех возрастных категорий населения.

В последние годы значительно расширился ассортимент сокосодержа-щих напитков. В России появились

напитки с использованием пряно-ароматического, плодово-ягодного, растительного сырья, в том числе чайного, а также продуктов пчеловодства.

Постепенно восстанавливаются позиции национального русского напитка — кваса брожения с длительным сроком хранения.

Увеличение производства минеральных вод, в том числе питьевых, обусловлено низкими затратами организации производства, техническим перевооружением предприятий, внедрением высокопроизводительных линий розлива, расширением географии использования и освоения местных источников (особенно в Сибири и районах Урала и Дальнего Востока). Немалую роль играет и конкурентная борьба российских производителей за качественную продукцию и рынок сбыта.

В последние годы в России увеличились производство и потребление столовых и природных питьевых вод. Это связано с пропагандой здорового образа жизни и экологической ситуацией в стране. Все это привело к тому, что все большее число людей предпочитают употреблять питьевую воду, разлитую в бутылки.

Рынок питьевой и минеральной воды в настоящее время является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России, продолжая активно развиваться и вытеснять с рынка импортную продукцию.

Доля производства лечебных минеральных вод в России не превышает

2009

5

20 % от общего объема производства минеральных вод.

Основные производители безалкогольных напитков и минеральных вод в России наряду с мировыми лидерами Coca-Cola и PepsiCo — ЗАО «ОСТ-АКВА», ООО «Мегапак», ООО ПК «Мастер», ЗАО «Бородино» Московской области, Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» и др.

В настоящее время в России наблюдается тенденция консолидации отрасли, которая сопряжена с наращиванием доли рынка его участников. Главную роль здесь играют транснациональные корпорации «Данон», Coca-Cola, PepsiCo, Nestle и отдельные крупные российские производители молочных продуктов и соков — «Вимм-Билль-Данн».

В условиях жесткой конкуренции российские производители безалкогольных напитков (включая минеральные воды) большое внимание уделяют повышению качества выпускаемой продукции и улучшению дизайна оформления.

Плодоовощная отрасль. Предприятия промышленности продолжили наращивать объемы производства овощных и томатных консервов, соответственно рост составил 119,2; 102,2 %. В целом по отрасли индекс физического объема составил 98,5 %, что обусловлено значительным снижением производства фруктовой группы консервов, в том числе фруктовых соков. Плодоовощных консервов выработано 10,3 млрд усл. банок.

Впервые за многие годы в 2008 г. произошло снижение производства фруктовых консервов, основную долю которых составляют соки (55 %) и нектары (38 %), что обусловлено насыщением рынка этими видами продукции. Снижение фруктовых консервов составило 2,3 %, из них соков — на 7,6 %, сокосодержащих фруктовых напитков и морсов — на 46,1 %. При этом выросло производство компотов на 15 % и нектаров — на 15,1 %и т.д.

Производственные мощности по выпуску плодоовощных консервов на 1 января 2008 г. составили 14 162,1 млн усл. банок в год. Использование мощностей составляет 65 %.

Наиболее загружены мощности в Курской (95 %), Саратовской (94,2 %), Липецкой (90,5 %), Калужской (90,3 %) областях, Республиках Башкортостан (96,3 %), Калмыкия

(99,4 %). Низкий уровень использования производственных мощностей в Ростовской (18 %), Астраханской (23,4 %) областях, Ставропольском крае (15,1 %).

Доля российских производителей на рынке плодоовощных консервов составляет около 10 %. Основные поставщики консервированной продукции на российский рынок — западные компании, из которых лидируют венгерские и французские компании, не отстают от них и азиатские производители (Китай, Таиланд, Вьетнам). Неплохо чувствуют себя на российском рынке и украинские компании — «Верес», «Чумак», «Подольский смак», «Златодар».

Для увеличения объемов производства и расширения ассортимента плодоовощных консервов остается узким местом развитие собственной сырьевой базы, которая требует значительных вложений капитала. Сегодня только порядка 20 % валового сбора плодов и ягод используется на промышленную переработку. Проблема как в недостаточном развитии садоводства на промышленной основе (более 80 % плодов и ягод выращиваются в хозяйствах населения), так и в значительных потерях выращенного урожая.

Производство быстрозамороженной плодоовощной продукции в Российской Федерации в 2008 г. составило 22,1 тыс. т, из них 11,6 тыс. т приходится на овощную продукцию и 4,9 тыс. т — на ягоды и плоды. Из-за насыщенности российского рынка быстрозамороженных продуктов темп роста в 2008 г.снизился и составил 79 % к уровню 2007 г.

По оценкам специалистов, от 75 до 90 % объемов рынка замороженных овощей приходится на продукцию зарубежного производства. Основные страны — поставщики замороженных овощей — Польша, Венгрия, Бельгия, Голландия, при этом с явным отрывом лидирует Польша, на долю которой приходится, по данным экспертов, до 70 % объемов рынка.

Основными трудностями отрасли остаются низкое качество сельскохозяйственного сырья, дефицит денежных оборотных средств, необходимых для обеспечения бесперебойного производства, низкий уровень оснащенности современными видами технологического оборудования. Остро стоит проблема сбыта плодоовощных консервов.

Производство чая и кофе. В 2008г. чая натурального сортового фасованного выработано 143,2 тыс. т, или на 6,2 тыс. т и на 4,6 % превысило уровень 2007 г. Объем производства чая в России за последние 5 лет увеличен в 3,5 раза.

Производственные мощности по расфасовке чая в России в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Российский рынок чая значительно консолидирован. В четверку производителей, лидирующих по объему производства, входят две российские компании: ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, доля рынка 25 %) и ОАО «Компания «Май» (Москва, доля рынка 13 %), а также две международные компании: Unilever NV/PIc (Великобритания и Нидерланды, доля рынка 20 %) и Ahmad Tea Ltd (Великобритания, доля рынка 7 %).

К ведущим производителям чая также относятся компании: J. V. Go-kal Ceylon (Pvt) Ltd и MJF Holdings Ltd (Шри-Ланка); ООО «Торговый дом «Гранд», ООО «Никитин», ОАО «Русский продукт» и Группа компаний «Чайный мир» (Москва).

Создание в России новых производств и проведение модернизации на многих чайных фабриках дало возможность компаниям конкурировать с мировыми лидерами, работающими в этом сегменте рынка. Значительным достижением чайных компаний стало то, что на рынке появились отечественные торговые марки, завоевавшие признание и доверие российских покупателей, составившие достойную конкуренцию импортной чайной продукции.

Основная доля потребляемого в России черного чая (свыше 80 %) купажируется и расфасовывается внутри страны, меньшая доля (около 20 %) приходится на зарубежные компании.

Результаты исследований показывают, что в последние годы наблюдается тенденция к устойчивому снижению доли экономичного сегмента за счет увеличения долей среднеценового и премиального чая.

Однако структура потребления чая меняется: деловой стиль жизни требует экономии времени и увеличивает спрос на пакетированный чай, забота о здоровье склоняет к зеленому чаю, а растущие доходы населения влекут покупателей к дорогим маркам.

Рынок пакетированного чая наиболее динамичен по продажам, особенно в крупных городах, что объясняется высоким жизненным уровнем.

В России производство чая первичной обработки, в силу климатических условий, осуществляется только в одном регионе — Краснодарском крае. Площадь чайных насаждений в плодоносящем возрасте составляет 1,4 тыс. га. Валовой сбор — порядка 12 тыс. ц чая первичной обработки (сортового).

Производство чая сортового фасованного в Краснодарском крае в 2008 г. составило 545 т, т.е. сохранилось на уровне 2007 г. Это лишь 0,4 % от общего объема чая, произведенного в 2008 г. в целом по России.

В 2007 г. в Российскую Федерацию по импорту ввезено 181,7 тыс. т чая натурального, за 9 мес 2008 г. — 135,4 тыс. т. Российские фирмы установили прочные контакты с зарубежными производителями чая, что особенно важно с точки зрения перспектив дальнейшего развития чаеторгового бизнеса. Главные страны — импортеры чая: Шри-Ланка (49,2 %), Индия (20,2 %), Кения (7,2 %), Китай (6,3 %), Индонезия (4,3 %), Вьетнам (3,4 %).

Структура рынка чая меняется в сторону потребления более дорогих, качественных продуктов, что связано с тем, что появились истинные ценители этого напитка.

Перспективы роста объемов производства и потребления чая во многом зависят от сохранения положительных тенденций в экономике и повышения благосостояния населения.

География производства кофе достаточно обширна. Это Бразилия (общепризнанный мировой лидер кофейного производства), Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Индонезия и др.

На рынке кофе можно выделить следующие типы продукции: кофе натуральный (в зернах и молотый), растворимый, кофейные смеси и кофейные напитки.

В 2008 г. кофе натурального выработано 35,3 тыс. т, или 79,5 % к уровню прошлого года. Вместе с тем объем производства кофе натурального в России за последние 5 лет увеличен почти в 7 раз.

В основном прирост производства кофе обеспечен за счет ввода в эксплуатацию фабрики «Нестле Кубань» в Тимашевском р-не Краснодарского края (мощностью 18 тыс. т раствори-

мого кофе в год). Это предприятие с полным циклом производства кофе, осуществляющее переработку зеленых кофейных зерен в готовый продукт в потребительской упаковке, позволит швейцарской компании «Нестле» заместить импорт кофе NESCAFE Classic.

В настоящее время объем российского кофейного рынка составляет порядка 105 тыс. т. По данным ассоциации «Росчайкофе», на долю растворимого кофе и напитков приходится примерно 80 %, молотого кофе — 20 %. На российском рынке растворимого кофе доминируют такие компании, как швейцарская Nestle, американская Kraft Foods и германская Tchibo. Они контролируют около 70 % этого сегмента.

Наибольшим спросом пользуется гранулированный кофе. Технология его изготовления позволяет получить продукт со вкусом и ароматом лучшими, чем порошковый кофе. Однако по своим вкусовым характеристикам сублимированный кофе превосходит все виды растворимого кофе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отечественные компании контролируют около 75 % сегмента молотого кофе. Только одна иностранная компания, финская Paulig, обладает большим весом в этом секторе.

Несмотря на снижение в 2008 г. объемов производства, потребление натурального молотого кофе не снижается. Российские покупатели также проявляют интерес к натуральному зерновому и молотому кофе.

Россия не обладает кофейными плантациями, поэтому для осуществления производства в нашей стране кофе закупается по импорту.

В структуре импорта натурального (нерастворимого) кофе большая часть (свыше 85 %) приходится на зеленый, необжаренный кофе. На российских предприятиях зеленый кофе перерабатывают и используют в основном в производстве растворимого кофе.

За 9 мес 2008 г. для производства кофепродуктов по импорту в Россию было ввезено 53,8 тыс. т кофе, что на 10,7 тыс. т, или на 16,6 %, ниже уровня соответствующего периода прошлого года.

Основные поставщики кофе: Индия, Вьетнам, Бразилия, Италия, Германия, Гондурас, Индонезия, Колумбия, Финляндия, Франция, Эфиопия.

При этом большая часть импортируемого кофе поступает в Москву (око-

ло 60 %) и Санкт-Петербург (около 30 %). Это определяется тем, что основные компании — переработчики кофе сосредоточены именно в этих городах.

Высокий уровень инвестиций в производство крупнейших участников рынка, совершенствование качества и активное продвижение кофе (с помощью мощной рекламы) способствуют активному потреблению кофе в России.

Техническое регулирование. Важным событием прошедшего года для решения проблем повышения качества вырабатываемой продукции стала реализация Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании». Бизнес-сообществом совместно с учеными разработан и в 2008 г. принят в форме федерального закона «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ; срок введения в действие 29 апреля 2009 г.).

В настоящее время проводится работа по подготовке шести технических регламентов на продукцию, находящуюся в сфере ведения Мин-сельхоза России, в том числе природные минеральные, столовые воды и безалкогольную продукцию.

В начальный период рыночных реформ (1991-1997 гг.) физические объемы пищевой продукции промышленного производства ежегодно сокращались и составили по отношению к 1990 г. 45,9 %. В последующие годы, вплоть до настоящего времени, объемы производства ежегодно увеличиваются. Стабильные темпы роста наблюдались с 1999 г.

По отдельным видам продукции уровень объемов производства 2008 г. превысил по отношению к 1990 г.: пива — в 3,4, безалкогольных напитков — в 2,1, вин шампанских и игристых — в 2,5 раза и т.д.

По поручению правительства Мин-сельхоз России разработал проект «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны. &

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.