Производство напитков и соков в России в 2004 г.
1В.Г. Кайшев
Заместитель руководителя Федерального агентства по сельскому хозяйству
Развитие агропромышленного комплекса признано одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства, а формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, — основной стратегической задачей в экономической области.
Совершенствуется система государственной поддержки АПК. Растет количество организаций и предприятий АПК, использующих возможности возмещения из федерального бюджета разницы процентных ставок по краткосрочным и среднесрочным (до 5 лет) инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях. С созданием Россельхозбанка и развитием его филиалов улучшается кредитно-финансовое обслуживание предприятий и организаций АПК. Деятельность государственной лизинговой компании «Рос-агролизинг» позволяет лучше обеспечивать предприятия оборудованием на условиях лизинга из специального фонда, который ежегодно пополняется из федерального бюджета.
Шире и активнее стали применять защитные меры отечественных производителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов.
Одна из форм государственной поддержки, применяемых в настоящее время, —
разработка и реализация федеральных и отраслевых программ, в которых предусматривается частичное выделение средств из Федерального бюджета. В прошлом году реализовывали такие отраслевые программы по производству ячменя, солода и хмеля для пивоваренной промышленности.
По развитию пищевой и перерабатывающей промышленности проводится значительная работа и на региональном уровне: разрабатываются специальные программы, на реализацию которых предоставляется финансовая поддержка.
Продолжается процесс образования в АПК крупных холдинговых структур, которые, с одной стороны, предназначены для решения задач взаимодействия с внешней средой, с другой — для преодоления узкой специализации предприятий, работающих в пищевой промышленности, добиваясь при этом необходимого финансового результата.
Объемы производства напитков и соков в 2004 г. показаны в таблице.
Пивоваренная промышленность в
последние годы стабильно наращивает темпы производства и уверенно развивается. Производство пива в 2004 г. составило 842,4 млн дал, или 112 % к уровню 2003 г., и увеличилось на 63 % к уровню 2000 г. Душевое потребления пива составило 58 л в год. При сложившихся за последние годы темпах роста производства оно может возрасти до 60-65 л. На рынке появилось много качественного пива, и эта тенденция с каждым годом укрепляется.
А екабрь Январь-декабрь
Напитки 2004 г., мес Темп, % к декабрю 2004 г. 2004 г. 2003 г. Темп, 2004 г. % к 2003 г.
Пиво, млн дал 63,1 106 842,4 755,4 112
Безалкогольные напитки, млн дал 35,6 115 416,1 359,6 116
Минеральные воды, млн полулитров 326,4 115 4144,1 4065,9 102
Консервы, всего, муб 777,3 120 8277,5 7204,2 115
В том числе:
овощные 29,5 69 484,5 507,7 95
томатные 43,1 137 456,2 387,8 118
фруктовые 475,8 120 5006,3 4102,4 122
Чай натуральный фасованный, всего, тыс. т 8,2 138 85,3 63,7 134
Кофе натуральный, т 444 112 4652 5097 91
В пивоваренной отрасли насчитывается порядка 750 предприятий различных форм собственности, из них 324 крупных и средних, на долю которых приходится около 90 % общего объема производства. Мощности по производству пива в целом по России используются на 78,3 %, что позволяет и в дальнейшем увеличивать объемы.
Основные производители пива в России — пивоваренные компании: «Балтика», «Вена», «Хайнекен» (С.-Петербург), «Очаково», «Эфес» (Москва), «Ярпиво» (Ярославль), «Клинский пивкомбинат» (Московская обл.), «Красный Восток» (Республика Татарстан), «Винап» (Новосибирск), «Пикра» (Красноярск) и др.
Производство пивоваренного солода в 2004 г. составило 536,0 тыс. т (оценка), или 108,7 % к отчету 2003 г., рост к 2000 г. — 1,5 раза. В настоящее время практически каждая крупная пивоваренная компания, работающая в России, поставила своей целью в ближайшие несколько лет обеспечить свое производство отечественным пивоваренным солодом.
В 2003-2004 гг. банк «Авангард» построил и ввел в эксплуатацию солодовенные заводы в Московской (пос. Вороново), Воронежской (пос. Элеваторный) и Орловской (пос. Знаменка) областях производственной мощностью по 100 тыс. т солода в год каждая. Компания «Очаково» ввела в эксплуатацию солодовню в Липецкой (пос. Тербуны) и планируется ввод в 2005 г. в Белгородской областях солодовни производственной мощностью 100 тыс. т каждая. Также планируется ввод еще одной солодовни на базе Добренского элеватора мощностью 50 тыс. т.
Пивоваренная компания «Балтика» ввела в действие солодовенные заводы в Ленинградской (ЗАО «Суфле») и Тульской областях (мощностью 105 тыс. т каждая).
Компания «Сан Интербрю» строит солодовенный завод (мощностью 85 тыс. т) в г. Саранске (Республика Мордовия) и проводит реконструкцию действующих шести солодовен с увеличением их мощностей к 2006 г. на 130-150 тыс. т.
Приступила к строительству солодовенного завода (мощностью 50 тыс. т) в Новосибирске компания «Красный Восток», при этом в Республике Татарстан у нее имеются три солодовни общей мощностью 105 тыс. т в год.
Компания «Каргил» (США), владеющая солодовенными заводами в Белгороде и Новосибирске (общей мощностью 100 тыс. т), финансировала в 2003 г. производство пивоваренного ячменя в России на площади 2,5 тыс. га, а в 2004 г — 15 тыс. га.
Все строящиеся и введенные в эксплуатацию солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудова-
нием, позволяющим применять современные технологии производства солода.
С 2003 г. ведется работа по реализации отраслевых целевых программ: по обеспечению устойчивого производства пивоваренного ячменя, солода и хмеля в Российской Федерации на период до 2010 г. с целью обеспечения предприятий пивоваренной промышленности сырьем отечественного производства.
Безалкогольные напитки и минеральные воды. Производство безалкогольных напитков в 2004 г. составило 416 млн дал, или 116 % к отчету 2003 г., минеральных вод — 4144,1 млн полулитров (102 %). Производство безалкогольных напитков и минеральных вод выросло в 2 раза к уровню 2000 г.
Однако мощности по производству безалкогольных напитков используются лишь на 51 %, минеральных вод— на 55,8 %, то есть имеются внутренние резервы для их дальнейшего развития.
Среднедушевое производство напитков и минеральных вод в России колеблется по регионам от 50 л в Центральном федеральном округе до 10-12 л в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
По потреблению напитков на душу населения Россия значительно уступает зарубежным странам. Так, по минеральным и питьевым водам Россия не превышает 10 л (в Германии — 93 л, Италии— 116 л), безалкогольным напиткам — 20 л в год (в Германии — 195 л, США — 164 л, Бельгии — 130 л, Чехии — 110 л). Эти цифры показывают, что рынок минеральных и безалкогольных вод имеет значительный потенциал к увеличению.
Вместе с тем следует отметить, что в последние годы производство безалкогольных напитков и минеральных вод развивается достаточно высокими темпами.
Запасы минеральных вод (лечебных, лечебно-столовых) в Российской Федерации практически не ограничены, а их уникальность представляет возможность для развития прямых связей с зарубежными странами по их поставкам на экспорт. В последние годы в России увеличилось производство и потребление столовых и природных питьевых вод, что связано с пропагандой здорового образа жизни и экологической ситуацией.
В целом по стране, по данным статистики, зарегистрировано более 700 наименований минеральных вод. Производство газированной минеральной воды больше, чем воды без газа (соотношение примерно 80 и 20 %). Спрос на негазированные питьевые воды с каждым годом растет.
Основное производство минеральных вод сосредоточено в Южном федеральном округе. На его долю приходится око-
ло 45 % общероссийского производства. Ведущие производители в России — ОАО «Кавминводы», ООО «Смирновская» (Ставропольский край), ЗАО «Вис-ма», ТОО фирма «Меркурий» (Карачаево-Черкесская Республика), ОАО « Минеральные воды КБР» (Кабардино-Балкарская Республика) и др.
Развитие рынка безалкогольных напитков в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям. В настоящее время потребители хотят иметь высококачественную продукцию, удовлетворяющую потребность всех возрастных категорий населения.
В последние годы значительно расширился ассортимент сокосодержащих напитков, а также с использованием пряно-ароматического сырья и продуктов пчеловодства. Постепенно восстанавливаются позиции национального русского напитка — кваса брожения с длительным сроком хранения.
Основные производители безалкогольных напитков в России наряду с мировыми лидерами Coca-Cola и PepsiCo — ЗАО «ОСТ-АКВА», ООО «Мегапак», ООО ПК «Мастер» и ЗАО «Бородино» (Московская обл.), Московский пивобе-залкогольный комбинат «Очаково», ООО «Фирма Меркурий» и ЗАО «Висма» (Карачаево-Черкесская Республика), ОАО «Вятич» (г. Киров), ООО «Пальмира — Юг» (г. Краснодар) и др.
В условиях жесткой конкуренции российские производители безалкогольных напитков (включая минеральные воды) уделяют большое внимание повышению качества выпускаемой продукции и улучшению дизайна оформления.
В консервной промышленности
прирост производства по-прежнему обеспечивали в основном за счет фруктовой группы консервов (темп 122 %), и в частности фруктовых соков, (темп 123 %), на долю которых в общем объеме фруктовых консервов приходится 97,3 %, а в общем объеме плодоовощных консервов — 78 %. При этом примерно 90 % соков разливают на основе импортных концентрированных соков. Сегодня в Россию по импорту поставляют порядка 200 тыс. т соков, из которых 95 % приходится на концентрированные соки. Объем российского экспорта соков ежегодно составляет порядка 17-20 тыс. т, включая концентрированный. Более 85 % экспорта соков приходится на страны СНГ.
Сегодня к основным производителям соков, нектаров и сокосодержащих напитков относят четыре компании: «Вимм-Билль-Данн», ЭКЗ «Лебедянский», «Мул-тон» и «Нидан».
Ассортимент соков, вырабатываемых на основе отечественного сельскохозяй-
ственного сырья, весьма ограничен и не удовлетворяет потребности населения. Развитие собственной сырьевой базы остается «узким местом» в развитии соковой индустрии и требует значительных капиталовложений в развитие садоводства и овощеводства.
Внутренний рынок соков и сокосо-держащей продукции близок к насыщению. С 2003 г. в соковой индустрии наблюдается тенденция снижения темпов роста.
Производство чая и кофе. По импорту чая Россия находится на втором месте в мире и входит в первую пятерку по его душевому потреблению. Потребление чая, как никогда, устойчиво, и, по данным большинства экспертов, наблюдается его повсеместный рост.
В России производство чая первичной обработки в силу климатических условий осуществляется только в одном регионе — Краснодарском крае. Площадь чайных насаждений составляет 1,5 тыс. га, в том числе в плодоносящем возрасте — 1,4 тыс. га. В 2003 г. такого чая выработано 254 т. Чай производится в основном из импортного сырья. По данным ассоциации «Росчайкофе», за последние несколько лет число зарубежных компаний-импортеров выросло с 500 до 1,5 тыс. Основные поставщики чая — Шри-Ланка, Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия, Кения. В 2003 г. импорт чая составил всего 169 тыс. т, за 9 мес 2004 г. — 124,3 тыс. т, что на 5 % превышает уровень 2003 г.
В 2004 г. натурального сортового фасованного чая в Российской Федерации выработано 85,3 тыс. т, что на 34 % больше уровня прошлого года.
В последние годы в России отмечается активное развитие производств по расфасовке чая, введены в действие предприятия в Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и других областях. Создание в России новых производств и проведение модернизации на ряде чайных фабрик дали возможность компаниям конкурировать с мировыми лидерами, работающими в этом сегменте рынка. Значительным достижением чайных компаний явилось то, что на рынке появились отечественные торговые марки, завоевавшие признание и доверие российских покупателей, составившие достойную конкуренцию импортной чайной продукции.
Емкость внутреннего рынка чая составляет порядка 170 тыс. т. Потребление чая в России составляет в настоящее время на одного человека 1,2 кг/год.
Новый уровень дифференциации таможенных пошлин (20 % на готовую продукцию и 5 % на чайное сырье) привел к кардинальному изменению структуры ввоза чая. По данным «Росчайкофе», начиная с 2003 г. по сравнению с предыдущими го-
1•2005
ПИВО " "ЛПИТКИ
дами поставки чайного сырья увеличились по сравнению с ввозом фасованной импортной продукции почти на 35 %.
В последние годы выработка чая осуществляется и на неспециализированных предприятиях, что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции. Появлением на рынке низкосортной продукции обеспокоены не только российские компании, но и мировые экспортеры чая.
Ведущие компании на чайном рынке России: «Ореми Трейд» (Санкт-Петербург) — 30 % рынка, «Юниливер» (Москва) — 15 % рынка, «Майский чай» (Москва) — 15 % рынка.
Кофе натурального в 2004 г. выработано 4,65 тыс. т, что на 9 % ниже уровня 2003 г.; кофейных напитков — 1,4 тыс. т, ниже на 5,6 %. В то же время следует отметить, что значительные объемы фасованного кофе, в том числе растворимого, не учитываются в отчетных данных Росстата.
Объем российского рынка кофейных продуктов оценивается в пределах 100 тыс. т. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению уровня потребления кофе и кофейных напитков. По потреблению растворимого кофе Россия вышла на первое место в мире. Лидеры на российском рынке растворимого кофе — транснациональные компании: Nestle (39 %) и Kraft Jacobs Suchard (17,6 %),
немецкие Tchibo GmbH (12,8 %) и Milagro Food Indastries (3,9 %), голландская Douwe Egberts (6 %).
В то же время российский покупатель проявляет все больший интерес к натуральному зерновому и молотому кофе. Изменение структуры потребления кофе может увеличить ввоз в страну натурального зернового кофе.
Закупка по импорту зеленого кофе для производства кофепродуктов в последние годы возрастает. За 9 мес 2004 г. по импорту было ввезено 6,4 тыс. т зеленого кофе, что на 33 % превысило уровень 2003 г. Основные поставщики зеленого кофе в Россию — Вьетнам, Индия, Боливия, Индонезия, Кот-д-Ивуар, Бразилия, Гондурас.
Анализ работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за 2004 г. показал, что тенденция развития пищевых производств продолжается, во многих отраслях достигнуты заметные положительные результаты. Однако еще многие проблемы, которые сдерживают ускоренное развитие, не решены. Инвестиционная политика государства не содействовала развитию отечественного машиностроения для удовлетворения предприятий в высокоэффективном оборудовании, в результате идут большие затраты на закупку его за рубежом.
Требуется осуществить ряд мер как на законодательном, так и на правитель-
ственном уровне с целью создания благоприятных условий роста производства. Необходимо снизить налоговую нагрузку на производителей продовольствия, что увеличит инвестиционный потенциал предприятий; принять меры, стимулирующие проведение технического перевооружения предприятий и внедрение новейших технологий и оборудования.
В настоящее время ведется разработка этих мер. В частности, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 г.» по развитию АПК предусмотрено выработать эффективные меры, направленные в том числе на повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса на внутренних и внешних рынках, внедрение новых ресурсосберегающих технологий и эффективных методов хозяйствования, совершенствование кооперации и агропромышленной интеграции, создание интегрированных агропромышленных структур.
Кроме того, по поручению Правительства Минсельхоз России разрабатывает стратегию развития АПК и рыболовства до 2015 г. Предполагается, что в результате реализации этой стратегии будет сформировано масштабное конкурентоспособное ядро АПК, обладающее способностью к устойчивому саморазвитию в условиях глобальной экономики. —ч
Учебный центр ООО «МИЦ «Пиво и напитки XXI век»
(лицензия серии А № 017409 от 15 декабря 2004 года, выданная Департаментом образования г. Москвы)
в рамках XII Международной выставки «ПИВНОЙ АУКЦИОН. ИНДУСТРИЯ ПИВА И НАПИТКОВ» (г. Санкт-Петербург)
проводит семинар
«РОЛЬ СЫРЬЯ, КАЧЕСТВА ВОДЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ГАЗОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПИВА» 23-25 марта 2005 г.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
23.03.05
Качество ячменя урожая последних лет и его солодовые свойства.
Докладчик — Жашко К.Т., зав. аналитическим отделом ООО «МИЦ «Пиво и напитки XXI век», канд. техн. наук Грибное инфицирование ячменя и солода. Докладчик — Волкова Т.Н., канд. биол. наук Влияние грибного инфицирования ячменя и солода на ход технологических процессов при приготовлении солода и пива и их качество.
Докладчики — Андреева О.В., зам. генерального директора ООО «МИЦ «Пиво и напитки XXI век» по аналитической и технологической работе, канд. техн. наук;
Исаева В. С., зам. генерального директора ООО «МИЦ «Пиво и напитки XXI век» по микробиологической и технологической работе, канд. биол. наук
Торжественный ужин по случаю открытия выставки.
24.03.05
Роль технологической воды в обеспечении качества пива. Современные способы водоподготовки.
Докладчик — Андреева О.В. Современные хмелепродукты, особенности их внесения и влияние на вкусовое восприятие горечи пива.
Докладчик — Андреева О.В.
Методология выявления источников инфекции на предприятиях по производству напитков (пива, безалкогольных и слабоалкогольных напитков, кваса брожения).
Докладчик — Исаева В.С.
25.03.05
Современные микробиологические требования и методы контроля воды, производственных газов и воздуха производственных помещений на предприятиях по производству напитков.
Докладчик — Исаева В.С.