ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ПУЛАТОВЗ.Ф.
АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ: СПУСТЯ 20 ЛЕТ
ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
В статье подведены итоги аграрных преобразований за 20 лет их осуществления, дана оценка наметившимся при этом негативным тенденциям, выявлены основные факторы, сдерживающие развитие регионального агропромышленного производства, определены основные проблемы и пути их решения.
PULATOV
AGRARIAN REFORMS IN DAGESTAN: AFTER 20 YEARS OF
IMPLEMENTATION.
The article summed up the land reform in 20 years of implementation, the estimation of the outlined with negative trends, the major factors constraining the development of regional agricultural production, the basic problems and their solutions.
Ключевые слова: аграрная реформа, материально-техническая база сельского хозяйства, сельскохозяйственные предприятия, специализация, кооперация, агропромышленная интеграция, продуктовые подкомплексы.
Keywords: agrarian reform, the material-technical base of agriculture, agricultural enterprises, specialization, cooperation, integration of agribusiness, food subcomplexes.
Необоснованно затянувшаяся нерешенность продовольственной проблемы, недостаточное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, пищевой и перерабатывающей промышленности - в сельскохозяйственном сырье вызывали объективную необходимость безотлагательного проведения на рубеже XX и XXI веков аграрной реформы, направленной на создание устойчиво развивающегося и конкурентоспособного агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. К сожалению, решить эту первоочередную и насущную задачу за 20 лет её осуществления не удалось, а получилось с точностью до наоборот.
Началом аграрной реформы послужила не всесторонне разработанная концепция реформирования агропромышленного комплекса, а поспешно и бессистемно подготовленные Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 27 декабря 1991г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и ряд постановлений Правительства Российской Федерации, главное содержание которых сводилось к демоно-
полизации общественной собственности, реорганизации и приватизации сельскохозяйственных и промышленных предприятий, приоритетному развитию малых форм хозяйствования, основанных на частной собственности. Предпринятые огульно, без учета исторических, национальных, социально-экономических, природно-климатических и региональных особенностей, крупномасштабные структурные преобразования на селе привели к деградации отечественного агропромышленного комплекса, развалу более трети крупнотоварных сельскохозяйственных предприятий, обезлюдению почти 30 тыс. российских деревень и сел, выведению из оборота более 40 млн.га пахотных земель, возврату сельского хозяйства страны к показателям 40-50 годов прошлого столетия и лишению страной своей продовольственной безопасности. По уровню потребления продуктов питания на одного человека Россия с 7 места опустилась на 67 место в мире (1).
Таблица 1.
Динамика объемов производства основных продуктов сельского
хозяйства в Республике Дагестан во всех категориях хозяйств, тыс.тонн
Виды продукции Периоды 2006-2010 гг. в % к 1986-1990 гг.
19861990 гг. 19911995 гг. 19962000 гг. 2001-2005 гг. 2006-2010 гг.
Зерно 478,2 380,4 259,8 330,8 236,8 49,5
в т.ч. рис 82,4 30,5 16,7 21,8 23,9 29,0
Картофель 81,3 133,3 119,2 226,4 336,4 в 4,1 раза
Плоды 128,4 96,8 64,6 65,7 101,1 78,7
Овощи 232,7 181,9 283,3 632,4 877,4 в 3,8 раза
Виноград 262,2 127,0 64,6 81,3 110,7 42,2
Мясо в ж.м. 125,8 115,2 109,6 115,5 152,7 121,4
Молоко 362,6 302,2 272,3 330,8 520,5 143,5
Шерсть 14,1 13,2 10,2 11,9 14,2 100,7
Яйцо, млн.шт. 246,8 198,3 206,4 284,6 208,5 84,5
В этом плане не является исключением и Республика Дагестан, где разрушительная направленность структурных преобразований сельского хозяйства и всего АПК, экономически необоснованные процессы ускоренной приватизации государственной собственности, свертывания крупнотоварного производства и поспешного создания мелкотоварных хозяйств не обошлись без серьезных негативных последствий. Только за первое пятилетие реформирования сельского хозяйства (1991-1995 гг.) по сравнению с предыдущим периодом (1986-1990 гг.) производство зерна здесь сократилось на 20,5%, риса - на 63, овощей - на 22, винограда - на 52%. Заметное уменьшение произошло также и в производстве основных продуктов животноводства - мяса, молока, яиц и шерсти. Прежде всего это было обусловлено молниеносной либерализацией цен и их небывалым диспаритетом в ущерб сельскому хозяйству, нарушением межотраслевых эквивалентных отношений, свертыванием государственной поддержки, удушающим характером налоговой, финансово-
кредитной системы, длительными неплатежами за реализованную продукцию и др.
Правда, в последующие годы благодаря принятым экономическим мерам сельское хозяйство республики преодолело образовавшийся в начальный период реформирования обвальный спад производства и по многим позициям вышло на положительную динамику. В частности, в 2006-2010 гг. по сравнению с 1986-1990 гг. при сохраняющемся еще отставании в производстве зерна, плодов, винограда и яиц валовое производство овощей увеличилось более чем в 3,8 раза, картофеля - в 4,1 молока - в 1,4, мяса в живой массе - в 1,2 раза (см. табл. 1).
Таблица 2.
Потребление основных продуктов питания на душу населения в Республике Дагестан за 1990-2010 гг.
Рекомендуемые нормы потребления на душу населения, кг Фактическое потребление на душу населения, кг Фактическое потребление надушу Фактическое потребление на душу населения в Республике Дагестан в % к
Виды продуктов питания 1990 г. 2010 г. населения в Российской Федерации за 2010 г, кг рекомендуемым нормам 1990 г. уровню Российской Федерации за 2010 г.
Хлебопродукты 115 149 123 119 107,0 82,5 103,4
Фрукты и ягоды 75 73 67 58 89,3 91,8 115,5
Овощи и продовольственные бахчевые куль- 140 81 202 101 144,3 в 2,5р в 2 р
туры
Картофель 105 39 88 104 83,8 в 2,3р 84,6
Мясо и мясопродукты 70 39 35 69 50 89,7 50,7
Молоко и молочные продукты 360 274 198 247 55 72,3 80,2
Рыба и рыбопродукты 18,2 6 7,3 15,5 40,1 121,7 47,1
Масло растительное 13,2 8,6 8,4 13,4 63,6 97,7 в 2,7р
Яйца, шт. 265 146 142 269 53,6 97,3 52,8
Однако достигнутые объемы производства продукции сельского хозяйства являются недостаточными, так как по продуктам животноводства на душу населения республика еще заметно отстает как от уровня 1990г. и аналогичных показателей Российской Федерации, так и от рекомендуемых медицинских норм потребления (см. табл.2). Безусловно, всё это является результатом непродуманности аграрных преобразований и допущенных в ходе их осуществления, вопреки мнению многих ученых и специалистов сельского хозяйства, серьезных ошибок и просчетов. Прежде всего крайне негативные последствия имели экономически неправомерная ориентация на приоритетное развитие мелкотоварного производства и принятие необоснованных дискриминационных мер к крупнотоварным сельскохозяйственным предприятиям, многие из которых в результате массового расчленения на крестьян-
ские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), земельные и имущественные паи прекратили своё существование, лишившись прежней ведущей роли в сельском хозяйстве республики. Если в 1990г. их доля в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства составляла почти 57%, то в 2010г. она снизилась до 10,7%, уступив лидирующее место личным подсобным хозяйствам населения (ЛПХ) и К(Ф)Х, которые в настоящее время производят 89,3% этой продукции. Причем утрата ключевого значения сельскохозяйственных предприятий стала происходить с самого начала аграрных преобразований в республике. Так, за 1991-1995 гг. по сравнению с 1986-1990 гг. производство зерна в этих организациях сократилось на 35,2%, овощей и плодов - в 3,3 раза, винограда - в 2,4, картофеля - в 2,5, молока - в 1,9, мяса в живой массе - в 2,2, шерсти - в 1,6 и яиц - в 1,5 раза. К тому же свертывание объемов производства многих видов продукции земледелия и животноводства здесь продолжается. Одной из основных причин такой ненормальной ситуации является разрушение материально-технической базы сельского хозяйства. На начало 2010г. против 1990г. количество тракторов здесь сократилось в 4,5 раза, зерноуборочных комбайнов - в 4,1, кукурузоуборочных - в 5,4, сеялок - в 4,7, многократно уменьшилось также и наличие других средств механизации. К тому же сохранившаяся техника более чем на 80% является изношенной, с истекшим сроком амортизации, вынужденная эксплуатация которой ежегодно приводит к значительным материальным издержкам и немалым потерям продукции сельского хозяйства. Однако несмотря на такое тревожное положение, обновление материально-технической базы этой ведущей отрасли экономики происходит крайне медленными темпами, что еще больше усугубляет и без того весьма сложную обстановку с механизацией производственных процессов в земледелии и животноводстве, хотя в последние годы созданы и функционируют в сельском хозяйстве республики 12 машинно-технологи-ческих станций (МТС).
Как и во многих регионах страны, крайне угрожающее положение сложилось в республике и с внесением минеральных удобрений. В 2010г., например, на 1 га зерновых культур их было внесено лишь 12 кг в д.в., что более чем в 13 раз меньше, чем в среднем за 1985-1990 гг. Разве это не абсурд, когда 90% выпускаемых в России удобрений отправляется на экспорт для развития зарубежного сельского хозяйства в ущерб отечественному? Здесь нет никакой аграрной политики, а есть аграрная трагедия, которая еще больше усугубляет обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем.
Развал большинства сельскохозяйственных организаций, разрушение их материально-технической базы породили бесхозяйственное отношение к земельным ресурсам, которые для Дагестана носят крайне ограниченный характер. В расчете на одного жителя у нас приходится 0,18 га пашни, что более чем в 5 раз меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Несмотря на это, в последние годы более 120 тыс.га пашни, или почти четверть всей её площади, остается вне оборота и не используется для производства сельскохозяйственной продукции. По этой причине в среднем за 2006-2010 гг. по
сравнению с 1986-1990 гг. валовой сбор зерна сократился в 2 раза, в т.ч. риса -в 3,4 раза, причём тенденция спада производства ещё сохраняется: в 2010г. было произведено 209,7 тыс.т зерна, что более чем в 2,5 раза меньше, чем в 1990г. Безусловно, это является следствием игнорирования адаптивно-ландшафтной системы ведения земледелия, разработанной учеными Дагестанского НИИСХ с учетом региональных особенностей и часто наблюдающихся в последние го -ды глобальных изменений климата, а также свертывания мелиорации земель, гарантировавшей сельское хозяйство республики от рискованного характера ведения. Практически все республиканские специализированные структуры по строительству, эксплуатации водохозяйственных объектов и орошаемых земель в ходе аграрных преобразований необоснованно были упразднены, объемы строительно-монтажных работ, включая простую механическую очистку существующих оросительных каналов, сократились в десятки раз, что привело к выведению из оборота немалых площадей орошаемых земель и недобору значительного объема сельскохозяйственной продукции.
Между тем в условиях Дагестана, где на значительной части её территории, охватывающей 2/з всей площади сельскохозяйственных угодий, наблюдается большой дефицит естественного увлажнения (200-360 мм в год), мелиорация является одним из основных факторов стабильного и гарантированного развития сельского хозяйства. Этому благоприятствует наличие на территории республики 1800 больших и малых рек общей протяженностью 241 тыс.км, благодаря чему в дореформенные годы крупномасштабно осуществлялась мелиорация земель, что имело существенное значение для устойчивого ведения сельского хозяйства.
Стоит отметить, что по наличию орошаемых земель площадью 385 тыс.га республика по праву считается одним из наиболее крупных и исторически сложившихся регионов орошаемого земледелия, на долю которого приходилось 19% площади мелиорированных земель Северного Кавказа и 7% - Российской Федерации. Занимая 13% сельскохозяйственных угодий, орошаемые земли давали около 70% всей продукции растениеводства, причем рис, овощи, плоды, виноград, а также значительная часть зерна и кормов, по существу, выращивались и по-прежнему выращиваются на орошаемых землях, избавляя республику от резких спадов производства основных продуктов земледелия и животноводства. Особенно неоценимое значение это имеет в современных условиях глобального потепления и часто повторяющихся засух, причиняющих огромный экономический урон сельскому хозяйству.
Среди регионов Российской Федерации Республика Дагестан отличается исключительным разнообразием природно-климатических условий. Здесь на сравнительно небольшой территории встречаются все почвенно-климатические зоны, подзоны и типы почв, которые имеют место на огромной территории страны. В этих условиях одним из магистральных направлений развития сельского хозяйства является его специализация на производстве определенных видов продукции, которая наиболее рельефно проявлялась в 70-80 годах прошлого столетия (см. табл.3). Как видно из приведенных
данных, именно в эти годы благодаря переходу многоотраслевых и мелкотоварных сельскохозяйственных предприятий к крупнотоварному специализированному производству значительно высокими темпами обеспечивался рост производства основных видов продукции сельского хозяйства - риса, овощей, плодов, винограда, мяса, молока, шерсти и яиц. При этом с каждым годом неуклонно повышалась доля специализированных хозяйств в общих объемах производства продукции сельского хозяйства, которая в 1990г. составляла по зерну - 40%, овощам - 78, плодам - 67, винограду - 88, молоку -62, говядине - 48, баранине - 73, шерсти - 76 и яйцу - 100%. Этому способствовали значительное увеличение объемов капитальных вложений, всемерное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, перевод его ведущих отраслей на индустриальные методы организации производства. Больше того, углубление специализации сельского хозяйства, усиление кооперации между технологически связанными отраслями АПК сопровождались обобществлением производства и образованием межотраслевых интегрированных формирований в виде продуктовых подкомплексов - виноградно-винодельческого, плодоовощеконсервного, мясопродуктового, молокопро-дуктового, овцепродуктового, птицепродуктового, зернопродуктового (2). В рамках таких формирований соединение разрозненных действий предприятий одной или нескольких технологически связанных между собой отраслей АПК в общий производственный процесс порождает новую, значительно превышающую прежнюю производительную силу труда, создает синергиче-ский эффект, намного превосходящий суммарный результат, получаемый каждым из них в отдельности (3).
Таблица 3.
Динамика объемов производства основных видов продукции сельского хозяй-
ства Дагестана в дореформенные годы во всех категориях хозяйств, тыс.т
Виды продукции В среднем за год В %к196 1-1970 гг. 1981-1990гг. в % к 1971-1980 гг.
19611970 гг. 19711980 гг. 19811990 гг. 19711980 гг. 19811990 гг.
Зерно 379,5 415,6 459,5 109,5 121,1 110,6
в т.ч. рис 18,0 68,0 83,5 в 3,8 р. в 4,6 р. 122,8
Овощи 89 143,5 212 161,2 в 2,4 р. 147,7
Плоды 46 73,5 113,5 159,8 в 2,5 р. 154,4
Виноград 101,5 227,0 282 в 2,2 р. в 2,8 р. 124,2
Мясо (ж.м.) 79,7 95,5 114,8 119,8 144,0 120,2
Молоко 228 284 336 124,6 147,4 118,3
Шерсть 7,8 11,5 13,7 147,4 в 1,8 р. 119,1
Яйцо, млн.шт. 76 136 209,5 в 1,8 р. в 2,8 р. 154,0
Хотя продуктовые подкомплексы, представляющие собой единое целое с законченным производственно-технологическим циклом на базе смежных сельскохозяйственных, промышленных предприятий и обслуживающих структур, не являются организационно-правовыми формами хозяйствования,
но развитие таких интегрированных структур, как показывает практика, в современных условиях хозяйствования имеет большую перспективу, так как при этом создаются благоприятные предпосылки для решения многих ключевых задач, таких как:
❖ повышение производительности труда и эффективности производства, устойчивое наращивание производства продовольственных и других товаров благодаря полному и наиболее рациональному использованию трудовых, земельных, материальных и финансовых ресурсов;
❖ устранение диспропорций, преодоление всяких барьеров на пути движения продукции и ускорение в целом производственно-технологического цикла;
❖ значительное удешевление и упрощение управления всеми технологически и экономически взаимосвязанными предприятиями и организациями, втянутыми в единый производственно-технологический цикл по производству, переработке, выпуску и реализации конечной продукции;
❖ сбалансированное развитие сельскохозяйственного, промышленного производства и других смежных сфер (хранение, транспортировка, торговля) с достижением высоких конечных результатов благодаря оптимальному решению производственно-технологических, организационно-хозяйственных, социально-экономических задач;
❖ обеспечение равных экономических условий хозяйствования для всех участников интегрированных формирований (агрофирм, агро-холдингов, союзов и др.) с законченным производственно-технологическим циклом, функционирующих в рамках продуктовых подкомплексов.
Среди межотраслевых интегрированных формирований агропромышленного комплекса республики в дореформенные годы наиболее весомое значение имел виноградно-винодельческий подкомплекс, благодаря эффективному функционированию которого к середине 80-х годов прошлого столетия площади виноградников в республике составляли более 71 тыс.га, а валовой сбор винограда превысил 384 тыс.т. При этом более 75% общего объема производства винограда приходилось на объединение Дагвино. В его составе функционировали свыше 60 специализированных виноградарских хозяйств, в т.ч. 30 аграрно-промышленного типа с заводами первичного виноделия, а также все заводы вторичного виноделия, включая и оба предприятия по производству коньяка (Дербентский, Кизлярский). Благодаря таким высоким темпам развития промышленного виноградарства Дагестан по праву считал -ся виноградно-коньячным цехом России, так как на его долю приходилось свыше 40% валового сбора винограда и 90% общероссийского объема производства коньяка. Причем свыше 40 тыс.т столового винограда и 80% винно-коньячной продукции ежегодно по межрегиональному обмену отправлялись в крупные города и промышленные центры страны.
Несмотря на большие катаклизмы природного и социально-экономического характера, постигшие виноградно-винодельческий подкомплекс в годы перестроечных и рыночных преобразований (массовое заражение филлоксерой, неразумная антиалкогольная компания, деспециализация и развал большинства виноградарских хозяйств и т.д.), в настоящее время благодаря принимаемым в республике ощутимым экономическим мерам обеспечивается возрождение этого важного интегрированного формирования. Так, за 2000-2010 гг. производство винограда в республике увеличилось в 2,2 раза, коньяка - в 4,2 и шампанского вина - в 3,5 раза.
Достаточно высокими темпами развивались и другие продуктовые подкомплексы регионального АПК. В частности, благодаря эффективному функционированию плодоовощеконсервного подкомплекса республика в дореформенные годы в Российской Федерации занимала первое место по выпуску компотов и второе - по выработке плодоовощных консервов. Особенно большой рывок в развитии этого интегрированного формирования был сделан в 1986-1990 гг., когда значительно увеличился валовой сбор плодов и овощей, удалось более чем на 70% обновить основные фонды консервной промышленности, реконструировать многие консервные заводы, построить и сдать в эксплуатацию 5 новых заводов, значительно увеличить производство плодоовощных консервов. В 1990г., например, было выработано 420 муб (миллион условных банок) этой продукции, что более чем в 3 раза больше, чем в 1965г.
Переход от мелких и разбросанных птицеферм с примитивными технологиями к строительству крупных птицефабрик, своевременное и комплексное решение необходимых для этого ключевых социально-экономических, организационно-хозяйственных, технико-технологических задач в рамках птицепродуктового подкомплекса позволили обеспечить наиболее высокие темпы развития отрасли. Так, за 1986-1990 гг. по сравнению с 1966-1970 гг. производство яиц увеличилось в 7 раз, птичьего мяса - в 22 раза, а сумма прибылей возросла в 15,5 раза. Это позволило решить проблему самообеспечения населения республики птичьим мясом, отказаться от его завоза и отчасти перейти к его вывозу. Огромное значение в решении этой крупной задачи, несомненно, имело создание в республике специализированного объединения Птицепром, которое проводило единую техническую и технологическую политику, осуществляло координацию производственной деятельности всех 17 птицефабрик, работавших на основе межхозяйственной кооперации и внутриотраслевого разделения труда.
К сожалению, в ходе аграрных преобразований многие республиканские управленческие структуры, в том числе Дагконсервпром, Птицепром, были упразднены, произошла полная дезорганизация деятельности сложившихся продуктовых подкомплексов. В частности, входившие в состав объединения Дагконсервпром садоводческие и овощеводческие хозяйства деспе-циализировались, прекратили своё существование, расчленившись на земельные и имущественные паи, крестьянские (фермерские) хозяйства, районные земельные фонды и т.д. Из 30 приватизированных консервных заводов и цехов более 60% вообще прекратили функционировать и до сих пор не ра-
ботают, вследствие чего объем производства плодоовощных консервов сократился более чем в 14 раз.
Аналогичная ситуация сложилась и с производством птицеводческой продукции. Из 17 крупных птицефабрик продолжают работать только 3 и то нерегулярно, вследствие чего производство яиц и птичьего мяса заметно сократилось по сравнению с 1986-1990 гг. и на 80% возвратилось к мелкотоварному производству - личным подсобным хозяйствам населения. Еще хуже положение и в других продуктовых подкомплексах - молокопродуктовом, мясопродуктовом и овцепродуктовом, также игравших существенную роль в наращивании производства продуктов сельского хозяйства и удовлетворении ими потребностей населения республики.
Несомненно, выход из такого критического положения лежит на путях восстановления и развития процессов специализации, кооперации и агропромышленной интеграции, формирования эффективно функционирующих продуктовых подкомплексов с организацией в их рамках адаптированных к рыночным условиям новых организационно-правовых структур - агрофирм, агрохолдингов, союзов и т.д. Между тем такая работа в сельском хозяйстве в настоящее время идет (ОАО «Кизлярагрокомплекс», ООО «Колос», ООО «Амир-С, СПК «Урицкий мясокомбинат» и др.). Причем формирование таких структур с полным производственно-технологическим циклом (производство, переработка, реализация готовых продуктов питания) идет «снизу» при активном участии частного капитала, что в условиях продолжающегося экономического кризиса, дефицита государственных инвестиционных ресурсов более предпочтительно. Происходит это путем восстановления бывших молзаводов и мясокомбинатов с параллельным возрождением вокруг них на основе кооперации и интеграции соответствующей сырьевой базы.
Таким образом, для преодоления обозначившихся в ходе структур -ных преобразований негативных тенденций в агропромышленном производстве республики, обеспечения его устойчивого развития и решения продовольственной проблемы необходимо принятие комплекса первоочередных мер, среди которых наиболее значимыми являются:
❖ придание приоритетности развитию АПК республики путем обеспечения надлежащей государственной поддержки этой важнейшей сферы экономики, которая ежегодно должна составлять не менее 10% расходной части республиканского бюджета;
❖ соблюдение эквивалентных отношений между сельским хозяйством и сферами его обслуживания путем законодательного пересмотра на федеральном и региональном уровнях удушающего диспаритета цен, ставшего серьезным тормозом на пути развития аграрного сектора экономики;
❖ безотлагательное вовлечение в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни, прежде всего орошаемой - этого поистине «золотого» фонда, гарантирующего устойчивое развитие сельского хозяйства на значительной части территории республики, где природно-климатические условия для ведения земледелия являются
рискованными и носят экстремальный характер; существенное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства республики путем использования всех возможностей агролизинга для широкой продажи техники хозяйствам всех форм собственности, создание новых и коренное улучшение деятельно -сти действующих машинно-технологических станций (МТС) с целью расширения оказываемых ими услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям;
совершенствование многоукладной структуры аграрной экономики в направлении преимущественного развития крупнотоварного производства на селе, обладающего, как показывает практика, в техническом, технологическом, организационно-хозяйственном отношении наибольшими возможностями для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства, значительного наращивания объемов производства продукции и решения продовольственной проблемы; восстановление и всестороннее развитие специализации сельского хозяйства, усиление процессов кооперации и агропромышленной интеграции с формированием характерных для агропромышленного производства республики сложившихся и оправдавших себя в прежние годы продуктовых подкомплексов, предопределяющих наиболее эффективное использование трудовых, земельных, материально-технических и финансовых ресурсов для крупномасштаб-ного увеличения объемов производства продукции земледелия и животноводства, решения проблемы самообеспечения населения республики продуктами питания за счет собственного производства; возрождение лучших традиций сельской потребительской кооперации для закупки несравнимо возросших объемов производства продукции земледелия и животноводства на селе в связи с быстрым развитием ЛПХ, К(Ф)Х и ростом числа индивидуальных предпринимателей (ИП);
проведение в связи с вступлением России в ВТО разумной экспортно-импортной политики, ограничивающей завоевание зарубежными поставщиками общероссийского и региональных продо-вольственных рынков, обеспечивающей защиту интересов отечественных товаропроизводителей путем коренного улучшения их го -сударственной поддержки, как это хорошо отлажено и неуклонно осуществляется в развитых западных странах, особенно входящих в Европейский союз;
обеспечение надлежащей государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях научно-исследовательским учреждениям аграрного профиля, осуществляющим научное обеспечение развития отечественного агропромышленного комплекса путем выведения и внедрения новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород и породных типов животных, наиболее прогрессивных агротехнологий, новых
образцов техники, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса, освоения применительно к местным природно-климатическим условиям адаптивно-ландшафтных систем земледелия и животноводства; ❖ сокращение процесса миграции населения путем его закрепления в сельской местности на основе улучшения производственных, социальных, культурно-бытовых условий, совершенствования земельных отношений, сохранения существующих и строительства новых объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения (школ, детских садов, клубов, спортивных сооружений и т.д.), усиление темпов сельской газификации и дорожного строительства на селе, особенно в горных и предгорных районах, где отток населения приобретает массовый характер.
Таким образом, спасение села от дальнейшей его деградации - дело неотложное и первоочередное, требующее надлежащей государственной поддержки, мобилизации всех трудовых, земельных, материально-технических и финансовых ресурсов с целью осуществления устойчивого развития регионального АПК и его ключевого звена - сельского хозяйства, решения продовольственной проблемы для надежного обеспечения населения республики полноценными, экологически чистыми продуктами питания собственного производства.
_Литература_
1. Шутьков A.A. Продовольственная безопасность: Теория, политика и практика. - Москва: Национальный институт бизнеса, 2011.
2. Пулатов З.Ф. Развитие специализации и кооперации в сельскохозяйственном производстве Республики Дагестан: Теория, методология, практика. -Москва: Издательство МСХА, 2000.
3. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. - Москва: Издательство РАГС, 2004.
4. Сельское хозяйство Дагестана. Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан. - Махачкала: ООО «Дагпресс - Медиа, 2005, 2009, 2010, 2011.