Научная статья на тему 'Реализация принципов Правил Манделы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации'

Реализация принципов Правил Манделы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1525
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПРАВИЛА МАНДЕЛЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙКОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯМОДЕЛЬ ОБЩЕЙ ЧАСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / COMPARATIVE ANALYSIS / MANDELA RULES / CRIMINAL EXECUTION CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE THEORETICAL MODEL OF THE CRIMINAL EXECUTION CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хуторская Н.Б.

Автор проводит сравнительный анализ принципов Правил Манделы и норм уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также Научно-теоретической модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Высказывается ряд предложений по внесению изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство России с учетом особенностей национальной правовой системы и возможностей правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хуторская Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE MANDELA RULES PRINCIPLES IN THE CRIMINAL EXECUTION CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author conducts a comparative analysis of the Mandela Rules and the norms of the Criminal Execution Code of the Russian Federation, as well as of the Theoretical Model of the Criminal Execution Code of the Russian Federation. Suggestions are made to alter and amend the Russian criminal execution legislation with the consideration of the national legal system and specifics of enforcement procedure.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов Правил Манделы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации»

УДК 343.8

Н. Б. Хуторская

кандидат юридических наук, доцент, член Совета директоров PRI; e-mail: nhutorskaya@bk.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВИЛ МАНДЕЛЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор проводит сравнительный анализ принципов Правил Манделы и норм уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также Научно-теоретической модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Высказывается ряд предложений по внесению изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство России с учетом особенностей национальной правовой системы и возможностей правоприменительной практики.

Ключевые слова: сравнительный анализ; Правила Манделы; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; Научно-теоретическая модель Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Hytorskaya N. B.

Ph. D. (Law), Associate Professor, PRI Board Member; e-mail: nhutorskaya@bk.ru

IMPLEMENTATION OF THE MANDELA RULES PRINCIPLES IN THE CRIMINAL EXECUTION CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author conducts a comparative analysis of the Mandela Rules and the norms of the Criminal Execution Code of the Russian Federation, as well as of the Theoretical Model of the Criminal Execution Code of the Russian Federation. Suggestions are made to alter and amend the Russian criminal execution legislation with the consideration of the national legal system and specifics of enforcement procedure.

Key words: comparative analysis; Mandela Rules; Criminal Execution Code of the Russian Federation; the Theoretical Model of the Criminal Execution Code of the Russian Federation.

В декабре 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Правила Манделы [Минимальные стандартные правила... 2015], которые пришли на смену Минимальным стандартным правилам (МСП) обращения с заключенными 1955 г.

Учитывая достижения в области международного права и пенитенциарной науки, которые произошли в течение шестидесяти лет, Генеральная Ассамблея ООН в 2011 г. приняла решение о создании

Межправительственной группы экспертов открытого состава, задачами которой являлись пересмотр и внесение изменений в МСП. Гражданскому обществу и соответствующим органам ООН также было предложено внести свой вклад в этот процесс.

Осенью 2011 г. в Вене проходило предварительное обсуждение-концепции доработки МСП, которое определило основные направления деятельности рабочей группы.

На четвертом совещании в Кейптауне (ЮАР), в марте 2015 г. группа экспертов достигла консенсуса по всем правилам, подлежащим пересмотру. В мае 2015 г. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию (КППУП) одобрила пересмотренные правила и представила их на утверждение в Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) для их последующего принятия Генеральной Ассамблеей ООН.

Принимая Правила Манделы, Генеральная Ассамблея ООН призвала государства стремиться улучшать условия содержания заключенных согласно правилам и всеми другими соответствующими и применимыми стандартами и нормами ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, продолжать обмениваться информацией об успешной практике в целях выявления проблем, возникающих в процессе осуществления этих правил, и делиться своим опытом в области устранения этих проблем.

Как известно, сравнительное правоведение, помимо гносеологических, преследует чисто практические цели: способствовать сближению и унификации законодательств различных государств в различных областях, а также выработать предложения по совершенствованию собственной национальной системы права на основе изучения правового опыта зарубежных государств.

Таким образом, в целях совершенствования российского уголовно-исполнительного законодательства необходимо проанализировать положения Правил Манделы и определить, какие изменения и дополнения можно внести в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты с учетом особенностей российской правовой системы и возможностей правоприменительной практики.

Правила Манделы носят рекомендательный характер, на что указано в разделе «Предварительные замечания», они не ставят перед собой цель предложить идеальную модель системы пенитенциарных

учреждений. Если учесть большое разнообразие правовых, социально-экономических и географических условий в различных государствах мира, становится очевидно, что не все правила могут быть реализованы повсеместно.

Однако новый раздел «Основные принципы», которые обязательны для соблюдения, придают Правилам Манделы более весомую юридическую силу. Эти пять принципов касаются соблюдения прав человека, недопустимости дискриминации и причинения заключенным чрезмерных страданий, формулирования целей и задач исполнения лишения свободы, устранения различий между жизнью в тюрьме и жизнью в обществе.

В частности, впервые в Правила Манделы введено следующее положение: «Все заключенные должны пользоваться уважительным отношением вследствие присущего им достоинства и их ценности как человеческой личности. Ни один заключенный не должен подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, все заключенные должны быть защищены от них, и никакие обстоятельства не могут служить оправданием для них. Должна постоянно обеспечиваться охрана и безопасность заключенных, персонала, лиц, предоставляющих услуги, и посетителей» (Правило 1). Эти принципы нашли отражение в УИК РФ (ч.1 ст.ст. 3, 8, 10; ч. 2 ст.ст. 12, 13).

Для сравнения следует обратиться к анализу содержания Научно-теоретической модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса РФ, подготовленной рабочей группой специалистов под руководством профессора В. И. Селиверстова (Модельный кодекс) [Общая часть... 2016]. В отличие от действующего УИК РФ, документ содержит отдельную главу «Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации», ст. 10 которой, состоящая из четырех частей, посвящена подробному освещению принципа гуманизма. В ее развитие сформулирована ст. 36 «Право на обеспечение достоинства личности осужденных».

Правила Манделы также подчеркивают, что недопустима дискриминация по любым основаниям; достойны уважения любые религиозные и морально-нравственные взгляды заключенных.

УИК РФ достаточно полно закрепляет конституционное право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14).

Аналогичная норма сформулирована и в ст. 38 «Свобода совести и свобода вероисповедания осужденных» Модельного кодекса.

Что касается уважения морально-нравственных взглядов осужденных, то возникает вопрос: какой смысл вкладывают составители Правил Манделы в эти два понятия? Если под моралью понимать систему норм и ценностей, принятых в конкретном обществе, а нравственность - это внутренние принципы человека, носящие универсальный характер, то не будет ли расхождений в их трактовке в различных государствах? И не станет ли это основанием для обвинения России в несоблюдении одного из основных принципов Правил Манделы, в ущемлении морально-нравственных взглядов осужденных, например, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации?

Часть 2 Правила 2 раздела «Основные принципы» требует «учитывать индивидуальные потребности заключенных, в частности наиболее уязвимых категорий заключенных, находящихся в условиях тюремного заключения. Необходимо принимать меры для защиты и поощрения прав заключенных с особыми потребностями, и такие меры не должны считаться дискриминационными. Особое внимание следует уделять таким категориям заключенных, как женщины, несовершеннолетние, иностранные граждане, инвалиды и др.» [Минимальные стандартные правила... 2015]. Этот принцип нашел отражение в УИК РФ (ст. 8, ч. 3, ст.ст. 10, 99, 100; гл. 17). Модельный кодекс в ст. 34 выделил особенности правового статуса осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.

На наш взгляд, в действующем законодательстве достаточно внимания уделено несовершеннолетним, чего нельзя сказать о людях с ограниченными возможностями.

Кроме того, Правила требуют обеспечить процедуру реагирования на нарушения прав человека, создать эффективную систему медицинского обеспечения, поскольку постоянный медицинский контроль позволяет своевременно выявлять применение пыток и другого унижающего достоинство обращения.

По нашему мнению, в действующем законодательстве (ч. 6, ст. ст. 12, 72, 101 и др.) акцент делается на охрану здоровья осужденных, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, однако не прописана роль медицинского контроля в обеспечении прав человека. К сожалению, и в Модельном кодексе не нашла закрепления эта важнейшая функция системы медицинского обеспечения осужденных.

Следует также отметить, что Правила Манделы требуют создания системы обучения персонала исправительных учреждений по обеспечению прав человека и применению Правил в практической деятельности. Следовательно, необходимо законодательно закрепить как требования к персоналу уголовно-исполнительной системы, так и систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. Эти изменения и дополнения могут быть внесены в Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Ст. 51 Модельного кодекса «Персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера» достаточно четко определяет правовой статус сотрудников УИС - их права, обязанности, ответственность за недолжное исполнение своих функций.

Правила Манделы, безусловно, требуют серьезного изучения и осмысления, однако уже сейчас, как нам представляется, необходимо обратить самое пристальное внимание на содержание Правила 4 раздела «Основные принципы».

Часть 1 Правила гласит: «Цель лишения свободы или иных мер, связанных с ограничением свободы личности, - это, прежде всего, защита общества от преступных посягательств и сокращение рецидивной преступности. Эти цели могут быть достигнуты, только если срок лишения свободы используется для того, чтобы, по мере возможности, обеспечить реинтеграцию осужденных в общество после освобождления от отбывания наказания с тем, чтобы они могли вести законопослушную жизнь и самостоятельно обеспечивать себя» [Минимальные стандартные правила... 2015].

И далее в части 2: «В этих целях персонал тюрем и других учреждений должны предоставить осужденным общее и профессиональное обучение и работу, а также иные виды помощи - коррекцию поведения, моральную и духовную поддержку, социальную помощь, медицинское обеспечение, возможность заниматься спортом. Все эти программы должны учитывать индивидуальные особенности осужденных» [Минимальные стандартные правила... 2015].

Таким образом, руководствуясь этим принципом, следует обсудить проблему формулирования целей и задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в части, касающейся регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы.

В определенной степени цели, закрепленные российским уголовно-исполнительным законодательством и Правилами Манделы, соответствуют друг другу - это предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, что в итоге направлено на обеспечение безопасности общества.

Однако, по нашему мнению, исправление осужденных как цель законодательства и цель деятельности по исполнению наказаний по содержанию никоим образом не отвечает требованию принципа Правил Манделы.

В Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации А. И. Зубков, раскрывая ст. 1, отмечал, что «исправление осужденных есть генеральная линия законодательства... которая определена также требованиями международным стандартов обращения с осужденными» [Комментарий... 1997, с. 2].

Действительно, в 1990-е гг. в период подготовки проекта нового кодекса именно такая формулировка имела право на существование, более того, она пришла на смену архаичному, отжившему понятию «исправление и перевоспитание».

Однако за последние 20 лет мировое сообщество, наконец, выработало единый подход к целям исполнения наказания в виде лишения свободы. Вместо неточного, расплывчатого исправления, не имеющего объективных параметров оценки конечного результата, России не просто рекомендовано, а вменяется в обязанность пересмотреть одно из основных положений уголовно-исполнительного законодательства и мотивировать сотрудников уголовно-исполнительной системы работать исходя из предложенного Правилами Манделы принципа.

Задачи, сформулированные во второй части Правил, логично вытекают из их целей. Действительно, для того чтобы подготовить осужденного к жизни в обществе, необходимо обеспечить охрану его здоровья, научить его трудиться, повысить его образовательный и культурный уровень, обеспечивая при этом охрану, надзор и контроль.

Можно предложить следующую формулировку целей лишения свободы по российскому законодательству:

«Цели уголовно-исполнительного законодательства в части, регулирующей исполнение наказания в виде лишения свободы, - это защита общества от преступных посягательств, сокращение рецидивной преступности, подготовка осужденных к жизни в обществе.

Задачи уголовно-исполнительного законодательства - правовое регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания,

оказания помощи осужденным в социальной адаптации после освобождения от отбывания наказания путем организации воспитательной работы, всех видов обучения, труда, медицинского обслуживания, оказания психологической и социальной помощи».

Безусловно, данная формулировка не претендует на истину в последней инстанции. Мы лишь стремимся привлечь внимание научной общественности к проблеме, которая возникла в связи с принятием новой редакции Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Правил Манделы).

Хочется надеяться, что при разработке Особенной части Научно-теоретической модели Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наши соображения будут приняты во внимание.

Наиболее проблематичным, по нашему мнению, будет учет принципа, сформулированного в ч. 1 правила 5, который гласит: «Тюремный режим должен стремиться сводить до минимума ту разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая ослабляет чувство ответственности заключенных или уважение их достоинства» [Минимальные стандартные правила... 2015].

С одной стороны, условия содержания, например, в учреждениях для несовершеннолетних, во многом превосходят уровень жизни их сверстников на свободе в ряде регионов России или в отдельных семьях. С другой стороны, что касается большинства учреждений для взрослых осужденных, то в силу ограниченных финансовых возможностей уголовно-исполнительной системы улучшение условий пребывания в них представляется невозможным.

Возникает вопрос: какой жизненный уровень свободных граждан должен быть взят за основу в качестве точки отсчета? Ведь не секрет, что условия жизни в разных регионах России могут существенно отличаться.

Однако при оценке деятельности государства по реализации указанного принципа подобные обстоятельства могут быть не приняты во внимание международными мониторинговыми организациями.

Провозглашая приверженность международным стандартам, Россия обязана полностью соблюдать содержащиеся в них основные принципы исполнения наказания в виде лишения свободы, а недостаток финансовых или иных средств не может служить оправданием для невыполнения обязательным норм, содержащихся в Правилах Манделы.

Автор ограничился лишь анализом содержания принципов Правил Манделы, хотя многочисленные рекомендации требуют дополнительного изучения с точки зрения их возможного учета в дальнейшем совершенствовании российского уголовно-исполнительного законодательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /

под ред. А. И. Зубкова. М. : Норма, 1997. 496 с. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы). Приняты резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 21 мая 2015 г. URL: www.unodc.org/documents/commissions/CCPCJ/CCPCJ_Sessions/ CCPCJ_24/resolutions/L6_Rev1/ECN152015_L6Rev1_r_V1503587.pdf Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: результаты теоретического моделирования / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Юриспруденция, 2016. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.