Научная статья на тему 'Реализация принципов избирательного права в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов'

Реализация принципов избирательного права в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / PRINCIPLES OF ELECTION LAW / ВЫБОРЫ / ELECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лунгу Евгения Владимировна

Статья посвящена особенностям реализации принципов организации и проведения выборов в следственных изоляторах и помещений функционирующих в режиме следственных изоляторов. В статье проведен анализ, как общих положений, так и особенностей связанных с соблюдением требований режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the principles of electoral law in the organization and conduct of elections in detention centres and facilities functioning in the regime of remand centres

The article is devoted to the peculiarities of the implementation of the principles of organization and conduct of the elections in detention centres and facilities functioning in the regime of remand centres. In the article the analysis of how the General provisions and features associated with the compliance regime.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов избирательного права в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Constitutional law

УДК 342.8; 343.821

Е. В. Лунгу

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ

В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ И ПОМЕЩЕНИЯХ,

ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В РЕЖИМЕ СЛЕДСТВЕННЫХ

ИЗОЛЯТОРОВ

E. V. Lungu

THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF ELECTORAL LA W IN THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF ELECTIONS

IN DETENTION CENTRES AND FACILITIES FUNCTIONING IN THE REGIME OF REMAND CENTRES

Статья посвящена особенностям реализации принципов организации и проведения выборов в следственных изоляторах и помещений функционирующих в режиме следственных изоляторов. В статье проведен анализ, как общих положений, так и особенностей связанных с соблюдением требований режима.

The article is devoted to the peculiarities of the implementation of the principles of organization and conduct of the elections in detention centres and facilities functioning in the regime of remand centres. In the article the analysis of how the General provisions and features associated with the compliance regime.

Ключевые слова: принципы избирательного права, выборы.

Keywords: principles of election law; election.

В Российской Федерации в следственных изоляторах (далее -СИЗО) и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - ПФРСИ), по данным ФСИН России на 01.01.2014 г., содержится порядка 114 тыс. человек. Большинство из них обладает правом избирать в органы государственной власти и местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации, содержащиеся в СИЗО и ПФРСИ, в отношении которых не вступил в законную силу приговор суда о лишении свободы, принимают участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, участвуют в референдуме. В соответствии с нормами международного права, а также Конституцией РФ1 (ст. 5, 17 и 32), Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

граждан Российской Федерации»1 принципы избирательного права применяются в полном объёме к организации и проведению выборов в СИЗО и ПФРСИ.

Законодательство о выборах не предусматривает каких-либо отдельных норм, регулирующих порядок реализации избирательных прав подозреваемых и обвиняемых. Единственная норма, содержащая упоминание о лицах, содержащихся в СИЗО и ПФРСИ, устанавливает требования к удостоверению личности таких лиц. Принципы избирательного права реализуются в ходе избирательной компании или референдума в полном объёме, но с учётом требований режима, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Интерес представляет реализация принципа всеобщего избирательного права и права на участие в референдуме. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данный принцип реализуется следующими способами: путём права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права голосовать на референдуме и участия в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право избирать, как и право участвовать в референдуме, возникает с 18-летнего возраста: по данным Межпарламентской ассамблеи ООН, это среднестатистический возраст, при достижении которого за гражданином (подданным) признаётся активное избирательное право.

Граждане Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными, если они признаны судом недееспособными, а также находятся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, ограничиваются в избирательном праве при наличии одного условия: в отношении него должен вступить в законную силу приговор суда, предусматривающий в отношении гражданина применение такой меры ответственности, как лишение свободы. Таким образом, если гражданин РФ осуждён к лишению свободы условно, он сохраняет избирательное право. В то же время граждане РФ, в отношении которых приговор суда предусматривает отбывание наказания в виде лишения свободы, на день проведения голосования вступил в законную силу, не имеют право голосовать.

1 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Российская газета. 2002. 15 июня.

Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, за исключением выше указанных лиц, обладают равными избирательными правами. Права на участие в выборах лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, предполагает наличие таких же возможностей на реализацию прямого избирательного права при тайном голосовании, что и у всех остальных граждан РФ. Необходимо отметить, что лица, содержащиеся в СИЗО и ПФРСИ, традиционно активно принимают участие в выборах: так, на выборах губернатора Забайкальского края в сентябре 2013 г. их явка составила 100 %. В свете этого возникает вопрос: всегда ли участие в выборах является добровольным волеизъявлением граждан РФ? Для реализации принципа свободного участие в выборах администрации учреждений исполняющих наказания не должны нести ответственность за явку избирателей.

Следует отметить, что законодательством зарубежных государств предусматриваются различные подходы к ограничению активного и пассивного избирательного права граждан, содержащихся под стражей. Согласно Конституции Республики Беларусь, а также ст. 89 Конституции Туркменистана лишаются избирательных прав лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (как и в России). В Белоруссии и Туркменистане лица, содержащиеся под стражей, лишены активного избирательного права. Таким образом, вопросы ограничения избирательных прав, в том числе лиц, находящихся в местах содержания под стражей, рассматриваются в тех или иных государствах по-разному, в зависимости от построения правовой системы страны1.

Лица, содержащиеся в СИЗО и ПФРСИ, могут быть включены в списки кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума. Закон не предусматривает каких-либо ограничений права на участие в референдуме лиц, содержащихся в СИЗО и ПФРСИ. Таким образом, подозреваемые и обвиняемые могут участвовать не только в голосовании, но и входить в состав инициативной группы проведения референдума, вносить добровольные пожертвования в фонды референдума, осуществлять размещение информационных материалов. Но в соответствии с ч. 2 ст. 36 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» лица, находящиеся в СИЗО и ПФРСИ, не могут быть

1 Бутаев В. И., Малышев В. А. Методическое пособие по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и находящихся в местах содержания под стражей. М.: РЦОИТ, 2007. С. 8-9.

2 О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. 2004. 30 июня.

157

наблюдателями на избирательных участках, создаваемых на территории учреждения, так как находятся в непосредственном подчинении у администрации учреждения.

Аналогичные нормы содержит Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относительно участия лиц, содержащихся в СИЗО и ПФРСИ, в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. В частности, законом предусмотрено не только право граждан РФ избрать в органы государственной власти и местного самоуправления, но и активно реализовывать иные избирательные права. В частности, подозреваемые и обвиняемые сохраняют за собой право осуществлять предвыборную агитацию (ст. 48 Закона), вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов (ч. 2 ст. 58), участвовать в избирательной кампании кандидата (ст. 48), быть зарегистрированным в качестве доверенного лица кандидата (ст. 43). При этом необходимо отметить, что большинство из перечисленных правомочий лица содержащиеся в СИЗО и ПФРСИ безусловно смогут реализовать только через поверенных лиц.

В то же время нормы действующего законодательства устанавливают косвенные барьеры для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, путём получение кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта согласия на своё выдвижение у муниципальных депутатов, составляющих от 5 до 10 % от их численности (в г. Москве кандидату требовалось согласие 6 процентов муниципальных депутатов) и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации1.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, также имеют право на реализацию принципа равного избирательного права, наряду с другими избирателями. Они в обязательном порядке включаются в списки избирателей. Администрация учреждений выдаёт справки тем избирателям, которые не имеют паспорта, чтобы они приняли участие в выборах. Избиратели, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, должны быть обеспечены литературой о выборах и агитационными материалами. Кроме того, им предоставляется возможность принять участие в голосовании наравне с другими гражданами РФ, для этих целей в учреждениях могут быть образованы избирательные участки, или голосование проходит вне помещений для голосования.

1 П. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц, администрации учреждения) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии.

Прямое избирательное право предусматривает, что избиратели голосуют на выборах лично. Избиратель не может передоверить своё право избирать и быть избранным другим гражданам РФ или организациям. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своём намерении воспользоваться помощью другого лица.

Тайное голосование - обязательный атрибут демократических выборов. Реализация этого принципа в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, осуществляется путём оборудования специальных помещениях для голосования или путём голосования по месту содержания под стражей. В этих условиях коллегиальность избирательной комиссии является обязательным условием соблюдения принципа тайного голосования.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации волен самостоятельно принять решение о явке на избирательный участок.

Свободные выборы являются частью более широкого принципа свободы личности, получившего выражение в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 17, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; ч. 1 ст. 22 установлено, что каждый имеет право на свободу; ст. 29 гарантирует в ч. 1 свободу мысли, а в ч. 3 запрещает принуждать к отказу от своих мнений и убеждений; ч. 1 ст. 45 и ч. 1 и 2 ст. 46 гарантируют

государственную, в частности, судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина. Всё это относится и к свободному волеизъявлению во время голосования.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчёте голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Избирательные комиссии не могут принимать свои решения, связанные с подготовкой и проведением народных голосований, за «закрытыми дверями». Принцип гласности же требует обязательного опубликования решений избирательных комиссий и факультативного опубликования отчётов о заседаниях и действиях избирательных комиссий и их должностных лиц. Комиссии и их должностные лица не вправе запрещать опубликование таких отчётов, препятствовать получению информации о деятельности комиссий и распространению этой информации. Все нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов или референдума, подлежат официальному опубликованию, другие решения, относящиеся к подготовке и проведению выборов или референдума, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путём1.

Выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. В то же время сотрудники следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, активно способствуют организации и проведению выборов на всех этапах, в том числе и в качестве членов избирательных комиссий. Участие сотрудников уголовно-исполнительной системы в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, является обязательным условием, так как прежде всего они обеспечивают выполнение режимных требований, с которыми иные члены избирательных комиссий, как правило, не знакомы.

Принципы организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления реализуются в СИЗО и ПФРСИ так же, как и на остальных избирательных участках Российской Федерации. В то же время реализация принципов избирательного права в значительной степени зависит от администрации СИЗО и ПФРСИ. В связи с этим показательна активная роль ФСИН России в деле реализации принципов избирательного права.

1 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) / С. А. Авакьян, С. В. Большаков, Ю. А. Веденеев и др.; под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко. М.: НОРМА, 2003. С. 28.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О референдуме Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. 2004. 30 июня.

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Российская газета. 2002. 15 июня.

5. Бутаев В. И., Малышев В. А. Методическое пособие по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и находящихся в местах содержания под стражей. М.: РЦОИТ, 2007. 64 с.

6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) / С. А. Авакьян, С. В. Большаков, Ю. А. Веденеев и др.; под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко. М.: НОРМА, 2003. 896 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.