ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
УДК 342
Мартемьянова Ксения Юрьевна Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева
Институт права и предпринимательства Россия, Екатеринбург Ksenya.martemyanova@inbox.ru Martemyanova Ksenia Ural State Law University Institute of Law and Business Russia, Ekaterinburg
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: термин «гражданство» рассматривается в Российской Федерации в различных значениях, в том числе и как конституционно-правовой институт, исходные начала которого заложены в главе 1 Конституции Российской Федерации. В данной статье будут рассмотрены проблемы реализации принципов института гражданства на основе анализа Конституции Российской Федерации и вступившего в законную силу 26 октября 2023 года Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Ключевые слова: гражданство, институт гражданства, отмена гражданства, лишение гражданства.
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF THE INSTITUTION OF CITIZENSHIP UNDER THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Annotation: the term "citizenship" is considered in the Russian Federation in various
meanings, including as a constitutional and legal institution, the initial principles of
which are laid down in Chapter 1 of the Constitution of the Russian Federation. This
37
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
article will consider the problems of implementing the principles of the institute of citizenship based on the analysis of the Constitution of the Russian Federation and the Federal Law "On Citizenship of the Russian Federation", which entered into force on October 26, 2023.
Key words: citizenship, institution of citizenship, revocation of citizenship, deprivation of citizenship.
Институт гражданства представляет собой совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства - с другой [1, c. 168]. Такой институт является неотъемлемо важным для системы конституционного права, поскольку он наряду с другими институтами и подотраслями также определяет и основы конституционного строя в главе 1 Конституции Российской Федерации. Содержащиеся в статье 6 Конституции Российской Федерации положения являются базовыми положениями института гражданства, которые впоследствии были также отражены и в специальном источнике данного института - в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Так, принципами гражданства являются: принцип единого гражданства; принцип допущения двойного гражданства; принцип экстерриториальности гражданства; принцип защиты российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации; принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса; принцип сокращения числа лиц без гражданства; принцип равного гражданства; принцип недопустимости лишения гражданства. Данные принципы взаимозависимы и дополняют друг друга по вопросам гражданства. Однако реализация таких принципов затруднена в связи с некоторыми нормами вышеуказанного федерального закона, который содержит положения о порядке прекращения гражданства, свидетельствующих, по мнению многих правоведов,
о лишении гражданства Российской Федерации.
38
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
Реализация принципов права прежде всего представляет собой правореализационную деятельность, охватывающую процессы правотворчества, исполнения конституций, законов и подзаконных актов, правоприменения, процедуры контроля за соблюдением принципов и многое другое [2, с. 228]. В связи с этим можно отметить, что реализация принципов должна быть законной и фактически осуществимой для обеспечения целей законодательства.
На разных этапах развития отечественного законодательства преследовались разные цели соответственно. Так, отечественному праву известно о проблеме лишения гражданства, положения которой были закреплены в актах РСФСР о гражданстве 1918 - 1921 гг., положениях о гражданстве СССР, законах СССР о гражданстве СССР. Перечисленные источники содержали разные основания лишения гражданства, которые рассматривались как меры конституционно-правовой ответственности, конституционно-правовые санкции, применявшиеся вопреки желанию лица прекратить гражданства своего государства, хотя лицо может и желало, чтобы его лишили гражданства, или же совершал деяния, заведомо делающие возможным применение такой санкции [3, с. 590]. Основания лишения гражданства были различны также в связи с изменением политических направлений, что непосредственно влияет на институт гражданства.
Рассматривая современные положения закона о гражданстве Российской
Федерации, можно провести аналогию и сравнить такие категории как
«прекращение гражданства» и «лишение гражданства». Важным отличием двух
категорий заключается в порядке отмены гражданства Российской Федерации.
Так, лишение гражданства - односторонний акт, решение органа
государственного власти, которое основано на произвольном рассмотрении,
прекращении гражданства отдельных лиц. Такая процедура недопустима в
соответствии с Конституцией Российской Федерации. Однако в современном
законодательстве возможно прекращение гражданства, представляющее собой
39
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
порядок, возникающий по определенным основаниям, обоснованных взаимным волеизъявлением участников данного правоотношения. Современное законодательство в главе 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» содержит следующие основания прекращения гражданства: 1) добровольное волеизъявление гражданина Российской Федерации (выход из гражданства Российской Федерации); 2) сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию и законодательство, выразившееся в том числе в совершении преступления и действий, создающих угрозу национальной безопасности; 3) установления факта представления лицом поддельных или недействительных документов, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство; 4) иные сведения, предусмотренные международным договором. Обращаясь к данным основаниям прекращения гражданства, можно заметить, что согласно по указанным пунктами 2-4 основаниям гражданство лица будет прекращено без волеизъявления лица, гражданство которого прекращается. Однако такая процедура будет сопровождаться проверкой документов и оценкой правомерности или неправомерности действий лица, гражданство которого подлежит прекращению.
Конституционный Суд в определении от 11 февраля 2021 г. № 183-О
установил, что по смыслу ст. 6 Конституции Российской Федерации лишение
законно приобретенного гражданства недопустимо. Но в случаях, когда лицо,
получившее гражданства в результате решения о его приеме и не выполнившее
установленным законом условий приобретения гражданства, производится
отмена гражданства. Отмена гражданства не является лишением, это
конституционно допустимая мера, при которой решение уполномоченного
органа об отмене решения о приеме в гражданство не носит произвольный
характер. Следовательно, по данному толкованию Конституционного суда
Российской Федерации отмена гражданства также не является односторонним
актом органов государственной власти, такое решение основано на
40
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №28
неправомерности действий лица, обязанного соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Таким образом, исследовав реализацию принципов института гражданства в соответствии с федеральным законом и определением Конституционного суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что принципы института гражданства реализуется как непосредственно, решением суда, так и путем конкретизации в отраслевом законодательстве [4]. По мнению Ю.А. Курохтина, существуют две формы реализации принципов института гражданства - пассивная и активная. Пассивная форма - правовое состояние, возникающие под воздействием конституционной нормы, примером которой может послужить статья 6 Конституции Российской Федерации. Активная форма осуществляется применением нормы в конкретных отношения, примером чего можно привести вышеуказанного Определения Конституционного Суда Российской Федерации.
На наш взгляд, принципы института гражданства должны реализоваться на основе взаимосвязанных, не противоречащих друг другу норм с учетом положений общих и специальных источников института гражданства. В таком случае законодателю необходимо разграничить две категории «отмена гражданства» или «прекращение гражданства» и «лишения гражданства» в Конституции Российской Федерации.
Список литературы:
1. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов, М. С. Саликов. - 2-е изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. - 496 с.
2. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. -341 с.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции
3. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. / С. А. Авакьян. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. Т. 1. - 864 с.
4. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. -
144 с.
5. Курохтин Ю. А. Принцип состязательности судопроизводства в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. М., 2009 - 160 с.