DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_140 УДК 342.7
ИНСТИТУТ ЛИШЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ INSTITUTE OF DEPRIVATION OF CITIZENSHIP IN RUSSIA
КЕТОВА Лариса Петровна,
кандидат исторических наук, доцент,
доцент кафедры иностранных языков и социально-гуманитарных дисциплин факультета экономики и управления, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО Донской ГАУ). 346493, Россия, Ростовская область, Октябрьский район, пос. Персиановский, ул. Кривошлыкова, 24. E-mail: ketova1710@yandex.ru;
KETOVA Larisa Petrovna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Social and Humanitarian Disciplines Faculty of Economics and Management, Don State Agrarian University (Don State Agrarian University). 346493, Russia, Rostov region, Oktyabrsky district, village Persianovsky, Krivoshlykov str., 24. E-mail: ketova1710@yandex.ru
Краткая аннотация. Статья посвящена тенденциям развития института лишения гражданства в России. Отмечается активное развитие данного института и его противоречие российской Конституции. Автор приходит к выводу, что введенные основания прекращения гражданства, по сути основания лишения российского гражданства, противоречат Конституции РФ и фактически ее корректируют. Происходит отказ от ценностей и принципов, заложенных в российскую Конституцию РФ и подтвержденных всероссийским референдумом, что создает опасности для всей правовой системы России.
Abstract. The article is devoted to the trends in the development of the institution of deprivation of citizenship in Russia. The active development of this institution and its contradiction to the Russian Constitution is noted. The author comes to the conclusion that the introduced grounds for termination of citizenship, in fact the grounds for deprivation of Russian citizenship, contradict the Constitution of the Russian Federation and actually correct it. There is a rejection of the values and principles laid down in the Russian Constitution of the Russian Federation and confirmed by the All-Russian referendum, which creates dangers for the entire legal system of Russia.
Ключевые слова. Российское гражданство, право на гражданство, прекращение гражданства, лишение гражданства, основания прекращения гражданства, отмена решения о приеме в гражданство.
Keywords. Russian citizenship, the right to citizenship, termination of citizenship, deprivation of citizenship, grounds for termination of citizenship, cancellation of the decision on admission to citizenship.
Для цитирования: Кетова Л.П. Институт лишения гражданства в России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 140-144. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_140.
For citation: Ketova L.P. Institute of deprivation of citizenship in Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 140-144. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_140.
Статья поступила в редакцию: 25.07.2023
После Второй мировой войны, с созданием ООН, человечество сделало стремительный рывок по признанию, закреплению и защите прав человека. В 1948 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека», в ст. 15 которой закреплено: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» [1]. Право на гражданство называли правом иметь права, т.к. только наличие гражданства дает человеку полный объем прав и позволяет их эффективно защищать.
Однако сегодня в сфере прав человека не лучшие времена. Исследователи и журналисты отмечают рост тенденции к лишению гражданства по всему миру [2, 3]. В Европейских странах лишают гражданства за продолжительное пребывание за границей, за двойное гражданство, за службу в иностранной армии или государственную службу за рубежом, за государственную измену, за приобретение гражданства обманным путем, за терроризм. Но, согласно Европейской конвенции о гражданстве, подписанному 29 странами Европы, лишиться гражданства можно только в том случае, если гражданин является натурализованным и после лишения гражданства он не станет лицом без гражданства. Хуже обстоят дела в неевропейских странах. Например, в период с 2012 г. по 2022 г. власти Бахрейна лишили гражданства по меньшей мере 738 чел., в том числе правозащитников, политических деятелей и журналистов; лишение гражданства родителей в большинстве случаев подразумевает потерю гражданства их детьми [2]; появилась также лавина беженцев из Сирии, Афганистана, дети которых не являются гражданами и т.д. В США гражданства можно лишиться, если оно получено незаконно или путем обмана, человек участвует в выборах или служит в вооруженных силах других стран, совершил госизмену или другое тяжкое преступление, если человек становится членом Коммунистической партии, тоталитарной партии или террористической организации в течение пяти лет после натурализации, но в США принудительное лишение гражданства применяется крайне редко [3].
К сожалению, Российская Федерация идет «в ногу» с этой тенденцией, расширяя и укрепляя институт лишения российского гражданства. С началом специальной военной операции России на Украине изменились общественные отношения в стране и за рубежом. Россияне ощутили увеличение внешнеэкономических санкций; началось преследование российских граждан за границей по принципу гражданства, возникла ответная реакция «Я русский!» в форме хештегов, песен, стихов; состоялся отъезд из России некоторых деятелей культуры и бизнеса, многих граждан России, подлежащих частичной мобилизации, а также тех, кто работал на зарубежных работодателей из России. Произошло обострение проблемы «свой-чужой». Все это не могло не отразиться на общественных отношениях, и, как следствие, на российском законодательстве о
гражданстве.
Институт лишения гражданства существовал в советские времена. В первые годы советской власти лишение гражданства распространялось на целые категории граждан (в основном на тех, кто покинул страну без разрешения компетентных органов - «невозвращенцев»), затем порядок лишения гражданства был индивидуализирован [4; с. 210]. В период «оттепели» из СССР стали выезжать граждане на постоянное место жительства в Израиль, в связи с чем в 1967 году был принят секретный указ о массовом лишении гражданства СССР уехавших граждан [4; с. 211]. Законодательные акты о гражданстве до 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам [4; с. 210]. С принятием Закона СССР о гражданстве СССР в 1978 г. лишение гражданства допускалось в исключительном случае по решению президиума Верховного совета СССР, «если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР» [5]. В 1966-1988 гг. гражданства были лишены 21 человек, в т.ч. писатели А. Солженицын, В. Войнович, музыкант М. Ростропович, режиссер Ю. Любимов. В 1990 году Указы о лишении гражданства были отменены [6].
После распада СССР следовало создать институт российского гражданства, т.к. до этого было гражданство СССР, а российского не было вообще. 28 ноября 1991 года был принят Закон РСФСР N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" [7], в соответствии с которым основная масса граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории РСФСР на день вступления в силу указанного закона (6 февраля 1992 года), становилась гражданами РСФСР по признанию, если в течение одного года после 06.02.1992 г. не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР. Закон также устанавливал новые принципы российского гражданства, которые потом в более расширенном виде были закреплены в Конституции РФ 1993 г., принятой на референдуме. Российские люди, «родом из СССР», выходя из распавшейся страны, еще не зная, каким будет будущее, обсуждая множество его вариантов, тем не менее четко знали, что бы они не хотели из прежней правовой системы взять, и, чтобы избежать негативного опыта в сфере гражданства, формулировали принципы, закрепляя их в конституционном тексте.
Статья 1 Закона РСФСР от 28.11.1991 г. N 1948-1 называлась «Право на гражданство», и состояла из положений о том, что в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство; гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора РФ. Так виделось создателям закона содержание права на гражданство. Впоследствии российские конституционалисты отказались от обозначения такого права в основных документах страны: «право на гражданство» отсутствует в Конституции РФ 1993 г., не было его в Федеральном законе от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве РФ» [8], нет его и в Федеральном законе от 28.04.2023 г. N 138-ФЗ [9]. Видимо, победила точка зрения о том, что гражданство - это не столько право человека, сколько основание для обладания человеком максимального объема прав и обязанностей в определенном государстве.
Между тем нормы о гражданстве в Конституции РФ оказались в двух разных главах: в главе 1 -ой «Основы конституционного строя», в статье 6, где зафиксированы основные принципы российского гражданства. Факт закрепления норм о гражданстве в главе 1 -ой Конституции РФ, по-видимому, означает, что российское гражданство является одной из основ российской государственности, государствообразующим фактором, а также то, что институт гражданства должен безусловно подчиняться диктату права, закону, Конституции, т.к. является одной из основ конституционного строя. Нормы о гражданстве также закреплены во 2-ой главе Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», по-видимому, как субъективное право человека и как взаимность в отношениях с государством своего гражданства (гражданин РФ не может быть выдан другому государству - ч. 1 ст. 61; РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом - ч. 2 ст. 61; двойное гражданство не умаляет его права и свобод, не освобождает его обязанностей в РФ - ст. 62).
В ст. 6 главы 1-ой Конституции РФ «Основы конституционного строя» закреплены основные принципы российского гражданства:
- гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ч. 1 ст. 6) (поставлен заслон советской практике лишать гражданства людей на основе секретных циркуляров, которые нигде не публиковались). В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы в России подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются;
- является единым (ч. 1 ст. 6) Этот принцип связан с федеративным устройством России. Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности. После принятия Закона 1991 г. в России различали два понятия гражданства - международно-правовое (общенациональное, общефедеративное) и внутригосударственное (субъекта федерации, а именно, республик в составе Федерации, которые Конституция РФ 1993 г. в ч. 2 ст. 5 объявляла «государствами в государстве») и, соответственно, различали внешнее и внутреннее гражданство [10]. Но затем от гражданства субъектов Федерации (республик в составе РФ) произошел фактический отказ;
- является равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6);
- принцип равенства прав и обязанностей граждан РФ (ч. 2 ст. 6);
- принцип неотъемлемости российского гражданства (гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства) (ч. 3 ст. 6);
- право на изменение гражданства (гражданин РФ не может быть лишен права изменить гражданство) (ч. 3 ст. 6).
Эти же принципы закреплены и в федеральном законе «О гражданстве РФ» 2002 г. (ст. 4), и в 2023 г. (ст. 5).
Закрепление указанных принципов в Конституции РФ, основном законе страны, придаёт им наивысшую юридическую защиту. Более того, принципы закреплены не просто в Конституции РФ, а в ее первой главе, в «Основах конституционного строя». В соответствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ «никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя». Т.е. нормы первой главы
Конституции РФ, которая сама по себе является актом высшей юридической силы, обладают наивысшей юридической силой относительно норм других глав Конституции РФ.
Среди принципов российского гражданства обратим внимание на принцип его неотъемлемости, наряду с которым в Законе от 28.11.1991 г. был закреплен институт отмены решения о приеме в гражданство (фактически, институт лишения гражданства натурализованных граждан): «решение о приеме в гражданство РСФСР отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РСФСР на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов» (ст. 24). При этом устанавливался срок давности - отмена решения о приеме в российское гражданство была возможна лишь в течение пяти лет после приема.
Этот же институт - отмена решения о приеме в гражданство - сохранился и в Законе о гражданстве 2002 года, более того, структура закона как бы подчеркивала, что прекращение гражданства и отмена решений по вопросам гражданства - это разные институты (они расположены в разных главах). В этом законе отсутствовал срок давности для отмены решений по вопросам гражданства.
С 2017 года институт отмены решения о приобретении гражданства дополнился новыми основаниями [11]: 1) отказ заявителя от принесения Присяги. Тогда же, в 2017 году, в закон была внесена статья 11.1 «Присяга лица, приобретающего гражданство РФ»; 2) факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), связанных с терроризмом, захватом заложников, угоном транспорта, диверсиями, экстремизмом, посягательством на жизнь государственного деятеля, захватом власти, вооруженным мятежом. Все эти преступления так или иначе связаны с воздействием на власть, с безопасностью государства. В исследовательской литературе раздавались логичные призывы дополнить список «всеми преступлениями против основ конституционного строя, которые также могут рассматриваться как нарушение присяги» [12].
В 2023 году российский институт лишения гражданства с принятием нового закона «О гражданстве РФ» [9] получил новый мощный и м-пульс развития. По-прежнему данный институт затрагивает только натурализованных граждан. Для них по-прежнему остается основание прекращения гражданства РФ в случае установления факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения ими заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство РФ или решение о признании гражданином РФ (вновь введен институт признания). При этом появился срок давности - 10 лет со дня принятия решения о приеме в гражданство РФ или о признании гражданином РФ, при условии, что гражданин РФ проживает в Российской Федерации и не имеется иных оснований прекращения гражданства РФ. Т.е., обманывая российские государственные органы при приеме в гражданство, такой человек по-видимому имел действительное намерение стать гражданином, что и подтверждает его 10-летний стаж гражданства, и это как бы дает ему право на срок давности и прощение.
В соответствии со ст. 24 и 26 Закона о гражданстве 2023 г. натурализованные граждане могут быть лишены гражданства РФ (т.е. их гражданство может быть прекращено помимо их воли) в связи с «сообщением заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ», выразившееся в том числе в совершении:
а) преступления (приготовление к преступлению или покушение на преступление); при этом гражданство РФ прекращается независимо от времени совершения соответствующего преступления, даты вынесения приговора суда об осуждении лица за совершение соответствующего преступления и даты принятия решения о приеме в гражданство РФ. Новый закон увеличивает перечень преступлений, совершение которых является основанием для прекращения гражданства по воле государства в сравнении с предыдущим законом: от изнасилования, развратных действий, до терроризма, диверсионной деятельности, дезертирства. И если в условиях ведения страной военных действий такие новые основания, как фейки об использовании Вооруженных Сил РФ, исполнении государственными органами РФ своих полномочий (ст. 207.3 УК РФ), публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ (280.3 УК РФ), организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием (ч. 1 ст. 212 УК РФ), дезертирство (ст. 338 УК РФ), уклонение от военной службы (ст. 339 УК РФ) и др. встречают понимание, то остальные новые основания вызывают удивление. Как изнасилование, действия сексуального характера с детьми, развратные действия, подделка денег или ценных бумаг, большое количество преступлений наркотической направленности и т.п. связано с политико-правовым явлением гражданства, как это наносит ущерб интересам государству? Опосредованно - да. Конечно, любое преступление наносит вред не только гражданам, но и обществу в целом и государству. Но это же опосредованно! Почему нельзя бороться с этими преступлениями среди своих граждан? Почему этих преступников надо лишать гражданства? Ну хорошо, тогда возникает другой вопрос: почему из УК РФ выбраны лишь некоторые преступления, почему тогда не указано просто: если ты признан виновным в соответствии с УК РФ (по уголовному делу), то лишаешься гражданства России, нам такие граждане не нужны? Беспорядочный, необоснованный, на наш взгляд, набор уголовных преступлений в качестве оснований лишения гражданства, без указания критериев такого отбора, безусловно, претендует на его дальнейшее расширение. Гораздо было бы логичнее, учитывая политико-правовой характер устойчивой правовой связи лица с государством, ограничить перечень преступлений, являющихся основанием лишения гражданства, разделом X Уголовного кодекса РФ (Преступления против государственной власти), и XII (Преступления против мира и безопасности человечества);
б) действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации». Факт совершения действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, устанавливается органами федеральной службы безопасности, о чем выносится заключение. При этом гражданство РФ прекращается независимо от времени совершения действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ, и даты выявления факта совершения таких действий.
Позиция законодателей, принявших новый закон о гражданстве РФ, расширивший институт лишения натурализованных граждан граж-
данства РФ, понятна:
во-первых, новые реалии достаточно жестко ставят проблему «свой-чужой», и международная, и внутренняя ситуации обострились;
во-вторых, новые нормы о лишении гражданства имеют моральное значение: институт гражданства поднимается на определенную моральную высоту и возникает проблема «достоин ли ты высокого звания - быть гражданином России»;
в-третьих, проблема соответствия морально-правового уровня натурализованного гражданина высокому званию «гражданин России» становится перманентной: она проявляется не только на момент принятия в российское гражданство, но присутствует теперь всегда, пожизненно. В любой момент компетентные государственные органы могут принять решение о том, что гражданин не достоин гражданства своей страны. И этот аспект заставляет человека сверять свои поступки с высоким званием гражданина России, и возможно, в какой-то критический момент соображение о том, что он может потерять гражданство, удержит его от неправильного шага. Т.е. здесь присутствует и воспитательный, профилактический аргумент.
Но не пора ли признать, что институт лишения гражданства, который к тому же стал бурно развиваться в России, противоречит конституционным положениям главы 1 «Основы конституционного строя»? С каждым углублением и расширением данного института конституционные основы все более размываются.
Институт лишения гражданства противоречит сразу двум положениям Конституции РФ:
- принципу равного независимо от оснований приобретения гражданства (какое же оно у нас равное, если граждане по рождению не подлежат лишению гражданства, а в отношении натурализованных граждан действуют такие основания, и во все большем масштабе?);
- принципу неотъемлемости российского гражданства (в ст. 6 Конституции РФ не установлено, что этот принцип действует только для граждан по рождению).
Вероятно, из-за противоречия института прекращения гражданства по воле государства и без добровольного волеизъявления гражданина Основному закону страны, законодатель не употребляет термин «лишение гражданства». Когда действовало лишь одно основание - по Закону РФ от 28.11.1991 г. N 1948-1 и по Федеральному закону от 31.05.2002 г. до внесения в него поправок в 2017 г., логически еще как-то можно было осознавать и принимать соображение о том, что «лишение гражданства» и «отмена решения о приеме в гражданство» - явления разные. С трудом, но можно было согласиться, что во втором случае просто исправляется ошибка компетентных органов, у которых на момент принятия решения о приеме в гражданство не было достаточной информации о ложности документов и сведений заявителя. С 2017 г. подобные объяснения, связанные с тем, что «заявитель сообщил заведомо ложные сведения в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ», и это выявилось тогда, когда он совершил указанные в законе преступления (или совершил приготовления или покушения на них), выглядят надуманными, нелепыми. В данном случае фактом прекращения гражданства являются не сами преступления (или приготовления или покушения на них), а факт сообщения лицом ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Конституционный Суд РФ, признавая правомерность такого подхода, при этом отмечает, что «отмена решения о приобретении лицом гражданства РФ в связи с установлением судом факта сообщения этим лицом заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство или в связи с приравненным к нему установлением вступившим в законную силу приговором суда факта совершения хотя бы одного из преступлений (приготовления к нему или покушения на него), не выступает мерой ответственности, а по своей правовой природе представляет конституционно-восстановительную меру, - потому конституционной запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, на такую отмену не распространяется»[13].
Исследователи по данному поводу отмечают, что с практической точки зрения различий между понятиями «лишение гражданства»; «отмена решения о приеме в гражданство», а теперь, по новому закону - «прекращением гражданства в связи с сообщением заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ» - нет, и выступают с предложениями признать официально в России институт лишения гражданства [14]. Ну а как же противоречие института лишения гражданства ст. 6 Конституции РФ?
Представляется, что было бы логично не лавировать между Конституцией РФ и желанием расширять институт лишения гражданства, прячась за конструкциями «отмена решения о приеме в гражданство», «заведомо ложные сведения в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ», а пойти одним из следующих путей:
1. Принять новую Конституцию РФ, в которой не было бы принципа о «равном гражданстве независимо от оснований приобретения», а принцип неотъемлемости гражданства касался бы только граждан по рождению, либо также был бы вычеркнут.
2. Привести законодательство о гражданстве в соответствие с действующей Конституцией РФ, и, «чтя память предков», на всенародном референдуме принявших наш Основной закон, обеспечивать его фактическое верховенство.
Существующее же положение вещей в законодательстве о гражданстве разрушает и дестабилизирует отечественную правовую систему.
Библиогра фия:
1. Всеобщая декларация прав человека. Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 20.07.2023)
2. Теория и практика лишения гражданства в разных странах мира. 20.10.2022. URL: https://internationalwealth.info/fast-legal-second-citizenship-and-passport/teorija-i-praktika-lishenija-grazhdanstva-v-raznyh-stranah-mira/ (дата обращения 20.07.2023)
3. За что лишают гражданства в разных странах. 29.12.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5154510 (дата обращения 20.07.2023)
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2003.- 587 с.
5. Закон СССР от 1 декабря 1978 года N 8497-IX «О гражданстве СССР» // Ведомости ВС СССР. 1978. N 49. Ст. 816 (Утратил силу).
6. Указ Президента СССР от 15 августа 1990 года N 568 «Об отмене Указов Президиума Верховного Совета СССР о лишении гражданства СССР некоторых лиц, проживающих вне пределов СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 34. Ст. 652.
7. Закон РФ от 28.11.1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 06.02.1992. N 6. Ст. 243.
8. Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&n=36927&base=LAW&from=435970-0&rnd=Jk7YQ#oClsKlTHHL6bm4V (дата обращения 20.07.2023)
9. Федеральный закон от 28.04.2023 г. N 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О гражданстве Российской Федерации" URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=0184641 F385C33532B9774CC23DF9CF6&mode=searchcard&SORTTYPE=0&BASENODE=1 -
1 &ts=7x4sJlTSrNqsqFjY&base=LAW&n=452902&rnd=Jk7YQ#FiatKlTO24CgIjNn (дата обращения 20.07.2023)
10. Овсепян Ж.И. К вопросу о государствоведческой концепции гражданства // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - N 13. - С. 2-8.
11. Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" URL : https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=PNFmTg&base=LAW&n=221210&dst=100027&field=134#WuLkJlT4k6tBLm2m (дата обращения - 18.07.2023)
12. Лосяков А.В. Конституционно-правовые проблемы отмены решения о приеме в гражданство РФ // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2021. - № 1 (60). - С. 24-27.
13. Определение Конституционного Суда РФ от 11.02.2021 г. N 183-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Республики Карелия о проверке конституционности части второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" URL : https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=6wb2KlT2Nlz944Em1&cacheid=F7B70D558DAC1B2688E5627C28E44390&mode=splus&rnd=0.3481801483429252&bas e=ARB&n=657744#FWc2KlT00xfFT0qk (дата обращения: 25.07.2023)
14. Пронякина С.Ю. Лишение гражданства как особое основание прекращения правовой связи с государством // Юридические исследования. 2021. - № 10. - С. 59-73.
References:
1. The Universal Declaration of Human Rights. Official UN website. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (accessed 20.07.2023)
2. Theory and practice of deprivation of citizenship in different countries of the world. 20.10.2022. URL: https://internationalwealth. info/fast-legal-second-citizenship-and-passport/teorija-i-praktika-lishenija-grazhdanstva-v-raznyh-stranah-mira / (date of application 20.07.2023)
3. For which citizenship is deprived in different countries. 29.12.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5154510 (accessed 20.07.2023)
4. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Constitutional law of Russia: textbook. 3rd ed., reprint. and additional - M.: Jurist, 2003.- 587 p.
5. The Law of the USSR of December 1, 1978 N 8497-IX "On citizenship of the USSR" // Vedomosti VS USSR. 1978. N 49. St. 816 (Expired).
6. Decree of the President of the USSR of August 15, 1990 N 568 "On the cancellation of Decrees of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR on the deprivation of citizenship of the USSR of certain persons living outside the USSR" // Vedomosti SND and the USSR Supreme Soviet. 1990. N 34. St. 652.
7. The Law of the Russian Federation of 28.11.1991 N 1948-1 "On citizenship of the Russian Federation" // Vedomosti SND and the Armed Forces of the Russian Federation. 06.02.1992. N 6. St. 243.
8. Federal Law of 31.05.2002 N 62-FZ "On citizenship of the Russian Federation" URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&n=36927&base=LAW&from=435970-0&rnd=Jk7YQ#oClsKlTHHL6bm4V (accessed 20.07.2023)
9. Federal Law No. 138-FZ of 28.04.2023 (as amended on 24.07.2023) "On Citizenship of the Russian Federation" URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=0184641 F385C33532B9774CC23DF9CF6&mode=searchcard&SORTTYPE=0&BASENODE=1 -1&ts=7x4sJlTSrNqsqFjY&base=LAW&n=452902&rnd=Jk7YQ#FiatKlTO24CgIjNn (accessed 20.07.2023)
10. Ovsepyan Zh.I. On the issue of the state-historical concept of citizenship // Constitutional and municipal law. - 2008. - N 13. - P. 2-8.
11. Federal Law No. 243-FZ of 29.07.2017 "On Amendments to the Federal Law "On Citizenship of the Russian Federation" and Articles 8 and 14 of the Federal Law "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation" URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=PNFmTg&base=LAW&n=221210&dst=100027&field=134#WuLkJlT4k6tBLm2m (date of appeal - 18.07.2023)
12. Losyakov A.V. Constitutional and legal problems of cancellation decisions on admission to the citizenship of the Russian Federation // Scientific works of the Russian Academy of Advocacy and Notary. - 2021. - № 1 (60). - Pp. 24-27.
13. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 11.02.2021 N 183-O "On refusal to accept for consideration the request of the Supreme Court of the Republic of Karelia to verify the constitutionality of Part two of Article 22 of the Federal Law "On Citizenship of the Russian Federation" URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=6wb2KlT2Nlz944Em1&cacheid=F7B70D558DAC1 B2688E5627C28E44390&mode=splus&rnd=0.3481801483429252&bas e=ARB&n=657744#FWc2KlTOOxfFT0qk (accessed: 07/25/2023)
14. Pronyakina S.Yu. Deprivation of citizenship as a special ground for termination of legal connection with the state // Legal studies. 2021. - No. 10. - pp. 59-73.