Логвинова И.В.
12.00.02 Конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право
Constitutional Law; Constitutional Judicial Process;
Municipal Law
DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-129-134
Правовой статус граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом
И.В. Логвинова ©
Московский городской университет управления Правительства Москвы, Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. Правовой статус гражданина Российской Федерации до настоящего времени является дискуссионной проблемой в юридической науке. Предметом научных исследований являются такие аспекты, как: содержание правового статуса, его виды, соотношение понятий «правовой статус» и «правовое положение» личности. Среди наименее исследованных вопросов необходимо выделить проблему правового положения граждан, находящихся за рубежом. Гарантии покровительства и защиты своим гражданам Российская Федерация закрепила на уровне Конституции страны. В эпоху глобализации, когда. даже несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, граждане продолжают активно перемещаться по миру, необходимость в исследовании вопроса об особенностях их правового статуса, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Столкновение геополитических интересов, нестабильность системы международных отношений, попытки стран Запада проводить курс на сдерживание России, как никогда актуализируют вопрос о защите граждан нашей страны, находящихся за рубежом. Цель исследования заключается в выявлении особенностей статуса гражданина за рубежом, исходя из широкого подхода к категории «правовой статус». Предметом исследования настоящей статьи является правовой статус граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, с позиции формально-юридического подхода и системного анализа. Источниковой базой исследования стали нормативные правовые акты различных отраслей российского права, регулирующие вопросы правосубъектности граждан, а также международные договоры, создающие гарантии в сфере обеспечения покровительства и защиты российских граждан за пределами государства гражданства. В результате исследования сделаны выводы о содержании и особенностях правового положения граждан Российской Федерации за пределами страны.
Ключевые слова: правовой статус, права человека, гражданство, гарантии прав человека, государство
DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-129-134
Legal Status of Russian Citizens Abroad
I.V. Logvinova ©
Moscow Metropolitan Governance University, Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. Legal status of the Russian citizen is a debatable issue in legal science to this date. Legal science covers such aspects as elements of the legal status, its types, the correlation between the concepts of "legal status" and "legal standing" of the individual. The legal status of citizens abroad, which is one of the least studied issues, should be emphasized. The Constitution of the Russian Federation
guarantees protection and defence. In the era of globalization, citizens keep travelling vigorously despite epidemic risks. That's why studying the nature of the characteristics of their legal status has both theoretical and practical implications. Such factors as conflict of geopolitical interests, instability of international relations, efforts by the West to subdue Russia make protection of the citizens abroad relevant more than ever. The purpose of the study is to identify the characteristics of the status of the citizen abroad, taking into account a broad approach towards the term "legal status". The subject of the study is a legal status of the Russian citizens abroad with the use of formal juridical and systematic analysis. Sources of the study are normative legal acts of various branches of the Russian law, which regulate legal standing of the citizens, as well as international agreements, which guarantee protection and defence of the Russian citizens abroad. As result of the study, conclusions about elements and characteristics of the legal status of the Russian citizens abroad are made.
Key words: legal status, human rights, citizenship, human rights guarantee, state
FOR CITATION: Logvinova I.V. Legal Status of Russian Citizens Abroad. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 4. Pp. 129-134. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-129-134
ВВЕДЕНИЕ
Положение человека в обществе определяется как его социальный статус. Правовой статус представляет собой разновидность социального статуса и выражает связь человека и государства. Правовой статус - юридически закрепленное в нормах права положение человека и гражданина в государстве. Правовой статус и правовое положение близкие, но не идентичные понятия. Если правовой статус рассматривать как совокупность прав, свобод, установленных государством и гарантированных им, а также обязанностей, то правовое положение более широкое понятие, включающее в себя и иные элементы. Исходя из широкой трактовки правового положения человека, можно, применительно к теме исследования, определить особенности правового положения граждан, находящихся за рубежом. Несмотря на различия в целях пребывания на территории иностранного государства (учеба, служебная командировка, туризм, лечение и иные), любой гражданин имеет конституционную гарантию получить защиту от Российской Федерации.
ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ПРАВОВОЙ СТАТУС» И «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» ЧЕЛОВЕКА
Содержание правового статуса обычно определяется как совокупность прав, свобод, и обязанностей, которые государство устанавливает для личности.
В юридической науке выделяют разные виды правового статуса человека. Одним из них является общий правовой или конституционный статус. Конституционный статус личности - это положение человека в его взаимоотношениях с государством и обществом, закрепленное нормами конституционного права. Конституционный статус личности имеет особое значение [12: 2]. Конституционные механизмы являются основой для защиты прав и свобод личности [7: 291]. Возникает вопрос о том, какое место занимают нормы, регулирующие правовое положение гражданина за рубежом, в системе правового регулирования, и можно ли выделить особенности правового статуса таких лиц в контексте исследования конституционного статуса личности.
С развитием правового регулирования в демократических странах правовое положение личности меняется, поэтому многие исследователи указывают
на необходимость включения в содержание правового статуса кроме прав, свобод и обязанностей таких элементов, как: гражданство, юридическую ответственность, законные интересы, гарантии прав и свобод.
Гражданство предопределяет объем прав, свобод и обязанностей, который у граждан намного шире, чем у лиц, относимых к иностранным гражданам или апатридам. Не все исследователи выделяют этот элемент в содержании правового статуса. Так, Е.А. Лукашева считает гражданство предпосылкой правового статуса [11: 99].
Вопросы о деликтоспособности и юридической ответственности (или ее видах) как элементах содержания правового статуса также продолжают дискутироваться в юридической науке. Общую (статутную) ответственность гражданина перед государством считает необходимым выделить как элемент правового статуса Н.И. Матузов [10: 189].
Некоторые авторы предлагают рассматривать как структурный элемент изучаемого явления принципы правового положения личности [2: 31]. Принципы имеют нормативное выражение, определяют возможности реализации правового статуса, имеют высокий уровень их закрепления в праве (конституционные, международно-правовые, законодательные нормы).
Вызывает вопрос обоснованность включения законных интересов в конструкцию правового статуса [5]. Несмотря на то, что законные интересы не имеют прямого закрепления в нормативных правовых актах, тем не менее, они снабжены защитой со стороны государства. Следовательно, в контексте темы правового положения гражданина за рубежом, исключать аспект, связанный с законными интересами, не стоит.
В исследованиях советского периода отдельными авторами предлагалось включать в правовой статус личности гарантии прав и свобод [6: 21-26; 8: 3-11]. Однако гарантии представляют собой механизмы обеспечения со стороны государства установленных прав и свобод и их включение в содержание правового статуса наиболее дискуссионно.
При всей неоднозначности подходов к содержанию понятия правового статуса человека, нельзя не отметить, что правосубъектность, юридические гарантии, юридическая ответственность находятся в неразрывной связи с правовым статусом личности. В этой связи стоит особое внимание обратить на подход Н.В. Витру-ка, который предлагал разграничить правовой статус
Логвинова И.В.
(систему прав, обязанностей и законных интересов) и более широкую категорию правового положения личности (помимо элементов правового статуса в это понятие входят такие элементы, как: гражданство, правосубъектность, юридические гарантии) [2: 30].
В рамках настоящего исследования правовое положение гражданина предлагается рассматривать как более широкое понятие, чем правовой статус, содержанием которого являются права, свободы и обязанности личности, а также правосубъектность (включая правоспособность, дееспособность, деликтоспособность), законные интересы, гражданство, правовые принципы и юридические гарантии. Такой подход предопределен тем, что необходимо наиболее полно и комплексно рассмотреть особенности правового статуса граждан, находящихся за рубежом, в совокупности с теми элементами, которые влияют на объем прав и гарантии со стороны государства.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы гражданам Российской Федерации. Правовой статус граждан РФ в случае выезда за пределы страны сохраняется в полном объеме, но имеет особенности, связанные с нахождением под юрисдикцией страны пребывания. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются всеми правами, а также за ними сохраняются обязанности1. Отдельные исключения из императива правовой нормы могут содержаться в международных договорах, заключенных и ратифицированных Россией, а также в законодательных актах нашей страны. Так, баллотироваться на выборные должности могут только те граждане, которые постоянно проживают на территории Российской Фе-дерации2.
Гражданам гарантируется содействие в использовании прав и возможности их защиты посредством государства и должностных лиц3. Вместе с тем, государство исходит из того, что сохраняются все обязанности граждан, и дополнительно устанавливается обязанность соблюдения законодательства, традиций и обычаев страны пребывания4. При этом, даже нарушение этого требования не нивелирует обязанность государ -ства обеспечивать защиту и помощь своим гражданам. Обеспечение защиты и покровительства обусловлено
1 Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ (дата обращения 16.07.2022).
2 См. например, ч. 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_40445/ (дата обращения: 16.07.2022).
3 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 378052&dst=100001#Iu7kGtS6IYu0Nin7 (дата обращения: 16.07.2022).
4 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах турист-
скойдеятельностивРоссийскойФедерации»// СПС «Консультант-
Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
12462/ (дата обращения: 16.07.2022).
международным правом, вопросами юрисдикции, реальными возможностями в каждой конкретной стране с учетом особенностей национального права, поэтому не исключены ситуации, когда такая деятельность просто невозможна. В этом случае Правительство Российской Федерации обязано информировать граждан о нежелательности въезда в государство, где возможности защиты граждан ограничены, хотя подобная мера имеет лишь рекомендательный характер и не влечет запрет на выезд из Российской Федерации5.
Выезжающие за пределы страны граждане, находятся в сфере действия юрисдикции иностранного государства. Однако правовая связь такого лица с государством гражданства сохраняется и в силу установленных конституционных гарантий имеет не только нормативное, но и фактическое выражение.
Сохранение гражданства за теми, кто проживает за пределами страны, относится к принципам гражданства6. Кроме того, не лишается гражданства и возможности возвращения в Российскую Федерацию гражданин, даже совершивший правонарушение. Более того, такой гражданин не лишается и гарантии на защиту со стороны государства гражданства, в соответствии с нормами международного права, а также законодательства Российской Федерации.
Лицо, находясь за пределами страны гражданства, сохраняет объем правосубъектности, исключая только те права и обязанности, которые ограничены международным договором или внутренним законодательством. Но его правовой статус усложняется тем, что в стране пребывания лицо рассматривается как иностранный гражданин и соответственно объем правомочий и обязанностей определяется иностранным государством. Возможность осуществления прав, свобод и обязанностей также зависит от особенностей, связанных с пребыванием гражданин за пределами страны. Например, возможность голосовать на выборах на территории иностранного государства зависит от организации избирательных участков за пределами страны и с конкретными условиями в государстве пребывания, с вопросами обеспечения безопасности граждан и иными.
Гражданам за рубежом гарантированы не только права и свободы, но и учет их законных интересов. В частности, Российская Федерация исходит из необходимости предоставления защиты интересов туристов, выезжающих за рубеж, при возникновении чрезвычайных ситуаций, вплоть до их эвакуации7. Как законные интересы, признаваемые государством, имеет смысл рассматривать интересы соотечественников, которые законодательно не определены, но предусмотрена
5 Статья 5 Федерального от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 16.07.2022).
6 Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc&base=LAW&n=378052&dst=100001#Iu7kGtS6IYu0Nin7 (дата обращения: 16.07.2022).
7 Статья 16 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 16.07.2022).
обязанность их обеспечения государством наряду
с правами и свободами8.
Правовое положение гражданина, находящегося
за рубежом, определяется следующими принципами:
1. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из страны иначе как на основании федерального закона9. А вот право на въезд в страну для гражданина России имеет абсолютное выражение и лишить его невозможно ни по каким основаниям в соответствии с 27 статьей Конституции Российской Федерации.
2. Выезд гражданина на территорию иностранного государства не влечет для него или близких родственников каких-либо ограничений прав10.
3. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами11.
4. Граждане, находящиеся за пределами РФ, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при соблюдении законодательства государства
12
проживания12.
5. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным
13
законом13.
6. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, если иное не предусмотрено международным договором или федеральным законом14.
7. На территории Российской Федерации лицо рассматривается только как гражданин РФ, независимо от гражданства другой страны15.
8 Часть 2 статьи 5 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ (дата обращения: 16.07.2022).
9 Статья 2 Федерального от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 16.07.2022).
10 Там же.
11 Часть 2 ст. 61 Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.07.20022).
12 Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ (дата обращения: 16.07.2022).
13 Статья 7 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Там же.
14 Там же.
15 Статья 6 Федерального закона от 31.05.2002 г № 62-ФЗ «О граж-
данстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base
=LAW&n=378052&dst=100001#Iu7kGtS6IYu0Nin7 (дата обраще-
ния: 16.07.2022).
8. Гражданин не может выйти из гражданства, если привлечен в качестве обвиняемого или к уголовной ответственности, даже, если находится за пределами страны16.
Указанные выше принципы, которые определяют правовое положение граждан за рубежом, закреплены как в Конституции Российской Федерации, так и в федеральных законах.
За рубежом гражданин находится под юрисдикцией страны пребывания, но его правовая связь со страной гражданства не прекращается в силу тех конституционных гарантий, которые предоставлены государством, связанные с покровительством и защитой своих граждан. Кроме того, в отношении таких лиц действуют международные договоры, если таковые заключены между Российской Федерацией и иностранным госу-дарством17. Политика в отношении соотечественников направлена на то, чтобы оказывать им поддержку, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан, осуществляя свой свободный выбор, проживать за пределами России или вернуться на историческую родину.
Международное право исходит из того, что дипломатические миссии и консульские учреждения осуществляют защиту граждан, находящихся на территории иностранных государств. Аналогичные положения закреплены и во внутреннем праве государств [1: 402; 9: 25-29]. При необходимости в пределах своей компетенции действуют и иные органы государственной власти [3]. Государственные органы, дипломатические и консульские учреждения, должностные лица обязаны не только защищать, но и обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию прав и свобод гражданами РФ, проживающих (находящихся) за рубежом18.
Посольства Российской Федерации обязаны защищать права и интересы российских граждан, безусловно с учетом действующего права в стране пребы-вания19. Российские консульства должны принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались
16 Статья 20 6 Федерального закона от 31.05.2002 г № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=d0c&base=LAW&n=378052&dst=100001#Iu7kGtS6IYu0-Nin7 (дата обращения: 16.07.2022).
17 Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключено 13.03.1992 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=4 013;req=doc#0XSNBzSxdYXLjJj0 (дата обращения: 05.03.2022); Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств -участников Союзного государства, заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=189714# 8X7OBzSedCWkOPaD (дата обращения: 05.03.2022).
18 Статья 7 Федерального закона от 31.05.2002 г № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=d0c&base=LAW&n=378052&dst=100001#Iu7kGtS6IYu0-Nin7 (дата обращения: 16.07.2022).
19 Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/10118700/ (дата обращения: 05.03.2022).
Логвинова И.В.
в полном объеме всеми гарантированными им правами, при необходимости добиваться восстановления их прав россиян. Безусловным приоритетом является обеспечение жизни, здоровья, безопасности своих граждан в условиях чрезвычайных ситуаций. Осуществление подобных мер возможно с разрешения и при взаимодействии с компетентными органами страны пребывания.
Необходимо иметь ввиду, что граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство или полигражданство, на территории государства гражданства будут рассматриваться только как граждане этой страны, следовательно, дипломатическая или консульская защита и покровительство со стороны России в стране второго гражданства будет невозможна. Равно как и в Российской Федерации лицо независимо от иного гражданства рассматривается как гражданин РФ и в этом случае права на дипломатическую или консульскую помощь со стороны другого государства у россиянина в пределах РФ отсутствуют.
Если это не противоречит законодательству страны пребывания, граждане могут осуществлять трудовую деятельность (как правило, запреты касаются туристов, т.к. трудовая деятельность не соответствует цели въезда в страну). При наличии заключенных международных договоров трудовая деятельность может формировать социальные права. Если речь идет о лицах, обладающих специальным статусом (дипломатические сотрудники и иные откомандированные лица), то на них распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится норма, определяющая, что действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, распространяется на граждан и постоянно проживающих в России лиц без гражданства. Следовательно, в ч. 1 ст. 12 УК РФ закреплен принцип гражданства. Привлечение к уголовной ответственности возможно, если преступление совершено на территории иностранного государства, против интересов, охраняемых УК РФ и не имеется решения суда иностранного государства. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведель И.А., Безбородов Ю.С. Международно-правовое сотрудничество государств в сфере защиты прав граждан за рубежом и интеграционные процессы // Международное публичное и частное право. 2014. № 1. С. 25-29.
2. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. 448 с.
3. Джамбулатов С.И. Участие органов президентской власти в защите прав и свобод человека и гражданина // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 3. С. 23-26.
4. Казаринов И.А. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 30 с.
5. Капитонова Е.А. К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности // Вестник Пензенского государственного университета. 2019. № 4 (28). С. 9-13.
6. Конституционный статус личности в СССР / под ред. Н.В. Витрука, В.А. Масленникова, Б.Н. Топорнина. М.: Юрид. лит., 1980. 256 с.
ведется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ [4: 12].
Судебная практика содержит примеры привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации за преступления, совершенные на территории иностранного государства20. В целом уголовно-правовая политика исходит из принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление, поэтому действие уголовного законодательства РФ может быть распространено не зависимо от места совершения преступления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди видов правового статуса можно выделить статус гражданина, находящегося за рубежом, что обусловлено наличием совокупности правовых норм, которые регулируют и гарантируют определенный объем прав и обязанностей в отношении таких лиц.
Особенности правового положения граждан Российской Федерации за рубежом заключаются в том, что они находятся в юрисдикции государства пребывания, при этом в отношении их действуют гарантии, предоставленные Российской Федерацией, которые выражают правовую связь указанных лиц с государством. Имеются в виду гарантии покровительства и защиты граждан РФ, возможность беспрепятственного возвращения в страну гражданства, сохранение гражданства, несмотря на проживание в другой стране, предоставление прав и свобод в объеме таком же, как и у граждан, проживающих в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и законодательство устанавливают целый ряд принципов правового положения, которые распространяются на гражданина независимо от места его нахождения. Вместе с тем устанавливается и обязанность для граждан, включая соблюдение законодательства, традиций и обычаев страны пребывания. Однако даже нарушение этой обязанности не снимает с государства необходимость обеспечить защиту и помощь своим гражданам.
20 Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 57-д14-4 от 2 апреля 2014 г. URL: https://www.zakonrf.mfo/suddoc/18af0bdfb32792e2bf-c8a49da564f570/ (дата обращения: 02.10.2021).
REFERENCES
1. Vedel I.A., Bezborodov Ju.S. International legal regulation of cooperation of states in the protection of citizens' rights abroad and integration processes. International Public and Private Law. 2014. No. 1. Pp. 25-29. (In Rus.)
2. Vitruk N.V. The general theory of the legal status of the individual. Moscow: Norma, 2008. 448 p.
3. Dzhambulatov S.I. The participation of the authorities of presidential power in the protection of the rights and freedoms of human and citizen. Gaps in Russian Legislation. 2015. No. 3. Pp. 23-26. (In Rus.)
4. Kazarinov I.A. The effect of the criminal law on persons who have committed crimes outside the Russian Federation: PhD Theses of the dis. ... Cand. Sci. (Law). Moscow, 2021. 30 p.
5. Kapitonova E.A. On the structure of the constitutional and legal status of the individual. Bulletin of the Penza State University. 2019. No. 4 (28). Pp. 9-13. (In Rus.)
6. The constitutional status of the individual in the USSR. N.V. Vitruk, V.A. Maslennikov, B.N. Topornin (eds.). Moscow: Jurid. lit., 1980. 256 p.
7. Костенко Н.И. Конституционные основы механизма защиты прав человека и гражданина // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 1. С. 291-295.
8. Лепешкин А.В. Правовое положение советских граждан. М.: Мысль, 1966. 56 с.
9. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студ. юрид. фак. и вузов / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Акад. правовой ун-т. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 402 с.
10. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 189-205.
11. Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 573 с.
12. Югов А.А. Конституционный статус личности - ядро правовой свободы личности // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 2-8.
7. Kostenko N.I. The Constitutional basis of the mechanism of protection the rights of man and citizen. Gaps in Russian Legislation. 2015. No. 1. Pp. 291-295. (In Rus.)
8. Lepeshkin A.V. Legal status of Soviet citizens. Moscow: Mysl, 1966. 56 p.
9. LukashukI.I. International law. The general part. Ed. 3rd. Moscow: Volters Kluver, 2005. 402 p.
10. Matuzov N.I. Personality. Rights. Democracy: Theoretical problems of subjective law. Saratov, 1972. Pp. 189-205.
11. Human rights: Textbook. E.A. Lukasheva (ed.). Moscow: Norma: INFRA-M, 2010. 573 p.
12. Jugov A.A. The constitutional status of the individual -the core of the legal freedom of the individual. Constitutional and Municipal Law. 2011. No. 5. Pp. 2-8. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 83%
Рецензен т: Афанасьева С.А., кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Школы права Института права и управления Московского городского педагогического университета
Статья поступила в редакцию 24.06.2022, принята к публикации 03.08.2022 The article was received on 24.06.2022, accepted for publication 03.08.2022
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Логвинова Инна В., кандидат юридических наук, доцент; Московский городской университет управления Правительства Москвы. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 369558; E-mail: Logvinova_inna@ mail.ru
ABOUT THE AUTHOR
Inna V. Logvinova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor; Moscow Metropolitan Governance University. Moscow, Russian Federation. Author ID: 369558; E-mail: Logvinova_ [email protected]